Таксанов Алишер Арсланович : другие произведения.

От вялотекущей нестабильности к тотальной: рейтинги "недееспособности" государств

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Международные рейтинги Узбекистана и Кыргызстана, 2010 год

  Кыргызстан занял 45 место среди 177 государств по рейтингу "недееспособности" государств мира - Failed States Index 2010, который отражает способность (и, соответственно, неспособность) властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране.. Оценки выставляли эксперты из американского журнала Foreign Policy и общественной организации Американский Фонд Мира (The Fund for Peace). http://gtmarket.ru/news/state/2010/06/22/2579.
  
  Примечание: Оценка количества государств, находящихся в нестабильном состоянии, периодически проводится различными организациями на основе определенного набора показателей и с использованием разных терминологических подходов, однако наиболее широкое распространение для обозначения государств в "пограничном состоянии" получило определение "недееспособные". Так, американский лингвист и политолог Ноам Хомски суммировал некоторые характерные черты недееспособного государства следующим образом. Во-первых, это неспособность или нежелание государства защитить своих граждан от насилия, а то и от гибели. Во-вторых, склонность власти считать себя выше закона - как национального, так и международного. И, в-третьих, такое государство страдает от серьезного "дефицита демократии, лишающего формально действующие демократические институты реального содержания".
  
  Трудно сказать, повлияли ли последние события на юге Кыргызстана на расчеты, ибо страна оказалась во втором блоке рейтинга - "государства с уровнем стабильности ниже среднего - опасный уровень рисков", имея общий индекс в 88,4 баллов (чем выше индекс и тем ближе места к 1, тем хуже положение и, наоборот, чем меньше индексный показатель и ближе к концу рейтинга - тем лучше). Рядом оказались Экваториальная Гвинея (88,4 баллов и 44 место) и Колумбия (88,2 и 46 место). То есть в окружении тех государств, где политическая нестабильность стала уже хронической. Если говорить о Колумбии, то это влияние наркокартелей и партизанских группировок, уже много десятилетий ведущих войну с правительством, а также высокая коррупция, криминальный уровень и слабость гражданского общества, невысокий уровень образования населения, работа социальных институтов и инфраструктуры. На оценку Кыргызстана, возможно, повлияла многолетние проблемы северной и южной части республики, а также две революции...
  Между тем, каковы были основы для такой раскладки? Как отмечают сами эксперты, ими использовались следующими индикаторами:
  Социальные показатели:
  I-1. Уровень демографического давления.
  I-2. Уровень миграции беженцев и/или перемещенных лиц.
  I-3. Наличие недовольных и мстительно настроенных групп
  I-4. Устойчивая и перманентная эмиграции из страны.
  Экономические показатели:
  I-5. Неравномерность экономического развития.
  I-6. Уровень экономической нестабильности.
  Политические показатели:
  I-7. Уровень делегитимизации и криминализации государственных структур.
  I-8. Наличие и качество общественных услуг.
  I-9. Уровень нарушений прав человека.
  I-10. Уровень влияния аппарата государственной безопасности в качестве "государства в государстве".
  I-11. Уровень влияния групповых и/или клановых элит.
  I-12. Степень вмешательства других государств или внешних политических субъектов.
  Самыми благополучными оказались Норвегия (18,7 баллов и 177 место), Финляндия (19,3 баллов и 176 место), Швеция (20,9 баллов и 175 место), Швейцария (21,8 баллов и 174 место), то есть в блоке "государства с высоким уровнем стабильности - отсутствием рисков".
  Эксперты отмечают, что несмотря на уменьшение числа межгосударственных конфликтов за последние годы, в мире растет количество линий политической нестабильности, а целый ряд государств находится на пороге деградации институтов власти - как не подтверждение существующему положению в Кыргызстане? По их оценкам, сегодня более 2 млрд. человек живут в нестабильных государствах, балансирующих на грани экономического и политического кризиса, причем это больше страны "третьего мира", к числу которых относят и государства Центральной Азии. Кроме того, неблагополучные государства являются не только угрозой для сопредельных стран и регионов, но и угрозой для окружающей среды, так как существует сильная корреляция между стабильностью государства и устойчивостью экологической системы на его территории. Арал и ядовитые хвостохранилища - это последствия не только прежней советской системы, но и результат нынешних реформ. Медленно сменяется не только технология производства, но и само мышление, которое строит эффективность на природном паразитизме и хищническом отношении к окружающей среде.
  Возвращаясь к событиям к Кыргызстану, то единственным, кто пытается сделать на горе высокую политику является Ислам Каримов. Во время поездки в Бухарскую область 18 июня 2010 года он, стоя среди чиновников и допущенных к его лицезрению простых обывателей, разглагольствовал так, насколько хватало его примитивного разума бывшего коммуниста:
  "Я и ранее говорил - мир признает и уважает только те государство и народ, которые, сохраняя свое достоинство, гордость, уверены в своей силе и мощи, способны собственным трудом и потенциалом созидать свое будущее и защищать себя. Такой народ велик, у него светлое будущее". (http://uza.uz/ru/politics/10908). Красиво сказал, как и подобает демагогу государственного масштаба, не имеющего ни совести, ни моральных принципов, ни честности и порядочности.
  Итак, как же оценил Каримова и его "глубокопродуманные и взвешенные" реформы на пути к великому будущему мир, в частности, те же Foreign Policy и The Fund for Peace? Что они сказали по поводу Узбекистана?
  Увы, никто из экспертов не разделяет точку зрения "Человека, определившего эпоху". Более того, они выставили Узбекистан в более худшем положении, чем Кыргызстан. Наша республика попала в первый блок - "государства с высоким уровнем нестабильности - критический уровень" (регионы окрашены в красный цвет! - как светофор, типа, стой, опасно туда ходить) - ей рассчитали индекс в 90,5 баллов и 35 место. В окружении - практически африканские страны, а также Грузия (90,4 балла и 36 место). Так что до Черного континента не просто близко, мы вместе с тамошними аборигенами прыгаем вокруг костра самомнения и поем песни о своем величии, хотя по уровню развития просто пигмеи.
  А что же еще ожидать? Рассмотрим некоторые показатели, что рассчитывали эксперты двух международных институтов.
  Итак, демографическое давление - одно из самых высоких в Центрально-Азиатском регионе и даже в СНГ. В период СССР наша республика была впереди всех по объему рождаемости. В 1970 году численность населения (с учетом миграции) составляла 11,79 млн. человек, в 1991 году - 20,7 млн., а на 1 января 2010 года она достигла 28,0 млн., то есть за 40 лет увеличилась в 2,37 раз! При этом рост ВВП явно отставал от демографического, произошла сильная диспропорция, и если при коммунизме это компенсировалось дотациями и перераспределением трудовых ресурсов, то ныне республика осталась наедине со своими проблемами. Нехватка денежных и материальных ресурсов, гипертрофированная и коррумпированная экономика оказалась неспособной поддержать социальное благополучие, что вызвало массовый отток рабочей силы в северные регионы континента - в Россию, Казахстан, на Украину и т.д. Более 2 млн. гастарбайтеров пытаются выжить в сложных условиях и направляют свои доходы на родину, которые составляют до 7-10% ВВП Узбекистана. Кроме того, интенсивны потоки трудовой силы и внутри страны, и многое не учитывается из-за сложности регистрации и существующей системы прописки - это уводит почти всех мардикеров в "тень".
  Уровень миграции высок, как и высок удельный вес тех, кто хочет получить статус политического или экономического (гуманитарного) беженца в других странах. Это только центр "Ижтимоий фикр" показывает, что почти 100% респондентов не желают покидать родину, практика демонстрирует совершенно иные результаты. По-моему, уровень доверия к подобным социологическим службам весьма невысок как у специалистов, так и у населения.
  После андижанских событий доля мстительных граждан возросла. К ним прибавились люди с религиозной составляющей, попавшие под репрессии, бизнесмены, стонущие под бременем коррупции и мертвых законов, оппозиционеры и правозащитники, чья деятельность запрещена, и т.д. Это президент кормит себя сказочками о благополучии созданного им рая, в действительности все как раз наоборот. Все больше популярность получают подпольные движения и организации, действующие за рубежом. Политика И.Каримова способствовала зарождению экстремизма и терроризма, и вряд ли стоит ожидать в ближайшее время снижению напряженности, какие бы карательные меры не предпринимали власти.
  Узбекистан отличается неравномерностью территориального и отраслевого развития, и если в годы Советской власти были попытки отрегулировать их (вспомните, что действовали даже научные центры, в их числе Совет по изучению производительных сил), то ныне все пущено на самотек или делается очень коряво и непродуманно. Косвенно это подтверждается внутренней миграцией. Практически весь капитал сосредоточен в столице и областных центрах, отдаленные регионы испытывают проблемы с материальными ресурсами, денежным оборотом, функционированием производственных и социальных объектов. В 2009 году ВВП достигал 48,09 трлн. сумов, что на душу населения равнялось 1,71 млн. сумов (или 785 долларов), что очень мало (для сравнения: в 1987 году ВВП составлял 1534 рублей на душу населения, что равнялось 2455 долларам). Причем большая часть доходов приходилось на Ташкент и промышленно развитые города - Навои, Ангрен, Алмалык, Бухара и Самарканд, Фергана и т.д. Официально 20% продукта создается в государственном секторе, однако учитывая тот факт, что частные хозяйства работают в рамках плановых заданий (т.н. госзаказа), то доля государства в реальности выше.
  В стране нет права частной собственности на землю, что делает бесперспективным любое хозяйственное начинание. В любой момент арендуемую землю власти могут отнять или принудить к выполнению нерентабельных действий для исполнителя. Денежное обращение заменено пластикизацией, что привело, с одной стороны, к сложностям взаиморасчетов, с другой, к расцвету нелегальных операций с наличностью, - такого абсурда даже нет в африканских странах. Налоговая политика нестабильна, постоянно меняется нормативная база, что делает неэффективным бизнес и малое предпринимательство - они все больше уходят в теневую сферу. Контрабанда стала реакцией на ненормальные таможенные тарифы. Идет скупка государства крупными компаниями, это видно на примере "Зеромакса" - фирмы, принадлежащей дочери Ислама Каримова - Гульнаре. Эта структура, превратившись в мерзкого спрута, контролирует золотой и нефтяной бизнес, медиа, туризм, рынок строительных материалов и коммуникации. Рэкет со стороны карательно-репрессивных органов стал обыденным явлением. Раскулачивание коснулось уже тех, кто считал себя недосягаемым для закона, однако это делается не в целях социальной справедливости и торжества правопорядка, а потому что началась перекройка "пирога". В этом случае нельзя говорить об экономической стабильности Узбекистана.
  Касаясь политических индикаторов, то стоит отметить о функционировании ярко выраженной специфики - клановости общества и распределения ресурсов исходя из интересов региональных элит. Криминальные сообщества все чаще оперируют государственными активами и влияют на решения правительства. Чиновники государственных органов и, особенно, карательных, выступают как люди, взимающие ренту с должностей, продающие указы и нормативные акты в угоду узких групп, особенно в таких секторах, как услуги, ликвидные товары, конвертация, банковские трансферты и т.д. Передача экономически необоснованного проекта по строительству Дворца международных форумов в Ташкенте вне тендера корпорации "Зеромакс" - яркое тому проявление коррупции. Более того, ликвидация этой структуры с передачей ее обязательств на шею правительства - это еще один факт превращения государственной казны в личную кормушку диктатора.
  Гражданского сектора как такового нет, точнее, оно деформировано. На общественном пространстве функционируют квази-неправительственные учреждения как махалля и прогосударственные организации, субсидирующие, между тем, из государственного бюджета. Независимые структуры ликвидированы, а международные спонсоры не имеют доступа на узбекский рынок грантов. Партии до 2/3 финансируются правительством, что является нонсенсом, но зато делает политику управляемой и карманной. Хотя это еще одна кормушка для тенекратии и бюрократии. Много демагогии, к примеру, со стороны т.н. Экологического союза, получившей по квоте места в парламенте, однако ни один платан в центре столицы не был защищен ею. В этом случае нельзя ожидать политического плюрализма и демократии. Статус Омбудсмена весьма низок среди населения, его считают насмешкой над демократическими стандартами, выборы больше напоминают спектакль.
  В стране всем заправляют службы безопасности, через них проводятся кадровые ротации в государственном и частном секторах. Карательно-репрессивные органы в разных соотношениях контролируют и извлекают прибыль от отраслей и сфер народного хозяйства. Банки, торговля, финансовые трансферты, внебюджетные фонды, контрабанда, ликвидные товары - золото, нефть, газ, ТНП и т.д. - все это касается частных интересов силовых ведомств. Они получили неограниченную власть в стране, часто занимаются непрофильной деятельностью. Фактически, они - государство в государстве.
  А между тем, отечественные издания в лучших традициях сталинизма-брежневизма продолжают петь во славу президента, студентов и школьников принуждают учить бредовые идеи национальной независимости, инженеров строить дома и мосты по пяти принципам узбекской модели развития, а учителей и врачей - собирать хлопок. И не удивительно,что по уровню "дееспособности" мы среди каннибалов Африки. Ведь наш президент - элементарный людоед.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"