В субботу, в ожидании своей электрички и спасаясь от холода, забежал я в киоск, где продают газеты и всякую мелочь, типа сандвичи, жвачку, мороженое, напитки и т.д. На стеллажах - журналы, и один из них привлек мое внимание. На последней странице было помещено рекламное предложение - совершить туристскую поездку в четыре страны: Узбекистан (от 1599 евро), Индию (от 1790 евро), Китай (от 1960 евро) и Перу (от 2390 евро). Появление такой рекламы в солидном издании меня обрадовало, и я решил - вот он, рывок на немецкий рынок! Но присмотревшись к цифрам, понял: оп-ля, нет, не все ладно, увы, во всем мы таки проигрываем конкурентам.
Поездка в Узбекистан - всего 9 дней, тогда как в Перу и Индию - две недели, Китай - 15 дней, при этом все эти страны расположены значительно дальше от Европы, чем моя родина, почти в 2 раза и более. Получается так, что наши цены на услуги выше, чем у китайцев и перуанцев. Из расчета 1 дня придется за узбекский турпродукт выложить 177,6 евро, за индийский - 127,8, за китайский - 130,6, перуанский - 170,7 евро. Юго-Восточная Азия и Южная Америка - уже освоенные рынки, и эти регионы довольно известны как турагентам, так и путешественникам. Узбекистан же по большей части мало кому знаком.
Но этот свой текст я решил написать, желая продолжить дискуссию, начатую веб-ресурсом "Фергана". Для начала хотел бы предложить читателям кое-какие статические выкладки для сравнения.
В 1989 году доля туристско-экскурсионных услуг в Узбекистане по объему платных услуг достигала 4,9%, в 2009 году - 0,9%, то есть произошло снижение в 5,4 раза. В 1989 году было оказано туристско-экскурсионных услуг, исходя из среднегодового курса ЦБ СССР рубля к доллару, на $202,3 млн., а в 1990 году - на $219,7 млн., тогда как в 2009 году - на 56,9 млрд. сумов (что равняется $37,89 млн. по среднегодовому курсу ЦБ Узбекистана) и в 2010 году - на 46,8 млрд. сумов (или $29,01 млн.). Получается так, что в советское время организация экскурсий и путешествий была более доходной, чем в годы реформ Ислама Каримова. Про гостиницы говорить не стану, ибо сведений за советский период у меня нет.
Но это еще не все.
В 1989 году в Узбекистане было всего 23 гостиницы и туристских базы, они обслужили 1,017 млн. граждан, в 1990 году - 27 и было обслужено 1,136 млн. В 2009 году насчитывалось 318 гостиниц и турбаз, количество туристов - 855, 2 тыс. человек. Иначе говоря, в прошлом на 1 гостиницу приходилось 42,0 тыс. туристов, а ныне - только 2,7 тыс., что в 15,5 раза меньше. Получилось распыление туристского потока, и это привело к разгрузке производственных мощностей "индустрии гостеприимства". То есть это тот случай, когда количество не ведет к новому, лучшему качеству.
За 1964-87 годы число иностранных туристов, посетивших Узбекистан, возросло в 23,4 раза, и таких темпов не удалось достичь за весь постсоветский период. Причем стотысячный рубеж был преодолен в 1978 году, а двухсоттысячный - в 1985 году. Это свидетельствует о том, что интерес к Центральной Азии в целом, и к Узбекистану в частности, был весьма высок в мире, особенно для представителей капиталистических стран. Так, в 1987 году на 10 туристов из социалистических стран приходилось 21 турист из капиталистических. В 1985 году доля иностранцев, въехавших в СССР, а затем посетивших Узбекистан, составляла 3,49%. Получается так, что республика, занимая 4 место в стране по численности населения, одно из лидирующих по количеству исторических объектов, между тем, в меньшей степени была вовлечена в международный туризм. Хотя косвенно это было связано с недостаточностью инфраструктуры обслуживания, а также ассортиментом и качеством услуг соответствующего класса.
По данным, Узбекского Республиканского Совета по туризму и экскурсиям, в 1989 году индустрия гостеприимства обслужила 1,24 млн. туристов и 6,94 млн. экскурсантов. В отчете Национальной компании "Узбектуризм", за 2011 год обслуживание в гостиницах и турфирмах получили 1 млн. гостей. В сообщении пресс-службы нет конечной абсолютной цифры, каков финансовый результат деятельности туристского сектора, но лишь приводится относительный показатель - темп прироста 8,3%. Между тем, по данным Госкомстата Узбекистана в 2010 году гостиницами и турфирмами было предоставлено услуг на 142,8 млрд. сумов, значит вышеуказанные проценты - это 11,8 млрд. сумов. Итак, сумма услуг в прошлом году составила 154,6 млрд. сумов, что по среднему курсу Центрального банка Узбекистана равняется $91 млн. В любом случае, эти цифры значительно ниже советских.
К началу 2012 года в республике функционировало 828 туристских предприятий. Получается, что на одну единицу приходилось 186,7 млн. сумов объема услуг, или $109,8 тыс. (это двухгодовой бюджет малообеспеченной семьи в Швейцарии, - А.Т.). Тогда каков же объем прибыли? - ведь речь идет об объеме услуг! Или статистика не дает точных данных, или отчеты у турорганизаций явно заниженные.
Авиация - основной транспорт для дальних путешествий. В 1990 году самолетами "Аэрофлота" было перевезено в Узбекистане 6,3 млн. пассажиров, в 2010 году - 1,9 млн., что в 3 раза меньше показателей двадцатилетней давности. Но основной статьей затрат в турпакете являются транспортные услуги, получается так, что объем прибыли от перевозки пассажиров выше, чем весь объем оказанных услуг сектором туризма. Тогда что остается самому туризму? Если туриндустрия обслужила 1 млн. человек, то на одного приходилось 154 тыс. сумов, или $90. Материальные затраты, реклама и прочие расходы - не менее 80% из этой суммы, тогда на прибыль остается ..... с гулькин нос.
Если в 2011 году было обслужено 463,4 тыс. иностранцев, то в Фонд развития туризма поступило $463,4 тыс. только от них. А сколько было обслужено узбекских граждан на выезд - ведь с них тоже снимается "налог" в размере $1 на счет данного Фонда. А вот что делают те, кто управляет Фондом, с данными деньгами - увы, это тоже государственная тайна.
Недавно НК "Узбектуризм" опубликовала списки объектов, которые рекомендуются турфирмам вовлекать в сферу туристских услуг. Это 182 лечебно-оздоровительных предприятия, 4 пансионата, 95 музеев, 16 рекреационно-экологических учреждений, 113 санаторно-курортных, 36 спортивно-оздоровительных, 15 туристских баз, 68 зон отдыха. В 1990 году в Узбекистане насчитывалось 68 музеев, 33 театра, 4,5 тыс. клубных учреждений, 6,1 тыс. киноустановок, 88 санаториев и пансионатов, 165 санаториев-профилакториев, 18 домов и пансионатов отдыха, 51 баз отдыха, 5 туристских баз. Кроме того, функционировало 111 учреждений отдыха одно-двухдневного пребывания. Но еще в те времена власти признавались, что для организации отдыха и лечения существующей инфраструктуры явно недостаточно, ибо она обслуживает всего лишь 8% населения. Но кто может сказать, сколько обслужено ею в настоящее время?
Я не ставлю своей целью доказать, что социалистический период был вообще "золотым веком" для туризма и что необходимо вернуть прежний строй. Система туризма соответствовала тому времени, той философии, которая практиковалась, и она не вписывается в новую среду. Просто не следует приписывать прошлому одни лишь недостатки и ужасы.
Ныне в Узбекистане - рыночные отношения (хотя это, если честно, можно сказать с большой натяжкой, скорее всего, коррумпировано-административно-полурыночные), и они диктуют совсем иные условия и схемы развития. Рыночные, как известно, более эффективные, динамичные, они предоставляют больше простора для инициативы и личной заинтересованности. Только прежняя база туристского сектора ныне или же разрушена, или все используется малоэффективно. Многие процессы в туризме находятся в "тени", так как это одна из немногих отраслей, имеющих доступ к валюте, а вот желающих получить ее, валюту, очень много среди контролирующих структур и чиновников всех рангов и мастей. И чем хуже общеклиматическая ситуация в экономике республики, тем менее рентабельна и прозрачна индустрия гостеприимства и отдыха.
Но переломить ситуацию "Узбектуризм" не в состоянии, ибо это касается всей макроэкономического пространства - финансового рынка, кредитования, строительства, энергетики, транспорта, медицины и страхования и мн.др., включая общественный порядок и визы, что является смежными секторами, но влияния на которые у Национальной компании абсолютно нет. Непонятны вообще правила игры государства для бизнесменов и инвесторов, местные же трудовые ресурсы (гастарбайтеры) батрачат в других странах. Однако, по ожиданиям "Узбектуризма", "реализация проекта ознакомительных поездок "Мега-инфо-туров" будет способствовать увеличению числа туристов, посещающих Узбекистан, в 2012 году в среднем на 15%". Хотелось бы, чтобы такие прогнозы оправдывались. Только я помню принятые в разные годы правительственные программы и даже президентские указы, направленные на расширение и развитие туризма в Узбекистане, но как они были исполнены - это за семью печатями. Хотя по цифрам видно, что результаты отнюдь не впечатляющие.
Туристы голосуют ногами. Они идут туда, где лучше. А пока лучше в Индии, Китае, Перу...