Талгат : другие произведения.

Купированное кино

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эту работу я написал еще будучи 19-летним студентом. Спустя 3 года ее опубликовали в Алматы-Арт журнале.


   Купированное кино.
  
   Сидел я за компьютером и писал курсовую работу по мастерству. Работа скучная и малоинтересная. Строчка за строчкой выстроились уже семь печатных листов. Не то чтобы мне спать хотелось, да что-то не очень впечатляла меня перспектива всю ночь набирать текст. Даже повода побездельничать не было. Только я и контупер. Пялимся друг на друга до одурения. Тошно. Противно. Если бы хотя бы радио работало.
   Маялся я так до одиннадцати часов ночи. От тоски начал придумывать хоть какой-нибудь повод оторваться от монитора. И тут прямо как в сказке. У меня зазвонил телефон! Всё равно кто это был. Пусть даже не туда попали. Лишь бы человеческий голос. А то можно вконец одичать. Мигом подскочив, я поднял трубку, телефон даже не успел зазвонить второй раз. Из трубки раздался спокойный голос Саймона:
   -Судя по тому, что трубка была поднята после первого гудка - у того кто её поднял наверняка депрессия.
   Весь мой оптимизм сразу куда-то улетучился. Голос продолжал:
   -Здорово Дерек. Я вот тут немного подумал над кое чем и у меня родилась идея.
   -А она так же гениальна, как и все твои идеи? - спросил я как можно более безразличным тоном. На самом деле мне действительно было интересно. Саймон толковый парень даже когда я и не понимаю некоторые его идеи, я прикидываюсь, что оценил его труд. Его мысли действительно интересные, только вот кажется, мне не тем он занимается. Пытается охватить всё сразу. А это невозможно. По крайней мере, для меня.
   -Ты вообще, как, в кино разбираешься? -немного неуверенно спросил он.
   Я взглянул на свою коллекцию низкопробных боевичков и отборной порнушки. Мой рот растянулся в довольной улыбке. Я с гордостью изрёк:
   -ДА...!
   Он как будто и ждал этого.
   -В общем, я копался в своих знаниях, пытался их как-то систематизировать и наткнулся на интересное явление. Это даже не сколько явление. Больше что-то логическое. И не знаю даже как это назвать получше. Лично я назвал это дело "купированное кино". Конечно, я допускаю возможность, что нечто подобное уже существует в более красивой и грамотной форме. Может быть, даже то, что у меня - это бред сивой кобылы. Но я всё равно этим горжусь, потому что Я до этого додумался сам. Тебе интересно?
   Я глянул под стол. Около спавшего с ноги тапка ещё стояли две бутылки пива. Неплохо начинается ночка, подумал я.
   -Ладно валяй. - это был больше зёв чем слова.
   Саймон прокашлялся, в трубке едва слышно зашуршала бумага, видимо он подготовил какую-то речь:
   -Прежде всего, я бы хотел разъяснить, что именно я понимаю под термином "купированное кино". Для этого воспользуюсь доказательством метода "от противного". Противоположность для "купированного кино" это обычное, скажем так - СТАНДАРТНОЕ кино.
   Стандартное кино включает в себя такие компоненты как:
   -изображение и его производную - цвет;
   -звук;
   -музыку;
   -актёров (игра);
   -сценарий (идея, история-сюжет).
   Все они служат средствами выразительности и не нуждаются в отдельном описании (если я чего-то забыл, то можете смело пополнять мой список).
   Купированное кино лишено одной или нескольких компонент, которые выражаются за счёт усиления имеющихся средств.
   Так отсутствие звука в фильмах с Чаплином компенсировалось актёрской игрой и частично игрой тапёра (наиболее удачливые тапёры умудрялись передавать эмоциональный накал картины). Недостаток цвета (впрочем, тогда это не считалось недостатком), замещался контрастным использованием чёрного и белого цветов (ФЭКСы).
   Но основную нагрузку в фильмах того времени несли всё-таки актёры. Чего не скажешь о современном кино. Сегодняшний кинематограф изобилует различными техническими ухищрениями, звуковыми и визуальными спецэффектами, которые зачастую заслоняют игру актёров и заглушают идеологическую ценность фильма (если она есть). Нет нужды играть страх, если его можно дать послушать.
   -Да, есть такой, - мне нужно было как-то прервать его монолог, - Особенно в кинотеатрах. Фильм не страшный, звуки тоже. А если что-то и есть страшное, то это громкость. Сидишь себе с девушкой подмышкой спокойно, а тут ВЖИТЬ по мозгам. Оказывается, мышка пробежала. ВЖИТЬ ещё. Дверь открылась. ВЖИТЬ третий раз. Это ветер. Вообще-то я деньги не за звук, а за картинку плачу. Люди наглеть начинают. Обманывают зрителя.
   -Это ты, верно, подметил, но об этом позже. - Саймону понравилось моё активное участие, - Возможно, американское кино в связи со своей чисто коммерческой направленностью переживает так называемый кризис жанра. Логически выстроенные сценарии созданные вкупе с работой социологов позволяют снимать фильмы, которые будут иметь определённый финансовый успех. Но при создании подобных фильмов основной упор идёт на рассчитывание ответной реакции и можно сказать, что режиссёр идёт на поводу у зрителя. Нужно ли говорить, что американский зритель - это сытый гедонист и от кино он хочет, лишь удовольствия. Ни тебе катарсиса, ни философии.
   -Да вообще ни катарсиса, ни фига, - я многозначительно вздохнул, укоряя себя за то что отдал словарь медицинских терминов. Как бы он сейчас пригодился. Саймон опять зашуршал бумагами, что-то бормоча себе под нос.
   -Разумной альтернативой этому безобразию служит так называемое "авторское кино". Оно может обладать всеми свойствами коммерческого кино и в тоже время может быть пронизано "авторским видением" окружающего мира режиссёром. Наиболее преуспел в этом деле Стивен Спилберг.
   -Этому еврею сделать кино все равно, что два пальца об асфальт. - вставил я. Саймон сделал вид, что не услышал моих слов.
   -А теперь подойду к формулировке самого купированного кино. Как стало понятно из вышеописанного, купируют кино для большей эффективности (как купируют хвост и уши собакам бойцовских пород). Купированными же называют фильмы, где были удалены основные или вторичные компоненты.
   К основным компонентам принадлежит изображение. Ко вторичным - цвет и звук. Все они в равной степени могут подвергаться купированию. Конечно, трудно представить кино без изображения, да и не нужно. В данном случае купируется не всё изображение, а лишь его часть. Вырезаются ненужные промежутки, описывающие действия в соответствии с реальным временем. Достаточно показать лишь начало действия и его результат, а само действие усвоится на подсознательном уровне. Например: человек взял лопату и вот секунду спустя он стоит около свежеразрытой ямы. Сам процесс копания стал самособойразумеющимся. Этот закон используется в монтаже. Детищем эксперимента с купированием времени явился клиповый монтаж и собственно сами клипы.
   Но что если купировать не изображение, а его действие . Я имею в виду не статичный план, я говорю об удалении осмысленного предсказанного движения в кадре. Для этого необходимо лишить его, либо предсказуемости, либо осмысленности. Лишить движения в целом было бы нелогичным, так как тогда кино бы вернулась на свою предыдущую ступень - фотографию. Попытки зафиксировать движение таким, какое оно есть предпринимал оператор Аркадий Кауфман более известный под псевдонимом Дзига Вертов. Свои работы он объединил принципом "жизнь врасплох". Предметом его съёмки была объективная реальность. Без прикрас, без комментариев, без сценария и без актёров. Сегодня Кауфман считается одним из зачинателей и теоретиков документального кино. Что касается кино художественного, то и в нём тоже предпринимались попытки снять картину без сценария. Но это уже спорный вопрос. Отсутствие сценария на бумаге ещё не означает, что его наброска нет в голове творца. В любом случае фильмы, снятые по такому принципу существуют. Самые известные из них это "Санта - Барбара" и "Просто Мария".
   -Какие к чертям собачим это художественные фильмы? - взорвался я. - Это же игровые постановки. Художественность фильма подразумевает его принадлежность к искусству, которым и не пахнет в этих мыльных сосисках,- признаю не очень красивая метафора, но с чем ещё сравнить? И там, и там конвейер.
   -Конечно, в большинстве случаев это попросту высосанные из пальца истории. Но никакого задолго продуманного сюжета в этих фильмах нет, что делает их тоже частью "купированного кино". Но раз уж ты заговорил о художественности в игровых фильмах...
   -В фильмах, -поправил я, - НЕ в сериалах.
   -Именно в фильмах - невозмутимым тоном повторил Саймон. - То и в этом случае применимо бессценарное построение. К сожалению, я не киновед и не могу привести какой-либо стоящий пример. Хотя нет. Я что-то припоминаю. Я не видел ни одного его фильма. Мне кто-то про него рассказывал. Какой-то французский режиссёр-импровизатор. Тоже без сценария...- тон Саймона стал неуверенным.
   -Ладно, верю, - снисходительно бросил я. - Продолжай.
   -Он снимал фильмы без написанного сценария. Не помню кто именно. Да и бог с ним. Вернёмся к теме.
   Сам по себе сценарий это полноценное литературное произведение зачастую созданное по классическим канонам драматургии. Исключение, какого либо из этих принципов тоже может превратить фильм в купированный. Например, можно выкинуть концовку из фильма. Это вообще довольно широко распространённый метод им пользуются все кому не лень и не только лень. Сырость сценария может быть воспринята как некая философская идея если его закончить не заканчивая, тем самым, вынуждая зрителя самого додумывать финал. Отцом этого метода признан английский писатель Бернард Шоу. По его "Пигмалиону" был поставлен фильм "Моя прекрасная леди" с Одри Хепберн в главной роли...
   -С кем? - неизвестная фамилия подействовала на меня как пощёчина.
   -Неважно. Я хотел сказать что, недосказанность это не только необычный психологический ход для драматурга, но и хороший выход для многих молодых и неграмотных авторов.
   -А что если убрать не концовку, а какую ни будь другую часть?
   -Тоже можно, но это как говорится дело вкуса. От того какая часть будет главенствовать, зависит жанровая принадлежность фильма. Если увеличить кульминацию, то получится приключения или экшн, а если развитие, то скорей драма или детектив. Ты только не подумай, что я такой заумный всезнайка. Про законы я узнал вчера из телепередачи.
   -Честно говоря, я и сам их недавно узнал. Сидел как-то на лекции у драматургов. А там у них преподаватель "зубр" - навороченный киновед. Задаёт вопросы залу, а сам так хитро поглядывает и слушает, что ему отвечают. Главное, что он не высказывается по поводу того "правильно" или "нет" мы ему отвечаем. Хоть это и не мой урок был, но я тоже немного говорил. Выслушал он значит нас наивных и повёл свой рассказ. Не сказать, что мне понятно всё было, просто он как-то доходчиво объяснял. Про то, про это, пятое-десятое И тут ,бац, слышу я от него такие слова: "пять законов композиции". Я такой ничего себе, это что за зверь такой. Конечно, перебивать человека посреди лекции неудобно, я и подошёл к нему попозже после пары. "Дяденька"- кричу, - "Можно вас на секунду"? У меня плохая память на имена, поэтому я так по-детски. Он оглядел меня и спрашивает: "А вы тоже драматург"? Я говорю "Нет, просто у меня окно и я решил посидеть с другом на его парах. Вот вы на уроке сказали "пять законов драматургии" мне очень интересно, что это за законы"? Он похоже разочаровался и снисходительно ответил: "Да конечно. Это то-сё пятое-десятое". Я ему: "Это всё"? Он: "Да". Я немного смутился и поспешил распрощаться: "Спасибо, до свидания". Он дружелюбно улыбнулся: "Если что, спрашивайте".Такие дела.
   -Понятно. Ну ладно. Давай я дальше буду рассказывать. - Саймон громко прочистил горло. Видимо он подходил к чему-то важному. Я открыл пиво. Оно оказалось прохладным. Саймон уже приготовился рассказывать. Странно как я об этом догадался. Так же непонятно, как обычно догадываешься, что преподаватель начнет лекцию. Я отставил бутылку. Саймон начал.
   -Допустим фильм это математический пример. У тебя есть факс?
   Я кивнул, но потом вспомнил, что говорю по телефону, и сказал "Да".
   -Очень хорошо. Так вот представь себе, что фильм это задачка.
   Простой фильм можно выразить так:
  
   2+2=4
  
   Где двойки там эпизоды, а четвёрка - концовка. Усложнять пример можно бесконечно. Допустим, увеличить количество и ценность эпизодов, как в следующем примере.
  
   64 + 72 + 86 = 222
  
   Эта схема более сложна, но всё-таки недостаточно точно отражает картину и формирующие её факторы. Попробуем разглядеть, из чего состоит любой эпизод игрового фильма. Помимо самособойразумеющегося изображения он включает в себя звук. Немаловажна и игра актёров. Все эти процессы протекают на фоне сюжета эпизода и должны наиболее эффективно отразить его суть.
  
   6(х y z) = 6?
  
   Цифра шесть это содержание эпизода, х актёрская игра, y звуковое сопровождение, а z - это изображение, включая монтаж. Под ? следует понимать концовку учитывая обстоятельства эпизода
   Но и это слишком упрощённая схема. Так как эпизодов в фильме несколько, то и схема должна соответствовать образцу.
  
   6abc + 6def + 6xyz = ?
  
   Где каждый эпизод имеет свои средства выразительности (abc, def, xyz). Подобную схему имеют большинство снятых и снимаемых фильмов.
   Однако рассматримаеваемая мной структура "купированного кино" имеет несколько другую схему. По форме она ближе к системе линейных уравнений.
  
   abc + xyz = ?
   abc - xyz = ?
  
   Для удобства вычислений обозначим abc как x, а xyz как y
  
  
   x + y = ?
   x - y = ?
  
   Так как это уравнения, то результатом является выяснение значения переменных, таким образом выражаем y через x и выводим новую переменную.
  
   1) y = ? - x
  
   2) x - (?- x) = ?
  
   И вот приблизительная формула купированного фильма.
   Сложновато? А кто говорил, что это будет просто.
   Напомню, что решить пример не самоцель и результаты не имеют смысла. Главное это вывести определённое представление и сформулировать нужное понятие. В данном случае переменная у полностью исчезла, а её роль выражена другими членами уравнения. На месте переменной может быть любой компонент кино.
   Возможно, это не самое лучшее объяснение моей мысли, но на данный момент оно самое подходящее.
  
   Саймон замолчал. Я тоже молчал. Признаться, я ничего не понял, тем более что я не силён в математике. Но я не мог его огорчать. Он ждал моего мнения. Чтобы не выдать себя и одновременно выкрутиться я решил задать нейтральный вопрос.
   -Может ты, пропихнёшь, эту тему куда-нибудь?
   -Даже не знаю. Боюсь, засмеют. - тихо сказал Саймон.
  
   Признаться, меня удивили эти его слова. Вполне научная тема. Хотя для меня "научное" - все, что я не понимаю. Как он быстро переменил отношение к своей работе. Так всё по полочкам красиво разложил. Наверное, мне надо было соврать, и сказать "Ты гений Саймон!".
   -Кто засмеёт? - спросил я, не думая.
   -Да все.... И вообще наверняка я кого-нибудь повторяю, только в худшей форме. Не хочу, чтобы потом говорили. "Саймонштейн" или "Эйзен возвращается". Лучше буду дальше учиться на математика. Меня преподаватели хвалят, может, что и выйдет из меня...
   -Тогда не пойму, зачем ты взялся за ЭТО дело?
   -Понимаешь, потому что... Да просто глупый я, делать мне нечего. Мне спать пора...
   -Прежде чем ты уткнулся в свою подушку, могу я задать тебе вопрос?
   -Да, да. Конечно.
   -Всю ночь ты мне излагал свою теорию. Приводил примеры. Но из всего этого меня интересует одна вещь. А что же такое не "купированное кино"? - спросил я. Он не ответил, но готов поклясться он загадочно улыбнулся на том конце трубки.
  
   На следующий день Саймон позвонил мне рано утром. Голос у него был возбуждённый и радостный:
   -Вспомнил! -закричал он в трубку. -Фамилию того режиссёра.
   -Какого режиссёра? - спросил я зевая. После долгого сна мысли никак не хотели шевелиться в голове.
   -Того бессценарного! Годар его зовут. Го-дар!
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"