Таляка : другие произведения.

Тайны таинственного острова Жюля Верна. Части 1 - 4 (завершено)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.46*8  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Криптоистория, расследование, разоблачение. Анализ ляпов и разбор роялей. PS Текст дорабатывается, жду конструктивной критики. PSS: Если будете постить эту статью где-то еще, делайте ссылки сюда и ставьте меня в известность. Спасибо.


Тайна таинственного острова Жюль Верна. Части 1 - 4.

   Криптоистория, криптолитература, критика, расследование, разбор роялей, анализ ляпов и разоблачение нестыковок. Дополнено. PS Текст дорабатывается, жду конструктивной критики. Правки некоторое время будут выделены цветом. PSS: Если будете постить эту статью где-то еще, делайте ссылки сюда и ставьте меня в известность. Спасибо.

Таляка

Тайна таинственного острова Жюль Верна

Предисловие.

   Говорят, нельзя перечитывать любимые в детстве книги, сильно разочаруешься. Нет, не книга оказывается хуже, чем запомнилась, просто мы уже другие, умнее или циничнее, выбирайте по вкусу. Однако, есть и счастливые исключения, когда перечитывая книгу, вдруг понимаешь, что вместе с этой, старой знакомой, прочел еще одну, увидел второй, скрытый слой смысла в зачитанном до дыр тесте. Со мной так случилось после перелистывания Жюля и Верна "Таинственный остров".
   Вообще по таинственному острову уже прошлись критики, однако их обзор касался частностей. Каких-то мелочей. Которые не укладываются в общую канву. Я же считаю наоборот, что секрет "Таинстве6нного острова" именно в том, что эти мелочи на самом деле не ошибки автора, а оговорки относительно тайн острова. Расскажу свою версию.
   Вспомним вкратце содержание. Год 1865, в Северной Америке идет гражданская война между северными и южными штатами. Северяне наступают и почти победили. Они окружили и вот-вот вынудят капитулировать один из крупнейших оплотов южан, город Ричмонд. В городе, помимо массовки, находятся несколько человек, которых Жюль Верн выбрал своими героями: агент инженер Смит, его слуга Наб, журналист Спилет, моряк Пенкроф и спутник Пенкрофа, юноша неопределенных занятий Герберт. Плюс собака Смита - Таб. Согласно автору эти люди сторонники или даже солдаты армии северян и пленники южан, по крайней мере двое первых. Однако и остальные не в восторге от своего положения. В один прекрасный момент кампания собирается бежать, тем более, что под рукой как раз оказался небольшой аэростат. Первый в мире угон воздушного судна удался, хотя и не совсем так, как герои рассчитывали - увлекаемый ветром шар улетает в Тихий океан, где терпит крушение рядом с каким-то островом.
   Остров расположен вдали от морских путей и не нанесен ни на одну карту, поэтому беглецы вынуждены ждать спасения несколько лет. На их счастье остров необычайно богат во всех смыслах этого слова. Тут и разнообразие флоры и фауны, и богатейшие залежи всевозможных минералов, а самый красивый рояль вообще стоит в библиотеке, на гигантской подводной лодке, выполненной по технологии опережающей свое время. Правда в конце книги все это великолепие гибнет из-за извержения вулкана и от острова остается лишь скала посреди океана, где места едва-едва хватает чтобы героям книги вытянуть ноги. Они ноги уже почти и протянули, но тут подгребает яхта богатого англичанина и робинзонов спасают. Они возвращаются на родину, где живут долго и счастливо и умирают в один день. По крайне мере так автор преподносит эту историю, нам, лопоухим любителям увлекательного чтива.
   Однако в тексте есть некоторые скрытые особенности.

Часть первая.

В уездном городе N...

   Для начала перескажем сюжет книги своими словами. Ни к чему не обязывающая, и даже не особо подозрительная картина: несколько человек исчезают на довольно значительный период времени, потом возвращаются и рассказывают, что побывали на некоем острове, который, правда, теперь уже не существует. То есть история их началась в смутное время, во время гражданской войны, закончилась после, никаких доказательств, кроме слов самих участников... Криминалист во мне не то чтобы уже делает стойку, но все же ведет ухом.
   "Ой, да что тут такого?" - скажете вы. - "Обычный приключенческий сюжет".
   Так-то оно так, но не "проговаривается" ли сам автор о чем-то особенном между строк? Внутренний криминалист кивает, да, есть такое. Причем все именно в самом авторском тексте, ничего не привнесено, если не оговаривается в отдельных, очень редких случаях, когда в пазл не хватает последнего элемента. Ну и своя интерпретация текста, разумеется.
   Отдадим должное сцене крушения воздушного шара, она гениальна! Своей экспрессией это действие так захватывает, что с самого начала полностью нейтрализует критическое восприятие и позволяет автору, как опытному иллюзионисту, ловким отвлекающим жестом одурачить своих читателей. В этом плане удачна и сама робинзонада, она продолжает представление, и зритель рукоплещет, не узнавая "актеров" под гримом словоблудия французского романиста, но фокус выполнен еще до того как "на горизонте" появляется таинственный остров.
   Чтобы понять что же скрыто, прочтем книгу в правильном(насколько это возможно, имея дело с таким запутанным сюжетом) хронологическом порядке. А также отшелушим текст от превозносящих героев эпитетов, которыми он напичкан до приторности и разберемся с литературными акцентами.
   Перед разоблачением основной манипуляции возьмем пример искусства Жюля Верна: Многие города превратились в груды развалин, вместо зеленеющих лесов образовались беспорядочные кучи вырванных с корнями деревьев, реки вышли из берегов и затопили окрестности, сотни судов были выброшены на берег, тысячи людей, убитых, покалеченных или утонувших,- вот что оставил на память о себе этот страшный ураган. По своим ужасным последствиям он превосходил те бури, которые уничтожили Гавану 25 октября 1810 года и Гваделупу 26июня 1825 года.
   Вто время, когда одна за другой происходили катастрофы на суше и на море, не менее ужасная драма разыгрывалась и в воздухе. Воздушный шар, подхваченный ураганом, летел со скоростью девяносто миль в час
   Каково, а? Полет героев книги со скоростью около ста двадцати километров в час это не менее ужасающая драма, чем несколько разрушенных стран под ними, так то! Пришлось даже выкинуть --- о, неееееет! --- мешок с золотом! Но мужества отважных героев это не поколебало. Они хладнокровно и находчиво продолжили свой полет.
   Учитесь расставлять акценты, коллеги-писатели! Ну или хотя бы, давайте поучимся их различать.
   В панегирики своим персонажам, автор вставляет комментарии, которые, если и не прямое издевательские по отношению к героям, то по меньшей мере выглядят двусмысленно. Он участвовал почти во всех сражениях этой междоусобной войны... Это был солдат, достойный своего генерала, который с гордостью говорил: "Яникогда не считаю убитых!" Это Смит. А вот Спилет он не перегружал телеграфные провода бесконечными депешами, как это часто делают корреспонденты, желающие наполнить газетные столбцы своими сообщениями. Но, ...желая сохранить свое место у телеграфного окошка для того, чтобы первым сообщить своей газете о результате битвы, Гедеон Спилет в течение двух часов диктовал телеграфисту главы из Библии. Уверенный в силе гипноза, в который читателя погрузила сценка с крушением аэростата, автор не стесняется и других несуразностей. Сайрес Смит и Гедеон Спилет знали друг о друге только понаслышке в то время, когда в качестве пленников попали в Ричмонд. Здрассте, пожалуйста, а как же встречающееся парой абзацев ранее Втот же день и час вместе с Сайресом Смитом попал в плен к южанам еще один северянин. Это был не кто иной, как Гедеон Спилет? Что, эти выдающиеся джентльмены не были представлены друг другу и поэтому друг друга в упор не замечали?
   Вносит свою лепту осознанное прочтение вот этого отрывка. ...их(Смита и Спилета)дружбе способствовало обоюдное желание при первом же удобном случае убежать из города, чтобы присоединиться к армии генерала Гранта. Однако случай этот все не представлялся. Пленники, правда, не были лишены некоторой свободы и могли разгуливать по всему городу, но... та-дам Ричмонд хорошо охранялся. Не пленники, не воздушный шар, а сам Ричмонд. Выйти никак, но внутри окруженного и осаждаемого города "пленники" перемещаются настолько запросто, что в конечном итоге угоняют воздушный шар, последнюю надежду этого города.
   А вот уже даже и почти никак не разнесенное в тексте незамутненно-прекрасное ...Ричмонд так хорошо охранялся, что побег следовало рассматривать как нечто невозможное.
   Спустя некоторое время в Ричмонд к Сайресу Смиту пробрался его слуга... Вы что, издеваетесь?
   Ну и вот это, поданное первым блюдом, но так, что не сразу бросается в глаза: В феврале 1865 года во время сражения под Ричмондом, который генералу Гранту никак не удавалось захватить, несколько офицеров-северян попали в руки неприятеля и были отведены в город. В числе пленных оказался и Сайрес Смит, один из выдающихся офицеров федеральной армии, состоявший при штабе главнокомандующего.
   Оценили? То, что влип Спилет - понятно, учитывая его описание как человека с блокнотом в одной руке и револьвером в другой, но Смит? Он ведь управляющий сетью железных дорог, а это глубоко тыловая должность. В плену, да и вообще в бою он мог оказаться при паническом отступлении армии, и то, при крайне неудачном, а значит маловероятном, стечении обстоятельств, но никак не при наступлении и не при осаде города. Вы можете представить, что в плен во время штурма попадает министр железнодорожного транспорта атакующей стороны? Чтобы было понятнее, это почти как если бы во время осады Берлина в 1945 немцами был пленен советский нарком же-дэ сообщения. Или хотя бы его зам.
   Однако, что если это не ляпы в тексте, а вполне осознанно внедренные элементы тайной сути текста? Еще раз осмысливаем прочитанное.
   Мало, что Смит и Спилет оказываются в плену, при довольно мутных обстоятельствах, так к ним почему-то благостно-индифферентное отношение со стороны захватчиков. Судя по тексту, пленники южанам совершенно без надобности. Их не допрашивают, не обменивают, даже никак не ограничивают в передвижениях... ни-че-го! На них просто не обращают внимания. Зачем вообще брали в плен? Что, лишние припасы? Какой-то детский сад, право слово.
   Корреспондента, в лучшем случае вывели бы на дорогу и дали пинка по направлению к редакции. Это действительно в лучшем для Спилета случае, если бы стали выяснять в пылу сражения, кто он есть, если бы он доказал, что лично никого не убил, если бы поленились повесить просто так, для профилактики честной журналистики и чтобы не загромождал спамом телеграф. Южане же не настолько идиоты, чтобы предоставить полную свободу действий на своей территории профессиональному соглядатаю. Да еще когда на кону стоит столь много? А тут - запросто!
   С историей управляющего "железкой" еще больше непонятного. Будь Смит тем, кем подан, то он не только не мог попасть в плен таким способом, как описано, но его и не отпустили бы разгуливать по всему городу без присмотра, искать слабое место в обороне. И уж точно не забыли бы. Однако, забавно, именно это и произошло, судьбой инженера мало интересуются как южане, так и северяне. По крайней мере, нет ни малейшего упоминания, что Смит ждет каких-то переговоров о своей участи, или еще чего-то в этом роде. А ведь он, на минутку, все же не рядовой пехотинец, он фигура значимая. Такое ощущение, что автор о чем-то умалчивает.
   Дальше - больше. К Сайрусу Смиту пробирается его слуга, в прошлом его же раб, негр Навуходоносор откликающийся на кличку Наб и каким-то образом появляется собака Таб.
   Нормально, да? Простой чернокожий парень с другого конца страны узнает о пленении(не гибели, точно пленении) Смита, узнает его месторасположение и спокойно пробирается в осажденный город расистов, причем к этому факту все(в том числе и расисты) относятся с непрошибаемым пренебрежением. А что такого то? Ну идет негр: "я к хозяину, он позвонил, сказал у вас в плену сидит..."
   Мне возражают, дескать, тогда народ еще не созрел до идеи тотальной войны, и пройти было можно. Окей, допустим. Технически пробраться действительно было можно, ночью негр мог бы и мешок угля пронести. Шутка, не все так просто. Но можно. Но, тогда встречный вопрос, почему сам Смит не ушел из города тем же "легким" путем? Или там одностороннее движение?
   Появление собаки тоже загадочно. С инженером она давно, явно до пленения в Ричмонде. Однако, в бою собаку защищающую своего хозяина с вероятностью сто процентов просто пристрелили бы. Может она тихонько кралась в город с Набом? Или сама по себе как-то просочилась? Как раз эта картина вполне реалистичная. Но, ее то как раз и нет. Если был переход верного пса через минные поля и нейтральную простреливаемую полосу, через двойные кордоны, блуждание по городу расистов, то неужели автор не рассказал бы об этом, далеко небезынтересном случае? Когда примерно похожая ситуация происходит на острове, то Жюль Верн не стесняется в пространных комплиментах Табу, а тут странный молчок. Про Наба сказал, а про Таба нет. Что за дискриминация? Это потому, что он не черный?
   Не-ет, что-то тут нечисто. Невольно напрашивается вывод, что эти трое и, считаем также собаку, попали в Ричмонд не совсем(или совсем не?) так, как нам внушает автор, и они не совсем те, за кого он их выдает.
   Далее в тексте появляется моряк Пенкроф. Он не центральный герой, но тоже довольно загадочный персонаж. Как и все остальные заперт в городе, хотя на то, что он пленник прямо не указывается. Просто моряк, просто гуляет по осажденному городу... И автор упорно замалчивает, каким течением морячка сюда принесло. Вроде намекается на какие-то дела, но что это за дела такие? Тот же вопрос и к Герберту, спутнику Пенкрофа и сыну его старого капитана. Нет, в книге ни слова, ни упоминания, как они оказались в осажденном уже довольно долгое время Ричмонде. Пенкроф просто появляется перед гуляющим по осажденному городу "заключенным" Смитом и предлагает ему побег. Смит смотрит на совершенно незнакомого человека в тельняшке проницательным взглядом и через секунду соглашается. Инженера не смущают даже живые, часто мигающие честнющие, надо полагать, глаза незнакомца. Абзац!
   Познакомились с стартовым составом, теперь осмотрим место происшествия.
   Ночь, улица, фонарь, воздушный шар. К шару подходят пятеро... Знаете, не сходится. Гражданская война САСШ конечно еще относится к войнам джентльменов, но это все же война, должна же быть какая-то караульная служба.
   Да и не только в войне дело. Есть еще общество "не джентльменов", простыми словами "криминал и быдло", которое следовало иметь в виду. А в крупном портовом городе это общество наверняка наличествовало и даже, осмелюсь предположить, процветало, чтобы о нем забыть. Тем более, что, по словам автора, в гондоле солидная денежная сумма. Хоть какую-то охрану поставили бы, это без вариантов.
   Однако в Ричмонде царит удивительное благодушие. Настолько, что никто ничего не контролирует. За воздушный шаром, ровным счетом, никто не присматривает: садись, кто хочешь, лети. Прям какие-то "Приключения Незнайки".
   Версия, что беглецам помогла буря, на мой взгляд, не убедительна, в непогоду охрану наоборот бы усилили. А, скорее всего, даже выпустили бы газ. По крайней мере, что-то одно уж точно сделали, или поставили больше людей присматривать за шаром, или деактивировали его. Но, нет же: охрана отсутствует, а шар в полной готовности. По крайней мере так пишет Жюль Верн. Но он же пишет и вот это буря как будто бы даже еще усилилась, и большого труда стоило удерживать на привязи воздушный шар, который каждую минуту мог сорваться и улететь значит, кто-то все же присматривал за шаром?
   Что значит этот авторский произвол? Халтурка в описании или же очередное звено в цепи намеренных "недомолвок"?
   Кстати о недомолвках. Никто не спрашивал себя, а зачем героям вообще бежать? Ну попали в плен, так что ж? Они не голодают, никто их не притесняет, все чинно мирно. Так почему бы не сидеть спокойно и не ждать когда ситуация разрулится сама собой, тем более, что ждать то остается совсем недолго? Северяне вот-вот ворвутся в город и освободят. Стало скучно, что невтерпеж? Возможно, но не убедительно. На острове они просидели гораздо больше времени и в гораздо более строгом заточении, особенно зимними вечерами, и ничего, а в Ричмонде никак?
   Собственно скуки у Смита и Спилета нет и в тексте. Изнывает лишь неугомонный Пенкроф, но остальные - нет. Однако ж целеустремленно ищут пути бегства. Настолько целеустремленно, что Смит доверяется первому встречному, предложившему ему это дело. От кого же хочет скрыться инженер? Никому в городе они не интересны настолько, что их даже под домашний арест не поместили. А может и не должны были арестовывать? Или должны, но не те?

Часть вторая.


Граждане, чтите уголовный кодекс!

   Автор не устает давать своим героям характеристику людей либо сражающихся на стороне северян, либо же горячо сочувствующих, однако так ли это?
   Сайрес Смит до своего пленения заведует сетью железных дорог находящихся под контролем северян. С этим мы спорить не будем, в рамках романа этот факт должен быть подтвержден документально. Но вот как работу Смита на железной дороге описывает сам Верн. Одной сухой строчкой: североамериканцы доверили Смиту управлять своей железнодорожной сетью. Это при том, что дальше по тексту вылизывается буквально каждый шаг инженера, каждый даже самый мелкий его успех. А тут такое. Странно и само по себе, а в контексте отсутствия похвалы Смиту за деятельность на этом посту, вообще звучит так, словно описываются не достоинства инженера, а как насмешка над его работодателями, дескать, нашли же кому доверить стратегическую отрасль.
   Почему эта усмешка? Инженер определенно грамотный специалист и хороший организатор, значит дело не в его некомпетентности. Тогда в чем? Что там такого "наработал" Смит, что северяне его "не хвалили"?
   Вот как Жюль Верн описывает внешность своего главного героя: "человек очень похожий на североамериканца". Очень похожий! То есть прямым текстом проговаривается, что инженер НЕ североамериканец. Кто же он?
   Жюль утверждает, что Смит - уроженец Массачусетса(северный штат), но вот снова из описания Сайрес Смит, уроженец Массачусетса, считался среди южан самым знаменитым инженером. То есть получается, что работал и делал карьеру то он на юге. Только мне кажется, что с Массачусетсом(севером) его связывает лишь факт рождения, а вся сознательная деятельность, читай - жизнь, происходила на юге?
   А еще у него есть потомственный раб негр.
   Складываем факты описания Смита: лишь похож на североамериканца. Живет в Ричмонде, среди южан, ровно в том же положении, что и сами южане, при этом стремится сбежать из Ричмонда, но не легким путем, не по земле, не к северянам, а, наоборот, явно до того, как они сами придут. Имеет семейную традицию разведения негров в неволе. И эта явная усмешка Верна про доверчивость североамериканских железнодорожников. Невольно возникает подозрение, что Смит далеко не так солидарен с северянами, как это описывается. Нет-с, южанам он гораздо ближе... Ой! Люди добрые, это что ж получается, а? Смит все же агент, пусть не Матрицы, но Конфедерации?
   Бред? Не скажите. Ведь стоит только принять эту версию, как сразу объясняются все непонятки, которыми Верн напичкал пролог, а непротиворечивая версия, согласно логике, считается верной.
   Почему к судьбе Смита в плену равнодушны обе стороны конфликта? В случае, если Смит шпион, то все просто. Особенно в свете джентльменских понятий того времени. Для южан он отработанный материал, агент-неудачник, так и не принесший пользы. Для северян подлый обманщик, тоже провал, о котором лучше бы не распространяться, потому что это означало признать, что допустили лазутчика в святая святых, руководство логистики. Тем более, что есть возможность спрятать все концы в воду, если Смит сбежал без громкого разоблачения. А так оно, судя по всему, и было.
   Смиту лишний шум тоже ни к чему. Он может и сторонник южан, но явно не фанатик. Вместо красивой гибели с гимном Конфедерации на устах, инженер предпочитает тихое бегство. Он даже умудрился протащить с собой Таба. Теперь понятно, почему собака не рычала и не бросалась на южан, и в нее не стреляли? Смит просто провел ее на поводке. Отставший же по какой-то причине Наб пришел на уговоренный ричмондский адрес немного позже, но, очевидно, схожим образом.
   А как насчет того, что в тексте постоянно выпячивается сочувствие всех персонажей(и Смита особенно) Республике. Даже сам остров назван ими(Смитом) в честь Линкольна, "освободителя рабов". Элементарно: Смит с компанией истые американцы и, так или иначе, хотят жить в Америке, а там сейчас заправляют те, от кого они бежали, в США - республика и с ней надо как то уживаться. К счастью о двойной деятельности Смита знает очень ограниченное количество людей, которые во время войны имели резоны молчать. Статус-кво сохранялся бы при отсутствии инженера в поле зрения, но с его возвращением у кого-то могло появиться желание поднять старое дело. Значит, требовалось пресечь такие попытки заранее, причем наверняка. И Смит нашел способ.
   Действительно, если сделать яркий публичный верноподданнический жест, то народ будет знать о Смите республиканце, а не о Смите шпионе, потому что только честный республиканец назвал бы чудо остров в честь Линкольна, а конфедерат так поступить никак не мог. И, если даже кто-то и затронет тему двурушничества инженера, то этого человека просто не поймут. Даже не захотят слушать. СМИ рулят! Похоже, Смит знал, как работает общественное мнение. Хотя, скорее всего это знал Гедеон Спилет, ну да у него были точно такие же резоны, что и у Смита, ведь очевидно же, что они сообщники. Классическая схема, высокопоставленный агент и его "номер два". Плюс, возможно, группа поддержки с теми же установками: Наб, Пенкроф, Герберт. Наб, так почти наверняка - да. Так и получил таинственный остров свое имя.
   Что же касается убеждений, то кто вообще сказал, что Смит убежденный конфедерат? Смит прежде всего - американец и довольно гибкий, чтобы быть среди республиканцев своим в доску, что он уже и продемонстрировал на довольно высоком уровне. А работать на южан он мог, ну например, за деньги. Или по убеждениям, но убеждения свои поменять. Или просто забыть о них, чтобы жить спокойно.
   После провала у северян Смит с подельниками бегут в Ричмонд в надежде отсидеться, но понимают, что город скоро падет и тогда им несдобровать. Кого другого может и простят, но не подлых шпионов! И Смит с кампанией ищут пути бегства. Вполне возможно, что шар им и готовили. Хотя едва ли. Тогда для старта выбрали бы погоду получше.
   Нет, угон все же был. Для южан Смит уже не представляет ценности. Отведенную ему роль он доиграл и теперь находился на положении "почетного" гражданина. Хорошо хоть на передовую не гнали, но спасать сыгранную фигуру игнорируя насущные вопросы? Это едва ли. Так что Смит наверняка сел в гондолу по личной инициативе и несанкционированно, чем совершил преступление уже против южан и происходило это, скорее всего, именно ночью, под прикрытием плохой погоды. Почти так, как описано в романе. ... Почему почти?
   Мы уже упоминали, что не мог на пустынной площади, без охраны, но с мешком золота в корзине болтаться на веревке готовый к полету шар. Единственно, могу согласиться, что могли запускать с площади, хотя логичнее было бы с какого-то закрытого двора где и работать с ним удобнее и охранять легче. Но запуск с площади мог взбодрить гарнизон и жителей города, так что допустим. А вот все остальное это, простите, бред.
   Скорее всего, дело было с точностью до наоборот: шар ждал своего запуска в сдутом состоянии, без золота, но с охраной, которая смотрела чтобы его не сдуло ветром. Охрану ликвидировали. Отвлекли, опоили, элементарно вырезали. А шар надул Смит, на то он и инженер, чтобы суметь запустить газогенератор.
   Однако это не все. Причина бегства могла быть не только в "высоких идеологических" разногласиях с северянами, но и в более приземленном смысле. Например, желании уклониться от знакомства с шерифом и, учитывая простоту судебных решений в Америке тех времен, почти сразу с пеньковой веревкой? Тут уж действительно, хоть в бурю хоть в шторм полезешь на воздушный шар! А какие у наших героев могут быть разногласия с шерифом?
   Известна пословица древних римлян, неоднократно подтвержденная временем - ищи кому выгодно. Другими словами следи за деньгами. Материальные стимулы для похищения воздушного шара не называются, но деньги в эпизоде с ним присутствуют. Когда шар начинает падать, беглецы, чтобы из воздухоплавателей не стать просто пловцами, сбрасывают балласт. Мешки с песком, снаряжение, продукты, а в конце мешок с золотом. Десять тысяч франков. Много это или мало? А знаете - изрядно. И по весу немало и, что судари характерно, по курсу.
   Десять тысяч франков это, грубо считая, две с половиной тысячи долларов САСШ. И, вот ведь любопытно, на тот момент и рублей Российской Империи тоже. Немного? Средняя зарплата чиновника в Угличе тогда - сорок пять рублей в месяц. Таким образом, это доход представителя среднего класса больше чем за четыре с половиной года. Четыре с половиной года! В современных рублях полтора миллиона. Кому как, а по мне деньги хорошие. А можно посчитать и как среднюю зарплату чиновника сейчас, тогда получается вообще четыре миллиона. Тем более валюта самая надежная, в золотом номинале. Понимаю, расчеты слишком приблизительны, но тем не менее.
   Однако закономерно возникает вопрос, откуда у беглецов столько наличности?
   Вариантов на мой взгляд несколько. Первый: деньги Пенкрофа/Герберта. Скорее Герберта, как сына и наследника капитана. Вариант мог бы объяснить и присутствие морских людей в Ричмонде, могли заехать за наследством. Но почему в тексте нет и полслова о наследстве? Учитывая странное молчание автора можно предположить, что "наследство" было не совсем честным. Например, морячок с юнгой могли быть контрабандистами, промышлявшими какими-то темными делишками в прифронтовом городе, а, когда запахло керосином, пожелавшими перебраться безопасное место.
   Не думаю. Жюль Верн не упоминает о наследстве Герберта ни словом, а ведь будь это так, то, учитывая многословность и любовь к описаниям, не преминул бы потратить пару строк на этот случай. Но - нет, ни слова. Ни сейчас, ни позже, когда деньги приходится выбросить. Что, никто не пожалел "бедного" юношу, в течении пяти минут ставшего действительно бедным? Это также и не выручка от контрабанды. Уж контрабандист то точно не стал бы ввязываться в сомнительную затею с воздушным шаром в бурю, у него есть свои, привычные ему тропки.
   Второй вариант: Деньги Смита/Спилета. Если они агенты южан и имели в Ричмонде квартиры, то могли иметь и накопления, и тут логично, что Ж.Верн об этом промолчал бы, как это и есть в тексте. Но у этой версии есть свои возражения. Смиту проще было все же уйти пешком, благо, что уже знает дорожку. Деньги же вывести через банк. В осажденном городе за золото ему бы предложили доллары кофедерации по очень хорошему курсу, резаная бумага южан там вот-вот перестанет цениться, а золото оно и есть золото при любом правительстве. Оказавшись же в других городах юга Смит мог снова поменять бумагу на золото. Вариант рискованный, но не авральный и есть время все продумать и осуществить. Но, нет, Смит предпочитает способ верный и в его характере, способу рискованному. А, главное, с последствиями в виде серьезной ссоры с южанами. Просто так подобные шаги не предпринимают.
   Третий вариант - деньги южан. Конечно же, не командировочные для команды аэростата, которые заранее бросили в гондолу чтобы не запамятовать ненароком... Кое-что другое. Примечательна легкость, с которой беглецы хоть и в последнюю очередь, но избавляются от этих денег.
   "- Все ли выброшено?
   - Нет. Остались еще деньги - десять тысяч франков золотом.
   Тяжелый мешок тотчас же полетел в воду."
   Было бы так легко с ними расстаться, если бы это были кровно выстраданные? Что-то сомневаюсь. Пенкроф бы точно изнылся. Даже если бы это были не его, а чьи-то еще. Да и Герберт не удержался бы и воскликнул бы что-то вроде "Ах, мистер Смит/Спилет, такая жертва с Вашей стороны!". Но нет, ни пламенный юнец, ни гиперэмоциональный моряк про них еще долго не вспоминают и словом. Можно предположить, что Пенкроф не одобряет деятельности Смита в качестве шпиона, в то время это действительно было не совсем джентльменским занятием, но, во-первых Пенкроф сам не джентльмен, во-вторых Пенкроф с Гербертом скорее всего и не знали бы, что это за деньги, агенты люди не шибко публичные, в тайну своей двойной службы посвятили бы лишь действительно необходимый минимум лиц.
   Так в чем причина всеобщего равнодушия к довольно значительной потере? Не в том ли дело, что этим людям уже приходилось терять и вновь становиться обладателями соразмерных, а то и больших, сумм? Легко пришло - легко ушло. Типичная точка зрения преступного элемента. Да и ничьи это деньги пока что, общак. Поэтому то и отчаянная торопливость с побегом. Не могли будущие робинзоны ждать. И дело даже не в приближении северян. Был факт незаконной экспроприации героями не только воздушного шара, но и солидной суммы золотом, принадлежащей ранее южанам.
   Заодно становится понятным и факт собрания столь выдающихся джентльменов в одной компании, которая вдруг действует так слажено и дерзко. Ого, да у нас классическая шайка. Специалист по связям и наблюдению - Спилет, специалист медвежатник/организатор - Смит, мордовороты на подхвате Пенкроф и Наб, шестерка Герберт. Каторжанин Айртон, присоединившийся к компании уже на острове, оказался в их рядах своим человеком!
   Этим, кстати, можно объяснить и распределение обязанностей на самом острове, когда все колонисты пашут в поте лица, а Смит и Спилет занимаются исследованиями и охотой. То есть, по сути развлекаются так, как это было принято в то время. А ведь подмечено, что перед лицом нужды пашут все... все, кроме аристократов и дегенератов. Смит и Спилет точно не дегенераты. Следовательно - аристократы, причем такие, что с этим вынужден считаться даже бесшабашный Пенкроф. Они не дворяне, они не офицеры, остается лишь еще одна каста - криминальные лидеры. Говоря русским языком - главари банды, а завязка сюжета детективная история.
   На основании вышенаписанного, составим синопсис приключений героев, как они были "на самом деле":
   Некто Смит и его подельник Спилет(а может и все остальные из стартовой пятерки) находятся в армии северян, но больше для виду, а на самом деле занимаются шпионажем и, возможно, какими-то другими не самыми благовидными делами. Будучи разоблаченными они бегут в Ричмонд и вынуждены ждать своей судьбы, которая, как становится все яснее, незавидна: Ричмонд вот-вот падет, а шпионов/диверсантов/прочее повесят. Люди смелые и энергичные, Смит и Спилет ищут как бы избежать неприятностей, сколачивают(или же созывают уже существующую ранее) группу "товарищей". Попутно прикарманивают десять тысяч золотом. Воспользовавшись моментом угоняют воздушный шар и где-то, вполне возможно, что и на каком-то острове, пережидают время чтобы война закончилась и о них забыли. Потом, соскучившись по жизни в Америке, возвращаются. Доказательства правдивости их слов - гранитные, целая скала посреди океана. Вот она. Вуаля!

Часть третья.

Почем опиум для народа?

   Ну что же, раз пошла такая гулянка... попробую продолжить. Продолжу так сказать список расхождений между тем, что Жюль Верн говорит прямо и на что изо всех сил намекает. Например на то, что угон воздушного судна не единственный на счету наших любимцев, у них на счету еще и попытка угона судна подводного. Да-да, именно попытка угона "Наутилуса", причем отягощенная причинением тяжких телесных повреждений повлекших смерть потерпевшего и, возможно, грабежом... впрочем, по порядку.
   Сперва предполагалось остановиться на версии, что никакого острова Линкольна не было, а была попытка замаскировать фантастической историей кое-какие неприглядные делишки, случившиеся у "колонистов" между бегством из Ричмонда и прибытием в САСШ яхты "Дункан". Однако в этой теории нашлись серьезные лакуны. Если бы за эти четыре года они засветились хоть где-то, то вся придумка катилась бы к чертям. А ведь необязательно колонистам засветиться самим. Есть еще более яркий след, чем просто след существования пятерых человек.
   Из САСШ они бежали с крупной, но не запредельной суммой, а вернулись как минимум с целой шкатулкой драгоценностей. Значит, была какая-то деятельность здорово их обогатившая. Вопрос драгоценностей всегда находится под пристальным вниманием как просто общества, так и специалистов и если бы колонисты получили шкатулку где-то еще, а не на острове, то остались бы свидетельства, прямые и косвенные. Я не утверждаю, что это была обязательно противозаконная деятельность, хотя после первой части нашего расследования такой вывод просто напрашивается, нет. Но сама история про остров серьезно расходилась бы с этими свидетельствами. Тот же эпизод с командой яхты "Дункан". Если сцена спасения со скалы Линкольна - инсценировка с целью протолкнуть легенду о робинзонаде, то это очень сложная для исполнения инсценировка. Сложная и рискованная. Плюс еще сам факт рассказа о приключениях на острове. Согласитесь, история яркая, людям, замешанным в чем-то противозаконном категорически противопоказанная.
   Вы спросите, а как же мои слова стыкуются с моим же доказательством ограбления в Ричмонде? Легко стыкуется! Все, что было в Ричмонде, осталось в Ричмонде. Война давно закончилась, шпионская деятельность попадает под амнистию, а что касается ответственности за уголовщину, то тут шумиха больше на пользу. Они теперь не просто воришки, они герои! Да и обворовали кого? Так презренных южан же! И не просто так, а во время военных действий... Даже случись иск, то судья(присяжные) под давлением общественности не посмел бы строго наказать Смита и компанию. Кроме того есть и другие свидетельства, что робинзонада все же была. Правда, как и в случае с ричмондской историей автор кое о чем умалчивает, кое-что, наоборот, приукрашивает. Но, так же обильно он и проговаривается.
   Воспользуемся тем же приемом, что мы использовали в первой части и который используется в следствии: перечислим известные факты и проанализируем с целью установить их достоверность и непротиворечивость. Разумеется, максимально кратко.
   Итак, шар начинает снижаться над бушующим "тихим" океаном, беглецы выкидывают все подряд, пока, наконец, не "выкидывается" Смит с Топом. Шар взмывает ненадолго и долетает до островка Спасения, где с него сыпятся все остальные. Через некоторое время находят и Смита с псом, причем видят следы, ведущие из воды, хотя Смит не в состоянии не то что выйти сквозь полосу прибоя в шторм, но и глаз открыть. С этого момента герои будут свидетелями регулярных случаев откровенной паранормальщины, которую автор и героям и читателям объяснит лишь в самом конце.
   Оказывается, на острове в некоем подводном аппарате, застрявшем в пещере, живет капитан Немо. Это он спас Смита из океана и Топа из озера, подбросил на берег ящик с инструментом, а на скале развел маячный костер, прогнал обезьян из гранитного дворца, подложил Герберту стрихнина хинина, взорвал пиратский бриг и перестрелял выживших пиратов из электрического ружья. А в финале вызывает робинзонов по телеграфу и приглашает в гости. Правда ненадолго, лишь чтобы сказать, что занедужил и вот-вот умрет и чтобы они поторапливались с бегством с острова, потому что он, де, вдруг стал непреодолимо опасным, просыпается вулкан и есть вероятность, что остров просто взорвется. А с сим форс мажором даже такой ум как Сайрес Смит ничего поделать не сможет. И хотя Пенкроф свято убежден в обратном, сам Смит подтверждает, да, вулкан это амба. Герои, как их просил Немо, берут лишь одну шкатулку с драгоценностями, после чего затапливают Наутилус и спешно готовятся к эвакуации. У них уже почти готов корабль, однако вулкан успевает вперед и таки взрывается оставив над водой ровно столько места чтобы хватило шестерым робинзонам, плюс собака и шкатулка с драгоценностями. И, если бы не подоспевший именно в этот момент корабль, посланный за Айртоном, то было бы совсем грустно. Корабль, правда, направлялся не на остров Линкольна, а на соседний остров, но, капитан Немо, оказывается, успел сплавать еще и туда, оставил там записку, чтобы спасатели не заблудились. Робинзонов снимают со скалы, отвозят на родину в САСШ, где они селятся и живут "так же, как жили на острове Линкольна". Такая вот картинка.
   Критики нашли в тексте много нестыковок, но нам сейчас важна та, что почти в самом финале. Очень стремительно происходит а) Знакомство с Немо б) смерть Немо. в) "извержение вулкана". Только что все было хорошо, и вулкан молчал и Немо был здоров как бык, а тут вдруг ррраз и началось. Нет-нет, я не утверждаю, что вулкан не может возобновить активность или что капитан должен быть бессмертным, благо что в тексте он уже старик, но совпадение этих случаев выглядит слишком подозрительным. Тем более, что и Немо старик лишь в "таинственном острове", а в "20000 лье под водой он бодрый мужчина в самом расцвете сил, хотя даты событий в романах почти соприкасаются.
   Принято считать, что Ж. Верн ошибся в датах. Я же возьму на себя смелость заявить, что автор ничего не ошибался, а намеренно ввел в заблуждение читателей и Немо умер в подземной пещере не от старости.
   Мою версию подтверждает текст романа, где капитан чуть ли не колесом ходит, совершая подвиг за подвигом. Попробуйте в тяжелом водолазном снаряжении хотя бы просто так по суше пройти, а он еще и упавшего в воду Смита поймал и на сушу вытащил. А чуть позже в таком же скафандре под водой зарезал дюгоня... для старика неплохо. Ой, да это супер даже для мужчины в расцвете сил! И вдруг томная сцена смерти от старости? Нелепо же!
   Смотрим. Капитан умирает. Он уже еле шевелится. Единственное его желание это напутствовать колонистов, подарить им шкатулку с драгоценностями и попросить захоронить его вместе с Наутилусом. Колонисты выполняют волю капитана и начинают готовиться к эвакуации с острова, благо, что его уже начинает сотрясать пробуждающийся вулкан.
   Другими словами: Группа лиц, имеющая опыт совместных криминальных действий проникают к человеку, который тут же умирает, хотя совсем незадолго до этого был в отличном состоянии. При этом уникальное и сверхтехнологичное, обладающее огромными энергетическими мощностями, транспортное средство уходит под воду, да так быстро, что "группа лиц" едва успевает с него сойти, а в глубине острова начинаются процессы взрывного характера.
   Естественным образом остров погибнуть не мог. Вернее мог, но для этого потребовалось бы слишком мощное извержение и это бы заметили во всем мире, а по тому же тексту романа ничего такого не было видно даже с соседнего острова, куда как раз подгребали спасатели. Значит, очевидно, что причина гибели острова Линкольна в Наутилусе. Единственно, надо разобраться, как это могло случиться.
   Рабочая версия такова: колонисты попадают на борт Наутилуса. По приглашению или без установить не получится, но факт: они оказались на подлодке. Там они встречают капитана Немо и у них с ним происходит конфликт, закончившийся нанесением капитану тяжких телесных повреждений повлекших за собой смерть. Ничего удивительного, капитан хоть и не такой старик, как пытался внушить Верн, но и не молод. И он один против шестерых. Далее либо капитан успевает активировать механизм самоуничтожения, либо вводит колонистов в заблуждение, относительно того, как управлять Наутилусом, либо умирает не сказав и слова, но крушение Наутилуса происходит уже стараниями новой команды.
   Выглядит диковато, даже для угонщиков воздушного шара и грабителей? Не скажите. Нормально выглядит. Норма такая.
   Вернемся ненадолго к бегству из Ричмонда и версии об их противоправных действиях. Могли ли герои романа пойти на преступление чисто психологически? Легко! Возражения есть - характеристики данные своим героям автором, ну да мы уже знаем, как Жюлем пишутся жульнические характеристики. Гораздо важнее те моменты, где автор невольно(или все же вольно) проговаривается. Например, прочтя: "Хороший человек Петров вышел из подъезда и отобрал конфетку у проходящего ребеночка" какое мнение о Петрове вы составите? Так и у Жюль Верна. Превознося моральные качества персонажей до небес автор тут же говорит, что Смит, если надо, не остановится перед любыми жертвами, Спилет вообще спит с револьвером в руке и всегда готов пустить его в ход, что говорит больше, чем все дифирамбы ему, Пенкроф парень отчаянный уже в силу профессии, Наб предан Смиту до самозабвения, а Герберт тень Пенкрфа. Про Айртона вообще можно не говорить, он каторжник с огромным стажем. Эти люди - хищники! Это, кстати, подтверждается и тем, как они ведут себя будучи робинзонами. Они не ждут милостей от природы, они равнодушно и безжалостно изменяют условия на всем острове в соответствии со своими интересами. Точно так же, как целеустремленно угнали шар, лишая своих сторонников южан последнего шанса связаться с основными силами и обрекая город на полную блокаду.
   Помимо склада характера у них есть и внешние мотивы. По крайней мере у главных героев, Смита и Спилета. Они разочарованы в человечестве. Их предали. Да-да, предали. Началось все еще в Ричмонде. После всего ими сделанного к ним там относятся с пренебрежением. Про них практически забыли. Их не чествуют, о них не заботятся, их не допускают к шару. Учитывая, что все деньги, что есть в их распоряжении не их собственность, а ворованные, если вообще не добытые грабежом, получается, что им даже не заплатили соразмерно их риску в тылу северян. Ими просто попользовались и дали отставку. Обидно, да?!! Отсюда и отчаянно дерзкий и вызывающий угон шара с похищением десяти тысяч золотом. Это не только насущная необходимость, это месть, плевок в лицо южанам.
   А теперь перейдем к событиям на острове, чем ситуация между Смитом/Спилетом и капитаном Немо принципиально отличается от ситуации между ними же и южанами? Да практически ничем. Капитан тоже с ними играется, и тоже очень болезненно для самолюбия инженера и журналиста. В книге свое нежелание с ними знакомиться он объясняет проверкой их морального уровня. Что, все три года проверял? Но, одновременно с этим, он оказывал им помощь... Значит, все же считал, что достойны? Но все равно не открывался. Да и помощь его - откровенная издевка над рациональным мышлением Смита и Спилета. Привыкшие во всем полагаться на разум они оказываются жесточайшим образом мистифицированы. Кто другой, тот же Наб или Пенкроф восприняли бы такую помощь как безусловное благо, но для интеллектуалов-лидеров неразрешимая логическим образом задача это нож острый. Капитан Немо в течении трех долгих лет издевался над их попытками как то увязать происходящее в логичную версию.
   "Могущество таинственного покровителя, перед которым все, что делали колонисты до сих пор, оказывалось таким незначительным, раздражало и одновременно радовало инженера. Невольное подчеркивание их слабости могло оскорбить гордую душу" - Верн подтверждает. Неудивительно, что главари банды почувствовали некоторое раздражение, когда решение, наконец, нашлось.
   Тем более, есть основания полагать, что к моменту встречи они сильно изменились и уже не были такими рационально мыслящими людьми, как в начале. Они не смогли решить задачу обычным для себя способом. И они потеряли веру в этот способ. И вместо него приобрели другую веру. Вспомним, что стало после возвращения на родину. Они поселились все вместе, так же, как и на острове. Что это напоминает? Только не говорите, что колонисты увлеклись сурвайвингом и начали робинзонаду по новой. Нет, они продолжили жить закрытой от внешнего мнения общиной. А кто так живет? Все правильно, это образ жизни обычной религиозной секты.
   Религиозные эпизоды проскальзывают в тексте, хотя и не особо часто, и о религиозном сдвиге можно судить больше по косвенным признакам. Например, по таким, что между колонистами за все четыре года не возникло конфликтов. Они жили настолько душа в душу, что даже не захотели расставаться и после спасения. В обыкновенном обществе это невозможно. В замкнутом обыкновенном обществе это невозможно тем более. А вот под жесточайшим тотальным контролем какой-либо идеи вполне может быть. Первое время это безусловно идея об интеллектуальном превосходстве Смита над остальными, а потом сказалась та самая череда чудес от капитана Немо и идейное наполнение, при той же форме правления, несколько поменялось.
   Переход от научного атеизма в глубокую религиозность не что-то небывалое. Ньютон... Энштейн... У Смита были долгие три года и череда чудес, чтобы усомниться в главенстве рационального мышления и уйти в другую крайность, глубокую религиозность граничащую с фанатизмом. Не последнюю роль, вероятно, сыграл и остров, переполненный всевозможными совпадениями. Настолько, что это не могло быть естественным. С самого начала Смит не мог не обратить внимания на то, что остров слишком идеален для робинзонады и это не могло не сказаться на сдвиг сознания инженера. Теперь он стал не только и не столько прорабом колонии острова Линкольна, сколько пастырем небольшой религиозной общины. Причем фанатично религиозной. Ему верили беспрекословно, за ним шли и в бой с пиратами и в пасть зверю морскому, и он сам верил до исступления... ничего странного, что Смит вскипел, осознав, что вся его Вера это лишь результат проделок шутника Немо. Тут-то беднягу капитана и пристукнули.
   Наутилус, таким образом, стал "законным" трофеем команды колонистов. Законным, прежде всего в их глазах и не стоит сомневаться, что они попытались его использовать для эвакуации с острова. Но что-то пошло не так. Наутилус "поплыл", начал взрываться и робинзонам пришлось срочно бежать из пещеры, захватив лишь то, что под руку подвернулось, единственную шкатулку из всех сокровищ подводного монстра.

Часть четвертая.

Не роскошь, а средство передвижения...

   В процессе дальнейшего разоблачения рассмотрим претензии к книге моих предшественников. Напомню, до меня были люди, также замечавшие некоторые хммм несоответствия в тексте "Таинственного острова". Ляпы есть и в других книгах Верна, но именно тут романист установил по этой части свой личный рекорд. Вернее, это бытует мнение, что с "островом" получилась халтура. Я же считаю, что, так называемые ляпы, в основном, не ляпы, а сознательно(или бессознательно) описанные элементы глубинного смысла повествования, который был недоступен современникам, но который имеем возможность попробовать разгадать мы. Поступим с телом романа также, так же, как поступили с прологом, рассмотрим беспристрастным оком следователя. Перечислим "ляпы".
   Первое, на что обращает внимание въедливый читатель, шар пролетел слишком большое расстояние. Согласно расчетам, он, даже перемещаясь с многократно большей скоростью, стартуя в Ричмонде, не мог бы оказаться у "острова Линкольна".
   Второе: остров необычный. Не побоюсь высокопарного слога, он слишком идеален для нашего скорбного мира. Словно специально таков, чтобы герои могли продемонстрировать все свои(иногда довольно специфичные) умения. Расположенный рядом остров Табор, например, намного реалистичнее по всем статьям и описание судьбы капитана Гранта, "мотавшего робинзонаду" там, гораздо правдоподобнее. Ничего сверх постройки хижины три человека сделать не смогли. Нечем и не из чего.
   Вспомним знаменитого предшественника колонистов, Робинсона Крузо, он ведь тоже довольствовался малым. Небольшая ферма, немного живности, хижина, навес от солнца на берегу моря, фрукты, Пятница, вечер, немного браги... много ли человеку надо? Ой, ну это мы отвлеклись.
   Так вот, везде, где больше, где меньше, а на острове "Линкольна" просто фееричное изобилие!
   Разнообразнейшая фауна, включая крупных кошачьих хищников и крупных обезьян, а, когда стало не хватать чего то особенно крупного, даже приплыл кит. Странно, что еще динозавры не появились. Напомню, крупные животные на воле нуждаются для жизни в обширных кормовых пространствах, а таинственный остров, все же остров и довольно небольшой.
   Разнообразнейшая флора. Вся, сплошь с полезнейшими свойствами и невероятным для растений соседством, тропические и тундровые растения ютятся едва ли не на одной поляне. Все, лишь бы Герберт блеснул латынью!
   Обширнейшая и легкодоступная база полезных ископаемых. Открытые залежи угля и железа, например... Ладно железо, но уголь? это на вулканическом то острове?
   А климатические выкрутасы? На острове эвкалипты растут и благоденствуют и тут же метель, буран... а эвкалипты растут!
   Третье: капитан Немо везде поспел. Пострел! Ну ладно, у него есть средство перемещаться под водой, но как он под водой же успевает и Смита найти и Таба от дюгоня отбить и в Гранитный дворец пробраться хинин подбросить? Наденьте ка тяжелый акваланг и прогуляйтесь ночью по общежитию! Посмотрим... послушаем, как вы справитесь с этой далеко не самой сложной задачей из списка свершений нашего "пожилого" ихтиандра.
   Это от предшественников. От себя добавлю еще.
   Вспомним сцену встречи колонистов с Немо. Сама подводная лодка их впечатляет, но не кажется знакомой, а капитана они знают по имени. Странно, не правда ли? Ведь должно быть наоборот. Это Наутилус примелькался, а кто там внутри не видно. И не Смит должен говорить, а Пенкроф, это моряк должен быть наслышан насчет "страшного морского зверя" топящего корабли. Даже если бы нападений не было, моряки, заметив среди волн что-то жуткое, их бы придумали, к гадалке не ходи, и каждый следующий рассказ о "бесчинствах" Наутилуса был бы круче предыдущего. Но Пенкроф ни сном, ни духом. Зато инженер Смит, который четко представляет уровень развития техники на тот момент, по идее должен относиться с иронией к басням о морской диковинке, однако он неожиданно, пусть и с запозданием, но узнает конструкцию и, мало того, знает Немо, чуть ли не лично? Кстати, почему такая пауза в узнавании Наутилуса? Инженер что, вспоминал тип подлодки? Их там не протолкнуться этих лодок?
   Еще кое-что. Этот момент критики пропускают, но я все же его упомяну: исчезающее мала вероятность пролетая на неуправляемом воздушном шаре посреди очень нетихого на тот момент Тихого Океана приземлиться не где-нибудь, а точно на небольшой, в общем-то, остров. Возможно, все считают этот случай лишь приключенческим эпизодом, обычной авторской поблажкой героям, но я думаю, что это не так и перед нами один из элементов головоломки.
   Кстати, а почему капитан Немо не помогал капитану Гранту? И Айртону не помогал. Наоборот, Айртон ходит как мешком пришибленный. При этом, удивительно, одичав до немоты, заботится о приличиях, ходит в набедренной повязке? Нет, не похоже это на обычную дикость. Трусы быстрее изнашиваются, чем дар речи. Такой же сиделец на острове, Бен Ганн из острова сокровищ описан логично: полусумасшедший, но не немой. Наоборот, бесконечно разговаривающий сам с собой. А Айртон не от одиночества такой, как показан. Его словно электрошоком долбанули... Электропулей?
   Есть и еще "совпадение", из "соседней оперы", а именно из книги "в поисках капитана Гранта", появление бутылки с острова Табор не где-нибудь, а именно у борта шхуны со скучающими аристократами. Насколько больше шансов у акулы попасться рыбакам, которые либо не захотят заморачиваться какой-то нелепой головоломкой, либо вообще не поймут, что у них в руках, а лишь огорчатся, что не ром. Нет-нет, бутылка оказалась именно там, где надо, у людей имеющих возможность и готовых на любую кругосветную авантюру лишь бы развеяться!
   Похоже, капитан Немо все же участвует и в жизни робинзонов острова Табор?
   Мне напомнят, что Наутилус застрял в пещере и Немо уже не так "подвижен в подвижном", как прежде, когда его подводная лодка рассекала воды мирового океана. А я в ответ спрошу, а с чего мы вообще решили, что Наутилус подводная лодка, Ах, Жюль Верн сказал? Тот самый Жюль, у которого из пушки на луну? Может все же не будем забывать, что Верн писатель отнюдь не космического века и оперирует понятиями именно своего времени? Он либо сам не может выйти за их границы, хотя воображение его так и фонтанирует, либо сознательно ограничивает себя, чтобы было понятно читателям. Скорее второе, тем более, что мы на протяжении всего текста только и делаем, что замечаем за автором такую вольность, как искажение информации.
   В романе "из пушки на луну" фантдопущение не гигантская пушка, пушки были уже известны. Фантастика там - межпланетный перелет. И в романе "Таинственный остров" фантастика не подлодка, это тоже уже изобрели. Нет, фантастика в этой книге нечто другое. Теперь, когда "ляпы" собраны подряд, внезапно становится очевидно их тождество в рамках одного явления, которое и является истинным фант допущением книги.
   Вообще есть версия, что Жюль Верн не только не научный, с таким то сонмом антинаучных ляпов, но и не фантаст как таковой и версия эта высказана у Виктора Точинова в сборнике "Усмешки Клио". Цитирую Ознакомившись с романом Герберта Уэллса "Первые люди на Луне", патриарх НФ возмущался: "Я отправил своих героев на Луну с порохом, такое может случиться на самом деле. А где мистер Уэллс найдет свой "кейворит"? Пусть покажет мне его!"
   Ну и как бы помягче охарактеризовать фантазию автора этих слов? Бескрылая? Приземленная? Унылая была у патриарха фантазия, уж извините.
   Еще пример. Роман "Путешествие к центру Земли". Герои его попадают в громадная полость в центре планеты, населенная доисторическими существами. Вот уж где простор для полета фантазии - пари, порхай, исполняй фигуры высшего пилотажа! Но патриарх фантастики скромен: вместо каскада фееричных приключений выдает нам две скудных сцены. В первой происходит поединок плезиозавра с ихтиозавром, который герои и не рассмотрели-то толком. Второй момент интереснее: вдали появляется стадо мастодонтов, а пасет его гуманоид в два человеческих роста! Вот это да! Читатели затаили дыхание... А зря. Можно спокойно выдохнуть. Показав читателям этакий большой леденец, Жюль Верн словно бы испугался небывалого порыва собственной фантазии: леденец тут же спрятал, а персонажей романа немедленно отправил наверх, на поверхность... И ничего никогда больше мы не узнаем про пастухов-гигантов и их домашних животных...
   Академик Обручев, читавший "Путешествие к центру Земли", был крайне недоволен: еще бы, выкатить этакую пушку и ни разу не выстрелить! Иметь такой шанс рассказать о вымершей флоре-фауне, и так бездарно его профукать! Сел и написал рассерженный академик свой роман, "Плутонию",- и вот эту книгу можно без всяких натяжек назвать классикой НФ: и просветительская, популяризаторская задача выполнена на все сто процентов, и полет своей фантазии Обручев не пытается втиснуть в куцые рамки правдоподобия,- описаны и схватки с динозаврами, и война с гигантскими псевдоразумными муравьями с применением химического оружия, и общение с неандертальцами...
   Тему полой Земли использовали многие авторы, всяк по-своему. Сенковский-Брамбеус, например, для едкой политической сатиры ("Сентиментальное путешествие на гору Этну"), Берроуз (цикл "Пеллюсидар") - для лихих приключений, особыми идеями не отягощенных. Но, извиняюсь за современный сленг, столь откровенно слил тему лишь патриарх научной фантастики...
   И это не единственный случай, когда Жюль Верн словно бы пугается редких вспышек своей фантазии.
   Еще пример. "С Земли на Луну". В течение всего романа отливали циклопическую пушку и огромный снаряд к ней. Наконец-таки отлили, бесстрашные астронавты-камикадзе залезли внутрь ядра, ба-бах!- полетели! И конец книги.
   Читатели, естественно, заваливают издательство письмами: требуем продолжения банкета! Даешь Луну и приключения на ней! Кому, в самом деле, интересны дилетантские экскурсы в теорию и практику литейного дела...
   Продолжения нет. Через год нет. И через два нет. Через три - опять нет... Это при жюльверновской-то легендарной плодовитости. Не хочет патриарх описывать приключения на Луне. Или не может. Фантазии не хватает.
   Спустя пять лет - ура! Долгожданное продолжение!
   Но увы, никаких лунных приключений. Ошибочка вышла, понимаете ли. Ядро с курса сбилось - Луну обогнуло и обратно на Землю вернулось. И вновь, как в "Путешествии к центру Земли", читателям лишь демонстрируется большой леденец: облетая Луну, над обратной ее стороной ядро сталкивается с болидом! Болид - вдребезги и ярко вспыхивает! (После фортелей с Антарктидой и законом Архимеда отчего бы и не вспыхнуть болиду в вакууме? Да запросто!) И во время короткой вспышки путешественники видят внизу нечто странное - не то города, не то что-то еще искусственного происхождения... Видят столь недолго, что не успевают понять: или померещилось, или в самом деле что-то было... Фантастичного помаленьку, леденец возвращается в карман патриарха. Получается, он не фантаст, он автор приключенческих книг с, так сказать, элементами фантастики.
   Однако, то что Точинов у Жюль Верна высмеивает, меня наоборот воодушевляет. Посудите сами, раз Жюль такой автор, что самостоятельно ничего придумать не может и лишь вставляет в свои книги что-то уже существующее, лишь слегка приукрашивая это, то значит и то явление, которое мы собираемся сейчас раскрыть вполне может быть реально! Что-же это такое?
   По моему разумению, или как сейчас говорят - ИМХО, все вышеперечисленные и рассмотренные нами нестыковки романа легко объясняются аппаратом внепространственного перемещения. Но не банальной, хоть и супер большой подлодкой, а установкой телепортации. Правда тоже немаленькой. Настолько немаленькой, что, скорее всего - стационарной.
   Именно телепортация может объяснить и перемещение воздушного шара на сверхбольшое расстояние, пассажиры даже не поняли, что большую часть своего пути не летели, а исчезли из одной части планеты и появились в другой, и мобильность Немо, он тоже не напрягаясь просто появлялся там, где ему было нужно, причем так, что следы ведут лишь в одном направлении. Он не карабкался по туннелю в Гранитный дворец чтобы положить хинин для Герберта в темную комнату с собакой, для которой темнота вовсе не помеха чтобы поймать незнакомца. Он забросил коробку с лекарством не вставая с кресла. Точно также, как подбросил мину под днище корабля пиратов.
   Разумеется, установка не всемогуща. Например с дюгонем капитан явно дрался вручную. И обезьян гонял тоже, скорее всего, лично. Но вот, угонять лодку чтобы оказаться на острове Табор ему нужды не было и Жюль Верн сам же пробалтывается, что управлять ею в одиночку нельзя. Немо корабль и не угонял. На Табор он телепортнулся. Причем не в первый раз. Очевидно, что до этого случая были тоже визиты, не зря у Айртона такая странная амнезия, каторжник уже встречался с капитаном и его электрошокером.
   Что там, установка объясняет даже особенности острова, таинственный остров на самом деле не вулканический, а - искусственный массив, собранный капитаном Немо в соответствии с его представлениями об идеальн6ом месте для робинзонады. Именно установка телепортации могла стащить в единое целое куски из разных, часто несовместимых в естественной природе, ареалов. Закинуть на вулканическое основание угольный пласт? Легко! Пересадить тысячелетний эвкалипт? Да со всей его корневой системой! Пустяки вроде игрищ с внезапно появившейся стаей обезьян или никак "не желающим" уплывать по течению мертвым китом - вообще не напрягаясь.
   Точно также как существование острова, установка объясняет и его скоротечную, причем безтравматичную для колонистов гибель. Никакого вулкана, что вы. Вулкан бы поджарил и сварил их. После смерти капитана Немо установка просто разбросала все собранное со всего мира обратно, а убийцам капитана сделала исключением и оставила умирать на голой скале. Либо это ирония судьбы и самоликвидация острова случилась из-за ошибки колонистов, либо месть капитана, каким-то образом подстроившего такой финал.
   Для каких целей Немо собирал остров? Возможно, идеалист затворник пытался сделать себе убежище в котором прятался от мира, пока ему это не наскучило и он не решил разнообразить свой досуг игрой в бога для робинзонов.
  
   PS: Ну и наконец... Не исключено, что Немо, на самом деле - Грант, который во время своей первой робинзонады оказался владельцем телепортационной установки и устроил себе спасение, подбросив скучающим аристократам акулу с запиской. Почему не телепортнул себя? Может не хватало опыта. Одно дело попробовать с бутылкой, другое - себя любимого. Грант пожил какое-то время в цивилизации и, возможно, под псевдонимом "профессор Аронакс" переписывался с научной и инженерной элитой того времени, именно поэтому установка показалась знакомой Смиту, он читал ее описание. Однако научный мир не принял робинзона фантаста, скорее всего, как и сам Жбль Верн просто не поняли идею и Грант решил вернуться к робинзонаде, но уже в гораздо более комфортабельные условия, нежели чем он имел на Таборе и вот появляется остров "Линкольна", которого нет ни на одной карте. А Смит, возможно, когда то высмеял Немо и сюжет книги это описание мести капитана Гранта/Немо своему критику.
  
  
  
  
  
  
  

Оценка: 3.46*8  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"