Тальковский Дмитрий Викентьевич : другие произведения.

"Восьмая заповедь" от Протоиерея Павла Великанова вместе с рецензиями Коллег

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  "Восьмая заповедь" от Протоиерея Павла Великанова вместе с рецензиями Коллег.
  
  Если выстроить своеобразную иерархию самых непопулярных заповедей, можно не сомневаться: второе место после "не прелюбодействуй" займет именно эта, запрещающая воровство. Но почему Бог так настойчиво, так неотступно встает на привычном человечеству пути, снова мешая быстро слепить счастьишко подручными средствами? Значит, в этой заповеди речь идет на самом деле не столько о материальном благополучии, сколько о чём-то более важном, даже фундаментальном, а именно - о понятии собственности. Но разве ошибся псалмопевец, сказав: "Господня земля, и всё, что её наполняет"? Разве мы не читаем в книге Деяний, что в первых христианских общинах никто ничего из своего имения не называл "своим", но всё у них было общее? Разве не сказал Сам Христос богатому юноше: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах" - чем и поверг его в глубокую печаль? Можно ли после этих неоспоримых и однозначных фактов вообще начинать разговор о собственности? Однако вопрос, почему Бог так трепетно относится к сфере материального бытия человека, остается открытым. Достаточно вспомнить шокирующие Евангельские строки о Страшном Суде: "Прочь от Меня, проклятые! Потому что Я голоден был - и вы Меня не накормили, жаждал - и вы Меня не напоили. Был чужестранцем - и вы Меня не приютили, нагим - и вы Меня не одели, больным был и в тюрьме - и вы не позаботились обо Мне"! Получается, что для Бога эта зачастую пренебрегаемая из мнимо-высоких побуждений область материального, оказывается принципиально важной, если именно в ней заключается ключ от человеческого спасения или погибели? Можно смотреть по-разному на то, что окружает человека в его жизни - жилище, одежда, различные предметы, деньги, но не только: это и отношения между людьми, привычки, обычаи, да и само время, в рамках которого мало-помалу и истощается запас песочных часов человеческого бытия. Посмотрев с одной стороны, можно сказать, что всё это - тленное и преходящее, да и по сути - не наше: всё равно не взять с собой на тот свет ни копейки, ни миллиона. Тогда и разницы нет, сколько денег у тебя в кармане, какая еда на столе, ездишь ли на машине или пешком ходишь, живешь ли в картонной коробке на решетке метрополитена или в особняке на Рублевке. Всё это пройдет одинаковым образом, а гробовая доска - будет ли она из горбыля или красного дерева - поставит одну и ту же печать. И в таком подходе, что ни говори, есть своя правда.
  
  Но можно взглянуть и по-другому. Разве всё то, что меня окружает, не является продолжением меня самого, своеобразным расширением моего тела, моей жизни? Не будь этих средств, этих инструментов в моих руках, что я мог бы сделать? Да, всё это - не вечно, однако и букет цветов, который дарится любимому человеку, тоже не стоит в вазе годами! Среди незаписанных изречений Христа - аграфов - есть такой призыв: "Будьте опытными менялами!" Разве не странно слышать такой призыв из уст Того, Кто только что повелел всё продать и раздать нищим? Но здесь идет речь о высшем умении - искусстве менять временное и преходящее на вечное и бесценное! После грехопадения, когда человек оказался перед лицом враждебного мира, Бог Сам одел прародителей в кожаные одежды. Как трогателен этот эпизод - Бог заботится об отвернувшемся от Него человеке как любящий родитель; и кожаные ризы, без которых человеку теперь не прожить, в понимании святых отцов - вся материальная среда, которой окружает себя человек с тех давних времен. Как величайший Педагог, Господь вручает Своим детям мир как возможность проявить себя в нём: либо как хищнику и вору, либо как мудрому и трудолюбивому домоправителю. Будучи полученным из Божественных рук, этот мир теперь действительно собственность человека - правда, на время, для испытания. И если он будет верен в малом - этом, преходящем, материальном - то ему можно будет доверить и вечные обители - но только если экзамен этой жизни не окончится провалом. Неудивительно, почему в монастырях издревле существует закон: любой грех, даже тяжкий, может быть прощен брату, но только не воровство: решившийся похитить чужое незамедлительно изгоняется из числа монастырской братии. Ведь если посмотреть на первый роковой поступок в человеческой истории - грехопадение прародителей, то основным мотивом здесь было именно... воровство, желание похитить Божественные достоинства, обманным путем "стать как Боги". Вот как далеко тянется эта нить проворовавшегося человечества! Для Бога материальное положение человека, каким бы оно ни было, бесконечно значимо: это его орудийная среда, это его "инструментарий спасения", без которого человек едва ли преуспеет в самом главном деле - спасении души. Значит, тот, кто похищает чужую собственность, не просто "освобождает от излишков", но своей дерзкой рукой выбивает данную Богом опору, на которой и строится здание спасения. Именно поэтому так категорична восьмая заповедь, которая не ограничивается одними социальными последствиями воровства, но открывает новую перспективу отношения к своим и чужим материальным благам: "Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделить нуждающимся". (Еф. 4:28). Протоиерей Павел Великанов, 2009 год.
  
  Рецензии. Написать рецензию. Балалайкинг. 29.09.2009 07:57.
  Не укради. Не прелюбодействуй, и так далее. Дело в том, уважаемый патрон, что приставка НЕ - не воспринимается человеком. Научно доказано: возьмем ребенка. Идет он, к примеру, и шлепает сапогами по лужам. Ему говорят "не ходи по лужам" - ноль внимания. Скажут иначе - послушает! Что хотел сказать глубокоуважаемый Бог, я не знаю. Знаю только, что в человеке все эти заповеди присутствуют изначально. Вот только "НЕ" - мешает. Балалайкинг.
  
  
  Написать рецензию. Ольга Скворцова. 29.09.2009 10:54.
  Спасибо, Батюшка за вразумление! С уважением, Ольга Скворцова.
  
  
  Написать рецензию. Константин Баландин. 29.09.2009 18:08.
  Уважаемый Пастырь, г-н Павел Великанов, Вы много говорите о том, о чем Свято Евангелие, от Лица Господа Бога нашего Иисуса Христа говорит очень просто и убедительно. Без ссылок, и своими словами, не сомневаясь, что Вы отлично знаете Святое Писание. На вопрос учеников, о том, какие же заповеди Господни являются главными, Учитель ответил, что есть две заповеди, которые следует усвоить и соблюдать Первая из них - "Возлюби Бога своего", вторая - "Возлюби ближнего своего". Если выполняются эти заповеди, остальные будут в их контексте и не будет возможным выполнить эти, главные, не выполнять всех остальных. "Не делай другому того, что не хотел бы, чтобы сделали тебе. Не следует забывать, что все гениальное - просто, а усложнение гениального, его расслоение и трактование лишь вводит в заблуждение, дает повод к личному оправданию не благовидных действий, укладывает в "прокрустово ложе" трактования греха саму жизнь с множеством ее повседневных коллизий, где каждый сам должен решать, что хорошо, а что плохо. В этом и состоит принцип "свободы личной воли" человека, который даже Сам Господь Бог не нарушает! С уважением Константин Баландин.
  
  
  Добавить замечания: Протоиерей Павел Великанов. 29.09.2009 23:16.
  Полностью согласен, Константин! Святитель Феофан так и писал - чем проще высказана истина, тем она доходчивее - но только для тех, кто имеет глаза, чтобы её увидеть. А вот когда с глазками проблемы, то и приходится свет истины прикрывать, что под руку попадется - чтобы совсем не ослепить. Протоиерей Павел Великанов.
  
  
  Добавить замечания: Виктор Хохлов. 30.09.2009 00:36.
  В чем-то соглашусь с автором рецензии, а в чем-то нет. Апостол вопрошает: "Как можешь ты любить Бога, которого не видишь, если не любишь брата своего, который всегда пред тобой?" (1 Ин. 4, 20). Вера без любви превращается в фанатизм, а любовь без веры вырождается в плоский гуманизм. И как любить ближнего своего, когда не знаешь, кто он? Именно такой вопрос звучит в Евангелие, и Господь отвечает на него притчей о добром самарянине. Многие ли из нас смогут ответить на вопрос, кто наш ближний? Люди читают один и тот же текст, но понимают его зачастую по-разному в силу индивидуальных особенностей психики и интеллекта каждого человека. Одному вполне достаточно авторитета Священного Писания и он принимает Закон без особых рассуждений. Другой задается вопросом, а почему собственно мне надлежит поступать так, а не иначе? В чем смысл конкретного запрета? Да, похищать нельзя хотя бы потому, что похититель нарушает тем самым заповедь о любви - ведь красть у любимого никто не станет. И в этом смысле все остальные заповеди как бы производны. Действительно, заповедь о любви к Богу и ближнему стержневая в Законе, но это, тем не менее, не умаляет значение остальных. Легко возжелать исполнить эту заповедь, но как это сделать в реальной жизни? Кто пытался, тот знает. А вот запретить красть, в том числе и самому себе, пожалуй, проще. В некоторых общинах грех в отношении собственности на бытовом уровне, бывало, практически полностью искоренялся. Двигаясь от самого простого к сложному, люди восходили к вершине. Толковать же Евангелие отнюдь не грех, а насущная необходимость. Святые апостолы, отцы и учителя Церкви, пастыри добрые этим занимались для того чтобы овец стада Христова не похищали хищники - лжеучителя своими притворными серенадами. Виктор Хохлов.
  
  
  Добавить замечания: Константин Баландин. 30.09.2009 19:04. Я как автор рецензии, хотел бы высказаться по сути ответа Пастыря. В отношении заповедей - конечно Вы правы, но все же хотелось бы, чтобы при разговоре о заповеди любой, напоминалось о двух этих, как главенствующих в "некоей иерархии заповедей". Скажем так, чтобы люди наконец-то поняли то, что мало толка от поста, либо любого другого воздержания, в том числе и воздержания от воровства (ведь это может быть и следствием болезни клептомании) если в сердце лютует злоба. И злоба не только на врага своего (хотя еще большой вопрос, кто в действительности враг твой, а кто нет) а даже на единоверца твоего во Христе. Имею в виду представителей других Христианских концессий, не зависимо от того как их квалифицирует "официальное православие". А что уже говорить об отношении к другим, не Христианским верованиям? А ведь любой верующий (верующий в Бога Творца, и признающий именно Его своим Богом, разумеется), уже твой брат по Вере, не так ли? А остальные люди? В том числе не верующие, в этом смысле, например атеисты? - они тоже братья, поскольку "ЧЕЛОВЕКИ", но у них свой путь, в том числе к Богу, и этот путь и выбор их пути следует, по крайней мере, уважать. А как быть с воинствующими атеистами? Их следует, на мой взгляд, ну может быть пожалеть и пожелать им, поскорее сбросить шоры с глаз, но никак не ненавидеть. Если так, а мне кажется, по Заповедям Господним именно так и должно быть, ведь "ближние" наши в Святом Писании никак не дифференцируются, они это буквально и аллегорически те, кто рядом с нами, с кем мы сталкиваемся и общаемся в повседневной жизни. А иначе и быть не может, ведь мир наш, образно говоря, это хрустальные шарики, соединенные между собой тонкими паутинками. Дуешь легко, они колеблется, и звенят, чуть сильнее - звон уже тревожен, а еще сильнее - рвутся паутинки связей, падают и разбиваются хрустальные шарики, а злоба, ненависть, неважно по какому поводу - это ураган, который все разносит в прах! Так вот, если так, что все мы по счету большому - Божественному - БРАТЬЯ, и долженствует в первую очередь и всегда говорить о БРАТСТВЕ людей и взаимной ЛЮБВИ, как нам Господь Бог наш Иисус Христос и завещал. Извините меня за лишнюю, быть может, эмоциональность, но честное слово, наболело! С уважением Константин Баландин.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"