Тальковский Дмитрий Викентьевич : другие произведения.

"Печаль" от Протоиерея Павла Великанова и его Рецензентов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  "Печаль" от Протоиерея Павла Великанова и его Рецензентов.
  
  Милый друг, иль ты не видишь, что всё видимое нами -
  Только отблеск, только тени от незримого очами?
  Милый друг, иль ты не слышишь, что житейский шум трескучий -
  Только отклик искаженный торжествующих созвучий?
  Милый друг, иль ты не чуешь, что одно на целом свете -
  Только то, что сердце к сердцу говорит в немом привете?
  
  Эти стихи Владимира Соловьева по-особому звучали на нарах Соловецких лагерей. Простые рабочие заводов и поэты, священники и профессора, талантливые музыканты и неграмотные крестьяне - никого не миновала смертоносная колесница красного террора. Здесь, в нетопленых бараках, кто-то злился и проклинал свою судьбу, а кто и просто бесцельно смотрел в точку, ожидая неминуемого конца. Но эти стихи, кем-то прочитанные полушепотом, а вскоре ставшие настоящим заклинанием против окружающего кошмара, каким-то необъяснимым образом задевали самые глубокие струны сердца, струны, которые, казалось, давно заржавели и рассыпались в прах. Звучали стихи, и сердца заключенных наполнялись печалью...
  
  Бедный друг, истомил тебя путь, темен взор, и венок твой измят.
  Ты войди же ко мне отдохнуть. Потускнел, догорая, закат.
  Где ты был и откуда идешь, бедный друг, не спрошу я, любя;
  Только имя мое назовешь - молча к сердцу, прижму я тебя.
  Смерть и Время царят на земле, - ты владыками их не зови;
  Все, кружась, исчезает во мгле, неподвижно лишь солнце любви.
  
  Но какой разной была эта печаль! Для одних она становилась трещиной в мрачном своде пещеры безнадежности, сквозь которую начинал пробиваться луч надежды - нет, вовсе не надежды на то, что все устроится, и этот кошмар когда-нибудь забудется. Рождалась надежда и уверенность в том, что и здесь есть Бог, в этом заиндевелом бараке, рядом с ощетинившимися людьми, Он Сам где-то неподалеку стоит и все повторяет: "От Меня это было...". Это была та самая спасительная печаль, печаль по Богу, которая не ввергала в отчаяние, напротив того, утешала человека, говорила ему: "Не бойся, снова и снова прибегни к Богу; Он благ и милосерд; Он знает, что человек слаб, Он никогда не оставит тебя!" От этой печали рождалось непонятное внутреннее спокойствие - более того - тихая, безмятежная радость. Радость о том, что эта жизнь - какой бы невыносимой она ни была - совсем не бессмыслица или чья-то злая жестокая шутка: она лишь тесная кожа, которую все равно сбросишь; зато под ней уже рождается настоящая, подлинная жизнь....Но была и другая печаль, печаль смертоносная, словно жгучим ветром опалявшая и без того усохшее сердце, тревожившая воспоминаниями былого - и теперь безвозвратно утраченного. Эта печаль была "грызеньем сердца и смятением". [Св. Григорий Богослов]. Обжигающим вихрем она захватывала желаниями недостижимого счастья, осознанием безысходности разрывающей сердце отчаянием... Печаль рождалась из яростной попытки удержать ускользающую жизнь и хотя бы малую частичку надежды на земное счастье.
  
  О такой печали христианские подвижники говорили, что она есть "желание отсутствующего блага", "лишение удовольствия, или настоящего, или ожидаемого". Доколе есть в сердце пристрастие к чему-либо земному, всегда будет оставаться оно открытым для печали. "Если кто возненавидел этот суетный и преходящий мир, тот избежал печали, - говорит Лествичник. - Если же кто имеет пристрастие к чему-либо видимому, то еще не избавился от нее; ибо, как не опечалиться, лишившись любимой вещи?" [св. Григорий Богослов] О такой печали апостол говорил, что она рождает смерть (2Кор. 7:10). И от нее надо бежать, не давать никакого права овладеть сердцем, сковав его параличом безверия и отчаяния:
  
  В минуту жизни трудную теснится ль в сердце грусть.
  Одну молитву чудную твержу я наизусть.
  Есть сила благодатная в созвучье слов живых,
  И дышит непонятная, святая прелесть в них.
  С души как бремя скатится, сомненье далеко -
  И верится, и плачется, и так легко, легко. [М. Ю. Лермонтов "Молитва"]
  
  Рецензии: "Печаль". Протоиерей Павел Великанов.
  Написать рецензию. Александр Матющенко. 29.10.2009 08:06.
  Верит ли человек в Бога или нет, но в тяжелейшие моменты жизни он находит Его частичку в своем сердце... Александр Матющенко.
  
  Написать рецензию. Ильнар Тагиров 29.10.2009 06:37.
  Неплохо. Первые несколько абзацев - довольно атеистические. Но если предполагать, что не познание религиозного учения было вашей целью, но познание сущего, то имеет место быть все, что вы сказали естественно, независимо от меня. Ильнар Тагиров.
  
  Написать рецензию. Конкурс Таланты Проза ру 29.10.2009 05:32 •
  Отец Павел, к Вам обращается Н. В. Носов, организатор Конкурса Талантов сайта Проза. ру. Если Вы знаете Авторов, которых Вы можете посоветовать прочитать посетителям сайта, пожалуйста, поучаствуйте в нашем проекте, С уважением, Конкурс Таланты Проза ру.
  
  Написать рецензию. Уриилъ 29.10.2009 08:31.
  Уважаемый Отец Павел, прежде всего, хочу отметить, что Вы находитесь у меня в списке избранных авторов. Тем не менее, меня глубоко возмутила Ваша фраза 'Красный террор', равно как и вся рекламная шумиха вокруг этого брэнда. Известно, что в Советское время количество заключенных во всём СССР было меньше, чем сейчас в России. Это несколько лет назад по РТР была сводка государственного комитета статистики. И я этой сводке вполне верю, потому что знаю лично многих людей того времени. И Вы, уверен, тоже знаете. Такого количества криминальных преступников, как сейчас, в Советское время не было. А какой террор идёт сейчас? Пенсионеров сживают со света, детей превращают в быдло и проституток! И вместо того, чтобы говорить и беспокоиться о том, что происходит сейчас, Вы, под осанны высших иерархов РПЦ и РПЦЗ, коллаборационируете хору предателей и воров именно сейчас, и именно сейчас ругаете Советскую власть! Да, было много плохого в то время. Но то, что происходит сейчас - в тысячи и тысячи раз хуже! Вам должно быть стыдно, Вы же священник! Уриилъ.
  
  Написать рецензию. Виктор Хохлов 29.10.2009 15:42.
  
  Дом стоит, свет горит,
  Из окна видна даль.
  Так откуда взялась печаль?
  И, вроде, жив и здоров,
  И, вроде, жить, не тужить.
  ТАК ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ПЕЧАЛЬ? [Виктор Цой]
  
  Какой печалью был болен Виктор Цой? О чем или о ком тосковала его душа? Было ли это "грызеньем сердца и смятением"? Или не удовлетворенное "желание отсутствующего блага". А может, тоска по Небу? "Поэт в России больше, чем поэт"... Можно ли отнести эти слова к Виктору Цою, которого нет уже почти двадцать лет, но которого чтут и помнят, что для нашего времени поденок, совсем не мало. Виктор Хохлов.
  
  Добавить замечания: Протоиерей Павел Великанов 29.10.2009 17:03.
  Без всякого сомнения, печаль по Небу... Протоиерей Павел Великанов.
  
  Добавить замечания: Дмитрий Тальковский.
  Глубокоуважаемый Отец Павел, Вы тоже находитесь у меня в списке избранных авторов. Тем не менее, позвольте Вам заметить, что может не надо так всех - скопом, и на Небо. Вопрос лично к Вам в таком случае: Почему у нас на Земле - так все мерзопакостно?! Дмитрий Тальковский.
  
  Написать рецензию. Александр Ракоши-Шулецкий 29.10.2009 14:22.
  Нет, г-н Великанов, наиболее глубокомысленый из колымских заключённых сталинского времени, Варлам Тихонович Шаламов строит совсем иную причинно-следственную цепочку, нежели Вы: не "выживали, поскольку верили во что-то", но "верили, поскольку имели физические силы жить". Цитирую прямо: "Именно в это время я стал понимать суть великого инстинкта жизни - того самого качества, которым наделен в высшей степени человек. Я видел, как изнемогали и умирали наши лошади - я не могу выразиться иначе, воспользоваться другими глаголами. Лошади ничем не отличались от людей. Они умирали от Севера, от непосильной работы, плохой пищи, побоев, и хоть всего этого было дано им в тысячу раз меньше, чем людям, они умирали раньше людей. И я понял самое главное, что человек стал человеком не потому, что он божье создание, и не потому, что у него удивительный большой палец на каждой руке. А потому, что был он (физически) крепче, выносливее всех животных, а позднее потому, что заставил свое духовное начало успешно служить началу физическому. Жизнь арестанта - сплошная цепь унижений с той минуты, когда он откроет глаза и уши и до начала благодетельного сна. Да, все это верно, но ко всему привыкаешь. И тут бывают дни лучше и дни хуже, дни безнадежности сменяются днями надежды. Человек живет не потому, что он во что-то верит, на что-то надеется. Инстинкт жизни хранит его, как он хранит любое животное. Да и любое дерево, и любой камень могли бы повторить то же самое. Берегитесь, когда приходится бороться за жизнь в самом себе, когда нервы подтянуты, воспалены, берегитесь обнажить свое сердце, свой ум с какой-нибудь неожиданной стороны. Сосредоточив остатки силы против чего-либо, берегитесь удара сзади. На новую, непривычную борьбу сил может не хватить. Всякое самоубийство обязательный результат двойного воздействия, двух, по крайней мере, причин".
  
  "Возможностей было мало. Но здесь он будет умнее, будет больше доверять телу. И тело его не обманет. Его обманула семья, обманула страна. Любовь, энергия, способности - все было растоптано, разбито. Все оправдания, которые искал мозг, были фальшивы, ложны, и Андреев это понимал. Только разбуженный прииском звериный инстинкт мог подсказать и подсказывал выход. Именно здесь, на этих циклопических нарах, понял Андреев, что он кое-что стоит, что он может уважать себя. Вот он здесь еще живой и никого не предал и не продал ни на следствии, ни в лагере. Ему удалось много сказать правды, ему удалось подавить в себе страх. Не то, что б он ничего вовсе не боялся, нет, моральные барьеры определились яснее и четче, чем раньше, все стало проще, ясней. Ясно было, например, что нельзя выжить Андрееву. Прежнее здоровье утеряно бесследно, сломано навеки. Навеки ли? Когда Андреева привезли в этот город, он думал, что жизни его две-три недели. А для того, чтобы вернулась прежняя сила, нужен полный отдых, многомесячный, на чистом воздухе, в курортных условиях, с молоком, с шоколадом. И так как совершенно ясно, что такого курорта Андрееву не видать, ему придется умереть. Что опять-таки не страшно. Умерло много товарищей. Но что-то сильнее смерти не давало ему умереть. Любовь? Злоба? Нет. Человек живет в силу тех же самых причин, почему живет дерево, камень, собака". Но все сказанное означает, по И.Канту, что человек бессмертен не объективно и даже не субъективно, - он бессмертен трансцендентально. С уважением Александр Ракоши-Шулецкий.
  
  Добавить замечания: Протоиерей Павел Великанов 29.10.2009 17:00.
  В. Франкл в "Человек в поисках смысла" утверждает прямо противоположное суждение, а именно - из личного опыта. Протоиерей Павел Великанов.
  
  Добавить замечания: Александр Ракоши-Шулецкий 29.10.2009 17:15.
  Да, но личный опыт В.Т.Шаламова много лучше отрефлексирован, как любил выражаться недавно ушедший из жизни Александр Моисеевич Пятигорский. (Да будет земля ему пухом!). С уважением Александр Ракоши-Шулецкий.
  
  Добавить замечания: Николай Пинчук. 30.10.2009 16:44.
  С чего Вы, уважаемый, взяли, что опыт В. Шаламова (очень мною уважаемого) лучше отрефлексирован, чем опыт Франкла? И, пардон, читали ли Вы Франкла, и ещё тысячу раз пардон, знаете ли, кто это такой? Допустим, знаете. Но если кто несведущий забредёт в эту точку пересечения, вкратце: Виктор Франкл - великий психотерапевт и один из величайших мыслителей ХХ века, ученик Фрейда, во многом - не стану говорить "превзошедший", но - развивший систему своего учителя. Основатель Третьего Венского направления в психиатрии, которое сам он называл Логотерапией (т.е. буквально "лечение смыслом"). Во Вторую мировую войну Франкл три года провёл в Освенциме и Дахау - как Вы понимаете, не в качестве психиатра, поскольку был евреем. Он не только выжил сам, но и помог выжить десяткам других людей - прежде всего, выжить морально, остаться людьми, не сломаться, не броситься на проволоку под током и т.п. Его книга "Психолог в концлагере", которую он первоначально издал не за собственным именем, а под своим лагерным номером, с первого издания разошлась по всему миру и по сей день является одной из самых читаемых книг. Там в частности Франкл опровергает один из тезисов своего учителя о том, что если поместить человека культурного и грубого в одни и те же нечеловеческие условия, оба они, будучи озабочены, лишь одной проблемой - проблемой выживания, очень скоро станут одинаковыми. Франкл пишет, что - да, было немало случаев, когда вроде бы интеллигентные в цивильной жизни люди зверели, черствели и опускались. Но не меньше было случаев и обратных, когда те, от кого, казалось бы, никогда не ожидал, отдавали последний кусок умирающему от истощения соседу и т.п. И делает вывод: да, концлагерь срывал маски со зверей - но и со святых... И, кстати, насчёт отрефлексированности. Знаете, я даже вполне могу согласиться с Вами. Очень даже может быть, что концлагерный опыт Варлама Тихоновича Шаламова лучше отрефлексирован, чем концлагерный же опыт Виктора Франкла. Потому что Франкл (как он и сам признаёт) выжил во многом благодаря ещё и тому, что старался меньше заниматься собой, любимым, а больше внимания уделять всё-таки окружающим. И один из основных принципов логотерапии - ДЕрефлексия. Мы слишком много рефлектируем, в каждом сидит свой Вассисуалий Лоханкин. Собственно, это одна из форм эгоизма, эта бессовестная совестливость, безжалостная жалостливость, безумное мудрствование и т.п. - весь "джентльменский набор" российского интеллигента... Большинство русских интеллигентов потому и сгинули очень быстро в ГУЛАГЕ, что слишком были зациклены на себе - менталитет у нас такой...
  
  Впрочем, последнее ни в коем случае не относится к Варламу Шаламову, человеку исключительно честному, мужественному и мудрому. Если бы он занимался исключительно собой, то не выжил бы, а кабы выжил - не донёс бы до нас таких ярких портретов, таких сильных картин, таких глубоких мыслей. Кстати, и в приведённом Вами отрывке я бы выделил вот это: "Вот он здесь еще живой и никого не предал и не продал ни на следствии, ни в лагере. Ему удалось много сказать правды, ему удалось подавить в себе страх..." - разве это животное начало? и разве не оно даёт Андрееву моральные силы для того, чтобы выживать дальше - хоть ему и кажется, что по-животному?.. С уважением Николай Пинчук.
  
  Добавить замечания: Александр Ракоши-Шулецкий 30.10.2009 17:53.
  Уважаемый г-н Пинчук! Сравнение этих двух опытов - Шаламова и Франкла - едва ли правомерно. Во-первых, ввиду того, что в Европе не бывает долгих зим с морозами под минус пятьдесят и всегда есть реальная надежда на успешный побег. Так как от населенных мест, а значит и от возможных групп сопротивления режиму, лагерь не отделён пятисот километровой полосою безлюдной и дикой тайги или тундры, как оно имеет место в России. Во-вторых, немцы, в силу своей патологической опрятности, всегда боролись с вшивостью своих заключенных. Отец мой сидел сначала там, а затем здесь, говорил, что условия сталинского ГУЛАГА были значительно тяжелее немецких концлагерей. С уважением, Александр Ракоши-Шулецкий.
  
  Добавить замечания: Николай Пинчук. 30.10.2009 19:59.
  Вот не поверите, но я предполагал, что Вы мне примерно так и ответите. Глубоко преклоняясь перед Вашим отцом, я позволю себе заметить: он как человек сильного духа может оперировать сравнениями вроде - да, в немецком концлагере было легче, чем в ГУЛАГЕ, потому что там теплее и вшей меньше. Но для подавляющего большинства из нас любой концлагерь - запредельная нагрузка, причём нагрузка не столько физическая, сколько психическая. Вы как инженер наверняка хорошо знаете математику, и отлично понимаете, что бесконечность, умноженная на два (три, десять, да хоть тысячу), равна той же бесконечности. И то, что для Вашего отца поддаётся сравнительному анализу - для нас одинаково катастрофично, бесконечно катастрофично. Наверное, глупо теперь говорить, что, дескать, если бы Франкл оказался не в Освенциме, а на Колыме, он бы и там выстоял (не обязательно выжил, но - выстоял). Наука, как известно, не приемлет сослагательного наклонения. Но лично я нисколько в этом не сомневаюсь. Потому что дело всё-таки не в месте, а в Человеке. Кто-то проходит нацистские и сталинские концлагеря, а кто-то вешается от того, что живёт в коммуналке без удобств, и никаких перспектив на улучшение жилищных условий не предвидится. Хотя на самом деле на табуретку его ставит не отсутствие персонального санузла как таковое, а тотальное ощущение полной безнадёги и бессмысленности дальнейшего бытия. Ницше писал: "Человек, у которого есть ЗАЧЕМ, может вынести любое КАК". Николай Пинчук.
  
  Добавить замечания: Александр Ракоши-Шулецкий 30.10.2009 20:35.
  Уважаемый г-н Пинчук! Вы не находите, что ситуация в нашей с Вами дискуссии сложилась патовая? Поскольку, если две или более бесконечности не подлежат сравнению, и сослагательное наклонение применительно к событиям прошлого, ни коим образом не научно, то скажите, как можно доказать, что это "зачем" Ницше именно объективно, а не трансцендентально в кантовском смысле термина "трансцендентальный"? С уважением, Александр Ракоши-Шулецкий.
  
  Добавить замечания: Николай Пинчук. 31.10.2009 04:06.
  Во-первых, доброе утро (у нас с вами 7 часов разницы во времени). Во-вторых, по Вашему вопросу. Я полагаю, что это самое "ЗАЧЕМ" может быть и трансцендентальным. Я живу, потому что так надо, чтобы я жил - не я это придумал, не мне отменять, И субъективным: я живу, потому что мне нравится жить, несмотря ни на что - "я жить хочу, чтоб мыслить и страдать". А также явлением объективным: я живу, потому что должен поставить на ноги ребёнка, написать роман, построить дом, посадить дерево и так далее. Лично я не вижу противоречия между этими тремя категориями. Вопрос лишь в том, какая из них для каждого конкретного человека является наиболее актуальной. В приведённом Вами примере - да, пожалуй, именно трансцендентальный мотив определяет выживание героя (поскольку все объективные перспективы в концлагере теряются, а субъективные ощущения - резко отрицательны). Но, кстати, Франкл помог многим выжить именно через поиск и нахождение объективных причин для этого. Поскольку не в каждом человеке одинаково сильно чувство трансцендентальное, то конкретные, объективные "зачем", будучи найденными, способны оказать значительную моральную поддержку. Николай Пинчук.
  
  Написать рецензию. Раиса Коротких. 29.10.2009 10:32.
  Очень интересное и нужное разъяснение. Стало понятнее, почему даже в печали дается спокойствие. Спасибо Вам! С поклоном, Раиса Коротких.
  
  Добавить замечания: Ольга Голубь 29.10.2009 12:22.
  Не люби никого, не жалей, не привязывайся даже к самым близким и тогда не будет страдания- так кажется в индийской философии? Очень трудно принять Ваше рассуждение. Печаль может быть и по Богу. С уважением Ольга Голубь.
  
  Написать рецензию. Уриилъ 29.10.2009 08:31.
  Уважаемый Отец Павел, прежде всего, хочу отметить, что Вы находитесь у меня в списке избранных авторов. Тем не менее, меня глубоко возмутила Ваша фраза 'Красный террор', равно как и вся рекламная шумиха вокруг этого брэнда. Известно, что в Советское время количество заключенных во всём СССР было меньше, чем сейчас в России. Это несколько лет назад по РТР была сводка государственного комитета статистики. И я этой сводке вполне верю, потому что знаю лично многих людей того времени. И Вы, уверен, тоже знаете. Такого количества криминальных преступников, как сейчас, в Советское время не было. А какой террор идёт сейчас? Пенсионеров сживают со света, детей превращают в быдло и проституток! И вместо того, чтобы говорить и беспокоиться о том, что происходит сейчас, Вы, под осанны высших иерархов РПЦ и РПЦЗ, коллаборационируете хору предателей и воров именно сейчас, и именно сейчас ругаете Советскую власть! Да, было много плохого в то время. Но то, что происходит сейчас - в тысячи и тысячи раз хуже! Вам должно быть стыдно, Вы же священник! Уриилъ.
  
  Добавить замечания: Олег Юрьев 29.10.2009 10:12.
  Поддерживаю... Ему, отцу Павлу, выгодно говорить про ту войну, направленную против эгоизма, а не про эту: "Итоги капитализма 2008 года в Санкт-Петербурге: Рождаемость: 47 475 новых человеческих жизней за год.
  Смертность: 66 900 умерших людей за год.
  Неопознанные трупы: 2 000 человеческих тел за год (в основном - бывшие бездомные люди).
  Наркомания: 1 082 зарегистрированных человек за год.
  СПИД: 38 000 ВИЧ- инфицированных всего.
  Безработица: 14 400 зарегистрированных человек за год.
  Преступность: 81 865 зарегистрированных преступлений за год.
  Коррупция: 982 поступивших сообщения за год, по которым возбуждено 179 уголовных дел (148 лиц привлечено к уголовной ответственности).
  Бездомные: 730 человек зарегистрировано за год, из них 153 ребенка до 14 лет.
  Всего в благотворительном фонде "Ночлежка" зарегистрировано около 10 000 бездомных людей, из них 10 процентов с высшим образованием, 57 процентов со средним и средним специальным. В 1996 году, по данным фонда "Ночлежка", в городе Санкт-Петербурге было около 54 тысяч бездомных людей (по переписи 2002 года около 28 тысяч). Еще не бездомные: 705 обманутых участников долевого строительства - "дольщиков", которые могут пополнить ряды бездомных". О.Юрьев - http://proza.ru/2009/03/10/733. Мы имеем войну, направленную на кого??? Олег Юрьев.
  
  Добавить замечания: Ольга Кострыкина 29.10.2009 11:04.
  Вы взяли себе псевдоним Уриилъ, очевидно, зная, кто это. Но вы его не оправдываете. Кроме злопыхательства и разжигания вражды я пока от вас ничего не слышала. Даже если один невинный осуждённый стенал и страдал в то время, уже статья О.Павла имеет смысл. Она учит даже в настоящее страшное время(а по многим признакам оно последнее),когда беззакония переполнили мир, не обличать и кидаться грудью на амбразуру, как вы, а не позволять унынию и печали взять верх над человеком, а вполне уповать на Того, кто силен избавить от невзгод, но медлит, не потому, что не хочет, а долго терпит. Я это написала, ни капли не сомневаясь, что вы не прислушаетесь, потому что, как стая цепных псов, вы отслеживаете каждое выступление отца Павла. А ведь сегодня даже Хельги Нордкап молчит, потому, что эта статья чисто житейская, затрагивает потаённые струны человеческого бытия, и от печали и горя никто не убережётся. Не Огонь, очищающий и наполняющий душу знанием вы несёте, а только дым, что застит свет. А Архангел Уриилъ по Библии несёт этот Божественный Огонь. Ольга Кострыкина.
  
  Добавить замечания: Уриилъ 29.10.2009 12:28.
  Уважаемая Ольга, я со вниманием отношусь к творчеству Отца Павла Великанова. Что-то мне нравится, что-то нет. Соответственно я и пишу. Если Вы, как и я, внимательно читаете дискуссии посетителей, то помните сову2002... Я считаю необходимым не злопыхать, как Вы выразились, а обратить внимание не на то, что было плохо, а то, что есть хуже. И брэнд Красный Террор сейчас используют для отвлечения внимания от бедственного, чудовищного положения России СЕЙЧАС И ЗДЕСЬ. Всякая последующая власть стремится опорочить предыдущую. Цель такого действия - возвысится во мнении народа не путём конструктивных действий, а путём порока и обмана, унижения предшественников. И каждый, кто поднимает модную и востребованную идею о 'плохой Советской власти' поддерживает происходящее безобразие. Коллаборационизм. Вот если бы Отец Павел одинаково описал и прошлое и настоящее, моя рецензия была бы другой. Уриилъ.
  
  Добавить замечания: Уриилъ 29.10.2009 12:40.
  Прошу прощения за опечатку. Коллаборационизм. Ещё раз хочу подчеркнуть следующие факты:
  1. ДА, в Советское время были проблемы.
  2. Сейчас всё гораздо хуже
  3. Говорить про 1. и не говорить про 2. значит помогать тем, кто делает 2.
  Сейчас построили и храмы, и священники общаются с людьми и лично, и по телевидению, и интернету. Духовности пока меньше, чем в Советское время... Зайдите часов в 8-9 в Московское метро. Там Вам покажут... духовный мир в красках и лицах... Необходимо говорить и обсуждать и 1. и 2. без перекосов в сторону 1. Не витать в облаках, оставляя без внимания ситуацию сейчас. Я не ожидал такого от протоиерея. Уриилъ.
  
  Добавить замечания: Уриилъ 29.10.2009 21:12.
  Да, чуть не забыл. Относительно долготерпения и не бросания на амбразуру - скажите это миллионам погибшим на войне, скажите это Иисусу, когда он опрокидывал торговые ряды в храмах... Уриилъ.
  
  Добавить замечания: Сова2002 29.10.2009 22:21.
  Ну конечно, без поминания о сове не обошлось, как же! В который раз убеждаюсь в провокаторских намерениях этой клерикальной клики. Убивают! Убивают!!----так и слышится - убивают Отца Павла. Какие бессовестные люди! Виртуально сами бросаются за Отца Павла на клумбу. И при этом ещё хватает стыда говорить об амбразуре! "Кроме злопыхательства и разжигания вражды, я пока от вас ничего не слышала". - Позор Вам, Кострыкина! Такое говорить после приведённой Уриилем статистики. Позор! Для вас, по-видимому, это только цифры, не люди! А человек для вас, похоже, только один - Отец Павел. Я даже вижу, что для вас это больше чем человек. Позор Кострыкиной! Сова2002.
  
  Добавить замечания: Ольга Кострыкина 29.10.2009 22:51.
  Если, дорогой Совушка, это доставит тебе радости, и ты станешь чуть менее истеричным, что ж, я согласна и попозориться. Так ворвался, что я уж подумала "Пожар"! Поберегись, А то на этой неделе магнитные бури, как бы чего не вышло. Ольга Кострыкина.
  
  Добавить замечания: Сова2002 29.10.2009 22:55. Да что говорить? Уриилъ - тряпка. А вы - швабра. Сова2002.
  
  Добавить замечания: Ольга Кострыкина 29.10.2009 22:58.
  А вы, Уриилъ, только имя его произнесли, он тут как тут, Ванька - Встань-ка. Есть такой смешной эпизод в каком-то фильме. Все вокруг шикали, чтобы кого-то не разбудить. И вот неосторожно разбудили. Он с воплем: "Меня будить?" как даст по башке самому главному. Вот так и Сова, мне так сейчас смешно. Точно, похоже. Ольга Кострыкина.
  
  Добавить замечания: Сова2002 29.10.2009 23:08.
  Я его тряпкой назвал потому, что он снёс ваши поползни, Кострыкина. Вам же напомню одну из заповедей, озвученных в мильон сто двадцать шестой раз Отцом Павлом: "Не сотвори себе кумира". А вы сотворили - в лице Павла. И не вы одна - тут постоянный на хорах состав. Певчие! Сова2002.
  
  Добавить замечания: Уриилъ 29.10.2009 23:10.
  А, Сова, дарова - дарова... Тряпка, швабра... Эх, Сова, ну что ж за фантазия. У придворного шута шутки должны быть интереснее. У Вас - могут быть. Но нету. Почему? Аудитория - плебс, не достойный внимания? Добиваетесь аудиенции? Смыл? Гордость, самолюбие, тщеславие? Или что-то ещё? Вы здесь прям поселились? Весело. Уриилъ.
  
  Добавить замечания: Сова2002 29.10.2009 23:15.
  И вообще, Кострыкина, что это: вы тюкнули по голове самого главного? Самый главный здесь известно, Отец. Павел - это ж вы на него снизу вверх смотрите. Так, что, это я его по голове тюкнул? Нда, вот так женщины проговариваются - не задумываясь. Сова2002.
  
  Добавить замечания: Ольга Кострыкина 29.10.2009 23:17.
  Помню, в 3 классе со мной за одной партой мальчик сидел Коля Сачков, такой был тихий, спокойный, девочек никогда не обижал, а я ему списывать давала. Его мама чудные пирожки пекла. Так вот я за письмо и математику по пирожку ела. Счастливое время. Где ты, Коля Сачков? Сова, а у вас ус отклеился. Ольга Кострыкина.
  
  Добавить замечания: Сова2002 29.10.2009 23:25.
  Я поселился? - А где же моя рецензия в таком случае? Где? Я только ваши рецензии и вижу, милейший. И кстати, если б не вы, я бы и слова тут не сказал. Но вы упомянули, мой ник в постах. Станете отрицать? Причем, упомянули совсем не по делу и не по теме написанному Отцом Павлом тоже станете отрицать? На моём фоне захотелось выглядеть выгоднее? Типа - смотрите - я же не сова - я вежливый и если трогаю, то тихоооооонечко, помыв при этом руки и смазав мадригальным мааааааслицем. Сова2002 29.10.2009 23:25.
  
  Добавить замечания: Сова2002 29.10.2009 23:28 Вы и тогда Кострыкина грелись у чужого костра - и сейчас тоже. Сова2002.
  
  Добавить замечания: Уриилъ 29.10.2009 23:51.
  Нет, Сова, совсем даже к месту. Вспомнил изменения ощущений при переходе от Вашего диалога с посетителями, к диалогу с Павлом Великановым. И как ни странно, сейчас уже рад Вас видеть... А вежливость - такая же маска, как у Вас - ироничного шута. Небось, девчонок в школе дразнили и за косички дергали? А сейчас нас дразните... Кстати, я Марк. А Вы? Уриилъ.
  
  Добавить замечания: На странице моей написано - Владимир Сачков. Сова2002. 30.10.2009 09:53.
  
  Добавить замечания: Уриилъ. 30.10.2009 18:15.Прекрасно! Рад знакомству, Владимир! Уриилъ.
  
  Написать рецензию. Александр Матющенко. 29.10.2009 08:06.
  Верит ли человек в Бога или нет, но в тяжелейшие моменты жизни он находит Его частичку в своем сердце. Александр Матющенко.
  
  Написать рецензию. Ильнар Тагиров 29.10.2009 06:37.
  Неплохо. Первые несколько абзацев - довольно атеистические. Но если предполагать, что не познание религиозного учения было вашей целью, но познание сущего, то имеет место быть все, что вы сказали естественно, независимо от меня. Ильнар Тагиров.
  
  Написать рецензию. Конкурс Таланты Проза Ру 29.10.2009 05:32 •
  Отец Павел, к Вам обращается Н. В. Носов, организатор Конкурса Талантов сайта Проза. ру. Если Вы знаете Авторов, которых Вы можете посоветовать прочитать посетителям сайта, пожалуйста, поучаствуйте в нашем проекте, С уважением, Конкурс Таланты Проза Ру.
  
  Добавить замечания: Сова2002 29.10.2009 22:29.
  Вы, мсье Носов, доктор науки оттого мыслите по формату. А вам бы изсмотреть рецензии Павлу - и вы б тогда увидели вертящегося в них некоего Хохлова. И будь в вашей власти немного шевельнуть разумом - вы б тогда написали эту рецензию Хохлову, а тот непременно бы направил вам десятка три произведений Павла - и вот тогда бы вы заполучили шедевры. А теперь, что ж? Лесс бетон, комон ди ле франсез. Сова2002.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"