Тальковский Дмитрий Викентьевич : другие произведения.

Рецензии и Замечания коллег на "заповеди" Протоиерея Павла Великанова.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Замечания коллег на "Заповеди" Протоиерея Павла Великанова.

  Рецензии и Замечания коллег на 'Заповеди' от Протоиерея Павла Великанова.
  
  "Заповеди". Протоиерей Павел Великанов.
  
  Если спросить нашего современника, что ему больше всего не нравится в религии, то ответ будет один: запреты. И, как правило, запреты на то, что нередко очень хочется человеку. Однако действительно ли запрет является главным жизненным нервом христианства? Ответ лежит на поверхности - достаточно открыть Священное Писание, чтобы увидеть, что Бог ничего не запрещает, но дает заповеди. И все многочисленные 'не убий, не укради, не прелюбодействуй, не завидуй' - лишь свидетельства Бога о том, чего делать не следует.
  
  Заповедь - и запрет. Эти понятия сегодня отождествили, и не здесь ли сокрыт корень множества наших проблем - например, наркомании? Мы привыкли искать свободы - свободы от любых ограничений и запретов, и в этом полагаем абсолютное условие нашего счастья. Но так ли было всегда, или это ещё один популярный миф, придуманный кем-то неспроста? Первозданный рай. Гармония юного мира, в который человек вводится как хозяин. Ничто не препятствует человеку, все творение смотрит на него с восторгом и ожиданием: если сейчас так хорошо то, как же станет прекрасно, когда человек своей творческой любовью превратит в рай всю вселенную? Да, он юн и неопытен. Но разве для чистого сердца, не знающего зла и греха, напрямую беседующего с Самим Творцом, нужен опыт?
  
  Но если маленького ребенка обложить мягкими подушками - как он научится ходить? Станут ли развиваться его мышцы, когда сопротивляться нечему? Именно с такой же целью Бог помещает в раю древо познания добра и зла. Нет, не для того, чтобы Адам с завистью взирал на прекрасный и ароматный запретный плод - в раю было полное изобилие всего, что только он мог пожелать. Но должна быть отправная точка, отталкиваясь от которой он устремлялся бы к ещё большему совершенству, увлекалась Божественной красотой, а не собственным произволом. Адам не знал, что такое страдание и смерть. Но своим глубоким умом, который с легкостью проникал в самую суть вещей, ощущал, что основание всего райского блаженство - Бог. И когда Бог заповедал ему не вкушать от запретного древа, предупредив о неминуемой смерти, Адам вовсе не был напуган. Он только понял, что есть два центра: Бог - и он сам; если делать, как говорит Бог, всё будет так же, как сейчас, с каждым мгновением всё лучше и совершеннее. 'А если иначе? А если я сам? Меня ждет смерть - и неизвестность?' Но первого человека эта мысль не отягощала: выполнять заповедь для него не составляло никакого труда, до того момента, когда между ним и Богом появилась жена, уже нарушившая запрет...
  
  Да, каждый из нас знает это жгуче-щемящее ощущение свободы для греха: 'А я хочу - и буду!' Пусть это лишь мгновение, за которым будет и разочарование, и горькие слезы раскаяния, и ещё одна болезненная рана в душе - но кому-то этот момент может показаться самым сладостным мгновением всей жизни - мгновением моего бунта. Я против всего мира и Бога... И заповедь оказалась презренной, и душа захлебнулась стыдом, узрев свою подлость и неблагодарность... Много времени утекло с тех пор, много зла разлилось по земле, много человеческой заразы греха отравило окружающий мир, пока Бог не заключил с еврейским народом завет. 'Если вы будете Меня слушаться, Я буду вашим Богом - и выведу из плена смерти и греха, который сами одолеть вы не в силах'. И вот, на горе Синай Бог вручает Моисею десять заповедей - написанных на каменных скрижалях. Но почему в них так много 'не'? Потому что мы давно уже не в раю. И человеческой злобе нужно было поставить четкие пределы, чтобы сохранить хотя бы какой-то живой остаток. То, что выходит за эти границы - должно пресекаться. Порой жестоко. Почти всегда - бесповоротно. Иначе одержимого злом не остановить. И когда все смотрели, как преступника забивают насмерть камнями, всякий понимал: не удержи себя, он бы сам оказался в месте этого несчастного...
  
  Ветхозаветные заповеди поставили пределы для греха, но само зло не уничтожили. Мир ждал Спасителя, ждал новой, чистой, Божественной закваски, которая переквасила бы мир и дала силы каждому не только противостоять злу, но и преодолевать его. Крестной смертью и Воскресением Христа произошел прорыв из плена одержимости грехом: теперь всякий крещеный верный Христу оказывается в Христовом воинстве, во главе которого - Победивший смерть и Диавола! Поэтому новозаветные заповеди - звучат совсем по-другому. Здесь уже нет запретов, одни лишь призывы к совершенству. Обрети радость смирения - и ты не можешь не быть счастливым. Откопай в глубинах твоего сердца затерявшуюся кротость - и обретешь весь мир. Сделай твое сердце кристально-чистым - и в нем не может не засиять Божественный свет. Открой своё сердце боли и скорби других - и оно озарится радостью любви. Отбрось от себя жажду мести и сладость обиды - и твое сердце ещё здесь, на земле, будет обиталищем Святого Духа, чертогами Христа.
  
  Одним словом, отдай всего себя Богу и ближнему, полюби даже своих врагов - и дыхание райского блаженства снова наполнит твою жизнь! Божественные заповеди можно выполнять, боясь наказания, которое всё-таки постигает грешащего. И это хорошо: страх как узда для греха - разве не лучшее лекарство от беззакония? Но есть и другой, более высокий путь: видеть в заповеди условие духовного возрастания, лестницу восхождения от грешной и преходящей земли к святости вечных небес. И это вдохновляет больше, чем боязнь оказаться в аду. Однако есть ещё более совершенный путь исполнения заповедей - творить их по любви к ним; потому, что выше, чище и благороднее их нет ничего. 'Совершенный человек, - пишет Льюис, - ничего не делает из чувства долга; ему всегда хочется хорошего больше, чем дурного. Долг заменяет любовь (к Богу или к другим людям), как костыль заменяет ногу. Большинству из нас постоянно нужен костыль, но, конечно, глупо опираться на него, когда наши собственные ноги (любовь, вкусы, привычки) способны дойти сами!'. Протоиерей Павел Великанов. 2009 год.
  
  Рецензии на произведение Протоиерея Павла Великанова 'Заповеди'.
  
  Написать рецензию. Татьяна Аверьянова. 31.08.2009 16:05.
  Очень своевременно для моего смятения. С благодарностью, Татьяна Аверьянова.
  
  Написать рецензию. Татьяна Гладкая. 31.08.2009 14:58
  Больше всего в религии мне не нравится ее неспособность воспитывать в людях чувство Чести, чувство Гармонии, Чувство Прекрасного; ее попытки втиснуть Образ Всевышнего Творца в жалкие догматические рамки. Вы пишете: "Мы привыкли искать свободы - свободы от любых ограничений и запретов, и в этом полагаем абсолютное условие нашего счастья". Кто - мы? Порядочный человек сам себя жестко ограничивает от дурных дел и поступков. С младых лет воспитанное чувство Чести лучше всяких заповедей ограждает человека от всего низменного. Абсолютное условие счастья - взаимная Любовь, счастливая семейная жизнь, возможность достойно реализовать свой творческий потенциал, а не вседозволенность, от соблазна которой человека надёжно освобождает знание того, что каждое совершенное или несовершенное им действие неизбежно сопровождается соответствующим следствием. Благородные чувства воспитываются в прекрасных идеалах, а не на заповедях: Заповедь _ Идеал.
  
  Не убий. _____________ Береги жизнь.
  Не укради. _____________ Будь честен.
  Не завидуй. _____________ Сорадуйся счастью ближнего своего.
  Не лжесвидетельствуй. _____________ Говори правду.
  Не пожелай чужого. _____________ Будь благодарен Богу за все, что имеешь.
  Не жадничай. ______________ Будь щедрым.
  Не хами. ______________ Будь вежлив.
  Не делай зла. ____________ Твори добро.
  Не прелюбодействуй. Будь верным в Любви, ибо только во взаимной супружеской Любви даруется человеку полнота счастья.
  
  Вместе с заповедями с запретительной частицей "не" в подсознание проникают побуждающие к инфернальным поступкам глаголы ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО наклонения, тогда как идеалы достойного поведения оставляют в подсознании глаголы ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО наклонения, побуждающие к добрым делам и поступкам. Татьяна Гладкая.
  
  
  Добавить замечания: Виктор Хохлов. 31.08.2009 17:41 .
  Столь глубокие мысли г-жа Гладкая наверняка позаимствовала в "евангелие" от Котлера или от Карнеги. "На дурака не нужен нож ему с три короба наврешь... Это тоже одна из заповедей школы классического втюхивания товаров под названием маркетинг. О том, что нельзя употреблять частицу "не" и никогда не говорить "никогда" учат уже в её приготовительном классе. И, тем не менее, сама г-жа Гладкая допускает эту детскую ошибку! Она пытается втюхать свой товар, начиная рецензию с фразы: "Больше всего в религии мне не нравится ее неспособность...". Две запретительные частицы "не" подряд в отношении религии свидетельствуют по теории г-жи Гладкой об инфернальной (как бы это выразится без употребления повелительного наклонения) природе ее чувств к религии вообще и к православию в частности. Хотя может, она просто двоечница и уроки прогуливала, как прогуливали их авторы помоечных рекламных слоганов, которые лезут изо всех щелей россиянских СМИ. И чувство Чести, возможно, с младых ногтей пытались всем этим достойным людям привить, но как-то не привилось, во всяком случае, понимают они её своеобразно. Виктор Хохлов.
  
  
  Написать рецензию. Ольга Урванцева. 31.08.2009 13:34.
  Здравствуйте, Как я рада - у Вас началось сопротивление и даже раньше, чем можно было предположить: увеличилась резкость в высказываниях, которые выявляются при своеобразной проверке Ваших текстов т.н. гендерной чувствительностью. Вот смотрите, что начало вылезать на поверхность в Ваших текстах: "Адам не знал, что такое страдание и смерть. Но своим глубоким умом, который с легкостью проникал в самую суть вещей, ощущал, что основание всего райского блаженства - Бог. И когда Бог заповедал ему не вкушать от запретного древа, предупредив о неминуемой смерти, Адам вовсе не был напуган. Он только понял, что есть два центра: Бог - и он сам; если делать, как говорит Бог, всё будет так же, как сейчас, с каждым мгновением всё лучше и совершеннее. 'А если иначе? А если я сам? Меня ждет смерть - и неизвестность?' Но первого человека эта мысль не отягощала: выполнять заповедь для него не составляло никакого труда, до того момента, когда МЕЖДУ НИМ И БОГОМ появилась жена, уже нарушившая запрет...". А это ведь оооочень напоминает всем известное: Vir a Deo creatur, mulier a simia Dei - мужчина сотворен Богом, женщина - обезьяной (тенью) Бога.
  
  Конечно, я не предполагала, что Вы осмелитесь впрямую на подобные высказывания, потому что, кроме того, что Вы служитель религиозного культа, Вы еще и гражданин. Но динамика, наблюдаемая по Вашим текстам, указывает на возрастание вероятности того, что Вы уже здесь на Земле сможете открыться к тому, что человек, созданный по образу и подобию, может быть не только женского, но и мужского пола. Представляете, Вы в таком случае обнаружите, что добрых людей на свете больше, как минимум в два раза. Собираюсь и далее наведываться к Вам на страницу. С уважением, Ольга Урванцева.
  
  Добавить замечания: Нина Изюмова. 31.08.2009 13:52.
  Встать между Богом и Адамом, оказывается то же самое, что быть обезьяной Бога. Нет логики, нет смысла, одно самодовольство, сдобренной "гендерной чувствительностью"! Нина Изюмова. 13:52. Кстати, и "известное" выражение вам не известно. В том католическом выражении речь идет о черте, а не о женщине. Слышали звон, да не знаете, где он. Нина Изюмова. 31.08.2009 13:55.
  
  Добавить замечания: Ольга Урванцева. 31.08.2009 14:17.
  Уважаемая Нина, в данном случае мне хотелось акцентировать внимание на положение женщины как барьера, преграды, искушения "налево" между мужчиной и Богом. Если приглядеться к цитируемому абзацу, то мы можем обнаружить гораздо более глубокие слои: "Он (Адам) только понял, что есть ДВА ЦЕНТРА: Бог - и он сам". Это классическая бинарная оппозиция. И как она соотносится со следующим: Deus est circulus cuius centrum est ubique, circumferentia vero nusquam - Бог есть круг, центр которого повсюду, окружность же нигде. Знаете, сейчас мой отзыв вместе с Вашими комментариями может опять аннигилироваться со страницы Павла. Кстати, на его месте я бы подумала об этой бинарной оппозиции и отредактировала текст. Но с психологической точки зрения, это начавшаяся у Павла фаза сопротивления, которую он может пройти быстрее, чем обычно. Ольга Урванцева.
  
  Добавить замечания: Нина Изюмова. 31.08.2009 14:24.
  Вам, конечно, представляется, что Вы говорите очень умные вещи. На самом деле, Вы не говорите ровным счетом НИЧЕГО. Поэтому дальнейшие возражения бессмысленны. Нина Изюмова.
  
  Добавить замечания: Ольга Урванцева. 31.08.2009 14:26.
  Нина, сейчас всё может аннигилироваться под воздействие классической мужской бинарной оппозиции. Ольга Урванцева.
  
  Добавить замечания: Нина Изюмова. 31.08.2009 14:28.
  Поменьше с оккультистами общайтесь, а то они Вам совсем голову заморочат: Нина Изюмова.
  
  Добавить замечания: Ольга Урванцева. 31.08.2009 14:39.
  Нина, поляризация суждений - классический признак фазы психологического сопротивления, и оккультизм здесь неуместен. Ольга Урванцева. 14:39. Кстати, на мести Павла, как вариант одного из возможных направлений на пути разрешения внутренней коллизии, я бы написала эссе о положении, переживаниях и состоянии Евы в райском саду. После того, как Адам, по словам Павла, с его глубоким умом понял или точнее - возомнил, что он, так же как и Бог является еще одним центром. А, может, я и сама это напишу что ли. Всё-таки творчество Павла и на меня в некотором смысле плодотворно влияет, возможно. Ольга Урванцева. 31.08.2009 15:07.
  
  Добавить замечания: Нина Изюмова. 31.08.2009 15:18.
  Вот и напишите: А мы все дружными рядами станем это читать: Нина Изюмова.
  
  Добавить замечания: Русский Инвалид. 31.08.2009 15:32.
  В еврейском тексте до момента грехопадения, Адам и его жена у которой появилось имя уже после изгнания из Рая, потому что давать имя - это знак власти, а Адам до того времени не мог дать ей имени, потому что у него не было таких полномочий! Зовутся одним словом - га-Адам. То есть они были едины. Поэтому - не Бог как центр и мужчина как центр и Ева побоку, а - Бог и Человек 'как вид'. У диакона Кураева есть хорошая книга под названием 'Церковь в мире людей'. И там можно найти главу 'Женщина в Церкви'. Обратитесь к этому источнику, там много всего. А то у меня всё учебный год на уму. Не очень-то выходит складно выражаться. Русский Инвалид.
  
  Добавить замечания: Ольга Урванцева. 31.08.2009 15:37.
  Спасибо, поищу в Интернете и по книжным лавкам. Ольга Урванцева. 15:37. Уже нашла и сразу: "Кроме того, на Литургии священник именно раздает Дары. Давать, дарить - служение мужское. Принимать - это служение женское. Так что священство есть выражение именно мужского архетипа". http://www.erlib.com/Андрей_Кураев/Церковь_в_мире_людей/10/. Дарить жизнь новому человеку - рожать - это как же тогда мне понимать то? Куча вопросов. Ольга Урванцева. 15:43. И напоследок нельзя не отметить, что пусть тогда однополый коллектив православных священников престанет скупиться и, если уже на, то пошло, ПОДАРИТ женщинам возможность учиться и становиться священниками, подарит возможность реализовать в практике церкви свою женскую щедрость уже здесь и сейчас на Земле. Ольга Урванцева. 31.08.2009 15:55.
  
  Добавить замечания: Герасим 1. 31.08.2009 17:36.
  Бизнес, карьера, политика, церковь - разбежались! Лишь бы своими детьми не заниматься, потом вырастает из них черт знает что, а женщина разводит руками - как же так - я такая хорошая, трудолюбивая, принесла пользу обществу, всем... кроме своего ребенка. То есть, что я хочу сказать - нельзя заниматься одновременно другими делами и вскользь, в свободное время, воспитывать детей. Это я к тому, что мужчина и женщина никогда не станут равными в социуме, либо будут жертвовать детьми, семьей. Герасим 1.
  
  Написать рецензию. Виктор Морозов. 31.08.2009 12:39.
  Все мы любим, учить других людей жить, но, даже исповедуя религию Христа, не хотим начать с себя. Между тем, главная обитель Бога в нас. Узреть Бога можно только единственным образом - разглядеть в собственной душе её Святость. Виктор Морозов.
  
  Написать рецензию. Герасим 1. 31.08.2009 11:31.
  Всё правильно, эта статья для большинства... для большинства, которому нужна дубина, и в людских рамках они могут оставаться только от страха. Но посмотрите на тех, для кого норма - следовать нравственным принципам. Да, внутри себя они счастливы и гармоничны. А что происходит из вне? В лучшем случае их просто считают идиотами и дураками. В худшем - в них летят камни от разъяренных зверо-людей. Другой пункт - Адам отведал Плод Добра и Зла. То есть ДО этого он не мог творить Зло, но так же не мог творить и Добро. Видимо, он вообще ничего тогда не творил, не имел дар творческий, который подобен дару божественному. Другой вопрос - Бог дал Заповеди, законы по которым людям нужно бы друг с другом сосуществовать. Кратко это выразилось в словах - не делай другим того, чего себе не желаешь. Здесь интересно вот что - а сами люди до таких простых Правил додуматься никак не могли? Ведь они уже были существа разумные, и так же имелось немало мыслителей среди них, которые анализировали ситуации и делали выводы. Ведь также можно сказать - что пришел Бог и дал формулу людям E=mcc.(не учитывая умственных трудов физиков и прочих) и... Неужели люди были так тупы, что не могли сделать сами такие выводы, что делать плохое другим - это плохо? Герасим 1. 31.08.2009 11:31.
  
  Написать рецензию. Андрей Сигутин. 31.08.2009 09:54.
  Спаси Вас Господи, очень хорошая статья... Отец Павел, скажите, пожалуйста, как правильно, в свете евангельского учения о любви к врагам, толковать ныне весьма распространенное высказывание митр. Филарета (Дроздова): "Люби своих врагов, бей врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими". P.S. Правда, это неточная цитата из слова святого Филарета в Неделю 19-ю по Пятидесятнице. Заключительные слова "Слова": "Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, "любите враги ваша"". "Слово" было сказано на текст из Евангелие от Луки "Любите враги Ваша и благотворите". Лк. 6, 35). Напечатано в: "Слова и речи" т.1, стр.283, М., 1873. С уважением, Андрей Сигутин.
  
  Написать рецензию. Ковырялкин. 31.08.2009 02:30.
  Знаете, протоиерей, постарайтесь еще более сжато - задумка больно хороша. А чем больше расплываетесь, тем больше теряется в этой мудрости. Ковырялкин.
  
  Добавить замечания: Нина Изюмова. 31.08.2009 11:29.
  Ковырялкин! Интересно, вы сами замечаете нахальность своего тона, или непроизвольно "из души" вырвалось? Нина Изюмова. 31.08.2009 11:29.
  
  Добавить замечания: Герасим 1. 31.08.2009 17:50.
  Поддерживаю. Принципиально иной подход воспитания в человеке лучших качеств и стремлений. А кнут (страх) и пряник (рай вечный) для овец. Продолжение. Поддерживаю, Татьяну, естественно, в этих высказываниях, а кому не смогли привить честь и совесть с детства - пусть посмотрят на своих родителей и воспитателей - насколько они сами были честны и благородны, а то ведь это прививается личным примером, а не словами, не декларациями. Герасим. 1. 17:50.
  
  Добавить замечания: Виктор Хохлов. 31.08.2009 18:43.
  Хороший мужик, Герасим, а главное, добрый. Вот и Му - му он поддерживал, поддерживал, а потом не выдержал. Воспитание, видимо, мужицкое сказалось, чести в нем не оказалось. Сказка - ложь, да в ней намек. Не слишком полагайтесь на Герасимов, они в несознанке за тех, кого приручили! Виктор Хохлов.
  
  Добавить замечания: Герасим 1. 31.08.2009 18:52.
  Это и все ваши аргументы против Герасимов? Странно как-то от человека разумного слышать подобное. А знаете, в некоторых странах мальчикам дают имя - Иисус. И что же теперь - всех их объявить Богами, сошедшими на Землю, и ждать от них спасения наших душ? Герасим 1.
  
  Добавить замечания: Русский Инвалид. 31.08.2009 19:17.
  Этта, позвольте вставить пятачок. Был такой ветхозаветный праведник - Иисус Навин. Вот в его честь и называют. Русский Инвалид.
  
  Добавить замечания: Виктор Хохлов. 31.08.2009 20:17.
  Уважаемый Герасим, я тоже полагаю, что имею дело с гомо сапиенс. О какой конкретике Вы говорите в процессе воспитания чести и совести? Неужели у Вас есть убедительные аргументы и факты воспитания этих добродетелей в отрыве от религиозной традиции? Уж не партию ли Вы имеете в виду ту, которая была, была умом честью и совестью нашей эпохи, да как-то вся и вышла? Об инословных традициях распространятся, не стоит, не потому, что я хочу отказать в чести какому-нибудь самураю, при выполнении им харакири или же каннибалу поедающему сердце врага, чтобы самому стать храбрее, а потому, что мы с Вами употребляем для общения великий и могучий и, следовательно, ведем полемику в русле этой традиции. "Русский человек без Православия - дрянь", "русский - значит, православный" - таково было понимание сокровенного содержания русской души одним из самых глубоких знатоков России и русского народа ФМ Достоевским. Если Вы, Герасим, с этим не согласны, одно из двух: либо Вы душевед поглубже Федора Михайловича, либо Вы не русский. Виктор Хохлов.
  
  Добавить замечания: Алиса Шаповалова. 31.08.2009 21:46.
  Вообще-то русские, наверное, и до православия были - не дрянь. А сейчас тоже полно прекрасных русских, которые исповедуют буддизм и прочие религии. Разве - нет? Идеалы ведь общие. А про изречение "не убий", я где-то читала, что это нужно понимать, как "не убивай никакого своего желания", потому что оно от Бога и всегда несет добрый творческий импульс, который следует правильно воплотить. А "не прелюбодействуй" почти не имеет отношения к сексу, и понимать надо как "ничего не делай без любви". Я думаю, что религия не заботится об обществе, ее забота - это внутреннее состояние человека. Поэтому и запреты не социальные, а "внутренние" что ли?
  Алиса Шаповалова.
  
  Добавить замечания: Д. Тальковский. Глубокоуважаемая Алиса, я понимаю, что Человек - это звучит гордо! Я даже готов снять шляпу, которую, кстати, никогда, не ношу, перед высшим творением Природы - Человеком. Творению, равному, если Вы этого хотите - Богам. Но, есть одно но! Когда человек, в данном случае это Вы, глубокоуважаемая Алиса Шаповалова, начинает рассуждать, как Вы рассуждаете выше, то Природа буквально на глазах у нас начинает вянуть, чахнуть и даже - умирать. Потому что действительно, как Вы это говорите: 'русские, наверное, и до православия были - не дрянь'. Кто же станет с этим спорить?! Но из этого совсем не следует, что Христианству в нашем обществе вообще нет места. Отнюдь нет. Есть, есть и еще раз есть! Потому что человек, к глубочайшему сожалению очень часто, проявляется, в том числе и как 'козявка-личинка', для превращения которой в Бога все средства хороши, в том числе и Религия. Сначала это было Язычество. Далее Ветхий Завет - вера в Бога. Новый Завет - вера в Бога-Человека. И, наконец, проповедуемая Вами, Алиса, религия - Человек. Почему, Алиса я решился заговорить о Религии именно с Вами? Да потому что рассуждения Ваши: "не убий", я где-то читала, что это нужно понимать, как "не убивай никакого своего желания". Эта Ваша, естественно чисто женская логика, простите, просто 'убивает'. Потому что вся История нашего развития говорит как раз о том, что мы, то есть гомо сапиенс, обязаны ежеминутно, ежесекундно - то есть постоянно убивать в себе убийственные желания, в том числе, и 'Не, убий!', с тем хотя бы только, что бы просто выжить в нашем несовершенном человеческом мире. И надо заметить, что сделать это удается далеко не всем и далеко не всегда, о чем я сожалею в письме к Вадиму Жмудь. Привожу отрывок моего к нему обращения: 'В заключение, Вадим, я хочу вернуться к основной теме моего обращения к Вам, так ярко сформулированного Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, что убивать нехорошо. Кстати, об этом говорится и в Библии: 'Не убий!', но убивают. Убили Пушкина, а потом и самого проповедника Библейского Завета: 'Не убий!', Михаила Юрьевича Лермонтова. Потом убили Распутина, получили Владимира Ильича Ленина. Убили Ленина, в наказание получили Сталина. Убили Сталина, получили его убийцу Берия. Убили Берия, получили Хрущева. Убили Кеннеди, получили Рейгана, объявившего идеологию, способную сохранить жизнь человека на планете Земля - преступной. А Советский Союз, - носитель этой необходимой для сохранения жизни на Земле идеологии, объявили империей зла. Все это я говорю к тому, что тяга к убийствам, очевидно, не только не ослабевает, но она приобретает все больший размах и масштабы. При этом не учитывается абсолютная истина, заключающаяся в том, что к концу 21 века все земляне будут или красными, - коммунистами, или мертвыми. Все это произойдет по той простой причине, что груз накопившихся проблем, о которых мы говорили, необходимо решать в сжатые сроки, одномоментно. Ведь что такое 100 лет в жизни Земли - миг. Но именно в этот миг Земля ощутит на себе приемлемость или неприемлемость дальнейшего проживания на ней людей. Другими словами, за этот короткий промежуток времени всем нам предстоит доказать, что мы в действительности являемся людьми, признающими существование абсолютных Законов, то есть доказать, что мы являемся диалектическими материалистами, умеющими решать довлеющие над Человечеством проблемы. Или же расписаться в том, что мы жалкие релятивисты, отрицающие существование Истин и обрекающие таким образом окружающий нас Мир на уничтожение.
  
  Добавить замечания: Русский Инвалид. 31.08.2009 21:53.
  Всё смешалось в умах наших, братцы, да. ФМ при мне не трогать, предупреждаю сразу. Да, это мои личные заскоки. И вообще, христианство - это не толстовщина! Собственно, тут даже не в русскости дело. А просто в том, что этот человек изведал такие глубины адовы, до каких и Ницше не добирался см. книгу сербского подвижника преп. Иустина (Поповича) 'Философия и религия Ф. М. Достоевского'. А насчет того, чтобы воспитывать детей посредством прекраснодушных фразочек (я уж не говорю о добром примере родителей потому, что это не для нашего времени, да и всегда мы были слишком ленивы...) и при этом держать в условиях религиозного (точнее, духовного) вакуума... ребят, ну не получится ничего. А если и получится что-нибудь, то рано или поздно это добро всё равно выстрелит так, что ойе-ей! Вспомнить хоть русскую революцию. На протяжении полувека, перед которой малышам из 'продвинутых' семей с колыбели внушали т.н. 'общечеловеческие' ценности... но и только! Да, бывают трагические просчеты и в христианских семьях: мы его растили, растили, а что выросло?! Но это чаще всего бывает тогда, когда родители концентрируются исключительно только на обрядах и запретах, даже не объясняя, как говорится, что почём. А уж сводить христианство к жесткому барьеру десяти заповедей, кстати, всё время перевираемых! И дешевым посулам рая и угрозам ада - это ужасный моветон и дремучее невежество, причем не только духовное, но и культурное. Дикси эт анима левави, у телефона память девичья, вот и пришлось частями вешать. Алиса, ну какие вы страшные вещи пишете... не убий никакое свое желание. То есть - захотелось мне устроить вместо квартирника с участием родных товарищей с лиру - оргию с их же участием. Что прикажете мне с этим делать?..
  скажете: что за глупости и мерзости ты мне тут городишь, товарищ с тростью?.. глупости, да и мерзости, но есть один момент. Момент называется - бесы. Причем тут они? А при том, что многие наши желания - они никакие не наши, а навязанные извне этими самыми персонажами. и если мы будем слушаться всех своих хотелок - нам будут пихать в сердца всё более и более ужасные вещи. Дойдет и до оргии замес-то квартирника, ежели всё будет идти по плану и совесть не проснется, как бэ так. А вот насчет внутренности запретов - это в какой-то мере верно. Потом напишу, телефон устал. Русский Инвалид. 31.08.2009 21:53.
  
  Добавить замечания: Виктор Хохлов. 31.08.2009 22:40.
  Одно непонятно, уразумели ли некоторые рецензенты картину под названием "Заповеди", что изобразил О. Павел или для них самое главное повесить свою акварель сомнительной ценности на тот же гвоздь? Почему-то всё уперлось в десять заповедей и их якобы сковывающий свободу дух. А как же вот это? "Обрети радость смирения - и ты не можешь не быть счастливым. Откопай в глубинах твоего сердца затерявшуюся кротость - и обретешь весь мир. Сделай твое сердце кристально-чистым - и в нем не может не засиять Божественный свет. Открой своё сердце боли и скорби других - и оно озарится радостью любви. Отбрось от себя жажду мести и сладость обиды - и твое сердце ещё здесь, на земле, будет обиталищем Святого Духа, чертогами Христа. Одним словом, отдай всего себя Богу и ближнему, полюби даже своих врагов - и дыхание райского блаженства снова наполнит твою жизнь!" (Протоиерей Павел Великанов). В математике есть понятие условия необходимого и достаточного. Если попробовать привести математическую аналогию к спасению, то можно сказать, что десять заповедей, то - есть, Закон был условием необходимым, но не достаточным и только Христос, распятый и воскресший, есть Условие в полной мере достаточное для спасения человека. Виктор Хохлов.
  
  Добавить замечания: Герасим 1. 31.08.2009 22:51.
  Виктор Хохлов, мои родители не воспитывали меня в религиозных традициях, и тем более в каких-то там партийных традициях. Они воспитывали меня на обычных общечеловеческих нравственных принципах. И совершенно ничем не испортили, так как сами люди честные, порядочные, достойные. Смею заметить, что не только религия несёт нравственные основы людям. Герасим 1.
  
  Добавить замечания: Виктор Хохлов. 31.08.2009 23:00.
  Алиса, я понимаю, что жить в зазеркалье, где водятся "русские" буддисты с кришнаитами может, и любопытно, но Ваше зазеркалье, оно, еще и за кривым зеркалом. Уж очень картинка отпадная. Национальность, она ведь не по паспорту, и кровь здесь не самое главное, это даже баба-яга понимала, когда носом водила и русский дух чуяла. А вот вы чутье потеряли, не в том смысле, что оно Вам надо, как той бабе Яге. А в том, что и самовар у вас электрический, и имя такое русской девочке при крещении не дадут. А вот фамилия у Вас русская, корни, небось, православные. Знавал я одну Алису, да и та оказалась аферисткой по доверию. Лису Алису с котом Базилио, помните? Креститься бы вам надо и все пройдет. Виктор Хохлов. 31.08.2009 23:00.
  
  Добавить замечания: Виктор Хохлов. 31.08.2009 23:30.
  Герасим, мои родители тоже не водили меня в церковь, водить-то было почти некуда, икон тоже не было, но все у нас были крещенные, как впрочем, и сейчас все русские люди. Про общечеловеческие ценности это Вам общечеловеки по телевизору напели. Благодать, дарованная человеку при крещении, действует и в следующих поколениях, как впрочем, и грех, и эхо греха, которое, как написано, пронизывает связь времен до седьмого колена. Великая война и послевоенная разруха была вынесена на плечах этих людей. А вот, когда в силу стали входить третье, четвертое и последующие поколения расхристанной страны, случилось то, что случилось.
  Вам будут толковать про общечеловеческие ценности, и растлевать Ваших детей домом -2 и уроками секспросвета. Хищные сирены, поющие о толерантности, опустошат закрома родины, а блудным детям - невозвращенцам из страны гламурии оставят для пропитания лишь свиные рожки. Глухонемой инвалид Герасим понимал это, а Вы, вроде, здоровы. Желаю Вам и душевного здравия. Виктор Хохлов.
  
  Добавить замечания: Герасим 1. 31.08.2009 23:49.
  Здесь Вы, Виктор, заблуждаетесь. Общечеловеческие ценности, такие как совесть, честь, благородство, порядочность и прочее, прочее в этом духе - это всё существовало задолго до телевизора, и даже еще до рождения Иисуса. Так что если предки несли это, пусть до седьмого колена, или до десятого, то так Душевное Здравие и передавалось потомкам. Герасим 1. 23:49.
  Продолжение. Растлить детей могут на стороне в том случае, если родитель окажется менее авторитетным, или сам распущенным. В том и сложность, и ответственность родителей, чтобы никакие левые взгляды не прижились в ребенке, не смотря на то, что он находится в этом растленном мире. Герасим 1. 31.08.2009 23:54.
  
  Добавить замечания: Алиса Шаповалова. 01.09.2009 00:01.
  Русскому Инвалиду. Я не понимаю, что такое квартирник, но если Вам захотелось оргии, что означает на самом деле - пир в честь божества, то почему бы нет? Понимаете, в любом даже самом мерзком, на первый взгляд, желании содержится, как говорят, истинное намерение, его нужно просто найти и оно всегда - чистое и полезное. Если не бояться искать. Алиса Шаповалова.
  
  Добавить замечания: Герасим 1. 01.09.2009 00:05.
  А если ему захотелось оргии не как пира, а оргии, как полнейшего распутства, тогда что?
  Герасим 1. 01.09.2009 00:05.
  
  Добавить замечания: Алиса Шаповалова. 01.09.2009 00:06.
  Виктору. Действительно, отпадные у Вас картинки про кривые зеркала и мифическую Ягу! Пожалуй, это Вам креститься надо, чтобы не мелькало лишний раз в глазах. Вы же не будете утверждать, что все русские обязаны, должны быть только православными? Алиса Шаповалова.
  
  Добавить замечания: Алиса Шаповалова. 01.09.2009 00:08.
   Герасим, ну может человеку, захотелось приключений? Можно же устроить их себе, не виня себя за это и даже с пользой для остальных? Алиса Шаповалова.
  
  Добавить замечания: Виктор Хохлов. 01.09.2009 00:29.
  Все это существовало, но погоды не делало. Это понятия абстрактные и, не имея точки опоры, и Источника не имеют смысла. Адам, изгнанный из рая, детей своих учил разумному, доброму, вечному. Но Каин сказал Богу: "Разве я сторож брату моему?" Источник жизни не в человеке, иначе он был бы бессмертен и это очевидный факт. Тот, у Кого ключи Бытия и Вечности питает Свое творение. "Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. ... Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему (Втор. 30, 15, 19-20).
  Многие порядочные, но наивные, люди тешат себя иллюзиями. Таков был Томазо Кампанелла с его Городом Солнца и Томас Мор с Утопией. В фильме Место встречи изменить нельзя старый мечтатель в исполнения Гердта грезит об эре милосердия. Эти люди добрые чудаки, сами глубоко порядочные источника своей порядочности, бывает, не ведают. Но есть и жесткие антиутопии, такие, как 1984 Оруэлла. Можно еще Колымские рассказы Шаламова почитать. Но это все экстремальные крайности, а правда заключается в том, что человек чаще всего не знает всей правды о себе. Меры своей порядочности и мерзости и, как поведет он себя в ситуации экстремальной. Примеров из жизни и литературы хоть отбавляй. Конечно, постфактум можно говорить, вот это герой, а это подлец. Но не все так просто, и мы знаем из истории примеры, когда герои становились преступниками и наоборот. Виктор Хохлов.
  
  Добавить замечания: Герасим 1. 01.09.2009 00:29.
  Алиса, это означает то, что если раз переступил черту - обратной дороги не будет. Герасим 1.
  
  Добавить замечания: Герасим 1. 01.09.2009 00:34
  Виктор, но с такой, же вероятностью человек религиозный может в критической ситуации повести себя подло, мерзко... да что там, примеры вы знаете в жизни, даже, бывает, церковные люди позволяют себе то, что не всякий обычный позволит. Герасим 1.
  
  Добавить замечания: Виктор Хохлов. 01.09.2009 00:38.
  Алиса, я крещен с рождения, а Вам желаю побыстрее выбраться из Вашего Зазеркалья и очнуться от сна разума. Разум у Вас детский, а время позднее, пора бы ему поспать обычным сном. Бай, бай.
  Виктор Хохлов.
  
  Добавить замечания: Виктор Хохлов. 01.09.2009 01:08.
  Герасим, чтобы не быть голословным я приведу Вам такой пример. Конец девятнадцатого и начало двадцатого веков в России проходило под аккомпанемент крушения религиозных устоев общества. Дух вольнодумия и революционная зараза проникала во все поры общества и в Императорскую семью, и в духовное сословие. Дети сельских дьячков и батюшек, чаще всего пьющих, и такой грех случался, получив столичное образование, становились радикалами и даже бомбистами. Но, когда пришла пора жатвы, и по кровавому закону революция стала пожирать не только враждебные ей сословия, но и своих "детей", тогда и исполнились Духа мученики за веру. Мы знаем из документов и протоколов допросов, как вели себя вчерашние герои революции и гражданской, комкоры и командармы, но почитайте документы и современные патерики о том, как принимали смерть верующие во Христа. Наверное, они тоже были не без греха, но имели такую прививку, которая позволила им не потерять лицо человека и православного христианина. Этих людей тысячи, причисленных РПЦ к лику святых и еще до сих пор не явленных миру. Некоторые называют их фанатиками, но Господь сказал о них, что они соль земли. Не почувствовать Истину Его слов не может не лукавый человек, не лгущий людям и самому себе. Виктор Хохлов.
  
  Добавить замечания: Герасим 1. 01.09.2009 01:27.
  Я не знаю, кто вел такой учет, что именно верующие принимали смерть достойно, а другие не достойно. Думаю, таких данных достоверных нет. А прививку - как умирать достойно, могут получить не только верующие. Герасим 1.
  
  Добавить замечания: Алиса Шаповалова. 01.09.2009 09:04.
  Виктор то, что Вы прошли в детстве театрализованный ритуал, еще ничего на значит, потому что настоящее крещение - огнем души, который сжигает всякие заблуждения, и относительно других людей - тоже в том числе. А Вы откровенно путаетесь в своих оценках и людей, и событий, валите все в одну кучу - малу, которая Вам кажется "аргументами". Потому я Вам тоже желаю - пожечь Ваши заблуждения. Алиса Шаповалова.
  
  Добавить замечания: Алиса Шаповалова. 01.09.2009 09:15.
  Герасим, знаете, а обратной дороги вообще нет. Вот, например, Ф.М. Достоевский прошел через собственные "порочные страсти"? А мир в результате получил великого писателя и проповедника добра. Но я думаю, что если бы во времена Достоевского или в его окружении был бы хороший священник или какой-нибудь трансперсональный психотерапевт, то он мог бы помочь ему разобраться в истинных намерениях. Но тогда мы, возможно, не получили бы такого интересного писателя. Алиса Шаповалова.
   Добавить замечания: Д. Тальковский. Алиса, специально Вам единственно, в силу доброго к Вам отношения, хочу сказать только, что верить Человеку, конечно надо! Но при этом и помнить еще надо и различать также, когда ты веруешь в Человека, а когда имеешь дело только с жалким его подобием. По этому случаю даже анекдот имеется, утверждающий, кстати, что с абсолютной достоверностью нельзя верить никому, даже простите, самому себе. Так как, уверовав себе, себя же, так может случиться, и устыдишься.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"