Tau Demetrious : другие произведения.

Несколько Слов Об Активистах, "Сильных Людях" И Авторитарных Режимах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АКТИВИСТАХ, "СИЛЬНЫХ ЛЮДЯХ" И АВТОРИТАРНЫХ РЕЖИМАХ
  
  
  "Мне кажется, что как только мы достигли такого уровня процветания, сами люди стали бояться менять систему. При таком успехе и таком высоком уровне жизни они не хотят рисковать, идти на жертвы, если речь идет о каких-то мелких проблемах. А о том чтобы сбросить правительство, вообще говорить нечего"
  К. Таками, "Королевская Битва"
  
  
  Не так давно вокалист группы "Deep Purple" Иан Гиллан отметился заявлением о том, что является фанатом В.В.П. "Я думаю, что он сделал новую Россию намного сильнее. Знаю, что его не любят внутри вашей страны, да и за ее пределами, но мне, простите, нравятся сильные люди" - так прокомментировал свои слова музыкант. Понятное дело, сильные люди у всех вызывают симпатию; непонятно другое, почему бы в таком случае не выбрать себе идолом еще более "сильную личность" - например Сталина или Гитлера? Как-никак, и тот и другой имели в свое время не меньшие заслуги в таких сферах деятельности как "поднятие страны с колен", "восстановление патриотического единства народа", "укрепление вертикали власти", "разгром врагов и оппозиции" etc. Возможно, сделать такой выбор мешает нежелание признать тот факт, что тоталитаризм является наиболее эффективным методом управления обществом. И это не пустые слова; достаточно вспомнить историю СССР и Германии в тридцатые годы XX века. В чем же причина такой эффективности тоталитарной системы?
  
  Дело в том, что в тоталитарном обществе каждый житель этого общества уподобляется элементу механизма, который обязан выполнять строго определенные возложенные на него функции. Соответственно, чем сильнее у такого "винтика" ограничена свобода действий (читай: социальная энтропия), тем большую надежность, "стабильность" и "безопасность" приобретает механизм. А "стабильность и безопасность" - волшебные слова для большинства населения, ради которых они охотно отдают в уплату свою персональную возможность выбора. Действительно, при утверждении любой диктатуры террор хотя и играет важную роль, но куда более важным фактором является поддержка режима со стороны масс; те же фашисты пришли к власти вполне законным путем. Что, кстати, подтверждает известную мысль Вольтарины де Клэр: "До тех пор, пока люди не заботятся о своей свободе, те, кто хочет тиранить их, будут делать это, ведь тираны активны и предприимчивы".
  
  Тоталитаризм преподносит обществу поистине бесценные для него дары - возможность посвятить жизнь служению Высшей Цели, и при этом снять с себя бремя личной ответственности и личного выбора, переложив на плечи суровых и мудрых властителей право принимать решения. Это и есть тот самый эффект "бегства от свободы" о котором столько писал Эрих Фромм. Поэтому, кстати говоря, любое авторитарное государство неизбежно стремится к тоталитаризму - усиливая авторитаризм правительства по принципу "король должен быть только один". И если вдруг найдется человек, который не только в пору бунтарской юности, но и в зрелом возрасте предпочтет сам определять меру своей свободы и своей ответственности, нежели уступить это кому-то другому - вряд ли стоит удивляться тому, что на такого человека в обществе будут глядеть как на умалишенного. Возможно, именно по этой причине обществу известно так мало теоретиков анархического индивидуализма.
  
  Впрочем, с практиками ситуация не лучше. "Огонь свободы", горящий в сердце любого протестного движения, поддерживается в подавляющем большинстве случаев исключительно топливом юношеского максимализма. А по мере того, как оный сменяется рутинными заботами о семье, зарплате и квартплате, большая часть "непримиримых активистов" и "борцов за свободу" тихо, мирно и незаметно становится сторонниками "стабильной и безопасной жизни". И что удивительно, зачастую продолжая при этом считать себя "героическими революционерами"... Печально, но факт; невозможно играть по правилам общества и при этом не стать его частью. Кстати говоря, сильнее всего это проявляется именно у тех, кто находится на вершине; правитель обещает именно то, что толпа хочет от него услышать - в ином случае недолго ему оставаться у власти. Вопрос: так кто же более достоин считаться "сильной личностью" - тот, кто ищет популярности у масс, или же тот, кто принципиально не прогибается под общественные установления и устанавливает для себя меру энтропии (степень свободы) по своему усмотрению? Решайте сами...
  
  У читателя может сложиться впечатление, что данная статья написана с целью облить грязью тех, кто "продает право первородства за чечевичную похлебку". Вовсе нет: ведь каждому здравомыслящему человеку ясно, что свободой сыт не будешь, а кушать хочется всегда. Но все-таки, наверное, стоит задуматься: если невидимая и неосязаемая свобода ценится человеком меньше чем ежедневная тарелка каши - стоит ли такому человеку называть себя "борцом-активистом"? Как было сказано в старом анекдоте: "Абрам, вы таки либо прикройтесь, либо крестик снимите..."
  
  
  Demetrious
  08.12.2009
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"