Темежников Евгений Александрович : другие произведения.

Кто и когда брал Киев?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А.Бушков: "Интересно, что Четвертая Новгородская и Первая Софийская летопись о каком-либо штурме Киева не упоминают вообще, излагая события совершенно иначе: татары, мол, "придоша с миром к Киеву и смирившеся с Мстиславом и с Владимиром и с Даниилом". Давайте сами почитаем эти летописи.


Кто и когда брал Киев?

   Предыдущая глава: Почему монголо-татары пошли не на Смоленск, а на Козельск?
   Сокращения
   АБ - Александр Бушков
   ЕТ - Евгений Темежников
   НФ - Носовский и Фоменко
   АБ: Интересно, что Четвертая Новгородская и Первая Софийская летопись о каком-либо штурме Киева не упоминают вообще, излагая события совершенно иначе: татары, мол, "придоша с миром к Киеву и смирившеся с Мстиславом и с Владимиром и с Даниилом" [9.5].
   ЕТ: Читаем названные летописи:
   Софийская 1-я Л: "И постави же Батыи порокы к городу подле врата Лятьская, ту бо беяху пришли дебри. Пороком же бьющим беспрестани день и нощь, и выбиша стены. И ту бе видети лом копейный и щите скепание, а стрелы омрачиша свет. И побеженым бывшим горожаном и Дмитрови ранену бывшу, и взидоша Татарове на стены и седоша того дни и нощи. Гражане же съедаша другые град около Святыя Богородица. На утрия же придоша на ня, и бысть сеча межи ими велика. Людем же взбеговшим на комары церковныя с товары своими, и от тягости повалишася стены церковня с ними. И приять бысть град безбожными на Николин день. Дмитра же изведоша язвена и не убиша его мужества ради" [7.1, т.5, с.219-220].
   Новгородская 4-я Л: "Даниил же еха на не, и я его, и вдасть Киев в руце Дмитрови обдержати противу иноплеменных язык безбожных татаров. См. продолжение в Ипатиевской летописи, стр.177-178, от слов: приде Батый Кыеву... повалиша с ними стены церковныя, и за тем во всех списках: и приять бысть град сице всеми (в Ипат. сицево ими) на Николин день; Дмитра же изведоша язвена, и не убиша мужества ради его" [7.1, т.4, с.36].
  
   ЕТ: Редакторы ПСРЛ сочли возможным ради экономии не переписывать то, что слово в слово имеется в другом, уже изданном списке, а просто дают ссылку на страницу. Так что в очередной раз читатель вводится в заблуждение. Причём глупо и легко проверяемо в век интернета.
  
   АБ: Самое время вернуться к одному из загадочнейших событий времен "монгольского вторжения". Глава русской церкви Киевский митрополит Иосиф после взятия Киева "Батыевой ратью" пропал без вести. Исчез столь загадочно и надежно, что по сию пору ученые разводят руками, не в силах пролить свет на это темное дело. Летописцы и историки более семисот лет отделываются невнятной скороговоркой -- либо погиб в развалинах Киева, либо "удалился в другое место и сгинул там безвестно".
   А соль здесь в том, что владыка Иосиф... был греком из Царьграда, поставленным царьградским патриархом и прибывшим в Киев буквально перед самым "Батыевым нашествием"! [9.1].
   АБ: Пикантный нюанс здесь в том, что глава русской церкви был греком, чуть ли не перед самым нашествием прибывшим из Константинополя - а на Руси многим и многим весьма не нравилась церковная зависимость от Царьграда [9.5].
  
   ЕТ: Какой Царьград? Царьград (Константинополь) был захвачен крестоносцами в 1204 г., поэтому там в то время была Латинская империя с латинской же, католической патриархией. Иосиф прибыл из Никеи.
  
   АБ: Много и подробно писалось о том, что к XIII веку Русь уже недвусмысленно тяготилась зависимостью от константинопольского патриарха, предпочитая церковных иерархов русского происхождения... [9.1].
  
   ЕТ: "Много и подробно писалось" это разновидность "как всем известно". Мы уже знаем, что это означает.
  
   НФ: Митрополит Кирилл из Новгорода переехал жить в Киев, где им была восстановлена митрополия всея Руси [9.2].
  
   ББЭ: "Кирилл III, митрополит Киевский и всея Руси. Был игуменом одного из южных монастырей. В 1242 (1243) году избран на Киевскую митрополию. Около 1246--1247 года рукоположен в Никее патриархом Константинопольским Мануилом II в митрополита Киевского".
  
   ЕТ: То есть всё в той же Никее, тем же патриархом.
  
   Иловайский: "Кирилл II (III - ЕТ) был родом русский; избрание его в митрополиты состоялось по желанию галицкого князя Даниила Романовича в смутное время, последовавшее за татарским погромом, в эпоху бедствий самого греческого патриархата. Но после падения Латинской империи возобновились сношения русской иерархии с Константинополем, и патриарх преемником Кирилла снова назначил грека по имени Максима" [8.4, т.3, ч.2].
  
   Источники и литература
   Продолжение: Почему Батый взял на службу воеводу Дмитрия?
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"