Я получил от одного из своих читателей (фамилия неизвестна, ник Ати) странную претензию:
1.Ну зачем а?))Есть книжица (аффтар видно не в курсаХХХ) "Як-2/Як-4 и другие ближние бомбардировщики Яковлева" и вставляйте автору во славу информации и инета!)))
2.Не удивлялись кстати ,что книги ажно 2005г не в списке использованной?)))
Я ответил:
Эта статья была написана до 2005 года, выложена на ВИФ-1 (РЖ)... С тех пор к данной теме не возвращался, выложил тут с очень малыми правками. Спасибо за ссылку, почитаю на досуге, и ежели найду радикальные отличия от выложенного, внесу изменения.
С книгой я ознакомился. Выяснилось, что она издана не 2005, а в 2015 году.
Як-2/Як-4 и другие ближние бомбардировщики Яковлева / Николай Якубович. -- Москва : Яуза, Издательство "Э", 2015. -- 112 с.
Критик ошибся на каких-то 10 лет. Бывает...
Книгу я с Божьей помощью, осилил, но никаких существенных противоречий со своей статьёй не обнаружил. Наоборот, получил дополнительные свидетельства правильности положений написанного. Вставлять их в ранее написанную статью не вижу смысла.
Поэтому даю цитаты Николая Якубовича со своими комментариями, там, где они нужны. А уж Вы, уважаемый читатель, судите сами, соответствуют или нет они статье.
По порядку прочтения.
"При жизни Сталина все вопросы, связанные с принятием на вооружение тех или иных образцов военной техники решал лично вождь. Для этого дилетанта (не побоюсь этого слова) в технике, но хорошо знавшего положение в авиастроении, главными показателями, характеризовавшими самолет, были максимальные значения грузоподъемности, дальности, высоты и, конечно же, скорости полета. Совместить эти показатели в одном самолете крайне сложно. Это прекрасно осознавали дипломированные инженеры, но вождь их воспринимал по отдельности, как критерий. В литературе можно встретить упоминание, что Сталин всегда имел при себе карманный справочник с основными характеристиками иностранных самолетов. По идее там должна была находиться достоверная информация, в том числе и результаты летных исследований самолетов в НИИ ВВС. Однако я глубоко ошибался, поскольку однажды второй экземпляр этой книжки мне показал сосед полковник М. И. Понуров, закончивший свою военную карьеру в должности начальника штаба НИИ ВВС. Листая ее, я обнаружил, что написана она была исключительно с использованием завышенных рекламных, порой неполноценных данных, опубликованных в открытой печати. Отсюда напрашивается вывод, что решения, принимавшиеся Сталиным по авиации, не всегда были правильными. Не стал исключением и самолет "22", идея превращения которого из разведчика в бомбардировщик исходила в первую очередь из Кремля и потерпела крах". [11, с.6]
Как мы видим, Якубович подтверждает, что решения в авиастроении принимались "дилетантом Сталиным" на основании неверной, рекламной информации.
"В заключение же отчета констатировалось, что самолет "удовлетворяет ТТТ (тактико-техническим требованиям. -- Прим. авт.) 1939 г. и по своим летным данным становится на одно из первых мест как в СССР, так и за границей". Т.е. самолет как разведчик получил прекрасную оценку, не имея необходимого оборудования и вооружения". [c.37]
Комментарии излишни.
"Похоже, что высокая скорость затмила глаза не только всем участникам создания самолета, но и военным испытателям, не обратившим внимания на такую "мелочь", как протяженность трубопроводов системы охлаждения двигателей от моторов до расположенных в самом конце мотогондол радиаторов. В теплое время года это вполне устраивало эксплуатантов, но зимой каждый раз приходилось сливать охлаждающую жидкость -- обычную воду. Но если в магистрали оставалось хоть немного ее, то это в лучшем случае грозило образованием ледяных пробок, в худшем -- разрыв трудопроводов и их соединений. С этим и столкнулись в строевых частях глубокой осенью 1941 года". [c.37]
Это в дополнению к сказанному о гниении...
"28 апреля 1939 года вышло постановление Комитета Обороны N 98сс, которым Яковлеву поручалось разработать конструктивные чертежи бомбардировочного варианта самолета С-22 к 5 июня, с тем чтобы он в таком виде был выпущен к 1 ноября. И это, похоже, была идея не столько военных, сколько Сталина". [c.42]
То есть это именно Сталин велел неплохой разведчик переделать в никудышный бомбардировщик.
"С момента запуска в серию самолет, получивший впоследствии обозначение ББ-22, а затем Як-2, военное представительство на заводе N 1 настоятельно требовало устранения выявленных на государственных испытаниях недостатков. Но директор завода П. А. Воронин и главный инженер П. В. Дементьев эти требования игнорировали, ссылаясь на указание главного конструктора А. С. Яковлева выпускать самолеты по чертежам завода N 115 без каких-либо изменений.
"Нараставшая неразбериха в серии, -- рассказывал Адлер, -- вынудила Яковлева отозвать меня с аэродрома и направить на серийный завод в качестве своего представителя. Там на сборочной линии выстроились разношерстные самолеты...
На очередном совещании у главного инженера, которым тогда был Петр Дементьев, я с горячностью стал предлагать неотложные меры, которые, по моему мнению, помогли бы выйти из создавшегося положения.
Однако чем больше я кипятился, тем невозмутимей держался главный инженер... Четко выговаривая слова, заявил:
-- Самолет сырой, к серии не подготовлен. Чертежи следует вернуть Яковлеву для отработки образца, приемлемого заказчику, и только тогда возобновить производство" [c.46]
Комментарии излишни...
"В январе 1940-го постановлением Комитета Обороны при СНК СССР N 23 был утвержден заказ на выпуск в том же году 580 ББ-22, а макетная комиссия, проверив выполнение требований по установке вооружения, пришла к выводу, что выпуск ББ-22 в таком виде заводами N 1 и N 115 в серии свыше десяти машин считать нецелесообразным.
Тем не менее постановлением Комитета Обороны N 77сс от 20 февраля в первом полугодии 1940-го заводу N 1 предписывалось сдать 200 машин, а заводу N 81 -- 40". [c.46]
Комментарии излишни...
"Обратите внимание, что поддержку ББ-22 оказывал НКАП, начальники НИИ ВВС и ГУАП, а позиция командующего ВВС по этому вопросу не нашла отражения ни в одном известном документе. Складывается впечатление, всеми этими людьми кто-то, находившийся на вершине власти, умело дирижировал. Как тут не вспомнить историю другого ближнего бомбардировщика Су-2, созданного по прямому указанию Сталина. Все это настораживает и порождает один и тот же вопрос: зачем?" [c.47]
Снова всё на товарище Сталине сходится.
"Но время было упущено, и всю вину А. С. Яковлев возложил на завод N 1". [с.49]
А на кого-же ещё? Не на себя же родимого, и не на "лучшего друга авиаторов".
"Согласно статистике МАП, завод N 81 изготовил 81 самолет как с моторами М-103, так и с М-105. На заводе N 81 в 1940-м построили 57, а в следующем году -- 63 Як-4. Итого, суммарный выпуск ББ-22 на двух заводах составил 201 самолет". [с.49]
Как я и написал. Правда, Якубович не поминает заявления Яковлева о выпуске 600 этих самолётов. В своей ранней статье на эту тему (Советский МОСКИТО или как стать заместителем наркома. Крылья Родины, 1.1995) поминает, но не комментирует.
"На смену СБ в советских ВВС пришел Пе-2. Его главными преимуществами по сравнению с Як-4 были: цельнометаллическая конструкция, допускавшая хранение машины под открытым небом, большая бомбовая нагрузка и усиленное оборонительное вооружение. Дефектов у Пе-2 было не меньше, чем у Як-4, но все же цельнометаллическая конструкция сделала свое дело". [с.61]
Это насколько же плох был самолёт любимца Сталина, если вместо него стали выпускать детище "врага народа" Петлякова!
"В сырую погоду деревянные агрегаты, особенно крылья самолетов, хранившихся под открытым небом, быстро приходили в негодность под действием влаги. Но ангары на советских аэродромах всегда считались роскошью". [71]
Как говориться, что и требовалось доказать.
Мне найти опровержения статье в рекомендованной книге не удалось. Если кто обнаружит - пишите, не стесняйтесь.
ИСТОЧНИКИ
[1] Якубович Н. Як-2/Як-4 и другие ближние бомбардировщики Яковлева. М.2015