Темежников Евгений Александрович : другие произведения.

Оценка обладания Советами атомной бомбой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Доклад ЦРУ от 9 июня 1950


   Предыдущий доклад: ORE 91-49

    []  []

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
КОПИЯ No 112
ДЛЯ ПОМОЩНИКА ДИРЕКТОРА
ДЛЯ ОТЧЕТОВ И ОЦЕНОК

ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКОГО ОБЛАДАНИЯ АТОМНЫМИ
БОМБАМИ НА БЕЗОПАСНОСТЬ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ



Доклад Совместного специального комитета

ORE 32-50
Опубликовано 9 июня 1950 года

ЦЕНТРАЛЬНОЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Этот документ содержит информацию, затрагивающую национальную
оборону Соединенных Штатов по Закону о шпионаже, 50 U.S.C. 31 и 32,
с поправками. Его передача или раскрытие его содержания
любым способом неуполномоченному лицу запрещено законом.


 []  []


СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

   УВЕДОМЛЕНИЕ О РАСПРОСТРАНЕНИИ
   1. Настоящий экземпляр настоящей публикации предназначен для информации и использования получателем, указанным на обложке, и лицами, находящимися под юрисдикцией офиса получателя, которым требуется информация для выполнения своих служебных обязанностей. Дальнейшее распространение информации в других подразделениях департамента в другие подразделения, которым требуется эта информация для выполнения служебных обязанностей, может быть санкционировано следующим образом:
   a. Специальный помощник Государственного секретаря по исследованиям и разведке в Государственном департаменте
   b. Директор разведки, GS, США, в Департаменте армии
   c. Начальник военно-морской разведки Департамента военно-морского флота
   d. Директор разведки ВВС США Департамента военно-воздушных сил
   e. Директор по безопасности и разведке AEC Комиссии по атомной энергии
   f. Заместитель директора по разведке Объединенного штаба Объединенного штаба
   g. Помощник директора по сбору и распространению информации ЦРУ любого другого департамента или агентства
   2. Эта копия может быть либо сохранена, либо уничтожена путем сжигания в соответствии с применимыми правилами безопасности, либо возвращена в Центральное разведывательное управление по договоренности с Управлением сбора и распространения информации ЦРУ.
  
   РАСПРЕДЕЛЕНИЕ:
   Канцелярия президента
   Совет национальной безопасности
   Совет по ресурсам национальной безопасности
   Государственный департамент
   Канцелярия министра обороны
   Департамент армии
   Департамент военно-морского флота
   Департамент военно-воздушных сил
   Объединенный комитет начальников штабов
   Комиссия по атомной энергии
   Совет по исследованиям и разработкам
  
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

   1
ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКОГО ОБЛАДАНИЯ АТОМНЫМИ БОМБАМИ
НА БЕЗОПАСНОСТЬ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ


Доклад Совместного специального комитета *


   ПРОБЛЕМА
   1. Задача состоит в том, чтобы оценить влияние советского обладания атомными бомбами на безопасность Соединенных Штатов.
   2. Возможность разработки США или СССР водородных бомб не рассматривалась.

   ОБСУЖДЕНИЕ
   3. См. Приложение A.
   ЗАКЛЮЧЕНИЕ
   4. Советское обладание атомным оружием увеличило военно-политические возможности СССР и возможность войны. Соответственно, безопасность Соединенных Штатов находится под все большей угрозой.

   * В соответствии с обязательством, изложенным в Предисловии к ORE 91-49, эта оценка была подготовлена совместным специальным комитетом, представляющим ЦРУ и разведывательные службы Государственных департаментов, армии, военно-морского флота и военно-воздушных сил. Эта оценка ограничена по объему: она не касается всех спорных аспектов ORE 91-49. Тем не менее, комитет (за исключением представителя Военно-морского флота) рекомендовал опубликовать его без дальнейших задержек до дальнейшего рассмотрения широких аспектов этой проблемы.
   Разведывательные службы государственных департаментов, армии и военно-воздушных сил согласились с этой оценкой. Несогласие Управления военно-морской разведки см. В Приложении B.
   Дата оценки 26 мая 1950 года.


 []  []


СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

   2
   ПРИЛОЖЕНИЕ А
   ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКОГО ВОЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА
   1. Обладание советским ядерным оружием привело к увеличению военного потенциала СССР по сравнению с Соединенными Штатами и их союзниками.
   2. Успех атомной атаки зависит от четырех основных элементов: (2) достаточный запас атомных бомб; (b) адекватные средства доставки; (c) разумный выбор целей; и (d) эффективность доставки.
   а. СССР сможет создать все больший запас атомных бомб. Рост советских запасов оценивается ориентировочно следующим образом:
   Середина 1950: 10- 20
   Середина 1951: 25- 45
   Середина 1952: 45- 90
   Середина 1953: 70-135
   После 1953 года нельзя сделать обоснованную оценку, и даже для середины 1953 года существует большая степень неопределенности. Для планирования однако, для целей оценки на середину 1954 года предлагается 120-200 бомб, исходя из того, что мощность завода может быть увеличена примерно на 50% после 1952 года.
   b. СССР имеет и будет иметь средства доставки - воздушные, морские, тайные - способные перевозить весь его запас атомных бомб.
   c. Следует исходить из того, что СССР способен составить эффективный целевой список.
   d. Достижение советским Союзом четвертого элемента - эффективности доставки - будет зависеть в первую очередь от оборонительных возможностей Соединенных Штатов и их союзников.
   3. СССР мог нанести критический ущерб Соединенным Штатам посредством атомной атаки.
   a. Советский потенциал для прямого нападения на континентальную часть Соединенных Штатов существовал с тех пор, как СССР приобрел самолеты дальнего действия и подводные лодки дальнего действия. Добавление атомных бомб к советскому вооружению дает СССР дополнительную возможность наносить концентрированные разрушения в ходе одной атаки и блокировать районы в пределах Соединенных Штатов.
   b. Максимальная угроза для Соединенных Штатов, связанная с обладанием советскими атомными бомбами, заключается в возможности того, что СССР в ходе одного внезапного нападения на Соединенные Штаты и их иностранные объекты может серьезно ограничить наступательные возможности Соединенных Штатов, возможно, до критической степени.
   c. Подготовка одного советского нападения такого масштаба, очевидно, столкнется с серьезными трудностями, в первую очередь (1) производство достаточного количества атомных бомб для покрытия отдельных жизненно важных целей и, тем не менее, с учетом потерь при доставке, неисправного функционирования и неточного прицеливания; и, в меньшей степени, (2) производство достаточного количества средств доставки для обеспечения охвата этих целей и (3) определение тех целей, уничтожение которых наиболее серьезно ограничило бы наступательные возможности Соединенных Штатов. Однако каждая из этих трех трудностей может быть со временем решена СССР.
   г) Поскольку у СССР будет все больше возможностей для доставки бомб на цели, если их не предотвратить, степень разрушений, которые СССР может нанести Соединенным Штатам, будет зависеть в первую очередь от оборонительных возможностей Соединенных Штатов.
   4. СССР мог бы с большей готовностью нанести критический ущерб союзникам Соединенных Штатов по Североатлантическому договору посредством атомной атаки.

   ВЛИЯНИЕ НА СОВЕТСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕСУБВЕРСИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
   5. Обладание советским атомным оружием увеличивает вероятность того, что СССР сможет серьезно ослабить силовые позиции Соединенных Штатов, не прибегая к прямым военным действиям.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

   3
   a. Советское обладание атомным оружием само по себе не увеличивает уже имеющихся в распоряжении СССР инструментов для расширения своего политического контроля средствами, за исключением тотального военного конфликта. Но советские возможности расширения политического контроля будут расширены до такой степени, что советское обладание атомным оружием ослабит волю некоммунистов принимать адекватные и своевременные контрмеры и укрепит решимость и уверенность в себе Советского Союза.
   b. Советские усилия по запутыванию и разделению общественного мнения в некоммунистических странах выиграют от обладания советским атомным оружием. Нынешняя кампания Москвы по запрещению применения атомного оружия и приданию его применению морального и юридического клейма усиливается тем фактом, что СССР может представить себя готовым принять те же ограничения, которые он требует от других стран. Используя всеобщий страх перед войной как средство привлечения иностранной поддержки советской политики, СССР, возможно, сможет повлиять на общественное мнение в некоторых странах, чтобы побудить местное правительство занять позицию, менее благоприятную для интересов безопасности Соединенных Штатов.
   c. Страх перед растущим неравенством между военной мощью США и СССР и страх перед атомной войной в любом случае могут повлиять на нынешних союзников Соединенных Штатов, чтобы они воздержались от присоединения к этой стране и заняли более позитивную политическую позицию в отношении СССР.
   d. Сегменты американского общественного мнения также могут, вероятно, стать менее склонными поддерживать более позитивные контрмеры США против СССР.
   e. СССР, соответственно, будет в состоянии использовать некоммунистические колебания и нежелание прибегать к сильным контрмерам. Эти условия облегчили бы постепенное распространение советского политического контроля на такую большую часть Евразии, чтобы фактически изолировать Соединенные Штаты, не прибегая к прямым военным действиям.

   ВЛИЯНИЕ НА ВОЗМОЖНОСТЬ ВОЙНЫ
   6. Возможность прямого военного конфликта между Советским Союзом и Соединенными Штатами возрастает в результате обладания советским атомным оружием.
   a. Основной целью советской политики, несомненно, является достижение коммунистического мира под советским господством. Преследуя эту цель, СССР рассматривает Соединенные Штаты как своего главного противника и будет вести против них неустанную, непрекращающуюся борьбу, в которой допустимо любое оружие или тактика, которые обещают успех с точки зрения этой общей советской цели.
   b. С продолжающимся развитием советских атомных запасов и советского оборонного потенциала против атомного нападения превосходство Соединенных Штатов в общем количестве атомных бомб само по себе больше не будет сильным сдерживающим фактором для войны.
   c. Его доктринерскими концепциями капиталистического поведения и его сверхчувствительностью к безопасности СССР может интерпретировать как потенциально агрессивные будущие шаги, которые Соединенные Штаты и их союзники могут предпринять для улучшения своей оборонительной позиции против угрозы, присущей советской военной мощи. Аналогичным образом, усилия Запада по повышению военной готовности в ответ на действия СССР в "холодной войне" могут создать ситуацию, в которой СССР может оценить, что западные державы полны решимости предотвратить дальнейшее распространение коммунизма военными действиями против СССР. Поэтому всегда возможно, что СССР начал бы войну, если бы он оценил, что надвигается нападение Запада.
   d. По мере увеличения советского военного потенциала по сравнению с потенциалом Соединенных Штатов и их союзников СССР, несомненно, будет готов пойти на больший риск, чем раньше, в достижении своих целей. Хотя СССР, несомненно, рассчитывает способность и решимость некоммунистических держав принять контрмеры, Кремль, тем не менее, может просчитать совокупный риск, связанный с его различными агрессиями. Соответственно, он может предпринять действия, которые сами по себе вряд ли приведут к войне, но которые, если добавить ко всем предыдущим советским агрессиям, могут стать проблемой, несоразмерной с ее фактическими достоинствами, и, таким образом, ускорить войну.
   e. Если бы после того, как Советский Союз получил большой атомный запас, оборонительные и ответные возможности США оставались настолько ограниченными, чтобы позволить советскому Союзу поверить в то, что СССР может совершить решительное нападение на Соединенные Штаты с относительной безнаказанностью, возникла бы серьезная опасность такого нападения.

 []  []

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

   4
   ПРИЛОЖЕНИЕ В
   НЕСОГЛАСИЕ УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННО-МОРСКОЙ РАЗВЕДКИ
   1. ONI не согласны с ORE 32-50, поскольку считают, что эта оценка является слишком узкой и ограниченной в своем подходе к проблеме, которая "... очевидно, включает в себя соображения чрезвычайно широкого масштаба и последствий ..."* и, таким образом, подвержена серьезному неправильному толкованию. ORE 32-50 посвящена обсуждению советского обладания атомной бомбой в связи с ее влиянием на советский политико-подрывной потенциал и военный потенциал, и в ней делается вывод о том, что в результате этого произошло увеличение этих возможностей, увеличение возможности войны и растущая угроза безопасности США. Обсуждение, столь узкое по охвату и столь ограниченное в отношении обсуждаемых факторов, на самом деле не может указать, насколько произошло увеличение или какая базовая ситуация существовала, исходя из которой можно измерить неопределенное увеличение. Читатель фактически приходит к выводу, что единственным фактором, находящимся под советским контролем, который повлиял бы на решение предпринять внезапную и сокрушительную атомную атаку на США, является обладание, по их оценкам, необходимым количеством атомных бомб для выполнения этой задачи. Немыслимо, чтобы Советы могли прийти к такому решению без учета политических или экономических факторов и всех других военных факторов, наступательных и оборонительных.

   * Цитируется из меморандума ЦРУ No 29694 от 29 сентября 1949 года, направленного агентствам IAC с просьбой создать специальный комитет по последним атомным разработкам.

   2. На безопасность США влияют советские цели и намерения, а также возможности, поскольку именно сочетание этих факторов создает конечный продукт, вероятные направления действий. Советские цели и намерения проистекают главным образом из политических, идеологических и экономических факторов, исторического опыта и устремлений. Только при взвешивании в свете целей и намерений совокупные возможности - политические, подрывные, экономические и военные - объединятся, чтобы выработать вероятный курс действий, который должен быть правильно оценен, чтобы можно было предпринять надлежащие шаги для обеспечения безопасности США, в то время как многие соображения, влияющие на советские цели и намерения, являются "спорными", эти соображения в данном случае являются жизненно важными вопросами проблемы. Их упущение из оценки является фатальной ошибкой.
   3. ONI считают, что наши базы для оценки советских целей и намерений, по крайней мере, так же хорошо обоснованы, как и наши базы для оценки их возможностей. Поэтому они имеют право на всестороннее рассмотрение в оценке, особенно с учетом неопределенности, которая должна быть выражена в отношении количеств, дат наличия и характеристик советских атомных бомб.
   4. Изложенная выше позиция является той, которую ONI придерживался на протяжении всего рассмотрения комитетом этой проблемы. ONI не одобряет публикацию этой статьи, поскольку считает, что ограниченное обсуждение, избегая жизненно важных вопросов, не адекватно поддерживает вывод, не отвечает на проблему и может ввести в заблуждение.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"