ЭЛЛАДА в III в до н.э. [ВИ.2]
Многие области Эллады, обессиленной постоянными столкновениями полисов, военными вторжениями и опустошениями, переживали в III в. хозяйственный и политический кризис. Греция беднела и разорялась. Но она продолжала оставаться страной, которая ещё играла большую политическую и культурную роль и из-за обладания которой шла борьба между сильнейшими государствами эллинистического времени. Наряду с прежней раздроблённостью Эллады, со стремлением полисов во что бы то ни стало сохранить свою самостоятельность растут и тенденции к политическому объединению, вызванные не только развитием экономических связей между полисами, но и тем, что небольшие города-государства всё более чувствовали свою беспомощность по отношению к крупным эллинистическим монархиям. Эти тенденции проявляются в Греции в своеобразных формах и приводят к образованию Этолийского и Ахейского союзов.
ГРЕЧЕСКИЕ АРМИИ [ГА]
Рассмотрим состав и вооружение греческих армий III-II в. до н.э. - период между завоеваниями Греции Александром Македонским и Римом. В это время ведущие греческие полисы Афина, Фивы и Спарта пришли в упадок и на ведущие роли претендовали федерации греческих городов - Этолийский и Ахейский союзы. Союзы воевали между собой, со Спартой, с Македонией и с Римом. Ценные сведения об этом периоде мы можем почерпнуть у ахейца Полибия, чей отец Ликорт занимал должность стратега Ахейского союза, а сам Полибий избирался союзным гиппархом - начальником конницы.
Оба греческих союза Этолийский и Ахейский воевали с Македонией за самостоятельность и влияние в Греции. Во время Клеоменовой войны спартанцы нанесли ахейцам ряд тяжелых поражений и ахейский стратег Арат был вынужден заключить союз с Македонией. Этолийский союз старался заручиться поддержкой Спарты. Союз Македонии и ахейцев оказался сильнее и этолийцы призвали на помощь Рим. С этого момента Рим использовал в Греции постоянную практику разделять и властвовать. Рим одержал победу над Македонией в битве при Киноскефалах, но беспокойные этолийцы были не удовлетворены результатами и в свою очередь начали войну с Римом. И конечно проиграли. В борьбе с Антиохом уже Ахейский союз выступал вместе с Римом. Утвердившись в Греции, разбив очередной раз македонян в битве при Пидне Рим стал диктовать свои условия, что привело к Ахейской войне. Ахейский союз потерпел поражение, как до этого этолийцы и македоняне. Греция превратилась в римскую провинцию.
АФИНЫ [w]
АРМИЯ АФИН [Неф-2]
В эпоху эллинизма могущество Афин ушло в прошлое. Хотя Афины и играли важную роль в Ламийской (323-322 гг. до н.э.) и Хремонидовой (265-262 гг. до н.э.) войнах против македонского господства в Греции, но они уже не были одной из лидирующих держав на Балканах; теперь гегемонами здесь были Македония и эллинские союзы, среди которых главная роль принадлежала Этолийскому и Ахейскому.
Афинская военная система по-прежнему базировалась на территориальном разделении государства на филы, количество которых в изучаемый период менялось. Эти изменения были вызваны не административной необходимостью, продиктованной стремлением улучшить управление государством, а чисто политическими причинами. В 307/306 г. до н.э., когда была свергнута тирания Деметрия Фалерского, в честь освободителей и восстановителей демократии к десяти существующим со времени Клисфена филам были добавлены еще две: Антигонида, названная в честь Антигона I Одноглазого, и Деметриада - в честь Деметрия Полиоркета. В эти
филы были сведены из старых фил от одного до трех демов. В 224/223 г. до н.э. в честь египетского царя Птолемея III, помогавшего афинянам бороться против Македонии, была учреждена тринадцатая фила - Птолемаида, для создания которой каждая из существовавших фил отдала по одному дему. В 200 г. до н.э. в начале Второй македонской войны афиняне, объявив войну Филиппу V, упразднили две филы, посвященные основателям династии Антигонидов, и создали новую филу - Атталиду. Она получила свое название в честь нового союзника афинян - пергамского царя Аттала I. Во время этих изменений менялась и квота представительства фил в полисных магистратурах...
Четвертый, последний по И.Спенсу, этап развития конницы Афин начался примерно в 320 г. до н.э., когда численность кавалерийского корпуса была уменьшена с 1000 до 200 всадников. К сожалению, информация об афинской коннице эпохи эллинизма очень скудна и основывается, главным образом, на эпиграфическом материале. О социальном развитии Афин стоит сказать, что после поражения в Ламийской войне победитель Антипатр навязал афинянам тимократическую (по существу, олигархическую) конституцию, по которой был введен большой имущественный ценз, вследствие чего не обладавшие достаточным имуществом оставшиеся две трети граждан оказались бесправными. Впрочем, эта конституция существовала недолго, и в 318 г. до н.э. по декрету Полисперхонта произошла реставрация демократии. В 307 г. до н.э., в связи с появлением двенадцати фил, количество пеших таксисов и конных отрядов также увеличилось до двенадцати.
Была отменена обязательная военная подготовка для юношей. Ранее, после поражения в битве при Херонее, в целях улучшения подготовки новых воинов эфебия была реформирована (ок.336/335 г. до н.э.); вероятно, знаменитым афинским политическим деятелем Ликургом. До этого времени эфебы в возрасте 18-20 лет служили два года: в первый год они обучались военному делу (гопломахия, стрельба из лука и катапульты, метание дротиков), а во второй год, получив от государства щит и копье - основное вооружение гоплита, - служили в приграничных крепостях, защищая территорию Аттики (Aristot. Athen. pol., 42, 2-4). Поскольку эфебов готовили к службе в гоплитах, их не обучали верховой езде. Постепенно эфебия трансформировалась из школы военной подготовки юношей в привилегированное военное учебное заведение. Начиная с 307 г. до н.э. эфебы в возрасте 19 лет стали служить не два, а один год (IG, II2, 478).
В III в. до н.э. эфебами становились добровольцы, в последней трети II в. до н.э. - значительное количество иностранцев (IG, II2, 1008, I, l. 90 - IV, l. 128); они участвовали в праздничных шествиях, занимаясь в гимнасии и проходя морскую практику. Соответственно, и количество эфебов значительно уменьшилось: с 800 до 30 человек. Во II в. до н.э. их основными задачами стало участие в парадах и эскортах, то есть военно-представительские функции. Если во II в. до н.э. эфебов еще обучали гопломахии как в традиционном гоплитском вооружении, так и в новом - с фиреосом и махайрой, а также стрельбе из лука и катапульты и метанию дротиков, то в I в. до н.э. из военных занятий, судя по наличию тренеров, осталась лишь гопломахия. Вместе с тем надпись 38/37 г. до н.э. свидетельствует о том, что эфебы занимались "практикой с оружием и упражнением на конях" (IG, II2, 1043, l. 21)34. Подобная эволюция в упражнениях, видимо, говорит о том, что эфебами теперь были знатные юноши, которые готовились служить в коннице.
Руководила организацией военного дела коллегия из десяти стратегов, каждый из которых отвечал за выполнение порученной ему задачи. По-прежнему контингент граждан подразделялся по филам на возрастные категории от 18 до 59 лет. Пешими отрядами фил командовали таксиархи, а конными - филархи, подчинявшиеся, как и ранее, двум гиппархам. В "Афинской политии" Аристотель указывает на существование нового бюрократического элемента в организации конницы: десяти каталогов с именами всадников от каждой филы (Aristot. Athen. рol., 49, 1-2). Это позволяло поставить учет всадников под более строгий контроль со стороны как командиров, так и членов Совета пятисот. По мнению Г.Бью, эту реформу мог провести гиппарх Мидий, сын Кефисодота, примерно в 350 г. до н.э. в связи с нарастающей угрозой со стороны Македонии, или же она была проведена позднее, чтобы способствовать преодолению последствий поражения в битве при Херонее. Сам процесс докимасии нам известен из "Афинской политии" Аристотеля (Aristot. Athen. рol., 49, 1-2). Инспекцию проводили члены Совета пятисот, проверяя условия содержания коней и их норов. Если эти условия признавались неудовлетворительными, то всадника наказывали денежным штрафом, а если конь оказывался слишком норовистым, его браковали, ставя клеймо в виде круга на челюсть. Прошедших инспекцию всадников заносили по филам в каталоги, после чего командиры приносили общий каталог в Совет, где его сравнивали со старым. Затем в Совет вызывали как уже служивших в коннице, так и новобранцев. Если некоторые из них заявляли под присягой, что по состоянию здоровья или имущества они не могут нести дорогостоящую службу, их исключали из каталога всадников и, видимо, они переходили в гоплиты.
У. Фергюсон полагает, что служба в коннице стала добровольной, однако Г. Бью утверждает, что это была воинская повинность, поскольку сохранялись традиционные институты: ежегодный смотр-докимасия, оценка-тимесис, подъемные деньги при поступлении в конницу и ежедневное содержание, хотя при этом он не отрицает, что в коннице могли служить и добровольцы.
Количество всадников уменьшилось до двухсот в период между концом IV в. до н.э. и 282/281 г. до н.э. В это время численность конницы была вновь увеличена до 300 всадников, о чем говорит надпись на мраморной стеле из Портика Гермеса, посвященная гиппархам и филархам (SEG, XXI, 525, l. 6-10)37. Возможно, набирали по 25 всадников от каждой из 12 фил. Согласно реконструкции австрийским эпиграфистом А.Вильгельмом очень плохо сохранившегося текста декрета в честь гиппарха 220/219 г. до н.э. Феофраста, последний создал корпус из 650 всадников (IG, II2, 1303, l. 18-19)38. Если реконструкция текста этого декрета верна, то такое увеличение могло быть вызвано начавшейся Союзнической войной (220-217 гг. до н.э.), в которой Македония и Ахейский союз противостояли этолийцам, однако сами Афины соблюдали нейтралитет. Согласно другой интерпретации этого текста, речь
идет о количестве членов Афинского совета, состоявшего тогда из 13 фил. Афины уже не были "империей", и им не нужно было содержать такое большое количество всадников; всадники нужны были городу в основном для патрулирования территорий и оборонительных действий (IG, II2, 1006, l. 54-55; 122/121 г. до н.э.)40.
О мобилизационных возможностях Афин данной эпохи свидетельствует тот факт, что в коалиционное войско, сражавшееся против галатов в 279 г. до н.э., афиняне послали во главе со стратегом Каллиппом 1000 пехотинцев и 500 всадников (Paus., X, 20, 5; ср.: IG, II2, 680, l. 9-13: эпилекты и всадники). Это - последнее упоминание об афинской коннице в литературных источниках. Кем были еще 200 всадников - афинянами, набранными дополнительно во время военной угрозы; клерухами с Лемноса, вернувшимися под афинский контроль, наемниками или тарентинцами, - неизвестно. Более вероятными кажутся два последних предположения. Служба в коннице по-прежнему требовала значительных материальных затрат: всаднику приходилось самому приобретать себе коня; правда, сразу же после покупки он получал катастасис...
В 307-301 гг. до н.э. Афины, как член Панэллинской лиги, направляли свои пешие и конные контингенты в армию Деметрия Полиоркета - гегемона Лиги. Эта армия в 302 г. до н.э. в Фессалии насчитывала 1500 всадников, 8000 македонских фалангитов, 15.000 наемников, 25.000 греческих союзников и 8000 легковооруженных пехотинцев (Diod., XX, 110, 4). Причем всадников, гоплитов, псилов и моряков члены Лиги были обязаны поставлять по заранее определенной квоте (IG, IV2, 68, l. 95-98). Исходя же из количества войск Деметрия в Греции, союзники прислали ему в основном обычных для греков гоплитов. Впрочем, несмотря на относительно небольшое количество всадников Деметрия, они участвовали в военных действиях и часть из них попала в плен (IG, II2, 558, l. 33-34). Возможно, в том же 303 г. до н.э. афинские всадники также вошли в армию Лиги, ведь примерно в 303 г. до н.э. армии Деметрия отличились в гиппомахии с войском Плейстарха, брата Кассандра, разбив его конницу и водрузив около Пестрого портика победный трофей (Paus., I, 15, 1)47. Афинские воины сражались и в армии Антигона в битве при Ипсе, причем часть из них погибла, а часть попала в плен к Лисимаху, но была освобождена усилиями друга царя и аттического комедиографа Филиппида (IG, II2, 657, l. 18-21)...
В эллинистическую эпоху армия Афин была небольшой. Она состояла из отобранных из фил воинов-эпилектов, небольшого отряда всадников и значительного количества наемников; ополчение собирали лишь при необходимости, обычно во время осад (Liv., XXXI, 24, 10; Plut. Demetr., 23, 1-2; 33-34; Sul., 12-14; App. Mithr., 30-38). Причем в середине II в. до н.э. существовала как давняя традиция боя гоплитов с копьем и щитом в строю фаланги, так и появившийся после нашествия галатов способ боя с фиреосом и мечом, о чем нам говорят надписи о соревнованиях юношей с этими двумя комплектами вооружения (IG, II2, 957, II, l. 47-61; 958, II, l. 67-76). Всадниками по-прежнему были в основном знатные юноши. Хотя они и приобрели недоверие демоса во времена правления Тридцати тиранов (404-403 гг. до н.э.), но это доверие было восстановлено в боевых действиях в период Фиванской гегемонии во второй четверти IV в. до н.э. Начиная с середины IV в. до н.э. доля наемников в армии Афин значительно возрастает, особенно в морских походах. Некоторые экспедиционные корпуса состояли только лишь из наемников. Данная тенденция была характерна не только для Афин - другие государства также активно использовали "солдат удачи".
АРМИЯ СПАРТЫ [ГА]
На этот период в Спарте количество полноправных граждан было минимально. Скудные средства не позволяли содержать большое количество наемников. Молодой спартанский царь Клеомен провел военные и социальные реформы для возрождения спартанской армии.
Плутарх, Клеомен, 11: "...Клеомен первым отдал свое достояние в общее пользование, вслед за царем то же самое сделал его отчим Мегистоной и каждый из друзей, а затем и остальные граждане. Земля была поделена заново. Клеомен отвел наделы и каждому изгнаннику, пообещав вернуть всех до последнего, когда в государстве восстановится спокойствие. Пополнив число граждан самыми достойными из периэков, он создал четырехтысячный отряд тяжелой пехоты, научил этих воинов биться вместо копья сариссой, держа ее обеими руками, и заменил съемную рукоять щита ремнем, натянутым из края в край."
23: "Между тем Антигон взял Тегею и разграбил Мантинею и Орхомен, и тут спартанский царь, загнанный в пределы самой Лаконии, освободив тех илотов, которые смогли внести пять аттических мин выкупа, и собрав таким образом пятьсот талантов, вооружил на македонский лад две тысячи человек - нарочито для борьбы с левкаспидами Антигона."
Макробий, Сатурналии, 1.11.34: "Так как осталась только тысяча пятьсот лакедемонян, которые были в состоянии носить оружие, Клеомен Лакедемонский набрал девять тысяч воинов из отпущенных [на волю] рабов."
Фаланга спартанцев, вооруженная по-македонски, потерпела поражение в битве при Селассии. После Клеомена Спартой управляли тираны Маханид и Набис, вынужденные опираться на большое число наемников. Действия наемников описываются как действия легковооруженной пехоты. Вполне вероятно, это были фиреофоры. Среди наемной конницы в битве при Мантинее как со стороны спартанцев, так и ахейцев упоминаются тарентинцы. Есть гипотеза, что на этот период тарентинцы представляли собой тип наемной конницы со щитами и дротиками без привязки к городу Таренту. Ливий, "...затем выслал вперед вспомогательные части критян и конные отряды так называемых тарентинцев, имевших при себе по два коня...".
Тарентийская конница
Трудно сказать, как были вооружены спартанцы до реформ Клеомена. Дело в том, что по современным гипотезам после (в результате??) нашествия галатов вооружение греков стало меняться. Широкое распространение получают овальные щиты - фиреи, конница вооружается щитом. Полибий, рассказывая о древнем вооружении римлян II в. до н.э., упоминает, что римская конница вооружилась щитами на подобии эллинов. Греческая конница V-IV в. до н.э. щитов не имела. Можно только предполагать, что именно повлияло на замену гоплона на фирею и насколько повсеместно это происходило. Причинами могли служить как эффективность в бою галатов, так и дешевизна фиреи в сравнении с гоплоном. Но исходя из известного консерватизма спартанцев вероятнее всего они являлись гоплитами.
ЭТОЛИЙСКИЙ СОЮЗ [w][ВИ.2]
В связи с изменением общей политической и экономической обстановки в Греции меняется относительное значение отдельных областей и государств. С конца IV в. в политической жизни Эллады начинает принимать активное участие Этолия - гористая область с полупастушеским населением, сохранившая значительные пережитки племенного строя. Население Этолии жило небольшими общинами, городская жизнь здесь только начинала развиваться. Этолийцы вели упорные войны с македонянами, участвовали в Ламийской войне, но особенно выдвинулись во время вторжения галатов, защищая общегреческое святилище Дельфы. Ещё в 299 г. до н.э. этолийцы заняли руководящее положение в Дельфийской амфиктионии.
В течение III в. в общественной жизни Этолии происходят значительные изменения. Развивается имущественная дифференциация внутри этолийских племён. Племенная знать, занявшая руководящее положение в Этолийском союзе, наживается в результате пиратских набегов на Аттику и другие местности, получая выкуп за захваченных в плен жителей или продавая их в рабство. Включение Этолии в политическую жизнь эллинистического мира ускорило 'вырождение древней войны племени против племени в систематический разбой на суше и на море в целях захвата скота, рабов и сокровищ, превращение ее в регулярный промысел...'. Этолийцы устанавливают связи с крупными торговыми центрами и с островом Крит - центром морского разбоя в Греции.
Существовавший в IV в. союз этолийских племён быстро развивался и к концу III в. представлял собой федерацию, в состав которой входили многие области Средней Греции, Элида, Мессения, некоторые острова Эгейского моря и др. Верховным органом этого союза являлось союзное собрание, в котором могли принимать участие все граждане союза. Оно собиралось в городе Ферме обычно раз в год. Несколько раз в год заседал совет союза, в который входили представители всех государств - членов союза. Военная власть, руководство дипломатией, а в значительной мере и внутренней политикой принадлежали стратегу, помощниками которого являлись в гражданских делах государственный секретарь, а в военных - гиппарх (буквально - начальник конницы). Власть стратега ограничивалась особой коллегией апоклетов.
Политический строй общин, вошедших в союз, не подвергался изменению, и самоуправление не ограничивалось. Внутри союза все его члены пользовались одинаковыми правами и несли одинаковые обязанности; все они должны были поставлять контингента! войск и делать взносы, причём финансовая организация не являлась средством угнетения союзников. Впрочем, от полноправных союзников отличались так называемые 'примкнувшие' общины, которые находились до известной степени в зависимом от Этолии положении. В III в. до н.э. Этолийский союз ведёт очень активную внешнюю политику. Хотя во многих случаях он поддерживает демократические партии в греческих городах, борьба Этолийского и Ахейского союзов в своей основе представляла столкновение двух политических объединений, стремившихся расширить сферы своего влияния в Греции.
АРМИИ Этолийского Союза [ГА]
Греческие армии этолийцев на V в. до н.э. описываются Фукидидом как легковооруженные.
Эврипид, Финикиянки, 139-140: "Ты варвара подмесь сейчас отличишь В обличье его и доспехах... Щиты у всех такие этолийцев, И все они - чудесные стрелки..." Этолийцы, родственные иллирийцам племена, частенько промышлявшие пиратством и разбойничьими рейдами. Однако, уже ко времени вторжения галатов 279 г. до н.э. этолийцы защищают Фермопилы и имеют в своем составе тяжеловооруженных.
Павсаний, 10.20.3: "Этолийского войска было больше всех и при этом во всяком роде оружия; не указывается, сколько у них было всадников, но легковооруженных было <семьсот> девяносто, а число тяжеловооруженных доходило до 7000."
Спустя полвека тяжеловооруженные этолян, повидимому гоплиты, отмечены Полибием, 2.3: "Пристав к берегу, они (иллирийцы) на другой же день с рассветом быстро и незаметно для врага сделали высадку, по обыкновению выстроились небольшими отрядами и двинулись на стан этолян. Когда этоляне увидели это, они были поражены неожиданностью наступления и смелостью иллирян; однако с давнего времени, преисполненные самоуверенности и полагаясь на собственные силы, этоляне не совсем упали духом. Значительную часть тяжеловооруженных и конницы они поставили на ровном месте перед самой стоянкой, а с другою частью конницы и с легковооруженными заняли высокие удобно расположенные пункты впереди вала. Иллиряне, не останавливаясь, ударили на легкие отряды и благодаря своей многочисленности и тяжести боевого строя выбили их из позиции, а сражавшуюся вместе с ними конницу принудили отступить к тяжеловооруженному войску. Вслед засим они ударили с холма на этолян, стоявших в равнине, и быстро обратили их в бегство, ибо в нападении на этолян участвовали медионяне из города. Много этолян было убито, еще больше взято в плен, все вооружение их и обоз попали в руки иллирян." Хотя это не исключает наличия у этолян фиреофоров, более соответствующих этолийскому способу боя. Прославились этолийцы в первую очередь легкой пехотой и конницей, которых охотно использовали в качестве наемников. (Сами этолийцы в качестве наемников могли использовать критских лучников.)
Полибий, 4.8: "Например, конные воины фессалийцев несокрушимы в эскадроне и фаланге; напротив, когда по обстоятельствам времени и места приходится сражаться вне строя, один на один, они становятся неловкими и негодными; этоляне наоборот. Критяне неодолимы на суше и на море в засадах, разбоях, в обкрадывании неприятеля, в ночных нападениях и вообще во всех делах мелких, сопряженных с хитростью; напротив, им недостает мужества и стойкости, когда неприятель наступает массою с фронта, выстроенный в фалангу; ахейцы и македоняне наоборот."
18.22: "Только ревность этолийской конницы, которая сражалась с величайшим воодушевлением и отчаянной отвагой, помешала македонянам обратить врагов (римлян) в бесповоротное бегство. Дело в том, что, уступая другим народам в пехоте, которая и вооружена у них хуже, и имеет строй, непригодный для решительных сражений, этоляне настолько же превосходят прочих эллинов своей конницей, когда сражение ведут небольшие отряды или даже отдельные воины."
Некоторые замечания Ливия, 31.41 о вооружении этолийской конницы: "Этолийцы, занимаясь грабежом, и не вспоминали, что идет война и они находятся на вражеской земле: кто почти без оружия бродил по полям, кто спал либо пьянствовал в лагере, не позаботившись даже выставить караулы. Нежданное появление Филиппа застало их врасплох. Тут все стали будить друг друга, одним приказывали взяться за оружие, иных посылали за теми, кто грабил поля. Суматоха поднялась такая, что из всадников многие забыли свои мечи и большинство даже не надели панцирей."
Легковооруженные и конница этолийцев одержали победу над армией Ахейского союза стратега Арата, поддержанную македонянами Тавриона в 220 г. до н.э.
Битва при Кафиях.
Полибий, 4.10-12: "Арат подождал еще два дня и в простодушной уверенности, что этоляне возвратились домой, как они и хотели показать, распустил ахеян и лакедемонян по домам; а сам с тремя тысячами человек пехоты и с тремястами конницы (эпилекты), а также с войском Тавриона (1000 македонян?) двинулся к Патрам с намерением следовать за этолянами стороною.. когда этоляне направились от Мефидрия мимо города орхоменян, они вывели ахеян на равнину Кафий и стали строиться там в боевой порядок, причем протекающая через равнину река служила им прикрытием. Так как отделяющее их от ахеян пространство было неудобопроходимо, ибо перед рекою были еще рвы, большею частью трудные для переправы, так как ахеяне обнаруживали готовность к битве, то этоляне вопреки первоначальному решению не отважились сразиться с врагом и двинулись в полном порядке к горным перевалам в направлении к Олигирту...
Передовой отряд этолян подходил уже к перевалам, а замыкавшая движение конница проходила еще по равнине и приближалась к так называемому Проподу горного склона, когда Арат и Таврион выслали вперед под начальством акарнана Эпистрата конницу и легких воинов с приказанием подойти к неприятельскому тылу и тревожить его. В том случае, если бы настала необходимость вступить в битву, ахеяне не должны были нападать на задние ряды, когда неприятель оставил уже за собою ровные места, но напасть на передовой отряд немедленно по вступлении его на равнину. Таким образом, решительное сражение должно было произойти на ровной, гладкой местности, очень неудобной для ахеян с их вооружением и всем вообще военным строем и, напротив, очень благоприятной и выгодной для этолян, так как их вооружение и порядки были противоположны ахейским. Итак, вместо того, чтобы воспользоваться удобствами времени и места, ахеяне к выгоде неприятеля спустились в равнину; соответствующий тому получился и исход сражения. (Непонятно, почему Полибий рассматривает ровную местность неудобной для ахейцев, имевших в своем распоряжении тяжелых панцирных - торакитов и фалангитов.)
Когда легкий ахейский отряд начал битву, этолийская конница в порядке отступила к горному склону, поспешая на соединение со своей пехотой. Не различая хорошо, что делается, и не взвесив надлежаще последствий, Арат и Таврион, лишь только завидели, что конница отступает, вообразили, что она бежит, а потому с обоих флангов послали вперед одетых в панцири воинов и приказали им идти на помощь легковооруженным и соединиться с ними; сами поспешным беглым маршем повели свое войско с фланга. Между тем этолийская конница, как скоро прошла равнину и соединилась с пехотой, остановилась под прикрытием горных склонов. Пехоту этоляне стягивали на фланги и звали к себе; пешие воины с готовностью бежали на зов, и все находившиеся уже в пути возвращались к своим на помощь. Находя войско достаточно многочисленным для битвы, этоляне сомкнулись и ударили на передние ряды ахейской конницы и легковооруженных; благодаря численному перевесу, а также тому, что нападение сделано было с высоты, они, хотя и после продолжительной битвы, обратили неприятеля в бегство. Когда ахеяне оборотили тыл и бежали, на помощь им подходили панцирные воины (торакиты) в беспорядке и врассыпную, как были в пути. Одни из них не понимали, что делается, другие встречались с бегущими, а потому и сами вынуждены были повернуть назад и также бежать. Вследствие этого побежденных в стычке с неприятелем было не больше пятисот человек, а бежавших более двух тысяч. Самое положение дела давало знать этолянам, как действовать, и они теснили врагов с тыла с неистовыми, громкими криками.
Пока ахейские войска рассчитывали отступить к тяжеловооруженным в уверенности, что те остаются на прежних местах в безопасности, до тех пор бегство их совершалось правильно и не без успеха; но как скоро бегущие, заметили, что и тяжеловооруженное войско покинуло свои безопасные позиции и ушло далеко вперед врассыпную, часть их отделилась и в беспорядке бросилась по соседним городам; другие, наталкиваясь на фалангитов, шедших им навстречу, наводили ужас на своих же без всякого вмешательства неприятеля и увлекали друг друга в беспорядочное бегство... Так кончилась битва при Кафиях. Тем временем этоляне, столь неожиданно выигравшие сражение только силами конницы и легковооруженных, беспрепятственно проходили теперь дальше внутрь Пелопоннеса."
АРМИЯ Этолийской Федерации [АЭФ]
Об этолийском войске известно немного. По словам Эфора, которые передает Страбон (X, 3, 2), этолийцы никогда не подчинялись другим народам; страна их с незапамятных времен не подвергалась разорению вследствие ее трудной доступности и военного искусства жителей. Некоторые факты, хотя и о более ранних событиях, предоставляет Диодор (XVIII, 24). Так, во время Ламийской войны Антипатр и Кратер привели в Этолию огромное войско в 30.000 пеших и 2500 конных воинов. Этолийцы, оставив несколько гарнизонов в хорошо укрепленных городах, вместе с женами и детьми ушли в труднодоступные горные районы. Македонские полководцы, потеряв в горах много людей, с приближением зимы решили взять их измором и оставили эту затею только ради похода против регента Пердикки. Однако уже весной следующего 320 г. этолийцы осмелились вторгнуться в Фессалию (Diod., XVIII, 38), продемонстрировав всем, что их государство имеет такую силу, с которой следует считаться. Примечательно, что на протяжении всех войн диадохов "этолийцы, в отличие от многих других греков, отстояли независимость своего государства и даже усилили его мощь".
Следующий военный успех этолийцев, произведший огромное впечатление на греческий мир, был связан с обороной Дельф от нашествия галлов в 279 г. Этот подвиг был увековечен. Павсаний говорит, что этолийцы воздвигли в Дельфах у храма Аполлона среди статуй богов (Paus., X, 15,2) памятник своим полководцам, участвовавшим в сопротивлении, отдельный памятник стратегу Эвридаму, который, вероятно, возглавлял ополчение (Paus., X, 16, 4), и огромное изваяние Этолии в виде сидящей женщины, вооруженной метательным копьем (Paus., X, 18, 7). Ни македонцам, ни другим грекам не удалось освободить Дельфы от этолийского владычества. Отвага этолийцев вошла в поговорку, хотя Полибий и говорит о ней в неодобрительном тоне (Polyb., IV, 3, 5; V, 81,1).
Косвенным свидетельством военной мощи этолийцев является активная экспансия в начале III в. до н.э. Присоединение Эниании означало выход к Фермопильскому ущелью и побережью Малийского залива; теперь подконтрольная Этолии территория уже вплотную примыкала к владениям македонского царя и создавала угрозу морским коммуникациям Антигонидов в Эгеиде. В 316 г. этолийцы преградили путь Кассандру из Македонии в Беотию через Фермопилы, а в 290 г. Деметрий Полиоркет вынужден был праздновать пифийские игры в Афинах, потому что Дельфы и все парнасские перевалы находились в их власти. После Деметриевой войны Этолийский союз увеличился до таких размеров, которых не знал ни до, ни после 229 г.
В отличие от своих врагов - Ахейского союза прежде всего - этолийцы не имели возможности привлечь на свою сторону силы, подобные Эллинской лиге. Этолийцы вели военные действия, как правило, общесоюзным ополчением, которое состояло из контингентов отдельных общин. При всей этнической разнородности такого ополчения оно предстает в описании Полибия как единая и монолитная армия, где соблюдался принцип единоначалия. Историк говорит, что этолийцы не любят сражаться правильной фалангой, предпочитая рукопашные поединки (Polyb., IV, 8, 10). Н.Хэммонд даже считает, что у них был недостаток тяжелой пехоты и они были способны вести лишь партизанскую войну. Другие исследователи не согласны с этим, полагая, что состав этолийской армии был примерно таким же, как и у других греческих государств, лишь процент пельтастов в общей массе пехоты был несколько выше.
Этолийцы, видимо, не имели постоянно действующего отборного войска - эпилектов. Как было отмечено С.К.Сизовым, звание "эпилектархов", казалось бы, свидетельствует о наличии такого корпуса воинов, но довольно обширная литературная традиция ничего не сообщает о существовании подобного подразделения. Всякий раз, когда для выполнения какой-то операции требовался отборный отряд, он формировался только накануне планируемой акции и только на время ее осуществления. Как бы часты и опустошительны ни были набеги таких отрядов под руководством отдельных предводителей, без общесоюзного постановления о войне Этолия считалась пребывающей в мире.
От других греческих государств Этолия отличалась тем, что предоставляла своим гражданам право на грабеж соседних территорий не только в ходе военных действий, но и в период мира или, как говорит Дж. Ларсен, "они грабили суда любой страны, в любое время и без какого-либо права на это". Полибий (XVIII, 4, 8) по этому поводу приводит речь македонского царя Филиппа V на переговорах с Титом Квинкцием Фламинином в 197 г. до н.э. Обращаясь к этолийскому представителю, царь сказал: "Много раз я и прочие эллины обращались к вам через послов с требованием отменить закон, дающий право громоздить добычу на добычу, а вы отвечали, что из Этолии скорее будет изъята Этолия, чем этот закон". Поскольку Тит Квинкций не понял этой фразы, Филипп пояснил, что "у этолийцев есть обычай грабить не только народы, с которыми они ведут войну, и их земли, но и под видом помощи обеим враждующим сторонам, ведущим войну между собой, грабить земли обеих" (Polyb., XVIII, 5, 1-2). Естественно, все греки практиковали грабеж, но если в ходе войны он был уместен, то в мирное время к нему прибегали нечасто. Этолийцы же вызывали массовое недовольство не самим фактом грабительских рейдов, а тем, что своими действиями превращали мирное время в военное.
Этолийцы могли выставить на поле боя довольно значительные силы. Диодор говорит, что во время войн диадохов этолийцы располагали от 7000 до 12.500 человек (XVIII, 9, 5; 24, 2; 38, 1). В дальнейшем союз разрастался, его армия должна была заметно увеличиться. Для периода Союзнической войны можно привлечь данные 218 г. до н.э., когда стратег этолийцев Доримах увел в поход "половину ополчения" (Polyb., VI, 5, 1). В числе оставшихся были 3000 человек в районе Ферма, 3000 пехоты и 400 всадников составляли гарнизон Страта и какие-то силы должны были находиться в других городах. Приблизительный подсчет показывает, что этолий-ские силы в тот период насчитывали около 15.000 солдат. Позднее, в битве при Киноскефалах, этолийцы выставили 6000 пеших и 400 всадников (Plut. Flamin., 7). Примечателен и тот факт, что при описании разгрома Ферма македонским войском, Полибий упоминает (V, 8, 9) о "хранившихся в портиках" многочисленных комплектах вооружения, из которых македоняне 15.000 уничтожили, а "самые дорогие" унесли с собой. По мнению С.К.Сизова, такое количество оружия не могло быть просто трофеями, посвященными богам. Это был союзный арсенал. Цифра, приведенная историком, весьма внушительная, что косвенно подтверждает большие размеры этолийского ополчения.
Вполне правдоподобно предположение, что общая численность сил, сражавшихся на этолийской стороне, в этой кампании могла достигать даже 20-25.000 воинов. Подобные данные подтверждаются подсчетами В.Швана. Хотя подсчеты с использованием его таблицы затруднены тем обстоятельством, что этолийцы, например, контролировали не всю Фокиду, или тем фактом, что немецкий исследователь для конца IV в. до н.э. представляет Кефаллению и Закинф как одну единицу, а в нашем распоряжении есть четкое указание на союз с Этолией кефалленян, в то время как Закинф, видимо, подчинился Филиппу. Кроме того, Спарта не входила в Коринфский союз; ее войска не были представлены в списке. Поэтому, если взять за основу, что акарнанцы, фокидяне, локры и фтиотидские ахейцы выставляли по 2000 человек, Этолия, Элида и, возможно, Дорида - по 5000, а Амбракия - 1000, то получится предположительно 24.000 воинов. Однако такие силы в этой войне не собирались. Этолия, Элида и Спарта совместных операций не организовывали. Этолийский стратег обычно имел в своем распоряжении большую часть своего войска, а отдельные командиры действовали маленькими отрядами. Например, Эврипид зимой 219 г. до н.э. вел за собой в Пелопоннес всего 2200 человек (Polyb., IV, 68, 1).
Значительная по греческим меркам численность этолийской армии и ее боевые качества делали Этолию грозным противником для любого греческого государства и даже для Македонии. Однако из-за живучести архаических обычаев уровень военного дела в Этолийском союзе далеко не соответствовал требованиям эпохи. Этолийцы пренебрегали элементарными правилами военного искусства: не желали строить настоящую фалангу, укреплять походные лагеря, выставлять дозоры и подчиняться дисциплине, если предоставлялся случай заняться мародерством. Не была изжита восходящая к архаической эпохе практика военных экспедиций, предпринимаемых в частном порядке командирами отдельных отрядов; армия в какой-то мере сама себя содержала. Плутарх очень метко отметил (Flamin., 8) их поведение в битве при Киноскефалах: пока римляне преследовали разбитого врага, этолийцы бросились грабить и разорять неприятельский лагерь. Их ненасытная жадность вызвала раздражения Фламинина (Liv., 33, 11, 8). Едва ли за тридцать лет до этого события этолийские воины поступали как-то иначе.
На протяжении всей Союзнической войны этолийцы действовали либо отдельными отрядами, численностью от 1000 до 2500 человек, либо наносили удар объединенными силами - в таком набеге участвовало, возможно, до 10.000 солдат, обозначенных у Полибия. Такая тактика наводила ужас на противника и наносила ему экономический ущерб. От решающих сражений этолийские командиры предпочитали уклоняться.
Сила Этолии базировалась также на морских операциях, причем этолийцы не стеснялись своей репутации пиратов. Примечательно, что собственного регулярного военного флота у федерации не было; она использовала корабли союзников, в частности суда кефалленян (Polyb., IV, 6, 2 и 8), а связи с Критом и некоторыми островами Эгейского моря обеспечили этолийцам возможность совершать пиратские рейды на суше и на море.
В отличие от других государств этолийцы нечасто прибегали к услугам наемников. Тем не менее для Союзнической войны зафиксировано наличие критских воинов, прибывших в этолийское войско в ходе боевых действий (Polyb., IV, 55, 5; V, 14,1 и 4). Вероятно, речь идет о наемниках, а не о союзниках. Намек на это можно усмотреть у Полибия. Историк в одном пассаже указывает, что в Страте находилось 3000 этолийской пехоты, 400 всадников и 500 критян (V, 14,1). А затем говорит, что этолийская конница и наемники бежали (V, 14, 5). Поскольку в битве участвовали лишь этолийцы и критяне, то, вполне вероятно, под наемниками Полибий подразумевал последних.
Располагая такими силами, Этолийская федерация имела явное преимущество перед ахейцами, но не перед македонянами. Понимая мощь противника, Этолия стремилась расколоть вражеский фронт, ведя накануне войны переговоры с отдельными государствами. Пока решение о войне не было ратифицировано членами Эллинской лиги, этолийское правительство имело шанс свести общегреческую войну к конфликту между Этолией и Ахайей. Заявление о мире с лакедемонянами, мессенцами и прочими народами (Polyb., IV, 15, 8-9) было провокационным воззванием к существующему договору Общего Мира. Посольства были отправлены в Эпир и Спарту (Polyb., IV, 30, 7; 34, 4), вызвав волнения у лакедемонян и поколебав позицию эпиротов, так что они ждали выступления македонских сил. Однако присоединение Спарты не принесло существенной помощи Этолии. Спартанское государство было так ослаблено, что его войско могло предпринимать лишь набеги на приграничные области. Только Элида служила этолийцам надежной опорой в Пелопоннесе, обеспечивая их продовольствием. Не случайно в ней постоянно находился этолийский отряд (Polyb., IV, 59, 1; V, 30, 2; 94, 2).
Таким образом, сравнивая потенциальные возможности противоборствующих сторон, можно отметить, что численный перевес оставался за Эллинской лигой. Тем не менее этот фактор оказался не самым главным в ходе войны.
АХЕЙСКИЙ СОЮЗ [w][ВИ.2]
Другая небольшая область, расположенная в северо-западной части Пелопоннеса, - Ахайя - также не играла заметной роли в истории Эллады V-IV вв. до н.э. Население её маленьких общин занималось преимущественно сельским хозяйством: поля, пастбища, виноградники были главными. источниками существования жителей. Очень рано здесь образовался племенной союз двенадцати общин, который в III в. возродился, получив совершенно новое значение.
В начало III в. в ахейских городах, так же как и в других частях Пелопоннеса, происходили острые столкновения между сторонниками и противниками Македонии. Расцвет Ахейского союза начался со времени освобождения от господства Македонии и присоединения к союзу крупных городских центров с развитой торговлей и промышленностью - Сикиона (253 г. до н.э.) и Коринфа (243г. до н.э.). Эти события связаны с деятельностью Арата, организатора переворота в Сикионе, в результате которого этот полис присоединился к Ахейскому союзу. С 245 г. до н.э. в течение тридцати с лишним лет Арат занимал должность стратега Ахейского союза, фактически сосредоточивая в своих руках руководство всей его политикой. Арат принадлежал к олигархическим кругам Сикиона, враждебно настроенным по отношению к Македонии. Он был противником широких реформ и тем более идеи социального переворота. Арат и его единомышленники рассчитывали путём объединения сил отдельных полисов отстоять независимость Пелопоннеса.
Самым крупным успехом Арата было освобождение Коринфа. Македонский гарнизон, занимавший крепость Акрокоринф и контролировавший благодаря этому сообщение Средней Греции с Пелопоннесом, был изгнан. Коринф вошёл в Ахейский союз, его примеру последовали и другие полисы: Мегары, Эпидавр, Трезен. Союз с Птолемеем III в период наибольшего внешнего могущества Египта ещё более укрепил положение Ахейского союза. В' 30-х годах наметилось сближение обоих союзов - Этолийского и Ахейского - для совместных действий против Македонии. Однако это сближение оказалось кратковременным. Греческие города не смогли сплотиться в единую прочную организацию для защиты своей независимости.
Устройство Ахейского союза несколько напоминало организацию этолийцев. Ахейский союз также представлял собой федерацию полисов, в которых сохранялись прежние порядки и учреждения, несходные в разных городах. Центром союза был город Эгион. Верховными союзными органами были синклит и синод (собрания членов союза), в которых могли участвовать все граждане союзных городов, достигшие тридцатилетнего возраста. Различие между синодом и синклитом заключалось в том, что синод созывался регулярно, два раза в год, на нём происходили выборы должностных лиц и рассматривались текущие дела, тогда как синклит собирался лишь в экстренных случаях, когда требовалось решать особо важные вопросы. Исполнительная власть делилась между несколькими выборными должностными лицами, среди которых особенно велика была роль стратега. Ведая дипломатией и вообще внешней политикой, он председательствовал на союзных собраниях. Синод, синклит и должностные лица руководили общими делами союза: они решали вопросы войны и мира, организации армии и флота, ведали финансами союза, приёмом в союз новых членов, разрешали конфликты между городами и пр. Города, входившие в союз, имели единую систему мер и веса, союз чеканил монету.
Основная тенденция внутренней и внешней политики Ахейского союза была направлена на защиту интересов имущих слоев. Во всех органах союза преобладание сохранялось за представителями имущего меньшинства, что сыграло существенную роль в событиях, развернувшихся в Пелопоннесе в конце III в. до н.э.
АРМИЯ Ахейского союза [ГА]
Наиболее полные сведения мы имеем о вооруженных силах Ахейского союза.
Полибий, 5.91: "Арат созвал ахеян, провел свое предложение и усердно занялся приготовлениями к войне. Постановление ахеян было таково: содержать наемников в количестве восьми тысяч пехоты и пятисот конницы, а из ахеян набранных воинов три тысячи пеших и триста конных. В числе их должно быть мегалопольцев с медными щитами пятьсот пеших и пятьдесят конных и столько же аргивян." Три тысячи пеших и триста конных отборных воинов - постоянный контингент, пополняемый наемниками и ополчением. Мегалопольцы первыми из граждан Ахейского союза, перевооруженные по-македонски. Их даже путали с македонянами.
Полибий, 4.69: "Сначала начальники их (элейцев) вообразили, что имеют перед собою отряд самих ахеян, явившийся на помощь аркадянам; больше всего ввели их в заблуждение вооруженные медными щитами воины; элейцы приняли их за мегалапольцев, которые имели такое же вооружение в битве с Клеоменом при Селласии, когда Антигон снабдил их такими щитами. Поэтому, сохраняя боевой порядок, элейцы начали отступать к неким высотам, не отчаиваясь в спасении; но когда македоняне, подвигаясь вперед, подошли к ним, элейцы все поняли, бросили оружие и спасались бегством."
Сложный вопрос, как именно были вооружены ахейские тяжеловооруженные.
Плутарх, Арат: 37 "Остальные искали спасения под прикрытием тяжелой пехоты, но, ворвавшись в ее ряды, расстроили их, и теперь уже разбитым оказалось все войско ахейцев... Тем не менее однажды, во время вылазки, легкая пехота оттеснила спартанцев до самого лагеря и рассыпалась между палатками, однако ж Арат и тут не повел войско вперед, а остановился у какого-то рва на полпути и запретил тяжеловооруженным (в греческом оригинале - гоплиты) переходить этот ров."
Ливий, 37.15: "Одну его часть (войска ахейцев) составляли легковооруженные наемники, другую тяжеловооруженные пехотинцы (в латинском оригинале clipeati - щитоносцы, щит в широком смысле слова) - главная сила в войсках этих племен." Вполне возможно, это были гоплиты. Хотя Плутарх, описывая реформы Филопемена, четко указывает на фиреи ахейцев и на способ боя, характерный для фиреофоров. В битве при Кафии панцирные ахейцы - торакиты, воины в панцире и с фиреей. Есть версия, что реформ было две. Сначала Арат перевооружил гоплитов как торакитов, а потом Филопемен перевооружил всех (не только мегалопольцев) по-македонски. Хотя в этой гипотезе есть сомнения. Могли ли ахейцы так быстро из гоплитов стать торакитами и сражаться, используя метательные копья, что вынудило Филопемена переучивать их сражаться плотным строем фаланги?
Реформы Филопемена, 208\207 г. до н.э. Назначенный гиппархом, Филопемен реформировал конницу.
Полибий, 10.22-24: "...благодаря ему конница быстро поправилась и стала даже сильнее неприятельской. Филопемен достиг этого строгой дисциплиной и тем, что вдохнул в воинов жажду успеха. Дело в том, что большинство лиц, избираемых на должность гиппарха, не дерзает предъявить к подчиненным какие бы то ни было требования, потому ли что сами они не способны к конной службе, или потому что пользуются званием гиппарха как средством к достижению желанного для них звания стратега, вследствие чего потакают воинам и ищут в них благорасположенных союзников на будущее... Вот те движения, которым, по его (Филопемена) мнению, должна быть обучена конница и которые могут быть пригодны во всякое время, именно: для отдельного всадника оборот налево и такой же направо, возвращение на прежнее место и оборот назад. Что касается движений целых отрядов, то они обязаны знать четверть оборота, полуоборот и три четверти оборота, а также быстрое движение вперед одной шеренгой или двумя шеренгами от одного из двух флангов или от центра, потом после внезапной остановки смыкание в отряды, эскадроны и полки; должны уметь наконец строиться в линию на каждом из флангов посредством ли перемещения рядов в линию, или обходного движения слева. Далее, нужно было обучить воинов всем движениям, какие требуются при наступлении на врага с фронта и при отступлении, дабы воины умели сохранять при всей быстроте нападения целость боевой линии и построение рядами, а также чтобы отряды удерживались на известном расстоянии один от другого; ибо, полагал Филопемен, нет ничего опаснее и гибельнее для конницы, как идти в дело расстроенными отрядами.
Покончив таким образом с подготовительными упражнениями, Филопемен стянул конницу из различных городов в одно место, велел исполнить все эти движения по его указаниям и самолично распоряжался примерным сражением; при этом Филопемен не занимал места впереди всего войска, как поступают теперешние начальники, воображающие, что вождю подобает находиться впереди всех. На самом деле ничего нет безрассуднее и опаснее для дела, как если начальник не видит никого из подчиненных, хотя бы все видели его. В примерных сражениях начальник конницы обязан выказать не солдатскую храбрость, но опытность и дарования вождя и потому должен появляться то в первых рядах, то в последних, то в центре. Так именно и поступал Филопемен, когда на коне объезжал войска и наблюдал за всеми, а замечая где-либо неуверенность в действиях, давал дополнительные пояснения и тут же исправлял всякую ошибку."
Получив должность стратега, Филопемен принялся за пехоту.
Плутарх, Филопемен, 9: "Прежде всего Филопемен изменил построение войска и вооружение, которые у ахейцев были плохи: у них были в употреблении длинные щиты (фиреи), тонкие и поэтому очень легкие, а кроме того, такие узкие, что не прикрывали тела, копья же их были гораздо короче сарисс. Благодаря легкости копий, ахейцы могли поражать врагов издали; но в рукопашном бою с врагом они были в менее выгодном положении. Построение мелкими отрядами ахейцам было незнакомо; у них было в употреблении построение фалангой, в которой копья не выставлялись вперед и щиты не смыкались, как в македонской фаланге; поэтому легко было их сбить с позиции и расстроить. Филопемен указал им на это и убедил вместо длинного щита и короткого копья употреблять круглый щит и сариссу, закрываться шлемом, панцирем и поножами и учиться стоять твердо на месте во время боя, а не бегать, как пельтасты."
Полиэн, 6.4.3: "Филопемен научил ахейцев вместо продолговатого щита и копья взять круглый щит и сариссу, защищаться же шлемами, панцирями и поножами, упражняться же в прочном и устойчивом сражении вместо бега и действий по способу пельтастов, роскоши же и разнообразия одежд и пищи избегать и- довольствоваться только необходимыми и полезными в походе вещами. Этому уча, Филопемен имел воинов, имеющих добрую славу в очень многих сражениях."
На качества ахейских пращников при осаде греческого города Самы римлянами указывает Ливий, 38.29: "... они (жители города) делали внезапные вылазки то против осадных сооружений, то против застав неприятеля, выходя из таких схваток почти всегда победителями. Для защиты от них нашлось одно средство, не слишком мудреное: вызвали сотню пращников из Эгия, Патр и Дим. Там принято с детства упражняться с пращой, пуская в открытое море круглой галькой, что вперемешку с песком покрывает обыкновенно морской берег. Поэтому дальностью броска они превосходят балеарских пращников и при этом бьют и верней, и сильней. Дело в том, что у них петля пращи не из одного ремня, как у балеарцев и прочих, а тройная, для жесткости прошитая во многих местах, чтобы во время метания пуля не перекатывалась, как то бывает, когда ремень слаб, но крепко удерживалась петлей при размахе, а при броске вылетала как пущенная тетивой. Привыкши издалека пускать камни так, чтобы они пролетали через небольшое кольцо, они попадали не то что в голову неприятельского солдата, но в то место лица, куда метили. Эти пращники сдерживали осажденных в их вылазках, прежде столь частых и дерзких, так что горожане даже взмолились со стен к ахейцам, чтобы они ненадолго отошли и спокойно бы просто посмотрели, как жители Самы покажут себя против римских застав."
Ахейский союз располагал большим по греческим меркам войском.
Полибий, 29.24: "Потом, если бы даже римляне и попросили союзнической помощи, то предполагаемая отправка в Александрию двухсот конных воинов и тысячи пеших не лишит ахейцев возможности послать помощь римлянам, ибо ахейцы могут без труда выставить тридцать, даже сорок тысяч войска." Однако, после смерти Филопемена у ахейцев не нашлось другого лидера, по своим качествам достойного противостоять Риму.
РОДОС (Греческий полис) [w]
После смерти Александра родосцы изгнали македонский гарнизон и установили союз с египетскими Птолемеями. Один из диадохов Александра Антигон, обратился к ним за помощью в войне против Птолемеев. Отказ родосцев принимать участие в соперничестве между двумя противниками привел к тому, что сын АнтигонаДеметрий выступил в 305 году до н. э. против Родоса. Осада города длилась целый год. Силы Деметрия были невиданными для своего времени: 40.000 воинов и 30.000 мужей, специально обученных вести осаду с помощью созданных по последнему слову тогдашней техники осадных машин. Впоследствии родосцы продали эти машины и на приобретенные средства соорудили статую, посвященную своему богу - покровителю Гелиосу - знаменитый "Колосс Родосский". При посредничестве Антигона и Птолемея был подписан договор, условия которого гарантировали родосцам независимость.
Следующие 150 лет стали для Родоса периодом значительного экономического подъема. Остров стал центром транзитной торговли, предоставляя свой порт всем судам, плававшим по Средиземному морю, главным образом из материковой Греции, Понта Эвксинского (Чёрного моря), Малой Азии, Финикии и Палестины. На кораблях своего мощного флота родосцы экспортировали собственную продукцию во все страны Средиземноморья, вплоть до Карфагена на западе и Сирии на Востоке. В III веке до н. э. торговля уже находилась под их контролем. В этот период благоденствия столицу острова украшало 3000 статуй, а численность её населения достигла 300.000 человек. В 220 году до н. э. после военных действий родосцам удалось воспрепятствовать городу Византию облагать пошлиной торговлю зерном через Геллеспонт. На Родосе сложилось родосское морское право, позднее ставшее частью римского права и византийского права.
В 227 году до н. э. на Родос обрушилось страшное землетрясение, разрушившее часть города и его укрепления и повергшее наземь Колосс. Почти все греческие города прислали тогда материальную помощь. Воспользовавшись этой помощью, родосцы восстановили свой город. Однако они не стали восстанавливать Колосс, предупрежденные неким прорицанием, согласно которому восстановление статуи явилось бы причиной несчастья для острова.
ФЛОТ Родоса [Кащеев]
Одной из ведущих военно-морских держав этого периода был Родос. "Родосцы снискали заслуженную награду за свои морские победы в виде неоспоримой талассократии в эгейских и левантийских водах; и они извлекли достойную пользу из своего господства, сделав первую решительную попытку - со времени афинской талассократии - очистить Восточное Средиземноморье от пиратов". Одним из мероприятий в этом направлении было постановление родосского наварха Эпикрата, запрещавшего собирать эскадры в гавани Делоса для пиратских рейдов. Постановление это относится ко времени второй римско-македонской войны - 200-197 гг. до н.э. (Syll. 582).
Этот самый Эпикрат неоднократно упоминается Титом Ливием в контексте событий 190 г. до н.э., когда уже шла римско-сирийская война. Из Самоса римский претор посылает для охраны Кефалленского пролива две триремы, принадлежавшие союзникам Рима, с двумя родосскими триремами под начальством родосца Эпикрата (Liv. 37.13.11).
В том же году в Пирее Эпикрат встретился с Л.Эмилием Региллом, который должен был принять начальство над римским флотом. "Услыхав о поражении родосцев, он взял с собою обратно в Азию Эпикрата с его четырьмя кораблями, так как сам имел только две пентеры; за ними последовали также и беспалубные афинские суда" (Liv. 37.14.1-2).
190 г. до н. э. после сокрушения флота Селевкидов решающей силой на море среди эллинистических держав стал, несомненно, Родос. Родосцы изобрели (а может быть воскресили из забвения?) страшное оружие древних - "греческий огонь"; они и вооружили им флот. На носах родосских кораблей были установлены два шеста, с помощью которых метались сосуды с зажигательной смесью в неприятеля. В 190 г. до н. э. родосскому адмиралу Евдему удалось победить флот Селевкидов, руководимый Поликсенидом, с помощью "греческого огня". Кажется, это было первое применение нового оружия.
ХРОНИКА СОБЫТИЙ (годы до н.э.)
323-322 Ламийская война. Коринфский сою (Афины, Фессалия, Этолия, Фокида, Локрида) -/+ Македония, Беотия
323 Битва при Платеях. Афины +/- Беотия
323 Битва при Фермопилах. Коринфский союз +/- Македония
323-322 Осада Ламии. Коринфский союз -/+ Македония
322 Морская битва при Аморгосе. Афины -/+ Македония
322 Морская битва при Эхинадских островах. Афины -/+ Македония
322 Битва при Кранноне. Коринфский союз -/+ Македония
214-205 Первая Македонская война. Рим, Пергам, Этолийский союз =/= Македония
209 Первая битва при Ламии. Рим, Пергам, Этолийский союз =/= Македония
209 Вторая битва при Ламии. Рим, Пергам, Этолийский союз -/+ Македония
207 Битва при Мантинее. Ахейский Союз +/- Спарта
205-200 Критская война. Родос, Пергам, Византий, Афины +/- Македония, Этолийский Союз
195 Война против Набиса. Рим, Ахейский Союз, Пергам, Родос, Македония +/- Спарта, Крит, Аргос
192 Аннексия Спарты Ахейским Союзом
192-189 Этолийская война. Рим, Ахейский Союз, Македония +/- Этолийский Союз, Сирия
192-188 Антиохова война. Рим, Ахейский Союз, Македония, Пергам, Родос +/- Сирия, Этолийский Союз
171-168 Третья Македонская война. Рим, Пергам +/- Македония. Окончательное завоевание Македонии Римом.
171 Битва при Каллинике. Рим +/- Македония
168 Битва при Пидне. Рим +/- Македония
146 Ахейская война. Рим +/- Ахейский Союз. Окончательное завоевание Греции Римом
146 Битва при Левкопетре. Рим +/- Ахейский Союз
ИСТОЧНИКИ [ВИ.2] Всемирная история. Том 2. Москва, 1956.
[Разин] Разин Е.А. История военного искусства. Том 1.
[ГА] Военная история: греческие армии III-II в. до н.э.
[Неф-1] Нефедкин А.К. Афинская конница конца IV - начала I вв. до н.э. Воин-2006-03
[Неф-2] Нефедкин А.К. Конница эпохи эллинизма. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2019.
[Connolly] Connolly P. Фаланга и военное дело времен эллинизма
[Коннолли] Коннолли Питер. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. М.: Эксмо-Пресс, 2001.
[Кащеев] Кащеев В.И. Эллинистический мир и Рим: Война, мир и дипломатия в 220-146 годах до н.э. М:1993
[АЭФ] Армия Этолийской Федерации