АРМИЯ в 1920-е годы [w]
В 1922 году в Чехословацкой армии произошла очередная реорганизация, в ходе которой было создано 12 пехотных дивизий, 2 горные бригады и 3 кавалерийские бригады общей численностью 150 тысяч человек. В случае военной угрозы, этот контингент мог быть увеличен посредством призыва на военную службу при условии прохождения основной военной службы. Она длилась 24 месяца, с 1924 года - всего 18 месяцев. Чехословацкая армия также уделяла большое внимание вооружению, которое состояло из различных видов оружия с неоднородным боекомплектом. Основным оружием солдат стала винтовка Vz.24, созданный на основе типа "Маузера" так же, как и офицерский пистолет vz.24. Был принят на вооружение станковый пулемёт vz.24 и ручной пулемёт vz.26. Значительная часть орудий, перенятых у австро-венгерской армии (например, 75-мм горная пушка М15, 10-см горная гаубица М 16 или 15-см полевая гаубица М 14), производилась на заводах "Шкода" в Пльзени, который продолжал производить различные типы орудий и гаубиц в послевоенный период. В армию начали поступать первые артиллерийские тягачи сначала импортного, позднее и чехословацкого производства (от производителей "Шкода Пльзень", "Прага"), а также грузовые автомобили. В состав армии входили также бронеавтомобили (ОА vz.23, OA vz.27), бронепоезда и дрезины. Армия также закупила во Франции первые танки - Renault FT-17.
В начале 1920-х годов были заключены союзные договоры с Францией против Германии, и с Югославией и Румынией против Венгрии (так называемая "Малая Антанта"). С середины 1920-х годов изменилась ситуация и в руководстве армией, высшие должности заняли чехословацкие генералы, а влияние французской военной миссии снизилось. Генерал Ян Сыровый стал новым чехословацким начальником генерального штаба.
ВООРУЖЕНИЕ Бронетехника Легкий танк Renault FT:1917 (7т 4,1х1,7х2,1м 8км/ч 2ч 1п37\1п) имп: 7
Бронеавтомобиль OA vz.27:1927 (6,6т 5,4х2х2,7м пд:60лс=35км/ч 5ч 3п) Вып: 16
АВИАЦИЯ [w] [w]
Боевой состав От австро-венгерской армии остались самолеты различных типов (например, Hansa-Brandenburg B.I, Ph"nix C.I, Aviatik D.I и другие), которые, однако, были устаревшими и находились в плохом техническом состоянии. Позже были приобретены французские самолеты для армии (такие как SPAD S.VII, SPAD S.XIII, Salmson 2 и другие).
Однако большая часть производственных компаний Австро-Венгрии была чешской, поэтому Чехословакия могла быстро развить авиационную промышленность. Сначала она, как правило, производила самолёты и авиационные двигатели по лицензии. По мере развития отрасли она стала разрабатывать больше собственных самолётов и двигателей. Среди чехословацких авиастроителей были Aero, Avia, Beneš-Mráz, Letov, Praga, Tatra и Zlín. Среди производителей двигателей были KD, Walter и Škoda.
Вскоре началось производство первых чехословацких военных самолетов, наиболее успешными типами были Avia BH-3, Avia BH-9, Aero А-18, Aero А-11 и Letov Š-18.
ХРОНИКА СОБЫТИЙ 4.6.1920 Трианонский мир. Признание границ между государствами бывшей Австро-Венгрии
ИСТОЧНИКИ.
[ИА] Рыбаков М., Сухов В., Троицкий И. (ред.) Иностранные армии. М.: Военная Типография Штаба РККА, 1923.
[а] Уголок неба. Большая авиационная энциклопедия