The Military Balance is an annual, quantitative assessment of the military power and defence expenditure of countries throughout the world.
It examines the facts of military power as they, existed in July 1973 and no projections of force levels or weapons beyond this date have been included, except where explicitly stated. The study should not be regarded as a comprehensive guide to the balance of military power; in particular, it does not reflect the facts of geography, vulnerability or efficiency, except where these are touched upon in the section on the balance in Europe.
In general, national entries are grouped geographically, but with special reference to the principal regional defence pacts and alignments. Information about some smaller countries, whose military forces are of a size which has not seemed to warrant fuller description at this stage, has been set out in tabular form. Other tables give comparative information on nuclear delivery vehicles, defence expenditure (with historical trends), gross national products, military manpower (active and reserve), divisional organizations and arms transfer agreements. There is a separate section assessing the European theatre balance between NATO and the Warsaw Pact and summarizing the statistics of those forces and weapons in Europe which may be the subject of negotiations for mutual reductions.
Notes, which follow this Preface, will help the reader to use the current edition of The Military Balance. It is important to read them as they amplify and give precision to the data in the national sections and tables. In addition, because some items have not appeared annually, an index is given on p. 96 which provides a guide to such occasional features in this and in the five previous editions.
The Institute assumes full responsibility for the facts and judgments which this study contains. The co-operation of governments has been sought and, in many cases, received. Not all countries have been equally co-operative and some figures have necessarily been estimated. The Institute owes a considerable debt to a number of its own members and consultants, who have helped in compiling and checking material.
The Military Balance is complemented by the Institute's other annual handbook, Strategic Survey, published each spring, which reviews the most significant issues of international security and strategic policy in every major country and area of the world during the previous calendar year and is designed to enable subsequent events to be followed.
September 1973
ВВЕДЕНИЕ
The Military Balance представляет собой ежегодную количественную оценку военной мощи и оборонных расходов стран во всем мире.
Он исследует факты военной мощи, на июль 1973 года и не даёт прогнозов уровней сил или вооружений за пределами этой даты, кроме случаев, когда явно указано. Исследование не следует рассматривать в качестве всеобъемлющего руководства по балансу военной мощи; в частности, оно не отражает факторов географии, уязвимости или эффективности, за исключением раздела, посвященном балансу в Европе.
В целом страны сгруппированы географически, но с особым упором на основные региональные оборонные пакты и союзы. Информация о некоторых мелких странах, численность Вооруженных сил которых на данном этапе, как представляется, не требует более полного описания, приводится в табличной форме. В других таблицах приводится сравнительная информация о средствах доставки ядерного оружия, оборонных расходах (с историческими тенденциями), валовом национальном продукте, военном персонале (действующем и резервном), организациях дивизий и соглашениях о передаче оружия. Отдельный раздел посвящен оценке европейского баланса между NATO и Варшавским пактом и обобщению статистических данных о тех силах и вооружениях в Европе, которые могут стать предметом переговоров о взаимных сокращениях.
Примечания, которые следуют за этим предисловием, помогут читателю использовать данные военного баланса. Важно ознакомиться с ними, поскольку они уточняют данные, содержащиеся в национальных разделах и таблицах. Кроме того, поскольку некоторые позиции не появляются ежегодно, индекс на с.96 предоставляет сведения по таким позициям в этом и в пяти предыдущих изданиях.
Институт несет полную ответственность за факты и суждения, содержащиеся в настоящем исследовании. Правительства стремились к сотрудничеству и во многих случаях получали его. Не все страны в равной степени сотрудничают друг с другом, поэтому некоторые цифры оценочные. Институт благодарен ряду своих членов и консультантов, которые оказали помощь в сборе и проверке материалов.
The Military Balance дополняется другим ежегодным справочником Института - Strategic Survey, который публикуется каждую весну и в котором рассматриваются наиболее важные вопросы международной безопасности и стратегической политики в каждой крупной стране и районе мира в течение предыдущего календарного года и который призван обеспечить возможность проведения последующих мероприятий.
Сентябрь 1973 года.
The International Institute for Strategic Studies was founded in 1958 as a centre for information and research on the problems of international security, defence and arms control in the nuclear age. It is international in its Council, staff and membership, the latter drawn from over fifty countries. It is independent of governments and is not the advocate of any particular interest. The Institute is concerned with strategic questions-not just with the military aspects of security but with the social and economic sources and political and moral implications of the use and existence of armed force: in other words with the basic problems of peace.
Международный институт стратегических исследований был основан в 1958 году как Центр информации и исследований по проблемам международной безопасности, обороны и контроля над вооружениями в ядерном веке. Международный совет, персонал и членство, взятые из более чем пятидесяти стран. Он независим от правительств и не отстаивает каких-либо особых интересов. Институт занимается стратегическими вопросами - не только военными аспектами безопасности, но и социально-экономическими источниками и политическими и моральными последствиями применения и существования вооруженных сил, иными словами, основными проблемами мира.
READERS' NOTES
(1) Regions and Countries
The main geographical regions are indicated in the Table of Contents on p. ii. An alphabetical list, showing where each country entry is to be found, is on p. viii, following these Notes. To the extent that national variations permit, each country entry (with the exception of those for some smaller countries) is arranged in a standard form: general information about population, military service, total military manpower strength, Gross National Product (GNP) and the current defence budget is followed by separate sections on the main armed services (army, navy, air force), each of which contains, where the information is available, sub-sections on reserves and, where relevant, on deployment.
(2) Defence Pacts and Agreements
A short description of multilateral and bilateral pacts and military aid agreements introduces each of the main regional sections of the study. Defence assistance given under less formal arrangements is also noted. Agreements which cover only economic aid are not included.
(3) Defence Expenditure
The figures quoted for defence expenditure are the latest available. Table 2 on pp. 74-75 provides a comparison with past expenditures, expressed in $ so as to afford international comparisons but, as many countries update these each year, the figures will riot necessarily correspond with those shown in previous editions of The Military Balance. In Table 3 there are comparisons of the expenditures for NATO countries for 1968-72 using a NATO definition of the items to be included (in all other cases a national definition of defence expenditure is used). In Table 4 there is a breakdown of the expenditures by functional categories for certain countries. The defence expenditures of the Soviet Union and the People's Republic of China are estimates. The problem of arriving at Soviet defence expenditure is discussed on pp. 8-9, whilst a note on p. 47 gives an indication of the difficulty of arriving at a figure for China.
(4) Gross National Product (GNP)
GNP figures are usually quoted at current market prices. Where figures are not currently available from published sources, estimates have been made, and Table 2 uses both published and estimated GNP figures. For the Soviet Union Net Material Product (NMP) figures have been given because of the difficulty of arriving at a satisfactory estimate of GNP. For the People's Republic of China a range of estimates of GNP has been given in a note on p.47.
(5) Currency Conversion Rates
To make comparisons easier, national currency figures have been converted into United States dollars, using the rate prevailing on 1July of the relevant year, generally as reported to the International Monetary Fund (IMF). In all cases the conversion rates used are shown in the country entry but may not always be applicable to commercial transactions. An exception to the foregoing is the Soviet Net Material Product, which has been converted to dollars at the rate of 0.72 roubles = $1. Further exceptions are certain East European countries which are not members of the IMF and Rumania, which is, for which the conversion rates used are those described in Estimates of GNP, Defense, Education, and Health Expenditures of East European Countries, 1960-70, United States Arms Control and Disarmament Agency, Washington DC, December 1971 (ACDA/E-207).
(6) Manpower
The manpower figures given are, unless otherwise stated, those of regular forces. An indication of the size of militia, reserve and para-military forces is also included in the country entry where appropriate. Paramilitary forces are here taken to be forces whose equipment and training goes beyond that required for civil police duties and whose constitution and control suggest that they may be usable in support, or in lieu of, regular forces. Further information on reserves is also included in Table 5.
(7) Equipment
The equipment figures in the country entries cover total holdings, with the exception of combat aircraft, where front-line squadron strengths are normally shown. Except where the contrary is made clear, naval vessels of less than 100 tons structural displacement have been excluded. The term 'combat aircraft': comprises only bomber, fighter-bomber, strike, interceptor, reconnaissance, counter-insurgency and armed trainer aircraft (i.e. aircraft normally equipped and configured to deliver ordnance); it does not include helicopters. Basic technical details of the nuclear delivery vehicles (missiles, artillery and aircraft) available to NATO and Warsaw Pact countries are given in Table 1 on pp. 69-73. Where the term 'mile' is used when indicating the range or radius of weapon systems it means a statute mile.
(8) Strength of Military Formations
The table below gives the average establishment strength of the major military formations used in the text. The figures should be treated as approximate, since military organization is flexible and formations may be reinforced or reduced. The manning of formations may, of course, be well below these levels.
a. Army divisions only; a Marine Corps division has 19,000 men.
b. Strength of a regiment, which is the equivalent formation in the Soviet and Chinese command structure. (The term 'regiment' is however often employed, particularly in West European countries, to describe a battalion-size unit, and it is so used in The Military Balance.)
Divisional strengths cover organic units only and exclude support units or services outside the divisional structure. Warsaw Pact formations and squadrons have strengths similar to those of the Soviet Union. NATO formations and squadrons not included in the table have similar totals to those of Germany unless otherwise mentioned in the text. Iran, Pakistan, the Philippines, Thailand, Japan, South Korea and Taiwan have tended to adopt American military organization, while Australia, New Zealand, Malaysia and Singapore generally follow British practice. A detailed breakdown of the organization of Soviet, American, West German and British divisions is given in Table 7 on p. 80.
(9) Arms Transfers
Major arms supply agreements identified as being made during the year which ended on 1July 1973 are listed, under geographical regions, in Table 8 on pp. 81-86. Because the actual transfer of arms may take place outside that year, an indication is also given there of expected delivery dates, where these are known. Licensing arrangements, which are very widespread among the larger countries, are not normally included.
(10) Abbreviations and Terms
A list of the abbreviations used in the text is on p. (vi), immediately following these Notes. For the convenience of the reader, certain important abbreviations are explained again when first used. Where a S sign appears it refers, unless stated, to United States dollars. The term billion equals 1,000 million.
ПРИМЕЧАНИЯ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ
(1) Регионы и страны
Основные географические регионы указаны в оглавлении на стр. ii. Алфавитный список, показывающий, где находится каждая страна, находится на стр. viii после этих Примечаний. Данные по каждой стране (за исключением небольших стран) осуществляется в стандартной форме: общие сведения о численности населения, военной службы, общей численности военных, валового национального продукта (ВНП) и нынешний оборонный бюджет, далее следуют отдельные разделы по основным вооруженным силам (армия, флот, ВВС), каждый из которых содержит, где эта информация доступна, подразделы: резервы и, когда это уместно, на развертывание.
(2) Оборонные Пакты и соглашения
Краткое описание многосторонних и двусторонних пактов и соглашений о военной помощи представляются в каждом из основных региональных разделов исследования. Помощь в обороне с менее формальными механизмами тоже отмечена. Соглашения, которые охватывают только экономическую помощь, не включены.
(3) Расходы на Оборону
Приведенные данные о расходах на оборону являются самыми последними. В таблице 2 на стр. 74-75 приводится сопоставление с прошлыми расходами, выраженными в $, с тем чтобы можно было проводить международные сопоставления, однако, поскольку многие страны ежегодно обновляют эти данные, цифры неизбежно будут соответствовать показателям, приведенным в предыдущих изданиях "военного баланса". В таблице 3 приводятся сопоставления расходов стран NATO за 1968-1972 годы с использованием определения NATO подлежащих включению статей (во всех других случаях используется национальное определение расходов на оборону). В таблице 4 приводится разбивка расходов по функциональным категориям для некоторых стран. Расходы на оборону Советского Союза и Китайской Народной Республики являются оценочными. Проблема получения данных советских оборонных расходов обсуждается на стр. 8-9, а статья на стр. 8-9. 47 дает представление о трудностях с получением данных по Китаю.
(4) Валовой Национальный Продукт (ВНП)
Показатели ВНП обычно котируются по текущим рыночным ценам. В тех случаях, когда данные из опубликованных источников в настоящее время отсутствуют, были сделаны оценки, а в таблице 2 используются как опубликованные, так и оценочные показатели ВНП. По Советскому Союзу данные о чистом материальном продукте (NMP) были приведены из-за трудностей с получением удовлетворительной оценки ВНП. По Китайской Народной Республике, то в примечании на стр. 47.
(5) Курсы Валют
Для облегчения сопоставления, данные в национальной валюте были пересчитаны в доллары США по курсу, действовавшему на 1 июля соответствующего года, как правило, сообщаемому Международным Валютным Фондом (МВФ). Во всех случаях используемые курсы пересчета показаны в записи страны, но не всегда могут быть применимы к коммерческим операциям. Исключением из вышесказанного является Советский чистый материальный продукт, который был конвертирован в доллары по курсу 0,72 рубля = $1. Другие исключения составляют некоторые восточноевропейские страны, которые не являются членами МВФ и Румыния, для которых используются коэффициенты пересчета, описанные в Estimates of GNP, Defense, Education, and Health Expenditures of East European Countries,1960-70, United States Arms Control and Disarmament Agency, Washington DC, December 1971 (ACDA/E-207).
(6) Личный состав
Приведенные данные о численности личного состава, если не указано иное, относятся к регулярным силам. В соответствующих случаях в справке по стране указывается также численность ополченцев, резервных и полувоенных сил. Под военизированными формированиями здесь понимаются силы, оснащение и подготовка которых выходят за рамки обязанностей гражданской полиции и чей устав и контроль позволяют предположить, что они могут использоваться для поддержки регулярных сил или вместо них. Дополнительная информация о резервах также приводится в таблице 5.
(7) Вооружение
Данные о вооружении в справках по странам охватывают все вооружения, за исключением боевых самолетов, где обычно показаны действующие эскадрильи. За исключением случаев, когда четко указывается обратное, исключаются военно-морские суда водоизмещением менее 100 тонн. Термин ''combat aircraft': включает только бомбардировщики, истребители-бомбардировщики, штурмовики, перехватчики, разведывательные, противо-повстанческие и вооруженные учебно-тренировочные самолеты (т. е. самолеты, как правило, укомплектованные, и назначенные, доставлять боеприпасы); он не включает вертолеты. Основные технические данные о средствах доставки ядерного оружия (ракеты, артиллерия и самолеты), имеющихся в распоряжении стран NATO и Варшавского договора, приведены в Таблице 1 на стр. 69-73. Термин "миля" используется при указании дальности или радиуса действия оружейных систем, он означает статутную милю (1,6 км).
(8) Численность воинских формирований
В таблице ниже приводится средняя численность основных воинских формирований, использованных в тексте. Цифры следует рассматривать как приблизительные, поскольку военная организация является гибкой и формирования могут быть усилены или сокращены. Комплектование формирований может, конечно, быть значительно ниже этих уровней.
Табл.
В силы дивизий включаются только органические подразделения и исключаются вспомогательные подразделения или службы за пределами структуры дивизии. Формирования и эскадрильи Варшавского договора имеют силы, аналогичные Советскому Союзу. Формирования и эскадрильи NATO, не включенные в таблицу, имеют показатели, аналогичные показателям Германии, если в тексте не указано иное. Иран, Пакистан, Филиппины, Таиланд, Япония, Южная Корея и Тайвань, как правило, имеют американскую военную организацию, в то время как Австралия, Новая Зеландия, Малайзия и Сингапур в целом следуют британской практике. Подробная разбивка организации Советского, американского, западногерманского и британского отделов приведена в таблице 7 на стр.80.
(9) Поставки оружия
Основные соглашения о поставках оружия, заключенные в течение года, закончившегося 1 июля 1973 года, перечислены в разделе "географические регионы" в таблице 8 на стр.81-86. Поскольку фактическая передача оружия может иметь место и за пределами этого года, там же указываются предполагаемые сроки поставки, если они известны. Лицензионные соглашения, которые широко распространены в более крупных странах, обычно не включаются.
(10) Сокращения и термины
Список сокращений, используемых в тексте, приведен на стр. vi сразу же после этих Примечаний. Для удобства читателя некоторые важные аббревиатуры поясняются еще раз при первом использовании. Знак $ означает, если не указано, доллар США. Термин миллиард равен 1000 миллионам.
The year after the May 1972 Soviet-American Interim Agreement on the limitation of offensive missiles provided little evidence of super-power restraint in that field. Both governments seemed determined to reach the limits set by their Agreement as soon as possible, while also obtaining the maximum qualitative capability.
The United States has deployed 350 Minuteman 3 ICBM, each with three MIRV, and is now moving towards completing that programme, involving 550 Minuteman 3 with up to 1,650 warheads by 1975. Meanwhile, all the 1,000 Minuteman silos are being substantially strengthened ('hardened') against nuclear attack and a new Command Data Buffer system is being installed to provide rapid ICBM retargeting. At sea, about 320 Poseidon SLBM, each with 10-14 MIRV, have been deployed in some 20 submarines. Conversion of another 11 submarines to Poseidon is in train and will be complete by 1975-76, at which time only 10 submarines with Polaris A3 SLBM will remain in service. Thereafter, the Trident 1 SLBM, with a 4,600-mile range, could become operational in late 1978, either in Poseidon submarines or in the new Trident boats, probably with 24 missile tubes each, which are being developed to enter service, apparently in the Pacific, in the same year. By using the freedom allowed by the Interim Agreement to replace Titan 2 ICBM with Trident SLBM, the United States could thus have 1,000 ICBM and 710 SLBM, carrying well over 8,000 warheads, by the end of the 1970s.
The Soviet Union has also shown every sign of reaching the Interim Agreement's limits. On land, where 1,527 Soviet ICBM are already deployed, development has continued of three new ICBM types: the SS-16 (an improved version of the solid-fuel SS-13), the SS-17 (an improved SS-11) and the SS-18 (an improved SS-9). The last two have both been tested with re-entry systems of three MRV, and are reportedly being prepared to carry full MIRV systems at a later stage. The SS-18, tests of which began in 1968, is an obvious candidate for installation in the 25 large silos started in 1970 but still incomplete, thus bringing the Soviet total of 'heavy' ICBM to the 313 permitted by the Interim Agreement. The SS-17, which has been fired over a range of some 4,500 miles, may equip the remaining 66 incomplete silos, raising the overall ICBM total to the permitted ceiling of 1,618. At sea, the ceilings of 62 'modern' ballistic-missile submarines and 950 'modern' SLBM are further away. Some 31 Y-class submarines, each with 16 SS-N-6 SLBM (1,500-1,750 mile range), have been launched, as have about 3 of the new D-class boats, each with 12 SS-N-8 SLBM (4,600 mile range). Only these count against the submarine ceiling, although another 30 SLBM in older nuclear-powered submarines bring the current number of missiles relevant to the SLBM ceiling to about 560. Even if the Soviet Union decides to exercise her option to replace SS-7 and SS-8 ICBM with new SLBM, it thus seems likely, at expected building rates, to be at least 1977 before she could reach the two ceilings now established. No Soviet SLBM has as yet been tested with MRV.
Soviet and American determination to build ABM systems up to the limits in the ABM Treaty of May 1972 is less certain. The United States is completing her one permitted Safeguard site for defence of ICBM silos at Grand Forks, to be operational in late 1974, and has also continued research on what is now known as the Site Defense (formerly Hard Site) ABM system for the more economical defence of ICBM silos with short-range missiles alone, but she has not yet taken any substantial step towards deploying ABM launchers around Washington. The Soviet Union has continued to develop a more effective ABM missile to replace the Galosh in the defence of the Moscow area, and has also showed signs of expanding that defence from 64 to 100 launchers, but there is no clear evidence that she has yet decided to construct the second permitted site for ICBM defence.
In one of the areas still unconstrained by SALT, strategic bomber aircraft, the emphasis has been largely on development rather than deployment. The American force is actually to be reduced during 1973-74, from 30 squadrons to 28 (24 of B-52s and 4 of FB-11 Is), while the Soviet force is expected to remain at little more than a quarter of that strength. The United States, however, is pressing ahead with the B-l programme, which should bring that new supersonic bomber into service from 1978, while the Soviet Union has been actively testing her Backfire prototypes which, although not fully 'inter-continental', have a range comparable to that of the FB-111. The United States is also greatly increasing the striking power of her existing bombers by equipping them with the Short-Range Attack Missile (SRAM), a nuclear air-to-ground missile with a range of 35-100 miles. SRAM entered operational service in August 1972 and should be fully deployed, with 1,500 missiles in 21 bomber squadrons, by 1974-75. Meanwhile, air defence forces on both sides are also subjects for qualitative improvement. The American F-14 and F-15 fighters are moving towards full operational deployment, possibly to be followed in the early 1980s by a new Improved Manned Interceptor (IMI), while the Soviet Union is already introducing new types, including the MiG-25 Foxbat and the variable geometry MiG-23 Flogger into her fighter forces. Both countries are also seeking to improve static and mobile radar coverage, with equipment such as the American Over-The-Horizon Backscatter (OTH-B) radar and Airborne Warning and Control System (AWACS) aircraft.
Qualitative improvement is, in fact, the keynote in all non-strategic forces. The United States, in particular, having ended her combat role in Vietnam in 1972, is moving towards all-volunteer armed forces by mid-1975 (when the last conscript will be released) amid doubts about her ability thereafter to maintain more than about 1.8 million men under arms: a prospect which demands qualitative excellence, something which the Soviet Union will, for its own reasons, clearly wish to match. In addition to new aircraft, development programmes for new armoured equipment, tactical missiles and naval vessels all show signs of acceleration. The Soviet Union has launched her first conventional aircraft carrier of 40,000 tons and is actively deploying new Kara-class cruisers, Krivak-class GM destroyers and C-class cruise-missile and V-class attack submarines. The United States has committed funds to her fourth nuclear-powered aircraft carrier, to 37 new DD-963 destroyers and to the first 28 688-class nuclear-powered hunter/killer submarines. Both are developing a range of new battlefield equipment, including new battle tanks: the Soviet M-1970 and the American XM-1. Further ahead, more exotic technical possibilities appear. Just as precision guided munitions, such as 'smart' bombs and remotely piloted vehicles (RPV), may change the calculus of tactical air/land warfare in the later 1970s, so, in the 1980s, laser weapons may begin to influence aerial combat. In the first year of strategic arms limitation, it was thus also possible to identify many of the elements which could figure in a continued strategic and tactical arms race if political constraints should prove inadequate.
Соединенные Штаты и Советский Союз
Прошедший год после заключения в мае 1972 года советско-американского временного соглашения об ограничении наступательных ракет практически не свидетельствовал о наличии сдержанности сверхдержав в этой области. Оба правительства, как представляется, преисполнены решимости как можно скорее достичь пределов, установленных в их соглашении, а также получить максимальный качественный потенциал.
Соединенные Штаты развернули 350 МБР Minuteman 3, каждая из которых имеет три РГЧ ИН, и в настоящее время продвигаются к завершению этой программы, включающей 550 Minuteman 3 с 1650 боеголовками к 1975 году. Между тем, все 1000 шахт Minuteman существенно укрепляются против ядерного нападения, и устанавливается новая система буфера командных данных для обеспечения быстрой перенастройки МБР. На море около 320 БРПЛ Poseidon, каждая по 10-14 единиц MIRV, были развернуты примерно на 20 подводных лодках. Переоборудование еще 11 подводных лодок в Poseidon идет полным ходом и будет завершено к 1975-76 годам, когда на вооружении останутся только 10 подводных лодок с БРПЛ Polaris A3. После этого SLBM Trident 1 с дальностью действия 4 600 миль может начать функционировать в конце 1978 года либо на подводных лодках Poseidon, либо на новых лодках Trident, вероятно, с 24 ракетными трубами каждая, которые разрабатываются для ввода в эксплуатацию, по-видимому, на Тихом океане, в том же году. Используя свободу, предоставленную временным соглашением, для замены МБР Titan 2 на БРПЛ Trident, Соединенные Штаты могли бы, таким образом, к концу 1970-х годов иметь 1000 МБР и 710 БРПЛ с более чем 8000 боеголовок.
Советский Союз также продемонстрировал все признаки достижения пределов временного соглашения. На суше, где уже развернуто 1527 советских МБР, продолжается разработка трех новых типов МБР: SS-16 (усовершенствованная версия твердотопливной SS-13), SS-17 (усовершенствованная SS-11) и SS-18 (усовершенствованная SS-9). Последние две были протестированы с системами трех РГЧ ИН и, как сообщается, готовятся к установке полных систем РГЧ ИН на более позднем этапе. SS-18, испытания которого начались в 1968 году, является очевидным кандидатом на установку в 25 больших шахтах, начатых в 1970 году, но все еще пустых, таким образом, доведя Советский общий объем "тяжелых" МБР до 313, разрешенного временным соглашением. SS-17, которые были испытаны на дальность около 4500 миль, могут быть установлены в оставшиеся 66 пустых шахт, подняв общую сумму МБР до разрешенного потолка в 1618. На море, потолки 62 'современных' ракетных подводных лодок и 950 'современных' БРПЛ. Около 31 подводных лодок типа Y, каждая с 16-ю БРПЛ SS-N-6 (1,500-1,750 мильная дальность), и были спущены 3 новых лодок типа D, каждая с 12 БРПЛ SS-N-8 (4,600 миль). Только они считаются в потолке подводных лодок, хотя еще 30 БРПЛ на старых атомных подводных лодках доводят текущее количество ракет, имеющих отношение к потолку БРПЛ, примерно до 560. Даже если Советский Союз решит использовать свой вариант замены МБР SS-7 и SS-8 новыми БРПЛ, представляется вероятным, что при ожидаемых темпах строительства, по крайней мере, в 1977 году, прежде чем она сможет достичь двух установленных в настоящее время потолков. Ни одна советская БРПЛ еще не была протестирована с MRV.
Советская и американская решимость строить системы ПРО до пределов, установленных в майском договоре по ПРО 1972 года, менее очевидна. США завершают одну дозволенную базу Safeguard для защиты шахтных пусковых установок МБР в Гранд-Форкс, она будет введена в эксплуатацию в конце 1974 года, а также продолжают исследования того, что сейчас известна как Site Defense (бывший Hard Site) система ПРО более экономичной защиты шахтных пусковых установок МБР с ракетами малой дальности, но еще не принято каких-либо существенных шагов на пути развертывания пусковых установок ПРО вокруг Вашингтона. Советский Союз продолжает разрабатывать более эффективную ракету ПРО взамен Galosh для обороны Московской области, а также демонстрирует признаки расширения этой обороны с 64 до 100 пусковых установок, но нет четких доказательств того, что он все же решил построить второй разрешенный объект обороны МБР.
В одной из областей, еще не стесненных договором ОСВ, стратегической бомбардировочной авиации, основное внимание уделяется развитию, а не развертыванию. Фактически американские силы должны быть сокращены в 1973-74 годах с 30 эскадрилий до 28 (24 из B-52 и 4 из FB-111), в то время как советские силы, как ожидается, останутся на уровне немногим более четверти этих сил. Соединенные Штаты, однако, продвигают программу B-l, по которой должны ввести этот новый сверхзвуковой бомбардировщик в эксплуатацию с 1978 года, в то время как Советский Союз активно тестирует свой прототип Backfire, который, хотя и не полностью "межконтинентальный", но имеет дальность, сопоставимую с FB-111. Соединенные Штаты также значительно увеличивают ударную мощь существующих бомбардировщиков, оснащая их ракетами малой дальности (SRAM), ядерными класса "воздух-земля" с дальностью 35-100 миль. SRAM поступил на оперативную службу в августе 1972 года и должен быть полностью развернут к 1974-1975 годам, 1500 ракет в 21 эскадрилье бомбардировщиков. Между тем, силы противовоздушной обороны с обеих сторон также подлежат качественному совершенствованию. Американские истребители F-14 и F-15 продвигаются к полному оперативному развертыванию, возможно, в начале 1980-х годов последует новый улучшенный пилотируемый перехватчик (IMI), в то время как Советский Союз уже вводит новые типы, включая МиГ-25 Foxbat и изменяемой геометрии МиГ-23 Flogger в свои истребительные силы. Обе страны также стремятся улучшить стационарное и мобильное радиолокационное покрытие с помощью такого оборудования, как американская загоризонтная радиолокационная станция (OTH-B) и воздушная система предупреждения и управления (AWACS).
Качественное улучшение, по сути, является ключевым элементом всех нестратегических сил. Соединенные Штаты, в частности, завершив свою боевую деятельность во Вьетнаме в 1972 году, продвигаются к добровольческим вооруженным силам к середине 1975 года (когда будет отпущен последний призывник) на фоне сомнений в ее способности впоследствии поддерживать более 1,8 миллиона человек под ружьем: перспектива, которая требует качественного совершенства, то, чему Советский Союз, по своим собственным причинам, явно захочет соответствовать. В дополнение к новым самолетам все программы разработки новой бронетанковой техники, тактических ракет и морских кораблей демонстрируют признаки ускорения. Советский Союз спустил свой первый авианосец водоизмещением 40 тысяч тонн и активно развертывает новые крейсера Kara, эсминцы Krivak, ПЛА с крылатыми ракетами типа С и торпедные типа V. Соединенные Штаты выделили средства на четвертый атомный авианосец, 37 новых эсминцев DD-963 и первые 28 атомных подводных лодок-охотников типа 688. Оба расширяют ассортимент новой боевой техники, в том числе новые боевые танки: Советский М-1970 и американский XM-1. Дальше появляются более экзотические технические возможности. Точно так же, как высокоточные управляемые боеприпасы, такие как "умные" бомбы и дистанционно пилотируемые носители (ДПВ), могут изменить тактическую воздушно-наземную войну в конце 1970-х годов, так и в 1980-х годах лазерное оружие может начать влиять на воздушные бои. Таким образом, в первый год ограничения стратегических вооружений удалось также выявить многие элементы, которые могут фигурировать в продолжающейся гонке стратегических и тактических вооружений, если политические ограничения окажутся недостаточными.
THE UNTIED STATES
Population: 210,900,000.
Military service: voluntary.* (*From 1July 1973.)
Total armed forces: 2,252,900.
Estimated GNP 1972: $1,151.8 billion.
Defence budget 1973-74: S85.2 billion.* (*Budget authority (NOA); expected outlay is S79.0 billion.)
Strategic Nuclear Forces.* (*Manpower is included' in Army, Navy and Air Force totals.)
OFFENSIVE:
(A) Navy: 656 SLBM in 41 submarines.
20 SSBN each with 16 Poseidon.
21 SSBN each with 16 Polaris A1 or A3. (B) Strategic Air Command:
ICBM: 1,054.
140 Minuteman 1.
510 Minuteman 2.
350 Minuteman 3.
54 Titan 2.
Aircraft:
Bombers: 516.* (*2 B-52 and 1 KC-135 sqn-equivalents are rotated for duty in South-East Asia.)
66 FB-111A in 4 sqns (some with SRAM)
240 B-52G/H in 16 sqns (some with SRAM)
142 B-52D in 9 sqns (to be reduced to 117 by the disbandment of 2 sqns in late 1973).
15 B-52F in 1 sqn.
Aircraft in active storage or reserve include 8 FB-111A and 45 B-52D/F/G/H.
Tankers: 615 KC-135A in 38 sqns, plus 130 in reserve.
North American Air Defence Command (NORAD) - HQ Colorado Springs - is a joint American Canadian organization.
US forces under NORAD are Aerospace Defense Command (ADC) and Army Air Defense Command (ARADCOM),
with a combined strength of 80,000. Aircraft (excluding Canadian):
Interceptors: 585.
(i) Regular: 7 sqns with F-106A.
(ii) Air National Guard: 6 sqns with F-101B; 10 sqns with F-102A; 4 sqns with F-106A.
AEW aircraft: 3 sqns with EC-121. SAM: 481.
(i) Regular: 21Nike-Hercules batteries,
(ii) Army National Guard: 27 Nike-Hercules batteries. Warning Systems:
(i) Satellite early warning system: capable of giving virtually immediate warning of launchings from SLBM, ICBM and
Fractional Orbital Bombardment System (FOBS) launch areas,
(ii) Distant Early Warning (DEW) Line: 31 stations, roughly along the 70R N parallel,
(iii) Ballistic Missile Early Warning System (BMEWS); 3 stations in Alaska, Greenland and England.
(iv) Pinetree Line: 23 stations in central Canada,
(v) Over-the-Horizon, Forward Scatter (OTH): radar system with 9 sites capable of detecting, but not tracking, ICBM very early in flight,
(vi) 474N: SLBM detection and warning net of 8 stations on the East, Gulf and West coasts of the United States; long-range radars have been
added to the east coast net.
(vii) USAF Spacetrack (7 sites) and USN SPASUR systems; Space Defense Centre (NORAD): satellite tracking, identification and
cataloguing control.
(viii) Back-Up Interceptor Control (BUIC): system for air defence command and control (all stations except one now on semi-active status).
(ix) Semi-Automatic Ground Environment (SAGE) system for co-ordinating all surveillance and tracking of objects in North American airspace;
14 locations; combined with BUIC.
(x) Ground radar stations: some 55 stations manned by Air National Guard; augmented by the Federal Aviation Administration stations. Army: 801,500 (16,000 women).
3 armoured divisions.
1 experimental (TRICAP) division.
4 mechanized infantry divisions.
3 infantry divisions.
1 airmobile division.
1 airborne division.
3 armoured cavalry regiments.
1 brigade in Berlin.
1 school brigade.
2 special mission brigades in Alaska and Panama.
30 SSM batteries with Honest John, Pershing and Sergeant SSM (Lance is being introduced to replace Honest John and Sergeant).
Chaparral/Vulcan 20mm AA msl/gun system; Redeye and HAWK SAM.
Army Aviation; about 10,000 hel and 1,000 fixed wing ac.
DEPLOYMENT: Continental United States
(ii) To reinforce 7th Army in Europe: 1 armd div*; 1 mech div (less 1 bde)**; 1 mech div*; 1 armd cav regt.
(*These divisions have equipment stockpiled in West Germany.)
(** This division has two dual-based brigades whose heavy equipment is stored in West Germany.) Europe
(i) Germany: 7th Army: 2 corps incl 2 armd divs, 2 mech inf divs, 1 mech inf bde and 2 armd cav regts; 190,000; 2,100 medium tanks.*
(*This figure includes those stockpiled for the dual based brigades and Strategic Reserve divisions.)
(ii) West Berlin: HQ elements and 1 inf bde of 3,900 men.
(iii) Italy: Task force of HQ elements and 1 SSM bn. Pacific
(i) South Korea: 1 inf div; 20,000.
(ii) Hawaii: 1 inf div.
RESERVES: Authorized strength 663,600, actual strength 621,900.
(i) Army National Guard: authorized 402,300, actual 386,700; capable some time after mobilization of manning
2 armd, 1 mech and 5 inf divs and 18 indep bdes plus reinforcements and support units to fill regular formations; 27 SAM btys (ARADCOM).
(ii) Army Reserves: authorized 261,300, actual 235,200; organized in 13 divs and 3 indep bdes; 48,000 a year undergo short active duty tours. Marine Corps: 196,000.
3 divs (each of 19,000 men), each supported by 1 tk bn.
Missiles include Standard, Tartar, Tabs, Terrier, Sea Sparrow SAM, ASROC and SUBROC ASW. Aircraft:
70 fighter/attack sqns with F-14A, F-4, F-8, A-4, A-6, A-7.
10 recce sqns with RA-5C, RF-8.
24 maritime patrol sqns with 216 P-3.
20 ASW sqns with S-2E, SH-3A/G/H hel.
5 helicopter sqns with UH-1/2, AH-1J, RH-53D.
34 other sqns with C-l, C-2, 5 C-9B, C-54, and C-130.
DEPLOYMENT (average strengths of major combat ships; some ships in the Mediterranean and Western Pacific are selectively based overseas,
Middle East Force (Persian Gulf): 1 flagship, 2 surface combatants.
(*Amphibious ready groups are 3-5 amphibious ships with a Marine battalion embarked.
Only those in the Mediterranean and two in the Pacific are actually constituted.)
RESERVES: Authorized strength 129,000, actual strength 131,800; 3,500 a year undergo short active duty tours.
Ships in commission with the Reserve include 30 destroyers, 4 destroyer escorts, and 20 MCM ships. Aircraft:
2 Reserve Air Wings: 9 fighter/attack sqns with F-8 and A-7; 24 MR sqns with P-2 and P-3A/B;
25 ASW sqns with S-2.
2 ASW groups: 12 patrol sqns with S-2, P-3. Ships in reserve:
8 submarines.
6 aircraft carriers.
4 battleships.
12 heavy cruisers.
2 SAM light cruisers.
43 destroyers.
2 frigates.
33 destroyer escorts (all classes).
8 rocket ships.
74 amphibious warfare ships.
82 MCM ships craft.
75 logistics support ships. Air Force: 691,000 (17,000 women); about 5,750 combat aircraft.
72 fighter/attack sqns with F-4, F-105 and F-111; A-7D.
13 tactical recce sqns with RF-4C.
17 tactical airlift sqns with C-130E.
11 special purpose sqns with A-1E, A-37, AC-47, AC-119, AC-130, EA-6B, EB-66, EB-57, EC-47, C-7 and C-123.
17 hy tpt sqns, 4 with 72 C-5A, 13 with C-141.
24 medical tpt, weather recce and SAR sqns.
DEPLOYMENT Continental United States (incl Alaska and Iceland):
(i) Tactical Air Command: 124,000; 2,200 combat aircraft. 9th, 12th and 19th Air Forces,
(ii) Military Airlift Command (MAC): 90,000. Europe, US Air Force, Europe (USAFE): 50,000.
3rd Air Force (Britain), 16th Air Force (Spain),
17th Air Force (West Germany), and a logistics group in Turkey.
21 fighter sqns (plus 4 in the US on call) with 420 F-4C/D/E and 72F-l 1 IE.
5 tactical recce sqns with 85 RF-4C. Pacific, Pacific Air Forces (PACAF): 120,000.
5th Air Force in Japan, Korea, Okinawa.
7th Air Force in Thailand.
13th Air Force in the Philippines, Taiwan, Thailand.
RESERVES:
(i) Air National Guard: Authorized strength 87,600, actual 90,000; about 650 combat aircraft.
20 fighter interceptor sqns (ADC);
30 fighter sqns (21 with F-100C/D, 4 with F-105B/D, 1 with F-104, 1 with F-4C, 2 with A-37B, 1 with B-57);