The Military Balance is an annual, quantitative assessment of the military power and defence expenditure of countries throughout the world.
It examines the facts of military power as they existed in July 1976, and no projections of force levels or weapons beyond this date have been included, except where specifically stated. The study should not be regarded as a comprehensive guide to the balance of military power; in particular, it does not reflect the facts of geography, vulnerability or efficiency, except where these are explicitly touched upon.
In general, national entries are grouped geographically, but with special reference to the principal regional defence pacts and alignments. Information about some smaller countries, whose military forces are of a size which has not seemed to warrant fuller description at this stage, has been set out in tabular form. Other tables give comparative information on nuclear delivery vehicles, defence expenditure (with historical trends), military manpower (active and reserve), attack and cruise-missile submarines, field artillery, rocket launchers and heavy mortars, armoured fighting vehicles and arms-transfer agreements. There is a separate section assessing the European theatre balance between NATO and the Warsaw Pact and summarizing the statistics of forces and weapons in Europe which are the subject of negotiations for mutual reductions. There is an essay on the measurement of the strategic nuclear balance between the United States and the Soviet Union, and also a note on the problems involved in arriving at and comparing Soviet defence expenditure, giving a range of estimates that have been made.
Notes, which follow this Preface, will help the reader to use the current edition of The Military Balance. It is important to read them, since they amplify and give precision to the data in the national sections and tables. In addition, because some items have not appeared annually, an index is given on p. 111 which provides a guide to such occasional features in this and in the seven previous editions.
The Institute assumes full responsibility for the facts and judgments which this study contains. The co-operation of governments has been sought and, in many cases, received. Not all countries have been equally co-operative, and some figures have necessarily been estimated. The Institute owes a considerable debt to a number of its own members and consultants, who have helped in compiling and checking material.
The Military Balance is complemented by the Institute's other annual handbook, Strategic Survey, published each spring, which reviews the most significant issues of international security and strategic policy in every major country and area of the world during the previous calendar year and is designed to enable subsequent events to be followed.
September 1976
ВВЕДЕНИЕ
Военный баланс представляет собой ежегодную количественную оценку военной мощи и оборонных расходов стран во всем мире.
Он исследует факты военной мощи, как они существовали в июле 1976 года, и никаких прогнозов уровней силы или вооружения за пределами этой даты не включены, если только специально не оговорено. Это исследование не следует рассматривать в качестве всеобъемлющего руководства по балансу военной мощи; в частности, оно не отражает фактов географии, уязвимости или эффективности, за исключением тех случаев, когда они прямо затрагиваются.
В целом страны сгруппированы географически, но с особым упором на основные региональные оборонные пакты и союзы. Информация о некоторых мелких странах, численность Вооруженных сил которых на данном этапе, как представляется, не требует более полного описания, приводится в табличной форме. Другие таблицы дают сравнительную информацию о ядерных средств доставки, расходов на оборону (исторические тенденции), военных силах (активных и резервных), торпедных и ракетных подводных лодках, полевой артиллерии, реактивных установок и крупнокалиберных минометов, бронированных боевых машинах и соглашениях о передаче вооружений. Отдельный раздел посвящен оценке европейского баланса между NATO и Варшавским договором и обобщению статистических данных о силах и вооружениях в Европе, которые являются предметом переговоров о взаимных сокращениях. Есть эссе об измерении стратегического ядерного баланса между Соединенными Штатами и Советским Союзом, а также статья о проблемах, связанных с достижением и сравнением советских оборонных расходов, с указанием ряда оценок, которые были сделаны.
Примечания, которые следуют за этим предисловием, помогут читателю использовать данное издание военного баланса. Важно ознакомиться с ними, поскольку они объясняют и уточняют данные, содержащиеся в национальных разделах и таблицах. Кроме того, поскольку некоторые позиции не появляются ежегодно, индекс дается на с.111 , который дает сведения по таким позициям в этом и в семи предыдущих изданиях.
Не все страны в равной степени сотрудничают друг с другом, поэтому некоторые цифры оценочные. Институт благодарен ряду своих членов и консультантов, которые оказали помощь в сборе и проверке материалов.
The Military Balance дополняется другим ежегодным справочником Института - Strategic Survey, который публикуется каждую весну и в котором рассматриваются наиболее важные вопросы международной безопасности и стратегической политики в каждой крупной стране и районе мира в течение предыдущего календарного года и который призван обеспечить возможность проведения последующих мероприятий.
Сентябрь 1976 года
READERS NOTES
Regions and Countries
The main geographical regions are indicated in the Table of Contents on p. iii. An alphabetical list, showing where each country entry is to be found, is on p. 2, following these notes. To the extent that national variations permit, each country entry (with the exception of those for some smaller countries) is arranged in a standard form: general information about population, military service, total military manpower strength, Gross National Product (GNP) and the current defence budget is followed by separate sections on the main armed services (army, navy, air force), each of which contains, where the information is available, sub-sections on reserves and, where relevant, on deployment of forces of a significant size.
Defence Pacts and Agreements
A short description of multilateral and bilateral pacts and military aid agreements introduces each of the main regional sections of the study. Defence assistance given under less formal arrangements is also noted. Agreements which cover only economic aid are not included.
Defence Expenditure
The figures quoted for defence expenditure are the latest available. Table 2 on pp. 78-79 shows current and past expenditures, expressed in United States dollars so as to afford international comparisons; however, as many countries update these each year, the figures will not necessarily correspond with those shown in previous editions of The Military Balance. In Table 4 there are comparisons of NATO defence expenditures 1960-1975 in current and constant prices. In this table, and for the NATO countries in Table 2, a NATO definition of defence expenditure is used, but in all other cases national definitions are used. The defence expenditures of the Soviet Union and the People's Republic of China are estimates. The problem of arriving at Soviet defence expenditure and at a suitable exchange rate to afford comparability is discussed on p. 109, whilst a note on p. 51 gives an indication of the difficulty of arriving at a figure for China.
Gross National Product (GNP)
GNP figures are usually quoted at current market prices (factor cost for East European countries). Where figures are not currently available from published sources, estimates have been made, and Table 2 uses both published and estimated GNP figures. Wherever possible, the United Nations System of National Accounts has been used, rather than national figures, as a step towards greater comparability. For the Soviet Union GNP estimates are made in roubles, following R. W. Campbell, 'A Shortcut Method for Estimating Soviet GNP' (Association for Comparative Economic Studies, vol. XTV, no. 2, Fall 1972). East European GNPS at factor cost are derived from Net Material Product, using an adjustment parameter from T. P. Alton, 'Economic Growth and Resource Allocation in Eastern Europe', Reorientation and Commercial Relations of the Economies of Eastern Europe, Joint Economic Committee, 93rd Congress, 2nd Session (Washington: USGPO, 1974). For the People's Republic of China a range of estimates of GNP has been given in a note on p. 51.
Currency Conversion Rates
To make comparisons easier, national currency figures have been converted into United States dollars, using the rate prevailing during the second quarter of the relevant year. In all cases the conversion rates used are shown in the country entry but may not always be applicable to commercial transactions. An exception has been made in the case of the Soviet Union, since the official exchange rate is unsuitable for converting rouble estimates of GNP. Various estimates of more appropriate conversion rates have been made, but they have shortcomings too great to warrant their being used here; the official rate is, however, given in the country section, together with one estimated conversion rate. Further exceptions are certain East European countries which are not members of the MF and Romania (which is), for which the conversion rates used are those described in Alton's study mentioned above.
Manpower
Unless otherwise stated, the manpower figures given are those of active forces, regular and conscript. An indication of the size of militia, reserve and para-military forces is also included in the country entry where appropriate. Para-military forces are here taken to be forces whose equipment and training goes beyond that required for civil police duties and whose constitution and control suggest that they may be usable in support, or in lieu, of regular forces. Further manpower information is also included in Table 3.
Equipment
The equipment figures in the country entries cover total holdings, with the exception of combat aircraft, where front-line squadron strengths are normally shown. Except where the contrary is made clear, naval vessels of less than 100 tons structural displacement have been excluded. The term 'combat aircraft' comprises only bomber, fighter-bomber, strike, interceptor, reconnaissance, counter-insurgency and armed trainer aircraft (i.e. aircraft normally equipped and configured to deliver ordnance); it does not include helicopters. Basic technical details of the nuclear delivery vehicles (missiles, artillery and aircraft) available to NATO and Warsaw Pact countries are given in Table 1 on pp. 73-77. Where the term 'mile' is used to indicate the range or radius of weapon systems, it means a statute mile.
Strength of Military Formations
The table below gives the average establishment strength of the major military formations used in the text. The figures should be treated as approximate, since military organization is flexible, and formations may be reinforced or reduced. The manning of formations may, of course, be well below these levels.
a. Strength of a regiment, which is the equivalent formation in the Russian and Chinese command structures. (The term 'regiment' is, however, often employed, particularly in West European countries, to describe a battalion-size unit, and it is so used in The Military Balance.)
b. Infantry division.
c. Britain is proposing to eliminate the brigade as a formation and have armoured divisions smaller than above and a new infantry formation of about brigade size, to be known as a Field Force.
d. Proposed new armoured brigades will have 3,026 men and 99 tanks, mechanized brigades 3,730 men and 66 tanks. Divisional strengths cover organic units only and exclude support units or services outside the divisional structure. Warsaw Pact formations and squadrons have strengths similar to those of the Soviet Union. NATO formations and squadrons not included in the table above have similar totals to those of Germany unless otherwise mentioned in the text. Iran, Pakistan, the Philippines, Thailand, Japan, South Korea and Taiwan have tended to adopt American military organization, while Australia, New Zealand, Malaysia and Singapore generally follow British practice.
Arms Transfers
Major arms supply agreements identified as being made during the year which ended on 1 July 1976 are listed, under geographical regions, in Table 9 on pp. 93-96. Because the actual transfer of arms may take place outside that year, an indication is also given there of expected delivery dates, where these are known. Licensing arrangements, which are very widespread among the larger countries, are not normally included.
Abbreviations and Terms
A list of the abbreviations used in the text is on p. viii, immediately following these notes. For the convenience of the reader, certain important abbreviations are explained again when first used. Where a $ sign appears it refers to United States dollars, unless otherwise stated. The term billion equals 1,000 million.
ПРИМЕЧАНИЯ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ
Регионы и страны
Основные географические регионы указаны в оглавлении на стр.111. Алфавитный список, показывающий, где находится каждая страна, находится на стр. 2, после этих Примечаний. Сведения о каждой стране (за исключением небольших стран) осуществляется в стандартной форме: общие сведения о численности населения, военной службы, общей численности военных, валового национального продукта (ВНП) и нынешний оборонный бюджет, далее следуют отдельные разделы по основным вооруженным силам (армия, флот, ВВС), каждый из которых содержит, где эта информация доступна, подразделы: резервы и, в соответствующих случаях, развертывание сил.
Оборонные Пакты и соглашения
Краткое описание многосторонних и двусторонних пактов и соглашений о военной помощи представляются в каждом из основных региональных разделов исследования. Помощь в обороне с менее формальными механизмами тоже отмечена. Соглашения, которые охватывают только экономическую помощь, не включены.
Оборонные расходы
Приведенные данные о расходах на оборону являются самыми последними. В таблице 2 на стр. 78-79 показаны текущие и прошлые расходы, выраженные в долларах США, с тем чтобы можно было проводить международные сопоставления; однако, поскольку многие страны ежегодно обновляют эти данные, эти цифры не обязательно будут соответствовать данным, приведенным в предыдущих изданиях "военного баланса". В таблице 4 приведены сравнения оборонных расходов NATO 1960-1975 гг. в текущих и постоянных ценах. В этой таблице и для стран NATO в таблице 2 используется определение оборонных расходов NATO, но во всех других случаях используются национальные определения. Расходы на оборону Советского Союза и Китайской Народной Республики являются оценочными. Проблема получения советских оборонных расходов и подходящего обменного курса для обеспечения сопоставимости обсуждается на стр. 109, в то время как записка на cтр. 51 указывает на трудности, связанные с получением данных по Китаю.
Валовой Национальный Продукт (ВНП)
Показатели ВНП обычно приводятся в текущих рыночных ценах (факторные издержки для восточноевропейских стран). В тех случаях, когда данные из опубликованных источников в настоящее время отсутствуют, были сделаны оценки, а в таблице 2 используются как опубликованные, так и оценочные показатели ВНП. Там, где это возможно, в качестве шага на пути к большей сопоставимости использовалась система национальных счетов Организации Объединенных Наций, а не национальные цифры. Для Советского Союза оценки ВНП делаются в рублях, по R. W. Campbell, 'A Shortcut Method for Estimating Soviet GNP' (Association for Comparative Economic Studies, vol. XTV, no. 2, Fall 1972). ВНП Восточной Европы по факторным затратам рассчитываются на основе чистого материального продукта с использованием корректировочного параметра T. P. Alton, 'Economic Growth and Resource Allocation in Eastern Europe', Reorientation and Commercial Relations of the Economies of Eastern Europe, Joint Economic Committee, 93rd Congress, 2nd Session (Washington: USGPO, 1974). Что касается Китайской Народной Республики, то см. примечание на стр. 51.
Курсы конвертации валют
Для облегчения сопоставления данные в национальной валюте были пересчитаны в доллары США по курсу, действовавшему во втором квартале соответствующего года. Во всех случаях используемые курсы пересчета показаны в записи страны, но не всегда могут быть применимы к коммерческим операциям. Исключение было сделано в случае Советского Союза, поскольку официальный обменный курс непригоден для пересчета рублевых оценок ВНП. Были сделаны различные оценки более подходящих коэффициентов конверсии, но у них слишком большие недостатки, чтобы гарантировать их использование здесь; однако официальный курс приводится в разделе по странам вместе с одним расчетным коэффициентом пересчета. Другими исключениями являются некоторые восточноевропейские страны, которые не являются членами МВФ и Румыния (которая является), для которых используются коэффициенты пересчета, описанные в вышеупомянутом исследовании Alton.
Личный состав
Приведенные данные о численности личного состава, если не указано иное, относятся к регулярным силам. В соответствующих случаях в справке по стране указывается также численность ополченцев, резервных и полувоенных сил. Под военизированными формированиями здесь понимаются силы, оснащение и подготовка которых выходят за рамки обязанностей гражданской полиции и чей устав и контроль позволяют предположить, что они могут использоваться для поддержки регулярных сил или вместо них. Дополнительная информация о резервах также приводится в таблице 6.
Вооружение
Данные о вооружении в справках по странам охватывают все вооружения, за исключением боевых самолетов, где обычно показаны действующие эскадрильи. За исключением случаев, когда четко указывается обратное, исключаются военно-морские суда водоизмещением менее 100 тонн. Термин ''combat aircraft': включает только бомбардировщики, истребители-бомбардировщики, штурмовики, перехватчики, разведывательные, противо-повстанческие и вооруженные учебно-тренировочные самолеты (т. е. самолеты, как правило, укомплектованные, и назначенные, доставлять боеприпасы); он не включает вертолеты. Основные технические данные о средствах доставки ядерного оружия (ракеты, артиллерия и самолеты), имеющихся в распоряжении стран NATO и Варшавского договора, приведены в Таблице 1 на стр. 73-77. Термин "миля" используется при указании дальности или радиуса действия оружейных систем, он означает статутную милю (1,6 км).
Численность воинских формирований
В таблице ниже приводится средняя численность основных воинских формирований, использованных в тексте. Цифры следует рассматривать как приблизительные, поскольку военная организация является гибкой и формирования могут быть усилены или сокращены. Комплектование формирований может, конечно, быть значительно ниже этих уровней.
Табл.
a. Численность полка, что эквивалентно формированию в российских и китайских командных структурах. (Термин "полк", однако, часто используется, особенно в западноевропейских странах, для описания подразделения размером с батальон, и он так используется в военном балансе.)
b. Пехотная дивизия.
с. Великобритания предлагает ликвидировать бригаду в качестве формирования и иметь бронетанковые дивизии меньше, чем указано выше, и новые пехотные формирования размером около бригады, которое будет известно как полевые силы.
d. Предлагаемые новые бронетанковые бригады будут иметь 3026 человек и 99 танков, механизированные бригады-3730 человек и 66 танков. Силы дивизий включают только органические подразделения и исключают вспомогательные подразделения или службы за пределами структуры дивизий. Формирования и эскадрильи Варшавского договора имеют силы, аналогичные Советскому Союзу. Формирования и эскадрильи NATO, не включенные в таблицу, имеют показатели, аналогичные показателям Германии, если в тексте не указано иное. Иран, Пакистан, Филиппины, Таиланд, Япония, Южная Корея и Тайвань, как правило, имеют американскую военную организацию, в то время как Австралия, Новая Зеландия, Малайзия и Сингапур в целом следуют британской практике.
Поставки оружия
Основные соглашения о поставках оружия, заключенные в течение года, закончившегося 1 июля 1973 года, перечислены в разделе "географические регионы" в таблице 9 на стр.88-93. Поскольку фактическая передача оружия может иметь место и за пределами этого года, там же указываются предполагаемые сроки поставки, если они известны. Лицензионные соглашения, которые широко распространены в более крупных странах, обычно не включаются.
Сокращения и термины
Список сокращений, используемых в тексте, приведен на стр. viii сразу же после этих Примечаний. Для удобства читателя некоторые важные аббревиатуры поясняются еще раз при первом использовании. Знак $ означает, если не указано, доллар США. Термин миллиард равен 1000 миллионам.
The United States and the Soviet Union each continued to modernize, and in some cases expand, their offensive forces within the limits imposed by the 1972 five-year Interim Agreement, having failed to agree on the terms for a new ten-year accord outlined at Vladivostok in 1974.
THE UNITED STATES, having completed initial deployment of 550 Minuteman 3 ICBM, each with 3 MIRV, concentrated on improvements in guidance, re-targeting and silo hardness for land-based ICBM, including the 450 single-warhead Minuteman 2 and 54 single-warhead Titan 2. Plans to procure an additional 60 Minuteman 3 were approved by Congress, and research continued on a higher-yield MIRV warhead, the 370 KT Mk12A. Development of components for a larger-payload ICBM also proceeded, with emphasis on a land-mobile launch system and a terminally-guided warhead, for deployment in the 1980s.
At sea, the programmed deployment of 496 Poseidon SLBM, each with 10-14 MIRV, in 31 submarines was completed. Development of the 4,600-mile-range Trident 1 SLBM and the 24-tube Trident submarine continued, both to be operational in 1978. Ten Trident submarines are planned, but the construction of additional boats is not ruled out. (Procurement of Trident boats will follow an annual 1-2-1 schedule.) The Trident 1 SLBM is also to be fitted in place of Poseidon in 10 submarines beginning in 1978. With the full deployment of the 8-MIRV Trident 1, American missile warheads could exceed 10,000 in the mid-1980s. Development of the Trident 2, a 6,000-mile-range SLBM with 14 MIRV, proceeded, as did research on a manoeuvrable warhead, the Mk 500 Evader. Sea-launched cruise missiles (SLCM), capable of being launched from surface vessels and from submarine torpedo tubes, were tested during the year, and a terminally-guided, 2,000-mile-range strategic version is projected for the early 1980s.
Modernization of the B-52G/H bomber force proceeded. Three prototypes of the swing-wing B-l underwent test flights, and funds were approved for production to start; a force of 241 is scheduled. Air-launched cruise missiles (ALCM), for deployment aboard B-52, were also tested. After becoming operational in 1975, the Safeguard ABM complex at Grand Forks, North Dakota, was deactivated, with the perimeter acquisition radar remaining operational as an early-warning system. Air-defence interceptor aircraft were further reduced in numbers. The development of a new bomber and missile attack warning radar continued, as did the Advanced Airborne Command Post and the Seafarer submarine communications system, to improve strategic command and control.
THE SOVIET UNION proceeded with the deployment of new, large-payload ICBM. The total ICBM force declined during the year to 1,527, as older ICBM were replaced by new SLBM. However, at least 80 new ICBM were deployed, including SS-18 (in 5-8-MIRV and two single-warhead modes) and the 4-MIRV SS-17 and the 6-MIRV SS-19 (also tested in single-warhead modes). The Vladivostok guidelines put a ceiling of 1,320 on MIRV launchers. If the Soviet Union deploys new ICBM up to this figure, her missile warheads would number over 7,500 in the early 1980s. The SS-X-16 mobile ICBM and a shorter-range derivative, the MIRV-equipped SS-X-20 IRBM remained under development. Programmes for a new generation of land-based missiles were also in progress.
Soviet SLBM increased to 845 in 78 submarines, with 785 counting against the existing SALT ceilings. Four enlarged Delta-II-class submarines were launched, each with 16 4,800-mile-range SS-N-8. (Delta-class boats are being built at a rate of 4-6 a year.) The SS-N-X-12, a replacement for the SS-N-3 SLCM with a maximum range of 500 miles, was reportedly under development, together with a new 600-mile-range SLBM, the SS-N-X-13.
Deployment of the Backfire B (which has in-flight refueling) to the Long Range and Naval Air Forces continued. A new ASM for Backfire, the AS-6, was apparently tested during the year.
Air defence forces were modernized, with the continued acquisition of new SAM and Foxbat and Flagon-E interceptors. The 64 ABM launchers around Moscow remained in operation, and construction of two over-the-horizon radar installations began.
General-purpose Forces
Numbers in the American armed forces fell slightly by 43,000, while those of the Soviet Union rose by 75,000. The steady improvement of conventional capabilities continued on both sides. The United States proceeded with plans to raise the number of army divisions from 13 to 16, with 2 additional brigades being moved to Europe to give the equivalent of 5 divisions there. Comparative testing of three new tank prototypes (two American and one West German), was begun, and development of the Mechanized Infantry Combat Vehicle (MICV) continued. The procurement rate of TOW and Dragon ATGW remained high and procurement of ATGW-equipped helicopters continued. Development of improved versions of Pershing and Lance SSM began. The Soviet Union procured further BMP armoured combat vehicles and T-62 tanks and began to deploy a new tank, the T-72. Self-propelled 122mm and 155mm guns, new low-altitude SAM and ATGW helicopters also entered service.
A second American nuclear-powered carrier, Nimitz, became operational in 1976, but the USN carrier force was reduced to 13with the retirement of two of the Hancock class. Eight new guided missile frigates (FFG-7) were programmed, to reverse the decline in the size of the Navy, and studies began of a nuclear-powered strike cruiser which would use the Aegis air-defence system. Advanced development of Harpoon and Condor anti-ship missiles continued.
The Soviet Union began building a third Kiev-class aircraft carrier, while the first conducted sea trials with VTOL aircraft embarked. Surface combatants and submarines were modernized with the acquisition of more accurate but shorter-range anti-ship missiles and advanced torpedoes. The United States continued deployment of the Air Force F-15 and the Navy F-14 fighters, and procurement of the A-10 close-air-support aircraft began. Advanced development of the Air Force F-16 proceeded, and initial work began on the FX-18 for the Navy. The E-3A AWACS aircraft was scheduled to enter service by the end of 1976.
Soviet emphasis on the ground-attack role was shown, with the MiG-21 Fishbed J, MiG-23 Flogger D and Su-19 Fencer fighters being deployed.
Соединенные Штаты и Советский Союз
Стратегическое оружие
Соединенные Штаты и Советский Союз продолжали модернизацию, а в некоторых случаях и расширение своих наступательных сил в пределах, установленных пятилетним временным соглашением 1972 года, не сумев согласовать условия нового десятилетнего соглашения, намеченного во Владивостоке в 1974 году.
Соединенные Штаты, завершив первоначальное развертывание 550 МБР Minuteman 3, каждая из которых имела по 3 БГ ИН, сосредоточили свои усилия на совершенствовании наведения, перенацеливания и укрепления шахт для МБР наземного базирования, в том числе 450 одноблочных Minuteman 2 и 54 одноблочных Titan 2. Планы по закупке дополнительно 60 Minuteman 3 были одобрены Конгрессом, и исследования продолжались на более высокой мощности MIRV боеголовки, 370 кт Mk12A. Продолжалась также разработка компонентов МБР большей полезной нагрузки с упором на наземную мобильную пусковую систему и боеголовку с самонаведением для развертывания в 1980-х годах.
На море завершено плановое развертывание 496 БРПЛ Poseidon, каждая по 10-14 MIRV, на 31 подводной лодке. В 1978 году продолжалась разработка 4600-мильной ракеты Trident 1 и 24-шахтной подводной лодки Trident. Запланировано десять подводных лодок Trident, но строительство дополнительных лодок не исключено. (Закупка Trident лодки по годовому графику 1-2-1). Кроме того, начиная с 1978 года вместо Poseidon на 10 подводных лодках планируется установить БРПЛ Trident 1. С полным развертыванием 8-блочных ракет Trident 1, число американских ракетных боеголовок может превысить 10 000 в середине 1980-х годов. Разработка Trident 2, 6000-мильной дальности БРПЛ с РГЧ ИН 14, продолжалась, как и исследования маневренных боеголовок, МК 500 Evader. Крылатые ракеты морского базирования (КРМБ), которые могут запускаться с надводных судов и с торпедных аппаратов подводных лодок, были испытаны в течение года, и на начало 1980-х годов прогнозируется стратегическая версия с самонаведением дальностью 2000 миль.
Продолжалась модернизация бомбардировочных сил B-52G/H. Три опытных образца крыла B-l прошли испытательные полеты, и средства были утверждены для запуска в производство; запланировано выпустить 241 самолет. Были также испытаны крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) для развертывания на борту В-52. После ввода в эксплуатацию в 1975 году комплекс ПРО Safeguard в Гранд-Форксе, Северная Дакота, был деактивирован, а радиолокационная станция обнаружения осталась в рабочем состоянии в качестве системы раннего предупреждения. Еще больше сократилось число самолетов-перехватчиков ПВО. Продолжалась разработка нового радиолокатора предупреждения о ракетном и бомбардировочном нападении, а также передового командного пункта и системы связи подводных лодок Seafarer в целях совершенствования Стратегического командования и управления.
Советский Союз приступил к развертыванию новых МБР большой грузоподъемности. Общая численность МБР сократилась в течение года до 1527, поскольку старые МБР были заменены новыми БРПЛ. Однако, по крайней мере, 80 новых межконтинентальных баллистических ракет были развернуты, в том числе SS-18 (c 5-8 разделяющимися боеголовками и две моноблочных модели) и 4-головочная ракета SS-17 и 6-головочная ракета SS-19 (также протестированы c одной боеголовкой). Руководящим принципом Владивостокских переговоров было уставить потолок в 1,320 ракет с РГЧИН. Если Советский Союз развернет новые МБР до этой цифры, то будет насчитываться более 7500 ракетных боеголовок в начале 1980-х годов. Мобильная МБР SS-X-16 и БРСД, оснащенная РГЧ ИН SS-X-20 IRBM, оставались в стадии разработки. Осуществляются также программы создания ракет нового поколения наземного базирования.
Число советская БРПЛ увеличилась до 845 на 78 подводных лодках, при этом 785 против существующих потолков ОСВ. Были спущены четыре увеличенные подводные лодки класса Delta-II, каждая с 16 ракетами SS-N-8 4800-мильной дальности. (Лодки Delta -класса строятся по 4-6 в год.) SS-N-X-12, как замена SS-N-3 КРПЛ с максимальной дальностью 500 миль, как сообщается, разрабатывалась вместе с новой 600-мильной БРПЛ, SS-N-X-13.
Развертывание Backfire B (с дозаправкой в воздухе) для дальней и морской авиации продолжается. Новая ракета AS-6 для Backfire, по-видимому, была испытана в течение года.
Силы ПВО были модернизированы с продолжающимся приобретением новых ЗРК и перехватчиков Foxbat и Flagon-E (МиГ-25 и Су-15 -ЕТ). 64 пусковые установки ПРО вокруг Москвы оставались в эксплуатации, и началось строительство двух загоризонтных РЛС.
Силы общего назначения
Численность сил общего назначения в американских вооруженных силах сократилась на 43 000 человек, а в Советском Союзе на 75 000 человек. С обеих сторон продолжалось неуклонное совершенствование обычных сил и средств. Соединенные Штаты приступили к осуществлению планов по увеличению числа армейских дивизий с 13 до 16, при этом две дополнительные бригады были переведены в Европу, с тем чтобы создать там 5 дивизий. Начаты сравнительные испытания трех новых опытных образцов танков (двух американских и одного западногерманского), продолжена разработка боевой машины пехоты. Уровень закупок ПТУР TOW и Dragon оставался высоким, и закупки вертолетов, оснащенных ПТУР, продолжались. Началась разработка улучшенных версий ТБР Pershing и Lance. Советский Союз закупил дополнительные БМП и танки Т-62 и начал развертывание нового танка Т-72. На вооружение поступили также самоходные 122-мм и 155-мм пушки, новые маловысотные вертолеты, ЗРК и ПТУР.
Второй американский атомный авианосец Nimitz, вступил в строй в 1976 году, но авианосные силы были сокращены до 13 с выводом из состава двух авианосцев типа Hancock. Были запланированы 8 новых ракетных фрегатов (FFG-7), чтобы прекратить сокращение численности военно-морского флота, и начались исследования ядерного ударного крейсера, который будет использовать систему ПВО Aegis. Опережающее развитие противокорабельных ракет Harpoon и Condor продолжилась.
СССР начал строить третий авианосец типа Киев, в то время как первый начал морские испытания СВВП. Надводные корабли и подводные лодки были модернизированы с приобретением более точных, но менее дальних противокорабельных ракет и усовершенствованных торпед. Соединенные Штаты продолжили развертывание истребителей в ВВС F-15 и в ВМС F-14, и начались закупки самолетов ближней воздушной поддержки A-10. Работы по F-16 для ВВС продолжались, и начались первоначальные работы по FX-18 для ВМС. Самолет E-3A AWACS планировалось ввести в эксплуатацию к концу 1976 года.
Советский акцент на штурмовую роль был показан, МиГ-21 Fishbed J, МиГ-23 Flogger D и Су-19 Fencer (Су-24 -ЕТ) развертываются.
THE UNTIED STATES
Population: 215,310,000.
Military service: voluntary.
Total armed forces: 2,086,700, incl 110,500 women.
Estimated GNP 1975: $l,498.8bn.
Defence expenditure 1976-77: $100.1 bn*
* Expected Outlay in Fiscal 1977. Budget Authority $113.8 bn; Total Obligational Authority $112.7 bn.
Strategic Nuclear Forces: (Manpower is included in Army, Navy and Air Force totals.)
OFFENSIVE:
(a) Navy: 656 SLBM in 41 submarines.
31 SSBN (Lafayette-class), each with 16 Poseidon C3.
10 SSBN (5 Washington-, 5 Allen-class), each with 16 Polaris A3.
(b) Strategic Air Command: ICBM: 1,054.
450 Minuteman 2.
550 Minuteman 3.
54 Titan 2. Aircraft:
Bombers: 453 in 26 squadrons.
66 FB-111A in 4 sqns
151 B-52G in 11 sqns (to be 10)
90 B-52H in 6 sqns
with 1500 SRAM.
75 B-52D in 5 sqns.
Training: 24B-52F, 47B-52D.
Tankers: 583 KC-135 in 39sqns.
Storage or reserve: 153, incl B-52D/F/G.
Strategic Reconnaissance and Command: 18 SR-71A in 1 sqn; U-2C/K; 4 E-4A/B (3 more on order), 28 RC/EC-135.
DEFENSIVE: North American Air Defence Command (NORAD),
HQ at Colorado Springs, is a joint American Canadian organization. US forces under NORAD are in Aerospace Defence Command (ADC). ABM: Safeguad system (missiles being deactivated). Aircraft (excluding Canadian and tactical units):
Interceptors: 331
(i) Regular: 6 sqns with 141 F-106A.
(ii) Air National Guard: 4 sqns with 80 F-101B (being phased out), 1 sqn with 20 F-4C, 6 sqns with 90 F-106A.
AEW aircraft: 2 sqns with 10 EC-121 (being withdrawn in 1979). Warning Systems:
(i) Satellite-based early-warning system: 3 DSP satellites, 1 over Eastern Hemisphere, 2 over Western;
surveillance and warning system to detect launchings of SLBM, ICBM and Fractional Orbital Bombardment Systems (FOBS).
(ii) Space Detection and Tracking System (SPADATS): USAF Space track (7 sites), USNSPASUR and civilian agencies;
Space Defense Center at NORAD HQ; satellite tracking, identification and cataloguing control.
(iii) Ballistic Missile Early Warning System (BMEWS): 3 stations, in Alaska, Greenland and England.
Detection and tracking radars with an ICBM and IRBM capability.
(iv) Distant Early Warning (DEW) Line: 31 stations roughly along the 70R N parallel.
(v) Pinetree Line: 25 stations in Central Canada.
(vi) 474N: SLBM detection and warning net of 4 stations on East, 1 on Gulf, 3 on West coast of US
(to be replaced by 2 Pave Paw phased-array radars: 1 on East, 1 on West coast).
(vii) Perimeter Acquisition Radar: 1 north-facing phased-array, 2,000-mile system at inactive ABM site in North Dakota.
(viii) Back-up Interceptor Control (BUIC): system for air-defence command and control (all stations but 1 semi-active).
(ix) Semi-Automatic Ground Environment (SAGE): system for coordinating all surveillance and tracking of objects in North American airspace.
6 locations (2 in Canada); combined with BUIC and Manual Control Centre (MCC)in Alaska
(to be replaced by 7 Region Operations Control Centres, 4 in US, 1 in Alaska, 2 in Canada. When complete, to be known as Joint Surveillance System).
(x) Ground radar stations :some 51 stations manned by Air National Guard, augmented by the Federal Aviation Administration stations.
(xi) An Over-the-Horizon Back-scatter aircraft early-warning system is under development. Army: 782,000, incl 48,900 women.
4 armoured divisions.
5 mechanized divisions.
5 infantry divisions.
1 airmobile division.
1 airborne division.
1 armoured brigade.
1 infantry brigade.
3 armoured cavalry regiments.
1 brigade in Berlin.
2 special mission brigades in Alaska and Panama.
Army Aviation: 1 air cavalry combat bde, indep bns and coys assigned to HQ for tactical tpt and medical duties.
6 Honest John and Pershing, 8 Lance SSM bns. Tanks: some 10,000 med, incl 3,300 M-48, 5,900 M-60 (M-60A2 with Shillelagh ATGW), some 1,600 M-551 Sheridan lt tks with Shillelagh.
AFV: about 21,000 M-577, M-114, M-113 APC. Artillery and missiles: Some 3,000 175mm SP guns and 105mm, 155mm and 203mm SP how;
about 2,500 towed 105mm and 155mm guns/how;
some 3,200 81mm, 2,700 107mm mor; about
6,000 90mm and 106mm RCL; Honest John, Pershing, Lance SSM;
2,400 TOW and Dragon ATGW. AA Artillery: about 600 20mm, 40mm towed and SP AA guns; some 20,000 Redeye and Chaparral/Vulcan 20mm AA msl/gun systems. SAM: about 900 Nike Hercules and HAWK (Roland on order). Aircraft/Hel: about 1,000 ac, incl OV-1/-10, U-8/-21, T-41/-42;
8,600 hel, incl 690 AH-1G/S, UH-1/-19, CH-37B/-47/-54, OH-6A/-58, H-13, TH-55A.
DEPLOYMENT: Continental United States
Strategic Reserve:
12 fighter sqns with 144 F-4J/N with Sparrow and Sidewinder AAM.
13 FGA sqns: 3 with 60 AV-8A Harrier, 5 with 80 A-4E/F/M, 5 with 60 A-6A.
2 recce sqns with 21 RF-4B and 21 EA-6A.
3 tactical air control dets with 30 OV-10A.
3 assault tpt/tanker sqns with 36 KC-130F.
3 close-support hel sqns with 54 AH-1J.
4 utility hel sqns with 84 UH-1N.
9 med assault hel sqns with 162 CH-46E.
6 heavy hel sqns with 126 CH-53D.
DEPLOYMENT:
(i) Continental United States: 2 divs, 2 air wings.
(ii)Pacific:1 div, 1air wing.
RESERVES: 33,500.
1 div and 1 air wing:
2 fighter sqns with F-4B, 5 attack sqns with A-4C/E/L (to get A-4F), 1 observation sqn with OV-10A, 1 tpt/tanker sqn with KC-130,
7 hel sqns (1 attack with AH-1G, 2 hy with CH-53, 3 med with CH-46, 1 lt with UH-1E),
1 SAM bn with HAWK. Navy: 524,600, incl 23,500 women; 176 major combat surface ships, 75 attack submarines. Submarines, attack: 65 nuclear, 10 diesel. Aircraft carriers: 13.
2 nuclear-powered: Nimitz, 96,000 tons, Enterprise, 90,000 tons (Eisenhower in service by 1978).
8 Forrestal/Kitty Hawk-class (78/87,000 tons).
3 Midway-class (64,000 tons, 1 training ship).
These normally carry 1 air wing (85-95 ac in the larger ships, 75 in the smaller) of
2 fighter sqns with F-14 or F-4; 3 attack sqns (1 all-weather) with A-7 or A-6; RA-5C recce;
2 ASW sqns (1 with S-2E, 1 with SH-3A/D/G/H hel); 1 ECM sqn with EA-6B; 1 AEW sqn with E-2B; EKA-3B tankers and other specialist ac. Other surface ships:
(A rectification of US ships has placed most frigates in the cruiser class; smaller frigates have become destroyers and smaller escorts frigates.)
5 nuclear-powered guided missile cruisers with SAM and ASROC (4 building).
19 guided-missile cruisers with SAM and ASROC.
2 guided-missile light cruisers with SAM.
39 guided missile destroyers with SAM and ASROC.
34gun/Asw destroyers, most with SAM or ASROC.
6 guided-missile frigates with SAM and ASROC.
58 gun frigates.
7 patrol gunboats, 4 with SAM.
2 hydrofoil patrol ships with Harpoon SSM.
17 fast patrol craft.
65 amphibious-warfare ships, incl 7 LPH.
3 MCM ships.
129 logistics and operations support ships. Missiles:
Standard SSM/SAM, Tartar, Talos, Terrier, Sea Sparrow SAM, ASROC, SUBROC ASW. Ships in reserve:
(239 cargo ships, 162 tankers could be used for auxiliary sea-lift.) Aircraft: 13 attack carrier air wings; about 1,200 combat aircraft.
26 fighter sqns: 10 with F-14A, 16 with F-4.
39 attack sqns: 12 with A-6, 27 with A-7.
7 recce sqns with RA-5C, RF-8.
24 maritime patrol sqns with 220 P-3A/B/C.
11 ASW ac sqns: 8 with S-3A, 3 with S-2.
13 AEW sqns: 12 with E-2B/C, 1 with E-1B.
10 ASW hel sqns with 80 SH-3A/D/G/H.
17 misc support sqns with 20 C-l, 12 C-2, 8 C-9B, 7 C-130,12 CT-39, 30 C-118, 50 EA-6B ac;
30 RH-53D, CH-46, SH-3, SH-2B/C hel.
DEPLOYMENT (average strengths of major combat ships; some ships in the Mediterranean and Western Pacific are selectively based overseas,
the remainder rotated from the US): Second Fleet (Atlantic): 5 carriers, 68 surface combatants. Third Fleet (Eastern Pacific): 4 carriers, 59 surface combatants. Sixth Fleet (Mediterranean): 2 carriers, 16 surface combatants, 1 Marine Amphibious Unit.*
(* Marine Amphibious Units (MAU) are 5-7 amphibious ships with a Marine battalion embarked.
Only 1 in the Mediterranean and 1 in the Pacific are regularly constituted.
1 Bn Landing Team (MAU less hel) is also deployed in the Pacific; 1 is occasionally formed for the Atlantic.) Seventh Fleet (Western Pacific): 2 carriers, 18 surface combatants, 1 Marine Bn Landing Team. Middle East Force (Persian Gulf): 1 command ship, 2 surface combatants.
RESERVES: 101,100.
Ships in commission with the Reserve include 30 destroyers, 5 patrol gunboats, 3 amphibious warfare ships, 22 MCM ships. Aircraft:
12 MR sqns: 9 with P-3A, 3 with SP-2H (to be phased out).
4 tpt sqns with C-118. Air Force: 584,100, incl 34,600 women; about 4,500 combat aircraft.
74 fighter/attack sqns: 50 with F-4, 2 with F-105 (to be replaced by F-4G), 12 with F-111, 2 with F-15, 8 with A-7D (to be replaced by A-10).
9 tactical recce sqns with RF-4C.
3 ECM sqns with EB-57 (to be increased by 3 sqns with 42 EF-111A).
5 special operations sqns: 3 with C-130E/H, 1 with AC-130A/H ac, 1 with UH-1, CH-3 hel.
1 tactical drone sqn with DC-130.
15 tactical airlift sqns with 234 C-130.
17 hy tpt sqns: 4 with 70 C-5A, 13 with 234 C-141.
3 sqns: medical tpt with 11 C-9, weather recce with 13 WC-130, SAR hel with 30 UH-1, CH/HH-3/-53.
Trg sqns with some 900 aircraft.
DEPLOYMENT: Continental United States (incl Alaska):
(i) Tactical Air Command: 82,000; 37 fighter sqns. 9th and 12th Air Forces.
(ii) Military Airlift Command (MAC): 64,500. 21st and 22nd Air Forces. Europe: US Air Force, Europe (USAFE): 73,000.
3rd Air Force (Britain), 16th Air Force (Spain; units in Italy, Greece and Turkey), 17th Air Force (W. Germany and Netherlands). 1 AD sqn in Iceland.
21 fighter sqns (plus 4 in the US on call) with 390 F-4C/D/E and 72 F-111E;
3 tactical recce sqns (plus 3 in the US on call) with 54 RF-4C; 2 tactical airlift sqns (plus 6 in the US on call) with 32 C-130. Pacific: Pacific Air Forces (PACAF): 50,000;
9 fighter sqns. 5th Air Force (Japan, Okinawa, 1 wing in Korea), 13th Air Force (Philippines, Taiwan).
RESERVES: 147,500.
(i) Air National Guard: 94,600; about 900 combat aircraft.
11 interceptor sqns (under ADC, see p. 5);
29 fighter sqns (16 with F-100C/D, 3 with F-105B/D, 2 with F-4C, 6 with A-7, 2 with A-37B);
9 recce sqns (2 with RF-101, 7 with RF-4Q; 17 tac tpt sqns (16 with C-130A/B/E,
1 with C-7); 12 tanker sqns with 32 KC-135, 8 with 70 KC-97;
3 ECM sqns with 8 EC-121 (ADC), 18 EB-57B;
2 SAR sqns with HC-130/HH-3;
7 tac air support gps with O-2A.
(ii) Air Force Reserve: 52,900; about 200 combat aircraft.
3 fighter sqns with F-105D;
4 attack sqns with A-37B;
20 tac tpt sqns (14 with C-130/A/B/E, 4 with C-123K, 2 with C-7);
2 special operations sqns with AC-130, CH-3;
4 SAR sqns, 2 with HC-130, 2 with HH-1H/-3.
17 Reserve Associate sqns (personnel only): 4 for C-5A, 13 for C-141A.
(iii) Civil Reserve Air Fleet: 243 commercial ac (152 cargo/convertible, 91 passenger).
THE SOVIET UNION
Population: 255,580,000.
Military service: Army and Air Force 2 years, Navy and Border Guards 2-3 years.
Total armed forces: 3,650,000.* (* Excludes some 750,000 uniformed civilians.)
Estimated GNP 1975: 492.4 bn roubles.(See Readers' Notes: official exchange rate 1975, $1=0.72; estimated rate, $=0.5.)
Estimated defence expenditure 1976: see pp.109-10.
9 G-I-class diesel, each with 3 SS-N-4 Sark.
(b) Strategic Rocket Forces (SRF): 375,000. (The SRF and PVO-Strany, separate services, have their own manpower.) ICBM: 1,527.