Темежников Евгений Александрович : другие произведения.

Крымская война - первая война технологий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 1.83*9  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Крымская война на море стала первой в истории войной технологий

   Речь пойдет о войне на море. Война на суше рассмотрена в главе о винтовках данного цикла.
   В наполеоновскую эпоху на море, так же как и на суше, ни у какой великой державы технологического превосходства не было. Проходили десятилетия и столетия, а корабли очень мало менялись. Что при Петре Первом, что при при Первом Александре, спустя целое столетие, моря бороздили практически такие же самые парусники, не отличимые внешне одной страны от другой. Роль играло лишь количество и выучка. А количественно, да и по подготовке, английский флот превосходил все остальные флоты мира, и это позволило англичанам отстоять господство на морях.
   После поражения наполеоновской Франции в мире сложилась ситуация, весьма напоминающая ситуацию после завершения Второй Мировой войны. На Европейском континенте установилось гегемония Российской империи, тогда как на море абсолютное господство Великобритании. Слон и кит!
   Согласно принятому в Англии стандарту, Роял Нэви должен был вдвое превосходить флот следующий самый сильный флот мира. Это не пустая блажь. Имеющей огромную заморскую колониальную империю, полностью завися от морских поставок продовольствия, Британии это действительно было жизненно необходимо, а возможно даже и мало. Но в тот период это условие соблюдалось с огромным избытком. В 1820 г. британский линейный флот насчитывал 144, тогда как флот Франции - 50, а России - 45 кораблей.
   По каким-то причинам, описанное ниже, прошло мимо внимания историков. И лишь исследуя поимённые списки построенных кораблей, я пришёл к весьма интересному выводу. Как в XX-м веке, в годы холодной войны, во второй четверти XIX века морскому могуществу Запада был брошен серьёзный вызов со сторон России!
  
   Николай I, считавший себя продолжателем дела Петра Великого, призванного вывести Россию на просторы Средиземноморья, проявлял о флоте должную заботу. За 1820-1949 гг. русские построили 79 линейных кораблей. За этот же период в Великобритании было построено 44, а во Франции 16 линейных кораблей.
  
   Наличие и строительство линейных кораблей по десятилетиям.
   1820-е годы:  Великобритания: 144+17,  Россия: 45+34,  Франция: 50+7
   1830-е годы:  Великобритания: 122+11,  Россия: 42+26,  Франция: 31+4
   1840-е годы:  Великобритания:94+16,  Россия: 46+19,  Франция: 20+5
  
   То есть русские построили кораблей больше чем ведущие морские державы вместе взятые! Уже к 1820-е годы Россия уверенно вышла на второе место, а к 1850 г. имела 49 линейных кораблей, против 80 британских, то есть о двойном стандарте уже не было и речи. При этом самым старый российский корабль сошёл на воду в 1825 г. ("Гангут"), тогда как в британском флоте числилось 27 ветеранов наполеоновских войн, включая спущенные ещё XVIII веке ("Canopus", "Foudroyant", "Kent"). Во флоте Наполеона III из 23 линейных кораблей, 5 были построены при великом дядюшке императора, а один ("Ocean") ещё при Людовике XVI. Все российские корабли строились на российских верфях, из своих материалов и комплектующих, тогда как англичане закупали лес и пеньку в России.
   Отечественные кораблестроители добились больших успехов в строительстве парусных кораблей. Боевые суда русского флота, построенные на русских верфях и из русских материалов, были остойчивы и быстроходны. Русские мастера усовершенствовали конструкцию боевых кораблей. Ими была введена закругленная, более обтекаемая форма кормы, изменен угол наклона форштевня, заменены пеньковые штуртросы кожаными, значительно улучшена конопатка судов, введена обивка крюйт-камер свинцовыми листами, усовершенствованы рангоут и паруса и т. д. Большим достижением русских кораблестроителей явилась постройка 120-пушечных линейных кораблей-гигантов парусного флота, имевших водоизмещение свыше 4000 т. [ИВМИ т.2 с.121]
   Более того. Российская империя в первый и в последний раз в истории стала экспортёром боевых кораблей. В 1817-1818 годах Испании было продано 5 линейных кораблей и 6 фрегатов [Гангут N31/2002].
   Во главе российского флота стояли деятельные и предприимчивые адмиралы: Лазарев, Корнилов, Нахимов. При Синопе, последнем сражении парусных флотов, русский флот под руководством Нахимова, продемонстрировал отличную боевую выучку и уничтожил турецкую эскадру, потеряв всего 37 человек убитыми. И если бы эта тенденция сохранилась... Как там англичане говорят: "Кто владеет морем - тот владеет миром!"

    []
   Смотр императором флота. Было чем залюбоваться. Но увы, боевой ценности они уже не представляли.

   Дело было за малым: захватить у Османской империи, "больного человека Европы", как её тогда называли, черноморские проливы, после чего российский черноморский флот выходил бы на просторы Средиземноморья и далее...
   Казалось, ничто не могло изменить тенденцию и остановить Россию. Но внезапно грянула промышленная революция, к которой продолжатель дела Петра Великого оказался совершенно не готов...
   Здесь необходимы некоторые пояснения ибо к моему изумлению и поныне живы "марсофлотцы", предпочитающие белоснежные паруса и форму матросов парусников, коптящим трубам и чумазым кочегарам "самоваров" (так в то время именовали пароходы). Например, очень живо и увлекательно написанная статья Жизнь под парусом и смерть под паром.
   Не будем ничего выдумывать, а обратимся к классике.
   Корабли двигались силой ветра, но мореплаватель не мог провести свой корабль во все стороны горизонта. В его распоряжении было не более 5/8 горизонта, куда он мог направить свое движение. В остальном секторе ему препятствовал встречный ветер. Но в отсутствие ветра было еще хуже - корабль вовсе не мог двигаться. Если корабль идет в крутом бейдевинде, то есть двигается почти против ветра как на левом, так и на правом и обратно в пределах тех же 6 румбов. Даже идя в фордевиндом, то есть по ветру, прямо идущему в корму корабля, тоже предпочтительнее идти переменными галсами, так как при ветре с кормы на кораблях с прямыми парусами паруса на задних мачтах заслоняют (экранируют) паруса фок-мачты, и они не забирают ветер. [Танстолл с.15]

    []  []  []

   Однако лавировать, особенно при встречном ветре, нельзя, если сила ветра мала. Также для лавирования требуется пространство без препятствий в виде отмелей или рифов, а движение по узким проливам вообще возможно только при попутном ветре. Всех этих недостатков лишены пароходы. Благодаря своей большей маневренности они могут заходить в мертвую зону парусников и расстреливать их продольным огнем, сами не подвергаясь вражескому обстрелу.
   Впрочем, внедрение паровых машин на флоте было не столь быстрым, как на железных дорогах. Этому в значительной степени мешали недостатки первого движителя - гребных колёс. Первый пароход Фультон построил в 1807 г. В России первый пароход построил в 1815 г. англичанин Берд. В 1830 г. англичане построили первый военный шлюп "Мессенджер", а в 1839 первый паровой фрегат "Циклоп". Первым французский паровой фрегат "Гомер" сошёл на воду в 1841 г. Первым российским паровым фрегатом был "Богатырь", построенный раньше своих англо-французских собратьев в 1836 г., однако дальнейшее строительство шло крайне медленно. Следующий пароходо-фрегат "Камчатка" был заказан в США, став первым в истории США кораблём, построенным на экспорт. Дело в том, что в России не могли делать мощные паровые машины, и вынуждены была покупать их у своего вероятного противника - Великобритании. Покупали не только машины, но и готовые корабли. Так все 6 паровых фрегатов Черноморского флота были английской постройки.
   Поскольку английское правительство запрещало фирмам продавать паровые военные корабли, их покупали как почтовые (пакетботы), а вооружали уже по прибытии на Чёрное море. Лишь для одного "Владимира", благодаря тому, что на нём возвращался из европейского путешествия сам Николай I, было сделано исключение. На него были установлены новейшие английские 10-дюймовые бомбические орудия.

    []
   "Владимир" - лучший паровой фрегат Черноморского флота. Построен и вооружён в Англии.

   Для своих флотов британские верфи до 1851 г. построили 17, а французские до 1848 г. 14 колёсных фрегатов. После этого строительство колёсных боевых судов прекратилось.
   На смену колесу пришёл винт, более экономичный, удобный и пригодный для установки на кораблях любых размеров. В 1843 г. винтовой шлюп "Раттлер" в устроенном соревновании по перетягиванию каната против оснащённого точно такой же машиной, но с колёсным движителем "Алекто", потащил его на тросе со скорость 2 узла. В 1846 г. в строй Роял Нэви вошел первый винтовой фрегат "Амфион". До начала Крымской войны англичане построили 24, а французы 15 винтовых фрегатов, корветов и шлюпов. Кроме того винт позволил оснастить паровыми машинами и линейные корабли.
   Еще раньше, чем в Англии, французы удлинили готовые и еще находящиеся на стапелях линейные корабли вставкой в средней части и снабдили их винтовыми двигателями в 500 лошадиных сил, а в середине 1852 года спустили первый винтовой 92-пушечный линейный корабль 'Наполеон' в 900 лошадиных сил с четырехлопастными винтами, построенный по проекту Дюпюи де Лома. Этот корабль давал под парами 14, под парусами при полном ветре 13,5 и в бейдевинде 11 узлов - результат в общем блестящий. Благодаря своим защищенным машинам и не загроможденным кожухами колес бортам, он являлся сильнейшим военным кораблем своего времени [Штенцель].

    []
   "Наполеон" - первый винтовой линейный корабль. В России к началу Крымской войны кораблей этого класса ещё не было.

   Хотя скорость под парусами всего на пол-узла уступает скорости под паром, но это только при полном ветре и в одном направлении. К тому же в боевых условиях парусно-винтовой корабль может одновременно использовать оба движителя, увеличив тем самым скорость, не вдвое, конечно, но значительно.

    []
   Английский винтовой фрегат времен Крымской войны идущий под парусом и паром одновременно

   На западе начался буквально бум строительства винтовых кораблей. При этом не только строились новые, но и оснащались машинами и винтами старые, парусные корабли. К началу Крымской войны британский флот имел уже 13, а французский 12 винтовых линейных кораблей.
   А что же в России? Кроме 7, построенных за границей, на своих верфях было построено 8 колёсных паровых фрегатов. Интересно, что их строительство продолжалось и после Крымской войны. Последний такой корабль "Рюрик" был построен аж в 1870 г., когда в иных флотах суда с подобным движителем уже почти все были выведены из состава флотов. Какова была его боевая ценность в 1870-е годы остаётся только гадать.
   Первый винтовой российский фрегат "Архимед" был построен в 1848 г., однако он погиб 1850 г. в катастрофе. Спущенный в Архангельске фрегат "Полкан" в 1853 г. пришёл в Кронштадт под парусами, поскольку паровая машина была заказана в Англии и доставлена туда. "Полкану" повезло, машину получили до объявления войны, и он вступил с ней в строй летом 1854 г., став единственным российским винтовым фрегатом Крымской войны.
   Даже турки имели 2 винтовых фрегата. И дело не в бедности России. На строительство морально устаревших парусников в массовом количестве деньги, как мы видим, находились. И колесные фрегаты строились и покупались за границей. Может все дело в компетентности самого царя? Возвращаясь в Россию на 'Владимире' царь увидел колеса этого парохода и сказал капитану: Вот это, я понимаю, махины... Знаешь, я против гребных винтов. Какие-то маленькие, юркие, скрытные, не видно, как и работают. Что бы там не говорили, не верю я в них.
   Ясно, что после начала войны, ни о какой поставке из Англии паровых машин не было и речи. Линейный корабль "Выборг", поставленный на переделку, машину успел получить прямо перед началом войны в 1854 г., и стал единственным винтовым кораблём в той войне. А вот его систершип, уже тимберованный "Константин" получил свой заказ лишь после подписания мира, когда, по большому счёту она была уже не шибко и нужна. Лишь под конец войны завод Нобеля в Санкт-Петербурге изготовил 2 паровые машины, установленные на корабли "Орёл" и "Ретвизан", вошедшие в строй уже после заключения мира.
   За это же время французы построили 6 винтовых линейных кораблей. Англичане построили также 6 новых, но ещё оснастили машинами ещё 11 парусных линейных кораблей. Таким образом, к 1856 г. против одного русского Великобритания имела уже 30, а Франция 18 винтовых линейных кораблей.
   Разобравшись с достоинствами и недостатками движителей, перейдем к операциям Крымской войны.
   Сторонники парусного флота очень любят приводить в качестве примера бой парусного русского фрегата 'Флора' с тремя турецкими пароходами у мыса Пицунда. История весьма мутная, подробнее [Флора].
   Во-первых, 'Флоре' турецкие пароходы были устаревшие, колесные, а колеса очень уязвимы для артогня. Один из пароходов лишился хода и был уведен на буксире скорей всего из за этого. Во-вторых, штиля отнюдь не было и это позволяло паруснику разворачиваться к пароходам боком. В-третьих, никакой победы нет, стороны обменялись рядом залпов и разошлись. Преследовать пароходы 'Флора' не могла именно в силу парусного движителя. То есть как раз показано превосходство паровика, даже колесного. При неудачном ходе боя в любой момент его можно прервать и уйти ремонтироваться. Парусник прервать бой и уйти от парохода не может. Это, кстати, показал участник того боя пароход 'Таиф' в Синопском сражении. Он запросто ушел от погони и стал единственным спасшимся в том бое. Ну и в-четвертых, это же турки. В прошлой войне два турецких линейных корабля не смогли справиться с одним русским бригом 'Меркурий', а в будущей войне турецкий броненосец не смог одолеть вооруженный гражданский пароход 'Веста'. Но ведь никому в голову не приходит утверждать, что бриг круче линейного корабля, а пароход круче броненосца.
   Многие нынешние 'марсофлотцы' все сводят к численному превосходству союзников, а не к техническому. Ну что-же, давайте рассмотрим конкретные случаи. Летом 1854 г. противник предпринял рекогносцировку берегов Крыма.
   На рассвете 14-го июля в виду города показались три неприятельских парохода, за которыми, среди тумана, видно был большое число кораблей. Один из неприятельских пароходов пытался подойти к северному берегу, но, встреченный огнем с батареи Карташевского и Волоховской башни, принужден был отступить и пошел к р.Бельбеку, на соединение с двумя пароходами, стоявшими в отдалении от берега. Соединившись вместе, все три парохода побежали вдоль берега к мысу Лукуллу, где сделали промеры, отправились для той же цели на Евпаторийский рейд.
   Между тем неприятельский флот, состоявший из 14-ти кораблей в числе коих было четыре винтовых, из одного фрегата и 6-ти больших пароходов, подошел к Севастополю. Оставаясь в течении целого дня в виду города, он производил различного рода эволюции, учения и проч. Мертвый штиль препятствовал нашим судам выйти в море и встретиться лицом к лицу с неприятелем. Весь Севастополь с напряженным вниманием следил за движением паровых судов англо-французского флота. Съехавший на берег вице-адмирал Нахимов, взойдя в башню библиотеки, также долго следил за маневрами врагов, обеспеченных от нашей атаки мертвым штилем.
   - Проклятые самовары! - проговорил он наконец, - не даром я не любил их.
   К вечеру неприятель отошел за Херсонесский маяк, а на следующий день маневрировал у Балаклавы, Георгиевского монастыря и у Севастополя [Дубровин т.1 с.143].
   А меж тем в гавани находились: 4 трехдечных корабля (120 пушечных), 11 двухдечных (84 пушечных) линейных кораблей. То есть никакого численного превосходства союзников не было. И тем не менее боевую задачу рекогносцировки союзный флот выполнил без потерь. Это ли не доказательство бесполезности парусников в век пара?
   Вслед за рекогносцировкой последовала десантная операция, и снова отнюдь не численное превосходство в боевых кораблях помешало её сорвать.
   Посадка на суда французских экспедиционных войск продолжалась с 31 по 2 сентября. Некоторые линейные корабли приняли сверх 1000 человек собственной команды еще около 2000 десантных войск и были в виду этого почти совсем неспособны к бою. Англичане, задержанные плохой погодой, закончили посадку лишь 7 числа. Несмотря на это, первый эшелон французских транспортов из 14 парусных судов покинул рейд уже 5 сентября без всякого конвоя, и находился трое суток в море совершенно беззащитным. Из английских линейных кораблей, назначенных для охраны транспортного флота, только на одном имелась паровая машина.
   Английский способ перевозки войск оправдал все надежды. Отчасти это было вызвано тем, что учрежденное специально для этих целей в 1689 году, расформированное в 1817 году и вновь восстановленное через 15 лет как составная часть флота т. н. 'Отделение морских транспортов' успело накопить достаточный опыт. Немаловажным обстоятельством надо считать и то, что в 1854 году английский торговый флот насчитывал уже 1700 пароходов с общим водоизмещением в 326 000 т. В походном строю транспорты, перевозившие главные силы, шли шестью кильватерными колоннами, состоявшими из 10 парусных судов и 5 пароходов каждая, при чем каждый пароход вел на буксире два парусных судна. Полдюжины пароходов было наготове для замены буксиров. Конвой составляли 9 английских линейных кораблей и 5 фрегатов...
   Девять дней готовились к походу, а для перехода под парами каких-нибудь 250 миль флоту потребовалось восемь суток. Будь русские предприимчивее - они могли бы расстроить все предприятие [Штенцель].
   При том что все движение осуществлялось в ясную погоду, на виду у русских.
   В десятом утра 1-го сентября в Севастополе заметили приближавшиеся, со стороны моря, сначала два корабля, а за ним густое облако дыма от большого числа пароходов. Находившийся в нескольких верстах от города телеграф сообщил, что мимо Тархан-Кута прошло семьдесят неприятельских судов, потом, что появившийся флот идет в трех колоннах, что число судов с каждым часом увеличивается, и наконец, в шесть часов вечера было сообщено, что насчитано до 106 неприятельских вымпелов. Прискакавший затем в город казак объявил, что судов видимо не видимо, такая сила, что и пересчитать нельзя. В самом деле издали казалось, что к берегу подходит большой, движущийся город со множеством дымных труб, фабрик и заводов [Дубровин т.1. с.183-184].
   Так почему же русский флот не воспрепятствовал переходу и высадке? Может вправду ввиду численного превосходства союзников? Отнюдь. Превосходство вправду было, но не численное.
   Среди союзного флота только французская эскадра была нагружена войсками и припасами, но зато английская эскадра, - в составе 10 линейных кораблей, нескольких фрегатов и большого числа пароходов, - не была вовсе занята десантом и явилась в виду Крымских берегов в боевой линии, готовая принять атаку нашего флота. Если вспомнить при этом, что в числе английских кораблей было пять винтовых, то очевидно, что силы неприятеля были слишком несоразмерны нашим. [Дубровин т.1. с.309-310]
   Не имея винтовых кораблей и потому не будучи в состоянии выйти в море, Черноморский флот готовился сразиться с неприятелем на суше [Тотлебен, с.145].
   Так что несоразмерность флотов была не в количестве, количество было в нашу пользу, 15 русских против 10 английских, а в том, что половина вражеских линейных кораблей были винтовыми и большое число пароходов, которые могли брать парусники на буксир.
   По позднейшим русским данным русский флот не мог выполнить своего намерения атаковать транспорты во время перехода и высадки из-за того, что в течение этих дней у западных берегов Крыма был штиль или господствовали слабые противные ветры. Вернее же, что причиной было отсутствие дальновидности и энергии у его начальников. Таким образом, весь переход и высадка десанта сопровождались редкостно удачным стечением обстоятельств. Но все-таки на переход в 250 миль ушло почти 9 суток... Если бы хорошая погода продержалась на сутки меньше, то возможна была и полная неудача [Штенцель].
   Почему на сутки? А вот почему. Высадка началась в идеальных условиях.
   В 7 час. пополуночи, когда операция началась, море было гладко, как зеркало; никакого неприятеля не показывалось для воспрепятствования высадке... но закат солнца сопровождался кучевыми облаками, а угрожающая зыбь у берега, верное указание приближающегося ветра, делала выгрузку артиллерии все более и более медленною и затруднительной. При наступлении ночи погода была настолько плоха и море так взволновано, что эта трудная операция была прекращена. [Капитан Ментс. Цит. по Коломб]
   Это же подтверждает и российский источник.
   Погода была ясная и тихая, - пишет г.Стеценко... Наступал вечер, погода сделалась пасмурною, и стал задувать довольно сильный ветер, разведший такое волнение на море, что дальнейшая высадка союзников сделалась опасною, и потому союзники прекратили ее. Стеценко [Дубровин т.1. с.191,194]
   Но может когда задул ветер русским парусникам и можно было выходить и сорвать дальнейшую высадку?
   Не зависимо от этой несоразмерности были и другие причины, которые делали атаку с нашей стороны почти невозможною. Эти причины лежали в особенностях Севастопольского рейда, по узости входа, имеющего то неудобство, что, при противном ветре, парусным судам нельзя выходить лавировкой; пароходов же для буксировки мы не имели в достаточном числе, а те, которые могли при тихом ветре буксировать корабли от 5 до 6 узлов в час, но при волнении они шли не более одного узла или совсем не двигались... К тому же узость входа Севастопольского рейда не дозволяла нашему флоту выйти соединено, поэтому он подвергался опасности быть разбитым по частям [Дубровин т.1. с.309-310].
   Несмотря на это, уже после высадки и поражения русских на Альме, Корнилов настаивал на выходе флота в море и бой с союзным флотом. Этому воспрепятствовал главнокомандующий сухопутными и морскими силами в Крыму князь Меньшиков, приказавший затопить корабли на входе на рейд. За это принято вешать на светлейшего всех собак, обвиняя его чуть ли не в измене. Но над Меньшиковым был начальник, руководитель морского ведомства, брат царя Вел. Кн. Константина Николаевича, который еще до описанных событий писал ему:
   Преимущество паровых кораблей лишит нас возможности с парусным флотом надеяться на выгодный бой, не говоря уже о численном превосходстве неприятельских кораблей [Записка Вел. Кн. Константина Николаевича к кн. Меншикову от 31 декабря 1853. Цит. по Зайочковский т.2. c.1192]
   Отсутствием винтовых кораблей объясняет причину их затопления и герой севастопольской обороны Тотлебен.
   Не имея винтовых кораблей и потому не будучи в состоянии выйти в море, Черноморский флот готовился сразиться с неприятелем на суше [Тотлебен, с.145].
   Оборона Севастополя еще раз показала, что парусный флот не мог противостоять флоту паровому. [ИВМИ т.2 с.171]
   Но почему же армия воспрепятствовала высадке?
   Для того чтобы не дозволить неприятелю произвести высадку на наш берег, прежде всего необходимо было знать пункт высадки. Но если трудно бывает верно определить пункт неприятельской переправы через реку, то еще труднее определить место, которое выберет неприятель для высадки на морской берег, в большей или меньшей степени доступный для того почти на всем своем протяжении. При нынешней состоянии парового флота, неприятель может с такой быстротой переходить пространства, что находящиеся на берегу пехота и кавалерия конечно никогда не будут в состоянии за ним уследить. В подобных обстоятельствах могут облегчить до некоторой степени железные дороги, а у нас в Крыму, как известно, не только не было в то время никакой железной дороги, но и вообще все тогда существовавшие сообщения, за исключением одного шоссе на Южном берегу, были весьма ненадежны и при дурной погоде портились [Тотлебен, с.147].
   То есть тоже из-за свойств парового флота и отсутствия железных дорог вдоль побережья. Железным дорогам, вернее их отсутствию, посвящена отдельная глава.
   На Балтику была направлена союзная эскадра Нэпира в составе 25 линейных кораблей. Балтийский флот, при списочной численности в 33 корабля мог бы выставить равные и может даже превосходящие численно силы. Однако, учитывая, что 11 союзных линкоров были винтовыми, Балтийский флот так и не решился выйти из баз и дать сражение. Хотя Балтийский флот и отсиделся за Кронштадскими фортами, а союзники так и не высадились на Балтийском побережье, однако господство союзного флота на Балтике имело огромное стратегическое значение. В ожидании возможной высадки союзников огромные силы, включая великолепную императорскую гвардию, стояли на защите Петербурга, когда черноморские матросы истекали кровью на бастионах Севастополя, тщетно ожидая подмоги.
   Даже и такое пассивное пребывание англо-французского флота в Балтийском море принесло нам очень много вреда. В ожидании прихода десантных войск мы боялись уменьшить число войск на Балтийском побережье и этим увеличить наши силы на западной и южной границах [Зайончковский т.2 с.1224]
   А как же морские коммуникации? Во всех войнах слабейшая сторона всегда обращалась к крейсерской войне против морской державы, которая не может одновременно охранять тысячи и тысячи миль жизненно важных путей. И в прошлом (например, Жан Бар), и в будущем (действия немецких крейсеров в Первой мировой войне) рейдеры ставили Британскую колониальную империю в очень тяжёлое положение. Да и всего через 7 лет после описываемых событий, во время гражданской войны в США, при абсолютном господстве на морях северян, вооружённый пароход южан "Алабама", уничтоживший 68 судов, чуть ли не парализовал американскую торговлю. Почему русские рейдеры в Крымскую войну не сделали тоже самое?
   Да потому, что их не было. Ни одного винтового корабля не действовало на морских коммуникациях союзников. Действия же парусных рейдеров против паровиков заранее обречены на провал. Даже более слабый паровик всегда догонит парусник, и, заняв выгодную позицию, безболезненно его расстреляет. Поэтому, корвет "Ариадна", которого начало войны застало на Средиземном море, вместо активных действий, был продан в Триесте. Фрегат "Аврора" и корвет "Оливуца", встретившие начало войны на Дальнем Востоке, использовались как плавбатари при обороне Петропавловска-на-Камчатке. А после отражения атаки на Петропавловск, ушли в устье Амура, где и прятались до конца войны. Другой тихоокеанский фрегат "Паллада", сразу после получения известия о начале войны, пошёл прятаться на Амур, но сел на мель и был впоследствии затоплен. Фрегат "Диана", прибыл в Японию, где и погиб при землетрясении. Таким образом, русские моряки даже не сделали попытки вести крейсерскую войну, и для английских купцов по всему миру война была "как мать родна".
   Английский военно-морской историк Коломб констатирует:
   В истории мы имеем один только пример абсолютного обладания морем - это наше положение в Крымской войне. Оно отчасти было следствием особенного положения неприятельских морских портов на берегах морей, которые суживаются в так легко охраняемые проливы Босфор, Дарданеллы, Зунд и Бельты. Эти узкие проходы похожи на внешние ворота тюрем, в которых заключен неприятель и которые предостерегают его о двойном риске в случае попытки к побегу. Вполне возможно, что это абсолютное обладание морем, удержанию которого помогало географическое положение, могло бы оказаться неполным, если бы в наших руках не было начавшей тогда развиваться силы пара. Пока корабли двигались ветром, природа постоянно вмешивалась и расстраивала планы; она передавала в руки одной стороны преимущества, на которые последняя и не рассчитывала, тогда как другая сторона считала их для себя обязательными. Можно прямо сказать, что если бы в русском флоте пар имел такое же применение, какое он имел у союзников, то очень возможно, что даже в Балтийском и Черном морях влияние враждебных России флотов могло бы быть до некоторой степени оспариваемо [Коломб].
   А время не стояло на месте. Введение паровой машины на корабль не сделало его неуязвимым, особенно от новых, бомбических пушек. Попытки флота сражаться с защищёнными береговыми батареями Севастополя и Свеаборга приводили к тяжёлым повреждениям и отступлению деревянных кораблей. Единственным за всю войну потерянным кораблём союзников был пароходо-фрегат "Тайгер", из-за посадки на мель не сумевший выйти из под огня русской полевой артиллерии и вынужденный спустить флаг. И тогда был сделан следующий технологический шаг, и опять не Россией...
   17 октября 1855 г. перед береговыми батареями крепости Кинбурн, прикрывавшей подступы к Николаеву, появились невиданные ранее корабли без мачт и парусов. Подойдя вплотную к береговым укреплениям, они открыли огонь. Русские ответили, но ядра отскакивали от бортов. Русские комендоры стреляли отлично, каждый из трёх необычных кораблей получил по 60-70 попаданий, но они оставили лишь вмятины в железной броне. Французы потеряли 2 человек убитыми и 25 ранеными осколками через орудийные порта. Русские же батареи были совершенно разгромлены. Были разрушены 29 из 62 пушек и мортир, повреждены брустверы и казематы, 130 человек ранено и 45 убито. Через 3 часа после начала боя комендант Кинбурна генерал Максим Коханович, участник Бородинского сражения, прекратил бессмысленное сопротивление, подняв белый флаг и подписав капитуляцию. Газета "Дейли Ньюс" так описывала это событие:
   ...Генерал-майор Коханович шел вперед с саблей в одной руке и пистолетом в другой. Он бросил свою саблю к ногам офицера и разрядил пистолет в землю. Он был взволнован до слез, покидая крепость, обернулся и горячо воскликнул на русском, из чего переводчик смог только разобрать: "О! Кинбурн! Кинбурн! Слава Суворова и мой позор, я оставляю тебя".
   Это была первая в истории Российской империи капитуляция крепости. Увы, не последняя...

   0x01 graphic
   Плавбатарея "Девастасьон" - первый броненосный корабль.

   А вслед за капитуляцией Кинбурна последовала и капитуляция России, подписавшей унизительный Парижский мир. Продолжать войну не было никакого смысла. Ведь по французским чертежам англичане заложили сразу 8 бронированных плавбатарей. Вместе с 5 французскими они составили бы бронированную неуязвимую армаду, которая могла пойти на штурм Кронштадских фортов и далее Петербурга. Противопоставить им было нечего. Кроме, разве что мин...
  
   Это действительно российский приоритет. Поэтому о работах академика Якоби с гальваническими минами и Нобеля с пиротехническими достаточно писалось в отечественной исторической литературе [Мины]. Сообщались факты подрывов, но как удалось выяснить, ни одного маломальского корабля потоплено не было. Даже подорвавшийся дважды пароход "Мерлин" отделался лёгким испугом - днище пробито не было, и корабль не потерял ход. Высказывания вроде того, что союзники не пошли на Кронштадт, опасаясь нового русского чудо-оружия, подтверждения, увы, не находят.
   "Подводные минные работы на Балтике в минувшую кампанию,- писал в 1857 году в Морской ученый комитет штабс-капитан В. Г. Сергеев,- далеко не оправдали ожиданий правительства". В сущности, ведь этот опыт свелся к подтверждению возможности воспламенения пороха под водой.
   Так началась новая эпоха - эпоха броненосцев и первенство в ней принадлежало французам, первыми построившими бронированные корабли. Если бы это сделали русские, исход войны мог бы быть совершенно иным, ибо численное превосходство тут же свелось бы на нет. Как показали события Гражданской войны в США, единственный броненосец может успешно драться против целого флота деревянных кораблей, словно волк в овчарне, не неся при этом потерь. Но, увы, николаевская Россия оказалась не способной к техническому прогрессу.
   Таким образом, морская война, так же как и сухопутная, была проиграна технологически: паровые машины, винты а, под занавес, броня, решили исход борьбы сверхдержав. Огромные деньги, затраченные на строительство армады деревянных парусных линейных кораблей, оказались выброшенными на ветер.
   Пароходы сразу показали свое превосходство над парусными судами - их применяют для всех родов службы: для разведки, посыльной службы, подвоза войск и материалов, конвоирования транспортов, буксирования парусных судов и часто для самостоятельных активных действий. С другой стороны, колесные машины настолько уступали винтовым, что со времен Крымской войны во всех флотах стали строить исключительно винтовые суда. Имевшиеся старые суда переделывались и снабжались вспомогательными машинами [Штенцель].
   Это осознали и в российском руководстве. В докладе о перестройки флота адмирал Н.Ф.Метлин писал:
   Вследствие переворота, произведенного во флотах всех наций введением винтового двигателя, все прежние парусные суда наши должны быть заменены паровыми... Морскому управлению предстоит уже не прежний флот поддерживать и только дополнять новыми судами, но создать новый винтовой флот [Отчет по Морскому ведомству за 1856, 1857 и 1758. Цит. по Бескровный с.501]
   Но увы. Статус морской сверхдержавы был потерян на целое столетие и в дальнейшем технологическое отставание на море лишь возрастало. Но это тема отдельной статьи.

   ПРИЛОЖЕНИЕ
    []
   Состав флотов в Крымской войне
  
   Составлен на основании поимённых списков.
   Указано количество кораблей данного класса на начало войны (конец 1853 г.) + количество построенных в войну 1854-1855 гг, (^ количество переоборудованных), - количество потерянных в войну 1853-1856 гг., / количество к концу войны (начало 1856).
   Дано название корабля : год постройки (^ переоборудовано) / год списания. При переделке в винтовой указано: влк - в винтовой линейный корабль, вфр - в винтовой фрегат, фр - в парусный фрегат. Погибшие обозначены знаком |.
  
   РОССИЯ
  
   Балтийский флот
   Винтовые линейные корабли: 0+(^1)/1
   Парусные линейные корабли: 33/25
   130 пушек: Россия:39/57
   110 пушек: Имп.Александр I:27/54, Имп.Петр I:29/63, Св.Георгий Победоносец:29/58
   84 пушек: Красной:47/63, Прохор:51/63, Имп.Александра:26/63, Эмгейтен:28/58, Полтава:29/60, Не Тронь Меня:32/63, Владимир:33/60, Лефорт:35|57, Вола:37/56влк, Андрей:44/57, Гангут:25/56влк
   74 пушек: Изекиль:47/60, Бородино:50/55фр, Вилагош:51/55фр, Фершампенуаз:33/60, Константин:37/57влк, Выборг:41/^54влк, Вел.кн.Михаил:27/60, Кацбах:28/57, Кульм:28/57, Арсис:28/54, Бриен:29/60, Березино:30/56, Смоленск:30/56, Финланд:40/57, Ингерманланд:44/60, Нарва:46/55фр, Память Азова:48/63, Сисой Великий:49/55фр
   Винтовые фрегаты: 0+1/1
   Полкан:53/62
   Паровые колёсные фрегаты: 9+1/9
   Рюрик:54/62, Олаф:53/90, Грозящий:44/62, Гремящий:51|62, Смелый:44/58, Геркулес:47/54, Отважный:43/61, Храбрый:44/56, Камчатка:40/66, Богатырь:36/57
   Парусные фрегаты: 12-2+(^4)/12
   52 пушек: Диана:52|55, Паллада:32|56
   44 пушек: Екатерина:28/54, Кор.Нидерландский:29/58, Церера:30/59, Кастор:31/63, Амфитрида:32/59, Прозерпина:32/55, Аврора:35/61, Цесаревич:41/58, Царевна:41/58, Константин:44/60
   Парусные корветы: 4/2
   20-30 пушек: Кн.Варшавский:30/63, Оливуца:41/63, Наварин:28/54Нид, Львица:29/54
   Учебные парусные фрегаты: 5/1
   24 пушек: Верность:34/54, Успех:39/55, Надежда:45/58, Отважность:34/54, Постоянство:34/54
  
   Черноморский флот
   Парусные линейные корабли: 15-15/0
   120 пушек: Двенадцать Апостолов:41|55, Париж:49|55, Вел.кн.Константин:52|55, Три Святителя:38|54
   84 пушек: Чесма:49|55, Храбрый:47|55, Имп.Мария:53|55, Силистрия:35|54, Гавриил:39|54, Селафаил:40|54, Уриил:40|54, Варна:42|54, Ягудиил:43|55, Святослав:45|55, Ростислав:44|55
   Паровые колёсные фрегаты:6-6/0
   Владимир:45|55, Крым:43|55, Одесса:43|55, Херсонес:43|55, Бессарабия:43|55, Громоносец:43|55
   Парусные фрегаты: 7-7/0
   60 пушек: Мидия:43|55, Кулевчи:44|55, Сизополь:41|54, Месеврия:40|55
   52 пушек: Коварна:45|55
   44 пушек: Флора:37|54, Кагул:43|55
   Парусные корветы: 4-4/0
   Ариадна:51/54(продан в Италии), Андромаха:41|55, Калипсо:45|55, Пилад:40|54
  
   ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
   Винтовые линейные корабли: 13+6+(^11)/30
   130 пушек: Duke of Wellington :52/63, Marlborough:55/78
   120 пушек: Royal Albert:54/83
   100 пушек: St.Jean d'Acre:53/73, Conqueror:55|61
   90 пушек: Orion:54/67, Pr.Royal:53, Hannibal:54/74, Caesar^:53/70, Agamemnon:52/70, J.Watt:53/75, V.Emanuel:55/73, Royal George^:53/75
   80 пушек: Majestic^:53/68
   70 пушек: Sans Pareil:51/67
   60 пушек: Ajax^:47/64, Blenheim^:47/65, Edinburgh^:52/66, Hogue^:48/65
   Парусные линейные корабли: 75+3/56
   120 пушек: Neptune:32/59влк, Royal William:33/60влк, Waterloo:33/59влк, St.George:40/59влк, Trafalgar:41/59влк, Dreadnought:08/56, Britannia:20/55, Pr.Regent:23/61влк, Nelson:14/60влк, St.Vincent:15/06, Howe:15/54
   110 пушек: Queen:39/59влк, Pr.Charlotte:25/57, Royal Adelaide:28/69, Hibernia:04/55
   100 пушек: Camperdown:20/54, Queen Charlotte:10/59
   90 пушек: Rodney:33/60влк, Nile:39/54влк, London:40/58влк, Impregnable:10/62, Excellent:10/61
   80 пушек: Albion:42/60влк, Aboukir:48/58влк, Exmouth:54/54влк, Algiers:54/54влк, Indus:39/60, Hindostan:41/84, Ajax:35/75, Collingwood:41/61влк, Goliath:42/57влк, Superb:42/69, Centurion:44/55влк, Lion:47/59влк, Mars:48/56влк, Meeanee:48/57влк, Colossus:48/55влк, Brunswick:55/55влк, Ganges:21/65, Asia:24/58, Vengeance:24/61, Formidable:25/69, Powerful:26/60, Clarence:27/84, Bombay:28/61влк, Calcutta:31/, Thunderer:31/63, Monarch:32/62, Cambridge:15/56, Canopus:1798/63, Foudroyant:1798/60, Boscawen:44/74
   76 пушек: Cumberland:42/70
   74 пушек: Imaun:26/63, Hastings:19/55влк, Wellesley:15/54, Black Prince:16/55, Melville:17/57, Hawke:20/54влк, Poictiers:09/57, Egmont:10/63, America:10/64, Conquestador:10/56, Alfred:11/58, Cornwall:12/59, Gloucester:12/61, Pembroke:12/55влк, Cornwallis:12/59, Vindictive:13/62, Russell:22/54влк, Cornwallis:13/54влк, Carnatic:23/60, Victorious:08/62, Sultan:07/60, Kent:1798/57, Invincible:08/55
   Винтовые фрегаты: 8+3/11
   Shannon:55/71, Imperieuse:52/67, Euryalis:53/67, Chesapeake:55/67, Arrogant:48/67, Amphion:46/63, Tribune:53/66, Curacoa:54/69, Horatio^:47/65, Dauntless:47/78, Termagant:47/67
   Винтовые корветы: 1+6/7
   Pearl:55/83, Satellite:55/79, Cossack:54/78, Tartar:54/66, Highflyer:52/71, Esk:54/70, Pylades:54/75
   Винтовые шлюпы: 15+6/21
   Curlew:54/65, Swallow:54/66, Ariel:54/65, Cruizer:52/93, Falcon:54/69, Harrier:54/66, Hornet:54/68, Malacca:53/69, Archer:49/66, Wasp:50/69, Miranda:51/69, Brisk:51/70, Plumper:48/66, Rifleman:46/69, Sharpshooter:46/69, Conflict:46/63, Desperate:49/65, Encounter:46/66, Niger:46/69, Phoenix^:45/64, Rattler:43/56
   Паровые колёсные фрегаты: 17-1/16
   Sidon:46/64, Terrible:45/79, Retribution:44/64, Penelope:43/64, Odin:46/65, Tiger:49|54, Leopard:50/67, Magicienne:49/66, Valorous:51/91, Furious:50/84, Cyclops:39/64, Firebrand:42/64, Gladiator:44/79, Vulture:43/66, Samson:44/64, Centaur:45/64, Dragon:45/64
   Паровые колёсные шлюпы: 43/42
   Buzzard:49/83, Argus:49/81, Barracouta:51/82, Basilisk:48/82, Trident:45/66, Antelope:46/83, Oberon:47/80, Triton:46/73, Driver:40|61, Styx:41/66, Vixen:41/62, Devastation:41/66, Geyser:41/66, Growler:41/54, Spiteful:42/83, Infernal:43/65, Virago:42/76, Sphynx:46/81, Inflexible:45/64, Scourge:44/65, Bulldog:45|65, Fury:45/64, Janus:44, Rosamond:43/65, Alesto:39/65, Prometheus:39/63, Polyphemus:40, Ardent:41/65, Stromboly:39/66, Vesuvius:39/65, Hydra:38/70, Hecla:39/63, Hecate:39/65, Gorgon:37/64, Hermes:35/64, Volcano:36/70, Megaera:37, Acheron:38/55, Salamander:32/83, Rhadamanthus:32/64, Medea:33/67, Messenger:30, Dee:32/72
   Парусные фрегаты: 77+2/77
   60 пушек: Java:15/62, Southampton:20/67, Portland:22/62, Winchester:22/61, Lancaster:23/64, Chichester:43/66, Worcester:43/62
   50 пушек: Leander:48/67, Indefatigable:48/65, Phoebe:54/75, Nankin:50/66, Venon:32/23, Raleigh:45|57, Constance:46/60вфр, Arethusa:49/83, Octavia:49/76, Sutlej:55/60вфр, President:29/62, Isis:19/61
   32-36 пушек: Pique:34/72, Cambrian:41/92, Flora:44/91, Active:45/63, Sybille:47/66, Inconstant:36/66, Castor:32/62, Madagascar:22/63, Druid:25/63, Africaine:27/67, Eurotas:29/56вфр, Stag:30/66, Maeander:40/57, Pyramus:10/79, Resistance:05/58, Apollo:05/56, Hussar:07/61, Undaunted:07/60, Crescent:10/54, Bacchante:11/58, Nymphe:12/75, Sirius:13/62, Laurel:13/85, Aigle:01/70, Leonidas:07/72, Briton:12/60, Tenedos:12/75, Lively:13/62, Amphitrite:16/75, Arethusa:17/83, Blanche:19/65, Fisgard:19/79, Venus:20/64, Melampus:20/, Minerva:20/95, Latona:21/75, Diana:22/74, Hebe:26/73, Nereus:21/79, Hamadryad:23/, Amazon:21/63, Aeolus:25/86, Thisbe:24/92, Cerberus:27/66, Circe:27/, Clyde:27/, Thames:23/63, Fox:29/82, Unicorn:24/, Daedalus:26/, Proserpine:30/64, Mercury:26/61, Penelope:29/64, Thalia:30/67, Belvidera:09/60, Havannah:11/60, Tartar:14/59, Brilliant:14/60, Pallas:16/62, Boadicea:97/54
   Парусные корветы: 25/25
   20-28 пушек: Diamond:48/66, Niobe:49/62, Spartan:41/62, Iris:40/69, Juno:44/80, Creole:45/75, Amethyst:44/69, Alarm:45/04, Eurydice:43/61, Vestal:33/62, Cleopatra:35/62, Carysfort:36/61, Andromache:32/75, Calliope:37/83, Conway:32/61, Actaeon:31/66, Atholl:20/63, Rattlesnake:22/60, NorthStar:24/60, Talbot:24/96, Crocodile:25/60, Nimrod:28/, Volage:25/74, Tyne:26/62, Sapphire:26/64, Tees:17/72
  
   ФРАНЦИЯ
   Винтовые линейные корабли: 12+6/18
   130 пушек: Bretagne:55/66
   110 пушек: Montebello^:51/67,  Souverain^:53/85
   90 пушек: Napoleon;48:50/76, Algerias;53:55/69, Arcole:55/70, Redoutable:55/69, Austerlitz:52/71, Fleurus:53/69, Pr.Jerome:53/72, Navarin:53/73, Ulm:54/67, Wagram:53/67, Turenne:54/67
   80 пушек: Tourville:53/72, Duquesne:53/67, Sharlemagne^:51/68, Jean Bart^:53/68
   Парусные линейные корабли: 23+2/22
   120 пушек: Valmy:47/64
   110 пушек: Ocean:1790/54, Friedland:40/64, Ville de Paris:50/58влк, Louis XIV:54/56влк
   100 пушек: Hercule:36/60, Jemmapes:40/64
   90 пушек: Suffren:29/61, Inflexible:39/64, Bayard:47/58влк, Duguesclin:48/56влк|59, Breslaw:48/56влк, Donawerth:54/56влк, Saint Louis:53/56влк, Tilsitt:54/58влк
   80 пушек: Diademe:11/56, Santi Pietri:18/62, Neptune:18/58, Jupiter:31/63
   74 пушек: Marengo:10/58, Trident:11/58, Ville de Marseille:12/58, Alger:15/55, Duperre:24/69, Genereux:31/55
   Винтовые фрегаты: 3/3
   Isly:49/72, Pomone^:47/77, Bellone^:53/77
   Винтовые корветы (авизо 1 класса): 7+2/9
   D'Assas:54/78, Du Chayla:55/75, Roland:50/70, Lagrange:52/79, Phlegeton:53/68, Primagouet:52/77, Chaptal:45/62, Caton:47/74, R.Hortense:46/82
   Винтовые шлюпы (авизо 2 класса): 7/7
   Biche:48/68, Sentinelle:48/69, Berthollet:50/66, Catinat:51/80, Corse:50/90, Lucifer:53/74, Megere:53/75
   Паровые колёсные фрегаты: 14/14
   Descartes:44/67, Vauban:45/66, Caffarelli:47/67, Sane:47|59, Infernal:43/5., Mogador:48/78, Albatros:44/79, Cacique:43/69, Canada::43/71, C.Colomb:43/68, Darien:42/69, Eldorado:43/71, Labrador:42/71, Magellan:43/79, Montezuma:43|63, Orenoque:43/78, Panama:43/71, Ulloa:42/65, Gomer;40:41/68, Asmodee:41
   Парусные фрегаты: 38-1/37
   60 пушек: Uranie:32/64, Perseverante:47/67, Vengeance:48/66, Didon:28/67, Renommee:47/58вфр, Iphigenie:27/72, Independante:28/60, Belle Poule:34/61, Semillante:41|55, Andromaque:41/69, Forte:41/68
   50 пушек: Poursuivante:44/64, Zenobie:47/57вфр, Sibylle:47/81, Nemesi:47/66, Pandore:46/58вфр, Alceste:46/86, ReineBlanche:37/59, Andromede:33/60, Nereide:36/87, Cleopatre:38/64, Danae:38/58вфр, Virginie:42/68, Calypso:23/56, Syrene:23/61
   40-46п: Psyche:44/67, Clorinde:45/56вфр, Isis:51/86, Algerie:48/67, Erigone:36/64, Africaine:39/67, Constitution:42/79, Heliopolis:47/80, Penelope:40/64, Jeanned'Arc:39/64, Remise:15/78, Danae:08/73
   30 пушек: Proserpine:09/65
   Броненосные плавучие батареи: 0+5/5
   Devastation:55/71, Lave:55/71, Tonnante:55/71, Foudroyante:55/71, Congreve:55/77
  
   ТУРЦИЯ
   Парусные линейные корабли: 9-2/5
   130 пушек: Mahmudiye:29/84
   90 пушек: Peyki Zafer:41/56влк, Fethiye:30|54, Memduhiye:33/57, Tesrifiye:34/53, Fevziye:36, Tevfikiye:36, Iclaliye:40/55
   70 пушек: Nusretiye:35/58, Peyki Mesiret:20|54
   Винтовые фрегаты: 2/2
   Kervani Bahri:53/78, Mubiriri Surur:50/99
   Паровые колёсные фрегаты: 4/4
   Mecidiye:47/78, Taif:47/67, Feyzai Bahri:48/67, Saiki Sadi:48/67
   Парусные фрегаты: 18-6/12
   60 пушек: Tairi Bahri:33, Nizamiye:37|53, Piri Sevket:37, Siati She:45/63
   50 пушек: Suriye:33/59, Mirati Zafer:34/64, Naveki Bahri:34|53, Sihabi Bahri:36, Serefresan:29/6., Hifzur Rahman:30, Pertev Fesan:32/70, Sadiye:32, Yaveri Tevfik:32, Girani Bahri:25, Kaaidi Zafer:25|53, Nesimi Zafer:27|53
   44 пушек: AvniIlah:32|53, FazluIlah:28|53
   Парусные корветы: 15-3/12
   22-26п: Mesiri Ferah:31/70, Seraci Zafer:25, Suragi Bahri:25, Ferah Numa:26/70, Feyzi Mabut:28|53, Gumii Sefid:31, Necati Fer:31/65, Fethi Bulut:33/6., Feras:35, Kavzi Zafer:37, Necimi Fesan:24|53, Cerani Bahri:29, Karemi Bahri:29, Guli Sefid:31|53, Siri Zafer:32
  
   САРДИНИЯ
   Винтовые фрегаты: 1/1
   C.Alberto:53/69
   Паровые колёсные корветы: 2/2
   Contstituzione:49/75, Governolo:49/82
   Парусные фрегаты: 3/3
   50 пушек: San Michele:40/69, Des Geneys:27/69
   44 пушек: Euridice:28/69
   Парусные корветы: 2/2
   Aurora:27/65, Iride:38/69


   Источники:
[Веселаго] Веселаго. Списокъ русскихъ военныхъ судовъ с 1668 по 1860 годъ. С-Пб, 1872
[Чернышёв-1] Чернышёв А.С. Российский парусный флот. Т.1 М. Воениздат 1997
[Чернышёв-2] Чернышёв А.С. Российский парусный флот. Т.2 М. Воениздат 2002
[Бережной-1] Бережной С.С. Линейные и броненосные корабли. Канонерские лодки. М. ВИ 1997
[Бережной-1] Бережной С.С. Крейсера и миноносцы. М. ВИ 2002
[Conway] Conway's All The World's Fighting Ships 1860-1905
[Вильсон] Вильсон Х. Броненосцы в бою. ЭКСМО: 2003
[Широкорад] Широкорад А.Б. 200 лет парусеого флота России. М.: Вече, 2007
[ИВМИ] История военно-морского искусства. Т.1-3. Воениздат. 1954
[Зайочковский] Зайончковский А.М. Восточная война 1853-1856. т.1-2. С-Петербург. 1913
[Дубровин] Дубровин Н.Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т.1-3. С.-Петербург. 1900
[Крым.эксп] Крымская экспедиция. Рассказ очевидца французского генерала. Санкт-Петербург 1855
[Тотлебен] Описание обороны г.Севастополя. Составлено под руководством Тотлебена. Ч.1-2. С.Петербург. 1863
[Штенцель] Штенцель А. История войн на море с древнейших времен до конца XIX века. т.1-2. ВМБ 2002.
[Бескровный] Бескровный . Армия и флот России в XIX веке.
[Коломб] Коломб Ф. Морская война. ВИБ
[Танстолл] Танстолл Б. Морская война в век паруса. Москва 2005.
[Гангут N31/2002]
[SWS] Sailing Warships.
[Флора] Бой фрегата 'Флора': все врут календари
[Мины] Применение подводных мин для обороны Кронштадта в период Крымской войны

   Продолжение: Автомобили, автомобили, внезапно всё заполонили
Оценка: 1.83*9  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"