О буднях искусства
Баку. 1989
Шел самый обычный спектакль-сказка. Мы выступали перед ребятишками на сцене очередного ДК. Представление началось довольно буднично и привычно. Ничто не предвещало сюрпризов. Дети весело смеялись, наблюдая за приключениями солдата, принцессы и других сказочных персонажей.
По ходу сказки была такая сцена. Король (которого играл я) вместе с королевой выходили на сцену и я громко произносил следующие слова:
- Эй, кто-нибудь.
В ответ молчание.
- Есть кто-нибудь во дворце ?
Снова молчание. Тогда я поворачивался к королеве и возмущенно
всплеснув руками, говорил:
- Что за безобразие ! Опять во дворце никого нет. Совсем своего
короля забыли. Всех уволю.
И далее по тексту.
Вот и в этот раз, мы с королевой вышли на сцену и я, как обычно,
ничего не подозревая, выкрикнул в зал:
- Эй, кто-нибудь !
Молчание.
- Есть кто-нибудь во дворце ?
Снова молчание. Я только открыл рот, чтобы произнести следующую
реплику, и вдруг с изумление увидел как на сцене появился Шах. Причем, судя по его виду, в очень веселом и не совсем трезвом состоянии. Одетый в какую-то солдатскую гимнастерку, с деревянной шваброй вместо ружья, Шах слегка пошатываясь, остановился передо мной и отдал честь.
- Я здесь, ваше величество - доложил он и расплылся в улыбке.
Я повернулся к королеве и увидел ее побелевшее от испуга лицо. Платье белое и лицо, белое как простыня. Одним словом, привидение на сцене. Ясно, что толку от нее будет мало.
Я снова посмотрел на Шаха и еле выдавил из себя:
- Ты кто такой ?
- Меня зовут "кто-нибудь" - заорал Шах - вы же меня звали, ваше
величество. Жду ваших указаний.
На сцене существует два самых опасных состояния: заразительный
смех, когда невозможно замолчать и жуткий зажим, когда невозможно ничего сказать.
Я до сих пор помню то ощущение ужаса, которое появилось в коленках и медленно поползло вверх. Мало того, что я не знал о чем говорить, но хуже всего, что от неожиданности я моментально забыл даже свой обычный текст. Стою на сцене и в голове абсолютная пустота.
В зале тишина. Детишки же ничего не подозревают, они думают, что
все идет как надо, по тексту. Пауза затягивалась, Шах пьяно ухмылялся. Единственное, что внезапно пришло мне в голову:
- Где принцесса ? - спросил я.
- Не могу знать, ваше величество - бодро доложил Шах, обдавая меня запахом перегара.
- Где солдат ? - поинтересовался я, бросая взгляд на кулисы и надеясь что хоть кто-нибудь придет мне на помощь. Бесполезно.
- Не могу знать, ваше величество.
- Где черт ? - в отчаянии проговорил я.
- Не могу знать, ваше величество.
На этом список действующих лиц закончился. Снова наступила тишина. Королева в прострации застыла со скрученными пальцами, словно восковая фигура из музея мадам Тюссо. В ее глазах стоял только один немой вопрос: "когда же кончится этот кошмар ?".
Тут я сделал шаг вперед и закричал изо всех сил:
- Так поди же и разузнай.
Шах отдал мне честь и не менее бодро ушел со сцены. Я с облегчением выдохнул и в этот момент заученный текст выскочил на полном автоматизме:
- Безобразие, распустились. Все уволю.
Кое-как ожила королева, выдала свою реплику и спектакль продолжился дальше как ни в чем не бывало.
Зато я получил бесплатный урок на всю жизнь - нужно находить выход из любого положения.
(C)
Теплицкий.2008.