Элайджа Леонтайн : другие произведения.

Игра, в которую мы все играли

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Любое использование текста только с согласия автора.


Игра, в которую мы все играли

Роли:

Доктор Стедлер

Ассистент

Алиша Ляхельн

Томас Шварц

Жеан Лируш

Кристиан Сепп

Нарцисса Эрро

Женивьева

Энви Стар

Место действия - гостиная загородного коттеджа. Посреди комнаты стоит диван, рядом журнальный столик с бутафорским настольным телефоном и черной шляпой. На заднем плане видна деревянная лестница на второй этаж, по бокам от нее находятся двери, на каждой их которых наклеены небольшие бумажки разного цвета (красный, желтый, зеленый и черный). На стене, рядом с дверьми висит календарь с отрывными листами. Месяц в календаре не указан. Если сцена позволяет, то можно так же вместить столовую и летнюю террасу, часть сцен может происходить там.


Сцена первая.

Когда открывается занавес, зритель видит, что на диване сидит молодой, привлекательный мужчина в дорогом деловом костюме и, небрежно закинув ногу на ногу, читает утреннюю газету. На запястье у него повязана красная лента. На календаре у него за спиной числится "72". Тишину нарушает истошный женский крик, слышится топот ног, но мужчина не двигается с места и с невозмутимым видом переворачивает страницу газеты. Шум нарастает. Из-за двери, помеченной желтым появляется помятое лицо только что проснувшегося мужчины. Он недовольно морщится. Говорит озлобленно, но в то же время с усмешкой.

Томас:

Неужто Нарцисса получила красную карточку, что вопит так с утра пораньше?!

Мужчина в костюме, не отрываясь от чтения, поднимает вверх руку, демонстрируя ленточку у себя на руке.

Жеан:

Исключено

Томас потягиваясь, на несколько секунд пропадает в недрах комнаты, затем выходит в гостиную. Мужчина выглядит ужасно небрежно, на нем заляпанная чем-то футболка, вся в дырах, потертые джинсы. Он оглядывается на дверь, затем идет к столику и достает из шляпы желтую ленту, повязывает ее себе на руку.

Томас:

Давненько у нас не было смены. Впрочем, разница не велика.

Из-за двери, помеченной черным, появляется третий молодой человек. Он внешне ничем не выделяется, производит впечатление простого работяги или студента. Томас кидает ему черную ленточку. Парень ловит и повязывает на руку.

Крис:

Что-то случилось? Я слышал, как наверху кричали...

Томас:

Смена ролей. Походу, кто-то остался недоволен. Да, поди, пойми этих девиц. Им лишь бы шуму навести. Пойду лучше гляну, что есть пожрать.

Томас удаляется на кухню. Крис подходит к дивану, попутно оглядываясь на лестницу.

Крис:

Доброе утро, Жеан.

Мужчина смотрит на него сурово исподлобья, затем возвращается к чтению.

Жеан:

Ты не должен со мной говорить.

Крис замечает цвет ленточки у мужчины на руке. На мгновение на его лице появляется выражение облегчения и радости, но тут же пропадает, так как раздается повторный крик ужаса. К комнату влетает девушка (сбегает по лестнице вниз). На ней одна ночнушка, волосы растрепаны, глаза округлены от ужаса, но, не смотря на все то, зритель понимает, что это очень красивая девушка. Она хочет броситься на шею Жеану, но заметив ленточку, отшатывается, как от прокаженного. Крис обнимает ее за плечи и пытает успокоить. Девушка в истерике и не может толком сказать ни слова.

Нарцисса:

Там... она... я просто хотела... я думала... а она... кровь... это же не могло случится с нами... (и все в том духе).

По лестнице спускается вторая девушка, она выглядит старше. Одета в странное длинное платье аляповатого вида. Девушка бледна, как полотно, она движется медленно как во сне, шатаясь из стороны в сторону.

Женивьева:

Там... столько крови... и записка эта....

Она замолкает не в силах продолжить предложение. Крис бросается по лестнице вверх. Нарцисса садится на диван и машинально повязывает белую ленточку, тихонько всхлипывает. Женивьева тоже садится.

Женивьева:

Она должна была стать Лидером... а она взяла и...

Жеан остается невозмутимым.

Жеан, она покончила с собой, понимаешь меня? Мертва! Почему ты такой спокойный?!

Нарцисса:

Этого не должно было произойти...

Жеан:

Почему ты разговариваешь со мной? Я - Изгой, не видишь? Ты нарушаешь ход эксперимента.

Женевьева:

Да к черту эксперимент! Человек умер, не понимаешь что ли?!

На лице Жеана появляется недоверие. Он откладывает газету и впервые озабоченно поднимает голову на лестницу.

Жеан:

Она... действительно сделала это с собой?

Женевьева:

А я что, похожа на Обманщика? Или тебе что, кажется, это могло звучать как веселая шутка? Уморительно просто: девушка, которую мы травили последние месяца два, покончила с собой.

Жеан:

Нет, я просто не думал...

Нарцисса:

Этого не должно было произойти с нами!

С кухни возвращается Томас, попутно что-то дожевывая.

Томас:

Ну что, дамы, все разобрались who is who? Чего у всех такие кислые лица? О, Нарцисса. Если ты сегодня Наблюдатель, это не значит, что мы тебя и правда не видим, стоило бы и приодеться. Хотя... если тебе захочется походить по дому полуголой, я только "за".

Нарцисса утирает слезы и укутывается в плед, предварительно стащив его с дивана.

Нарцисса:

Идиот...

Женивьева:

Сейчас не до твоих сальных шуточек, Томас!

Томас:

Опа! А что, я вам тут на Шута похож?...

Демонстрирует всем ленточку у себя на руке. Женивьева его раздраженно отталкивает, поднимает Нарциссу и толкает в сторону кулисы, где предположительно находится ванная.

Женивьева:

Иди ты к черту, Томас! (Нарциссе) Пойдем, милая, тебе нужно успокоиться и умыться...

Возвращается Крис.

Крис:

Они, должно быть, забрали тело... повсюду столько крови... Куда они забрали ее?!

Бросается к настольному телефону, но бросает трубку.

Она ведь не могла этого сделать? Нет, она бы точно не сделала! В записке всего пару слов. И никаких объяснений. Она ведь не могла нет!

Томас:

Она что и правда... того?

Жеан:

Нужно позвонить в полицию!

Томас:

И этой докторше. Стедлер. Пускай разбираются.

Жеан пытается набрать номер на настольном телефоне.

Жеан:

Этот телефон вообще работает?!

Томас:

Они оставили его на чрезвычайный случай...

Жеан:

А этот случай не чрезвычайный?!

Осматривает телефон, в попытке разобраться, почему не проходит звонок. На сцене появляется Энви, молодой парень лет двадцати, холеное личико, хитрые глаза. Видно, что парень привык следить за своей внешностью, одет стильно, но немного вычурно. На руке зеленая лента.

Энви:

Он не работает. Я уже пробовал пару дней назад.

Жеан:

Нужно собрать всех и решить, что делать дальше...

Энви:

А чего это у нас Изгой раскомандовался, а? Тебе кто вообще слово дал? Где наш Лидер?

Томас:

В могиле.

Энви:

Чё?

Крис:

Алиша... покончила с собой...

Сцена вторая.

Все та же гостиная, но менее обжитая. На календаре числится "1". Первыми на сцене появляются Доктор Стедлер - женщина средних лет в сторогом костюме. Скорее похожа на деловую женщину, чем на доктора наук. За ней семенит Ассистент, делая пометки и преданно глядя на своего руководителя. Далее следуют остальные герои. У всех с собой сумки, чемоданы, личные вещи.

Доктор Стедлер:

... частью эксперимента, целью которого является изучение влияния общественного, навязанного мнения на самосознание человека. Вы будете жить в этом доме в течение девяносто двух дней, пока длится эксперимент. На время эксперимента вам придется отказаться от общения с внешним миром. Мобильные телефоны и прочие устройства связи вы уже, по нашей просьбе, оставили в камере хранения в университете. Условия... Да?

Энви:

А если будет ну оочень нужно кому-нибудь позвонить?

Доктор Стедлер:

В доме находится один стационарный телефон, по которому вы можете позвонить в экстренной ситуации. Мой номер, как и номер моего ассистента, я оставлю на столе. Впрочем, вам не о чем переживать. В доме установлены камеры, мы будем наблюдать за вами все это время, так что если вдруг вам понадобится помощь...

Нарцисса:

А эти камеры установленные во всех помещениях?

Доктор Стедлер:

Мы уважаем право наших подопытных на личное пространство. Камеры установлены только в помещениях общего пользования, таких как гостиная, кухня и терраса.

Ассистент:

Поэтому в свою очередь просим вас больше времени проводить в этих помещениях, чтобы мы могли наблюдать за ходом нашего эксперимента...

Все рассаживаются по местам, кто на диван, кто рядом с ним, с интересом оглядываются вокруг.

Комнаты для девушек находятся на втором этаже, молодые люди могут поселиться на первом. В доме находятся две душевые комнаты, по одной на каждый этаж. Продукты питания мы будем поставлять вам из города сами, так что об этом вам беспокоиться не нужно. Если понадобится что-то специфическое, вы так же можете добавить это в список, который будет висеть на холодильнике на кухне, и мы купим и это.

Доктор Стедлер:

Хочу еще раз подчеркнуть, что любое общение с людьми, не задействованными в эксперименте, исключено. Это может помешать процессу.

Томас:

Так, а что конкретно мы должны делать то?

Ассистент:

Почему бы вам не выбрать себе комнаты и осмотреться, а потом мы продолжим разговор?

Подопытные расходятся, распределяясь по дому. А сцене остаются только Доктор и ассистент.

Ассистент:

Вы кажетесь очень взволнованной, Доктор Стедлер.

Доктор Стедлер:

Мы первый раз затеваем нечто такого масштаба, что пришлось запрашивать дополнительное финансирование от спонсоров. Если результаты их не удовлетворят...

Ассистент:

Я уверен, что все пройдет как нужно. Вы ведь так долго готовились к этому эксперименту!

Доктор Стедлер:

Недостаточно долго...

Ассистент:

И все же...

Доктор Стедлер:

Что?

Ассистент:

Может не стоит называть их... подопытными. Это немного неэтично... Они могут подумать, что вы их и за людей то не считаете...

Жеан:

Кхм-кхм

Доктор и Ассисент оборачиваются. Народ потихоньку подтягивается обратно в гостиную.

Доктор Стедлер:

Отлично. Мы можем начать.

Немного помедлив, смерив всех собравшихся взглядом и дождавшись, когда все голоса смолкнут. Она не знает с чего начать.

Ассистент:

Что ж. Для начала давайте мы все познакомимся. Ведь вам предстоит жить и общаться друг с другом в течение последующих трех месяцев. Пусть каждый из вас представится и скажет пару слов о себе. Я могу показать пример. Меня зовут Джеймс Келлог, я работаю на К*ский Научный Университет и помогаю своему руководителю, Доктору Ванессе Стедлер в провидении социальных эксперриментов, как этот. В свободное время увлекаюсь рыбалкой и... пением. Теперь вы...

Жеан:

Жеан Лируш. Предприниматель. В свободное время увлекаюсь экстремальными видами спорта. Ну, знаете: виндсерфинг, дайвинг, роуп-джампинг - всего понемногу.

Нарцисса:

Нарцисса Эрро. Фотомодель. Начинающая. Не замужем пока... а вы? (обращается к Жеану.)

Томас Шварц:

Ну, а я чего? Томас Шварц я. Грузчиком работаю. Работал точнее, пока не турнули. А тут ваш эксериментец подвернулся как раз кстати. Нам ведь заплатят за это дело, да?

Ассистент:

Заплатят, заплатят... Кто следующий? Вы, девушка. Алиша, да?

Алиша - девушка скромная, непримечательной внешности, но с очаровательной, невинной улыбкой.

Алиша:

Алиша Ляхельн. Учусь на втором курсе журфака. В свободное время играю на скрипке в студенческой фолк-группе. Приятно познакомиться.

Ассистент:

Какая приятная девушка. А вы...?

Энви:

Энви Стар

Женивьева:

Хах, это имя или прозвище?

Энви:

А тебе есть дело? Сама то кто?

Женивьева:

Меня зовут Женивьева. Ни Женни, ни Джена, ни Джинни, как в Гарри Поттере, а Женивьева, если вы не хотите оказаться покалеченными. Я актриса. Выступаю со своей труппой с уличными представлениями каждый вторник и четверг. Так же предоставляем возможность заказать шоу в частном порядке.

Томас:

Безработная, короче.

Женивьева:

Чья бы корова мычала...

Ассистент:

Итак... остался один молодой человек... Вы...?

Крис:

Кристиан Сепп. Студент К*ского Университета, факультет прикладной химии.

Доктор Стедлер:

С ноткой раздражения в голосе.

Теперь, когда все мы все друг друга знаем, я расскажу вам суть нашего эксперимента. С сегодняшнего дня...

Ассистент:

Подождите, Доктор Стедлер.

Ассистент достает откуда-то шляпу и ленточки разных цветов. Кладет ленточки в шляпу и перемешивает их там, затем протягивает участникам эксперимента.

Не могли бы вы, каждый по очереди вытащить ленточку и повязать себе на руку? Зачем это нужно, мы с доктором Стедлер поясним вам чуть позже.

Все послушно выбирают себе по ленточке. Нарцисса - зеленую, Жеан - желтую, Энви - черную, Томас - золотую, Женивьева - красную, Кристиан - белую и Алиша - синюю.

Томас:

А когда нам заплатят?

Доктор Стедлер:

Сразу по окончании эксперимента. Итак... Каждый прожитый здесь день вы будете проживать в определенной роли. Я сейчас поясню.

Она достает из кармана цветные карточки и раскладывает их перед собравшимися.

На двери в вашу спальню каждое утро вы будете находить вот такую карточку. Карточка определит то, кем вы будете в этот день и как, соответственно к вам будут относиться окружающие. Ваша задача относиться к друг другу не зависимо от личных предпочтений, внешнего вида или каких-либо других факторов. Все что вам нужно, это характеристики, заданные карточкой. Роли могут периодически меняться. В начале эксперимента это будет происходить чаще, но ближе к середине, роль станет для вас постоянной.

Ассистент:

Я поясню, что несет за собой каждая карточка. Золотая карта - карта Диктатора. Человек, получивший ее, получает власть над местным обществом. Остальные в этот день должны прислушиваться к нему и исполнять его поручения. Его решения принимают беспрекословно, даже если вам они кажется несуразными.

Доктор Стедлер:

Исключение составляют приказы личного, аморального характера. В наши планы не входит принуждение испыт... принуждение вас к чему-либо неприличному.

Ассистент:

Да. Синяя карта - Шут. Что именно вы понимаете под данной социальной ролью, зависит от вас. Зеленая карта - Мудрец. К нему вы пойдете за советом, за ним останется последнее слово в решении конфликтов.

Доктор Стедлер:

Белая карта - Наблюдатель. Этот человек не вмешивается в конфликты, не разговаривает с окружающими. Для него не существует закрытых дверей, тайн, запретных зон, но он может только наблюдать, ничего более. Чёрная карта - Обманщик. Вам не стоит доверять его словам или действиям. Он опытный лжец и выдумщик, даже если не так, вы должны свято верить в это.

Ассистент:

Желтая карта - Пустышка, тот, кого никто не воспринимает всерьез. Он не врет целенаправленно, но не стоит понимать его слова буквально.

Женивьева:

А красная карта?

Ассистент:

Красная карта - Изгой. Думаю, тут не требуются дополнительные пояснения. Вот, пожалуй, и все. В довершение хотелось бы отметить только, что получив свою карточку, вы не обязаны ее отыгрывать. Вы можете остаться самими собой, но вот отношение окружающих к вам должно всецело зависеть от полученной роли.

Алиша:

То есть, это что-то вроде ярлыка, который вешают на человека, вне зависимости от его реального поведения и мотивов?

Доктор Стедлер:

Нечто вроде. Как сказал мой ассистент, вы не обязаны отыгрывать собственную роль, но если ваше отношение к окружающим не будет соответствовать присвоенным им характеристикам...

Многозначительно косится на Томаса

... то эксперимент нельзя будет считать достоверным, и денег за него мы не сможем вам выплатить.

Поднимается легкий ропот, все обсуждают полученную информацию и роли, которые им достались на первый день.

Ассистент:

Ленточки нужны для того, чтобы остальные участники эксперимента понимали, в какой роли вы находитесь сегодня. Так как это ваш первый день в этом доме, мы не будем вешать карточки на ваши комнаты, в этот раз вы сделали выбор сами.

Доктор Стедлер:

Теперь мы вас оставим. Эксперимент официально начнется в полдень. Пока можете распаковываться, устраиваться на месте.

Ассистент:

Мы благодарны всем вам за то, что вы согласились принять участие в нашем исследовании и надеемся, что результаты окажутся интересными, как и сам процесс эксперимента. Удачи!

Они уходят. Остаются только участники эксперимента.

Женивьева:

Красный - цвет любви и страсти. Как он может быть цветом изгоя?!

Нарцисса:

Мудрец... не хочу я выслушивать чужие проблемы и давать кому-то советы.. у каждого должна быть своя голова на плечах... не правда ли, господин Лируш?

Кокетничает с Жеаном, но тот демонстрирует полное безразличие.

Жеан:

Что бы я сейчас не сказал, вы все равно должны меня слушать.

Задумчиво смотрит на свою ленточку, повязанную на руке. Говорит тихо, сам себе.

Менять отношение к человеку в зависимости от цвета карточки... не уверен, что эта схема сработает...

Крис:

(к Алише) Раз уж ввязались, то должны попробовать, да? Мне кажется, это будет интересный опыт.

Томас:

Ну что?! Кто тут главный альфа в доме? А ну ка все построились и слушать мою команду.

Женивьева:

Остынь, грузчик. Эксперимент начнется только в двенадцать...

Продолжая переговариваться, участники эксперимента расходятся по комнатам.

Сцена 3.

Все та же гостиная. Карточки на дверях поменяны в соответствии с ролями героев. На календаре 5ое число. На диване сидят Алиша и Нарцисса. На запястье Алиши зеленая лента, Нарцисса держит в руках желтую и хнычет. Поодаль сидит Крис с красной повязкой на руке.

Нарцисса:

Ну почему пустышка... почему мне никогда не достается роль лидера или хотя бы Наблюдателя, а?

Алиша:

Это ведь эксперимент. Мы не выбираем, как к нам будут относиться сегодня. В этом вся суть.

Берет из рук Нарциссы ленту, теребит в руках.

К тому же... быть Пустышкой не так уж плохо.

Косится на Криса.

Честно, мне каждый раз неловко, когда дело доходит до взаимодействия с кем-то с красной карточкой...

В гостиной появляется Энви с синей ленточкой. Он целенаправленно идет к Крису.

Энви:

Эй, Изгой. Чего это ты тут расселся? Вали ка ты на улицу, подальше от нас.

Он толкает Криса и всячески провоцирует его.

Крис:

Отвали. Я просто сидел здесь.

Енви:

Ты не просто сидел. Ты сидел там, где тебя быть не должно.

В воздухе чувствуется напряжение. Крис готов начать драку, но что-то останавливает его. Он оглядывается по сторонам в поисках камер, пытаясь мысленно оправдать экспериментом наглый тон Энви. Кое-как успокоившись, он уходит, напоследок злобно зыркнув на парнишку.

Алиша:

Нам ведь не обязательно задирать его. Изгоя ведь можно просто игнорировать...

Енви (запальчиво):

И чем он тогда будет отличаться от Наблюдателя? Да брось, это ведь все часть эксперимента.

Уходит в ту же сторону, что и Крис. Уже за кулисами слышится его голос.

Эй, Изгой!

Нарцисса:

Дурацкий эксперимент... и роли дурацкие...

Алиша:

Красавица.

Нарцисса:

Чего еще?

Алиша:

Мы не может сами выбрать роль, но ведь можно изменить свое отношение к ней.

Нарцисса:

Все равно не понимаю, что ты там бормочешь...

Алиша разворачивает девушку за плечи к себе спиной и как-нибудь красиво вплетает ей ленту в волосы.

Алиша:

Я говорю о том, что ты не Пустышка, а скажем, Красавица.

Нарцисса:

Хочешь сказать, что все красавицы - тупые пустышки?!

Алиша:

Хочу сказать, что пусть к твоим словам сегодня никто не отнесется всерьез, зато ты самая красивая девушка в нашем обществе, украшающая этот дом своим присутствием.

Нарцисса ненадолго зависает, осознавая, что пытается до нее донести Алиша. В это время в комнате появляется Жеан. Повязка золотая. Он чинно мешает ложечкой сахар в кофейной чашке. Нарцисса, забыв про Алишу, подсаживается к нему.

Нарцисса:

Господин Лируш, знаете, наш Мудрец подал замечательную идею...

Она продолжает говорить, но зритель ее слов уже не слышит. По возможности затемнение и акцент на авансцену. На авансцену выходит Крис, садится, поджав под себя ноги. К нему подходит Алиша и садится рядом.

Крис:

Тебе не стоит со мной разговаривать...

Алиша:

А я и не разговариваю.

Сидят в тишине какое-то время. Алиша изучает Кристьяна взглядом, от чего тому становится неуютно.

Крис:

Что с тобой не так?

Алиша:

У тебя куртка порвалась.

Крис:

Упал.

Алиша:

Сам? Не дождавшись ответа продолжает. Давай, я зашью.

Крис нехотя стягивает куртку и отдает Алише, та аккуратно сворачивает ее и оставляет подле себя.

Крис:

Зачем тебе это?

Алиша:

Ты против?

Крис:

Н-нет... но я ведь сегодня Изгой.

Алиша:

И сегодня, и завтра... мы все еще люди.

Крис:

Зачем ты пошла на этот эксперимент?

Алиша:

Сама не знаю... Чтобы свернуть с рельс? Понимаешь... всю мою жизнь я прожила по некоему среднестатистическому плану. Выучиться в школе, пойти в университет, быть хорошей девочкой и не ввязываться в неприятности. Моя жизнь похожа на поезд, который движется себе по рельсам. Та-дам, та-дам, та-дам, та-дам... и как бы поезду не хотелось проехать сквозь вересковое поле или нырнуть в прохладную реку в жаркий летний полдень, он будет продолжать двигаться, ровно по тому пути и той траектории, которую проложили для него строители и проектировщики. Понимаешь?

Крис:

Значит, эксперимент - это вересковое поле?

Алиша:

Он все больше похож на отвесную скалу, но да, суть ты уловил. Почему ты сам пришел сюда?

Крис:

Доктор Стедлер читает лекции у нас на факультете. При чем читает она их больше для себя, чем для нас... Зато зачеты ее еще никто с первого раза не сдавал. Когда объявили, что доктор Стедлер проводит набор в экспериментальную группу, у нас почти весь курс ломанулся записываться. Ну, и я, за компанию.

Из-за кулис слышится голос Женивьев, которая ищет Алишу.

Крис:

Тебе нужно идти...

Алиша:

А как же ты?

Крис:

Я и тут посижу... Иди.

Алиша неуверенно встает. Из-за кулис снова звучит голос Женивьевы. К нему добавляются голоса остальных. Алиша прижимает к себе куртку.

Алиша:

Я верну, когда зашью...

Крис:

Спасибо...

На сцене появляется вся компания испытуемых. Алиша присоединяется к ним. Немая сцена. Происходит что-то веселое, все едят пирог, который приносит Женивьева, общаются, шутят. Световой акцент на Кристиана. Он задумчиво сидит на краю сцены. Печальная музыка. Свет гаснет.

Сцена 4.

Гостинная. День 11-ый. Женивьева сидит на диване и красит ногти. На ней золотая лента. Рядом с ней сидит Нарцисса. Сегодня она - Обманщик.

Женивьева:

...Как-то же они меняют карточки, хотя ни один из нас этого ни разу не слышал и не видел.

Нарцисса:

У них есть камеры. Отследят, когда никого нет, и приходят.

Женивьева:

Да, но камеры то не везде установлены. Да и кто знает, может, я в два часа ночи проснусь от острого желания сходить в туалет... или поесть.

Пауза. Ждет, когда Нарцисса продолжит ее рассуждения, но до той не доходит.

Я к тому, что они должны быть где-то совсем неподалеку от нас. Чтобы можно было в любую секунду примчаться. Догоняешь мою мысль?

Нарцисса осматривает потолок. Её волнует, как бы так получше сесть, какую позу принять, чтобы лучше выглядеть на камеру.

Нарцисса:

Как ты думаешь, где они их установили? Ты видела хоть одну?

Женивьева:

Камеры? Не видела, и, слава богу. Я, знаешь ли, стараюсь не думать о том, что за моей жизнью кто-то наблюдает.

Во время их разговора со стороны террасы/выхода появляется Алиша. Она - Наблюдатель. Девушка читает на ходу книгу. Она садится на диван, наблюдает за остальными участниками эксперимента поверх книги. Девушки не обращают никакого внимания на ее присутствие.

Нарцисса:

И все же. Думаешь, они потом будут где-то показывать отснятый материал?

Женивьева:

Кто их знает... Я вот вообще думаю...

Она не успевает договорить, так как со стороны кухни слышится грохот. Томас и Крис насильно выволакивают на сцену Энви. Тот упирается, но парни с силой толкают его в сторону журнального столика. Энви ударяется головой. Сегодня он - Изгой. Томас - Шут, а Крис - Пустышка.

Марк:

Я говорил тебе держаться от нас подальше, ублюдок!

Энви:

Что бы там ни было, есть я имею право!

Крис:

Не сегодня!

Марк:

Проваливай!

Энви ощупывает голову в месте удара. У него идет кровь.

Энви:

Кровь! У меня кровь идет!

Он встает на ноги и хочет пойти обратно в сторону кухни, может обработать рану, или умыться. Томас останавливает его и толкает обратно на пол.

Томас:

Я что-то неясно сказал?!

Эвни:

Это уже не смешно! Я ранен.

Он напуган. Переводит взгляд с одного человека на другого, ища сочувствия, но ни в ком его не встречает. Алиша, случайно поймав его взгляд, прячется за книгой. Нарцисса брезгливо отстраняется. Важно показать контраст между этой сценой и предыдущей. За дни, проведенные в Доме, испытуемые полностью приняли местный жизненный уклад и свои роли в нем.

Женивьева:

Ранен он. Мальчики, вынесите этот мусор за дверь, я то воняет.

Марк и Крис подхватывают Энви, чтобы вытолкать его на улицу. Лицо Энви искажается злобой.

Энви:

Вы все еще заплатите за это, слышите?! Может, завтра на моем месте окажется один из вас, и уж я тогда заставлю вас ответить! Отпустите! Оставьте меня, вы, уроды!

Он упирается, но парни увалакивают его за кулису. Оттуда продолжают раздаваться угрозы. Гаснет свет.

Сцена 5.

Гостиная. День 71. Со стороны кухни крадучись пробирается Алиша. В руках у нее тарелка с кое-какой едой. Вид у девушки затравленный, она вздрагивает от каждого шороха. Из своей комнаты выходит Энви. Это раннее утро, так что на нем пока нет никакой ленты.

Энви (Диктатор):

А кто это у нас тут крадется ни свет, ни заря?

Алиша (Изгой):

Я... я уже ухожу..

Энви преграждает ей путь.

Энви:

Постой, красавица. А где твоя лента? Кто ты сегодня?

Алиша:

Я... не знаю. Я только проснулась... еще не смотрела.

Энви:

Врешь, Алиша. Лидеру врать не хорошо.

Алиша:

Не ты должен считать себя лидером, а окружающие...

Энви:

Ну, так считай, а не то...

Замахивается. Девушка съеживается под его занесенной рукой.

Не попадайся мне лучше сегодня на глаза.

Энви уходит. Алиша, затравленно оглядываясь, садится на пол рядом с диваном. Она нехотя вытаскивает из шляпы красную ленту, теребит в руках, не в силах заставить себя повязать. В гостиной появляются люди. Алишу то и дело шпыняют с одного места на другое. Забившись в угол, она читает книгу. Книга потертая, старая, видно что ее перечитывали много раз. Скорее всего девушка привезла ее с собой в начале эксперимента. В какой-то момент Кристиан достает шахматы и приглашает кого-нибудь с ним сыграть. Мающийся от безделья Энви подсаживается к нему. Они раскладывают доску на журнальном столике и начинают игру. Со стороны кухни появляется Жеан с книгой в руках. Он увлеченно читает, кажется, наткнулся на что-то весьма увлекательное. С кухни так же появляется Нарцисса. Она взволнованно подходит к Жеану с чашкой кофе в руках, попутно кокетливо поправляя выбившуюся из прически прядь волос. Жеан даже не поднимает на нее головы.

Нарцисса (Пустышка):

Не хотите кофе, господин Лируш? Я сама приготовила.

Жеан не отрываясь от чтения протягивает руку и берет чашку. Кивает в знак благодарности. Нарцисса мнется еще некоторое время около него, пытаясь придумать, как завязать разговор, но в конечном итоге со вздохом отходит к Женивьеве и продолжает смотреть на предмет своего обожания со стороны.

Нарцисса:

Он всегда так сексуален в этих своих костюмах...

Женивьева (Мудрец):

Чего?

Нарцисса:

Господин Лируш. Всегда такой серьезный, такой.... Не знаю. Будь моя воля я бы прям здесь ему...

Женивьева:

Фи. Слышать не хочу. И прекрати ты называть его "господин Лируш". Что за блажь? Мы тут все наравне.

Нарцисса:

Не могу. Разве он не великолепен?

Женивьева:

Как по мне - выглядит он нелепо. Он что тут министр какой или дипломат? Готова поспорить, он и спит в костюме.

Нарцисса:

Хотела бы я знать...

Женивьева:

И за что только ты свалилась на мою голову. Послушай, детка, такие как он, только вид на себя такой загадочный напускают. А как подберешься поближе, там ноль без палочки, уж поверь моему опыту. Так что не морочь голову попусту ни себе, ни людям.

Нарцисса:

Господин Лируш не такой...

Женивьева:

Ага. Как же. Все они не такие. Послушай лучше мудрого совета и перестань вести себя перед ним как малолетняя дурочка.

Нарцисса:

Это ты у нас умная, а я.... влюбленная...

В это время партия между Кристианом и Энви подходит к концу. Энви на волоске от проигрыша. Он раздраженно бьет кулаком по столу, от чего фигуры падают с доски.

Энви:

Нашел дурака! Еще скажи, что ты не мухлевал всю игру. Я видел это, видел с самого начала! Просто из снисхождения ничего не сказал.

Крис (Обмашщик):

Но это не так. Я играл совершенно открыто.

Энви:

Молчать. Думаешь, я не знаю, кто ты такой?

Крис полунасмешливо-полупокороно расставляет фигуры на доске таким образом, чтобы в выигрышном положении оказался Диктатор.

Крис:

Как пожелаешь.

Энви рассматривает фигуры, затем переводит взгляд на соперника по игре. Раздраженно отстраняется от стола.

Энви:

Мне скучно. И к чему это правило, что нельзя покидать дом на время эксперимента? Еще и телефоны отобрали...

Крис:

Для чистоты эксперимента. Чтобы на ход событий не влияли внешние факторы...

Энви:

Скажешь тоже. Может нас еще на луну выселить на эти три месяца, чтобы нам уж точно ничто не помешало?

Энви лениво потягивается на диване и осматривается вокруг.

Томас! Подойди ка к нам.

Томас послушно подходит, слегка пританцовывая.

Томас (Шут):

Да-да? Кто звал Томаса? Томас тут как тут.

Энви:

Расскажи что-нибудь.

Томас:

Рассказать. Тут Томас всегда к вашим услугам. Был как-то со мной один случай...

[Тут Томас рассказывает какой-нибудь избитый сальный анекдот, на придумывание которого у автора не хватило сил]. Энви недовольно прогоняет Томаса и продолжает маяться со скуки. К Этому моменту Нарцисса успевает еще раз сходить на кухню и вернуться со стаканом сока. Ей на глаза попадается Алиша, все еще сидящая в углу. Девушка целенаправленно идет к ней и выливает на нее стакан с соком.

Нарцисса:

Ой, а я тебя не заметила.

Алиша без слов пытается вытереться и стряхнуть капли с книги, проверяет насколько повредились страницы.

Нарцисса:

Ты что, игнорируешь меня? Я сказала, что не заметила тебя!

Алиша:

Я слышала тебя... Ничего страшного. Страницы только немного слиплись...

Нарцисса:

Ничего страшного?! Ты что, возомнила, что я извиняюсь перед тобой?!

Вырывает у девушки из рук книгу, выкидывает ее и толкает Алишу в сторону. Та случайно сталкивается с Женивьевой, в руках которой чашка с кофе. Кофе разливается и попадает на белые туфли Женивьевы.

Женивьева:

Ах ты дрянь!...

Алиша:

Прости, я не специально. Нарцисса просто...

Нарцисса:

Не смей тут на меня еще валить! Женивьева, эта девчонка досаждает мне с самого утра!

Женивьева:

...Это были мои любимые туфли!

Энви:

Что у вас там происходит?

Нарцисса:

Алиша испортила мое настроение и Женивьевины туфли!

Женивьева:

Нарцисса просто шла мимо, а эта дрянь, как вскочит, как черт!

Томас:

Как черт, как черт, как черт из табакерки.

Алиша:

Все было не так! Она специально....

Нарцисса:

Молчать!

Энви:

Как бы там ни было, а вот туфли придется почистить...

Алиша:

Да, почищу я, только...

Нарцисса:

Сейчас...

Выразительно смотрит на девушку. Та, под взглядами остальных встает на колени и вытирает туфли подолом собственного платья. Женивьева мешает ей, норовя подсунуть ногу в туфле прямо девушке под нос. Нарцисса злорадно наблюдает за всей этой картиной.

Женивьева:

Не уверена, что останусь довольна, после такой чистки... но все ж лучше, чем ничего.

Участники эксперимента расходятся, оставив Алишу одну. Они медленно поднимается с колен, берет в руки книгу. За тем начинает глазами искать что-нибудь, чтобы вытереть остатки кофе с пола. Ктоме нее к этому моменту на сцене остается только Жеан. Он отложил книгу и наблюдает за девушкой некоторое время.

Жеан:

Я помогу.

Он достает салфетки и помогает девушке с лужей. Алиша растеряна. Пытается найти мысленно объяснение его действиям.

Алиша:

Что ты делаешь?

Жеан:

Помогаю. Ты против?

Алиша:

Нет... я просто....

Жеан:

Все хорошо. Я знаю, каково это. Мы все через это проходили.

Алиша:

Иногда мне кажется, это никогда не закончится... Знаешь, сегодня утром, когда я проснулась, моей первой мыслью было вообще не выходить из комнаты. Мои руки тряслись, когда я открывала дверь, внутри все съежилось от мысли, что сейчас я снова увижу красную карту...

Жеан:

Уверен, это скоро закончится. Какой смысл в эксперименте, если роли не будут меняться?

Алиша садится на диван. Жеан подсаживается к ней, ободряюще приобнимает за плечо.

Алиша:

Вот-вот. Я тоже об этом думала...

Жеан:

Все будет хорошо, верь мне.

Алиша:

Знаешь, Жеан... спасибо тебе... все-таки эсперимент экспериментом, но я рада, что кто-то среди нас остается человеком...

Жеан:

Там и есть, милая. Все мы люди.

Его объятия становятся более настойчивы, он подвигается ближе к девушке. Алише становится некомфортно, она пытается отодвинуться, пока говорит.

Алиша:

... может для самого эксперимента это и хорошо, но неужели достаточно повесить на себя цветную ленточку, чтобы люди начали тебя ненавидеть? Или любить?

Жеан:

Так уж устроен этот мир.

Он тянется, чтобы поцеловать девушку. Та резко вырывается.

Алиша:

Что... что ты делаешь?!

Жеан:

А что не так?

Алиша:

Я... я не такая...я не хочу...

Жеан:

Брось. Хочешь, просто еще не осознаешь этого. Я видел, как ты на меня смотрела.

Алиша:

Не было ничего такого!

Она бросается прочь, чтобы убежать, Жеан следует за ней и прижимает ее к стене.

Жеан:

Хватит припираться, Алиша. Разве я не был добр с тобой в отличие от остальных.

Жеан притягивает девушку к себе, чтобы поцеловать. Его руки опускаются ниже. Алиша упирается парню руками в грудь, но у нее не хватает сил, чтобы вырваться. На сцене появляется Крис, он замирает, не зная, как реагировать на увиденное. На его руке лента обманщика. Жеан раздраженно поворачивает к нему голову.

Жеан:

Чего тебе?

Крис:

Что здесь происх...

Жеан:

Не твоего ума дело. Иди, куда шел.

Крис топчется в нерешительности. Жеан угрожающе делает шаг в его сторону, при это отпуская Алишу. Девушка тут же вырывается и убегает за кулисы. Жеан и Крис смотрят друг на друга. Из-за кусил раздается голос Томаса. "А ты чего это тут носишься, как приведение?". Свет гаснет.

Сцена 6.

Гостиная. День 22. Рассадка как в конце первой сцены. Женивьева нервно меряет шагами комнату. Остальные расположились на диване или рядом с ним. Томас что-то нервно ест. Крис сидит, уткнув лицо в руки.

Женивьева:

Прошло уже больше четырех часов! Они должны были понять, что что-то не так и приехать!

Томас:

Может, пробки...

Женивьева:

Да какие пробки?!

Енви:

На то и пустышка, что б бред всякий нести...

Томас:

Вот не начинай!

Нарцисса:

Они же вешали карточки...

Енви:

Это не значит, что они заходили в комнаты.

Жеан:

Как бы там ни было, мы должны что-то делать.

Томас:

А ты вообще помалкивай там, изгой!

Крис:

Да что вы все заладили: изгой, пустышка - не понимаете, что из-за этих ярлыков она и покончила с собой?

Все притихли, думая над его словами.

Это мы её убили. Своим отношением к ней...

Нарцисса:

А может, это проверка?

Женивьева:

А может она и не умирала во все... прячется где-нибудь, надсмехается над нами...

Томас:

А что? Тела ведь нет. С чего вы взяли, что она обязательно мертва?

Жеан:

А может её кто-то убил? А тело спрятал? А?

Энви:

В этом есть смысл...

Женивьева:

Да что вы такое говорите!

Нарцисса:

А если... если её кто-то убил...

Энви:

... то это должен быть кто-то из здесь присутствующих...

Кристьян:

Да прекратите вы!

Энви:

А что не так? Может это ты её убил, а, Кристьян?

Девушки вскрикивают пораженные внезапно поразившей их мыслью. Все переглядываются между собой, словно пытаясь отыскать в глазах друг другу ответ на немой вопрос: "не ты ли - убийца?".

Энви:

Предлагаю каждому высказаться в свою защиту. Когда вы в последний раз виделись с Алишей и где были этой ночью?

Кристьян:

Это просто смешно.

Томас:

Ты больше не лидер, с чего вдруг такой смелый?

Энви:

Лидера у вас нет. Так что придется слушать Мудреца.

Нарцисса:

Он в чем-то прав... В плане, если нам нечего скрывать то почему бы...

Энви:

Ладно, я начну, для примера. Я не видел Алишу еще с обеда, после того, как приказал ей не попадаться мне на глаза. Всю ночь я проспал на диванчике на террасе, так как в моей комнате было ужасно душно, и, если вам нужны доказательства, кроме моих слов, прошу вспомнить, что терраса является одной из локаций, обозреваемых камерами наблюдения. Записи могут подтвердить, что я покинул террасу только утром, когда вы тут подняли шум.

Жеан:

Почти весь день я провел в гостиной, так как нашел весьма занятную книгу. Томас и Нарцисса меня здесь видели неоднократно.

Нарцисса утвердительно кивает, хоть ее никто и не просит подтверждать его слова.

С Алишой я в этот день вообще не разговаривал даже.

Крис:

Ложь! Я вас видел!

Жеан:

Что ты видел?

Крис:

Я видел. Видел как ты прижимал её к стене и принуждал к...

Нарцисса перебивает:

Что за чушь ты несешь?!

Жеан (флегматично):

Кто поверит словам лжеца?

Нарцисса (рьяно):

Да. Где ты сам был прошлой ночью?!

Кристьян:

Мне нет смысла врать. Тогда я и видел Алишу в последний раз.

Женивьева:

То есть, выходит, ты видел, как девушку, которая тебе нравится, ой, вот только не отрицай, кто-то лапает (в сторону Нарциссы, с нажимом, так как та уже порывается возразить) допустим! И пытается склонить к непристойным действиям... и ты что же? Прошел мимо?

Крис:

Я...

Женивьева безжалостно продолжает.

Женивьева:

Допустим, ты настолько трус и дурак, но неужели ты потом не пошел наверх, чтобы поговорить?

Крис:

Да... я приходил к Алише вечером...

Нарцисса:
Ах...

Томас:

Лжец он и есть лжец.

Энви:

Так значит...

Крис:

Я приходил! Но я её не видел.

Нарцисса:

Конечно, рассказывай теперь.

Крис:

Я постучал, попытался зайти, но дверь была заперта изнутри. Так что я просто ушел. На этом все.

Энви:

А где доказательства?

Крис:

Какие доказательства? И почему вы не требуете их с него? (указывает на Жеана). Может он её убил, не получив желаемого. Так, Жеан? Или может ты, Нарцисса? Ты ведь вечно норовила задеть её побольнее, вечно пыталась унизить. Что? Боялась, что она для тебя слишком сильный конкурент во внимании? Или может быть ты, Энви? Тебе ведь так нравилось отыгрываться на слабых, диктатор ты чертов!

Далее герои говорят практически хором. Остальные персонажи не остаются в стороне и образуется абсолютно неразборчивый гвалт голосов.

Нарцисса:

Да какой конкурент? Она даже рядом со мной не стояла!

Энви:

Что за тон! Я был диктатором по праву и делал то, что от меня требовалось. Никто не смеет обвинять меня!

Жеан:

Что ты прокопался ко мне? Думаешь, мне нужно кого-то принуждать быть со мной? Да я любую получу в два счета!

Женивьева:

Давай, перебери всех вокруг, лишь бы с себя обвинения скинуть. А с виду ходил такой тихонький, мирный, под безопасного косил, да?

Томас:

Что же это делается? Что же вы все...

Спор перерастает в драку. Герои превращаются в неразделимый ком, все кричат, силятся добраться до Криса, хотя, возможно и сами не понимают, с какой целью, но охваченные стадным чувством и сиюминутным гневом.

Звучит тяжелая музыка. Остывающий персонажи расходятся по сторонам. Нарциссу, как самую буйную оттаскивает Томас. Кристьян остается лежать на полу. Он не движется. Оттащив Нарциссу, Томас склоняется над Крисом и проверяет жив ли тот.

Томас:

Он не дышит....

Из груди Нарциссы вырывается стон. Она только сейчас приходит в себя. Гаснет свет.

Сцена 7.

На авансцене стоит стол и стул. По другую сторону от стола стоит кушетка. На ней лежит Алиша. Её руки перебинтованы. За столом видит доктор Стедлер и чирикает что-то недовольно в блокноте. Разговаривает с Алишей, не как с жертвой, а как с нашкодившей школьницей. Иногда она делает паузы, предоставляя Алише возможность ответить, но так как та потрясенно молчит, он продолжает говорить как бы сама с собой.

Доктор Стедлер:

Надо признать, вы прибавили нам хлопот, юная леди... Нет, нет, не говорите ничего. Я знаю, что вы сожалеете. Наш эксперимент очень важен. Не только для меня, но и для наших коллег из-за рубежа, которые с нетерпением ждут результатов. И что же я должна была бы им сообщить, если бы вы сделали то, что собирались?... Нет, я все понимаю. Роль изгоя одна из самых напряженных, но без этой роли, согласитесь, эксперимент не был бы полноценным. Вы со мной не согласны?.... Знаете, берясь за этот эксперимент, я не была совсем уверена, в том, что мне удастся доказать собственную теорию. Теорию о том, что на человеческое мнение гораздо большее влияние оказывают внешние, порой, навязанные факторы, нежели его собственные чувства и восприятие мира. Многие коллеги спорили со мной, доказывая, что повесив банальную бумажку на дверь, я не смогу заставить людей по-настоящему иначе относится к окружающим. Они полагали, что человеческое сознание более гибкое, и навешивание беспричинных ярлыков кануло в лету. Но посмотрите, что вышло... К словам уличной актриски прислушивались, какую бы несусветную чушь она не несла, а вас, как самое чистое и светлое создание из всей этой компании, легко приняли за изгоя и подвергли издевательствам...

Алиша:

Вы говорите так, как будто вам это нравится... Как будто это именно то, чего вы добивались...

Доктор Стедлер:

Кхм-кхм... Должна признать, то что происходило в доме, было несколько... жестоко... Но такое поведение испытуемых.... людей, полностью подтвердило мою гипотезу... так что не могу отрицать, что как ученый, я удовлетворена.

Алиша:

Но вы ведь все видели! Видели, что они делали. Почему не остановили....

Доктор Стедлер:

Вмешиваться в ход эксперимента... я думала, это будет некорректно. И не профессионально.

Алиша:

Но в конечном же итоге вмешались!

Доктор Стедлер:

Дорогуша, я не могла позволить тебе наложить на себя руки во время моего эксперимента! Меня бы засудили за неэтичность!

Алиша:

И это все, что вас волнует?!

Доктор Стедлер:

Я бы попросила не кричать на меня в моем же кабинете. В конце концов, именно благодаря мне ты сейчас вообще жива.

Обе расходятся по сторонам, чтобы остыть. Далее Доктор продолжает с некоторой осторожностью.

Тебе выплатят компенсацию, плюсом к плате за участие в эксперименте... Не смотря на то, что ты его чуть не уничтожила...

Алиша:

Значит, эксперимент все еще продолжается? После всего этого?!

Доктор Стедлер:

Я собиралась закончить все этим же утром, но подумала, что твою попытку самоубийства можно использовать в благих целях.

Алиша:

Благих?

Доктор Стедлер:

Для эксперимента. Мы установили прежний порядок на двенадцатый день, но ушло больше двадцати на то, чтобы экспериментальное общество в полной мере приняло окружающих и начало относиться к ним в соответствии с ярлыками. Сейчас, до конца эксперимента осталось меньше месяца. В связи с твоим отсутствием мне так и так бы пришлось заново перетасовать роли. Будет интересно посмотреть, как быстро они перестроятся в этот раз.

Алиша:

Вы монстр...

Доктор Стедлер:

Прежде чем винить меня во всех смертных грехах, ответь мне на один вопрос, Алиша. Разве ты сама не приняла правила этой игры? Разве ты не заставила себя видеть в окружающих Мудреца, Диктатора, Пустышку.... Разве ты сама не заставила почувствовать себя изгоем? Почему вместо того, чтобы бороться и доказать обратное, ты просто приняла это?...

В кабинет врывается бледный ассистент.

Ну что? Что еще? Я же просила меня не беспокоить какое-то время?

Ассистент протягивает ей планшет, на котором транслируется видео. Гаснет свет. В темноте зритель слышит запись той де перепалки, что была в прошлой сцене.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"