Terra21 : другие произведения.

Теллусография

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    География Теллуса

  Как легко было догадаться, координаты 45№12' с.ш. симметричны на Земле Франции.
  За нулевую точку - эпицентр земного мира, принята Обсерватория с координатами 45№15' северной широты и 6№ восточной долготы на Земле.
  Немного восточнее Гренобля, кантон Мелан.
  Перемещение на Теллус произошло симметрично Земле по меридиану.
  
  << До самого горизонта перед нами лежало огромное болото с маслянистой водой, поросшее жесткой травой, словно припорошенной серой пылью. Пейзаж был зловещий и грандиозный. Вандаль внимательно осматривал горизонт в бинокль. - Там горы! - сказал он. Он передал мне бинокль. Далеко на юго-востоке болото замыкало голубоватая зубчатая гряда. "Земная зона" вдавалась в болото высоким мысом, на камнях повсюду темнели пятна высохшей тины. Мы осторожно спустились к воде. Здесь было, видимо, глубоко. Вода оказалась довольно прозрачной, чуть солоноватой на вкус. >>
  
  << Мы доехали до развилки дорог и повернули на север. Довольно скоро горные обвалы преградили нам путь. >>
  << Мы сказали ему, чтобы нас не ждали раньше завтрашнего дня, и поспешили прямо на север. Дорога сначала взобралась на невысокий перевал, потом сбежала в вытянутую параллельно хребту долину. >>
  << Еще через несколько километров обвалы снова преградили нам путь. Но тут полоса разрушений была меньше и среди хаоса возвышалась уцелевшая гора. Мы взобрались на нее и смогли осмотреть местность сверху Вокруг простирались одни болота. Уже наступали красные сумерки, все были измучены и потому решили заночевать на ближайшей ферме. >>
  << Шесть часов проспали мы как убитые, а затем двинулись на запад. На сей раз перед нами открылись не болота, а пустынное море. >>
  << Тогда мы повернули на юг. Машина прошла уже километров двенадцать, но мертвая зона была еще не видна. Дорога каким-то чудом уцелела среди обвалов, что намного облегчало продвижение. Ехать, однако, приходилось медленно, потому что обломки скал местами загромождали часть шоссе. Внезапно за поворотом перед нами возник совершенно нетронутый уголок: прелестная долина с лесами и лугами. Осыпи только запрудили горную речушку, и она разлилась в сверкающее озерцо. На пологом склоне стоял маленький замок, к которому вела тенистая аллея. >>
  << Мы собрали множество образцов растительности, здесь были тускло-зеленоватые травы с жесткими, режущими стеблями без соцветий, и многочисленные кустарники с удивительно прямыми стволами и серой корой металлического отлива. >>
  << Опасаясь, что в высокой траве скрываются живые и, наверное, опасные собратья этой твари, мы поспешно двинулись в обратный путь к деревне. За нашей спиной до самого горизонта простиралась травянистая степь, и над нею вдали висело еще одно зеленое облако. >>
  - На Востоке - болота, на Севере - болота, на Западе - море, на Юге - до горизонта простиралась травянистая степь.
  Далеко на Юго-Востоке болота замыкала голубоватая зубчатая гряда.
  ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПУТИ
  СТЕПЬ
  << Дружески простившись с ними, мы двинулись дальше, в степь, прямо по серой теллусийской траве. Сначала то здесь, то там еще попадались земные растения, но вскоре они исчезли. Через час последняя колея, самая крайняя точка, куда мы доезжали во время наших разведок, осталась позади. Перед нами была неведомая планета. Легкий западный ветерок волновал траву, которая с сухим шелестом ложилась под колеса грузовика. Почва была твердой и удивительно ровной. Серая степь расстилалась вокруг, насколько хватал глаз. На юге собирались редкие белые облака, "обыкновенные облака", как заметил Мишель. - В каком направлении мы едем? - спросил он, раскладывая на планшете свои штурманские приборы.
  У Теллуса оказалось такое же постоянное магнитное поле, как у Земли, и наши компасы действовали превосходно, с той лишь разницей, что здесь все было наоборот и северный конец стрелки указывал на юг. - Сначала прямо на юг, потом на юго-восток. Так мы обогнем болото. Во всяком случае, я на это надеюсь. Потом прямо к горам. В полдень мы остановились и первый раз позавтракали "под сенью грузовика", как выразился Поль Шеффер, сенью, скорее воображаемой, чем реальной. Хорошо еще, что нас освежал слабый ветерок. >>
  << Мы поехали дальше, держа среднюю скорость двадцать пять - тридцать километров в час.
  Страница 29 из 60
  К вечеру позади осталось триста километров. >>
  - Время в пути 10-12 часов, час на обеденный перерыв, дорога практически весь световой голубой день - 13 часов из 14,5.
  Длительность сидерическая-гелиосическая дня и ночи одинаковая, да ещё бессумеречный вечер..
  Трогаются в путь в 6-7 часов утра местных суток, с 12 до 13 часов перерыв на обед, потом снова движение до 18-19 часов местного времени, восход Гелиоса в 04:45 местного утра, полдень в 12:00, заход солнца в 19:15, полночь в 26:30.
  << Несколько раз я пытался свернуть влево, но там все еще тянулось болото. Ночь прошла спокойно. >>
  
  ВТОРОЙ ДЕНЬ ПУТИ
  ЛИВЕНЬ
  << Лишь на следующий день после трех часов быстрой езды мы смогли наконец изменить направление. По-прежнему вокруг шелестела серая трава, изредка попадались кусты да несколько раз нам пришлось объезжать овраги. Мы двигались к горам, возвышающимся на линии горизонта. Часов в десять погода начала портиться, и, когда мы остановились для полуденного завтрака, дождь вовсю барабанил по дюралевой броне. >>
  - 300 километров плюс 3 часа по 30 км (90 км) равно 390 км по прямой на Юг.
  << Тем временем дождь превратился в ливень, видимость была отвратительной, и я решил переждать. >>
  С 6:00 до 9:00 90 километров, с 9:00 до 12:00 75-90 километров объезжая овраги.
  
  ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПУТИ
  МОКРАЯ РАВНИНА
  НЕФТЬ
  << Дождь лил семнадцать часов подряд и, по словам дежурных, не прекращался ни на минуту. Когда мы утром проснулись, он все еще шел, хотя и не так сильно. Вся равнина была покрыта водой: плотный перегной медленно впитывал влагу. Мишель попробовал тронуться с места; грузовик забуксовал, но потом покатился, осторожно набирая скорость. К концу третьего дня пути мы проехали уже шестьсот пятьдесят километров и заметно приблизились к горам. Местность менялась: теперь вокруг были цепи холмов, вытянутые с юго-запада на северо-восток. Между двумя такими цепями мне удалось сделать очень важное, открытие. Уже вечерело. Мы остановились у подножия красноватого глинистого холма, на котором даже трава не росла. >>
  - 650 километров минус 450-480 получается около 200 километров по раанине покрытой водой на Восток?
  75/90 + 200 километров в сторону от первоначального направления на Юг.
  
  
  О толерантности и сидре.
  
  - Не хотелось бы находиться семнадцать часов подряд в одном тесном помещении с этой автоэкспедицией во время дождя, да и в любое другое время!
  - Бухают вино всю дорогу и за обедом обязательно, курят как не в себя..
  Даже гадюки их в рот не берут - брезгуют..
  - Настоящие робинзоны!
  - Те прежние, тоже горели выращиванием табака и конопли..
  
  <<В полдень мы остановились и первый раз позавтракали "под сенью грузовика", как выразился Поль Шеффер, сенью, скорее воображаемой, чем реальной. Хорошо еще, что нас освежал слабый ветерок. Мы весело попивали вино, когда трава рядом с нами вдруг зашевелилась и оттуда выскочила плоская гадюка. Не дав нам опомниться, она ринулась вперед и впилась... прямо в левую переднюю шину грузовика, которая тотчас начала оседать с характерным шипением. >>
  
  << Тем временем дождь превратился в ливень, видимость была отвратительной, и я решил переждать. Мы приоткрыли окна, чтобы в машине было свежее, и расположились кто как хотел - одни на койках, другие вокруг стола. Я полулежал на переднем сиденье, Мишель и Мартина сидели на пороге проема, соединявшего кабину с кузовом. Лениво текла беседа. Мы с Мишелем дымили трубками, остальные покуривали сигареты. Благодаря какой-то счастливой случайности в деревне помимо большого запаса табака у одного из жителей оказалась табачная рассада, и теперь мы сами выращивали табак, не опасаясь вмешательства акцизных чиновников. Дождь лил семнадцать часов подряд и, по словам дежурных, не прекращался ни на минуту. >>
  << Одно, во всяком случае, было несомненно: нефть на Теллусе есть и так или иначе мы сможем ее добывать.>>
  
  ЧЕТВЁРТЫЙ ДЕНЬ ПУТИ
  ПИК ТЬМЫ
  ДОРДОНЬ
   << Тщательно отметив на маршрутной карте это место, мы двинулись дальше, огибая с юга гряду гор, вернее, высоких холмов, так как они не поднимались выше восьмиста метров. Это была известняковая гряда, по-видимому, совсем недавнего происхождения: следы эрозии на ней почти не были заметны. В одной отвалившейся глыбе я нашел окаменелую раковину, похожую на нашу земную брахиоподу. Значит, на Теллусе кроме бескостных гидр есть или были существа с твердым панцирем. Растительность по-прежнему оставалась унылой и однообразной, серая трава да серо-зеленые "деревья", то бишь просто кусты. >>
  - Огибая с Юга - значит на Восток.
  << Клетки растений были такими же, как на Земле, если не считать того, что многие имели всего по одному ядру. У этих растений не было цветов: они размножались спорами, как на Земле в палеозойскую эру. Сразу же за цепью холмов перед нами предстала могучая горная гряда со снеговыми вершинами. Центральная была особенно хороша! Ее гигантские размеры поражали глаз. Черная как ночь, под ослепительной снежной шапкой, эта гора стояла на равнине огромным конусом с геометрически правильными очертаниями. Мы назвали ее пиком Тьмы. Теперь мы держали курс на черного великана. Мишель сделал прикидку, быстро вычислил его высоту и даже присвистнул от удивления: - Ого! Не меньше двенадцати тысяч семисот метров! - Двенадцать? Значит, это выше Эвереста на... - Да, на три километра с лишним. - Но почему так хорошо видно вершину? Ведь она должна быть выше облаков? - Потому, что как раз сейчас облаков нет. И вообще они на Теллусе, видимо, редкость. Зато когда соберутся!.. Помнишь позавчерашний ливень? - Надо полагать, дожди здесь идут не так редко, как ты думаешь. Без них вся эта растительность погибла бы давно. Мы двигались к подножию пика Тьмы без происшествий, как вдруг перед нами возникло почти непреодолимое препятствие. Местность резко пошла на уклон, и мы увидели внизу на дне широкой долины реку. Берега ее покрывали древовидные растения: из всего, что нам до сих пор попадалось, ничто еще так не походило на наши земные деревья. У них были даже соцветия, которые Вандаль сравнил с пестиками некоторых голосемянных. Но как переправиться через реку? Не очень широкая, всего метров двести, она была глубока и стремительна, с черной, жуткой водой. В память о родном крае я назвал ее Дордонью. >>
  << Мы двинулись вверх по течению, надеясь отыскать более подходящее место для переправы, и к вечеру неожиданно для нас самих достигли истоков реки: уже глубокая и полноводная, она вытекала из-под известнякового обрыва, поросшего кустарником. Нелегко было провести машину по этому скалистому мосту, заваленному крупными обломками и пересеченному рытвинами, но в конце концов нам это удалось. По противоположному берегу мы спустились немного ниже и повернули теперь уже прямо к пику Тьмы. Благодаря какому-то обману зрения нам казалось, что этот пик примыкает к горной гряде, но на самом деле он одиноко возвышался на равнине далеко впереди остальных гор. Базальт и черная лава сверкали на монолитном теле великана - еще одно доказательство недавней вулканической деятельности. Жидкие лавы обычно сглаживают неровности склонов, пока сами не начинают трескаться и разрушаться. Широкие потоки застывшего вулканического стекла - обсидиана спускались к самому подножию горы. >>
  << При бледном свете Селены я различил над стеной деревьев движение какой-то огромной черной массы. >>
  << - Смотри! Там, прямо перед тобой, вдали! Еще вечером мы заметили в том направлении скалистый склон; теперь на этом склоне мерцали огни, изредка заслоняемые чем-то темным. - Костры! В пещерах! Вот где живут те, кто делает наконечники из обсидиана! Мы смотрели на эти огни словно загипнотизированные, лишь изредка отрываясь, чтобы оглядеться вокруг. И когда несколько часов спустя занялась красная заря, мы все еще не могли оторваться. >>
  - По спидометру от Обсерватории 650 километров.
  
  ПЯТЫЙ ДЕНЬ ПУТИ
  КЕНТАВРЫ
  << Выходить из машины запрещаю. Когда взойдет Гелиос, разбудите меня. Но поспать нам удалось только час! Выстрелы и резкие толчки рванувшейся с места машины прервали сон. >>
  << Я перебрался на переднее сиденье. - Что случилось? Куда мы мчимся? - Горит степь. - В кого стреляете? - В тех, кто ее поджег. Вот они! Над высокой травой я увидел, вернее, как мне показалось, верхнюю часть тела человека, скакавшего параллельно броневику, почтя не отставая. - Всадники? - Нет, кентавры! И словно для того, чтобы оправдать меткость определения Вандаля, одно из этих существ выскочило на открытый участок метрах в ста впереди. С первого взгляда казалось, что это действительно легендарный кентавр. >>
  - Степь быстро высохла за один день прошедший после ливня, или на подъёме к горам суше, или вообще здесь не было ливней и степь пересохшая легко загоралась.
  
  << - Пламя догоняет! - крикнул Бельтер. Оно уже в ста метрах! Справа все уже было затянуто дымом. Искры проносились над грузовиком, зажигая новые очаги, которые приходилось объезжать. - Прибавь газу, Поль, - сказал я. - И так жму на полную - шестьдесят в час. И если полетит полуось... - Тогда мы изжаримся заживо. Но она не полетит! - Налево, Поль, налево! - закричал Бреффор. - Там нет травы! Шеффер круто свернул, и через несколько мгновений мы уже мчались по широкой голой полосе рыжеватой глины. Горы были недалеко, и Гелиос поднимался все выше. Я взглянул на часы: с того времени, как мы с Мишелем улеглись поспать, прошло всего полтора часа. Теперь наше положение было получше. Вокруг, может быть на несколько километров, расстилалось обнаженное пространство, лишенное всякой растительности. >>
  << Покинув поле сражения, мы поехали дальше. На сей раз для ночлега мы выбрали открытое место, где не было ни травы, ни деревьев. Такие странные голые участки попадались довольно часто. Они подходили нам сейчас как нельзя лучше, и на одном из них мы остановились, развернув грузовик вниз по склону, чтобы его можно было завести с ходу, если вдруг откажет стартер. Впрочем, все эти предосторожности оказались излишними; ночь прошла спокойно, если не считать трубных криков голиафа, доносившихся издалека. >>
  
  ШЕСТОЙ ДЕНЬ ПУТИ
  ГРОЗА
  << Зато утром Мишель растолкал меня чуть свет. Вид у него был озабоченный. - Взгляни, - сказал он, протягивая мне барометр. Столбик ртути вместо уже привычного для нас девяносто одного сантиметра давления сейчас едва доходил до семидесяти шести. - Похоже, что скоро здесь будет веселая погодка! - Может быть, дело в высоте над уровнем моря? - Вчера на этом же месте барометр показывал девяносто. И потом, посмотри на горы! - Мишель потянул меня к левому окну. Цепь Неведомых гор, вдоль которых мы двигались последние дни, исчезла в тумане. На западе все было затянуто низкими темно-серыми, почти черными, тучами. - Здесь оставаться нельзя, - решил я. - Вперед! Надо найти какое-нибудь естественное укрытие. Поль взялся за руль. Усаживаясь, он окинул взглядом горизонт и только присвистнул с видом знатока. - Ну и ну! Такое я видел только однажды, во время циклона над Южной Атлантикой. На западе все закрыла стена зловеще свинцовых туч. Контраст был разительный: на востоке в сияющей лазури восходило солнце, а здесь из-за горизонта быстро надвигалась грозная мгла. - Правь левее, - приказал я. - Надо скорее добраться до возвышенности, - там нас, надеюсь, не зальет. Мы мчались по безжизненной равнине на юго-запад. Тучи закрыли уже почти половину неба. Внезапно первые тяжелые капли застучали по броне. Но ветра не было, он бушевал где-то в высоте, перемешивая громады туч, а здесь, внизу, нас обволакивала удушающая жара. Оставив Мишеля рядом с водителем, я вместе с Мартиной забрался в башню, надеясь оттуда заметить какое-нибудь убежище. Чтобы скорее добраться до гор, мы свернули на юг, потом на юго-восток. Местность постепенно повышалась. Дождь продолжал идти крупными, редкими каплями; гроза глухо ворчала где-то западнее. Мы приближались к скалам, в которых я с трудом различал многочисленные пещеры: свет мерк и становился все тусклее. До скал оставалось еще добрых два километра, когда буря обрушилась на нас. Страшный порыв почти развернул грузовик, и я услышал, как Поль ругается за рулем, стараясь взять прежнее направление. Хлынул ливень невероятной силы; длинные, жидкие стрелы косо падали с неба, и скалы казались нам то дальше, то ближе в зависимости от наклона колеблемой ветром водяной завесы. Оглушительно загрохотал гром. Нас окутала тьма. Лишь вспышки ярко-фиолетовых молний прорезали мрак, слепя глаза. Я поспешил втащить пулемет внутрь и заткнуть бойницу. И все равно даже в закрытом кузове приходилось кричать во все горло: гром грохотал теперь беспрестанно, заглушая голоса. Грузовик выбивался из сил. Шины, не встречая сопротивления, буксовали в разжиженной почве. Ветер то стихал, то снова обрушивался внезапными шквалами, снося автомобиль, и, чтобы не рисковать, мы едва плелись со скоростью около десяти километров в час. Молнии трепетали, казалось, целыми минутами; потом началась настоящая фантасмагория вспышек и мрака, из которого рядом со мной на мгновение возникало бледное и немного испуганное лицо Мартины. >>
  - По левому борту на Юге цепь Неведомых гор исчезла в тумане, на Западе всё было затянуто низкими, темно-серыми, почти черными тучами. На Западе всё закрыла стена зловеще свинцовых туч. Контраст был разительный: на Востоке в сияющей лазури восходило солнце..
  << Мы мчались по безжизненной равнине на юго-запад.
  Чтобы скорее добраться до гор, мы свернули на юг, потом на юго-восток. Местность постепенно повышалась. Дождь продолжал идти крупными, редкими каплями; гроза глухо ворчала где-то западнее. Мы приближались к скалам, в которых я с трудом различал многочисленные пещеры: свет мерк и становился все тусклее. До скал оставалось еще добрых два километра, когда буря обрушилась на нас. >>
  << Вижу пещеры. Включите фары! И в самом деле, скалистая гряда была рядом. Несколько минут мы ехали вдоль нее, пока не отыскали возвышенную и достаточно ровную площадку, на которой мог уместиться наш грузовик. Скала повисла над нею, образуя укрытие. >>
  << Ливень продолжался еще двое суток с короткими перерывами.
  Все это время мы занимались раскопками, больше нечего было делать. Я углубил траншею. Вместо песка верхних слоев внизу лежал слой неровных известняковых обломков - след более ранней эпохи, когда климат был явно холоднее. Должно быть, на Теллусе, как и на Земле, был свой период оледенения, и я решил про себя поискать в горах древние ледниковые морены. >>
  
  ВОСЬМОЙ ДЕНЬ ПУТИ
  << Утром третьего дня солнце встало в безоблачном небе. Однако двигаться с места было еще нельзя: в низинах стояла вода, а местами почва настолько размокла, что превратилась в грязевые болота глубиной до четверти метра. К счастью, дул сильный ветер и все быстро просыхало. Мы воспользовались вынужденным отдыхом для того, чтобы связаться по радио с Советом. На вызов ответил мой дядя. Я рассказал ему о встрече со ссвисами и об открытии нефти. >>
  
  - На дистанции до тысячи километров радиосвязь работает отлично, правда не сообщается в каком диапазоне волн..
  
  << Я предупредил Совет, что мы намерены продвинуться дальше на юго-запад, а потом повернем обратно. Грузовик был в отличном состоянии, у нас еще оставалось почти половина горючего и вдоволь продуктов и боеприпасов. Пока мы проехали тысячу семьдесят километров. Едва почва подсохла, мы двинулись дальше. Вскоре нам встретилась еще одна река, которую я назвал Везер. Она была меньше Дордони и местами суживалась до пятидесяти метров. Однако пересечь ее оказалось нелегко, так как после недавних ливней река вздулась, течение было стремительное и глубина порядочная. И все же мы ее переехали, но об этой переправе я до сих пор не могу вспоминать без дрожи. Поднимаясь вверх по реке, мы доехали до водопада; здесь Везер низвергался с уступа почти тридцатиметровой высоты. Осмотрев местность, я решил, что этот уступ и скалы на берегу возникли в результате геологического сброса. На несколько километров выше нам посчастливилось найти подходящий для пашей машины пологий спуск, и грузовик осторожно съехал под прямым углом к речке до самой воды, чуть выше водопада. >>
  
  - Река Везер с тридцатиметровым водопадом на Юго-Западе.
  << Здесь рядом я видел деревья высотой от десяти до двадцати метров. >>
  << - Бр-р-р!!! Водичка-то холодная! - заорал Мишель, стараясь перекричать грохот водопада. >>
  - Везер стекает с ледников Неведомых гор..
  << Вчетвером мы вытащили второй конец бревна на огромный камень и укрепили стальными скобами. Первая балка моста была положена. Чтобы положить вторую, все пришлось проделать сначала. К вечеру мы поставили на место третью. Ночь прервала работу. Я устал, Мишель и Поль измучились основательно, и только Бреффор был еще довольно свеж. Вместе с ним я встал на первую вахту, до полуночи. Во вторую смену дежурили Вандаль и Бельтер, в третью, уже после восхода Соля, одна Мартина. >>
  
  ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ ПУТИ
  ПРАВЫЙ БЕРЕГ ВЕЗЕРА
  << На следующий день мы уложили балки через все пролеты между каменными опорами и добрались до противоположного берега. Еще четыре дня ушло на то, чтобы положить настил. Наша стройка имела самый живописный, хотя и странный вид. Погода стояла ясная, чуть прохладная, воздух был по-молодому свеж и прозрачен даже в сумерках, настроение у всех веселое. >>
  
  ТРИНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ ПУТИ
  << Последний день во время полуденного завтрака я откупорил пару бутылок старого вина, которое вдохнуло в нас безграничный оптимизм. Расположившись на серой траве подле грузовика, мы благодушно смаковали последнее сладкое блюдо, когда в воздухе засвистели стрелы. К счастью, никто не был ранен, только шина грузовика оказалась пробитой. Схватив лежащий рядом со мной автомат, я приник к земле и начал щедро поливать очередями полосу деревьев, откуда летели стрелы. До рощицы было метров сорок, и пули достигли цели. >>
  
  - Алкаши-робинзоны..
  - Это что ж значит - не могли отправится в опасную экспедицию, не взяв с собой как минимум ящик бутылок вина?
  - Вместо лишних лекарств, оружия, топлива?
  - Углубились на тысячу километров на Юг,а погода ясная, чуть прохладная, воздух свеж и прозрачен даже в сумерках..
  - Ну пускай поднялись на возвышенности двух-трёх километров над уровнем моря..
  Но сила тяжести на Теллусе 0,9 земной и перепад давления от 910 мм р.ст. 1,25 бар на уровне моря недостаточно большой чтобы воздух стал чуть прохладен, свеж и прозрачен..
  
  << Уже не так весело - ведь все могли погибнуть! - поспешили доделать настил, и Поль сел за руль. Грузовик осторожно въехал на мост. Наверное, ни один инженер, даже построивший величайший в мире мост, не испытывал такой гордости и... такого облегчения, как мы, когда все наконец перебрались на противоположный берег! День закончился без происшествий. Перед закатом я наметил маршрут на завтра. Мы решили ехать прямо на юг, держа курс на гору, которая хоть и была много ниже пика Тьмы, но все же достигала добрых трех тысяч метров. В полночь - была моя очередь дежурить - я заметил на вершине этой горы светящуюся точку. Что это, вулкан? Но свет скоро погас. Истина предстала передо мной, когда огонек зажегся снова, но теперь много ниже, на склоне. Это была световая сигнализация! Я оглянулся. Позади, на холмах по ту сторону реки, вспыхивали ответные огни. >>
  << - И все же я хочу добраться до этой Сигнальной горы. Ведь только в горах или у их подножий можно надеяться найти руду. Мы сделаем быстрый рейд. >>
  
  - Река Везер течёт с ледников Неведомых гор с Востока на Запад, к океану.
  
  ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ ПУТИ
  ПРАВЫЙ БЕРЕГ ВЕЗЕРА
  СИГНАЛЬНАЯ ГОРА
  КОБАЛЬТ-СИТИ
  << Утром перед отъездом пришлось сменить проколотую стрелой шину: пробоина расширилась. Наконец мы двинулись в путь. Местность незаметно повышалась, потом стала холмистой, изрезанной ручьями, через которые машина не всюду могла пройти. В одной маленькой долине я заметил в скалах зеленоватые прожилки: это был гарниерит - довольно богатая никелевая руда. И вообще долина оказалась настоящей рудной сокровищницей. К вечеру у меня уже были образцы никеля, хрома, кобальта, марганца и железа, а главное великолепного каменного угля, который мощными слоями выходил прямо на поверхность. О такой удаче можно было только мечтать! - Здесь будет наш металлургический центр, - сказал я. - А ссвисы? - возразил Поль. - Будем жить, как американские пионеры героических времен. Почва здесь, по-видимому, плодородная. Будем распахивать целину, добывать руды и сражаться, если потребуется. Во всяком случае, здесь нет гидр, они исчезли на второй день нашего путешествия, и это одно стоит всего остального. - Да будет так! - согласился Мишель. - Ура! Да здравствует Кобальт-Сити. Но как мы перетащим сюда все наше оборудование и машины? - Как-нибудь перевезем. Сначала надо запастись нефтью, а это не так-то просто. Мы свернули на север, потом на запад. В шестидесяти километрах от долины я обнаружил залежи бокситов. - Да ведь здесь сущий рай для геологов! - не выдержала Мартина. >>
  
  - Пройденное за день расстояние 100-200 километров, потому что геологические изыскания отнимали время, путь шёл между холмов и скал, и сворачивали на север, потом на запад.
  
  ПЯТНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ ПУТИ
  << На следующий день, едва тронувшись с места, мы вынуждены были остановиться из-за неполадки в машине. >>
  
  << Взгляни, видишь слева полосу деревьев! Там, должно быть, река. Опять придется переправляться. - И справа тоже деревья. Полосы сходятся. Наверное, здесь сливаются две реки. И в самом деле, мы очутились на узком языке суши между двумя речками. Левую, новую для нас, мы назвали Дронна. Но что за река была справа: Везер или Дордонь? Судя по ширине - она достигала трехсот метров, - это была Дордонь. Лениво катила она угрюмые, серые волны. И уже вечерело. - Заночуем здесь. Полуостров легче оборонять. >>
  
  - Все реки региона текут на Запад к океану, как можно было сомневаться - Везер впереди или Дордонь?
  - Значит двигались в направлении на Запад или Север!
  
  << А завтра поищем переправу. Этот вечер остался в моей памяти как один из самых спокойных и тихих за всю экспедицию, во всяком случае за всю ее первую часть. Перед закатом мы поужинали, сидя на траве. Погода стояла чудная, и если бы не оружие рядом с нами да не странный силуэт Взлика, можно было бы подумать, что мы где-нибудь на Земле в туристском походе. Как на родной планете, солнце, прежде чем скрыться за горизонтом, залило небо феерическим водопадом золотых, янтарных и пурпурных тонов, на фоне которых в высоте лениво плыли редкие розовые облака. Все мы проголодались и ели с аппетитом, не исключая Взлика. Раны его уже начали затягиваться. Ссвису особенно нравились морские сухари и солонина, но, вздумав попробовать вина, он тотчас выплюнул его с отвращением. - Видимо, в отношении алкоголя ссвисы умней наших земных дикарей, заметил Вандаль. Солнце село. Три луны давали достаточно света, чтобы можно было читать. Подложив под голову свернутую палатку, я растянулся на спине лицом к небу, где сверкали уже знакомые нам созвездия. Здесь они были ярче и больше, чем у нас на Земле. >>
  
  - Ссвисы кажутся умней не только земных дикарей, но и общечеловеков.
  - А запасы вина у алкашей-робинзонов всё не кончаются..
  - Атос на Земле сильно бы позавидовал..
  
  << Я покуривал трубку, о чем-то раздумывал и краем уха прислушивался, как Вандаль и Бреффор дают ссвису урок французского языка. Мартина улеглась слева от меня, Мишель справа. Бельтер и Шеффер, оказавшиеся заядлыми шахматистами, разыгрывали очередную партию на разграфленном карандашом куске картона; фигуры тоже были самодельные. Уже засыпая, я подсунул руку Мартины под голову и привлек ее к себе. >>
  
  - Скоро и ссвиса приучат курить!
  - Приучили же робинзоны острова Линкольна курить орангутана!
  - А Мартину наверное не надо и приучать..
  
  << Я показал его ссвису. Тот сразу заволновался и быстро что-то залопотал, делая резкие жесты. Сообразив, что мы ничего не понимаем, он сделал вид, как будто натягивает лук, потом показал на наше оружие, повторяя одно слово: "Бизир! Бизир!" Я понял, что зверь опасен, и, не торопясь - хищник был от нас в добрых двухстах метрах, - вставил магазин в автомат. Все остальное произошло с ошеломляющей быстротой. Зверь прыгнул, скорее, взлетел в воздух. Первым прыжком он преодолел метров тридцать пять! И снова взвился над землей, устремляясь прямо на нас. Мартина вскрикнула. Все остальные вскочили. Я дал очередь, не целясь, и промахнулся. Зверь подобрался для третьего прыжка. >>
  
  - Непонятно как на планете с силой тяжести в 0, 9 земной возможны такие прыжки!
  
  << Внезапно Мишель отшатнулся с отчаянным воплем: - Держитесь! Страшный удар потряс машину. Броня затрещала, прогибаясь внутрь. Меня отбросило на Вандаля, а сверху всей тяжестью своих восьмидесяти пяти килограммов рухнул Мишель. Пол затрясся, и я уже думал, что он проломится. Пулемет смолк, свет погас. >>
  
  - Ну всё-таки не восьмидесяти пяти земных килограммов, а семидесяти шести с половиной теллусианских.
  
  << ВОЗВРАЩЕНИЕ
   Короткая красная ночь прошла без тревог. >>
  
  ШЕСТНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ ПУТИ
  << Наутро мы решили все-таки переправиться через реку. Для этого пришлось соорудить большой плот, на постройку которого ушло целых шесть дней. Мы видели за эти дни немало странных животных, но ни одного хищника. >>
  
  ДВАДЦАТЬ ВТОРОЙ ДЕНЬ ПУТИ
  << Сняв с плота веревки и вытащив гвозди, мы двинулись вниз по течению и ехали так два дня. Река то привольно разливалась, образуя почти озерную гладь, то стремительно рвалась сквозь теснины между холмами. Я отметил, что глубина у нее повсюду была довольно значительной, без отмелей и перекатов. Жизнь кипела на берегах реки. Мы встречали многочисленные стада "слонов", иногда видели голиафов, которые паслись парами или в одиночку, то и дело натыкались на незнакомых животных - и маленьких, и огромных. Два раза вдалеке появлялись тигрозавры. Это название, придуманное Бельтером для хищника, который на нас напал, так за ним и осталось, несмотря на протесты Вандаля, уверявшего, и не без оснований, что у зверя нет ничего общего ни с тигром, ни с ящером. На это Мишель ему возразил, что главное понимать друг друга, а как назвать хищника - тигрозавр, левиафан или, скажем, каракатица - не столь важно! В реке было полно рыбы и прочих водяных созданий, но все они держались в отдалении от берега, и мы не смогли их как следует рассмотреть. >>
  
  ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПУТИ
  << К вечеру второго дня снова прошел дождь. Как и прежде, вокруг расстилалась степь, и лишь вдоль ручьев и речек тянулись полосы деревьев. Температура в полдень доходила до тридцати пяти градусов в тени, но ближе к ночи спускалась до десяти градусов. >>
  
  ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ПУТИ
  СЕВЕРНЫЙ БЕРЕГ ДОРДОНИ
  УСТЬЕ ДОРДОНИ
  МОРЕ
  << На рассвете третьего дня после тревожного сна, все время прерываемого трубным ревом голиафов, первое, что мы заметили, выглянув наружу, был столб дыма. Он поднимался далеко на юге на другом берегу Дордони. Что это было - костер ссвисов или лесной пожар, нам так и не удалось узнать. Почва становилась все более неровной; низкие холмы заставляли нас то и дело искать объезды. Перевалив последний подъем, мы почувствовали в воздухе терпкий и сильный запах - пахло океаном. - Море близко, - сказал Бельтер. Вскоре он первый увидел его из башни, а через несколько минут море предстало перед всеми нами. Оно было темно-зеленое, бурное. Дул западный ветер, и волны, увенчанные пеной, с ревом обрушивались на берег. Спуститься к нему мешали утесы, но в двух-трех километрах южнее Дордонь впадала в море широким устьем с песчаными откосами. Мы съехали вниз и остановились на пляже, усеянном гранитной и гнейсовой галькой, почти у самой линии прибоя. Вандаль выскочил из машины первым, горя нетерпением исследовать морское побережье - этот рай биологов. Здесь лужицы кишели тысячами невиданных существ! Одни приближались к земным формам, другие совершенно ни па что не походили. На каждом шагу попадались пустые раковины, напоминавшие раковины Святого Жака, как мы их называли во Франции, но здесь они были огромных размеров; самые крупные достигали трех метров в поперечнике! Другие раковины, поменьше, крепко держались на скалах. Мишель с большим трудом оторвал одну и принес ее Вандалю. Оказалось, что это существо стоит гораздо ближе к земным брахиоподам, чем к плстинчатожаберным моллюскам. - Как хочется выкупаться! - проговорила Мартина. Далеко в море между волнами мелькнула черная спина и снова исчезла. - Нельзя, - решил я. - Кто знает, какие чудовища водятся у этих берегов! Не будем рисковать. Но скоро Шеффер обнаружил за гнейсовым барьером изолированную заводь длиной в сотню шагов и глубиной около двух метров. Вода в ней была Так прозрачна, что можно было все камешки пересчитать, а единственными ее обитателями оказались маленькие ракушки, да несколько водорослей. Мы плескались как дети! Вандаль взялся нас охранять с автоматом в руках, а я затеял соревнование по плаванию. >>
  
  - Приливов и их следов не замечено..
  
  << А потом мы поехали дальше на север, держась от моря на расстоянии нескольких сот метров. Путь был сложный, пересеченный старыми трещинами, круто спускавшимися к воде. Через три с половиной часа езды мы наткнулись на болото, в котором кишели гидры. >>
  
  - Километров на пятьдесят севернее от устья Дордони на скорости примерно 15 км/час.
  
  << Они были коричневыми, довольно мелкими (около полуметра) и не обратили на нас внимания. Чтобы обогнуть болото, пришлось взять восточнее. Лишь к вечеру оно кончилось, а мы смогли повернуть на запад и снова выехать к морю. Берег здесь тянулся низкий, песчаный. >>
  
  - Никаких примет приливной литорали..
  
  <<
   Против обыкновения мы не остановились на ночлег и продолжали двигаться вперед при лунном свете. Идеально ровная полоса твердого песка позволяла идти со скоростью до пятидесяти километров в час. Незадолго до восхода красного солнца побережье сделалось скалистым и нам опять пришлось свернуть в глубь материка. Так, случайно, мы открыли озеро. Его юго-западный берег, к которому мы выехали, был низким, а с востока озеро защищала цепь скал и холмов. Густые заросли темной рамой окаймляли водную гладь, чуть сморщенную темной рябью; вода при лунном свете переливалась и фосфоресцировала. Все было настолько мирным, настолько успокаивающим, что казалось почти нереальным. Опасаясь гидр лишь позднее мы узнали, что для этих тварей подходит только солоноватая вода болот, - мы не стали приближаться и остановились на холме примерно в километре от озера. >>
  
  ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ ДЕНЬ ПУТИ
  ВОЛШЕБНОЕ ОЗЕРО
  << Однако сквозь окна уже просачивался свет голубой зари, и Мишель стоял надо мной, приложив палец к губам. Потом, стараясь не шуметь, он разбудил свою сестру. - Сейчас вы увидите зрелище, достойное богов, - прошептал он. Мы вышли и не смогли сдержать крик восхищения. Озеро лежало перед нами густо-синее с прозеленью, как толща льда на леднике, в пурпурно-золотой оправе. Прибрежные скалы оказались изумительного красного цвета, а деревья, трава и кустарник играли всеми оттенками желтизны. Лишь кое-где в этой гамме виднелись зеленые пятна, а холмы на востоке, над которыми вставал Гелиос, розовели, словно затопленные цветущим вереском. - Какая красота! - только и мог я сказать. - Волшебное озеро, - подхватила Мартина. - В жизни не видела ничего прекраснее! - Волшебное озеро - неплохое название, - заметил Мишель. - Пусть за ним и останется! Давай будить остальных. Мы ехали по берегу озера весь день. >>
  
  - Километров 500 на Север днём по восточному берегу Волшебного озера и ещё ночью километров 200-500.
  
  << Поверхность его слегка волновалась от доносившегося сюда морского ветерка. Недалеко от северной оконечности озера за высокой скалистой грядой снова оказалось болото, сообщавшееся с морем. Пока мы его объезжали, я решил связаться по радио с Советом. В этот момент Бреффор заметил гидр. Маленькие гидры коричневой породы налетели целой стаей и закружились над грузовиком, как пчелиный рой. Впрочем, они не думали нападать, а только все время следовали за нами. Убедившись, что опасности нет, я попробовал вызвать деревню, но безуспешно. И не то чтобы аппарат молчал, наоборот, в жизни еще я не слышал в эфире такого свиста, шипения и треска! Не зная, чем объяснить все эти помехи, я временно отказался от своего намерения. Внезапно без всяких видимых причин рой коричневых гидр оставил нас в покое. >>
  
  << Мы ехали весь день и всю ночь. >>
  
  25 часов в пути со скоростью 20 км/час, с перерывами на приём еды - 500 километров.
  
  ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЙ ДЕНЬ ПУТИ
  << Когда занялась голубая заря, до нашего земного островка оставалось всего километров сто, но мы хотели еще обследовать ближайшие окрестности и рассчитывали вернуться в деревню только к вечеру. Неожиданный вызов по радио спутал все наши планы: новости были не из веселых.
  
   СРАЖЕНИЕ С ГИДРАМИ
   Со мной говорил Луи. В течение трех последних дней гидры нападали беспрерывно. >>
  << - Мишель, ты слышал? Жми! - Жму до полного, шестьдесят в час! - Луи, мы будем в деревне часа через два, - проговорил я в микрофон. - Держитесь! - Вы так близко? Нам повезло. >>
  << Все небо было усеяно черными и зелеными пятнами - гидрами и разрывами. Поднявшись еще выше, гидры собрались в облако и скрылись из виду. - Интересная штука! - сказал мне Луи, когда мы вернулись к почте. Едва прилетела эта зеленая дрянь, я почти перестал слышать твой голос по радио. Страшные помехи. - Странно! - удивился я. - У меня было то же самое, когда над нами кружили коричневые гидры. Неужели эти твари подают друг другу что-то вроде радиосигналов? Наверное, поэтому они действуют так дружно. Надо будет поговорить с Вандалем. В тот же вечер собрался Совет. >>
  << - По радио ты предложил переселиться в район гор, - продолжал Луи. Я целиком "за", но как это сделать? Если переезжать на грузовиках, у нас не хватит горючего, а пройти пешком такой путь между гидрами и ссвисами... И как быть с техникой? Даже на грузовиках мы не сможем перевезти паровозы, станки и прочее. - У меня совсем другой план. - Что же ты предлагаешь? Может купим билеты на самолет? - Я предлагаю корабль. - А где ты его возьмешь? - Надеюсь, Этранж сумеет сделать нам чертежи. Сверхмощный крейсер со скоростью пятьдесят узлов нам не понадобится; достаточно будет маленького грузового суденышка. Наша территория подходит к морю. Морем мы доберемся до устья Дордони. Реку я исследовал от устья до скалистого моста, расположенного всего в двухстах километрах от Кобальт-Сити, и на всем протяжении она, бесспорно, судоходна. Всюду, где я делал замеры, глубина была более десяти метров. Море здесь спокойное. В сущности нам предстоит пройти по морю каких-нибудь семьсот километров да еще двести пятьдесят вверх по реке. >>
  
  - "Семьсот километров на Юг, да еще двести пятьдесят вверх по реке" на Восток.
  - 700 разделить на 138.888 равно 5.04№ и 250 километров по 40№2'24" широты.
  - Но разумеется конечный пункт вполне может быть на градус-другой южнее или севернее этой линии.
  - Восточнее берега моря на 2№20'31' что в пересчёте на 106,75 километров в градусе по 40й широте Теллуса (85,4 км по 40й широте Земли умножаем на коэффициент 1,25) и даёт 250 километров.
  - Пока что предположительные координаты Кобальт-Сити - 40№2' с.ш. и 8№20' в.д. плюс-минус полградуса.
  - Ориентировочно выходит - 40№ с.ш. и 8№ в.д.
  - На Земле координаты точки лежат в море у западных берегов Сардинии.
  - Честно сказать этого не ожидалось - были предположения про Тулон или Марсель.. - А тут всё-таки по Земле на 5№ южнее Гренобля.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"