Тесленко Олег Германович : другие произведения.

Где лежат золотые кони Батыя?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предположения о судьбе и месте захоронения золотых коней Батыя

  Всем известна легенда о больших золотых статуях-копиях коней Батыя. Я скопирую цитату: "У Батыя умер его любимый арабский скакун и он решил создать его копию в виде золота. Всю собранную дань за год (!) обменяли на желтый драгметалл, вызвали опытного мастера из Киева и тот создал статую весом 15 тонн! Спустя год ему построили "напарника", тоже из золота - точную копию. Эти золотые кони украшали въезд в столицу Золотой Орды. В то время это был город Сарай-Берке, который находится на территории Волгоградской области. Описание золотых коней осталось в нескольких летописях, а вот сами скульптуры исчезли. Археологи полагают, что кони погребены в одном из многочисленных монгольских курганов где-то неподалеку от останков Сарай-Бату."
  
  Является ли золотые кони Батыя обыкновенной выдумкой? по моему мнению скорее всего это правда, хотя может быть и преувеличенная и неправильно понятая. Дело в том, что потомки нередко перевирают исходную информацию, а истинна которая была изначально заложена в рассказах превращается в нереальную фантастику. Так например австралийские аборигены рассказывают легенду, что якобы их народ пешком прошел по воде.в Австралию, отделенную от Африки (место зарождения первобытных людей)океаном, и у них была одна мать прародительница. Но лично я раскрыл тайну их появления в Австралии. Дело в том, что в тот период на земле царило страшное оледенение, и видимо льдом покрылся даже Индийский океан, причем не только в крайних широтах, но и в районе экватора. И вероятно племя первобытных людей путешествовало по земле в поисках теплых мест, они шли в основном по островам, но иногда по льду пересекали и неширокие проливы между островами. И таким путем они забрели и в Австралию, но оказалось, что и в Австралии тогда было слишком холодно - потому, что материк Австралия лежит гораздо южнее экватора, и это племя, задержавшись на континенте некоторое время, повернуло назад - к экватору. Но видимо одна беременная первобытная женщина с ребенком в пурге и в снегу отстала от племени, и потерялась, и они не стали ее искать. А она чудом выжила, и у нее остались два ребенка противоположного пола, вот от них то и зародилось все население аборигенов Австралии. Таким образом возможно что легенда этих народов абсолютно правдива, а тупые потомки не могут понять, что вода при определенных условиях вполне может быть твердой, и по ней можно ходить на десятки и сотни километров. Вот так же и с конями Батыя. Исходная основа для этой легенды наверное правдива, а вот все остальное переврано многочисленными рассказчиками до полной неузнаваемости.
  
  Попробую предоставить все известные факты, причем не только непосредственно о золотых конях Батыя, но и о похожих событиях. Например в Москве до нашествия Наполеона на здании... стояла статуя позолоченного коня. Сам-то конь был оловянный - но покрыт тонкими листами золота (толщиной около 1 мм). Причем этот конь был полый внутри. И когда войска французов вошли в Москву, то Наполеон приказал снять этого позолоченного коня и отвезти его в Париж, чтобы там установить его на одной из площадей. Статую коня французы распилили на части и погрузили на телеги, и скоро эта статуя бесследно пропала вместе со всем кладом Наполеона. Причем я не сомневаюсь: что она до сих пор находится на территории России - потому, что основная часть ее - самое обыкновенное олово, и если бы какие-нибудь мародеры и содрали с нее золотую пленку, то олово просто выбросили бы. А поскольку олова было довольно много, то несомненно, что по нему факт уничтожения скульптуры был бы установлен. Но так как никто, нигде и никогда не свидетельствовал, что по пути бегства армии Наполеона было найдено много олова, то значит частей оловянного коня никто не нашел. И тем более всем известно, что французам не удалось переправить через реку Березину и привезти оловянно-золотого коня в Париж, то значит его части до сих пор находятся в России.
  
  Так как оловянный конь из Москвы был полым, то можно предположить, что и золотые кони Батыя тоже внутри были полыми. Но конечно не оловянными, потому, что Батыю нечего было скупиться, ведь это купцы Москвы поставили только позолоченного коня чтобы просто он сверкал и привлекал внимание. Но цельнолитого коня не смогли бы изготовить во
  
  времена Батыя - потому, что для того, чтобы отлить 15 тонную скульптуру, потребовалось бы иметь литьевой горн, который бы выдержал этот гигантский для тех времен вес. А вот полая скульптура весит гораздо меньше - примерно в 10 раз, ее отлить проще, да и золота требуется тоже в десяток раз меньше. И лично мне совершенно ясно, что цифра 15 тонн веса золотого коня выдуманная позднейшими пересказчиками. Просто они взяли вес обыкновенного коня - порядка 750 кг, и умножили его в 20 раз, и получили 15 тонн. Дело в том, что плотность всех животных примерно равна плотности воды - так как захлебнувшиеся животные тонут в воде - это значит что без учета объема легких плотность тела чуть больше плотности воды, а если в легких у животных воздух и они плавают на поверхности - то при этом условии плотность тел млекопитающих чуть меньше плотности воды. А теперь вспомните плотность золота 19 тонн на кубометр, и если не быть слишком точным - то почти 20, и вот умножим 750 кг на 20 - получаем 15 тонн, если бы скульптура была цельнолитой. А вот если скульптура была полой, то тогда ее вес зависел от мастерства мастера отливщика - чем тоньше ему бы удалось изготовить стенки, тем меньше вес. Но читателям надо понимать, что тонкие ноги скульптуры лошади очень трудно было отлить полыми, поэтому все четыре ноги скульптур несомненно были цельнолитыми, а вот внутренность тела коня - каждого коня наверняка полая. И причем мастер после отливки первого коня наверняка оставался жив, и он рассказал что после отливки сохранились модели скульптуры, по которым легко отлить копию первой скульптуры. Поэтому лично я уверен, что золотые кони, хотя и гораздо меньшего веса на самом деле существовали. Тем более, что этому есть подтверждения от европейцев. Цитата: "легенду подкрепляют дошедшие до нас хроники. О золотых конях хана Батыя писал его современник - фламандский монах и посланник французского короля Людовика IX Святого Гийом де Рубрук, посетивший Сарай-Бату. "Ещё издалека мы увидели сверкание у ворот и решили, что в городе начался пожар. Подъехав ближе, поняли, что это сияют в лучах восходящего солнца две золотые статуи коней в натуральную величину. Сколько же золота пошло на это чудо?" - задавался он вопросом в своей книге "Путешествие в восточные страны".
  
  Источник: https://versia.ru/pyatnadcat-tonn-zolota-spryatany-na-yuge-rossii
  
  Я не буду пересказывать всю историю - ее вы легко найдете в разных местах интрнета, но подробно опишу лишь интересующие меня моменты. Золотые кони долго стояли у столиц монгольского ханства, пока им не стал руководить знаменитый хан Мамай, который потерпел поражение на Куликовом поле. И предчувствуя, что русские скоро доберутся и до его столицы, видимо он решил покинуть ее, и отправиться в другие края - предположительно в Крым, и увезти с собою все свое богатство - и в первую очередь двух золотых коней. И вот эти-то кони исчезли бесследно - впрочем как и весь клад Мамая - как считается он обладал огромным богатством. Есть разные версии по поводу того - куда и как исчезли статуи золотых коней. Считается, что одну статую положили в могилу Мамая, а вторую - будто бы увез из монгольской столицы большой отряд казаков, захватившей этот город. Причем якобы казаки не смогли отвезти целого коня, а лишь отломили от него его золотую голову. Но я считаю, что эти версии ошибочны.
  
   Во-первых: всеми безусловно считается, что оба коня не исчезли вместе и одновременно - а сначала был увезен и бесследно исчез один конь а потом при набеге казаков они увезли второго коня. Но логически можно восстановить более-менее правдоподобную картину что с ними происходило. Но тут исследователей может подвести история противоборства ханов Мамая и Тохтамыша, я процитирую ее из Википедии, хотя лично я думаю, что тут есть несколько ложных сведений, после цитаты я укажу вам на них:
  
  "...В 1374 году происходит окончательный разрыв между Москвой и Мамаевой Ордой и начинается "великое розмирье", окончившееся только в 1380 году победой объединённых русских войск на Куликовом поле.
  
  Борьба с Тохтамышем
  
  В 1377 году чингизид Тохтамыш при поддержке войск Тамерлана начал поход по установлению своей власти в Золотой Орде. Весной 1378 года, после того как пала восточная часть государства (Синяя Орда) со столицей в Сыгнаке, Тохтамыш вторгся в западную часть (Белую Орду), контролируемую Мамаем. К апрелю 1380 года Тохтамыш сумел захватить всю Золотую Орду вплоть до северного Приазовья, включая город Азак (Азов). Под контролем Мамая оставались лишь его родные половецкие степи - Северное Причерноморье и Крым.
  
  8 сентября 1380 года войско Мамая было разбито в Куликовской битве во время нового похода на Московское княжество, и его большой бедой было то, что на Куликовом поле погиб провозглашённый им ханом малолетний Мухаммед Булак, при котором Мамай был беклярбеком. Поражение на Куликовом поле для Мамая было ударом тяжёлым, но не смертельным, однако оно помогло утвердиться на золотоордынском престоле законному хану Тохтамышу. Мамай не терял времени, собирая новую армию в Крыму для следующего похода против Москвы. Но в результате войны с ханом Тохтамышем, поддерживаемым Тамерланом, очередной удар Мамая по Руси не состоялся.
  
  Чуть позднее, в начале 1381 года состоялась решающая битва между войсками Мамая и Тохтамыша... Битвы, собственно, не было, так как на поле боя большая часть войск Мамая перешла на сторону законного хана Тохтамыша и присягнула ему. Мамай с остатками верных ему сподвижников не стал устраивать кровопролития и бежал в Крым, при этом его гарем и знатные женщины из рода Джучи, которых опекал Мамай, были захвачены Тохтамышем. Победа Тохтамыша привела к установлению законной власти в государстве, прекращению длительной междоусобной войны ("Великой Замятни") и временному усилению Золотой Орды вплоть до столкновения с Тамерланом.
  
  Смерть
  
  После своего поражения от войск Тохтамыша Мамай бежал в Кафу (ныне Феодосия), где имел давние связи и политическую поддержку генуэзцев, но его не впустили в город. Он пытался проникнуть в Солхат (ныне Старый Крым), но был перехвачен разъездами Тохтамыша и убит. Предполагается, что убит он был наёмниками по приказу хана. Тохтамыш похоронил Мамая с почестями."
  
  Таким образом, еще до битвы на Куликовом поле против русских, хан Мамай вел войну против Тохтамыша, и естественно что Мамай опасался, что войско Тохтамыша возьмут боем его столицу и захватят все сокровища. Поэтому Мамай, если обладал умом, то должен был бы заранее увезти все свои сокровища, и в том числе золотых коней. И вот казалось бы, что в Википедии вполне определенно написано, что Мамай был перехвачен разъездами Тохтамыша и был убит. Но при этом ни одним словом не упоминается об огромном кладе хана Мамая, который якобы покоится вместе с Мамаем в его могиле, не говоря уж о том, чтобы хан Тохтамыш захватил в Крыму золотых коней, хотя бы одного, и привез в столицу Тохтамыша. Лично я нисколько не верю, что Тохтамыш мог похоронить Мамая с почестями, помня их долгую междоусобную вражду. И все люди абсолютно уверены, что Мамай похоронен в никому неизвестном месте, вместе со всем своим кладом. Так вот, лично я предполагаю, что Мамай смог увезти весь свой клад с одним золотым конем на большой лодке, и утонул вместе с ней. А хан Тохтамыш не имел к смерти Мамая непосредственного отношения, иначе он забрал бы все сокровища Мамая.
  
  Послушаем, что говорят летописи. После поражения на Куликовом поле Мамай "прибежа в землю свою не во мнозе дружины", чтобы тотчас выступить против претендента на ордынский престол Тохтамыша. Но битвы не получилось: "Мамаевы князи сшедши с коней своих и биша челом царю Тохтамышу и давши ему правду по своей вере... Мамай же побеже со своими единомышленники и прибеже близ града Кафы и сослася с кафинцами, дабы его приняли на избавление, и прибеже в Кафу СО МНОЖЕСТВОМ ЗЛАТА И СЕРЕБРА... и тут от них убиен бысть лестию".
  
          Читателям надо понимать, что только один конь весил несколько тонн. А это значит, что перевозить его сухим путем на тысячу километров до Крыма было бы очень трудно. Дело в том, что обычная телега способна перевезти груз около 200 килограмм, а золотой конь весил порядка 2 тонн, и он не имел колес. Это значит, что для перевозки золотого коня потребовалось бы строить огромную телегу очень большой грузоподъемности. Вдобавок, вместе с золотым конем хану Мамаю требовалось бы везти еще и остальной клад из множества золотых и серебряных и бриллиантовых вещей, а также возможно шелка. Но кроме сокровищ с ним ведь обязательно должен идти отряд охранников как минимум из сотни, а то и тысячи человек. И каждому из них требовалось в день съедать 2 килограмма продовольствия и выпивать 2 литра (килограмма) воды. Итого в день - порядка 4 тонн. Таким образом отряд Мамая должен составлять приличный обоз. Но если большинство других ценных вещей было сравнительно небольшого веса, и их легко можно было погрузить на любую телегу или даже лошадь в качестве вьюка, то золотого коня пришлось бы везти целиком - распиливать его я считаю в те времена не стали бы. Поэтому это было большой проблемой. Но есть в этом вопросе одна особенность. Дело в том, что если перевозить тяжелый груз водным путем, то все становится несколько проще. Это потому, что даже самая простая рыбацкая лодка запросто может запросто принять полтонны груза, а уж если лодка большая, то несколько тонн. И еще одна особенность - вода гораздо более плоская, чем земная поверхность. Если на любой дороге есть подъемы и спуски, для преодоления подъемов лошадям пришлось бы тратить много сил, то в противоположность этому водные пути - реки, имеют минимальный наклон, а у озера и моря вовсе без наклона. И поэтому за счет того, что уклон рек невелик, то даже вверх по реке ватага бурлаков запросто вела баржи весом в несколько десятков тонн. Поэтому, я предполагаю, что Мамай, чтобы довезти свои сокровища до Крыма, должен был по уму использовать водные пути. Но тут надо помнить. что его город стоял хоть и недалеко от реки, но все же в степи, а во вторых - хотя река Ахтуба и соединяется с Волгой, но Волга впадает в Каспийское, а не в Черное море. Однако, между Волгой и Доном есть совсем небольшой участок сухого пути - кажись около 50 километров, там, где сейчас прорыт канал Волго-Дон, по которому вполне можно было перевезти свои сокровища, пускай и с большим трудом. ведь переправил же царь Петр Первый несколько кораблей - в том числе один фрегат весом несколько сотен тонн по сухому пути. Поэтому я допускаю, что хан Мамай мог перетащить по сухому пути свои сокровища, а потом по Дону опять же на лодке попасть в Азовское море, а из него в черное море и в Крым. А почему из Азовского моря не сразу в Крым - дело в том, что Азовское море очень мелкое, и берега у него чрезвычайно пологие - лодка с большой осадков не пристанет прямо к берегу и пришлось бы тащить грузы несколько километров до берега. Вдобавок к этому большую часть побережья Крыма со стороны Азовского моря закрывает так называемая Арабаткая стрелка - очень длинная песчаная коса, за которой вовсе не берег Крыма, а гнилое Сивашское море. Конечно иногда люди пересекали пешком вброд по грудь это Сивашское море. Всем известен рейд бойцов красной армии обошедший сбоку Перекоп - они прошли вброд Сивашское море и ударили в тыл белогвардейцам. Но если бы отряд Мамая высадился на Арабатской стрелке, и попробовал пересечь Сивашское море, то им пришлось бы не просто идти налегке, а тащить с собой сотни килограммов сокровищ, не говоря уж об золотом коне. И это было практически нереально совершить такой переход. Поэтому единственный разумный выход для Мамая - был из реки Дон на лодках пересечь Азовское море и Керченский пролив, и войти в Черное море, и вот уже из Черного моря высаживаться на берег Крыма. А у черноморского побережья Крыма берега очень отвесные, и к ним легко приставать лодкам и кораблям.
  
  Но тут есть одна особенность. Лодки и корабли иногда могут утонуть в море, особенно если лодки нагружены чем-то очень тяжелым, а на море волны. Из читателей наверное мало кто знает. чем лодка отличается от маленького корабля. Суть в том, что каждый корабль обязательно имеет хоть одну палубу, а лодка - нет. И палубы кораблей выполняют герметичными, так, что если они исправны, то волны в принципе могут хоть тысячи раз перекатываться поверх палубы и скатываются с нее обратно в море. А вот у обычных лодок нет палубы, и если воду не отчерпывать, то волны рано или поздно потопят лодку, особенно если она тяжелогруженая. Но корабли и лодки не просто тонут сами по себе - нет, вместе с ними в прошлые века как правило тонул весь экипаж и пассажиры, потому, что на средневековых судов вообще не было никаких спасательных средств: ни шлюпок, ни спасательных кругов, ни надувных спасательных жилетов. И поэтому при утоплении средневекового судна с него не спасался вообще ни один человек. Хотя обывателям кажется, что можно доплыть до берега, но это всеобщее заблуждение - как раз именно берег во время прибоя и был смертельно опасен для спасающихся. Потому, что волны просто убивают подплывающих к берегу людей о камни. Я изучал историю флота и знаю сотни подобных случаев. когда например одно пассажирское судно выбросило на камни у самого берега - всего в тридцати метрах, но почти все люди которые пытались переправиться на берег во время шторма погибли в воде, несмотря на то, что им пытались оказать помощь местные жители, которые бросали веревки. Или я помню случай в советское время, как один отличный пловец отплыл от берега на 30 метров во время шторма и так и не смог выбраться на берег - 5 часов он сидел на буйке, за который нельзя заплывать. Не зря же во время шторма все суденышки которые не успели спрятаться в бухтах - вместо того, чтобы прижиматься к берегу и прибрежным камням и скалам наоборот стремятся отойти подальше в море. Поэтому в средневековые времена люди в море на тонущих судах погибали все до одного. Недаром тогда существовала поговорка: все люди на земле делятся на три категории: на живых, мертвых, и тех кто в море.
  
  Однако, хотя гибель утонувших людей прискорбна, но с точки сохранения кладов и сокровищ это почти наилучший способ сберечь сокровища. Потому, что какие бы способы не применяли люди, которые прятали большие сокровища при скоплении других людей, но все равно большая часть их была впоследствии разграблена. Так например - большинство египетских пирамид были разграблены. Так же и многие курганы с богатыми кладами тоже были разрыты. А вот если судно или лодка с сокровищами утонула, и все люди которые плыли на ней тоже утонули, то абсолютно никому нет возможности рассказать где лежат сокровища. В отличие от того, что если это происходит на суше, то большой отряд людей, особенно если эти люди готовы сдаться противнику, всегда из них может найтись хоть один предатель, который расскажет противнику где перед этим был зарыт клад. Вот именно поэтому я и полагаю, что и золотой клад Колчака утонул в озере Байкал на барже, причем вместе с судном в холодной ноябрьской воде погибла вся команда, и никто не мог рассказать большевикам куда делось все золото Колчака. точно так же и с кладом Мамая, хотя его войско и сдалось противнику, но никто из них не рассказал Тохтамышу, где был зарыт клад Мамая, потому, что его никто не зарывал, а скорее всего он утонул на судне вместе со всеми людьми до одного.
  
  Но тут читатели могут вспомнить: а как же "гарем и знатные женщины из рода Джучи, которых опекал Мамай, были захвачены Тохтамышем"? Тут все объясняется очень просто: вероятно во время перехода лодки по Азовскому морю они испытали шторм, и все женщины переблевались и страдали от качки морской болезнью. И вот чтобы прекратить их мучения хан Мамай высадил их на берег, и возможно высадился и сам, и впоследствии проиграл битву, а лодка идущая вблизи берега села на камни и была разбита ими. Таким образом огромный клад не достался Тохтамышу, хотя абсолютно все люди до сих пор уверены, что хан Мамай спрятал огромный клад - но где - никому неизвестно, причем возможно было неизвестно даже и самому хану Мамаю.
  
  Мамай же побеже со своими единомышленники и прибеже близ града Кафы и сослася с кафинцами, дабы его приняли на избавление, и прибеже в Кафу со множеством злата и серебра ... и тут от них убиен бысть лестию".
  
   Итак, основной клад Мамая состоявший из золотых и серебряных монет и посуды а также вместе с ними и золотой конь вероятнее всего утонул на лодке у восточного берега Крыма. Но ведь коней-то было два, а не один! И возникает вопрос: а что стало со вторым конем - где он теперь лежит? Тут все легенды одинаково говорят о том, что второго коня украли русские казаки и спрятали его. Вот только я снова предупреждаю читателей, чтобы вы не доверяли полностью текстам позднейших пересказчиков легенд: изначальная основа легенд конечно очень часто бывает правдива, но вот подробности зачастую вымышлены. Процитирую несколько предположений разных авторов:
  
  Источник: https://versia.ru/pyatnadcat-tonn-zolota-spryatany-na-yuge-rossii
  
  "Спят курганы тёмные
  
  Относительно того, где сейчас могут находиться легендарные "кони Батыя", существует целый набор версий. Согласно самой распространённой, одну из статуй закопали в кургане вместе с телом погибшего в схватке Мамая. Но отыскать могилу монгольского полководца до сих пор так и не удалось. Хотя некоторые историки и высказывают мнение, что легендарный Мамаев курган в Волгограде и является последним пристанищем ордынского темника, а вовсе не местом его передовой заставы, как принято считать. Действительно, на кургане находили предметы, относящиеся к монгольскому нашествию, однако каких-либо более весомых подтверждений этой версии нет. А вести раскопки под "Родиной-Матерью" в поисках мифического клада никто не позволит. Тем более что на месторасположение кургана, где якобы похоронен Мамай, претендуют Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, а также Крым, где древних курганов видимо-невидимо.
  
  В поисках ордынских драгоценностей в середине XIX века раскопки курганов в районе Нового Сарая производил археолог Терещенко. Казалось, удача вот-вот улыбнётся ему - в земле он нашёл украшения, золотую чашу и корону хана Джанибека. Но никаких коней, сколько ни копали в округе, найти так и не удалось.
  
  Что касается второй статуи, то дошедшая из глубины веков легенда описывает и её судьбу. Согласно ей, коня выкрали предки нынешних донских казаков, уже в начале XIV века населявших Дикое поле. По преданию, казачий отряд совершил дерзкий налёт на Сарай-Берке, когда основные силы ордынцев находились в походе. Наведя шороху, они разбили статую на части, погрузили на подводы и повезли их к своим куреням. Прознав о случившемся, ордынцы тут же вернулись с марша и бросились в погоню за смельчаками. В результате казакам ничего не оставалось, как утопить коня в подвернувшейся речушке в надежде потом вернуться и подобрать добычу. Увы, этого не случилось - в битве все участники рейда погибли, так и унеся с собой в могилу тайну золотого коня."
  
  После смерти Батыя статуи коней по приказу хана Берке были перемещены в новую столицу, а их исчезновение связывают с периодом краха могущественной империи и потерпевшим поражение в Куликовской битве Мамаем. По легенде, хан был похоронен под крепостной стеной столицы, а в его могилу был положен один из золотых коней. Впрочем, версий об истинной могиле Мамая существует немало, и доподлинно неизвестно, где был похоронен хан, и могли ли ему оказать такой почёт. Вполне вероятно, что золотой конь был захоронен с могиле иного хана.
  
  Интересно, что в большинстве легенд фигурирует лишь один конь, исчезновение которого связывают с именем Мамая, и возникает вопрос: какая же участь постигла второго коня? В заволжских казачьих станицах бытует легенда о похищении золотого коня из Сарай-Берке казацким отрядом, который на пару часов захватил город, но вынужден был отступать, дерзнув при этом прихватить золотого страдника столицы. Ордынцы организовали погоню, а уйти с тяжёлым обозом было нереально. Казаки погибли в схватке с врагами, но до этого успели спрятать статую. Остаётся лишь вопрос: куда же мог исчезнуть золотой конь? Чтобы зарыть его в степи потребовалось бы немало времени, поэтому вполне вероятно, что статуя была утоплена в ближайшей реке.
  
  Бывшие символом могущества великой Золотой Орды, золотые кони Батыя бесследно исчезли, и местонахождение этих сокровищ сокрыто во тьме веков. Археологи и кладоискатели ориентируются на Астраханскую и Волгоградскую области России, как предположительные места, где могут быть закопаны эти сокровища. Существовали ли они на самом деле или это всего лишь красивые легенды? Одна из многочисленных загадок истории, на которую пока так и не найдено ответа, и кто знает, быть может, кому-то ещё посчастливится обрести эти загадочные сокровища Орды."
  
  https://olga-doroff.livejournal.com/295297.html
  
  olga_doroff Рассказ -- Золотые кони Батыя
  
  "После победы русских на поле Куликовом в 1380 году звезда ордынской удачи окончательно закатилась. Русь вставала из пепла, поднимала голову, шла навстречу монгольскому воинству, не боясь ни боли, ни смерти. Теперь близость к русским землям была не выгодной, а опасной, и это сыграло плохую шутку с ордынской столицей. Однажды казачий дозор, опьяненный ощущением скорой свободы, решил наведаться внезапно в Сарай-Берке, чтобы напугать жителей и, по возможности, разграбить город. Этот лихая и безрассудная вылазка оказалась на удивление удачной: в те дни ханские войска пребывали в смятении после поля Куликова. Охрана у ворот столицы была невелика, казаки без труда разбили ее в пух и прах и, чувствуя себя хозяевами положения, захотели забрать с собой золотых коней. С трудом, но им удалось выломать одну скульптуру со старого постамента; добычу обернули дерюгой, погрузили на обоз и повезли домой.
  
  К тому времени остатки ордынского войска, стоявшего лагерем у Сарай-Берке, узнали об очередном упавшем на их головы позоре, и монголы бросились вдогонку за безумными храбрецами. Те же не могли двигаться быстро, потому что обоз с золотым конем получился слишком тяжелым и ехал медленно. Хотя, возможно, казаки и не слишком торопились: наверное, они понимали, что подписали себе смертный приговор, и не было никакой разницы, догонят их ордынцы немногим раньше или немногим позже...
  
  ...В этот момент ватная завеса спала, и русские явственно услышали шум и гомон нагонявшего их ханского войска. Они даже не подумали бежать прочь или, не дай Бог, сдаться монголам. Коротко помолившись в последний раз, казаки развернулись лицом к ордынцам и приняли неравный бой. Они сражались насмерть, а ордынцев было раз в десять больше, чем их, поэтому все лихие смельчаки сложили буйны головы там же, посреди алой степи. Только когда последний из русских перестал дышать, монголы смогли подойти к обозу и обнаружили, что он был пуст! Золотого коня нигде не было - ни под дерюгой, ни рядом, ни под кучей окровавленных тел.
  
  Воины Орды так и не нашли коня, - поэтому родилась легенда, будто казаки сбросили его по пути в озеро или речушку, намереваясь вернуться за ним позднее. В этом предположении есть слишком много нестыковок. Во-первых, стали бы казаки топить драгоценного коня в Ахтубе? Наверное, нет, потому что найти его потом было бы почти невозможно. Значит, они должны были выбрать небольшой и приметный водоем. Ведь даже будучи готовым к смерти человек все равно надеется, что выживет и, конечно, разбогатеет. Особенно, если это - верующий в Божий промысел русский.
  
  А что же - во-вторых? В то время, как и много веков спустя, в Волго-Ахтубинской пойме было немало озер и речек, но после строительства Волжской ГЭС вешние воды, стекавшие привычным руслом со всей России на ахтубинские плодородные поля, остановились за железными воротами плотины. Разливы измельчали, открыв любопытному глазу глубины илистого дна. К тому же, на останки древней Орды обрушились полчища кладоискателей, разметая по черепку, по камешку то, что оставалось и от великих столиц, и от павших в степи воителей. Даже если золотой конь мирно пролежал почти шесть веков в природном тайнике, в двадцатом веке его неизбежно должны были бы обнаружить. Но - не обнаружили.
  
  Не более правдоподобна и легенда о втором золотом коне, которого казаки не успели или не смогли свалить с постамента и увезти с собой. Считается, что его положили в курган вместе с убитым ханом Мамаем, а курган этот находится где-то в приволжских степях, и якобы хан Мамай и после смерти стережет это сокровище. Но кто позволил бы отдать коня великого Батыя, основателя Золотой Орды, безродному половецкому темнику, неудачнику, проигравшему будущее монгольской расы, упустившему из неумелых рук светоч первенства, - который тотчас же подхватили вдохновенные и пылкие славяне? Нет, после поражения в Куликовской битве Мамай так и не сумел вернуть себе прежнюю власть, полученную только из-за междоусобиц и слабости законных наследников золотоордынского трона. На него почти сразу напал Тохтамыш, настоящий Чингизид, хотя и не прямой потомок Батыя, и Мамай бежал в Крым, в Феодосию, - за помощью к своим генуэзским кредиторам. Вот только расплачиваться с заморскими купцами ему было нечем, разве что собственной жизнью, - жизнью он и заплатил, умерев в 1381 году в Феодосии, или Кафе, от воровского удара ножом в спину. Похоронили его там же, недалеко от Кафы, и село, выросшее потом рядом с его погребальным курганом, долгое время неспроста называлось Шейх-Мамай. Да и Сарай-Берке никогда не был ставкой Мамая, половецкому хану лишь время от времени удавалось перевести свои войска за синюю границу Волги... нет, не имел он права на этого коня. Скорее, конь должен был принадлежать Тохтамышу, но, наверное, судьба их обоих треснула вместе с той каменной плитой, на которой было начертано магическое предназначение. Кто, когда и как отпустил коня на волю - неизвестно, но в 1395 году, когда войска Тимура разграбили и сожгли дотла столицу своевольного монгольского хана, золотого сокровища в ней не было. Так и исчезли, растворились в смертях и битвах оба золотых коня Батыя.
  
  http://www.bibliotekar.ru/index.files/2/97.htm
  
  "из Энциклопедии чудес, загадок и тайн
  
  
  
  "Когда столицу перенесли в новый Сарай (вблизи нынешнего села Царев, Волгоградской области), построенный уже ханом Берке, следом перевезли и золотых коней. Когда ханом стал Мамай, прежнему процветанию ханства наступил конец. Русские войска разбили мамаево войско на Куликовом поле, и Мамай был вынужден бежать...
  
  Судьба золотых коней достоверно не известна. Легенды гласят, что одного коня закопали вместе с телом Мамая, точное местонахождение могилы неизвестно. Говорят, что где-то на одном из холмов близ Ахтубы [в 6-м томе капитального историко-географического труда "Россия" упоминается, что у села Растегаевка вблизи Пришиба находится несколько "мамаевских курганов", в одном из которых спит "живой Мамай"]. Во всех многочисленных вариантах пересказов этой легенды (которые рассказывают старики в Ленинске, бывшем Пришибе, Хараболях, Сасыколье, Черном Яру, Селитренном и в других селах Заволжье) фигурирует только один золотой конь (и Мамай сторожит его). Но где же другой?
  
  Как прежде рассказывали старики в заволжских казачьих станицах (что вблизи астраханского шляха), преследуя отступающие ордынские войска казачьи разъезды настолько осмелели, что стали проникать небольшими группами глубоко на уменьшающуюся с каждым днем территорию орды. Один такой отряд пользуясь паникой в стане врага прорвался прямо в столицу Сарай. И, как некогда рассказывал казак Алексеевич, отряд этот овладел городом на целых несколько часов. [Лащилин Б. "Это было". Нижне-Волжское книжное издательство, Волгоград, 1982, с.12]. Сейчас трудно утверждать - были ли золотые кони настоящей целью налета или они случайно попались казакам на глаза. В любом случае заранее планировать такую дерзкую акцию бессмысленно - выкрасть тяжеленные статуи, являющиеся гордостью хана и всей нации, равносильно самоубийству. Тем не менее, казачий дерзкий разъезд отломал основу одного из золотых коней и повернул обратно. Перегруженный обоз двигался очень медленно, поэтому у ордынцев было время опомниться и организовать погоню. Почуяв неладное казаки развернулись и приняли неравный бой. Догонявших было в сотни раз больше догоняемых, поэтому итог боя был предрешен: казаки погибли все, никто не сдался в плен, ордынских всадников погибло во много раз больше. Но не смотря на понесенные потери ордынцы так и не вернули себе золотого коня. Ордынцы так и не узнали правды, ибо не один из казаков не сдался в плен и не предал товарищей. Рядом с горой трупов статуи не оказалось. Далеко ее увезти у казаков не было времени, значит, они спрятали ее и остальные сокровища где-то неподалеку. В степи зарыть - на это тоже требуется время. Значит - утопили?...
  
  Так где же первый и где второй золотой конь? Спустя несколько веков на этот вопрос так и нет ответов...
  
  * * * Проезд до мест поиска Золотых коней Батыя: Точное месторасположение в Астраханской и Волгоградской областях пока не известно. В настоящее время изысканиями в районах возможного захоронения коней занимаются члены "Космопоиска"
  ..........................
  http://world-of-adventures.ru/skywriter/zolotye-koni-xana-batyya-ischeznuvshee-sokrovishhe-zolotoj-ordy/сле смерти Батыя статуи коней по приказу хана Берке были перемещены в новую столицу, а их исчезновение связывают с периодом краха могущественной империи и потерпевшим поражение в Куликовской битве Мамаем. По легенде, хан был похоронен под крепостной стеной столицы, а в его могилу был положен один из золотых коней. Впрочем, версий об истинной могиле Мамая существует немало, и доподлинно неизвестно, где был похоронен хан, и могли ли ему оказать такой почёт. Вполне вероятно, что золотой конь был захоронен с могиле иного хана.
  
  Интересно, что в большинстве легенд фигурирует лишь один конь, исчезновение которого связывают с именем Мамая, и возникает вопрос: какая же участь постигла второго коня? В заволжских казачьих станицах бытует легенда о похищении золотого коня из Сарай-Берке казацким отрядом, который на пару часов захватил город, но вынужден был отступать, дерзнув при этом прихватить золотого страдника столицы. Ордынцы организовали погоню, а уйти с тяжёлым обозом было нереально. Казаки погибли в схватке с врагами, но до этого успели спрятать статую. Остаётся лишь вопрос: куда же мог исчезнуть золотой конь? Чтобы зарыть его в степи потребовалось бы немало времени, поэтому вполне вероятно, что статуя была утоплена в ближайшей реке. Бывшие символом могущества великой Золотой Орды, золотые кони Батыя бесследно исчезли, и местонахождение этих сокровищ сокрыто во тьме веков. Археологи и кладоискатели ориентируются на Астраханскую и Волгоградскую области России, как предположительные места, где могут быть закопаны эти сокровища. Существовали ли они на самом деле или это всего лишь красивые легенды? Одна из многочисленных загадок истории, на которую пока так и не найдено ответа, и кто знает, быть может, кому-то ещё посчастливится обрести эти загадочные сокровища Орды.
  
    В предыдущей главе я представил читателям отрывки из произведений многочисленных авторов, пытавшихся разгадать загадку золотых коней. Я не знаю, насколько умны или глупы читатели, и заметили ли они дичайшие нестыковки и заблуждения в этих текстах. Вот например: "Считается, что его положили в курган вместе с убитым ханом Мамаем, а курган этот находится где-то в приволжских степях, и якобы хан Мамай и после смерти стережет это сокровище." Но ведь совершенно ясно, что Мамай добрался до Крыма, и похоронен он несомненно в Крыму, а не в приволжских степях!
  
  Во вторых - хан Мамай был убит в Крыму, и естественно что враги ни в коем случае не положили бы в могилу рядом с ним это огромное сокровище - золотого коня! Так же несомненно что ни один из золотых коней (а не то что оба!) - не достался ни хану Тохтамышу, ни генуэзским купцам в Крыму, а вероятнее всего один из коней утонул у берега вместе с лодкой.
  
  Так же является заблуждением что хан Мамай якобы никогда не владел золотыми конями. Вот я снова выборочно процитирую: "...Но кто позволил бы отдать коня великого Батыя, основателя Золотой Орды, безродному половецкому темнику, неудачнику, проигравшему будущее монгольской расы, упустившему из неумелых рук светоч первенства, - который тотчас же подхватили вдохновенные и пылкие славяне? Нет, после поражения в Куликовской битве Мамай так и не сумел вернуть себе прежнюю власть, полученную только из-за междоусобиц и слабости законных наследников золотоордынского трона. На него почти сразу напал Тохтамыш, настоящий Чингизид, хотя и не прямой потомок Батыя, и Мамай бежал в Крым, в Феодосию, - за помощью к своим генуэзским кредиторам. Вот только расплачиваться с заморскими купцами ему было нечем, разве что собственной жизнью, - жизнью он и заплатил, умерев в 1381 году в Феодосии, или Кафе, от воровского удара ножом в спину. Похоронили его там же, недалеко от Кафы, и село, выросшее потом рядом с его погребальным курганом, долгое время неспроста называлось Шейх-Мамай. Да и Сарай-Берке никогда не был ставкой Мамая, половецкому хану лишь время от времени удавалось перевести свои войска за синюю границу Волги... нет, не имел он права на этого коня. Скорее, конь должен был принадлежать Тохтамышу, но, наверное, судьба их обоих треснула вместе с той каменной плитой, на которой было начертано магическое предназначение. Кто, когда и как отпустил коня на волю - неизвестно, но в 1395 году, когда войска Тимура разграбили и сожгли дотла столицу своевольного монгольского хана, золотого сокровища в ней не было."
  
  Так вот, заблуждение того автора в том, что будто бы безродному Мамаю в столице монгольского ханства никто не отдал бы золотого коня. Дело в том, что в мировой истории тысячи лет действует правило: кто силен - тот и прав! То есть власть принадлежала зачастую вовсе не тому, кто формально имел право руководить, а тому, кто имел реальную силу в виде войск подчиняющихся ему. Или такой человек добывал себе власть силой, умом или хитростью. Можно вспомнить например того же Чингиз-хана, который в детстве был нищим ребенком, а впоследствии завоевал себе огромную власть. Или английская императрица Елизавета первая - мать которой казнили, а потом она стала великой английской королевой. Или Петр первый - он в сущности был боковой ветвью российских царей, а реально правила царевна Софья и ее братик. Или впоследствии российская императрица Елизавета - которая захватила трон с помощью переворота. А потом точно так же взошла на престол Екатерина вторая - тоже с помощью переворота, которую поставили гвардейские войска, которые обожали ее. Но точно так же и хан Мамай - хотя формально он и не имел прав на престол, но он и не претендовал на него - а просто поддерживал малолетнего наследника, который погиб в битве на Куликовом поле. Однако Мамай фактически являлся главным военным министром Золотой орды, и именно он собрал огромное монгольское войско для битвы против русских на Куликовом поле, и после смерти наследника естественно что именно Мамай стал обладать всей властью в Золотой орде, причем под его командованием остались остатки войска которые ушли с ним после куликовской битвы. Причем у одного историка есть предположение, что Мамай вовсе не проиграл русским Куликовскую битву, а на самом деле он намеренно отступил с основной частью своего войска, бросив русским на съедение своих союзников - в частности генуэзскую пехоту, за что впоследствии генуэзские купцы и убили его, отомстив за смерть своих сородичей. А отступил Мамай с Куликова поля потому, что ему пришло известие, что в сторону его столицы идет войско хана Тохтамыша. И вот именно против него Мамай хотел устроить свое главное сражение, а уж потом снова сразиться с русскими. Таким образом, хан Мамай распоряжался всеми войсками Золотой орды, и поэтому он по праву силы имел право брать себе любые сокровища - хоть всю казну из столицы ханства города Сарай-Берке и обоих золотых коней, и ни у никого бы он не стал спрашивать разрешения на это. Но почему же тогда существует легенда, что хан Мамай взял только одного коня. а второго захватили русские казаки?
  
  По моему мнению события развивались так: хан Мамай собрал большое войско для сражения с русскими на Куликовом поле, так, что он фактически оставил свою столицу без сильной защиты. И вот когда он потерпел поражение и отступил с Куликова поля, то его войско двигалось довольно медленно, потому, что имело много раненых. А в это время отряд казаков, то ли в виде свободной военной силы, то ли как часть войска Дмитрия Донского, узнав о победе русского войска, и зная что у татар много раненых, и движутся они медленно тут же решили обогнать войско Мамая и совершить набег на свежих конях на столицу Монгольского ханства. Казаки прискакали первыми, и на несколько часов захватили Сарай-Берке. Но хотя они и были вооружены копьями, пиками и саблями, но никакого тяжелого оружия - типа там стенобитных орудий у них вовсе не было. Поэтому все жители города просто заперлись в своих домах, и защищались в них что есть силы подручным оружием. А казаки не смогли просто так быстро разломать стены большинства домов, поэтому им почти ничего не досталось из внутренней утвари и сокровищ казны в виде золотых и серебряных сосудов и других изделий, которые можно было быстро и легко увезти на казацких конях. Зато в противоположность этому - статуи двух золотых коней хана Батыя стояли совершенно открыто, и никакой защиты в тот момент у них не было. До этого все описание полностью совпадает с легендой. Однако дальше идет всеобщее заблуждение: что якобы казаки разломали статую одного из коней, или отломили у него голову, и ускакали с этим богатством.
  
  Дело в том, что ни отломить голову золотого коня, ни разломать его у казаков не было никакой возможности. Это потому, что золото - весьма пластичный материал, который гнется, но не ломается. Это чугун достаточно сильно уронить и он может треснуть и расколоться. А золото расколоть никому не удастся. И никаких металлорежущих инструментов с собой у казаков наверняка не было - даже какой-нибудь простейшей пилы по металлу. Да и времени чтобы пилить золотого коня у них тоже не было. Поэтому увезти золотого коня они могли только целиком, а это было очень трудно - слишком уж много он весил, даже если конь был полым, то все равно весил порядка 1,5-2 тонны. Да даже если бы казаки сумели отделить одну только голову золотого коня, то с одной стороны для них это было большое сокровище, а с другой стороны - не такая уж большая потеря для татар - потому, что голова весила от силы 10% от общего веса коня, а значит остальные 90% его веса остались татарам, и плюс 100% веса другого коня. А ведь это чистое золото! и не так уж важно, что часть коня одного коня в таком случае была бы потеряна, все равно большая часть этого сокровища осталась бы татарам, и не существовала бы легенда о том, что казаки украли одного коня. Так что скорее всего второго коня они увезли целиком.
  
  Я так полагаю, что казаки захватили какую-нибудь большую арбу, и сильно укрепили ее. и положили туда одного коня, и впрягли в эту арбу несколько десятков лошадей, и медленно потащили ее по степи. Но в это время хан Мамай уже получил известие о том, что его столица была временно захвачена отрядом казаков и был похищен один из коней, поэтому он тут же собрал сильный конный отряд и пустил их в погоню. Татары несомненно сначала ехали широкой россыпью - чтобы вначале просто обнаружить беглецов. Но когда они увидели русских, то те тоже бросились на единичных татарских всадников. В результате этой первой стычки казаки поняли, что они уже обнаружены, а передовые дозорные татар донесли своему командиру что увидели русских. И тогда казакам ничего не осталось как зарыть и спрятать золотого коня, в надежде, что удастся выжить и потом воспользуются своим сокровищем. Я считаю, что они сняли с арбы коня и зарыли его в неглубокой яме. Дело в том, что для того, чтобы неглубоко зарыть коня требуется не так уж много времени. яма могла быть совсем неглубокой - это для человека роют двухметровые могилы - потому, что организм разлагается и воняет, а золото не воняет - достаточно вырыть ямку глубиной около метра и засыпать землей толщиной слоя хотя бы два десятка сантиметров. И если могилу для человека роют два-четыре землекопа за пару часов, то метровую ямку для коня двадцать человек могли вырыть за десять минут, положили туда золотого коня, присыпали землей и покрыли это место травой или песком - чтобы незаметно было. А потом отвезли арбу и ускакали на десяток другой километров. Но татары уже полностью окружили отряд казаков, и в неравной битве они все погибли. И татары не смогли найти место захоронения статуи коня. Потому, что в степи достаточно отойти на десяток шагов - и уже ничего не увидишь, что возвышается над землей ниже десятка сантиметров. Это холмы и курганы в степи далеко видать. Но видимо зря неумные люди думают, будто золотого коня зарыли под высоким курганом. Нет, все очень гладко и незаметно.
  
  А потом войско Мамая приехало в столицу и стали готовиться к битве с Тохтамышем. Но сил у Мамая явно не хватало, поэтому он решил эвакуировать все сокровища в Крым - там где он провел свою жизнь. Поэтому вероятно погрузили одного золотого коня и другие тяжелые вещи на лодку, и повели ее вверх по реке Ахтубе, потом по Волге, затем перетащили в реку Дон и по нему в Азовское море, а потом и в Крым, у берегов которого лодка в шторм затонула. Вот поэтому судьба двух золотых коней и разделилась - один лежит у берега Крыма, а другой - зарыт в степи. Но можно ли вообще через много столетий найти обоих коней?
   Да, я считаю что можно. Во-первых - лодка с казной Мамая и золотом конем наверняка затонула вблизи самого берега - минимум в десяти метрах, а максимум в ста метрах. потому, что лодки того времени старались ни в коем случае не удаляться от берегов - потому, что никаких навигационных приборов у них вовсе не было - даже простейшего компаса, который был изобретен китайцами. И если бы нашлось понимание у группы людей, то надо взять магнитометр - по сути миноискатель, и пройтись на лодке вдоль побережья восточного Крыма. Вот только работа эта будет очень трудоемкая, потому, что во время Великой отечественной войны у берега Крыма под водой валяются тысячи металлических предметов, начиная от утонувших советских и немецких самолетов, катеров, барж, мин и торпед, бомб и снарядов. Поэтому миноискатель поисковиков будет давать тысячи ложных срабатываний. Точно так же можно искать и второго коня, зарытого в степи. Только надо понимать, что искать надо ни в коем случае не вблизи брошенного города Сарай Берке, а вдалеке от него, потому, что казаки вовсе не были такими дураками, чтобы зарывать коня прямо на виду у жителей оставленного ими города. Я думаю, что они успели отвезти коня на сотню другую километров пока войско Мамая успело прискакать и настигнуть их. И искать золотого коня надо не в курганах, а на ровных местах. И не в высохших реках и озерах, а на земле. ТАК ЧТО ЗОЛОТЫЕ КОНИ ЖДУТ НАС!!!

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"