Это короткие мысли вслух о прочитанных рассказах финала. Я не критик и не профессиональный писатель, поэтому не стоит ко мне слишком серьёзно прислушиваться. Я буду судить рассказы финала, придерживаясь своих внутренних критериев, с которыми вы можете быть не согласны, но я не собираюсь с вами обсуждать эти вот мои внутренние критерии.
Вне зависимости от тех оценок, которые я поставлю, хочу сказать:
Милые финалисты. Читать ваши рассказы было интересно и нет в финале ни одного скучного рассказа. Желаю всем успеха!
Рассказ о мрачноватом будущем, в котором люди получили долгую, а возможно и бесконечную молодость, но утратили добро и милосердие. Детские книги учат, как стать счастливым, полагая счастьем - успех, а его источником - самого человека. Главный герой находит в себе силы навещать старую, выживающую из ума мать, но возникшую в душе тоску воспринимает как грязь, которую вычистит ближайший сеанс автоматического психоанализа. А его мать в сгущающейся тьме деменции продолжает ухаживать за детьми и читает им сказку Андерсена про диких лебедей и Элизу, шившую им рубашки из крапивы.
Рассказ о будущем, в которое вернулись времена Ордынского ига. Главный герой, предчувствовавший нашествие безжалостных иноплеменников (Инопланетян? Иновременян? Людей из параллельного мира?) и написавший об этом нашествии несколько романов, живёт с женой в разгромленном городе. Несмотря на то, что все его прогнозы оказались точны, он не получил признания и покорно готовился к смерти. И тут - парадокс! - признание приходит со стороны той самой "саранчи" и зла, чей приход он предчувствовал. Ему даруются все блага, которыми может располагать в данных обстоятельствах полубог. Главный герой даже пробует на вкус в душе эту ежедневную бадью горячей воды и согласную на всё женщину. Но выбирает - потолочный крюк.
Мир современной городской сказки, где эмоции вещественны, а вредные эмоции подлежат обязательной утилизации. Главный герой - сборщик, пропитавшийся этими эмоциями насквозь, эдакий напитанный ароматами золотарь. И вот он встречает новую семью (как я понял - в семье нет отца, только мать и дочь), которая не выделяет ни ревности, ни зла, а только тревогу и (иногда) скуку. Кстати, я знаю таких людей - видел своими глазами и даже знаком - редкость в наше время. И они делают подарок этому издёрганному, отравленному старичку - счастье.
Маверик Д. О, человек
Рассказ о будущем, в котором невероятно реалистичные биороботы вытесняют из жизни людей. Началось всё с 'пустышек', которые подкладывали бесплодным мамам, а вылилось в отсутствие работы у врачей - биороботы не болеют. Мнение автора о том, что мама не может любить искусственное существо, кажется мне спорным - я сам видел, как девочки нянчатся с куклами, а мужчины называют свои автомобили 'ласточками' - человеку свойственно всё очеловечивать, так почему бы не очеловечить этого голема? Мне показалось: автор намекает на то, что главный герой рассказа именно голем, коль задаётся вопросами о колодце бездонной глубины, которую мы и вообразить-то не в состоянии. Если я прав, то это неплохая находка.
Механник Г. Ludus
Рассказ написан так, как пишет свои картины Стивен Уилтшир - с огромным количеством разнообразных деталей: звуки, краски, запахи, множество персонажей, вступающих в разнообразные отношения, всё очень концентрировано, густо. За пёстрым карнавалом, в который я провалился с первых строк, нельзя пристально рассмотреть ту историю (вернее несколько историй), которую рассказывает автор. Страсть к пари, как психическая инфекция - это интересно придумано. Было бы любопытно прочесть повесть в этом антураже.
Тихонова Т.В. Жук в ладошке
Рассказ о том, как пытается встроиться в мирную жизнь ветеран войны, получивший вместо своего тела набор из органов разнообразных инопланетян. Завязка напомнила мне лихие рассказы Гаррисона, где Десантные Дромадеры откусывают головы, а сержанты пришивают нашивки прямо на кожу, чтобы показать какие они крутые. Рассказ обрывается на полуслове, так что мы не узнаем - составила ли Ииша счастье Или. Мысль автора о том, что существа с разных планет могут не только служить донорами органов друг для друга, но ещё и дают потомство, показалась мне несколько натянутой. Понравилось название, которое работает на текст.
Лионская Л. Паша хромает
Рассказ о мире, в котором люди ищут счастье не в реальной жизни, а в тщательно наведённых галлюцинациях. Тут сразу вспоминается 'Футурулогический конгресс' Лема, с человечеством, погружённым в многослойный наркотический сон, 'СОН' Пелевина, ну и 'Матрица' конечно вспоминается. В 'Паше' героев не обманывают Мировые Злые Силы, они сами рады обманываться и получать плюшечки в виде дозы дофамина. Самое печальное, что 'на игле' сидят даже циничные врачи - потому что нельзя начать есть грубоматериальную пищу, если ты с детства питаешься дофаминовой кашицей. Финальная добивка очень понравилась.
Непомнящий-Родства И. Выходной
Недалёкое будущее, где страна распалась даже не на полисы, как в 'Баклужинском' цикле Евгения Лукина, а на отдельные дома, ведущие bellum omnium contra omnes, как в 'Б. Вавилонской' Михаила Веллера. Социальная фантастика, как мне кажется, очень непростой жанр - достаточно немного пережать и свалишься в излишний пафос и морализаторство. К счастью, автор 'Выходного' довольно точно вписался в рамки. Мне понравился сюжетный выверт - я подозревал, что лемур с начинкой, но с кефиром - да, это было неожиданно. Финальная добивка удалась.
Васин Р.В. Два бога
Этот рассказ показался мне очень эклектичным. Автор начал его как научно-фантастический, а потом вдруг принялся оперировать понятиями 'души', 'ада' и 'рая'. Остался неразъяснённым вопрос о том, кто и зачем убил главного героя. Я догадываюсь, что это был Мельников, но хотелось бы закруглить. Идея с девушкой, исчезающей за дверями, понравилась, да и вообще рассказ держал в напряжении. Есть проблемы с языком - зачем писать 'Принял сидячее положение', если можно попросту написать 'Сел'? Эпилог как-то чрезмерно жесток.
Лэмберт Д. Птицы небесные
История о цене, которую люди платят за то, что решают идти своим путём. Кай не смирилась ни со смертью мужа, ни со смертью сына. Кай не вняла словам Знахарки и принесла в селение беду, которая первой ударила её саму. Красивая, пробирающая история, хотя сам этот посыл: "Не уходи от традиций!" мне не очень близок.
Jacqueline D.G. Запретное чувство
Не знаю почему, но этот рассказ напомнил мне сразу 'Приглашение на казнь' Набокова и 'Мы' Замятина. Ведь Джокеры не хотели останавливаться на сострадании, их цель была выхолостить все эмоции? Мне показалось, что кристаллы с записями немного выбиваются из мира, который рисует эта история - аутентичнее была бы граммофонная пластинка. Стихи дивно хороши.
Молотов В. Муж на час
Человек, заполучивший волшебные камешки, бескорыстно помогает людям. Мне понравился нарисованный автором образ главного героя - эдакого рукастого, простоватого, покладистого мужичонки, решившего просто так делать людям добро. Главный герой получился прямо как живой, это удача.
Аницкая М. Алчере
Интересная идея с Посвящением, хоть я и не вполне понимаю какой в нём практический смысл? Может быть смысл в том, что человек, прошедший через него, видит: каждым своим шагом он меняет своё будущее. Даже если тебя забросило на другую событийную ветку, на такую, где ты уже сделал что-то, по твоему мнению непоправимое, ты должен найти в себе силы выйти на правильный путь. А вот любопытно, что если в той ветке, куда закинуло Джека, он уже стал наркоманом? Кстати, Аннушку с бидоном растительного масла, тоже никуда не денешь.
Шауров Э. Последний сезон
Планета, на которой нет ничего постоянного: ars brevis, vita brevis. Колдун, умеющий зажигать и гасить звёзды. Любовь, которую Край воспринимает как нечто глобальное, а Эльси - как мимолётное и прекрасное приключение, которое надо оставить позади. Этическое недоразумение приводит к смерти колдуна и катастрофе планетарного масштаба. Мне понравилось, как это написано, хотя сочетание НФ и колдунов выглядит немного неестественно - в окружающей жизни постоянно происходят крахи любвей, с таким потенциалом жители Тантара давно перекроили бы всю Вселенную.
Снегина Д. Отыщи мне Сай
История о братской любви. Рассказ спокойно довозит читателя до вполне ожидаемого финала, со всеми нужными остановками в пути. Не очень понятно куда делся отец - помните же про ружьё на стене, да? Идея о том, что Сай это и есть Четвёрка, мне понравилась, но её стоит расписать, пока она совершенно не играет.
Львова Л.А. Багрец и золото
История о хороших и нехороших людях. Хороший Слотин, плохой Трофимыч и нейтральный Лёха, про которого непонятно каким он станет. Понравилось качество текста. Название рассказа показалось мне спорным - да, багрец крови Слотина, багряный блеск крови Позднякова, багрянец неба, смыкающегося с тьмой, в которую уходит Трофимич - это понятно и красиво, но почему это завязано на цитату из Пушкина?
Клюева В. Бремя человека
История о том, как синтетический разум решил взбодрить старого, уставшего человека. Идея мне понравилась, но почему эйпи ограничились единственной простенькой задачкой? Они могли бы устроить Юзефу такой квест, что он на четвёртую докторскую бы пошёл.
Мягкая И. Сокровище
Вот если бы автор дал понять - как нужен главной героине, а может быть и всем обитателям Лимба, этот самый древний артефакт, успокаивающий сердце и заживляющий раны, было бы вообще прекрасно. Добавить немного интриги вокруг макгаффина.
Рубцова Д. Гаджеты
История о том, как люди познакомились с симбионтами и перепугались. Я вот этих людей очень понимаю - позволить малоизвестным существам с другой планеты лезть себе в голову могут разве что фрики. Существо, очень желающее дружить с человеком, начинает общение с атаки - странноватое поведение, не так ли? Хайнлайн ещё в 'Кукловодах' предупредил: искусственная эпидемия и термоядерные бомбы спасут нас от прилипчивых друзей. Рассказ кончается двусмысленно, слишком уж гладко стелет Панч.
Левченко Т. Просветитель
Очень атмосферный рассказ, который по продуманности героев и по количеству плотно упакованных, едва намеченных (но явных) сюжетных линий, является замахом на повесть, а то и на роман.
Кусков С.Ю. Долгожитель
История о том, как стадо стремиться затоптать того, кто сильно от него отличается. Сцена с судом понравилась, да и вообще всё цельно. А ещё понравилось, что автор не объясняет читателю, какие же цели возложила Вселенная на плечи скромного человека, который любит кошек.
Ролдугина С. Дрянь
История о том, что, оказывается, нет никакого противопоставления Добра и Зла. В мире рассказа все люди добры изначально, а Зло - это просто ментальная зараза, мусор, дрянь и дурь, который побеждается чаем, мёдом, имбирём, вязаными носками и человеческим отношением. Милая сказка.
Никитин Д.Н. Летучий корабль "Циолковский"
Ещё один очень атмосферный рассказ. Чувствуется, что автор серьёзно подошёл к вопросу изучения аэронавтики - с таким подходом стоит роман писать. За сцену воздушного боя, просто хочется пожать вам руку, уж на что я циник, а 'Все мертвые. Ни единого живого.', даже меня проняло.
Бессонная А. Радиация
После прочтения рассказа полез читать про прионы - спасибо, автор, понятия не имел об эдакой страсти. Идея 'радиоактивности' идей уже была у Нила Стивенса в 'Лавине'. И, хоть рассказ и не совсем об этом, от сопоставления с 'Лавиной' никуда не денешься. А вообще - написано ровно и увлекательно.
Кукреш В.В. Внутренняя красота
История о том, что главное в человеке не внешности, а внутренности, как сказал Гусь из 'Приключений Петрова и Васечкина'.
Цуркан В. Карты, деньги и "Два капитана"
О! Автор, а вы читали рассказ Лео Каганова 'Ухо'? Правильно главный герой поступил, с такими способностями он и безо всякого казино неплохо заживёт. Единственная вещь, которая меня смущает, так это вопрос: а откуда у него это зрение появилось, неужто натренировал?
Велич Р. Узник Ахерона
История, навеянная миром 'Джонни Мнемоника' и 'Биошока'. Сплошной, непрерывный экшн, густоватый, как по мне, но затягивающий.
Бондарева О.И. Холодная глиссада
История о том, что у каждой медали не две, а три стороны. За все дополнительные способности надо расплачиваться - чем больше у тебя степеней свободы, тем сильнее тебя может приложить об стенку. А интересный можно представить мир, в котором скоростью метаболизма можно управлять.
Герасименко А. Чужаки не считаются
Забавный фантастический детектив получился. Живые герои, причём поданные очень скупо, но метко, хорошие диалоги, затягивающий сюжет. Паджа, чёрта рогатого, жалко очень.