Тихонов Сергей : другие произведения.

Ст-2018. Финал

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Свободное творчество 2018: "Последний шанс"
   Впечатления от рассказов, добравшихся до финала
  
  
  
   Post Striatum "Три сестры"
   Красиво написанная, да вдобавок, за счёт эпистолярной стилизации, не банально поданная история-продолжение (фанфик?) пьесы Чехова. Короткими мазками редких писем автор продолжает жизнеописание высокообразованных, но безвольных, людей, плывущих по течению жизни, и лишь мечтающих её изменить, но не желающих ни прилагать к этому усилий, ни меняться самим.
   Классическая трагедия уникального для нашей планеты класса, "русской интеллигенции". С одной стороны, они уютно и сытно чувствуют себя за пазухой кормильца (не важно, отца-генерала или НИИ времён "застоя"), а с другой, постоянно жалуются на непонимание окружающих и мечтают вырваться... хоть куда-нибудь, ведь где-то там, за горизонтом, рай. Вот только забывают, что "за горизонтом" уже нет ни отца-генерала, ни НИИ-кормильца, а лишь "правда жизни", и трудности за них никто преодолевать не станет. А сами -- не умеют. Да и не желают, ибо отличаются сочетанием эгоизма, погружённости в себя и неспособности к сопротивлению, как у тех же персонажей "Трёх сестёр" Чехова, которые, даже зная о предстоящей дуэли, не пытаются её предотвратить и, фактически, становятся молчаливыми соучастниками убийства.
   Так и в рассказе Post Striatum, героини лишь пишут, пишут, жалуются, жалуются, но ничего не делают. Вместо того чтобы во времена революции и гражданской войны биться за идеалы и умереть, сражаясь; или построить жизнь заново, не работая в Париже таксистом или стриптизёршей, а открыв свой таксопарк или своё кабаре, они лишь плывут по течению (ну... да, героини и Чехова, и этого рассказа -- не Скарлетт`О`Хары).
   К минусам произведения отнёс бы слабое раскрытие темы. Шанс лишь маячил на горизонте, но так и представился, не дав читателю оценить действия персонажа по "хватанию его за хвост". Другой минус -- логические нестыковки событий во времени. Автор, желая продолжить сюжет рубежа веков уже в постреволюционном периоде, невольно допускает оплошности, когда героини под пятьдесят лет то танцуют стриптиз в кабаре, то влюбляют в себя студентов.
   В остальном -- достойный финала рассказ.
  
  
   Безбах Л.С. "Побочный эффект"
   Читая, со временем всё чаще подмечаешь шаблоны, которые авторы применяют либо для экономии времени, либо сами того не замечая, ведь те становятся "неписаными правилами жанра". Если в развлекательном романе выводят сироту, то его родители чаще погибают в автокатастрофе. Если наш современник раскрывает тайну, способную изменить мир (открывает Атлантиду, находит корабль пришельцев или изобретает философский камень), то в финале доказательства открытия пропадут бесследно. Если автор наделяет персонажа неограниченной властью, то на последующих страницах та его развращает. Если человечество обретает нечто желанное -- бессмертие, например, его тут же балансируют глобальным дефектом, вроде невозможности зачатия.
   С одной стороны -- понятно, надо же на чём-то строить конфликт, но с другой... а как же творческий поиск? Новые идеи, развитие жанра?
   Похожая ситуация и в "Побочном эффекте". Инна, как и многие жители страны до неё, благодаря чудо-излучению обретает абсолютное здоровье, но тут же становится эгоистичной сукой. Можно, конечно, поспорить с подобным "разменом", ведь и с точки зрения эволюции: в обмен на "плюсы" мы чаще теряем бесполезные черты (а сочувствие\эмпатия у "коллективных животных" к таковым не относится); и с точки зрения государственной политики: массово исцелять людей, создавая общество себялюбивых эгоцентриков, не выгодно.
   Впрочем, это именно что повод для литературного спора в компании знакомых, упрекать писателя и снимать баллы здесь не за что. Другое дело, придумай автор, как выйти за границы паттерна и не скатиться в мэри-сьюшничество, можно было бы и накинуть пару очков сверху.
  
  
   Белкин А. "Последняя попытка"
   Своеобразный рассказ-шутка, высмеивающий лицемерие политиков, которые щедро рассыпают призывы к "общечеловеческим ценностям", но в своём глазу бревна не замечают.
   Можно бы экстраполировать на существующие международные отношения, да вот незадача: в рассказе обе стороны со своими абсурдными требованиями -- зеркальные отражения друг друга, что и позволяет найти компромисс. Но как быть в нашей реальности, где одни страны упорно считают тех, кто живёт по своим обычаям -- врагами демократии, а их соперники последние тридцать лет идеологических требований не выдвигают и хотят просто торговать-общаться?
  
  
   Бесс О. "Люби меня или уйди"
   Звучная, как биение пульса в такт любимой музыке, миниатюра, в которой сочно выписанный джаз (третий герой?) переплетается с робкой надеждой на "осеннюю" любовь.
   Любовь взрослых, не однажды разочарованных и сломанных прозаикой быта людей.
   Любовь романтическую, как в пятнадцать лет, не имеющую шанса на... впрочем, ведь и в лотерею кто-то выигрывает?
  
  
   Волкова В. "Самсон расправил крылья"
   Второй подряд рассказ о любви, но уже другой -- юной и наивной; о любви, что томит лишь подростков, которым в силу возраста ещё нет дела до внешней мишуры. Это взрослые, пусть не всегда и признают, но про себя, точно бухгалтеры, подводят баланс избранника: достижения, таланты, статус, перспективы... А молодые, перефразируя Портоса: "Любят, потому что влюблены".
   Рассказ крайне "жанровый". В этом и плюс, и минус. Детально выписанные переживания, мысли, эмоции влюблённой девочки, подозреваю, доставят особое удовольствие дамам, которые местами расчувствуются, а может и проведут некие параллели, вспоминая себя в юности. Мне же не хватило некой... "наполненности действием"? Второго сюжетного ядра? У автора тот же танцевальный конкурс служит лишь ступенькой к пониманию себя, мне же интереснее вывести состязание на первое место, прошив романтикой задний план рассказа и представив обретение "истинной любви" приятным бонусом победы.
   Снизит ли это итоговый балл? Вряд ли. Постараюсь оценить историю в рамках жанра.
  
  
   Инна К. "Дождь"
   Атмосферная нуарная антиутопия, замешанная, правда, не столько на гангстерских разборках или подавлении государством "маленького" человека, а на вечных темах любви, измены, предательства и мести.
   Довольно быстро улавливаешь нотки "Шестого чувства" и "Дня сурка", но, благодаря сочно переданной атмосфере, интерес не пропадает до конца, правда тот немного смазан. Убийственная прямолинейность финального абзаца не красит историю, которая всю дорогу заставляла строить догадки и предположения. Думаю, намёка бы хватило, а читатель не тупой, догадался бы как-нибудь.
  
  
   Князев П. "Вслед за тенями"
   Рассказ категории "милота 120%".
   В этом и плюс, и минус, всё же некоторые увидят в истории желание автора отпедалировать штамп "хромоногая собачка". Но, если вы не слишком циничны, то найдёте или идеальную сказку для младших классов, или затейливую фантазию для остальных возрастов (под настроение). Это своеобразное "городское фэнтези" из мира кошачьих. Здесь и проказливые эльфы-ульфы, и зловредные гномы, и духи-мотыльки, и магические дуэли, и намёки на некие зловещие Силы.
   Занимательно, изобретательно и не скучно написано, хотя, местами, автор разъясняет "тайную миссию пушистых" слишком уж в лоб. Впрочем, за оригинальную интерпретацию таинственных кошачьих повадок, рассказ вполне заслуживает дополнительного балла.
  
  
   Ковалевская А.В. "Шесть хромых и зубастая девушка"
   Своеобразная историческая зарисовка, смахивающая то ли на сказку (но для неё в рассказе слишком много не ясных религиозных аллюзий), то ли на притчу (но для неё размер великоват).
   За отправную точку взят период, когда многовековые соперники Руси ещё интригуют, пребольно огрызаются, но переломить вектор истории уже не в силах.
   Литовский посол везёт ордынскому хану дары, но горюет, что нет в тех изюминки. Судьба тут же подбрасывает сироту-ведунью из леса. О чём думал вроде бы умудрённый годами князь Михаил, когда в нарушение слова решил подарить девушку хану (обманывать ведьм себе дороже), для меня загадка, но, в итоге, рассказ завершается хэппи-эндом.
   Автор рисует яркий, и, в целом, приятный мир, избегая модной тенденции реалистичного изображения средневекового быта с его грязью, вонью и антисанитарией (это явно не "тёмное фэнтези"). Да, временами указывает, что латы натирают, но это мелочи. К слову, насчёт доспехов: судя по описанию, воины месяцами ехали чуть ли не в полной латной броне, когда в позднее средневековье на долгом марше вряд ли надевали что-то тяжелее ватника-гамбезона под кольчугу или просто укреплённого дублета.
   Загадкой для меня остались регулярные акценты на "зубастости" Федоры. Пусть на дворе средние века и нет стоматологов, но ей же не за тридцать, она не рожала... то, что у пятнадцатилетней девчонки хорошие зубы -- само собой разумеется. Если это некая аллюзия, то она прошла мимо меня.
   В остальном -- сильный рассказ, достойный финала.
  
  
   Кузнецов Б. "Великаны топчутся"
   То ли сатира, то ли гротеск, то ли плод неестественной связи Гаргантюа и Д`Артаньяна.
   Изобретательно, вычурно, но я не большой ценитель литературного стиля Рабле, да и сатира вышла не такой уж острой. Вдобавок к нехватке "перца" тема "шанса" не раскрыта, у героя всё получается само собой.
   С другой стороны -- пока это самое небанальное из прочитанных на конкурсе произведений. Есть в рассказе неуловимое послевкусие, которое напоминает о себе и через час, и через день.
  
  
   Львова Л.А. "Третьяк"
   Оригинальный постапокалипсис, замешанный не на приевшейся западно-европейской традиции, а на древнеславянском колорите. Вычурность имён и терминов поначалу затрудняет погружение в историю, но, со временем, наоборот придаёт индивидуальность и объём.
   Не уверен, что стоило разрывать произведение флэшбеком в половину рассказа, а не предпочесть линейное повествование. Впрочем, дело автора, конечно.
  
  
   Марита "Клад чудесный, или Притча о трёх желаниях"
   Замечательная стилизация в духе "Холодного сердца", правда если у Гауфа всё заканчивается по-доброму, в "Притче о трёх желаниях" Матиас так и не нашёл в себе сил бросить вызов своим же порокам, обыграть Румпельштильцхена на его же поле и построить жизнь с ноля.
   Как по мне: пропаганда самоубийства как способа решения проблем -- не лучший ход со стороны автора. Это серьёзно опускает планку, до того высоко поднятую красивым образным повествованием.
  
  
   Найвири "Тихие воды глубоки"
   Спорный микс пустословия постмодерна и блатного говорка Рэдрика Шухарта из "Пикника на обочине". Возможно, эксперимент автора, но, на мой взгляд, не необходимый. Особенно, для простой истории об уставшем от жизни человеке, которому проще утонуть в иллюзии, чем жить по-прежнему или менять себя.
  
  
   Осипов В. "Женькин шофёр"
   Если мужик в тридцать пять всё ещё дурак по женской части, то это уже не лечится, что и проиллюстрировано рассказом. Более чем удачный бытовой реализм, более чем, но количество личных и притяжательных местоимений в тексте можно бы и сократить.
  
  
   Пашин В. "Дар"
   Задумкой напомнило и "Возрождение" Стивена Кинга (где "чудом" исцелённые люди этим же "чудом" сошли с ума, поубивав и себя, и окружающих), и серию фильмов "Пункт назначения" (где спасение от смерти было максимум сиюминутным).
   Правда в отличие и от "Возрождения", где автор формулирует посыл: "Живи сегодня!", и от "Пункта назначения", где сценаристы формулируют чисто американский посыл: "Смерть неизбежна, но, если поднапрячься, ты снова её обманешь, пусть и за чужой счёт", в рассказе "Дар" автор не формулирует посыла вовсе, если не считать им маньячный финал в духе: "Всех исцелю, этим же через год убью, один останусь и получу свободу от надоедливых людишек".
   Маловато будет, не уровень финала.
  
  
   Политов З. "Второе пришествие"
   Бодрый осовремененный нуар с интересным фантдопом. Спорным, так как на примере собственной истории знаем, что ни один самозваный мессия\олигарх не сможет победить государство деньгами, ведь правительство "деревянные" и производит, и контролирует оборот. А в современном технологическом укладе этот контроль практически абсолютен. Да и на высших этажах общественной пирамиды роль денег играют не разноцветные бумажки, а власть сама по себе.
   Но, в границах жанра, идея жизнеспособна, благо реализована на "отлично".
  
  
  
   Северная М. "Вечно полный кошелёк"
   Сколько нас таких, кто пять раз в неделю встречает утро и провожает вечер в переполненной маршрутке или отравленной свинцовыми испарениями автомобильной пробке... вот только зачем? Потому что "надо"? Потому что привычно? Потому что "семья и дети"? Или "а что люди подумают"?
   Так и герой рассказа: понимает, что влачит навязанную обществом жизнь, но самостоятельно измениться не в силах. Максимум -- помечтать по пути на работу о бездонном кошельке, который решит все проблемы (на конкурсе, к слову, есть рассказы с выводом -- не решит).
   На счастье Алекса, в его судьбу вмешивается случай, исподволь принуждает заняться поисками истинного призвания (кстати, автор, а как быть человеку без творческих задатков, погибать молодым?) и в финале оставляет его "не с рыбой, а с удочкой".
   Любимой удочкой.
   Везучий Алекс, что тут скажешь. Большинство из нас так и не поднимается выше уровня "визуализаций" по пути на работу.
  
  
   Цокота О.П. "Всего несколько строк"
   Описаниями и конструкцией диалогов, рассказ по пышности превосходит дамские юбки затронутой эпохи. Впрочем, сочетание коварства и мастерства графолога в на первый взгляд "невинном цветочке" тоже впечатляет. Не ясно одно: зачем в историю вплетены служанка и её сын?
  
  
   Чваков Д. "Груз особого назначения"
   Лётчицкая байка о многодневной пьянке в тундре и сбежавшем покойнике. Время действия не обозначено, но душевность персонажей указывает на советский период.
   Основное достоинство рассказа: сочное и детальное, чуть ли не в духе "Москва -- Петушки", живописание заполярного выпивона под заполярную закуску. Чувствуется рука мастера. Основной недостаток -- тема конкурса пришита белыми нитками.
  
  
   Шалабаева Л.А. "Больше всех на свете"
   Добрая и крайне сентиментальная история о начале послесмертия, где привратная загробного мира предстаёт в привычном для человека нашего общества виде (и правда, зачем впустую травмировать новопреставившуюся душу). Отстояв в "электронной" очереди, духи супругов получают шанс в последний раз навестить живых членов семьи, кого-то спасти, а кому-то напомнить о своей любви.
   Вечные семейные ценности не частый гость на нашем конкурсе, а потому шанс у рассказа, думаю, есть.
  
  
   Шауров Э.В. "Доказательство бытия"
   Своеобразное размышление о том, как "малой кровью" изменить поведение человека. Не природу, а её внешние проявления.
   В Ветхом Завете оставили лишь Ноя, да не помогло. Грешники снова народились от праведника.
   В арабских странах рубили руки за воровство, закидывал камнями за прелюбодеяния и, в качестве уступки мужской природе, разрешили содержать четырёх жён -- не помогло, грешников хватает.
   В Китае расстреливают наркоторговцев и коррупционеров, но ни то, ни другое, так и не изжили.
   И вот в рассказе "Доказательство бытия" некто (Бог, хакеры, иллюминаты или рептилоиды) предпринимает новую попытку: для профилактики наказывает всех, но затем возвращает отнятое и ждёт... пригрозив другими карами за неповиновение.
   На бытовом уровне -- сработало: кто курить бросил, кто семью создал, а вот на глобальном... недаром автор вводит Кешу, как прообраз тех, кто до последнего ищет какой-нибудь хитрый путь обхода Системы.
  
  
   Щербак В.П. "Госпиталь"
   Простая, но содержательная история о том, что не следует ни раньше времени опускать руки, ни решать за другого человека, особенно если вас с ним связывает не шапочное знакомство. Рассказ пришёлся бы к месту в каком-нибудь детском журнале или газете "Пионерская правда", но в наше время, к сожалению, это невозможно.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"