- Хорошо, ты лучше Михалкова, но не столь знаменит как Спилберг. Но дела это не меняет. В отличие от них, ты никогда не получишь деньги на такую массовку.
- Ну и зачем мне такой продюсер?
- Такой продюсер тебе, Пазолини ты мой доморощенный, нужен, чтобы найти деньги на камерный фильм о жизни средневекового города. А ты хочешь снять битву. Да еще в качестве второстепенного эпизода!
- Этот эпизод нам нужен. Иначе все плоско...
- Снимать не будем. По крайней мере массовку. Могу обеспечить два десятка всадников и полсотни пехотинцев из клуба исторической реконструкции.
- Это битва?
- Это кусочек битвы. Остальное будем размножать с помощью современных технологий. Рассказывали на днях об одной фирмешке. Создают на компьютере массовые сцены для музыкальных клипов с историческим колоритом. Реализм- просто закачаешься... И недорого.
- Вы просили Куликовскую битву? Что же вам конкретно не нравится? Вот русские войска. Вот монголы.
- Почему так мало?
- Сколько собралось... все при деле.
На экране разворачивалась битва, которую трудно было назвать эпической. Татарская конница методично вырезала небольшой передовой полк, состоявший из крестьян, все глубже увязая в ловушке, подготовленной противником- лучшие части русичей уже заходили им в тыл. Компьютерная массовка сражалась совсем не по голливудским стандартам. Пешие войны неумело, без артистизма, уворачивались от копий конницы и старались вспороть брюхо лошадей вилами и топорами. Князя, даже переодетого, там не было и быть не могло. Крестьяне сражались и умирали еще пытаясь зацепить заточенными железками противника, осатанело рвавшегося вперед и умиравшего рядом со своими врагами. И в глазах воинов, падавших под копыта лошадей, читался не героизм компьютерной модели, а тоска живого человека, еще почти живого.
- Сколько собралось, - задумчиво протянул режиссер. - Не пытайтесь обмануть профессионала. Это ведь не компьютерная графика. Это натурные съемки. Куликовская битва. Настоящая...
- Это что-то меняет? Заказ выполнен. Вполне добротные документальные съемки. Наука на службе обществу.
- И вы с помощью машины времени занимаетесь спецэффектами для клипов? - Поразился киношник. - У вас удивительно высокий полет фантазии и бездна амбиций.
Собеседник задумчиво помолчал, потом усмехнулся:
- Были. И полет, и амбиции. У тех, кто все это изобрел и построил. Не машину, никто никуда по времени не ездит. Просто нашли ребята умные возможность заглянуть в любую эпоху. И заглянули. Потом пошли по высоким кабинетам, рассказывая всю правду о недалеком прошлом и событиях дней минувших. Пошли и не вернулись, однокашники мои гениальные. И остался я с их игрушкой. Разобраться в ней не могу, спал на лекциях много. В двадцатый век заглядывать не рискую, я парень может не гениальный, зато сообразительный. Вот, клипы мастерю... псевдоисторические. До вас никто не жаловался.
- Но как же так? - взвился режиссер. - Вся история на ладони! Вы же можете разрешить все загадки древних цивилизаций, узнать о происхождении человека!
- Могу. И знаю уже. Только я не историк. А историкам мой волшебный глаз ни к чему. У них наука. Архивы изучают, курганы раскапывают... И тут я весь в белом. Пробовал пару раз правду рассказать. Быстро понял -- ученые может и не спецслужбы безжалостные, но за веру свою в теории умные, глотку перегрызут любому благодетелю.
- Но...
- Зато клипмейкеры в восторге, говорят, кровь на компьютере получается очень натуральная.