|
|
||
Николай Тимофеев
О РАБОТЕ
(Размышления и личный опыт)
Работа. Насколько она важна для человека?..
Каждое утро просыпаемся и готовимся к Ней, потом добираемся к Ней. Отдаём Ей свежие эмоциональные и физические силы в течение всего рабочего дня, пытаясь в обеденный перерыв как-то восполнить эти силы. Рабочий день кончился, возвращаемся домой уставшими, отдыхаем, восстанавливаем силы для следующего рабочего дня. Конечно, есть выходные дни и отпуска, которые тоже можно рассматривать как подготовку к Ней и восстановлением сил, недаром они оплачиваются работодателем. И так всю активную часть жизни человек работает, чтобы содержать себя и детей, чтобы жить. Да и как без работы, без труда? Праздная жизнь ведёт к деградации, но это уже тема для другого разговора. У каждой работы есть своя специфика, особенности, мы размышляем сейчас о некоторой средней работе, считая эти особенности для наших размышлений несущественными. Нельзя сказать, что большую часть жизни мы отдаём работе, но лучшую вполне можно. И поэтому возникает невольный вопрос: насколько интересна нам эта лучшая часть нашей жизни? Тут возможны и они существуют в реальности разные варианты: от влюблённости до ненависти. И зависит это, если разбираться детально, главным образом, от нашего выбора, на который влияют самые разные обстоятельства и случайности. Предполагаем, всем хочется идеальной работы: и чтобы интересной была, увлекательной, престижной, чтобы платили много, недалеко от дома и т.д.
У одних отношения с работой складываются удачнее и быстрее, у других менее удачно поиски растягиваются на многие годы, прежде чем человек почувствует, что это его работа. Естественно предположить, что у кого-то такого момента истины может не наступить совсем. Автор встречал человека предпенсионного возраста, который признался ему: Я ненавижу свою работу.
Первое, что приходит в голову, когда задумываешься о причинах наступления того или другого варианта это прежде всего совпадение или несовпадение природных наклонностей (способностей) человека с требованиями, которые предъявляет та или другая работа. Что в нас заложено природой обнаруживается в детстве: одного ребёнка увлекают муравейчики, козявочки, улитки и другие живые объекты природы он готов часами за ними наблюдать; другой к ним совершенно равнодушен, ему подавай машинки и чем их больше и разнообразнее парк, тем лучше; третьему интересен только спорт или только один футбол, например, и т. д. На этом этапе жизни велика роль родителей не только в том, чтобы заметить склонности ребёнка, но и развивать, по возможности, эти склонности, чтобы они стали в будущем его профессией. Ясно, что если это удаётся, то можно ожидать, что работа у человека будет для него интересной, он будет ей увлечён и только в этом случае, кстати, может достигнуть больших и даже выдающихся результатов. И напротив, если работа не нравится, человек выполняет её только из-за того, чтобы получить какое-то материальное вознаграждение, часто он испытывает чувство подобное отбыванию наказания, качество выполненной работы, как правило, низкое.
К сожалению, не всё так очевидно со склонностями ребёнка, как написано выше, способности могут быть ровные, ничего не выпирает, и довольно посредственные на первый взгляд и, главное, трудно различимыми. Наверно, в этом случае важно, что человек желает получить от работы, что считает в работе важнее всего: деньги, престиж, моральное удовлетворение, востребованность, известность или что-то ещё? Конечно, необходимы попытки выполнения той или другой работы для накопление собственного опыта, это важнее всех советов окружающих. В результате у каждого человека складывается своя история отношений с работой. Иногда решающую роль принадлежит в большой степени его величеству Случаю. В определённой мере так сложилось в моей жизни как-то так я не мечтал и не планировал, как получилось, хотя своей работой был вполне доволен. Кратко было так.
В школе думал, как многие мальчишки, вначале стать лётчиком, потом военным инженером, металлургом, телевизионщиком, хлеборобом кажется, всё. В старших классах пытался понять свои таланты, особенных не обнаруживал: пожалуй, пространственное воображение в черчении немного выпирало (это важно и нужно в инженерной деятельности), хотя был отличником и по другим предметам, даже претендентом на медаль. Да, нужно отметить, почему не знаю, когда это случилось тоже не помню, мечтал для себя только о высшем образовании. Говорят, что так нас настраивали тогда в школе не знаю, возможно. Но учиться я любил, это я помню. Короче говоря, получалось, что мне следовало поступать в технический вуз, чтобы получить инженерное образование, о чём я стал думать. Инженерные специальности тоже бывают разными: модными и немодными, престижными и т. п. что для молодого человека бывает существенным. Здесь у меня случился ряд неудач из-за юношеской самонадеянности. Стал я строителем совершенно случайно: после очередной крупной неудачи, когда было всё безразлично, выбрали с приятелем симпатичное по архитектурному виду здание строительного учебного заведения (техникума). Добросовестно занимался там и стала интересна профессия, когда почувствовал (уже во время преддипломной практики), что много в ней знаю и знания эти востребованы на производстве. Заканчивая позже уже вуз по этой же профессии, не сразу решил, какое направление (работу) выбрать: производство, проектирование или научные исследования. На преддипломной практике в крупной проектной организации чувствовал себя как рыба в воде, кажется, во всём разобрался и разочаровался в проектной работе; пошёл по распределению на производство, где тоже быстро разочаровался. Моё главное требование к работе в то время было: работа должна быть интересной. Находясь в раздумьях, работая, устроился на курсы по подготовке и сдаче кандидатских экзаменов (на всякий случай). В то время я где-то прослышал, что инженер может, работая на производстве, подготовить со временем некий материал и защитить диссертацию, но главным препятствием ему становятся часто кандидатские экзамены сдать их сложнее в почтенном возрасте, в сорок или пятьдесят лет. Сданные в молодом возрасте экзамены остаются с тобой навсегда. Посещая курсы, сдал в течение полутора лет эти экзамены; неожиданно появились новые возможности в течение года пригласили дважды в аспирантуру. Правда, немного не по моей узкой специальности, поэтому я отказался. И мучительно раздумывал о том, есть ли у меня способности для работы в науке стоит ли мне этим заниматься как главным делом жизни об этом узнал позже, когда стал кандидатом технических наук. Раньше всё-таки решился заниматься наукой пробился в дневную аспирантуру было трудно, но скучно не было. Говорили в нашей среде тогда так: аспирант первый год радуется, что поступил; второй ему это безразлично; третий очень жалеет, что он этим занялся. В каждой шутке есть доля правды так было и со мной но защитился в срок, был утверждён без трудностей ВАК. Неожиданно (никаких усилий с моей стороны) по аспирантскому распределению оставили работать при кафедре вуза, где был в аспирантуре. Через несколько месяцев работы в НИЧ (научно-исследовательской части) предложили штатную должность преподавателя на кафедре. Опыт работы преподавателя я уже получил раньше, и в аспирантуре тоже, мне эта работа понравилась, я согласился и преподавал, одновременно выполнял научно-исследовательскую работу, до выхода на пенсию по состоянию здоровья в 67-летнем возрасте. Получилось, что работа, которой я занимался почти всю активную часть жизни преподаватель вуза (доцент) свалилась случайно, такой цели я никогда перед собой не ставил, так получилось. Работа педагогическая со студенческой молодёжью была интересной; научно-техническая, исследовательская и изобретательская работа преподавателя в контакте с проектировщиками и с производственниками тоже. Нашёл то, что хотел и искал интересную, хотя и непростую работу, позволяющую постоянно развиваться и совершенствоваться в своей профессии. Правда, я застал ещё время, когда за эту работу и достойно платили, но это никогда не было для меня главным.
Но вернёмся к нашим общим размышлениям о работе. Конечно, идеальной работы не существует: всегда есть что-то, что нам нравится, что-то не очень нравится с чем приходится мириться либо искать другую работу: ту, которая удовлетворяет в самом важном для нас, ради которого мы согласны терпеть всё, что нам не нравится. Почти в каждой работе есть элементы творчества: чем их больше, тем работа интереснее, но и сложнее.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"