Тимофеев Николай Васильевич : другие произведения.

сознание

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

- 4 -

СОЗНАНИЕ

Человек обладает СОЗНАНИЕМ, внутренним субъективным миром, и в рамках этого внут-реннего субъективного мира он может свободно наблюдать, различать и формировать свои мыс-ли, смотря на них своим "духовным оком", "внутренним взглядом".

СОЗНАНИЕ - свойственный человеку способ отношения к объективной действительности. Сознание - это отношение к миру со з н а н и е м его объективных закономерностей. Соз-нание обозначает субъективную форму (целесообразность) человеческой жизнедеятельности, в отличие от её объективного содержания (её материальных условий, предметов и средств).

Сознание возникает в результате совместных действий огромного числа нервных клеток важнейшего органа нашего тела - мозга.

Сознание - высшая форма отражения действительности, высший продукт деятельности го-ловного мозга. Сознание - моё отношение к моей среде. Со-знание - сочетанное знание себя, знание о себе, выделение себя из окружающего. Со-знание - соотнесение всех знаний в пре-делах пространственных связей предметов и явлений действительности (знание себя, окружаю-щего; знание отношений внутри себя, в окружающем, себя с окружающими), так же как и в пределах последовательных временных пространственно-временных связей, включая взаимосвязь знаний, получаемых в момент отражения (предметные ощущения, восприятия), со знаниями, по-черпнутыми в результате субъективного пересочетания впечатлений от действительности (об-разы представления, понятия, суждения, умозаключения), со знаниями, предвосхищающими, прогнозирующими перспективы будущего. Сознание - сложный процесс субъективного восполне-ния знаний индивида об объектах действительности, накопленных им в предшествующем опыте, новыми знаниями о событиях действительности, приобретаемыми вследствие непосредственного отражения их; это процесс бесконечного обогащения объёма сочетанных знаний, совершенству-ющий возможности самого индивида в исправлении (коррекции) знаний.

Человеческое бытие и есть не что иное, как способ целесообразного, деятельного от-ношения к объективному миру, т.к. оно есть осознанное бытие.

Реальным же этот процесс становится как процесс сотрудничества в жизнеобеспечении, общения с людьми. Онтогенетически (гр.ontos-сущее+genesis-генез - развитие, охватывающее все изменения от зарождения до окончания жизни) этот процесс складывается по крайней мере из двух этапов: совместная деятельность взрослых, обеспечивающая первоначальное включение нового человека в общение, развивающее его функциональные человеческие способности и го-товящие его к самостоятельному целенаправленному участию в общем труде, затем- его собст-венная целесообразная деятельность по воспроизводству и совершенствованию форм, способов и средств общественного труда, одновременно обеспечивающая собственно человеческое разви-тие новых его участников.

Включение во все фундаментальные действия каждого из нас образа деятельности друго-го как условия и прообраза (эталона) отстраняет от нас (и - одновременно - отстранняет: делает "странными", проблемными) наши же собственные способности и усилия. Человек начи-нает относиться к себе, отличая себя от своей собственной жизнедеятельности, от её спо-собов, средств, предметов и от самого процесса её осуществления. Он отличает себя как по-тенциально (лат.potentia-существующий, возможный) способного овладеть любыми способами, средствами, предметами и процессами деятельности. Тем самым человек предстаёт перед самим собой в качестве силы, находящейся вовне или даже предшествующей любому способу деятель-ности. Отличие себя от своей собственной жизнедеятельности есть непременное условие фор-мирования всех собственно человеческих потребностей и способностей, в том числе и спо-собности к целесообразному (осознанному) поведению.

Характерный только для человека, опосредствованный отношением к своей собственной жизнедеятельности способ его отношения к миру не определяется видоспецифическими особен-ностями морфофизиологической организации человека, а осваивается на её основе каждым из нас онтогенетически во взаимодействии с окружением. Когда формы деятельностного общения, его способы и средства общи всем вступающим в него индивидам, то их общая значимость для каждого становится тем "масштабом" или той "мерой", которой индивид измеряет и оценивает собственное жизнедействие.

В совместно-разделённой деятельности оно значит что-то для другого, и только поэ-тому - и для него самого. Значимый для всех образ действия (со-действия)- это и чувст-венно-предметное отражение его объективной роли в общественной жизнедеятельности чело-века. И именно на основе всеобщего значения предметных образов действительности человек способен корректировать (лат.correctus-выправленный) сам свою жизнедеятельность, предва-ряя её осуществление значимым образом того её результата, который разрешил бы противоре-чия реальных условий его, человека, жизни.

Следовательно, деятельность человека постольку целесообразна и целенаправленна, поскольку её средства и способы мотивируются (фр.motiver - обосновывать, приводить дово-ды, мотивы, основания) заранее поставленной целью. Цель - это идеально представляемый результат деятельности, требующий для своего осуществления изменения объективных обстоя- тельств, разрешения противоречий в самих материальных условиях бытия, в процессе достиже-ния которых удовлетворяются и образуются новые потребности человека.

Исследование онтогенеза уровней сознания постоянно подтверждает, что сознание своей общественной принадлежности, объективной общественной обусловленности высших качеств сво-его "Я" и составляет высшее специфическое человеческое качество. Идеальное представление о будущем, предшествующее каждому отдельному виду деятельности и мотивирующее её, форми-руется на основе общих всем значений предметов, средств и способов деятельности, в кото-рых отражено и выражено знание закономерностей объективного мира. Именно знание опосредс-твует отношение человека к действительности. Деятельность со знаемыми предметами объеди-няет и преобразует всю сферу живого, умственно-эмоционального отношения субъекта к объ-ективным условиям его бытия, проявляя и осуществляя себя в таких своих формах, как вооб-ражение, целенаправленное внимание, воля, эстетические эмоции и др. Единство и целост-ность всех психических функций, возникающих на основе целесообразной деятельности мышле-ния, определяет способ целесообразного отношения человека к действительности. Сознание - это отношение к миру со знанием его собственных объективных свойств и возможностей.

Сознательной деятельностью поэтому следует называть такую деятельность, которая осуществляется со знанием объективного значения её задач, с учётом всех особенностей си-туации и последствий такой деятельности как для индивида, так и для общества. Вне созна-ния невозможно ни приобретение навыков, ни воспитание активных форм деятельности.

Не все психические образования (напр. потребности, способности, эмоции и даже сами знания) в каждый данный момент непосредственно участвуют в осознании предмета, на который направлено внимание человека. Но и они могут оказывать при этом весьма сильное влияние на мотивацию и направление осознанной деятельности.

Природа, однако, в истории развития человека наделила его возможностью действовать, не осознавая в каждый данный момент всякий элемент такой деятельности. Лишь каждый новый акт деятельности, в период его выработки, дифференциации и упрочения почти непрерывно контролируется сознанием. Однако по мере упрочения происходит автоматизация акта деятель-ности и возникает возможность как бы неосознанного его выполнения, по ИНТУИЦИИ,

Иногда называют "бессознательным" в деятельности человека такие формы деятельности, при которых человек недоосмысливает, недоосознаёт, недооценивает задачи, обстоятельства и последствия своей деятельности. Но в подобных случаях речь идёт не о "бессознательном" в полном смысле этого слова, а о недостаточно, неполно, несовершенно осознанном. На протя- жении всей истории человечества совершенствовались формы познания, углублялись знания че-ловека, сознание которого всё более глубоко проникало в природу вещей по мере перехода от видимости к сущности, от неполного знания к более полному, в бесконечном процессе прибли-жения к абсолютной истине.

Итак, явления, обозначаемые как "бессознательные", -это психические акты, осознава-емые на определённом этапе их развития, но приобретающие со временем характер непроиз-вольных, автоматизированных, т.е. ИНТУИЦИИ. Автоматизации по мере выработки и упрочения подвергается не только каждый двигательный акт и практический навык, но и каждый элемент психической деятельности, элемент сознания (ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения). Наиболее яркой иллюстрацией этого является процесс обогащения "Я" ребёнка представлениями. Они не формируются вновь при каждой новой ассоциации образов непосредственных впечатлений (ощущений, восприятий) с образами представлений от ранее пережитого.

Они актуализируются, дезавтоматизируются в сознании и становятся элементами новых цепей ассоциаций.

В основе акта автоматизации лежит такая степень тренировки следов нервных процес-сов, при которой для поддержания и сохранения сложного следа не нужно неоднократное, пов-торное сопутствование ему тождественного образа (движения, навыка, представления и пр.). В результате такой степени тренировки "следов" нервных процессов оживление их и воспроиз-ведение образа памятного представления становится доступным активной ассоциации с близки-ми или аналогичными представлениями в сознании. Таким образом, автоматизация психических актов не составляет "психического-бессознательного", а есть явление физиологическое, ко-торое должно изучаться методами не только нейрофизиологии, но и кибернетики.

Итак, физиологической основой сознания является оптимальная деятельность (возбуди-мость) творческого, в данный момент, участка коры больших полушарий головного мозга. Та-кой очаг оптимальной возбудимости, как показали электрофизиологические исследования, пос-тоянно перемещается в зависимости от изменения объекта сознания.

Сознание, впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую деятельность челове-ка. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя её. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преобра-зуют природу, общество, а тем самым и самих себя. Преобразовать, победить других доступно и зверю. Победить, усовершенствовать себя - вот доблесть, достойная человека. Это нужно понимать. ПОНИМАНИЕ - универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового со-держания, установления причинно-следственных связей явлений. Понимание наделяет смыслом объекты реальности и вводит их тем самым в привычный и связный мир человека. Уяснение смысла объекта как целого предполагает понимание его частей; в свою очередь, уяснение смысла частей требует понимания смысла целого (так называемый "герменевтический круг").

ГЕРМЕНЕВТИКОЙ (греч. hermeneuo - разъясняю) именуется теория и искусство истолкования, и прежде всего истолкования текста. Текст наделён определённым смыслом: понять означает раскрыть смысл, вложенный в текст его автором. Познавая природу, человек раскрывает смысл явлений, у которых нет ни автора, ни зашифрованного кем-то смысла, пос-тигая их причинно-связанную обусловленность, закономерность, либо случайность или веро-ятность. Иногда понимание происходит как неожиданное прозрение, внезапное ясное видение какого-то до тех пор бывшего довольно туманным и несвязным целого. Такое прозрение -"озарение", "инсайт", редкость не только в естественных, но и в гуманитарных кругах. Обычно же понимание делается возможным посредством ИСТОЛКОВАНИЯ, представляющим собой поиск стандарта оценки и обоснование его приложимости к рассматриваемому конкретному случаю. Например, понять действие исторического лица значит вывести обязательность этого действия из тех целей и ценностей, которых оно придерживалось. Поведение становится по-нятным, как только удаётся убедительно подвести его под образец; понятное в действиях человека - это отвечающее принятому правилу, а потому правильное и в определённом смысле ожидаемое. Понимание природы также является оценкой её явлений с точки зрения того, что должно в ней происходить, т.е. с позиции устоявшихся и опирающихся на прошлый опыт познания представлений о "нормальном" или "естественном" ходе вещей.

Эмоциональная, интеллектуальная и волевая сфера. Способность к волевому усилию.

ЭМОЦИЯ (лат.emovere - возбуждать, волновать, потрясать) - связанное с инстинктами, потребностями и мотивами непосредственное психическое переживание, душевное волнение (гнев, страх, радость и т.д.), возникающее у человека и животного в результате воздейст-вия на него внешних и внутренних раздражителей. Особый класс психических процесссов и состояний, отражающих значимость для осуществления его жизнедеятельности действующих на индивида явлений и ситуаций. Сопровождая практически любые проявления активности субъ-екта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятель-ности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Некоторые фи-лософии рассматривают эмоции как особый вид познания, а состояния удовольствия или стра-дания связывалось с представлением о грядущем благе или бедствии. Другие признают сущес-твование самостоятельной способности чувствования, неотождествимой с процессами познания и воли. Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые су-щества определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. В ходе эволюционного воздействия эмоции дифференцируются и образуют различные виды, отли-чающиеся своими психологическими особенностями и закономерностями протекания. Простейшая форма эмоций - эмоциональный тон ощущений - врождённые гедонические переживания (греч. Hedone -наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкус, темпе-ратура, боль). Уже на этом уровне эмоции дифференцируются на два полярных класса. Положи-тельные, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сох-ранению. Отрицательные стимулируют активность, направленную на избегание вредных воздей-ствий. В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты - особый вид эмоций, отличающихся большой силой, способностью тормо-зить психические процессы и навязывать определённый закрепившийся в эволюции способ "ава-рийного" разрешения ситуации (бегство, агрессию, обморок). В целом биологические эмоции представляют собой форму, в ко торой актуализируется видовой опыт: ориентируясь на него, индивид совершает необходимые действия (напр., избегает опасности, продолжение рода), целесообразность которых остаётся для него скрытой. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. Осуществляя функцию положительного и отрицательного подкрепления, они способствуют приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения.

В множестве эмоциональных процессов выделяется особый вид собственно эмоций. Их вы-зывают предметы и ситуации, так или иначе предшествующие, детерминирующие возникновение эмоциогенных событий. В отличие от аффектов, собственно эмоции иногда лишь слабо проявля-ются во внешнем поведении. Они имеют отчётливо выраженный ситуативный характер, т.е. вы-ражают оценочное отношение субъекта к складывающимся или возможным ситуациям, к своей де-ятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. Собственно эмоции имеют также идеаторный характер - они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не наступи-ли, и возникают в связи с актуализацией представлений о пережитых или воображаемых ситуа-циях. Их важнейшая особенность состоит в способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний, - он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с дру-гими людьми и, в частности, вызываемых средствами искусства. Сам способ выражения эмоций приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого "эмоционального язы-ка", о чём свидетельствуют как многочисленные этнографические описания, так и другие факты, напр. своеобразная бедность мимики у врождённо слепых людей. Собственно эмоции находятся в ином отношении к личности и сознанию, чем аффекты: первые воспринимаются субъектом как состояния моего "Я", вторые - как состояния, происходящие "во мне". Это отличие ярко выступает в случаях, когда эмоция возникает как реакция на аффект, напр. когда человек тревожится, что его может охватить страх, стыдится проявленного гнева и т.п.

Формирование эмоций в условиях развивающегося общества детерминировалось необходи-мостью их направления на новые социально значимые явления. Формирование эмоций человека - важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональ-ных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы дея-тельности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. Высший продукт развития эмоций человека - чувства, которые возникают в онтогенезе как результат обобщения конкретных ситуативно проявляемых эмоций. ЧУВСТВА - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отра-жающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Порождаемые миром объективных явлений, т.е. имеющие строго причинно обусловленную природу, чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение. Сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от которых зависит возникновение и содержание ситуативных эмоций (напр. чувством любви может быть обусловлена гордость любимым человеком, ненависть к его сопер-никам, огорчение из-за постигших его неудач, ревность и т.д.). В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно мотивационную значимость. Чувства носят отчётливо выраженный предметный характер, т.е. непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т.д.). Одно и тоже чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Напр. чувство любви нередко включает эмоции радости, гнева, печали. В одном и том же чувстве нередко сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицательные) эмоции. Этим объясняется такое свойство чувств, как двойственность (амбивалентность).

Исторически чувства формируются в процессе общественного развития человека и изме-няются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе чувства проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональ-ной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реак-ций.

В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, др. же остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих чувств человека выражаются его мировоззренческие установки, направленность, т.е. важней-шие характеристики его личности, её направленности. Чувство исключительной силы стойкос-ти, длительности, выражающееся в направленности помыслов и сил на единственную цель, называется СТРАСТЬЮ. Наиболее распространённая классификация чувств выделяет отдельные их подвиды в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами чувств: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические, родительские и т.д. По степени обобщённости предметного содержания чувства подразделяются на конкретные (к ребёнку, произведению искусства), обобщённые (к детям, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического и т.п.)

События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни человека, наряду со специ-фическими эмоциями могут вызывать длительные изменения общего эмоционального фона - т.н. настроения. НАСТРОЕНИЕ - одна из форм эмоциональной жизни человека. Настроением называет-ся более или менее устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.

Настроение влияет в различной степени на все психические процессы, протекающие в данный отрезок жизни человека. В отличие от чувств, всегда направленных на тот или иной объект (настоящий, будущий, прошлый), настроение, будучи часто вызванным определённой причиной, конкретным поводом, проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера.

Настроение характеризуется эмоциональным тоном (положительным - весёлое, жизнера-достное, повышенное и отрицательным - грустное, подавленное, пониженное), а также раз-личной динамикой. Относительно устойчивое настроение возникает в результате удовлетво-рения или неудовлетворения существенных запросов и устремлений человека.

Эмоции человека различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль эмоции играют в этиологии психических и психосоматических заболеваний. Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют направлению на них психической деятельнос-ти и поведения. Эту функцию они выполняют, оказывая, в частности, влияние на содержание и динамику познавательных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления. Надлежащий уровень энергетической мобилизации (активизации) организма, необхо-димый для достаточного регулятивного влияния эмоций, обеспечивается деятельностью вегета-тивной нервной системы (лат.vegetativus-растительный - регулирующая обмен веществ и дея-тельность внутренних органов и систем) и ретикулярной формацией (лат. reticulum-сеточка - совокупность структур в спинном мозге и в стволе головного мозга), находящимися во взаи-моействии с лимбическими структурами (лат. limbus-кромка, кайма - совокупность связанных образований коры и подкорковых структур головного мозга), составляющими центральный нер-вный субстрат (лат. substratum-подстилка, подкладка, основа) эмоций. Сопровождающие эмо-ции физиологические процессы (вегетативные, биохимические, электромиографические, элект-роэнцефалографические) выступают (наряду с мимическими, пантомимическими и речевыми пока-зателями) в психологических экспериментах в качестве объективных индикаторов эмоциональ-ных состояний. В частности используются в детекторе лжи.

РАЗУМ, ИНТЕЛЛЕКТ (лат.Intellectus- ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека:Intelligence) - способность учиться на опыте, приобретать и хранить информацию, быстро и целесообразно реагировать на новые ситуации. С помощью своих органов чувств быс-тро воспринимать перцепция (лат.perceptio- восприятие, непосредственное отражение бъекти-вной действительности органами чувств)) новую ситуацию и на основе анализа своих (и не только своих) ошибок в прошлом и сведений о настоящем вырабатывать оптимальную линию по-ведения; прогнозировать (гр. prognosis- предвидение, предсказание о развитии, основанное на изучении тщательно определённых, отобранных данных).

Интеллект - совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восп-риятия до мышления и воображения.

ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия гр. phantasia-выдумка)- психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путём переработки материала восприятий и представ-лений, полученных в предыдущем опыте.

Различают воображение произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное). Крайнее проявление непроизвольного воображения - сновидения. В бодрствующем состоянии деятельность воображения может иметь различные степени произвольности. На высокой ступени творческой деятельности воображение - произвольный процесс, направленный на решение определённой творческой задачи.

Различают также воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу.

Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов, оно требу-ет отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом.

МЕЧТА - Особая форма воображения. Как и творческое воображение, это самостоятельное создание новых образов, но мечта есть создание образа желаемого и более или менее отда-лённого, т.е. не даёт непосредственно и немедленно объективного продукта.

ВОЛЯ (лат.voluntas) - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия. Такого рода препятствия возникают в случаях, когда человек вынужден действовать под влиянием двух противоположно направленных тенденций (лат. tendere- направление, стремление, идея), одна из которых обусловлена непосредственным побуждением, а др. - значимой для человека, но непосредст-венно не побуждающей целью. Воля заключается в способности действовать в соответствии с целью, подавляя непосредственные (физиологические) желания и стремления. Воля - это "детерминирующая тенденция" (лат. determinare - определять, различать), самодавлеющий ис-точник человеческой активности, обуславливающий независимость поведения от объективных причин. В основе волевого поведения лежит многокомпонентный механизм, ключающий общий компонент действий, коим является опосредованность поведения (в отличие от импульсивного) внутренним интеллектуальным планом, выполняющим функцию сознательной регуляции деятель-ности. При этом внутренний интеллектуальный план направлен на поиск тех действий, которые при данных конкретных условиях могут привести к достижению поставленной цели. Специфичным же компонентом волевого поведения является наличие внутреннего интеллектуального плана, организующего все имеющиеся у человека в данный момент побуждения в направлении такой их иерархизации (гр.hierarchia-расположение в порядке от высшего к низшему, т.е. приори-тета (лат.prior -первый, важнейший), преобладающего значения), при котором ведущим моти-вом становится сознательно поставленная цель. Деятельность является функцией личности и воспринимаемого окружения: V=f(P,V).

Волевой акт включает в себя борьбу разнонаправленных мотивационных тенденций. Если в этой борьбе берут верх непосредственные побуждения (в том числе и нравственного поряд-ка), деятельность осуществляется помимо её волевой регуляции. В отличие от этого волевое поведение предполагает наличие таких психических процессов, посредством которых человек усиливает мотивационные (фр.motiver - обосновывать, приводить доводы, мотивы, основания) тенденции, идущие от сознательно поставленной цели, и подавляет противоположные. Решающая роль в этом процессе принадлежит мысленному построению будущей ситуации. В этом случае человек отчётливо представляет себе положительные последствия тех действий, которые он совершит, следуя сознательно поставленной цели, и отрицательные последствия действий, продиктованных непосредственным желанием. Если в результате такого предвидения будущих последствий возникнут положительные эмоции, связанные с достижением сознательно постав-леной цели, и они окажутся сильнее имеющихся у человека переживаний, порождаемых непос-редственным побуждением, то эти переживания и выступят в качестве дополнительной мотива-ции, обеспечивающей перевес побуждения со стороны сознательно поставленной цели. Итак, активность во внутреннем плане выступает как условие, порождающее новые мотивационные тенденции. Именно во внутреннем плане настоящая ситуация, отражаясь в свете будущей, об-ретает иной смысл, что и определяет завершение борьбы мотивов и принятие решения в пользу волевого поступка, а в тех случаях, когда человек намечает и способы достижения постав-ленной цели, - и создание намерения.

* * *

Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства страха, долга, коллективизма или патриотизма, мысль начинает регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью. Мысль, которая в основном следует "принципу удовольствия" вопреки "принципу реальности", относится уже к области патологии. Но и в пределах нормального мышления нередко случается, что мышление подчиняется "логике чувств", и мыслительный процесс, теряя своё познавательное значение, сводится к исполь-зованию формальных логических операций для оправдания перед мыслью положений, которые установлены помимо неё, будучи продиктованы чувством и фиксированы в угоду ему. Вместо того чтобы взвешивать все "за" и "против" какой-нибудь гипотезы, эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения; решение вопроса совершается в плане чувства, а не мысли. Мышление в таком случае служит не для того, чтобы прийти к решению проблемы, а лишь для того, чтобы оправдать решение, в пользу которого говорят "доводы сердца" - чувства, интересы, пристрастия, а не доводы разума.

* * *

Была одна старуха - Игнатьевна, которая лечила от голода малолетних: она им давала грибной настойки пополам со сладкой травой, и дети мирно затихали с сухой пеной на губах. Мать целовала ребёнка в состарившийся, морщинистый лобик и шептала:

- Отмучился, родимый. Слава тебе господи!

- Игнатьевна стояла тут же:

- Преставился, тихий: лучше живого лежит, сейчас в раю ветры серебряные слушает

- Мать любовалась своим ребёнком, веря в облегчение его грустной доли.

* * *

Он же всю жизнь ничего не делал - теперь тем более; он только смотрел кругом - как и что - и ожидал : что выйдет в конце концов из общего беспокойства, чтобы начать дейст-вовать после успокоения и выяснения мира. Родившись, удивился, и так прожил до старости: куда ж тут до всего дознаться. И опускались руки от сокрушающих всеобщих тайн. И ни разу никто не объяснил простоты событий - или он сам был вконец бестолковый. Действительно, когда пробовали ему, к примеру, рассказать, отчего ветер дует, а не стоит на месте, то он ещё больше удивился и ничего не понимал, хотя чувствовал происхождение ветра точно. - Да неужто? Скажи пожалуйста! Стало быть, от солнечного припёку?

У него только передвигалось удивление с одного на другое, но в сознание ничего не превращалось. Вместо ума он жил чувством доверчивого уважения. (Платонов А.П. Происхож-дение Мастера. "Красная новь" 1928, Љ 4,6.)

* * *

"Обpазованный человек не удовлетвоpяется туманным и неопpеделенным, а схватывает пpедметы в их четкой опpеделенности; необpазованный же, напpотив, неувеpенно шатается туда и сюда, и часто пpиходиться употpеблять немало тpуда, чтобы договоpиться с таким человеком - о чем же идет pечь, и заставить его деpжаться именно этого опpеделенного пункта". Гегель, "Логика" (М., 1928, т.1, ј 80)

* * *

"Абстрактные понятия... создавались человеческим умом постепенно в течение тысяче-летий, менялись, исчезали, вновь создавались и т.д. Поэтому в названиях понятий (словах) отразились соответствующие периоды развития человеческих знаний." (Г.Ф. Ланг)

* * *

"Электричество есть чистая цель образа, освобождающаяся от него, - образ, начинающий упразднять своё равнодушие; ибо электричество есть непосредственное проступание, или нечто ещё исходящее из образа, ещё обусловленное им, или наконец ещё не разложение образа, а лишь поверхностный процесс, в котором различия покидают образ, но имеют в нём своё условие, не приобретя ещё собственной самостоятельности".

(Г.В.Ф.Гегель "Система философии", ј 323. Сочинения, т.II Философия природы, М.-Л., Соцэкгиз, 1934.)

Теперь ученики 6-х классов изучают по физике, что электричество - это "направленное движение зарядов".


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"