Тимофеев Сергей Николаевич : другие произведения.

Манускрипт Войнича

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.34*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мое видение проблемы расшифровки так называемого манускрипта Войнича. Информация к размышлению для желающих самостоятельно попробовать свои силы на разрешении этой "исторической загадки". Переведенные фрагменты, включая "набивший оскомину" лист с изображением Альдебарана и Плеяд.


  
  
   - Разве вы еще не видите? - спросил он. - Еще не начали понимать, что все это трюки и ловушки? Чего вы еще ожидали? - в его голосе послышалось легкое раздражение. - Марк просто-напросто сунул вам приманку, и вы проглотили ее. Сначала, как вы правильно заметили, он взял карандаш и притворился, что пишет. Это подготовило вас. Затем он взял то, что не было ни ручкой ни карандашом (хотя по размерам и форме напоминало карандаш) и снова притворился, что пишет. У вас немедленно возникла психологическая иллюзия того, что вы видите карандаш или ручку. Естественно, это не было ни тем ни другим.
  

Джон Диксон Карр, "Черные очки"

  
  
   Цель моего прихода - вдунуть жизнь, в твою почти остывшую готовность...
  

Шекспир, "Гамлет"

  
  
  
  
   Разгадывание загадок истории сродни детективу. Поэтому я не стал приводить скучных рассуждений и выкладок, а просто предоставляю читателю факты, которые он сам легко может найти. Легко - означает в большинстве случаев просто вставить интересующий набор слов или название процитированной статьи в какой-нибудь интернетовский поисковик. Собранные вместе, они (факты), на мой взгляд, способны сложиться в некую картину, которая может послужить рабочей гипотезой при разгадке тайны манускрипта Войнича.
   Представленный материал разбит на три части. Первая часть содержит общие заметки по поводу манускрипта, вторая посвящена изображению знаков зодиака, третья - фрагменты моего перевода.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

ТАК ЛИ УЖ ТАИНСТВЕНЕН МАНУСКРИТ ВОЙНИЧА?

  
   ...множественность никогда не следует полагать без необходимости... [но] всё, что может быть объяснено из различия материй по ряду оснований, -- это же может быть объяснено одинаково хорошо или даже лучше с помощью одного основания.

Оккам.

  
   Коротко: с чего все началость
  
   Подзаголовок имеет отношение не к собственно манускрипту, а моему с ним знакомству. Началось оно с приобретения и прочтения не лишенного интереса романа Терри Можене "Манускрипт MS408", в конце которого не только прилагалась копия листа первоисточника, но и содержался малый комментарий, дающий общее о нем представление, а также интернет-адрес Йельского университета, где данный документ хранится.
   Затем последовали: википедия, русскоязычные сайты (по большей части бессодержательные перепевы с различной степенью подробности статьи из википедии, или же сводящиеся к бесконечным вопросам: "А знаешь ли ты, что такое манускрипт Войнича?" - и подробными ответами: "Нет, не знаю... А ты?"; очень редко - самостоятельные исследования) и иноязычные сайты, в отличие от первых содержащие различной подробности и серьезности анализ.
   Не вдаваясь в оценки информации, представленной на всех этих сайтах, возьмем за основу статью из википедии и посмотрим, насколько ее содержание соответствует действительному положению дел с исследованием манускрипта (да и просто здравому смыслу).
  
   Время и место создания
  
   "Ученые из Университета штата Аризона раскрыли одну из тайн манускрипта Войнича - его возраст. Используя метод радиоуглеродного анализа, команде ученых, возглавляемой Грегом Ходжинсом с физического факультета университета удалось установить, что манускрипт был создан в начале XV века.
   Ходжинс установил, что некоторые цвета на страницах манускрипта идентичны тем, что были в ходу в эпоху Ренессанса, а позже определил и более-менее точную дату создания рукописи. На этом пока все". - Интернет.
   В других статьях приводится конкретный диапазон дат - 1404 - 1438 г.
   Спорить в данном случае с учеными, как мне представляется, не имеет смысла. Лично меня вполне устраивает и меньшая точность, принимаю 1400-1450 г.
   Что же касается места создания...
   Судя по месту обнаружения (Мондрагоне, см. ниже), было бы логично предположить, что создан он где-то неподалеку, т.е. в Средней Италии. Некоторые исследователи, основываясь на изображении зубчатых стен и ссылаясь на то, что замки подобного рода встречаются (в данный период) в Северной Италии, помещают туда и место создания (в частности - в Венецию).
   Конечно, с этой точкой зрения можно поспорить. Вовсе не обязательно рисунок зубчатых стен должен соответствовать замкам Италии. Он мог возникнуть из рассказов путешественников (если автор общался с таковыми), из каких-либо рукописей, прочитанных автором (если таковые были), из наблюдений, сделанных автором во время путешествий (если он таковые совершал) и т.д. Но в чем смысл этого спора? Какая нам разница, где был создан манускрипт, если целью нашего исследования является его содержание?
   Принципиальный момент здесь таков (с моей точки зрения), что, установив место создания, мы в большей или меньшей степени можем ориентироваться на разновидность (диалект) языка, использовавшегося в данной местности, что может позволить идентифицировать те растения, о которых идет речь в манускрипте. Вместе с тем, автор мог быть иностранцем, нашедшим временное пристанище в том месте, где он (манускрипт) был создан. Вопрос придется пока оставить открытым, хотя помощь может прийти... от самого автора и несколько прояснить проблему, которая будет затронута в следующем разделе.
   Присмотримся к рисункам повнимательнее.
  

0x01 graphic
0x01 graphic

  
   Это изображение короны мы видим на странице 132.pdf
   Исследователи почему-то обходят стороной вопрос (точнее, мне не встретилось статей, где бы это обсуждалось), что за корона изображена на рисунке. Если (даже поверхностно) порыться в Интернете, то мы обнаружим, что у каждого государства (не говоря уже о светской иерерхии) была корона своего типа. На мой взгляд, корона на рисунке более всего похожа на французскую.
  
   0x01 graphic
0x01 graphic
0x01 graphic
   128.pdf 129.pdf 130.pdf
  
   Перед нами головные уборы и фрагменты одежды. Излишне распространяться на тему о том, что одежда и головной убор приняты в неком обществе (при неком дворе), и в некое время, что можно установить, проведя соответствующие исследования. Коих я также не обнаружил. Но давайте вглядимся в приведенный ниже рисунок. Ничего не напоминает?
  
   0x01 graphic
  
  
   Теперь давайте повнимательнее приглядимся к карте Италии. По утверждению некоторых исследователей, манускрипт был приобретен в иезутской школе в Мондрагоне, продававшей часть своих рукописей в связи с назревшим ремонтом. Расстояние между этим населенным пунктом и Неаполем, находящимся по отношению к нему на юге, составляет без малого 53 км.
   По другую сторону Неаполя, на расстоянии почти 70 км, находится другой населенный пункт, Салерно.
   Таким образом, всего лишь 120 км разделяет Мондрагоне, где был приобретен манускрипт, и Салерно, где располагалась...
  
   Салернская медицинская школа
  
   В данном разделе я делаю несколько выписок из википедии, совершенно сознательно, чтобы любой интересующийся мог воспользоваться теми же первоначальными источниками, что и я, а дальнейшие шаги по поиску информации предпринять сам.
   Итак.
   "Салернская врачебная школа -- возникшая в IX веке высшая медицинская школа, располагавшаяся в итальянском городе Салерно. Претендует на звание первого высшего учебного заведения в Европе, хотя университетом не называлась. Обучение в школе продолжалось девять лет: первые три года изучалась логика, затем в течение пяти лет теория медицины, после -- год практического обучения.
   Школа возникла на базе салернского госпиталя при монастыре Монтекассино для больных монахов, а также существовавшей ещё до IX века в Салерно корпорации врачей..."
   "В трактатах школы было собрано значительное количество медицинских знаний того времени. Так, в IX--XI веках здесь были написаны "Антидотарий" с 60 рецептами и "Пассионарий" -- практическое руководство по диагностике заболеваний, а в XII веке -- трактат "De aegritudinum curatione" ("О лечении заболеваний"), описывающий лечение всех известных тогда болезней. Получило известность сочинение "De adventu medici ad aegrotum" ("О приходе врача к больному"). Именно в рамках Салернской школы произошло выделение фармацевтики в отдельную области знания, что было закреплено Салернским эдиктом Фридриха II. Ещё одним известным трудом школы гигиеническая поэма "Правила Салернской школы" (лат. "Regimen scholae Salernitanae"), впервые напечатанная в 1480 году в Кёльне и с тех пор неоднократно переиздававшаяся. В начале XIII века на базе Салернской школы была создана работа "Flos medicinae" ("Цвет врачебного искусства"), в которой рассматривалось множество вопросов по медицине, включая теории о заражении теми или иными болезнями. Самому Иоанну Миланскому принадлежит сочинение по гигиене в форме леонийских стихов (лат. versus leoninus), которое, вероятно, было написано им в соавторстве с другими врачами школы, поскольку первый стих поэмы, обращённый к герцогу Роберту, сыну Вильгельма Завоевателя, который в 1101 году лечился в этой школе, содержит посвящение "Правителю англов пишет вся Салернская школа" (лат. Anglorum regi scribit schola tota Salerni)".
   А теперь взглянем повнимательнее на одну из страниц Войнича. Не правда ли, текст очень напоминает стихотворный? Запомним также (на всякий случай) слово гигиена.
  
  
   0x01 graphic
  
  
  
  
   И, конечно же, знаменитый Салернский кодекс здоровья, написанный позже предполагаемого срока "выхода в свет" манускрипта, но прочитать который было бы желательно всем его исследователям. Я же в данном случае ограничусь очень короткой выдержкой из перевода Ю.Ф. Шульца:
  
   "53. Суп из капусты мягчит, а капуста сама закрепляет;
   Если их вместе подать, - подготовят к очистке желудок.
   54. Древние медики учат, что мальва живот размягчает;
   Корни скобленые мальвы бесспорно способствуют стулу
   И помогают при родах, и часто для регул полезны.
   55. Не отрекайтесь от мяты за то, что она не поспешно
   из живота и желудка глистов и червей изгоняет.
   56. Умер зачем человек, что шалфея возделывал силу?
   Видно, от смерти в садах никакого не сыщешь лекарства.
   Нервы шалфей укрепляет и рук унимает дрожанье,
   И лихорадку изгнать даже острую он в состоянье.
   Ты наш спаситель, шалфей, и помощник, природой данный.
   57. Мускус, лаванда, шалфей и фиалка, расцветшая первой,
   Кресс с артемизией также людей параличных лекарство..."
  
   И еще:
  
   "93. Май и сентябрь, и апрель для пускания крови пригодны;
   Дни в них под знаком луны и влиянию Гидры подвластны.
   Первого месяца первый, а прочих последний, тридцатый;
   Кровопусканье тогда и гусиное мясо запретны.
   Старцу иль юноше, если их вены наполнены кровью,
   В месяц любой хорошо прибегнуть к кровопусканью.
   Май, сентябрь и апрель вот месяцы кровопусканий.
   Выпустишь кровь в это время и будет тебе долголетье".
  
   Если кто-то захочет узнать поподробнее об этой школе, могу рекомендовать издание, изображение разворота которого приводится ниже. Найти ее не составляет труда; кроме того, в ней имеются выдержки из латинских текстов, которые (даже при отсутствии знания языка), могут дать представление о том, что именно может содержаться в первой части манускрипта, условном "травнике".
   Краткий итог: мы видим, что совсем неподалеку от предполагаемого места создания манускрипта, в предполагаемое время создания, имелась превосходная медицинская школа, уделявшая внимание лечению травами, гигиене, и связи лечения с временами года и месяцами (или зодиаком - как кому угодно).
  
  
  
  
  
  
  
   0x01 graphic
  
  
  
   Автор, что мы можем предположить о нем? Цель создания манускрипта
  
   Фрагмент статьи из Википедии:
   "Серджио Торезелла (Sergio Toresella), эксперт по палеоботанике, отмечал, что манускрипт мог быть алхимической гербалистикой, которая на самом деле не имела ничего общего с алхимией, но была фальшивой книгой травника с выдуманными картинками, которую лекарь-шарлатан мог носить с собой, чтобы производить впечатление на клиентов. Предположительно, существовала сеть домашних мастерских по производству таких книг где-то в северной Италии, как раз во времена предположительного написания манускрипта. Однако такие книги значительно отличаются от манускрипта Войнича и стилем и форматом, кроме того, все они были написаны на обычном языке".
   Цитата из первоисточника:
   "Personally I think that the person who drew and wrote this herbal was profoundly impressed by the exhibition of some charlatan at the market place and thought that he had discovered the secret of the world; a secret to entrust to a language and a cryptic script such as is often found in certain forms of insanity..."
   Ну почему же сразу - шарлатан?
   То, с чем вряд ли можно поспорить, - автор - человек образованный. Помимо того, что он умеет читать, писать и рисовать (ну, не да Винчи, конечно...), он знаком с врачебной наукой и некоторыми естественными, цитирует поэтов или сам пишет стихи (см. 147.pdf), не исключено, что каким-то образом связан с "высшим обществом" (по изображениям одежды). Благоразумен. (Кто хочет оспорить последнее, пусть попытается отыскать в рукописи хоть одно изображение, которое могло бы привлечь внимание Церкви в католической (средневековой!) Италии и, как следствие, послужить причиной разбирательства с пристрастием...) Знаком с криптографией.
   Соглашаясь с Серджио относительно "производить впечатление на клиентов", не хочу огульно обвинять человека (автора) в шарлатанстве. Рукопись могла играть роль своеобразной "записной книжки", могла быть предназначена для предполагаемых ученика или учеников, для любого, кого автор счел бы своим достойным преемником... Пока что мы не можем дать однозначного ответа на этот вопрос.
  
   Рисунки - так ли они загадочны?
  
   Прежде всего, для чего они? Возможно, что:
   1) Рисунки иллюстрируют текст.
   2) Рисунки не имеют к тексту никакого отношения (например, служат дополнительным способом сокрытия информации - разгадывая шифр, мы ориентируемся на рисунки, хотя речь в тексте идет совершенно об ином).
   3) Рисунки имеют к тексту опосредованное отношение (например, служат указателем раздела, к которому текст относится, т.е. текст на рисунках с "растениями" описывает бабочек, текст на диаграммах со знаками зодиака - рыцарский турнир, и т.д.)
   4) Нечто иное, являющееся самостоятельной частью манускрипта.
  
   Что еще мы можем сказать о них, окинув поверхностным взглядом?
   То, что они не совсем привычны. То, что изображения на них не выходят за рамки обычных представлений, т.е. если изображена "нимфа" - то это просто женщина, без хвоста, плавников, десяти рук или чего-либо подобного. Если изображено то, что нам представляется как "растение", то оно лишено каких-либо "фантастических" деталей (я имею в виду средневековые изображения волшебных трав, как наиболее характерный пример - мандрагоры).
  
   Способ шифровки: за и против
  
   Не буду рассматривать все способы, перечисленные в Википедии. Остановлюсь лишь на некоторых, которые в той или иной степени отражены в следующем разделе. Итак:
  
   "Буквенный шифр
   Согласно этой теории, манускрипт Войнича содержит осмысленный текст на каком-то европейском языке, который был намеренно переведён в нечитаемый вид отображением его в алфавите манускрипта с помощью какого-то кодирования -- алгоритма, который оперировал отдельными буквами... Было несколько заявлений о дешифровке на основании этих предположений, но они не получили широкого признания. В первую очередь потому, что предложенные алгоритмы расшифровки были основаны на стольких догадках, что с их помощью можно было бы извлечь осмысленную информацию из любой случайной последовательности символов... Основной аргумент в пользу этой теории заключается в том, что использование странных символов европейским автором едва ли можно объяснить иначе, чем попыткой скрыть информацию".
   Предложенные алгоритмы и далее по тексту. Возражение само по себе хотя и достаточно сильное, но в то же время и достаточно спорное. Оно не опровергает предложенных алгоритмов, поскольку не исключает совпадения хода мыслей дешифровщика и создателя манускрипта. Кроме того, используемый буквенный шифр может оказаться достаточно простым и эффективным для скрытия информации, о чем несколько ниже.
  
   "Визуальный шифр
   Джеймс Финн (James Finn) предположил в своей книге "Надежда Пандоры" (Pandora's Hope) (2004), что манускрипт Войнича на самом деле визуально закодированный текст на иврите. После того, как буквы в манускрипте были правильно транскрибированы на "Европейский алфавит Войнича" (ЕАВ, или EVA на английском), многие слова в манускрипте могут быть представлены как слова на иврите, которые повторяются с различными искажениями, чтобы ввести в заблуждение читателя. Например, слово AIN из манускрипта -- это слово "глаз" на иврите, которое повторяется как искажённая версия в виде "aiin" или "aiiin", что производит впечатление нескольких разных слов, хотя на самом деле это одно и то же слово. Предполагается возможность использования и других методов визуального кодирования. Основной аргумент в пользу этой теории тот, что она может объяснить неудачные исходы других попыток декодирования, опиравшихся больше на математические методы дешифровки. Основной аргумент против этой точки зрения тот, что при таком подходе к природе шифра манускрипта, на плечи отдельно взятого дешифровщика ложится тяжёлое бремя различной интерпретации одного и того же текста из-за множества альтернативных возможностей визуальной кодировки".
   Скажу сразу, книгу не читал. О EVA см. ниже. И почему обязательно - на иврите? Только ли потому, что отсюда можно перебросить мостик к Каббале? Основной аргумент против выглядит несерьезным, если предположить, что автор (умышленно или нет) добился как раз того, с чем столкнулись дешифровщики. Обратим внимание на очень полезное допущение об искажении (преднамеренном или нет) слов.
  
  
   "Стеганография
  
   Эта теория основана на предположении о том, что текст книги по большей части бессмыслен, но содержит информацию, спрятанную в незаметных деталях, например, вторая буква каждого слова, количество букв в каждой строке и т. п."
  
   Позволяет сделать предположение о том, что рисунки не связаны (частично связаны) с текстом, а представляют собой самостоятельную часть манускрипта.
  
   "Мистификация
   Причудливые свойства текста манускрипта Войнича (такие как удвоенные и утроенные слова) и подозрительное содержание иллюстраций (фантастические растения, например) привели множество людей к заключению, что манускрипт в действительности может быть мистификацией..."
   Здесь обратим внимание на довольно часто упоминаемую особенность - встречающиеся подряд два-три "слова" одинакового написания.
  
   Прежде чем перейти к следующему разделу, информация к размышлению по поводу использованного шифра
  
   Два фрагмента из цикла лекций доцента кафедры "Информационные технологии и системы" Дальневосточного государственного университета путей сообщения Владимира Викторовича Анисимова, выполненные лично или в соавторстве.
  
  
   Фрагмент 1.
   "Перестановка представляет собой способ шифрования, при котором для получения шифрограммы буквы исходного сообщения меняют местами. Типичным примером перестановки являются анаграммы, ставшие популярными в XVII в. Анаграмма (греч. ??? - "снова" и ?????? - "запись") - литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание. Например: апельсин - спаниель, полковник - клоповник, горилка - рогалик, лепесток - телескоп.
   Прародителем анаграммы однако считают поэта и грамматика Ликофрона, который жил в Древней Греции в III веке до н. э. Как сообщал византийский автор Иоанн Цец, из имени царя Птоломея он составил первую из известных нам анаграмм: Ptolemaios - Аро Melitos, что в переводе означает "из мёда", а из имени царицы Арсинои: Arsinoe - Ion Eras ("фиалка Геры"). В XVIII--XIX вв. среди естествоиспытателей было принято зашифровывать свои открытия в виде анаграмм, что служило двум нуждам: скрыть гипотезу до её окончательной проверки и утвердить авторство на открытие, когда оно будет подтверждено. Так, Галилео Галилей зашифровал латинскую фразу "Altissimun planetam tergeminum observavi" ("Высочайшую планету тройною наблюдал") следующим образом: "Smaismrmielmepoetaleu mibuvnenugttaviras", закрепив свою заявку на открытие спутников Сатурна.
   Доподлинно не известно, когда появился шифр перестановки, но вполне возможно, что писцы в древности переставляли буквы в имени своего царя ради того, чтобы скрыть его подлинное имя или в ритуальных целях".
  
  
   Фрагмент 2.
   "В 1401 г. Симеоне де Крема стал использовать таблицы омофонов для сокрытия частоты появления гласных букв в тексте при помощи более чем одной шифрозамены. Такие шифры позже стали называться шифрами многозначной замены или омофонами. Они получили развитие в XV веке. В книге "Трактат о шифрах" Леона Баттисты Альберти (итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства, секретарь папы Климентия XII), опубликованной в 1466 г., приводится описание шифра замены, в котором каждой букве ставится в соответствие несколько эквивалентов, число которых пропорционально частоте встречаемости буквы в открытом тексте".
  
  
   Фрагмент статьи из википедии.
   "Раздел "Послания монаха Роджера Бэкона о тайных действиях искусства и природы и ничтожестве магии" "О сокрытии тайн природы и искусства" представляет особую значимость, как первый европейский письменный источник, посвящённый криптографии. Первые две главы раскрывают актуальность науки. В главе же "Семь способов сокрытия тайны" раскрывается соответствующее число методов шифрования текста:
   1. Полная замена символов и знаков (каждой букве ставится в соответствие некоторое принципиально отличающееся от неё обозначение).
   2. Использование загадочных и образных выражений (описание законов и научных утверждений столь высоким стилем, с использованием символики, что простой человек не уловит сути).
   3. Особый способ записи (например, еврейский: написание только согласных букв).
   4. Использование букв из различных языков (написание каждой части текста или слова в другом алфавите).
   5. Письмена, полностью разработанные для шифрования (создание специального алфавита, синтаксиса, лексики и грамматики).
   6. Использование вместо букв различных рисунков, трактующихся в зависимости от определённых пометок (сочетание алфавита картинок-иероглифов с незаметными для непосвящённого точками и проколами на бумаге, придающими особенное значение каждому иероглифу).
   7. Сокращение текста, или затемнение (при написании текста части слов не записываются, причём сокращение происходит по чёткому и сложному алгоритму)".
   Фрагмент статьи из википедии.
   "Омофоническая замена (англ. Homophonic substitution cipher) -- шифр подстановки, при котором каждый символ открытого текста заменяется на один из нескольких символов шифралфавита, причём количество заменяющих символов для одной буквы пропорционально частоте этой буквы. Это позволяет скрыть настоящую частоту появления данной буквы в зашифрованном тексте.
   Традиционные моноалфавитные шифры замены в семнадцатом веке всё ещё оставались актуальными для решения лёгких задач, таких как шифрование личной переписки для скрытия информации от слуг или защита своего дневника от жены или мужа. Моноалфавитная замена производит простую и быструю защиту информации от людей, несведущих в криптоанализе.
   Шифрование омофонической заменой является простейшей защитой против криптоатак частотного анализа, так как при шифровании буквы исходного текста случайным образом выбирается одна из её замен. При таком методе шифрования элементы шифротекста появляются равновероятно, поэтому обычный подсчет частоты букв бесполезен для криптоаналитика. Однако частотный криптоанализ, основанный на подсчете пар, троек букв или слов будет более успешен. Например, артикль the является наиболее встречаемым в английском открытом тексте. Также, после буквы q встречается только одна буква -- u. Таким образом, замечая некоторые комбинации символов, можно расшифровать часть текста, а затем, по полученным сведениям, восстановить оставшуюся часть.
   В настоящее время современные компьютеры дешифруют тексты, зашифрованные омофонической заменой за считанные секунды".
  
   Фрагмент 3 (лекции).
   "Одним из существенных недостатков шифров однозначной замены является их легкая вскрываемость. При вскрытии шифрограмм используются различные приемы, которые даже при отсутствии мощных вычислительных средств позволяют добиться положительного результата. Один из таких приемов базируется на том, что в шифрограммах остается информация о частоте встречаемости букв исходного текста. Если в открытом сообщении часто встречается какая-либо буква, то в шифрованном сообщении также часто будет встречаться соответствующий ей символ. Еще в 1412 году Шихаба ал-Калкашанди в своем труде "Субх ал-Ааша" привел таблицу частоты появления арабских букв в тексте на основе анализа текста Корана. Для разных языков мира существуют подобные таблицы. Так, например, для русского языка такая таблица выглядит следующим образом.

Таблица 4.1. Вероятности появления букв русского языка в текстах*

0x01 graphic

   *) В таблице приведены оценки вероятностей появления букв русского языка и пробела, полученные на основе анализа научно-технических и художественных текстов общим объемом более 1000000 символов.
   Существуют подобные таблицы для пар букв (биграмм). Например, часто встречаемыми биграммами являются "то", "но", "ст", "по", "ен" и т.д. Другой прием вскрытия шифрограмм основан на исключении возможных сочетаний букв. Например, в текстах (если они написаны без орфографических ошибок) нельзя встретить сочетания "чя", "щы", "ьъ" и т.п.
   Для усложнения задачи вскрытия шифров однозначной замены еще в древности перед шифрованием из исходных сообщений исключали пробелы и/или гласные буквы. Другим способом, затрудняющим вскрытие, является шифрование биграммами (парами букв)".
   Замечу в скобках: еще один способ, затрудняющий вскрытие, - добавление или удаление буквы, не изменяющие слово настолько, чтобы его невозможно было понять. Назовем его "способом Тофслы-Вифслы": "С добрым утрслом, - сказал Тофсла".
  
   Тем же, кто захочет поподробнее ознакомиться с возможными шифровками манускрипта, рекомендую книгу M.E. D'Imperio "The Voynich Manuscript: An Elegant Enigma", 1978, National Security Agency/Central Security Service, Fort George G. Meade, Maryland. Содержание этой книги привожу на двух картинках ниже.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   0x01 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   0x01 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Кто что сделал полезного (субъективный взгляд)
  
   Рассмотрим стандартную таблицу символов Войнича (EVA):
  
   0x01 graphic
  
   1. Применив ее к любому содержательному по объему фрагменту тексту манускрипта, получим странные сочетания букв, трудные для интерпретации.
   2. Пристрастным взглядом обнаруживаем (опустив заглавные):
   а) символы d и j - скорее всего одно и то же;
   б) то же самое - символы b, n, u;
   в) то же самое - символы g и m;
   г) то же самое - символы k и z.
   д) то же самое - символы c и е.
   Вывод (предположительно):
   латинский алфавит избыточен по сравнению с количеством символов Войнича.
  
   0x01 graphic
   0x01 graphic
  
   0x01 graphic
  
   Привожу фрагмент (таблицы) статьи, которую любой легко найдет в Интернете. Здесь важны три положительных момента: как мы видим, автор со своими единомышленниками использует частотный анализ. Другой момент - сочетание двух символов Войнича для обозначения одной буквы. Третий - способ написания (последняя таблица).
   Недостаток исследования. Автор, приняв в качестве предположения (такое впечатление, что оно вскоре превратилось в уверенность), что "слово" рядом с изображением Альдебарана означает именно название звезды, составил декодировочную таблицу, при помощи которой больше ни один фрагмент текста не расшифровывается. Кроме того, очень уж сложен дальнейший метод дешифровки. Очень сомнительно, чтобы автор манускрипта сам по прошествии нескольких лет смог дешифровать свой же собственный текст, если кодировал его подобным образом.
  
   0x01 graphic
  
  
   0x01 graphic
  
   Статья - на заглядение. Остается только удивляться, почему автор (на всякий случай открою тайну для некоторых - Эдит Шервуд - женщина, профессор), сделав практически все, необходимое для дешифровки, назвав язык и способ шифровки, обозначив проблемы, вдруг "подался не в ту степь", составив таблицу, которая применима, опять-таки, только к тем фрагментам, которые она приводит?
   Итог: итальянский язык, анаграммы, трудность идентификации растений из-за их местных названий... Прочтите сами, не пожалеете.
  
   Присоединяюсь к автору почти во всем. Почему именно анаграммы?
   а) Использовались предположительно с III века до н.э.
   б) Позволяют "обмануть" исследователя, не позволяя ему выделить характерные части слова (приставки, основу, окончания).
   в) Просты, не требуют специальных познаний.
   г) Если принять гипотезу о лекаре, создавшем манускрипт для придания себе большего авторитета, то каждый раз он мог "переводить" текст с неизвестного пациенту языка одинаковым образом, а не каждый раз по-разному.
   д) Если вы кодируете список, в котором довольно часто повторяются определенные сочетания, то вы можете использовать для них определенный символ, в то время как для каждой буквы, входящей в это сочетание, - свой (см. выше об омофонах).
   е) и так далее.
   О простоте и эффективности метода свидетельствует следующий пример из Интернета.
   "Из-за слабости своей трубы Галилей не мог понять истинного значения этого "тройного" образа Сатурна, а когда спустя несколько лет боковые придатки планеты совершенно "исчезли", Галилей решил, что ошибся, и никаких придатков у Сатурна нет. Открыть кольца Сатурна удалось только через полвека Гюйгенсу. Подобно Галилею, он не сразу опубликовал свое открытие, а скрыл догадку под тайнописью:
   AAAAAAACCCCCDEEEEGHimmLLLLMMNNNNNNNNNOOOOPPQRRSTTTTTUUUUU
   Спустя три года, убедившись в правильности своей догадки, Гюйгенс обнародовал смысл заявки:
   Annulo cingitur, tenui, piano, nusquam cohaerente, ad eclipticam inclinato.
(Кольцом окружен тонким, плоским, нигде не прикасающимся, к эклиптике наклоненном)".
  
   Совершенно очевидно, что анализировать приведенный выше текст приведенным ниже способом нельзя хотя бы уже потому, что в случае анаграмм нельзя выделить части слова.
   "Уже упоминавшийся криптограф Уильям Фрейдман выдвинул гипотезу о том, что язык документа - искусственный, некий средневековый прообраз эсперанто. Этого исключить нельзя, хотя науке и неизвестны попытки создания искусственного языка в те времена - они начались лет через сто как минимум. Самым сильным аргументом в пользу этой теории являются построения Майка Роя, который выделил приставки, корни, суффиксы и окончания в "языке Войнича". На сегодня это самая перспективная теория. - Популярная механика"
  
  
   Почему именно итальянский?
   Особенности использованной шифровки скорее всего (чисто по-человечески) связаны с особенностями используемого языка.
   1) Количество знаков, наиболее часто использующихся при письме, приблизительно совпадает с итальянским.
   2) Особенности языка позволяют использование похожих внешне (отличающихся на один символ) "слов", двух и трех одинаковых слов подряд:
   ottava ovatta votata - восьмая субстанция является другой
   3) Если манускрипт был создан в Италии, то этот язык (а также латинский) имеют первоначальное преимущество при анализе (которое впоследствии может и не подтвердиться).
  
   Критиковать могут все, а сам-то?
  
   Позволю себе привести те моменты, которые уже выкладывал в Интернет.
   На мой взгляд, манускрипт Войнича не может быть расшифрован и переведен (единственным способом) по той причине, что зашифрован он методом анаграмм, что допускает неоднозначное толкование текста из-за нескольких допустимых значений расшифрованной анаграммы. Но понять его, с определенной долей вероятности, мы можем. Мы можем также, переведя его полностью, от начала до конца, уточнить затем спорные и наиболее неоднозначные места, максимально приблизив тем самым текст к первоначальному.
   Как же подступиться к зашифрованному тексту на неизвестном языке? Вот как это сделал я.
   1. Проанализировал историю кодекса: когда и где найден, когда предположительно создан.
   2. Проанализировал некоторое количество страниц кодекса; выделил различные повторяющиеся знаки (предположительно буквы).
   NB. Попутно поставил и решил для себя задачу: какое количество знаков нужно взять, чтобы получить достоверное распределение относительных частот появления символов в тексте. Сравнил результаты для абсолютной и относительной частот.
   3. Проанализировал и построил графики относительных распределений частот встречающихся символов, комбинаций из двух, трех и четырех символов; то же самое для начала слова, середины слова, окончания слова.
   4. Сделал предположение относительно возможных языков; нашел в интернете несколько документов на выбранных языках, относящиеся по времени к предполагаемому времени написания кодекса. (Я выбрал для анализа пять языков).
   5. Для каждого документа из пункта 5 проделал операцию пункта 3.
   6. Сравнил полученные результаты, с результатами, полученными при аналогичной обработке манускрипта, определил наиболее вероятный язык.
   7. Нашел в тексте то, что может быть глаголом быть, есть, существовать - без него немыслим ни один текст
   8. Аккуратно, шаг за шагом, составл таблицу соответствия символов Войнича алфавиту определенного языка.
  
   Поскольку вряд ли кого заинтересуют графики, объяснения и пр., привожу сразу итоговый фрагмент, который может помочь в самостоятельном исследовании тому, кто сочтет выбранный мной путь не противоречащим здравому смыслу (одновременно не препятствуя ему составить собственную таблицу и дать собственную интерпретацию текста).
  
   Фрагмент Войнича

Значение

Анаграмма, форма

Перевод

0x01 graphic

era

essere

   бытие, вещь, жизнь, нечто реально существующее, объект, организация, организм, существо, сущность, характер быть, быть приемлемым, впадать в какое-л. состояние, в среднем равняться, достигать, доходить до, находиться, обстоять, подходить, попасть в беду, произойти, равняться, случаться, составлять, стать, стоить, стоять, существовать, устраивать, являться
  
  
   Фрагмент Войнича

Значение

Анаграмма, форма

Перевод

0x01 graphic

cera

crea, creare

   творить, быть причиной, вызывать, вынуждать, делать, заставлять, лепить, осуществлять постановку, отделывать, отливать в форме, придавать форму, продюсировать, производить, равняться, сделать, создавать, составлять, формовать
  
  
  
   Фрагмент Войнича

Значение

Анаграмма, форма

Перевод

0x01 graphic

ce

(в центре)

ce

   есть, нам, нами
  
  
  
   Фрагмент Войнича

Значение

Анаграмма, форма

Перевод

0x01 graphic

tera

trae, trarre

   отдаляться, приближаться, привлекать, приобретать, сбрасывать, снимать, удаваться
  
  
  
   Фрагмент Войнича

Значение

Анаграмма, форма

Перевод

0x01 graphic

cereta

tacere

   быть спокойным, умалчивать что-то
  
  
  
   Фрагмент Войнича

Значение

Анаграмма, форма

Перевод

0x01 graphic

tsai

stai, stia, stare

   быть, быть к лицу, выбирать, зависеть от, заключаться, к лицу быть, находиться, находиться на иждивении, обстоять, оставаться, полагать, предстоит решать, преуспевать, сидеть, сохраняться, справляться, стоять, существовать, являться
  

0x01 graphic

Ortica (urtica) acre

  
   Крапива жгучая

0x01 graphic

alternato

  
   следующий за
  
  
   Вместо заключения
  
   Я намеренно не привожу более подробно ни дальнейшей дешифровки, ни тех подводных камней, которые ожидают исследователя на этом пути. Дело не в том, прав я или не прав. В конце концов, когда-то манускрипт будет дешифрован, не мной, так другими. Но мне, как когда-то простому таможеннику Верещагину, за державу обидно. Неужели же среди наших талантливых голов не найдется тех, кто сможет бросить вызов (в хорошем смысле) иностранным исследователям? Неужели все наши таланты сводятся только к бесконечным пришельцам, потусторонним силам и бесконечным "А ты знаешь, что там написано?.."
  
  
   С уважением и благодарностью к тем, кто решился потратить некоторое количество своего драгоценного времени на прочтение данной статьи
  

Тимофеев С.Н.

  
   PS. По мере сил и возможности я постараюсь закончить свой вариант перевода манускрипта, но уж больно он нудный. В заключение приведу несколько страниц из того, что у меня получилось.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

ЗОДИАК ВОЙНИЧА: СТРАННЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Информация к размышлению.

  
   Все нижеприведенные цитаты взяты из книги: Richard Hinckley Allen. Star-Names and Their Meanings. 1899.
  
   Прежде всего, традиционная цитата из Википедии о разделе
  
   "Астрономический"
   Содержит круглые диаграммы, некоторые из них с луной, солнцем и звёздами, предположительно астрономического или астрологического содержания. Одна серия из 12 диаграмм изображает традиционные символы зодиакальных созвездий (две рыбы для Рыб, бык для Тельца, солдат с арбалетом для Стрельца и т. д.). Каждый символ окружён тридцатью миниатюрными женскими фигурами, большинство из которых обнажены, каждая из них держит надписанную звезду. Последние две страницы этого раздела (Водолей и Козерог, или, условно говоря, -- январь и февраль) были утеряны, а Овен и Телец разделены на четыре парные диаграммы с пятнадцатью звёздами в каждой. Некоторые из этих диаграмм расположены на вложенных страницах.
  
   Курсив в цитате принадлежит мне. Давайте, хотя бы поверхностно, рассмотрим, насколько традиционными являются символы зодиакальных созвездий, приведенные в манускрипте. Здесь же замечу в скобках, что фразы надписанная звезда и текст рядом со звездой - несут в себе разное содержание.
  
   Просмотрев листы из предположительно "астрологической" части и выписав, что мы видим в центре каждого листа, получим следующую табличку.
  
   На странице 127.pdf мы видим знак Рыб (и слово март);
   На страницах 128-129.pdf - животное, напоминающее козла (и слово похожее на апрель);
   На страницах 130 (1-2).pdf - животное, напоминающее (со скрипом) быка (и слово, похожее на май);
   На странице 130(3).pdf - мужчина, что-то вручающий женщине (и непонятное слово, м.б. июнь);
   На странице 131(1).pdf - зверь непонятного вида, с клыком (и непонятное слово);
   На странице 131(2).pdf - какая-то фея с волшебной палочкой (и непонятное слово);
   На странице 132.pdf - весы (и слово, похожее на октябрь);
   На странице 133.pdf - какой-то динозавр (и слово, похожее на ноябрь);
   На странице 134.pdf - арбалетчик (и непонятное слово).
  
   Оставляя в стороне, как и когда произошло окончательное формирование изображений в привычном нам на сегодняшний день Зодиаке, начинаем пристрастное рассмотрение изображений, попутно отмечая не вполне понятные вещи. Иллюстрации выбраны из изданий Гигина, как наиболее близких к рассматриваемому возможному периоду времени создания манускрипта.
  
  
   На странице 127.pdf мы видим знак Рыб (и слово март).
  
   0x01 graphic
0x01 graphic
   Войнич Гигин, "Астрономия", 1482
  
   "Это созвездие занимает большую область неба, северо-восточная Рыба лежит к югу от ? Андромеды и направлена к ней головой, юго-западная Рыба к востоку от нее и направлена головой в сторону Водолея и Пегаса, ярчайшая расположена в узле, находящемся посередине соединяющей их ленты. Обе находятся к северу от эклиптики, первая кульминирует 28 ноября, а вторая три недели спустя. Ранние изображения показывают их расположенными близко друг к другу, одна над другой, повернутыми головами в разные стороны, и не соединенными лентой, как в наши дни".
  
   Один вопрос: почему показаны две звезды? Каждой рыбе по звезде? Или одна символизирует точку весеннего равноденствия? Или вообще, просто так? Тем не менее, считаем изображение традиционным.
  
   На страницах 128-129.pdf - животное, напоминающее скорее козла, чем овна (и слово похожее на апрель).
  
   0x01 graphic
0x01 graphic
0x01 graphic
  
   Войнич Гигин, "Астрономия", 1482
  
   "Овен обычно изображался лежащим, с головой, повернутой назад, как бы любующимся своим золотым руном, или же с любопытством взирающим на Тельца; но у Альбумасара (1489) он изображен стоящим прямо, а некоторые ранние художники рисовали его как бы бегущим на запад, с зодиакальным поясом вдоль его тела. На монете Домициана он представлен как Princeps juventutis, а Антиоха Сирийского - с головой, вытянутой в сторону Луны и Марса - с соответствующей надписью; в астрологии Овен был лунным домом этих планет. Как и другие знаки, изображен на зодиакальной рупии, обычно приписываемой Великому Моголу Джехангиру Шаху, но в действительности был отчеканен при N?r Mahal Mumtaza (Нур Джахин), его любимой жене, между 1616 и 1624; каждая фигура была освещена солнечными лучами и имела соответствующую надпись".
  
   Отмечаем, что Овен, - предполагаем, что это он, - представлен не совсем в традиционном виде, а как пасущийся баран, питающийся неким растением.
  
   На страницах 130 (1-2).pdf - животное, напоминающее (со скрипом) быка (и слово, похожее на май);
  
   0x01 graphic
0x01 graphic
0x01 graphic
  
   Войнич Гигин, "Астрономия", 1482
  
   "??????, его универсальное название в греческой литературе, иногда конкретизируется как ???? и ???????, Бюст, поскольку на рисунках изображалась как правило только передняя часть быка...
   ...неполное изображение Тельца послужило причиной того, что в ранних каталогах он обозначался как Sectio Tauri, что было принято арабами, разделившими созвездие по границе, проходящей через звезду ?, и образовавшими из задней четверти самостоятельное созвездие, Al ?a??, известное Улугбеку, и переводящееся как Sectio, согласно Тихо; линия проходит через звезды ?, ?, s, и f. На древних изображениях он показан почти всегда в том же виде, что и в наши дни, хотя некоторые изображают его полностью, Плиний и Витрувий [IX.3.1] пишут о Плеядах как cauda tauri, Хвост Тельца, что подразумевает полное изображение".
  
   Здесь, как и в случае, рассмотренном выше, имеем некое животное, питающееся неким растением. Поскольку подавляющее большинство авторов стоят за "усеченное" изображение, признаем изображенное в манускрипте не соответствующим традиции.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   На странице 130(3).pdf - мужчина, что-то вручающий женщине, а может быть записывающий ее слова (и непонятное слово, м.б. июнь);
  
   0x01 graphic
0x01 graphic
  
   Войнич Гигин, "Астрономия", 1482
  
   Изображение, по всей видимости, должно изображать Близнецов. Что ж, давайте посмотрим, что мы имеем для этого зодиакального созвездия.
   "Небесное представление этой группы звезд в виде Близнецов пришло к нам из глубокой древности, однако употребляемое нами латинское название возникло в классические времени и первоначально писалось Gemelli, которое до сих пор используется в Италии. Англо-саксы знали его как ge Twisan, англо-норманны как FrХre; современные французы как GИmeaux, немцы - как Zwillinge, у Байера - Zwilling.
   Арабы изображают их как Peacocks, Павлинов, от которого произошло средневековое наименование Duo Pavones; некоторые халдеи и финикийцы как Pair of Kids, двух козлят, бегущих за Колесницей и Козой, или Two Gazelles, Двух Газелей; египтяне, как Two Sprouting Plants, Два Сросшихся Растения; Браун воспроизводит евфратское изображение как пару маленьких, обнаженных мальчиков, один из которых стоит на голове, с головами, прижатыми к ногам; первоначально Близнецы символизировали Солнце и Луну, ибо когда восходит Солнце, заходит Луна и наоборот..."
   Можно цитировать до бесконечности, и везде мы встречаем в том или ином виде перечисленные выше изображения. Неужели все так беспросветно, и мы нигде не встретим то, что изображено в Войниче?
   Ну, почему же. Кое-какие подсказки все-таки есть. Не буду приводить их все, тот, кто всерьез занимается исследованием манускрипта, способен их найти самостоятельно. Но одну цитату в заключение позволю себе все-таки привести.
   "Цезиус видит здесь Twin Sons of Rebecca, или David and Jonathan; Двух Сыновей Ребекки, Давида и Ионафана; другие христианские писатели утверждают, что эти звезды в совокупности представляют собой Saint James the Greater; или, возвращаясь назад, к началу вещей, Adam and Eve, которых, вероятно, обозначали обнаженные мужская и женская фигуры, идущие рука об руку, в одной из ранних иллюстрированных Alfonsine Tables".
   Как бы там ни было, вынуждены констатировать отсутствие традиционного изображения.
  
  
  
  
  
   На странице 131(1).pdf - зверь непонятного вида, с клыком (и непонятное слово);
  
   0x01 graphic
0x01 graphic
  
   Войнич Гигин, "Астрономия", 1482
  
   "Его символ, ?, должен был изображать гриву животного, но, кажется, больше напоминает противоположную часть туловища; Гигин, издания 1488 г. и Альбумасар, издания 1489 года, делают хвост необычайно длинным, обвивая вокруг задних лап и закидывая затем на спину, при этом Гигин правильно размещает на его конце звезду Денеболу; но International Dictionary приводит более научное объяснение, указывая, что этот символ является поврежденной первой буквой в слове ????. Лажар, в Culte de Mithra, полагает иероглиф Льва одним из символов приверженцев Митры, но как их Лев соотносится с нашим, если таковое соотношение вообще имело место, неизвестно.
   Обычно он изображался стоящим, но в Лейденском манускрипте он изображен стоящим на задних лапах и держащим в передней лапе Sickle, Серп".
  
   Отмечаем: имеем сходство в закинутом на спину хвосте и стоящем положении; отсутствует характерный признак льва - грива. Вряд ли кто-то, рассматривая изображение Войнича, решится утверждать, что перед ним лев.
  
  
   На странице 131(2).pdf - какая-то фея с волшебной палочкой (и непонятное слово);
  
   0x01 graphic
0x01 graphic
  
   Войнич Гигин, "Астрономия", 1482
  
   Нет смысла приводить длинных выписок, поскольку они в том или ином виде сводятся к следующему:
  
   "...у англо-саксов MФden, у англо-норманнов Pulcele, во Франции Vierge, в Италии Virgine, у Байера Junckfraw, в современной Германии Jungfrau, - это название универсально, - обычно изображается с пальмовой ветвью в правой руке и колосом в левой. Так она изображалась в Аттике, на местном диалекте носила название ????, Дева, и олицетворяла Persephone, римскую Proserpina, дочь Деметры, римской Цереры; Нонн, на ионическом диалекте, в 5-ом веке, называет ее ????????? ?????, Дева, Несущая Сноп Пшеницы, spicifera Virgo Cereris, - Virgo spicea munera gestans у Манилия. Как Прозерпина, она была похищена Плутоном в колеснице, символизируемой звездами прилегающих Весов; это созвездие также было собственно Demeter, Ceres splendifera dea, измененное астрологами в Arista, Урожайная, поскольку Церера считалась богиней урожая. У Цезиуса Arista Puellae, в более правильной форме - Aristae Puella, Дева Урожая".
  
   У Гигина Дева изображена с кадуцеем - жезлом Меркурия - в руках, что не возбранялось. Увы, но и в этом случае констатируем отсутствие традиционного изображения.
  
  
   На странице 132.pdf - весы (и слово, похожее на октябрь);
  
   0x01 graphic
0x01 graphic
  
   Войнич Гигин, Весы в руках Девы, XI в.
  
  
   Здесь вряд ли удастся найти что-нибудь интересное, за исключением совершенно безобразного изображения. Если придраться: как можно взвешивать на изображенных весах? Поэтому ограничимся любопытным фрагментом.
  
   "Браун полагает, что его нынешний символ, ?, считающийся обычно изображением рычажных весов, представляет собой верхнюю часть древнего вавилонского Altar, Алтаря, расположенного в зодиаке непосредственно перед Скорпионом, и изображен на драгоценных камнях, табличках и граничных камнях, самостоятельно или в паре. Мисс Клерки напоминает о связи 7-го месяца, Tashr?tu, с 7-м знаком и со Священным Холмом, Tul Ku, обозначающим библейскую Вавилонскую башню, увенчанную алтарем, - звезды в этом созвездии, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, и ?, образуют круговой алтарь. Иногда это вавилонское изображение превращалось в Censer, Курительница, часто в Lamp, Лампу; Страссмайер подтверждает это своим переводом надписи die Lampe als Nuru, Солнечной Лампы, синонимом Bir, Свет, также имеющимся среди небесных фигур. В этой связи можно вспомнить, что другое название нашего Жертвенника, двойника зодиакального Алтаря, было Pharus, или Pharos, Большая Лампа, или Маяк, Александрии, одно из семи чудес света. Эта Лампа также была обнаружена изображенной на пограничных камнях в клешнях Скорпиона, и мы видим ту же самую идею воплощенной позже на глобусе Фарнезе и издании Гигина 1488 года, где Весы заняли место Лампы. Когда Алтарь, Курительница и Лампа с течением времени были забыты или отодвинуты к югу, Клешни остались на том же месте, и, возможно, расширялись, пока не были окончательно заменены Весами".
  
   Не будем спорить, и признаем изображение традиционным.
  
  
   На странице 133.pdf - какой-то динозавр (и слово, похожее на ноябрь);
  
   0x01 graphic
0x01 graphic
0x01 graphic
  
   Войнич Гигин, "Астрономия", 1482 Мантикора
  
  
   "Для греков обычным названием было ????????; Арат, делая странную, но довольно прозрачную аллюзию, добавляет ??????????, Громадное Существо, измененное в 1720 году Байером в ??????????; в то же время у Арата имелось другое, более подходящее название, ????? ????, Великий Знак.
   Латинские авторы иногда используют слово Scorpios, но обычно Scorpius, или Scorpio; в то же время Цицерон, Энний, Манилий и, возможно, Колумелла, дают ему родственное африканское название Nepa, или Nepas...
   Сэр Уильям Драммонд утверждает, что в Зодиаке, известном патриарху Аврааму, он изображается как Eagle, Орел; некоторые комментаторы располагают здесь библейские Chambers of the South...
   На Дендерском зодиаке он изображен в своем привычном для нас виде...
   В Аккаде его называли Girtab, Хватающий, или Жалящий, а также Place where One Bows Down, имена, показывающие опасный характер существа; хотя некоторые ранние переводчики клинописных текстов усваивают ему название Double Sword, Двуручный меч. Позднее, у жителей берегов Евфрата, был символом тьмы, отмечавшим уменьшение светлого времени суток после дня осеннего равноденствия, который приходился на это созвездие. В астрономии всегда занимал видное место; Йенсен считает, что форма его была сформирована около 5000 г. до н.э., и он изображается почти таким, каким мы знаем его сейчас; однако встречаются изображения в виде двух наполовину человеческих фигур, или скорпионо-людей, ранний круговой Алтарь, или Лампа; иногда что-то державшим в своих когтях, например, Весы, как мы видим на одном из рисунков 15 столетия".
  
   Так что же изобразил автор, вместо привычного и всем известного с древних пор скорпиона? Не уверен, но, по моему мнению, изображена мантикора. Почему именно она? Потому что этот монстр имел хвост скорпиона. Констатируем отсутствие традиционного изображения.
  
  
   На странице 134.pdf - арбалетчик (и непонятное слово).
  
   0x01 graphic
0x01 graphic
  
   Войнич Гигин, "Астрономия", 1482
  
   "Другими названиями были ???????, Всадник; Semivir, Получеловек; Taurus и Minotauros, от первоначального мифического представления, хотя в настоящее время представлен как полуконь; может быть, что Antepes and Antepedes у Цицерона также относятся к нему, или же к нашему Центавру. Cornipedes, Имеющий Копыта, также применялось по отношению к нему.
   Иногда он весь персонифицируется со своей частью, как это мы видим у Арата в ?????, Лук, Arcus у Цицерона и Германика; также и в Haemonios Arcus Овидия; в Египте, как утверждают некоторые исследователи, он был известен как Arrow, зажатая в человеческой руке; у Овидия также встречается Thessalica Sagitta, поскольку Фессалия считалась родиной кентавров".
  
   Нет смысла далее распространяться и приводить выдержки об изображениях; достаточно ограничиться констатацией простого факта: нигде, кроме манускрипта, арбалетчик не встречается, следовательно, имеем отсутствие традиционного изображения.
  
   Итого, из рассмотренных рисунков имеем изображений:
   традиционных - 2;
   нетрадиционных - 6;
   "и нашим и вашим" - 1.
  
   Исходя из всего вышесказанного, я делаю вывод: автор столько же заморачивался точным изображением знаков зодиака, как и растений.
  
  
  
  
  
  
  
  

ЧТО СОДЕРЖИТ МАНУСКРИПТ ВОЙНИЧА?

  
  

0x01 graphic

  
  
   Совокупность рисунков и кратких описаний, как находить, собирать и использовать различные лекарственные растения, произрастающие на земле и в воде, которые могут быть счастливо использованы для лечения, сохранения, поддержания в хорошем состоянии и улучшения здоровья. Несомненно, ушедшие вперед в понимании вещей растительной сущности есть истинные мудрецы, менее прочих подверженные болезням, неустанно двигающиеся вперед в преумножении своих знаний для поддержания здоровья в хорошем состоянии. Те же, кто хотят и окажутся способными благополучно применить то, что содержится в рукописи, должны прежде всего набраться терпения.
  
   Крапива, обладающая жгучими иглами, причиняющими слабую боль, иногда ошибочно относимая к растениям, вредящим посевам, умаляющим посевы, а потому безжалостно удаляемая, в отличие от общепринятого суждения, содержит качества ошеломительнейшие и привлекательнейшие.
  
   На практике нужно взять цветущую часть и вырыть корни растения. Цветущая часть регулирует давление, уменьшает и прекращает удушье, сушит больные нарывы, устраняя неприятный запах, врачует больные зловонные раны, оказывает помощь при сильных ожогах (букв. вещь, которая защищает при чрезмерном обжигании). Знающий человек, имеющий опыт в лечении, выбирает способ применения в зависимости от обстоятельств. Подробно рассказывают о следствиях в результате применения: [крапива] излечивает ожоги, очищает поражения кожи, вызывающие гниение, снимает возбуждение, помутнение сознания и потери сознания. Кроме того, пополним список болезнями, связанными с нарушением умственной деятельности, удушьем, повреждениями позвоночника, бесплодием, затруднением дыхания, чесоткой, чрезмерной возбудимостью; вот то, что иногда счастливо может быть излечено людьми, имеющими опыт.
  
   Сколько угодно могут люди спорить о том, что ожоги, полученные от острых уколов (ожогов), имеют для человека фатальные последствия - это выдумки. Надземные части растений благоразумно собирать и сохранять, счастливо избегая обжигающих ростков (волокон, нитей) на зазубренных листьях. Люди, имеющие опыт, длительное время состязаются в умении получения экстракта, окрашивающего ткани в каштановый (бронзовый) цвет, пробуя различные химические операции, смешивая и фильтруя, соединяя и очищая в разных количествах.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   0x01 graphic
0x01 graphic
  
  
   0x01 graphic
0x01 graphic
  
  
   0x01 graphic
0x01 graphic
  
   ЛИСТ 114
  
   Внешний круг:
  
   Люди, в настоящее время чувствующие себя здоровыми, иногда вдруг приступают к тебе с жалобами, утверждая и подробно рассказывая поначалу о мелких досаждающих недомоганиях, порой весьма остроумно, как о какой-то безделице. Между тем, утрата спокойствия, также и меланхолия, повседневно подтачивают здоровье, ослабляют его и изменяют в худшую сторону, обнаруживая собой начало неблагоприятных изменений, которые требуют подчас сложного лечения.
  
   Третий круг.
  
   То, что провоцирует болезни, то, что, распространяясь скрытно, изменяет человека, беспокоит его, которое трудно удалить, предположительно способствует постепенному ухудшению и требует внимания при излечении плохого состояния.
  
   Четвертый круг.
  
   Лечи затрудненное дыхание - причину плохого состояния.
  
   Центр.
  
   Ослабленное больное дыхание требует укрепления и восстановления.
   Удали болезненное дыхание - и ты удалишь тревожные тягостные эмоциональные состояния.
   (PS. Поскольку для "болезненное дыхание" и "тягостное эмоциональное состояние" использовано одно слово - anelare, возможна двойная трактовка фразы).
  
   ЛИСТ 115
  
   Снятие тревожных состояний и удаление беспокойства являют собой начало восстановления нарушенного дыхания; вернув прежнее терпение и естественное дыхание человек зачастую освобождается от вялости и становится крепче. Очищение пришедшего в плохое состояние, болезненного, ослабленного дыхания, придает бодрости и снова воскрешает. При этом следует обращать внимание на жалобы, вызванные возвращением слабости, также на неблагоприятные нарушения успокоенности, приводящие в состояние, провоцирующее болезни. Как кажется, удаленное прежде болезненное состояние возвращается. Защити организм, дай ему энергию, удали тягостное эмоциональное состояние, сними затрудненное дыхание, воспрепятствуй возвращению болезни. Помни, по крайней мере, что очистив пришедшее в плохое состояние ослабленное дыхание, много помогаешь организму, даешь ему способность очищения, удаления и возрождения, поддержания себя в благоприятном состоянии. Зачастую нездоровые нарушения, беспокойства и ухудшения эмоционального состояния способствуют возникновению нарушенного дыхания, а потому удаление печали, утишение приступов гнева, не только видимо поднимают настроение, но удаляют неблагоприятные изменения в организме и ухудшение здоровья. Снятие болезненных приступов затрудненного дыхания оказывает благоприятное воздействие и становится причиной удаления тягостных эмоциональных состояний. Очистка нашего организма воскрешает, приводит в благоприятное состояние и дает спокойствие. Необходимо ежедневно следить за нарушениями дыхания, избегая тех эмоциональных состояний, которые приводят к его нарушению.
  
   Чтобы улучшить что-то, пришедшее в плохое состояние, нужно оказать воздействие на причину, его вызвавшую; чтобы удалить заболевание, наобходимо удалить загрязнение [заражение], его вызвавшее, это общепризнано и не требует доказательства. Пришедшее в плохое состояние, затрудненное дыхание, неожиданно проявляющееся, порождает неблагоприятное эмоциональное состояние и жалобы на болезнь. Желая излечить организм и вернуть его в здоровое состояние, начинай с удаления скрытых нарушений, породивших соответственно это эмоциональное состояние. При этом, принимая за причину неблагоприятное затрудненное дыхание, следует в первую очередь очистить его. Стремясь излечить и удалить нарушение, расположенное внутри тела, уменьшить болезнь, сними и очисти нездоровое начало, воздействующее на поведение, очисти и удали начало, приводящее в плохое состояние. Регулируй затрудненное дыхание, настойчиво добиваясь изменения к лучшему состояния человеческого организма, подвергшегося неблагоприятным изменениям. Знай (помни), что удаление затрудненного дыхания есть начало его (человеческого организма) восстановления. Анализируя плохое состояние, следует отличать (выявлять?) причины неблагоприятных изменений, - имеющие причиной затрудненное дыхание, имеющие причиной иные нарушения, помимо затрудненного дыхания, имеющие причиной болезненные нарушения, помимо рецидивов затрудненного дыхания.
  
   Последовательное регулирование плохого состояния, преодоление нарушений здоровья, болезней, регулирование болезненного нарушенного дыхания, очищает организм на длительный срок, укрепляет его, позволяет и помогает, со всей определенностью, поддерживать благоприятное эмоциональное состояние. Вне всякого сомнения, удаление затрудненного дыхания, благоприятствует снижению печали, снижению, вплоть до удаления, неблагоприятных болезненных состояний. Ослабление и удаление болезненного состояния достигается регулированием затрудненного дыхания. При жалобах на ухудшение эмоционального состояния, причиняющее неприятности, полезно попытаться справиться с затрудненным дыханием, поскольку добившись удаления болезненного состояния, придашь организму силы; придавая желаемые силы, повышаешь эмоциональное состояние, порождая очищение и удаление нарушений. Очевидно, сложно успокоить и удалить болезненные нарушения, если не найти причину раздражительности; без такого анализа болезнь не может быть удалена. Оказывая воздействие, снимая и очищая, регулируя и восстанавливая, помни, что удаление подавленного состояния чрезвычайно важно. Жалобы на подавленное состояние должны быть проанализированы, ухудшающие здоровье многочисленные болезненные тревоги должны быть удалены. Анализируй скрытые влияния, дающие начало болезни; стремясь улучшить здоровье, положи конец болезненной вспыльчивости. При жалобах на затрудненное дыхание, необходимо его восстановление, чтобы помочь восстановлению организма.
  
   ЛИСТ 116
  
   В процессе лечения, помимо удаления неблагоприятных нарушений, помимо восстановления здоровья, следует удалять раздражительность, которая есть проявление пришедшего в плохое состояние эмоционального состояния. Начало очищения и удаления плохого состояния и нарушений, очищения причины болезни, есть очищение начала, способствующего повышенной раздражительности. Те, кто, по общему признанию, понимают толк в лечении, придают большое значение очищению ставшего плохим эмоционального состояния, очевидно нарушенного, и считают само собой разумеющимся снижение и очищение раздражения. Очищая болезненное возбуждение, способствуют сдержанности; очищая сильные болезненные реакции, оказывают благотворное воздействие на заболевание, это очевидно. Те, кто понимают толк в лечении, удаляют больное, пришедшее в упадок эмоциональное состояние, анализируя болезненные сильные реакции. Удаление болезни требует серьезных усилий; настойчиво преодолевай препятствия, и будешь иметь успех в благотворном воздействии на эмоциональное расстройство. Занимаясь излечение, чередуй очищение плохого состояния и очищение эмоционального расстройства; нет пользы для здоровья в очищении плохого состояния без очищения эмоционального расстройства, это очевидно. Удалению болезни предшествует благотворное воздействие на плохое состояние и благотворное воздействие на нарушенное эмоциональное состояние. Очищения больного организма добиваются очищением сильных болезненных реакций и приведением в порядок нарушенного дыхания. Следует помнить, что удаление затрудненного дыхания способствует удалению болезни и порожденному ею нарушению эмоционального состония, поскольку это именно оно является истинной причиной его нарушения. Очищая плохое состояние, имей в виду, что нарушенное эмоциональное состояние ослабляет регулирование, ослабляет благотворное влияние очищения. Прими к сведению, что воздействуя на организм очищением затрудненного дыхания, очевидно преуспеешь в очищении плохого состояния, вслед за чем переходи к очищению эмоционального состояния. Приложи усилия к анализу эмоционального состояния; выдели причиняющие неприятности возбуждения; возобнови благотворное воздействие и регулирование. Очищение нарушенного эмоционального состояния и удаление затрудненного дыхания, выполняемые поочередно, излечивают. Очищение затрудненного дыхания приводит в равновесие и удаляет беспокойство, следовательно, ведет к успеху в восстановлении нарушенного эмоционального состояния. Тот, кто пытается оказать воздействие на болезнь, должен прежде всего удалять причины плохого состояния.
  
   Обнаружив нарушение, узнай и проанализируй причину пришедшего в плохое состояние дыхания; но этого мало, чтобы достичь желаемого результата лечения, требуется умение. Те, кто понимают толк в лечении, помогают больному, изначально очищая и регулируя скрытые причины, порождающие нарушенное эмоциональное состояние. Удалив такие нарушения, - это очевидно, - приступают к регулированию нарушенного дыхания. Ежедневно терпеливо очищая нарушенное эмоциональное состояние, посвящая этому время и деятельность, удаляя недомогания, преуспеешь в укреплении организма, очищении его от нездоровья и устанишь нарушенное дыхание - прими это к сведению как очевидную истину.
  
   Древнегреческие русалки-ундины (нимфы) есть очищение и восстановление пришедших в плохое состояние анатомических проходов из-за неожиданно появляющихся препятствий; затрудненное дыхание, возникшее по такой причине, относится к подобным болезням. Помогая очищению нарушенного эмоционального состояния, удаляешь болезнь; удачно регулируя нарушенное эмоциональное состояние, возвращаешь организму силы. Помни, что удаление болезненной раздражительности и переживаний помогают удалению внезапных нарушений дыхания и имеют значение для очищения организма.
  
   При возникновении затруднений, обрати внимание и проанализируй ореад (нимф), тогда мысль, выраженная с их помощью, станет очевидной. Успешное определение места засорения анатомического прохода есть начало удаления болезни. Начиная удаление, устранение и регулирование нарушенного эмоционального состояния, вначале совершенно необходимо удалить и очистить беспокойство. При этом, помимо утишения беспокойства, начнется изменение к лучшему болезненного затрудненного дыхания. Удаление нарушенного эмоционального состояния вновь придает духовные и физические силы, а также служит начало снижения приступов болезни. Очищение болезни, таким образом, имеет своей причиной совокупность указанных воздействий, следующих друг за другом.
  
   ЛИСТ 117
  
   Облегчает пищеварение - прими к сведению!
  
   ЛИСТ 118
  
   Вызывает восхищение как успокаивающее при возбуждении, употребление которого весьма полезно при плохом состоянии. В наибольшей степени этим свойством обладают растения, собранные цветущими, в конце сезона. Истинный знаток и собиратель трав может вернуть человеку сбалансированное поведение, удалив волнение. Относящаяся, помимо успокоения и умиротворения, к очищающим затрудненное дыхание, мальва удаляет заражения, ослабляет переживания, способствует сдержанности, оказывает поддержку эмоциональному состоянию, удаляя меланхолию.
  
   ЛИСТ 119
  
   Неуловимые поначалу нарушения, по мере увеличения, приводя к неблагоприятному изменению дыхания, очевидно неблагоприятно влияют на эмоциональное состояние. Тому, кто желает помочь, следует найти причину нарушения. Ему понадобится недюжинное терпение, чтобы удалить уныние и меланхолию, ассоциируемые иногда с плохим состоянием больного. Удачно выявив скрытое нарушение по его признакам, следует приступать к очищению, уклоняясь ошибочных действий. Относительно скрытых симптомов, приводящих в плохое состояние, скажем следующее: подготовка к очищению эмоционального состояния заключается в снятии причин меланхолии, поочередном удалении возможно многочисленных скрытых начал, порождающих это состояние. Относительно удаления возможно многочисленных скрытых начал, порождающих плохое состояние, то причина их есть засорение анатомических проходов, которое необходимо очистить.
  
   Удаляя плохое состояние, терпеливо ищут способ воздействия, в зависимости от фазы болезни, с превеликой настойчивостью справляясь с многочисленными волнениями и возбуждениями. Проанализировав плохое состояние, регулирование начинают, несомненно, в первую очередь с успокоения. Найдя причины тревожного состояния, следует привести больного в спокойное состояние на как можно долее длительный срок, что полезно для уменьшения заболевания. Тщательно обдумывай свои действия, оценивай серьезность нарушения эмоционального состояния больного! Начиная очищение болезни, поначалу удели внимание тому, чтобы привести больного в спокойное состояние, сперва излечив меланхолию или чрезмерное возбуждение, уменьшив или положив им конец, в зависимости от конкретного случая.
  
   Восстановление спокойствия зависит от степени нарушения эмоционального состояния; удачным разрешением данного обстоятельства может служить снижение возбудимости. Внимательно проанализировав нарушенное состояние, следует выделить основные причины нарушения и, удалив их, вернуть спокойствие. Спокойствие приближает восстановление, очищая повышенное беспокойство и снижая вспыльчивость, порождая благоприятное воздействие на заболевание.
  
   Обнаружив нарушение эмоционального состояния, в первую очередь следует оказать воздействие для его восстановления, действуя сообразно с жалобами больного. Принимая решение, следует обратить внимание на возбуждение и страсть, помимо плохого состояния, причиненного такими сильными эмоциями. Начинай регулирование эмоционального состояния, одновременно положительно воздействуя на начала, вызывающие жалобы больного.
  
   Удаление заражения достигается успокоением чувств, приближающим выздоровление. Тот, кто понимает толк в лечении, проанализировав скрытые начала возбуждения, запасшись терпением, приступает к возвращению больному спокойствия. Добиваясь изменения нарушенного спокойствия, воздействуют на плохое состояние, вызванного этой причиной. Очищая болезнь, иногда, успокаивая, удачно добиваются желаемого эффекта, приостанавливая развитие заболевания. Длительность болезни зависит от нарушенного спокойствия. Действительно, очищая и регулируя приступы возбужденного состояния, преуспевают в излечении болезни. Плохое состояние причиняет ухудшение дыхания, нарушает спокойствие и создает трудности прохождения в анатомических каналах. Следует знать, что успешное очищение почек возвращает спокойствие и придает человеку жизненные силы. Очищение и регулирование плохого состояния помогает очищению и возвращению нарушенного спокойствия и нежелательного подъема чувств. Проанализировав начала, причиняющие неприятности, снимают повышенную раздражительность, способствуя возвращению терпения и сдержанности. В зависимости от причины, регулируют эмоциональное состояние, возвращают спокойствие, стараясь, чтобы возбуждение не возникало снова, оказывая воздействие терпеливо, иногда в течение длительного периода.
  
   Вертикаль лесенкой:
  
   Пристрастие к еде приводит в плохое состояние, вызывая грубость и раздражительность, поскольку отягощает; вино порождает жизненный жар и от века успешно используется для восстановления сил.
  
   Вертикаль, примыкающая к надписи:
  
   Запомни правило: чтобы ослабить болезнь и привести в нормальное эмоциональное состояние, пей больше жидкости.
  
   В нижнем левом углу:
  
   Справиться с заражением можно воздействуя притоком жидкости.
  
  
  
  
  
  
  
  
  

НУ И КАК ЖЕ БЕЗ НЕГО?

0x01 graphic

  
   ЛИСТ 123 (левая часть)
  
   Вверху:
  
   Раздражительность способствует неблагоприятным изменениям, ослабляя организм, повреждая его и приводя в плохое состояние. Снятие или ослабление такого состояния достигается путем удаления нездорового возбуждения организма. Очищение плохого состояния помимо удаления болезни, также способствует повышению баланса чувств, в частности, успокоению страхов, и оказывает благотворное влияние на здоровье.
  
  
  
  
   Надпись среди звезд:
  
   Прими к сведению, что очищение плохого состояния очевидно имеет своим началом удаление неблагоприятных изменений [эмоционального состояния]. Относительно удаления плохого состояния, - оно достигается снижением возбудимости, а также снижением и регулированием вспыльчивости. Человеку, чьи чувства пришли в плохое состояние, полезно ослабление раздражительности, регулирование неблагоприятных возбуждений и ослабление сильных реакций на как можно долее длительное время.
  
   Надпись вокруг "солнца":
  
   Истинно мудрый умеет хранить самообладание.
  
   Надпись вокруг "луны":
  
   Для истинного мудреца удаление плохого состояния не есть непреодолимое препятствие.
  
   ЛИСТ 123 (центральный)
  
   Плохое состояние организма сдерживается, удаляется и очищается, если проанализировать неблагоприятные изменения. Умение регулировать и очищать возбуждение и страстные желания, иногда способно удалить и очистить гибельные начала. Удаляют плохое состояние, ослабляя нарушения, ставшие причиной неблагоприятного состояния. Если перед тобой человек, скорый рассердиться, или же обладающий повышенной возбудимостью, следует помочь ему избавиться от страстных порывов, очищая и удаляя неожиданно возникающие приступы.
  
   Надпись между звезд:
  
   Иногда неблагоприятное возбуждение и сильные реакции сокращаются и уменьшаются как бы сами собой с удалением и регулированием болезненного состояния. Регулирование, уменьшение и очищение болезненного состояния дополнительно удаляет печаль и сварливость, связанные с этим плохим состоянием и им порожденные.
  
   Надпись вокруг "солнца":
  
   Истинные мудрецы, регулируя начала плохого состояния, очевидно регулируют причину возбуждения.
  
  
  
  
   Надпись вокруг "луны":
  
   Истинные мудрецы, очищая в первую очередь первопричину плохого эмоционального состояния, тем самым способствуют очищению организма.
  
   ЛИСТ 123 (правая часть)
  
   Надпись по кругу:
  
   Снижение жалоб есть очевидное свидетельство очищения плохого состояния. При оказании поддержки в удалении имеющегося плохого состояния, вызванного болезненным возбуждением, имеет значение приведение чувств в равновесие, которое, подобно очищению, также возвращает организму духовные и физические силы. При очищении эмоционального состояния на длительный срок от болезненной меланхолии, порожденной ослабленным состоянием организма, следует обращать внимание на проблемы с дыханием. В первую очередь, плохое состояние организма удаляют, очищая и успокаивая, регулированием и очищением сильных реакций.
  
  
   Надписи (нумерация от надписи на 12 часов, по часовой стрелке)
  
   1-я надпись.
   Изменение агрессивного состояния - сложная задача.
  
   2-я надпись.
   Чтобы добиться желаемого результата, оказывай воздействие в зависимости от нарушения.
  
   3-я надпись.
   Болезненное возбуждение должно быть удалено, а больной приведен в уравновешенное состояние.
  
   4-я надпись.
   Удаление вспыльчивости, порожденной плохим состоянием, приводит в равновесие.
  
   5-я надпись.
   Снятие повышенной раздражительности и возвращение терпеливости есть верный и первостепенный способ достижения результата.
  
   6-я надпись.
   Способ возвращения равновесия зависит от очищаемого возбуждения.
  
   7-я надпись.
   Удаление очищает, удаление регулирует. (?)
  
   8-я надпись.
   Останавливая и удаляя раздражительность, помогаешь очищению организма.
  
   Две звезды.
   Удаление плохого состояния.
  
   Три звезды.
   Торможение развития и регулирование плохого состояния.
  
   Четыре звезды.
   Торможение развития, удаление и излечение плохого состояния.
  
   Надпись в центре + ее связь с Плеядами [чуть-чуть вольный перевод из-за игры слов].
  
   Подобно Альдебарану, преследующему Плеяд в вечном беге, болезни, преследуя человека, поочередно овладевают его телом, здоровым от рождения, и приводят его в плохое состояние, становясь причиной старости.
  
   Мысли вслух. Для каждой комбинации две звезды - три звезды - четыре звезды существует по меньшей мере по два созвездия; их видимой связи с надписями не найдено. Создается впечатление, что рисунки звездного неба имеют такое же отношение к тексту, что и растения в предыдущем разделе. Автор довольно последовательно излагает свои (или Салернской? или какой-то арабской? или какой-то из греческих школ?) взгляды, не размениваясь, скажем, на то, чтобы обозначать известные названия звезд на небе... Вместе с тем, довольно странно видеть трактат, в котором текст существует отдельно от рисунков. С другой стороны, такой способ изложения дает дополнительную защиту текста, уводя пытающегося расшифровать его в сторону, или же, например, придает тексту больший вес при его чтении в присутствии больного...
  
  
  
  

Оценка: 7.34*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"