"Ключик от Рая" - первая часть трилогии, которая включает в себя ещё два романа: "На краю гнезда" и "Час Ангела". Все три части неразрывно связаны друг с другом общими персонажами и событиями, логика развития действия не позволяет менять местами эти романы. Поэтому автор предлагает дорогим читателям последовательно пройти вместе с главными героями по страницам трёх произведений, начиная с первого романа, т.е. с "Ключика от Рая".
Аннотация:Это началось в 1911 году. А может, на 100 лет ранее, или на 200, или на 300? Но то, что случилось в далёкие времена, странным, таинственным, мистическим образом отразилось в судьбе сбежавшей из опостылевшего дома Киры Стоцкой. В ажурной пене морских волн Оно настигло её и перевернуло-перекрутило банальное существование незаметной хористки оперного театра...
Всё, что хранится в старой шкатулке моей перебираю: вещи и лица, слёзы, замки от дверей, ключик от Рая, горькие ноты, ночи столетий длинней, камешки чёток, каждый из прожитых дней..
С.Осеева
часть 1
Глава 1
Бог мой, как же это началось? Да-да, конечно: яростное солнце, сумасшедшее, ослепительное - до белизны в глазах. И море, сытым зверем, урча и мурлыкая, перекатывалось у ног. И песок, горячим шёпотом пересыпался у пылающей жаром щеки. К чёрту репетиции, к чёрту инспектора хора, и квартирную хозяйку туда же! Пусть останутся карамельные, тягучие мысли в обласканной солнцем голове...
Да, именно тогда ей попалась ЭТА штука... Море вынесло, выплюнуло ЭТО к её зарывшимся в мокрый песок ступням. И пошло-поехало...
Апрель 1911 года
Кира сдвинула на взмокший лоб печально состарившуюся соломенную шляпу с зеленой, в цвет ее глаз, ленточкой. Небо слепило голубизной. Солнце жарило не по-апрельски яростно, и, конечно, ветхие поля не прятали лица. Она представила, как придёт сегодня на спевку со щеками цвета варёной свёклы, получит заслуженный выговор от инспектора хора за свой "отвратительно селянский" вид, и вздохнула. Да уж, нагоняя не избежать.
Мимо шлепала толстенькая девчушка лет шести, с трудом выдирая короткие ножки из песка. Из ее ручек стремился вырваться желтый мяч. Вот-вот она завалится, а мяч полетит-понесётся к воде, попробуй достань тогда его. Так и есть: девочка покатилась прямо к Кириным ногам, но мяч не выпустила. Подхватив этот колобок за синюю оборочку купального платьица, Кира поставила её на ноги.
- Спасибо, сударыня, - букву "р" она не выговаривала, но, подражая кому-то, продолжила светским тоном, - сегодня такая жара...Конец апреля, знаете ли! Может нос обгореть. Мамусик - она там, в шезлонге под хорошеньким зонтиком, - всегда говорит, что дамы не должны загорать - это неприлично. А у вас, сударыня, таки-и-е красные щёки!..
-Конечно, конечно. Ваша мама абсолютно права, - виновато улыбнулась Кира. - Но что делать: у этой шляпки такие неудобные поля?..
-Тогда надо сменить шляпу. И теперь так не носят. Это совсем не модно! Как же вам помочь? Знаю, знаю! Можно смочить лицо водой, и тогда щёки не будут такими ужасными, - девочке явно хотелось поболтать. - Пойдемте скорее к воде....Ах, нет! Мама зовет меня - видите, машет платочком....Прощайте, сударыня. Ещё увидимся...
Сине-жёлтый колобок покатился в сторону шезлонга под "хорошеньким зонтиком". Надо же! "Теперь так не носят..." Знала она, отлично знала, как теперь носят. Только где средства взять на то, что "теперь носят"?
Кира проводила взглядом девочку и решила последовать доброму совету: охладить пылающее лицо, хотя бы смочив носовой платок.
Никто не заставлял ее приходить сюда в такую жару. Но яркий апрель! Но цветение акации! Только что закончился Великий пост, в театры хлынула весёлая публика. Отчего же и себя не вообразить свободной и беспечной? Тащиться долго-долго к морю, чтобы уныло сидеть в шезлонге, - это не для Киры. Коли сбежала сюда из душной комнатки, так радуйся всему, что видишь: и солнцу, и песку, и даже этой толстенькой девчушке с её огромным желтым мячом. По театральной привычке Кире нужны были соответствующие "декорации". Она их ловко "выстроила" прямо в синеве волн, на этом разогретом солнцем песке. Подумаешь, очередной воздушный замок! Ну и пусть. Сколько их придумано-возведено - воздушных, прекрасных, далёких! А вот вам ещё один! Назло глупым обстоятельствам она станет нежиться, смеяться, упиваться и солнцем в апрельском небе, и волнами, вылизывающими влажный песок.
Ох, уж эти обстоятельства! Когда тебе только что стукнуло шестнадцать и ты сирота, сбежавшая от мачехи, да ещё без гроша в кармане... Кира усмехнулась: подумаешь, пара голодных месяцев без всякого содержания! Ну да, опять придётся перебиваться с хлеба на воду. Это же прямо беда какая-то - не идут к ней деньги и всё! Как ни пыталась Кира экономить буквально на всём - ничегошеньки у неё не получалось. Задушевная подружка Олечка, конечно, отправится домой, к родителям, в Винницу. Уж там-то её и приголубят, и пожалеют, и новый гардероб справят. А вот Кире ехать некуда. Не к мачехе же с её безумными планами явиться на поклон?!
Погрузив руку в прохладную воду, она с удовольствием перебирала, просеивала пальцами мелкий песок, зарываясь в свежую глубину.
А там, в репетиционном зале, крашеные деревянные скамейки, тяжелые плюшевые занавеси - и духотища! Вечером жарко вспыхнут осветительные приборы, она наденет полупрозрачные шароварчики и парик египетской рабыни (сегодня дают "Аиду"!), лицо вымажет чёрным, и, обливаясь потом, будет мечтать о глотке свежего воздуха.
Впрочем, можно пережить и эту тягучую духоту. Есть вещи пострашней. Долги. Что делать с долгами? С этими постоянными долгами! Квартирная хозяйка - добрая женщина, спасибо ей - пока не велит съезжать. А чем платить? Жалование не дали не только на этой неделе, но и на прошлой. Интересно, как они, эти господа начальники, себе представляют жизнь барышни-хористки? Её несчастный желудок от голода, наверное, уже стал размером с теннисный мячик. А ещё одеваться надо да за квартиру платить...
Неужели придется съезжать? Только вот куда? И не хочется! Всего-то чуть-чуть жизни в этом пансионе, но, как кошка, уже привязалась и к месту, и к стенам. Эти несколько месяцев, несмотря на все сложности, навалившиеся на нее после смерти родителей, показались самыми спокойными. Хозяйка квартиры не докучала, не лезла с ненужными советами, не учила, как полагается жить и не жаловалась на то, что эти молоденькие барышни совсем не такие, как в годы её юности.
Эта романтичная особа ни за что не хотела мириться с возрастом, хотя ей уже почти под сорок! - года почтенные, по мнению Киры. Время от времени весёлая вдовушка устраивала с девочками (так она называла своих пансионерок) шумные вечера-приёмы. Приглашались стародавние подруги Елены Валентиновны, чаще всего такие же вдовы, живущие на пенсию, оставшуюся после мужей. Неугомонные дамы считали своим святым долгом помочь "девочкам" устроить приличную жизнь. В их понимании это значило как бы случайное знакомство с порядочным молодым человеком, благородное ухаживание с цветами и конфетами и венец усилий - обязательное замужество с кучей детишек в недалёком будущем. Если на горизонте вдруг появлялся чей-то неженатый сынок, тут уж просто все дымилось от их усердия. Внезапно обнаруживалось, что Елена Валентиновна совершенно "забыла" в этом году отметить свои именины и сделать это надо срочно. Незамедлительно приступали к генеральной уборке квартиры. Кандидатке в невесты спешно шилось нарядное платье, деньги для этого сердобольная Елена Валентиновна выделяла из собственных сбережений. И звались гости. Долгое время потом, сидя за чаем с вишневым вареньем, дамы обсуждали свои победы и промахи.
Когда-то обо всех этих проделках, заливаясь лёгким смехом, рассказала Кире ее новая подруга и соседка Олечка Матвеева - смешливая хористочка из Оперного театра.
Нынче из всех девушек в пансионе остались лишь они с Олечкой. Елена Валентиновна решила погостить летом у своей дальней родственницы в небольшом городке, где прошло ее детство. Поэтому она отказала всем своим поселенкам. Оставила ласковую, услужливую Олечку да вот ещё Киру, и то только потому, что та была родом из города юности Елены Валентиновны и ещё потому, что бедняге некуда было податься, а мадам Киселёва умела быть доброй. И, тем не менее, придется Кире съезжать из этого дома - платить-то за комнату нечем! А дом-то как хорош: с великолепной мозаикой-канторелью на фасаде, с двориком, где фонтанчик наполнял водою мраморную чашу и росли несколько молоденьких клёнов. К тому ж до театра всего-то два шага, и, значит, можно экономить на извозчике.
И ещё потому (но это был секрет!), что Кирино окно выходило на глухую серую стену, по которой во время дождя текла потоком вода. На мокрой стене образовывались замысловатые узоры. Это были водопады с романтически склонившимися деревьями, они стойко удерживали свои пышные кроны под напорами ужасного ветра. А однажды среди деревьев вдруг "проявился" силуэт изящной дамы под вуалью. Кира тут же решила: даму зовут Анна (она тогда дочитывала "Анну Каренину"). И теперь, когда дождевой поток ручьём заливал стену, она "беседовала" с Анной, раскрывая ей свои секреты и секретики, зная наверняка, что ее дама под вуалью никогда и никому ничего не расскажет...
Итак, надо что-то придумать. Например, продать это кольцо. Кира с сомнением взглянула на свою руку - мамино кольцо: темно-зеленый камень с золотистыми искорками в тяжелом серебре. Но много ли дадут за это украшение?! И потом маменька ни за что не захотела бы расстаться с ним: была, кажется, какая-то таинственная история... К тому же эта безделушка чуть ли не единственное украшение, что осталось. Всё, что когда-то дарил маме папенька, прибрала к рукам мачеха. Нет, нужно искать другой выход, но какой?
Волна, плеснув белой пеной, откатилась, вынеся на песок какую-то странную штуку. Кира наклонилась, рассматривая её: похоже на браслет? Гладкая матовая поверхность, замысловатый узор вьётся не снаружи, а внутри. Она прикоснулась пальцем к мерцающей поверхности и отдернула руку: холодная, обжигающая, ледяная... Интересно... Она решительно подхватила странную штуковину и сунула её в сумочку, вздохнув, отправилась на остановку конки.
-До чего же ты розовая! Нос не обгорел? - тормошила ее Олечка Матвеева, смеясь и целуя в горящую от солнца щеку. - Слышала новость? Сегодня жалование дадут!
-Вот это кстати! А то я уже и с квартиры решила съезжать - платить-то нечем...
Но Олечку нельзя было ничем огорчить - оптимизм бил из нее ключом.
-С квартиры съезжать - вот еще! Ну и разгуляюсь я сегодня! Во-первых, мы пойдем в кондитерскую, ту, что на углу Ришельевской, - там таки-и-е пирожные подают - пальчики оближешь! Потом мы, наконец, выкупим твое многострадальное платье... Хотя, если подумать, куда ты его наденешь?! Совершенно бесполезная штучка, но очень-очень миленькая.
- Ты опять?! Что тут непонятного? Это моё первое настоящее платье. Моё. Настоящее. Не перешитое из твоего старого. Его делали для меня. Там каждая пуговичка, каждый шовчик выстрадан, - вздохнула Кира. - А туфли! Еще нужны туфли. Эти сапожник отказался чинить...
-Эх, была не была! И туфли купим. Помнишь, мы видели на графине Радзивилл такие, с изогнутым каблучком и плетеными ремешками? Конечно, где уж нам до графини...
Олечке хорошо было рассуждать о покупках - она-то себя обыкновенно не ограничивала, хотя была экономной и умела рассчитывать свои траты, откладывая что-то на пресловутый "чёрный" день.
Окончив курс гимназии в Виннице, она с безмерным блаженством забросила свой аттестат в самый дальний ящик бюро. Недели две беспечно провалялась в тени деревьев сада родительского дома, листая модные журналы и придумывая, чем бы себя занять. И придумала: ошарашила отца - приходского священника и болезненную мать своим решением отправиться в Одессу, учиться в консерватории и посвятить свою жизнь карьере оперной певицы. На что мать ударилась в слезы, а степенный батюшка лишь обрушился в кресло, вовремя подставленное упрямой дочерью.
Олечка привыкла вертеть родителями так, как ей этого хотелось. Где ласковой кошечкой, а где и топнув изящной ножкой в модном черном чулке, она дала понять своим "миленьким папа и маман" всю нелепость их переживаний. А главное: как можно "зарывать в землю" такой талант, как у нее?! У нее же ГОЛОС! Отец заикнулся было о сыне настоятеля главного местного собора, славном мальчике, учившимся в киевской Духовной Академии. На что Олечка минуту-другую пристально глядела на отца, потом перевела выразительный взгляд на мать, как бы говоря, что "вы сами этого хотели" и подробно объяснила испуганным родителям, что никогда не променяет карьеру певицы на болото домашней жизни в качестве матушки какого-то несчастного батюшки с его нищим приходом.
Родители сгоряча обиделись, но потом рассудили, что, видимо, времена нынче другие и они не должны ложиться могильным камнем на жизненном пути дочери. Погоревали, конечно, но не смогли отказать своему единственному очень позднему ребенку, определили ей содержание - совсем не плохое - и, потребовав еженедельных отчетов в письмах, проводили в Одессу поступать учиться в консерваторию.
Добравшись до Одессы, Олечка, честно выполняя данное родителям обещание, записалась на стажерские занятия по классу вокала, добросовестно их посещала в течение двух месяцев. Но ей, только что закончившей гимназию с ее нудными домашними заданиями и наставлениями классных дам, до чертиков надоели любые занятия. К тому же она по уши влюбилась в местного красавца-баритона. Какие могут быть занятия?! В конце второго месяца своих стажерских уроков она решила, что эти подвиги не для нее.
Приятельница познакомила ее с несколькими хористками, служившими в Оперном театре и ведущими нескучную жизнь. Они рассказали ей кучу потрясающих историй о незаметных хористочках или балеринках "у воды", которые своими прелестями сумели пленить богатых господ-меломанов. А те замолвили за своих протеже несколько слов там, где надо и кому надо.... На эти откровения Олечка лишь брезгливо морщила носик с крохотной родинкой на кончике, придававшей ее черноглазому лицу даже некоторую пикантность.
Она не собиралась идти по этому пути, и вовсе не потому, что это казалось ей стыдным - Олечка считала себя передовой барышней, свободной от предрассудков. Она решила, что САМА пробьется на оперной сцене. Во всяком случае, покровителя она себе определит, когда ЕЙ это понадобится, а уж понравиться кому надо она всегда сможет - не даром в гимназии ее прозвали "лисичка". А потом ведь можно подыскать себе, на худой конец, богатого мужа и хорошо бы с титулом... Да-да, титул - это то самое, ради чего можно... Но тут воображение ей отказывало и она, безмятежно припудрив носик, мысленно улыбалась своим мечтам.
По рекомендации подруги ее прослушали и приняли в хор, положив жалования пятнадцать рублей и двадцать три копейки с полушкой. Эта же подруга привела ее в пансион к Елене Валентиновне, и та сдала ей комнату за восемь рублей в месяц с уборкой и кипятком по утрам.
Прожить на оставшееся от квартплаты, при этом прилично одеваться, было совершенно невозможно, если б не ежемесячная помощь родителей. Им она добросовестно писала каждую неделю, весело живописуя свои занятия в консерватории, походы на спектакли в Оперный театр, трудности с квартирой, скудный гардероб и скверное питание. "А впрочем, все совершенно замечательно: я упорно обучаюсь пению и надеюсь прославить нашу фамилию". На эти письма родители реагировали так, как должны были реагировать любящие свое дитя люди: увеличивали денежное содержание. Пламенная любовь красавца-баритона стремительно отцвела-отгорела, оставив большое разочарование с налётом цинизма и маленькую тайну, хранимую даже от родителей.
Так прошел год. Затем ещё один. И ещё один. Лето она проводила в ненавистной Виннице. Еле-еле ползли абсолютно одинаковые дни. Ей казалось, что движение времени она отмечает лишь по тому, как меняются фрукты на тарелке, услужливо подставленной ей матерью: сначала вишни, потом черешни, затем абрикосы. Когда доходила очередь до яблок и арбузов, она не выдерживала. Наспех сочиняла историю о том, что в консерватории ее преподаватель решил дополнительно позаниматься со своими учениками и поэтому учебный год начинается раньше обычного.
Стоически перетерпев вздохи родителей и пообещав себе сделать всё возможное лишь бы не огорчать их, она мчалась в Одессу. Конечно, никаких занятий не было и в помине, но зато была свободная жизнь, не отягощенная ни работой, ни заботами о средствах к существованию.
В начале сентября она подтверждала инспектору хора свое наличие. Сентябрь 1910 года не отличался от всех прошедших сентябрей. Было солнечно, даже душно. Выйдя из театра, Олечка встретила несколько знакомых лиц и остановилась поболтать.
Девочка-подросток в стареньком платье, из которого она выросла до неприличия, стояла, прижавшись спиной к стене, и широко распахнутыми зелеными глазами с восхищением смотрела на группу хористок. Её провинциальность не просто бросалась в глаза - она сражала наповал: две толстые косы, как показалось Олечке, бесцветных волос с бантиками на концах, тесное в груди платье, старые сбитые туфли и пёстренький узелок в длинных руках.
Олечка просто не смогла пройти мимо - такой жалкой и трогательной была эта неуклюжая девчонка.
Так они познакомились: Кира Стоцкая и Олечка Матвеева.
А теперь сезон подходил к концу, стоял конец жаркого апреля 1911 года, и если для Олечки задержка жалования была не страшна (родители помогут), то для Киры, сбежавшей от опеки мачехи, рассчитывать было не на кого. Поэтому она так обрадовалась долгожданной выдаче денег.
Продолжая предаваться мечтам, девушки прошли через темный, похожий на тоннель, проход в крохотный садик с гордым названием Пале-Рояль. Как всегда шутливо послали воздушный поцелуй мраморным влюбленным, застывшими в страстном объятии среди густой зелени; сбежали по узенькой, крутой лесенке, зажатой между двумя зданиями, и вошли в прохладу служебного вестибюля театра.
-Опаздываете, барышни! - инспектор хора строго глянул на притихших девушек. - По местам!
Они шмыгнули на свои места: Олечка в первые голоса, а Кира - во вторые. Репетиция началась.
Последующие два часа тянулись бесконечно: два десятка девушек, изнывающих от духоты, повторяли и повторяли надоевшие распевки и фрагменты из партитуры сегодняшнего спектакля. При этом каждая мечтала поскорее добраться до заветного окошечка на четвертом этаже с надписью "касса", чтобы потом, сжимая в руке долгожданное жалование, независимо продефилировать мимо директорского этажа по винтовой каменной лестнице к сумрачному вестибюлю и, наконец, оказаться на воле, среди сияющего апрельского солнца и совсем еще молодой, не успевшей запылиться, зелени.
В очереди к кассовому окошечку рассказывали кошмарные истории: мадемуазель Петровой не доплатили 5 рублей за прожженное утюгом платье (при чем тут эта Петрова, если платье прожгла костюмерша?), а у мадемуазель Дьяконовой из жалования вычли за опоздание на репетицию. Кира с Олечкой переглянулись: строгий инспектор хора частенько выговаривал подругам за опоздания. Правда, пока все сходило с рук.
Да, до сих пор сходило с рук, но не сегодня. В кассе лежал листок, в котором значились и их фамилии: штраф за опоздания по 1 рублю сорок копеек с каждой. Ну, это еще ничего! Просто дня три пройдут без бутербродов и чая. Что ж, и вода иногда бывает изумительно вкусной! Утешая себя, они сбежали по лестнице и вслед за остальными девушками оказались на улице.
Этот год пролетел для Киры в один миг. Еще вчера она домашняя девочка, а сегодня - живущая на собственные заработки барышня. Самостоятельная и независимая!
Ее история была совершенно обычной: сначала нежная заботливая маменька, затем, когда девочке исполнилось тринадцать лет, мама умерла от воспаления легких. Во всяком случае, именно так сказала экономка зарёванной девочке, срочно вызванной из пансиона. Голос маменьки - ласковый, тихий - остался навсегда в памяти Киры. А ещё осталась детская обида, что ее обманули, ведь всегда, целуя ее на ночь, маменька говорила: "До завтра, дорогая. Утром увидимся, и я расскажу тебе волшебную историю". И вот наступило это самое завтра, но мамы больше не было. Вначале Кира пыталась найти утешение у отца. Но суровый, как казалось девочке, даже неприступный, он предпочитал переносить своё горе в одиночестве. Отец лишь мрачно глянул на тихонечко проскользнувшую в кабинет, где он сидел, уставясь в темное окно, одетую в черное платьице девочку и отвернулся.
Кире хотелось подбежать к папе, обнять его и плакать, плакать...Холодные глаза (так ей тогда казалось) отца остановили её, и никогда больше она не пыталась искать его сочувствия.
На похороны мамы из Петербурга приехала ее сестра - Полина. Все эти тягостные дни она провела рядом с Кирой, а, уезжая, оставила адрес и пригласила девочку к себе. Но отец не позволил ехать в Петербург. Его польская заносчивость не соглашалась ни с какой благотворительностью в свой адрес. К тому же Полина состояла при особе, относящейся, по его разумению, к разряду чуть ли не прокаженных: была компаньонкой известной оперной певицы.
Сам же он, хотя и носил звучную польскую фамилию, был из обедневшей шляхетской семьи, в юности служил в армейском, а не гвардейском, хотя и стоявшем в Варшаве, полку; "дослужился" аж до поручика и вышел в отставку в тридцать лет. Был он очень даже недурён собою: гордая осанка, пушистые усы на худом лице, нос с горбинкой, ранняя седина в густых вьющихся волосах (Кире всегда казалось, что батюшка просто один к одному портрет короля Казимира П Справедливого, чей гравированный портрет висел в кабинете).
Какое-то время он пожил в своем "имении" - кирпичном доме с мезонином и даже с портиком из четырех пузатеньких колонн на фасаде. Белый дом под зеленой крышей и все дворовые постройки утопали в зарослях сирени, которую никто не подрезал, и она кончиками веток доставала даже до круглого чердачного окна. За домом был небольшой сад, впрочем, совершенно запущенный.
Лет через пять скучной жизни, проходившей между возней то в саду, то во дворе, то в доме и игрой в карты да кости по воскресеньям, решился отставной поручик, как он сказал приятелям, "развеяться". Он отправился в Одессу. Там на каком-то благотворительном балу увидел компаньонку дочери графини Костораки.
Антонине Ивановне Баумгартен-Хитровой было уже двадцать пять лет, и она числилась в безнадежных старых девах, хотя хороша была сказочно. Сергей Петрович вначале оробел от такой красоты, но потом выяснил, что у девушки, несомненно, отличного происхождения, нет никакого приданого. Зато есть младшая сестра, которая училась в старшем классе гимназии и о которой Антонина Ивановна преданно заботилась. Это известие несколько охладило чувства практичного поляка. Но огромные серо-зеленые глаза, затененные темными ресницами, и роскошные пепельные волосы, которые она стягивала пышным узлом на затылке, не давали ему спокойно вернуться к своим воскресным картам. Было еще что-то в этом безупречно красивом лице, что заставляло еще и еще вглядываться в него в попытке разгадать его тайну.
Короче, Сергей Петрович сделал предложение и, к своему удивлению, получил согласие. Вместо свадебного путешествия они сразу же отправились домой, в "имение".
Антонина Ивановна, впервые увидев неухоженное "имение" мужа, против ожидания не расстроилась, а наоборот, обрадовалась. Это был ЕЕ дом, здесь она станет жить, здесь, если Бог даст, родятся и вырастут их дети. Она с энтузиазмом взялась помогать мужу. Жители соседних домов с удивлением могли видеть, как жена гордого шляхтича, надев передник, копошится с утра до вечера то в саду, то во дворе, при этом оставаясь неизменно элегантной в своих уже совсем стареньких платьях. Через год родилась Кира, и теперь все свободное время, а его было вовсе немного, Антонина Ивановна отдавала дочери.
Какие восхитительные истории она рассказывала девочке! И всегда в этих историях действовали два персонажа, которые одолевали всех недоброжелателей: красавица Нора и её благородный брат Ричард. Они могли все: отгадывать всякие загадки, свободно выходить из любого опасного положения, у них была волшебная шкатулка, в которой прятались разные чудеса: ковер-самолет, шапка-невидимка и многое другое. А ещё у этих волшебников были какие-то загадочные браслеты - их они дарили самым дорогим для них людям...
На каминной полке в их доме среди вазочек примостилась резная деревянная шкатулка, обитая серебром, с рисунком на крышке, изображающим мужчину и женщину, взявшихся за руки. В шкатулке была спрятана тайна. В чем она заключалось, Кира не знала, а мама не уточняла. Она лишь заговорщицки понижала голос и говорила, что когда-нибудь Кира сама все увидит. От этих слов у Киры в восторге замирало сердце: скорее бы заглянуть туда...
В десять лет Киру, против желания матери и по настоянию отца ("только так можно воспитать истинного шляхтича!"), отдали в очень хороший частный пансион. Теперь они виделись лишь на каникулах, которые пролетали мгновенно.
Девочке исполнилось тринадцать лет, когда за ней приехала экономка Вера Ивановна с известием, что ее мамы больше нет и Кире надо вернуться домой. Вот тогда-то, в эти грустные дни, она и познакомилась со своей петербургской теткой. В очень простом платье, показавшемся неискушенной в этих делах Кире сказочным нарядом, тетя Полина так была похожа на маму, что девочка ни на минуту не отходила от нее. Между отцом и тётей установились напряженно-холодные отношения, причина которых оставалась загадкой для всё замечающей девочки. Но вскоре тетя уехала, а Киру отправили назад в пансион.
Отец недолго оставался в скорбном одиночестве. Уже через год хозяйкой в старом доме с мезонином стала та самая Вера Ивановна, бывшая экономкой при жизни Антонины Ивановны. Симпатичная вдовушка деловито вела хозяйство, а её дочери-погодки, ровесницы Киры, с шумом носились по дому, всовывая свои любопытные носы во все углы. Впрочем, девчонки не были злыми и ленивыми. Кира было вообразила себя несчастной Золушкой, которая станет с утра до вечера работать не поднимая головы и выполнять все прихоти злой мачехи и её дочек. Но девочки оказались вполне добродушными, а Вере Ивановне не было никакого дела до падчерицы.
Кира часто задумывалась, почему отец опять женился да ещё так быстро. Ей помнилось, каким замкнутым и отчужденным становилось лицо Сергея Петровича, едва он взглядывал на неё. Однажды она подсмотрела, как тоскливо он смотрел на портрет мамы, всегда стоящий на столе в кабинете. При этом он сердито хмурился, что-то бормотал и вдруг стукнул кулаком по подлокотнику кресла, в котором сидел. Вот тогда-то ей показалось, что она догадалась, почему её отец стал холодным, неприступным и вечно сердитым. Он, совсем как ребёнок, у которого отняли любимую игрушку, обиделся страшной обидой на умершую жену, не мог ей простить то, что она оставила его. А маленькая Кира постоянно ему напоминала, что уже ничто нельзя вернуть. И тогда он сделал то, что сделал: отомстил своей ушедшей жене, утвердил в доме полную противоположность Антонины Ивановны, а дочь отослал с глаз долой.
Мачеха, Вера Ивановна, не сильно докучала падчерице своим вниманием. Вскоре девочку перевели в пансион подешевле, затем последовал еще один перевод, и еще один. С каждым новым переводом условия жизни в этих учреждениях делались все хуже и хуже. За два года она успела отучиться в четырёх пансионах. Теперь ее не забирали домой на любимые рождественские каникулы. Все-все девочки разъезжались, а Кира оставалась одна в пустом дортуаре. Укладывалась спать на холодные простыни, накрывалась с головой протертым одеялом - так теплее и не страшно, - вспоминала мамины рассказы о Норе и Ричарде, придумывала им новые приключения. И старалась не плакать.
Последнее лето в жизни её отца Кира провела дома, в семье. Хотя семьи теперь вроде бы и не было. То, что мачеха не обращает на нее внимания, Киру вполне устраивало: она могла сколько угодно возиться в саду, сажая и пересаживая цветы и какие-то хилые кустики. Забиралась в самом конце сада на старую кривую яблоню, устраивалась в развилке, как в кресле, и часами просиживала там за чтением всего, что удавалось раздобыть в кабинете отца. Сергей Петрович тоже не докучал ей своим вниманием - он вечно был чем-то занят. Но Кира подозревала, что он просто прячется от шумной активности жёнушки.
В четырнадцать лет наступило время увлечения романами - читала их запоем, но потихоньку от отца: он бы не одобрил легкомысленных персонажей известных опусов. Теперь Кира воображала себя героиней этих "произведений", заламывала руки перед зеркалом и томно закатывала глаза, кидала страстные (так ей казалось) взгляды на прыщавого соседа-гимназиста, посланного папашей пригласить Сергея Петровича на очередной карточный вечер. От этих взглядов мальчишка краснел, отворачивался и, наконец, не выдержав, сбегал со двора. Кончились эти Кирины "упражнения" совершенно банально: сводная сестричка передала ей слова гимназиста. Тот сочувственно поинтересовался, что это за болезнь такая у бедной Кирочки (глаза как у коровы, причём больной коровы!) и чем они лечат несчастную...
Была еще одна страсть в ее нехитрой жизни - пение. У отца в кабинете стоял роскошный граммофон и время от времени, когда собирались гости, из широкой золотой трубы его неслись разные мелодии. Все чинно сидели на стульях и внимательно слушали военные марши, романсы Вари Паниной и оперные арии. Отец, строгий и неулыбчивый, сидел в своем кресле за большим кабинетным столом и истово следил, чтобы все уважительно внимали музыке и не отвлекались. Если же кто-то позволял себе заговорить не к месту, в адрес этого безумца делались "страшные" глаза. Отец довольно резко выговаривал нарушителю порядка, отбивая всякую охоту даже шевелиться во время музыкальных вечеров, что, конечно, превращало их просто в настоящую каторгу. Поэтому гости приходили не часто.
Кира знала наизусть все мелодии, звучавшие в доме. Вместе с сёстрами она убегала к старой крепости на высоком холме, по усыпанным кирпичной крошкой ступенькам поднималась в башню. Там Кира устраивала концерты: пела, танцевала, а девчонки одаривали её "выступления" неистовыми аплодисментами. Но быстро прошло лето, и она уехала в очередной пансион, под присмотр классных дам-наставниц.
Кире едва исполнилось пятнадцать, когда на нее обрушилась еще одна потеря: умер отец.
Вот, еще вчера, он сидел в своем кресле в кабинете и рассуждал о Кирином будущем: тогда она робко спросила о его отношении к карьере оперной певицы. И получила такой поток обвинений в адрес не только оперных певцов, но и всей актерской братии вместе взятой! Нет, отец вовсе не был против обучения "для себя" - это можно. Но петь на сцене!.. "Театр, - заявил он, - непристойное место, и порядочной девушке из благородной семьи там нечего делать! Фамильная честь не шутка!"
Потом он напомнил ей, что в семье ее несчастной матери уже был пример, когда ушла из дома "в актрисы" ее младшая сестра, и что? Актрисой не стала, живет в приживалках у какой-то певички: то ли прислуга, то ли подруга...
И вот отца больше нет. Теперь ее будущее в руках мачехи. А Вера Ивановна уже кое-что спланировала в этом будущем. В пансион Кира больше не вернулась.
Глава 2.
Вскоре в дом зачастили какие-то тетки в цветастых платках, они шептались с мачехой, таинственно поглядывали на Киру и неодобрительно качали головой. Наконец Кира не выдержала и спросила, кто эти женщины.
-Как кто? - глянула на нее через плечо мачеха. - Это свахи.
-Кто?! - девочка ушам не поверила: еще месяц со смерти отца не прошел, а мачеха уже... - Как вам не стыдно, ведь папу только что похоронили!
-А при чем тут твой отец? Ты что, дурища несчастная, решила, будто я для себя жениха подыскиваю?! Ну, уж нет! Теперь я свободный человек и сама себе хозяйка, - и, видя полное недоумение падчерицы, обрушила на нее убийственное известие, - это я для тебя стараюсь!
-Для меня? - не оценила ее "заботу" Кира.
-Для тебя, для тебя! Ты что ж это решила, что я нянчить тебя стану? Отец умер в одночасье, завещания нет. Столько забот! Но ничего, вот пристрою тебя, сразу легче станет. Найдем тебе хорошего мужа. Хороший муж - это, знаешь, как? Главное - состояние. Всё остальное для романтических дурочек. Еще не раз спасибо скажешь! Одно плохо: больно ты неказистая. Глаза вот только... А уж худая...
- Вы не посмеете! - прошептала-прокричала Кира. - Вы, вы... злая женщина!
В глазах мачехи загорелся жесткий огонек:
-Ты тут мне не шуми. А станешь ерепениться - посажу под замок! - Кире казалось, что все это происходит не с ней, что это мерзкий сон и она вот-вот проснется, даже ущипнула себя за руку. Нет, не сон! А голос мачехи все скрипел и скрипел:
-Но ничего, причесать тебя да одеть, может, и найдется какой-нибудь старичок, охочий до молоденьких. Есть у меня кое-кто на примете. Но это пока секрет. Погоди, ещё обрадуешься!
Огорошенная "прекрасной" перспективой, Кира какое-то время пребывала в унылом бездействии. А потом вспомнила о петербургской тетке и написала ей, отчаянно умоляя помочь.
В письме она рассказала ей о своем желании учиться пению. Через две недели от Полины пришел ответ. Она писала, что не может вызвать к себе Киру, так как ее подруга тяжело больна и она за ней ухаживает. Полина Ивановна рекомендовала отправиться в Одессу, где есть очень хорошее музыкальное училище и поступить на курс. Также тётя Полина прислала денег на первое время, пообещав позаботиться о племяннице.
Разумеется, об этом письме мачеха ничего не знала, но, судя по всему, приготовления к смотринам уже начались, поэтому с побегом следовало поторопиться.
Кира собралась мгновенно. То, что ей хотелось сохранить как память о матери и отце - ничего ценного - так, какие-то безделушки, она сложила в плетеную корзину с крышкой и отнесла на чердак. Прошлась по старому саду, где деревья сажала еще ее прабабушка, забрела в старую крепость, посидела на берегу реки.
Увязала кое-какое бельишко в узелок да так и ушла. Без документов - мачеха всё спрятала под замок - ушла, в чем была, из дома, переставшего быть ей родным.
После крохотного провинциального городка Одесса оглушила, испугала ее. Крепко сжимая в руке бумажку с адресом училища, Кира долго брела по пыльным сентябрьским улицам. Куда она брела - толком и не знала. Но ноги привели ее к зданию, показавшемуся изумительно красивым.
Его плавно изогнутые линии обрисовывали стены, сложенные из песчаника сливочного цвета, здание завораживало, увлекало за собой, требовало обойти его не раз и не два. Особенно ее потрясла статуя у входа: величественная женщина, мучительно и скорбно закатив глаза, сжимала в руке кубок, а другую руку судорожно прижимала к груди. "Это же театр!" - догадалась Кира. Ей здесь сразу всё понравилось: и похожий на роскошный сливочный торт театр, и широкая улица перед ним, и даже зеркальная витрина ателье фотографа, где за сверкающим на солнце стеклом повис бархатный темно-зеленый занавес.
И фотографии в витрине разбрелись по ступенчатому подиуму, словно актёры в спектакле. У каждого снимка своя роль. Вот красавица в шляпе с перьями, томно опираясь на высокую резную колонну, смотрит в необъятную даль. Это явно прима здешней "труппы" - она не станет любезничать с девчонкой у витрины. Всем своим видом будто говорит: "Иди своей дорогой, любезная". Рядом в хорошенькой рамочке с виньетками смущенно улыбаются подружки-институтки в форменных платьицах, подмигивают ей: "Не обращай внимания на эту задаваку..." Прямо под полукругом бархатной драпировки, чуть особняком, ещё одна фотография. Группа молодых людей свободно расположилась вокруг круглого столика. Кто стоит, кто сидит. Все они в студенческих тужурках. Их лица немного напряжены под взглядом объектива. А впрочем, не все испытывают неловкость перед камерой. Высокий темноволосый студент, мягко улыбаясь, повернулся к своему товарищу. И хотя его лицо видно лишь в профиль, Кире показалось, что он посматривает на неё из-под тёмных ресниц... Она перевела взгляд правее и вздрогнула: на неё с портрета пристально смотрели живые глаза. Как удачно выбран ракурс, каким естественным светом озарено лицо молодого мужчины - и эти поразительные глаза...Они не отпускали, наоборот - притягивали к себе. Светлые глаза, в которых пряталась улыбка. Они говорили ей: "Не надо бояться. Всё будет хорошо!" И Кира поверила этой улыбке и этим чудным глазам. У неё всё получится, её обязательно примут в училище, она станет примой этого восхитительного театра. Конечно, не всё сразу, а постепенно, потихоньку. Как папа говорил? "Истинный шляхтич не боится трудностей". И она, Кира, не боится - ух, как лихо сбежала от мачехи. "Колобок, колобок, я тебя съем..." А вот и нет! Не съешь, хитрая лисица!
В садике возле театра посидела на чугунной скамейке у тихо журчащей воды, где в зарослях декоративного камыша белели обнявшиеся мраморные Купидон и Психея. Вздохнув, она поднялась и побрела по лестнице вниз, на улицу позади театра.
Там у служебного входа она познакомилась с Олечкой Матвеевой, которая стала для нее вскоре незаменимым советчиком. Это она помогла Кире определиться с жильем и отвела на Екатерининскую улицу к доходному дому промышленника Чугунова, где сама квартировала у мадам Киселевой.
Мадам Киселева оказалась маленькой женщиной, довольно симпатичной, если бы не странно раздвоенный кончик носа. В первое время Кире все казалось, что когда Елена Валентиновна разговаривает, этот ее смешной нос как бы шевелится и вынюхивает что-то. А потом она привыкла, да и сама хозяйка оказалась очень доброй, но ужасно болтливой дамой.
Комнатка была темновата. Полукруглое окно смотрело на покрытый трещинами и потёками торец соседнего дома. С высоты четвертого этажа молоденький клен во дворе казался совсем маленьким. Возле ажурных чугунных ворот копошился дворник в белом переднике.
Кира размечталась. Здесь, в этой комнате, ей предстояло жить, много заниматься (хорошо, что у стены стоит старенькое пианино). А вечерами она устроится в этом кресле-качалке, укроется шотландским пледом в красную с черным клетку (ну, будет же когда-нибудь у неё такой плед?) и станет смотреть, как постепенно темнеет небо и затихают звуки...
Ни на секунду Кира не сомневалась, что она поступит в училище. Когда же ей отказали в приеме из-за опоздания на вступительные испытания и самое главное - из-за полного отсутствия каких-либо документов, она совершенно растерялась: куда теперь идти? на что жить? что делать?
-Кира, ты спишь? - веселый голос Елены Валентиновны разбудил бы кого угодно. Но Кира не спала. Совершенно несчастная, свернувшись в комочек на кровати, она, закрыв глаза, лежала, стараясь ни о чем не думать и внушая себе, что вот сейчас должно что-нибудь произойти, какое-то чудо, и все сразу устроится. - Деточка, не стоит так расстраиваться. Пойдем ко мне, поговорим. Я пирог с яблоками испекла, Олечка пришла из театра. Пойдем, попьем чайку...
Вздохнув, Кира поднялась. Что толку лежать и ждать чудес, никто, кроме нее самой, эти чудеса устраивать не будет. Можно, конечно, жалеть себя, рыдать и рвать волосы от отчаяния. Но ведь этим все равно не поможешь! "Истинный шляхтич..." Да, Бог с ним, с этим шляхтичем!
В большой гостиной Елены Валентиновны за круглым столом уже сидела черноглазая хохотушка Олечка.
Теперь же, увидев расстроенную Киру, Олечка, не терпевшая уныния, сразу стала придумывать, как помочь подруге выкрутиться из плачевного положения.
-Кирка, заведи себе поклонника! - выпалила она сходу. - Представляешь, богатый дяденька станет о тебе заботиться! Он и платья купит, оденет как куколку. И жить станешь в хорошей квартире...
-Чем это моя квартира вам, барышня, не подходит? - обиделась Елена Валентиновна. - И чему ты учишь девочку?! Она же еще ребенок! Может, тебе, Кирочка, поехать к своей тете?
-Я бы поехала, но ведь она сама просила пока не делать этого, - вздохнула Кира. - Завтра пойду искать место, может, возьмут в дамский магазин?
-Брось, какой магазин?! У нас хористки нужны. Но у тебя же нет паспорта...Конечно, мы что-нибудь придумаем.
И Олечка придумала. Они насочиняли, что Кира племянница Елены Валентиновны, оставшаяся сиротой, и что у нее украли все бумаги. Кира не верила, что такой явный обман пройдёт. Но у Елены Валентиновны были в полицейском участке кое-какие связи, и уже совсем скоро она держала в руках свою первую в жизни паспортную книжку: большой лист бумаги, где под двуглавым орлом шла запись о девице Стоцкой, рождения 1890 (на самом деле 1895 год), потом стояла огромная печать и шли подписи.
Вот так Кира оказалась в Оперном театре на должности хористки. Заканчивался ее первый театральный сезон, а что будет в следующем, и возьмут ли ее, если она опять не поступит в училище, - не известно. Кира старалась не думать об этом, "все образуется!" - так говорили герои графа Толстого - новые книжные словечки ей пришлись по душе. Будь что будет: все образуется! Она придумала себе что-то вроде ритуала: каждый день прибегала к витрине фотоателье и, глядя в светлые глаза старого знакомого, мысленно рассказывала все-все свои новости. Мужчина с фото смотрел на неё и одобрительно улыбался. А немец-фотограф давно уже заприметил тоненькую барышню-подростка, появляющуюся возле витрины его ателье с завидной регулярностью, только он никак не мог догадаться, как ни ломал над этим голову, на кого это и главное, что так пристально рассматривает хористочка из театра.
Она любила этот театр. Любила за пышную, может статься, слишком яркую, напоминающую свадебный торт, красоту. Ей нравилось приходить в театр задолго до спектакля, когда еще никого нет ни на сцене, ни в зрительном зале. Это было время особой тишины - тишины звучащей. Нет, с улицы не доносилось ни звука, да и в театре тоже, но, тем не менее, все звучало. Звучала мерцающая позолотой масса зала со всеми этими ярусами, ложами бельэтажа, ложами бенуара; звенела тысячью хрустальными, сверкающими даже в темноте, подвесками огромной люстры. Взгляд уносился от красных кресел партера вверх, к плафону, где жили своей жизнью и светились яркими красками герои шекспировских пьес.
Кира выходила на сцену, подходила к рампе, и ей казалось, что сейчас она оторвется от планшета и вознесется туда, к ним, войдет в их сказочный хоровод. Она любила бродить по пустому, без зрителей, фойе. Это было её царство, её владения. Ее не смущали прикрытые холстиной бархатные диваны и кресла. Хрупкая фигурка отражалась в роскошных золоченых зеркалах. Она представляла себя знатной дамой, встречала воображаемых гостей, милостиво улыбалась приятным лицам и изгоняла из своего королевства тех, кого на дух не выносила. Так она навсегда изгнала мачеху и злого смотрителя при служебном входе. Он постоянно придирался к Кире из-за ее гимназического вида, делал ей замечания и даже как-то отказался впустить в театр - пришлось посылать за инспектором хора и доказывать, что Кира в самом деле здесь служит.
Бесконечный апрельский день всё же подошел к концу. Сегодня они с Олечкой совершили "набег" на лавки в Пассаже, долго и придирчиво выбирали новые туфли для Киры, замучив приказчика своими пожеланиями и сомнениями. Выбирала, конечно, Олечка. Уж она-то умела по-королевски разговаривать с приказчиками. Сегодня она капризничала и привередничала больше обычного. Наконец прекрасная пара туфель нежного бежевого цвета (приказчик сказал, что это цвет "бедра испуганной нимфы") была выбрана, завернута в хрустящую папиросную бумагу, осторожно уложена в красивую коробку, перевязана блестящей розовой ленточкой и вручена счастливой ...Олечке. Да-да, именно Олечке, потому что стоили эти чудесные туфли (с серебристой пряжечкой и на французском каблучке в пять сантиметров) так дорого, что о Кире вообще речи не возникло. Для неё была выбрана совсем простая пара туфелек, бывших модными в позапрошлом году.
Практичная Олечка вычла из жалованья Киры и отложила в маленький конвертик долг за квартиру (надо же совесть иметь!), туда же отсчитала мелкие денежки на питание (есть-то надо!), добавила рубль тридцать пять копеек модистке за платье (дольше тянуть с его выкупом было неприлично). К оставшимся после всех математических расчетов семидесяти копейкам она, расщедрившись, добавила полтора рубля из собственного жалованья, и у Киры появились долгожданные новые туфли.
Это событие надо было отметить. Они отправились в кондитерскую, где заказали по чашке чая с лимоном и модные пирожные в виде треугольничков - "наполеон". Олечка щедро оплатила не только свой, но и Кирин чай. При этом она с самым серьёзным видом учила подругу уму-разуму, объясняя, как это важно, иметь хоть что-то про запас. А потом, взмокшие и полузадохнувшиеся от жары, они отработали очередной спектакль.
Теперь, сидя в кресле-качалке у окна своей комнаты, Кира с улыбкой вспоминала все сегодняшние "приключения". Пошел неожиданный и очень легкий дождик, он еле шелестел молоденькими листочками клёна во дворе, слабый ветерок раздувал занавеску на окне.
Можно спокойно посидеть, поразмышлять. Задуматься было над чем. За несколько месяцев самостоятельной жизни (почти самостоятельной, потому что Олечка вообразила себя её старшей сестрой и всячески оберегала и предостерегала неопытную наивную девчонку от театральных соблазнов, правда, эта забота Кире особо не докучала), за время после побега из дома из маленькой домашней девочки-гимназистки она превратилась в довольно независимую барышню. Ей только что минуло шестнадцать. Если бы были живы родители, она бы сейчас заканчивала очередной класс гимназии, не заботясь ни о покупке туфель, ни о плате за квартиру. Папа и мама решали бы все-все скучные вопросы, ей же оставалось бы лишь учиться и ни о чём больше не думать. Читала бы сейчас романы и мечтала о невозможно-жгучих страстях, принимая за чистую монету фальшивые переживания книжных красавиц. Как далеки теперь её детские переживания! Ничего общего с сегодняшними заботами.
Если бы все переживания оказались всего лишь противным сном! Она проснётся в своей маленькой комнатке с круглым окном, сбежит по крутым ступеням вниз. Туда, где мама в светлом утреннем платье сидит за столом с крахмальной скатертью и разливает кофе в крохотные чашечки, а папа в своей бархатной курточке с простёганным воротником и белоснежной рубашке с улыбкой смотрит на жену и ждёт, когда она передаст ему вкусно пахнущий, исходящий лёгким паром напиток...
Где-то в далеком Петербурге жила ее тетя - единственный родной ей человек. Неужели у неё не найдётся тёплого слова для племянницы? Поехать бы туда, но в редких письмах Полина, интересуясь делами Киры, ни разу не обмолвилась о желании видеть "дорогую девочку" подле себя. Так что рассчитывать на помощь тёти, видимо, не стоит. Да и ладно! Она взрослая самостоятельная девица и должна жить, полагаясь только на себя.
Было еще нечто, что она смущенно вспоминала, особенно в такие, как сегодня, тихие вечера. Вспоминала, и сердце замирало. Хотя, если честно, то вспоминать-то особенно нечего. И всё же... История эта произошла в самом конце зимы, когда ещё снег хлюпал противной обжигающей холодом жижей под ногами.
У Олечки был приятель - студент-медик Андрей Афанасьевич Монастырский. Как-то Олечка рассказала, что Андрей Афанасьевич очень помог ей пару лет назад (но не уточнила, как именно), и с тех пор они сдружились.
Довольно часто подруги видели его долговязую фигуру у служебного входа, он встречал девушек после спектакля и провожал их домой. Иногда они заходили в Пале-Рояль, садились на скамейку возле фонтана и вспоминали смешные истории. Запальчиво спорили с Андреем Афанасьевичем - сторонником патриархальных взглядов на место женщины в обществе, доказывали ему, что не только "кухня, дети, церковь" - главное, но есть еще многое, ради чего стоит жить.
Он лишь смеялся над их "наполеоновскими" планами. Обычно Андрей Афанасьевич ссылался на непререкаемый для него авторитет - на своего соседа по снимаемой квартире:
-Какие из вас эмансипе? Вот и Стёпочка говорит, что самое главное - это семья. И он прав. Что бы ни случилось, только близкие тебе люди поймут и поддержат. А уж если это любящая семья... - он присвистнул.
-Прекрати свистеть! Ты же не извозчик! - Олечка дёрнула плечиком. - И нам совсем не интересно мнение какого-то Стёпочки! Что ты постоянно на него ссылаешься?
Честно говоря, спорила только Олечка и то просто так - ради удовольствия поспорить. На самом деле она считала, что дети - это замечательно, и иметь хорошую кухню - прекрасно (конечно, с приличной прислугой на этой самой кухне), и ходить в церковь, благодетельствуя свой приход значительными пожертвованиями из жалования мужа - очень даже благородно.
Кира изредка ей поддакивала, так как в самом деле считала, что ничего плохого в том, что женщина должна быть хорошей женой и матерью не видела. Да и не очень-то она об этом задумывалась. Она с удовольствием слушала, как препираются её друзья, смеялась шуткам Монастырского и подразнивала Олечку.
В своё время Олечка произвела на Монастырского настолько сильное впечатление, что он вообразил себя чуть-чуть влюблённым. Он даже попытался объясниться. В ответ Олечка взглянула ему в глаза каким-то совершенно взрослым взглядом и очень по-деловому объяснила:
-Андрюша, милый! Ну что это тебе взбрело в голову? Ты же еще учишься, и когда это учение кончится - одному Богу известно. Я не могу жить без театра, но наше жалование такое маленькое! Подожди, дай мне договорить, - она ласково погладила его по щеке. - Ты, конечно, можешь давать уроки всяким лоботрясам, но ведь на это не прожить. Ты же знаешь мои обстоятельства, я должна заботиться не только о себе. Посуди сам, вот ты закончишь университетский курс, и поедем мы куда-нибудь в деревню лечить бедных крестьян, как доктор Чехов. Конечно, с милым рай в шалаше... Но как же я? Как же мое будущее? Ведь я хочу стать оперной певицей...
-Для этого надо учиться в училище, а ты не очень-то туда стремишься, - сердито бросил Андрей.
-Фи, как грубо! У каждого свои ключи от Рая. Погоди, найдутся они и для меня. Нет-нет, не подумай, что я не ценю твою помощь и не помню, как ты вытащил меня тогда, не дал совершить чудовищную ошибку. Я всё помню и буду благодарна тебе всю жизнь. Но, добрый, хороший Андрей Афанасьевич, Андрюшенька, останемся друзьями! Да? - она мило улыбнулась, увидев кислое выражение его лица.
Олечка немного сердилась на себя: надо же, чуть не ляпнула, что удел жены сельского лекаря ее совсем не прельщает. Сказала бы так и обидела хорошего человека. Но не говорить же ему, что, еще будучи совсем девочкой и глядя на скучную до зевоты жизнь родителей, она решила свою жизнь прожить так, чтобы весь мир вертелся вокруг нее!
Правда, до того момента, когда она была бы в центре вертящегося и, главное, обожающего её мира, было очень далеко. Да и где ж такой мир найти? В последнее время ей приходилось прилагать немалые усилия, чтобы не попасть под жесткое колесо фортуны. Дома, в Виннице, над кроватью подсвечено было малиновой лампадкой изображение Богородицы: Царица Небесная стояла на крохотном уступе скалы, прижимая к себе Младенца, перед ними раскинулось необозримое море со вздыбленными волнами. Олечке даже снилось бушующее море и утлое судёнышко, кидаемое то в косматую морскую пену, то подбрасываемое к грозовому небу. Могла ли она, балованная, капризная папина-мамина доченька, представить, что ожидает её в бушующем житейском море?
Самостоятельное существование хористки - вот уж точно "море житейское". Чего только не рассказывали барышни-хористочки! И о загородных поездках в экипажах, прогулках в весёлой компании с шампанским и даже с цыганами. Девушки хвалились друг перед другом флакончиками духов, шёлковыми чулками, нехитрыми украшениями. Они радостно прожигали жизнь, не задумываясь о туманном завтрашнем дне, и терпеть не могли, когда кто-либо начинал их поучать.
Саркастически слушая рассказы приятельниц о приглашениях за город, Олечка лишь пожимала плечами. В её жизни это уже было, и она была такой же беспечной глупышкой. Только, в отличие от легкомысленных приятельниц, обстоятельства научили её внешне легко и беспечно проживать сегодняшний день, при этом никогда не забывая, что должен наступить завтрашний. А что он принесёт - одному Богу известно, но надо быть готовой к любым сложностям и неожиданностям. Конечно, она мечтала. Тут она ничем не отличалась от своих приятельниц. Олечка мечтала об оперной карьере, о богатом доме в Петербурге, о большой семье и любящем муже - то есть ничем не выдающиеся мечты, самые заурядные.
Была ещё одна мечта. Ей до безумия хотелось иметь титулованного мужа. Слово "аристократ" приводило ее в трепет. Как же ей, поповской дочке, хотелось стать княгиней или графиней, на худой конец - баронессой! Ради этого она бы душу заложила, да случай все не подворачивался.
А ещё у неё была тайна, о которой никто, кроме Андрея Монастырского, не знал и ради которой она готова была пуститься во все тяжкие.
Свои планы она хранила в секрете и никому, даже Кире с ее наивностью и мечтательностью не доверяла.
На последней неделе февраля, встретив девушек возле театра, Андрей Афанасьевич заговорил о предстоящем чаепитии с танцами в их студенческой квартире.
-Чай? Завтра? С чего бы это? Неужели появились средства?! - Олечка с интересом взглянула на Андрея.
-Нет, с деньгами все так же, - Андрей смущенно улыбнулся. - Это всё Стёпочка - наш сосед по квартире, вы же знаете, мы снимаем квартиру вчетвером, - так вот: он экстерном защитился и теперь уезжает домой, ну и устраивает небольшое чаепитие для друзей. Придете?
-Ах уж этот Стёпочка! Ты только о нём и говоришь: Стёпочка то, Стёпочка сё... Интересно было бы на него взглянуть.
-Вообще-то он не переносит, когда его так называют, это мы его так дразним...
-Ах, нет. Не пойду. Опять студенты, бублики-баранки, - Олечка капризно скривила губы. - Будет шумно, жарко. Потом узнают, что мы хористки, начнут приставать...
-Только не мои друзья! - загорячился Андрей. - Приходите! Завтра же нет спектакля, что сидеть в комнатах!
-Пойдем, Олечка, действительно, что за радость сидеть дома?! - поддержала его Кира и пригрозила, - если ты не согласишься, пойду одна.
-Теперь уж мне точно придется идти, - засмеялась Олечка. - Ты еще натворишь чего-нибудь такого!.. Ну, и на этого необыкновенного Стёпочку охота бы поглядеть.
С утра Олечка стала "воспитывать" Киру. За эти месяцы они удивительно сдружились. Олечка Матвеева, никогда не имевшая сестры, привязалась к беспомощной (так она считала) девочке по-настоящему. Она защищала Киру от нападок инспектора хора; подкармливала, когда у той не оставалось ни копейки на пропитание, снабдила полным гардеробом (искололи все пальцы, перешивая блузки, юбки и бельё), ругала "глупую девчонку", когда та слишком увлекалась романтическими, с точки зрения Олечки, бреднями. Кира смеялась над её строгими выговорами и говорила, что та ей напоминает курицу, защищающую своего цыплёнка, но с удовольствием подчинялась всем наставлениям своего учителя.
Вот и в то утро Олечка начала, в очередной раз, учить подругу:
-Ты понимаешь, куда мы идём? - коротко взглянув на Киру, поинтересовалась она.
Кира в этот момент намазывала на кусочек сайки яблочное повидло, так и норовившее сползти и шлёпнуться на скатерть.
-Да перестань ты, наконец, объедаться сладким! - рассердилась Олечка.- Вот растолстеешь и в костюмы не влезешь. Что тогда будешь делать?
-Но ведь вкусно же! И есть хочется!
-Перехочется, - отрезала Олечка. - Лучше послушай меня. Мы идём к господам студентам... Ну что ты вытаращилась, будто не понимаешь, о чём я... Да, эти господа живут всегда весело. У них обычно нет средств, но они другие. Ах, не могу я тебе объяснить... Ну, понимаешь, они очень легко ко всему относятся. Это как у нас на театре: лёгкие знакомства, лёгкие связи, но, заметь, бывают большие проблемы.
-Какие такие проблемы? - заинтересовалась Кира.
-Какие? - Олечка чуть смутилась. - Ты же знаешь, мы барышни впечатлительные, романтичные (терпеть не могу это слово!), легко влюбляемся, можем голову потерять от любви...
-А в меня ещё ни разу никто не влюбился... - загрустила Кира и тут же оживилась, - а представляешь, прихожу туда и все меня приглашают на танец... Мы же будем танцевать, правда? И этот знаменитый Стёпочка, который не любит, когда его так называют, тоже пригласит. А кстати, мы же ни разу не спросили, как его зовут на самом деле!
-Так, - вернула её на землю Олечка, - слушай и запоминай: вина не пить, как бы ни уговаривали - это раз! По тёмным коридорам не стоять - это два! Танцевать, не давая прижимать себя, - это три! Не обниматься, не целоваться, и главное - не влюбляться! Ясно?!
-Ты меня совсем за дуру считаешь? - обиделась Кира.
-Ладно, ладно... не дуйся. Лучше давай одежду подберём. Её же ещё погладить надо.
До обеда Кира успела сбегать на угол Ришельевской, к фотоателье и "пообщаться" со своим другом. Теперь ей казалось (как бы странно это не звучало), что на снимке отражено не застывшее мгновение. Сколько раз она видела, как оживают глаза молодого человека, а уголки губ приподнимаются в легкой улыбке. Конечно, это можно было бы назвать игрой воображения, обманом зрения или странными бликами света на фото. Но Кира доверяла своим глазам и не хотела никаких рациональных объяснений. Просто она чувствовала некую связь с этим человеком на фото, странную связь - словно они очень близкие друг другу люди, может даже родственники.
Сегодня Кира поведала ему о предстоящем приключении, о том, как ей будет весело в обществе молодых людей. Это её первый "выход в свет", Олечка никогда не брала её с собой во время своих вылазок в люди, объясняя это тем, что Кира ещё мала для шумных посиделок. Вот, наконец, и её пригласили, совсем как взрослую барышню. Конечно, это не бал Наташи Ростовой, и всё же!.. В театре были молодые актёры, очень приятные и общительные, кое-кто из них даже расточал комплименты каждой встречной барышне, но внутренний голос подсказывал Кире, что эти мужчины уже успели насквозь пропитаться закулисным цинизмом. Поэтому она никогда не слушала их болтовню, находя её пошлой и банальной.
Потом она побежала домой, ловко перепрыгивая через лужи талого снега. А её фотодруг с тревогой и без улыбки смотрел ей вслед.
На улице уже темнело, было слякотно: шел не то дождь, не то снег с дождем. В бельэтаже большого, отделанного красным кирпичом дома с башенкой, везде горел свет. Они немного опоздали, компания уже собралась. Стол для чая накрыли в самой большой комнате. Огромный сверкающий самовар возвышался среди баранок, бубликов, недорогих конфет. Олечка выразительно глянула на Киру: я же говорила! Да, было жарко, шумно, но весело.
Олечка тут же подсела к самовару и стала разливать по чашкам и стаканам чай. А Кира, чуть помедлив и проигнорировав дружное "семь лет без взаимности", решила устроиться на уголке стола. Она оробела и уже пожалела об этом визите, не так она себе представляла своё появление в студенческой компании. Пока они добрались до нужного дома, ноги совсем промокли, её старые полуразвалившиеся ботинки оставляли на натёртом паркете мокрые следы, и она жутко смутилась.
Андрей Монастырский встретил их в прихожей, галантно помог снять пальто. Поправляя волосы, Кира подошла к большому зеркалу, и улыбка сползла с её лица. Да, вид ещё тот... Она сильно замерзла, нос покраснел и "потёк", руки походили на красные от холода утиные лапки - облезлая муфточка совсем не спасала. А волосы! Волосы, с таким трудом уложенные в высокую "взрослую" причёску, растрепались да ещё и намокли, хотя она тщательно куталась в старенькую шаль. Хорошо, что в комнате тепло и можно отогреться. Ей ужасно хотелось горячего чая, но стаканы, плывшие в её сторону, никак до неё не доходили - их всё время кто-то перехватывал, а она стеснялась попросить. Олечка же сидела на другом конце стола, весело болтала с кем-то из гостей и не видела Кириных страданий.
-Позвольте предложить вам чая, - сосед, видимо, заметил её тщетные попытки "поймать" стакан с чаем. Прежде, чем она успела утвердительно кивнуть, он уже перехватил передаваемую по кругу чашку и поставил перед нею. - Сливки? Молоко? Сахар?..
Кира уловила легкую иронию и, не понимая, чем она вызвана, насторожилась: над нею смеются? Тут же выпрямила спину и как можно независимее выдала, с вызовом взглянув в смеющиеся светло-карие глаза:
-Сливки - и побольше, сахара - три кусочка, - она ждала, что сейчас он скажет какую-нибудь банальность о вреде сахара. Но он лишь усмехнулся, добавил сливок, положил три кусочка сахара:
-Да, да, конечно, - передавая чашку, улыбаясь и заглядывая в глаза, шепнул он, - девочки любят сладкое.
В ответ Кира лишь возмущенно фыркнула, чем вызвала у него еще одну сдержанную улыбку. В этой шумной компании он, пожалуй, был самым тихим: спокойно отшучивался, когда его задевали, сдержанно улыбался. Его мягкий голос с легким акцентом звучал негромко, но и не терялся в шуме комнаты.
Возмутившего ее соседа все называли, как и принято у студентов, по фамилии - Пален. Пален? Что-то знакомое. Из истории, что ли? Кажется, что-то из жизни императора Павла, но что именно, она не помнила. Настроение её улучшилось, она согрелась, перестала дичиться и с интересом разглядывала соседей по столу. Несколько молодых людей: студенты-медики, две барышни-курсистки - все давно знакомы друг с другом.
Киру разбирало любопытство: когда же появится этот знаменитый Стёпочка, о котором все уши прожужжал Андрей Афанасьевич. Наконец, она не выдержала и спросила:
-Андрей Афанасьевич, где же ваш замечательный Стёпочка?
Монастырский удивлённо глянул на неё:
-Так ведь...- но его перебил Пален:
-Вот как, значит, Стёпочка... А чем он, позвольте узнать, этот Стёпочка так замечателен?
-Андрей Афанасьевич много рассказывал о нём, - Кире не понравились смешки студентов и хихиканье курсисток, тем не менее она продолжила, не обращая внимания на знаки, которые подавала ей Олечка, - господин Монастырский говорил, что он умный, веселый, смелый и добрый...Он - настоящий рыцарь и...терпеть не может, когда его называют Стёпочкой...
Взрыв смеха прервал её. Она замолчала, мучительно покраснела, догадываясь, что попала в неловкое положение. Пален же чуть покашлял в кулак, стирая с губ улыбку:
-Боюсь, господин Монастырский сильно преувеличил мои добродетели...
-Так это вы... - совсем сконфузилась Кира и прошептала, - как всё глупо получилось...
Как всегда бывает в молодежных компаниях, где собралось больше трех человек, все говорили почти одновременно и обо всем сразу.
-Сейчас совершенно не интересно жить, - обернулась к своему соседу Олечка. Тот лишь вопросительно взглянул в ответ, а она пояснила, - скучно. Никаких особых событий...
-А чего бы вы хотели, чтобы карнавалы по улицам гуляли? - засмеялся Андрей Афанасьевич.
Олечка лишь передернула плечиком в нарядной блузке, сердито сверкнула глазами и продолжила, мечтательно глядя в лепной потолок:
-А что плохого в карнавалах? Весело!.. Вот я читала один роман, только не помню автора, там описывается далёкое будущее, прекрасные люди, главное в их жизни - искусство. Все поклоняются ему, строят чудесные храмы. И нет никаких бродяг, никаких волнений, никакой политики. Самый яростный спор у них - это как применить новую машину для улучшения архитектуры храма Весны. И, представляете, господа, никаких революций...
-Бросьте вы, революция - это здорово! Да только жаль, прошло всё, - дожевывая бублик, махнул рукой младенчески кудрявый блондин в серой тужурке. - Чего уж вспоминать! Спасибо господину Столыпину, что решил реформировать все охранные ведомства. Теперь не то, что раньше: тайком никуда не приедешь - везде надо отметиться да сходить в регистрационное бюро. Так что не только господа революционеры незаметно не проскочат, но и мышь без ведома охранного отделения не пробежит.
-А вы тоскуете о беспорядках, да? - не сдавалась Олечка. - Вам, конечно, нравится, когда конка не ходит, когда все эти - ну вы знаете кто - идут по улицам с какими-то транспарантами, когда все стреляют, а театры не работают?! Начитались сочинений господина Горького...
-Чем это господин Горький вам не угодил? Как вы можете так говорить! А еще считаете себя передовой барышней! - сузил глаза блондин. - Или это вы просто от моды не хотите отставать: волосы подстригли и, пардон, наверное, корсет не носите?
-Как это грубо и не благородно! - обиделась Олечка и взглянула на Андрея Афанасьевича, мол, чего же это ты молчишь. Он, конечно, сразу вступился за даму:
-Ну что это ты, братец, так разгорячился? Разве плохо, что наша гостья мечтает о спокойной жизни, без всяких там катаклизмов? - он поймал руку Олечки и легонько поцеловал. - Никто здесь не сомневается, что вы у нас настоящая передовая барышня.
Не очень довольная этой сомнительной защитой, Олечка сделала вид, что прощает блондинчика.
-А вообще-то теперь, если что где произойдет, так сразу же станет ясно, чья тут рука действовала. Подложат террористы-бомбисты свое устройство, оно "бух" и, казалось бы, никаких следов, - Андрей Афанасьевич оживленно оглядел присутствующих, - а вот и нет! На осколочках-то следы рук. Вот по этим-то дактилоскопическим отпечаточкам и узнают, кто это похозяйничал.
-Но для этого надо у всех жителей империи снять отпечатки! Даже у младенцев! Представляю эту картину, - захохотал блондин.
-Но если от бомбы останутся одни осколки, - тихо проговорила Кира, она уже пришла в себя после дурацкого конфуза, - значит, кто-то пострадал, возможно, умер. Человека уже нет, так какая ему разница, кто это сделал?
-Так могут рассуждать только неразумные дети да сентиментальные барышни...- отмахнулся блондинчик.
-Да нет, - вступился Андрей Афанасьевич, - Кира Сергеевна, несомненно, права. Но это уже задача другого ведомства - не допускать до подобных эксцессов. Есть и тюрьмы, и камеры в них. Лично я - против крайних мер. Все эти драмы не для меня. Да и слово это не нашенское, не русское. Это вы, немцы, - обратился он к Кириному соседу, - придумали слово "тюрьма".
-Но в немецком "turm" означает всего лишь "башня", и вовсе не тюрьма, - мягко возразил молодой человек, он небрежно откинулся на спинку стула. - Наверное, дело не в немцах или русских, а в том, каково само общество, в котором мы живем.
- Ах, нет! Господа, господа, опять начинаются эти несносные разговоры о политике! - захлопала в ладоши Олечка. - Давайте лучше танцевать!
И подхватив под руку своего "оруженосца" Андрея, потащила его к черному пианино, стоящему у стены.
Веселье нарастало. Вон как Олечка отплясывает с кавалерами: раскраснелась, хохочет во весь рот. Кира забилась в самый уголок - только бы не позвали танцевать, вдруг ботинки совсем развалятся. А ведь как мечтала повальсировать сегодня! Глупая девчонка, зачем сунулась в эту развесёлую компанию! Ну и ладно, Бог с ними! А комната очень даже симпатичная. Вот только надо поменять шторы - уж больно тёмные да тяжелые. А на стол она бы поставила серебряную сахарницу (такая была у них дома), плетёную корзиночку для сухариков и булочек... Она совсем ушла в свои мысли, как вдруг над ухом раздался мягкий голос:
-Вы, кажется, рассердились?
От неожиданности она подскочила и едва не пролила чай из чашки, о котором совсем забыла. Поставив чашку на стол, она повернулась к дерзкому соседу, хотела было сказать в ответ что-нибудь колкое, но встретила ласковый взгляд прозрачно-янтарных глаз. Глаза улыбались. И весь он был такой уверенный в себе, довольный, чуть небрежный и невероятно привлекательный.
-Сержусь? - беря себя в руки, она с усмешкой глянула ему в лицо. - С чего бы это? Буду я сердиться на каждого, кто пытается любым способом обратить на себя внимание, - продолжала она, стараясь не смотреть на его вопросительно приподнявшуюся бровь и смеющиеся глаза, - вот еще! По-моему, вы просто интересничаете! - она поняла, что несправедлива и что звучит это грубо, от этого ей стало ещё более неловко. Она насупилась, покраснела и отвернулась, сделав вид, что с интересом наблюдает за резво порхающей Олечкой.
Молодой человек не обиделся, он лишь кротко улыбнулся, бросив на нее сквозь опущенные ресницы проницательный взгляд, и уже до конца вечера к Кире не обращался. Но время от времени она ловила на себе его внимательный взгляд, от которого ей делалось ещё хуже. Она уже было собралась потребовать, чтобы он оставил её в покое, но тут сияющая Олечка подлетела к ним и утащила молодого человека в круг танцующих.
За весь вечер никому и в голову не пришло пригласить Киру потанцевать, и было обидно до слёз, что её - уже взрослую девушку - не принимают всерьёз. Бедняжка, она и представить не могла, каким образом встретили её появление господа студенты. Едва они с Олечкой появились в этой компании, как кто-то из молодых людей, взглянув на Киру, шутя ткнул Андрея кулаком в бок:
-Слушай, Монастырский, мы же просили тебя пригласить парочку барышень из театра... А ты кого привел? Свою даму и какую-то неуклюжую девчонку-приготовишку! С кем теперь танцевать прикажешь? С этой гимназисткой?! Хорошо, что Михайлов догадался прийти с двумя дамами...
Когда все натанцевались под звуки старенького пианино, еще раз напились чаю и решили расходиться, Олечка, к изумлению Андрея Афанасьевича, предложила помочь с уборкой. На кухне она тут же определила Киру к металлической раковине со словами:
-Мой аккуратно! Только не разбей - эти чашки и стаканы они собирали у всех знакомых, - сама же, взяв большое полотенце, устроилась в ожидании вымытой посуды.
Монастырский и Пален, тихонько переговариваясь, расставляли на место стулья.
-Кто этот ребёнок? - Пален кивнул в сторону Киры.
-Так, никто. Снимает квартиру вместе с Олечкой. Жалкое создание, правда?
-Ты считаешь? - задумчиво протянул Пален. - Мне так не кажется. По-моему, её сильно обидели или... - он не договорил.
-...или? - подхватил Андрей. - Ты как всегда готов спасать несчастных и обиженных? Брось, ничего там интересного нет. Обычная история: сбежала от папы-мамы в театр, ещё одна актрисуля... Разве что наивна до невозможного!
А Кира, тихонько напевая, тщательно мыла стаканы. Она не обращала внимания ни на Андрея, крутившегося как всегда возле Олечки, ни на устроившегося в темном уголке Палена. Сейчас её больше беспокоила ледяная вода, которой она мыла чайную посуду, пальцы просто задубели и опять стали похожи на утиные лапки.
-Вы бы спели нам, Олечка, - вдруг попросил Пален.
-Ну, вот еще! Хватит нам этих спевок на репетициях! - закапризничала Олечка. Но так как петь она обожала, то долго упрашивать ее не пришлось.
-Ладно. Но с условием: Кирусик тоже поет! - она уже тащила гитару и усаживалась на предупредительно подставленный ей стул. Кира лишь пожала плечами: петь - так петь.
Они спели что-то популярное из репертуара Вяльцевой, а Кире стало почему-то грустно, и она завела любимую мамину песню "Среди долины ровныя...". Олечка удивленно взглянула на нее, но подхватила и у них очень трогательно прозвучало "ах, скучно одинокому и дереву расти!..."
Воспоминания накатили на Киру, веселье окончательно покинуло её, и, чтобы не портить конец вечера своей унылой физиономией, она тихонько двинулась в прихожую, собираясь сбежать не прощаясь. Олечка в это время под аплодисменты молодых людей лихо исполняла какие-то комические куплеты и не заметила пробирающейся к двери подруги.