Тягур Михаил Игоревич : другие произведения.

1. Содержание и введение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Советская пропаганда о международном положении и военной угрозе, 1939-1941 гг.

   Содержание.
  
   Введение
  
   Глава 1. Советская пропаганда. Общая характеристика методов работы и их эффективности.
   1. Печать. http://samlib.ru/editors/t/tjagur_m_i/1-1.shtml
   2. Устная пропаганда. http://samlib.ru/editors/t/tjagur_m_i/1-2.shtml
   3. Письма трудящихся как метод пропагандистского воздействия. http://samlib.ru/editors/t/tjagur_m_i/1-3.shtml
  
   Глава 2. Международное положение: пропаганда и мнения граждан.
   1. Май-август 1939 г. Переговоры с Англией и Францией, договор с Германией в прессе. http://samlib.ru/editors/t/tjagur_m_i/2-1.shtml
   2. Советские люди и договор о ненападении с Германией. http://samlib.ru/editors/t/tjagur_m_i/2-2.shtml
   3. Пропагандистское обеспечение внешнеполитических акций: "Освободительного похода" на Западную Украину и в Западную Белоруссию, войны с Финляндией. http://samlib.ru/editors/t/tjagur_m_i/2-3.shtml
   4. Общая характеристика пропагандой войны в Западной Европе. http://samlib.ru/editors/t/tjagur_m_i/2-4.shtml
   5. Изменения в апреле-июне 1941 года. http://samlib.ru/editors/t/tjagur_m_i/2-5.shtml
  
   Глава 3. Образ Красной Армии в печати.
   1. "Ни на кого не похожий человек..." http://samlib.ru/editors/t/tjagur_m_i/3-1.shtml
   2. "Перестройка" в пропаганде. http://samlib.ru/editors/t/tjagur_m_i/3-2.shtml
  
   Заключение. http://samlib.ru/editors/t/tjagur_m_i/4.shtml
  
   Источники и литература. http://samlib.ru/editors/t/tjagur_m_i/5.shtml
  

Введение.

  
   Большой научный интерес представляет изучения места пропаганды, государственно-информационной политики в мобилизации сил народа, в моральной и психологической подготовке его к осуществлению той или иной масштабной акции.
   В конце 30-х и начале 40-х годов советское государство развернуло ряд мощных пропагандистских кампаний, которые в отдельности должны были подготовить советский народ к различным локальным войнам, а все вместе - к большой войне. В данной работе мы будем изучать содержание, ход, этапы, формы и методы пропагандистской работы, направления их воздействия её на широкие слои населения. Объект нашего исследования - подготовка СССР к большой войне [Термин "большая война" в исследовательской литературе используется для определения специфики общественных настроений 30-х и начала 40-х годов], которая, с точки зрения его руководителей, была неизбежна. Предметом выступает советская пропаганда предвоенного периода, её место и роль в подготовке советского народа к этой войне. Цель наша - исследовать эволюцию содержания, форм, методов советской пропаганды, нацеленной на моральную, психологическую и идеологическую подготовку к войне.
   Наши задачи: выявить основные идеологические тенденции и приоритеты, определявшие направленность и содержание пропагандистских материалов; выяснить суть взаимоотношений политического руководства и пропагандистского аппарата; изучить методы пропаганды, их особенности, соотношение и степень воздействия на людей; исследовать основные пропагандистские кампании кануна Великой Отечественной, выявить их основные тенденции; определить пропагандистскую оценку внешней политики СССР; выявить образ РККА, формировавшийся пропагандой; ответить на вопрос: насколько пропагандистские образы и лозунги были реалистичны и адекватны военной угрозе.
   Исследуемые нами вопросы не раз затрагивались в историографии.
   В появившемся в 1960 г. первом томе "Истории Великой Отечественной войны" пропагандистской работе накануне 1941 года давалась в целом положительная оценка: "Партия воспитала в советских людях высокую политическую сознательность. Наш народ, безгранично преданный Коммунистической партии и Советскому правительству, готов был до последней капли крови защищать свою Родину, бороться за социалистическое Отечество. Накануне войны Советское государство обладало неисчерпаемыми морально-политическими резервами, пользовалось поддержкой всего населения"[История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. В шести томах. Том 1. М.: Воениздат. 1960. С. 434]. Однако вместе с тем отмечалось, что "в идеологической работе предвоенного периода были и серьёзные недостатки". К таким недостаткам относились "настроения лёгкой победы над врагом", однако в их возникновении обвинялись лишь отдельные создатели отдельных книг и фильмов, "некоторые газеты" и "некоторые пропагандисты" [Там же. С. 434-435]. На такие же недостатки указывали и авторы многотомной "Истории второй мировой войны" [История второй мировой войны 1939-1945. Т. 3. М.: Воениздат. 1974. С. 401]. В целом результаты пропагандистской работы характеризовались положительно, а основой её успехов указывалось новое социалистическое общественное устройство: "На основе общности коренных интересов рабочих, крестьян, интеллигенции в стране сложилось нерушимое социально-политическое и идейное единство советского общества. Это был сплав, способный выдержать любые испытания на прочность"[История второй мировой войны 1939-1945. Т. 2. М.: Воениздат. 1973. С. 158].
   С окончанием Советской эпохи оценки поменялись. Теперь внимание акцентировалось на негативных результатах пропаганды. В военно-исторических очерках "Великая Отечественная война" указывалось, что "идеологическая работа партийно-государственной машины во многом носила классово-умозрительный характер, была далека от реальности..."[Великая Отечественная война. 1941-1945. Военно-исторические очерки. Книга первая. Суровые испытания. М.: "Наука". 1998. С. 63]. Но нужно указать, что этой теме в данном обобщающем труде уделено крайне мало внимания. А автор раздела книги о политическом устройстве СССР (Л. П. Петров) не видит никаких изменений в пропаганде на всём протяжении периода с осени 1939 года по июнь 1941-го, в результате у него получается весьма странное толкование выступления Сталина 5 мая 1941 года перед выпускниками военных академий и Сообщения ТАСС от 13 июня. По его мнению, Сталин тогда "по сути призвал их не верить официальной пропаганде, а готовиться к войне. Между тем уже набравшая обороты идеологическая машина вовсю работала по заданной программе, внося сумятицу в общественное мнение. Сообщение ТАСС от 13 июня 1941 г., опровергающее слухи о скором нападении Германии на СССР, тому характерный пример" [Там же. С. 62]. Если логически продолжить это утверждение, то получается, будто Сталин, раз заложив в пропаганду некую программу, не мог потом её изменить. Объяснить такую несуразицу можно лишь тем, что пропаганда в указанной книге рассматривается походя, между делом.
   Специальные исследования, посвящённые пропаганде 1939-1941 гг., написал Владимир Александрович Невежин[Невежин В. А. "Если завтра в поход..." Подготовка к войне и идеологическая пропаганда в 30-40-х годах. М.: "Яуза", "Эксмо". 2007; Невежин В. А. Синдром наступательной войны. Советская пропаганда в преддверии "священных боёв", 1939-1941 гг. М.: "АИРО-ХХ". 1997]. По его мнению, актуальность проблемы заключается в том, что "благодаря анализу функционирования пропагандистской машины большевистского государства на начальном этапе Второй мировой войны представляется возможность реконструировать сталинский "сценарий" вступления в неё СССР, поскольку составной частью этого "сценария" было всестороннее пропагандистское обеспечение внешнеполитических акций, проводившихся с привлечением крупных контингентов Красной Армии" [Невежин В. А. Синдром наступательной войны... С. 10]. Охарактеризовав руководящие структуры пропагандистского аппарата, изучив основные внешнеполитические акции указанного периода и их пропагандистское обеспечение, Невежин пришёл к выводу, что в мае 1941 года началась новая пропагандистская кампания под лозунгами "всесокрушающей наступательной войны".
   Большое внимание уделил пропагандистским документам в своей монографии "Упущенный шанс Сталина" Михаил Иванович Мельтюхов. По его мнению "определённый ответ" на вопрос о намерениях советского руководства в 1941 году лежит в "документах идеологической и пропагандистской подготовки СССР к войне" [Мельтюхов М. И. Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939-1941 (Документы, факты, суждения). М.: "Вече". 2000. С. 15]. Как и Невежин, он делает акцент на "наступательных" лозунгах пропагандистской кампании мая-июня 1941 года.
   Ещё одна важная для нас работа - монография А. В. Голубева[Голубев А. В. "Если мир обрушится на нашу Республику...": Советское общество и внешняя угроза в 1920-1940-е гг. М.: "Кучково поле". 2008]. Объектом его исследования выступили представления о войне, формировавшиеся в советском обществе в 20-30-е годы. Пропаганду же на тему грядущей войны он, по его же словам, затрагивает лишь "вскользь" [Там же. С. 18]. Реакции населения на конкретные пропагандистские акции 1939-1941 гг. он тоже касается вскользь.
   Образ врага исследовала Е. С. Сенявская[Сенявская Е. С. Психология войны в XX веке - исторический опыт России. М.: РОССПЭН. 1999; Сенявская Е. С. Человек на войне. Историко-психологические очерки. М.: ИРИ РАН. 1997]. Однако основное своё внимание она уделила образу врага во время войны, формирования же его накануне войны и раздвоенности этого образа коснулась лишь вскользь.
   Ряд украинских и некоторые российские авторы коснулись темы пропаганды и её воздействия с другой стороны. По их мнению, пропаганде вообще не верили, а поражения начала войны обусловлены массовым нежеланием красноармейцев сражаться за советскую власть[Гриневич В. Спантеличенi вiйною. Масове дезертирство у Червонiй армi§ 1941 року: вимушенi обставини чи/та свiдомий вибiр//http://www.ut.net.ua/History/25187; Костенко Ю. Морально-психологiчний стан Червоно§ Армi§ в ходi перших бо§в (червень 1941р.)//Воєнна iсторiя. N3-4/2002//http://warhistory.ukrlife.org/3_4_02_5.htm; Наджафов Д. Г. Дилемма Второй мировой войны: демократия или тоталитаризм//Детектор правды Виктор Суворов. М.: "Яуза-пресс". 2011. С. 20; Солонин М. С. 22 июня, или Когда началась Великая Отечественная война? М.: "Яуза", "Эксмо". 2007].
   Исследованы биографии некоторых руководящих работников пропагандистского аппарата[Пономарев Н. А. Александр Щербаков: Страницы биографии. М.: Издательство Мосгосархива. 2004; Рубцов Ю. В. Из-за спины вождя. Политическая и военная деятельность Л. З. Мехлиса. М.: "Компания Ритм Эстэйт". 2003].
   Однако ряд вопросов рассмотрен недостаточно. Раздвоенный образ врага, его догматизация или упоминается вскользь, или ему уделяется относительно немного внимания по сравнению с образом врага в период войны, как у Сенявской. Невежин и Мельтюхов, наиболее подробно исследовавшие тему, в своих исследованиях опирались в основном на директивные документы, периодику же, особенно газеты, использовали мало. Невежин изучает центральные структуры пропаганды, но мало внимания уделяет конкретным её методам и реализации этих методов на местах.
   Для изучения нашей темы мы привлекли широкий круг источников.
   Для характеристики содержания пропаганды, изменений в нём, мы использовали периодические издания - газеты "Правда"т (орган ЦК и МК ВКП(б)), "Красная звезда" (орган Наркомата обороны), "Ленинградская правда" (как образец региональной прессы), "Пионерская правда" (для изучения пропаганды, ориентированной на детей), журнал "Большевик" (теоретический и политический журнал ЦК ВКП(б)). Для изучения некоторых эпизодов привлекались отдельные номера журналов "Знамя", "Интернациональная литература", "Огонёк", газет "Труд" и "Красная звезда".
   Каждое периодическое издание представляет собой собрание разнородных материалов. Передовые статьи и публикации официальных документов играли роль руководящих материалов в пропагандистской работе. Для создания эмоционально-художественных образов применялись путевые очерки, фельетоны, карикатуры. Значительное место во всех газетах занимают корреспонденции ТАСС, которые должны были кратко освещать то или иное событие. С помощью их изучения можно проследить эволюцию сюжетов, образов, тем, использования тех или иных жанров.
   Мы использовали и художественную литературу. Это был один из методов пропагандистского воздействия. Например, образ будущей войны в целой, Красной Армии и врага в частности, в ярко выраженном виде содержится в книге Н. Н. Шпанова "Первый удар".
   Нами были использованы документы, хранящиеся в ЦГАИПД СПб, из фонда обкома партии (ф. 24). Речь идёт о делопроизводственных материалах отдела пропаганды и агитации - в основном это отчёты лекторов обкома и отзывы местных работников на их выступления. Из этих документов можно почерпнуть сведения об организации пропагандистской работы на местах, о компетенции пропагандистов, о реакции населения на официальные сообщения. С помощью сравнения некоторых документов отдела, например, стенограммы лекции, прочитанной ответственным редактором журнала "Коммунистический Интернационал" в январе 1940 года, и содержания прессы можно выявить противоречия между газетной пропагандой и устной. Выявляется диссонанс между тем, что сообщениями прессы и сообщениями на лекторских выступлениях. Организаторы советской пропаганды явно придерживались двойных стандартов: широким слоям населения сообщали одно, партийному активу - другое.
   Из документов военного отдел обкома мы почерпнули сведения о кампании по посылке писем и подарков трудящихся на фронт во время Зимней войны.
   Так же сведения о настроениях населения и реакции на пропаганду можно почерпнуть сводок НКВД, опубликованных в документальных публикациях последних лет [Международное положение глазами ленинградцев, 1941-1945 (Из Архива Управления Федеральное Службы Безопасности по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области). СПб.: "Европейский дом". 1996; Фролов Д. Д. Из истории Зимней войны 1939-1940 гг. Советские военнопленные, финская пропаганда на фронте и настроения граждан СССР во время Зимней войны. Сборник документов. Петрозаводск. 1999].
   Сведения о восприятии пропаганды содержатся и в воспоминаниях современников.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"