Ткаченко Дмитрий Александрович : другие произведения.

Тьма под сердцем

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Войдя в вагон, я понял, что ничего ещё не кончилось.
  Здесь было тепло и светло, здесь даже были люди, но беспокойство не проходило. Спину словно сверлил чей-то взгляд, и между лопатками ощущался холод. Я боялся вдохнуть полной грудью и обнаружить, что всё, что я вижу сейчас - сон, галлюцинация.
  Электричка с лязгом отошла от платформы.
  Я пошёл вперёд по вагону - и тут свет заморгал и погас. На мгновение мне показалось, что я ослеп - тьма была плотная, вязкая, осязаемая, беспросветная.
  Такая же, как там, под землёй.

***


  Всё началось с письма. Оно пришло через полгода после смерти отца. В нём сообщалось, что мне достался в наследство дом в селе Чёрном. Письмо было написано сухим казённым языком - но я сразу понял, что официальная инстанция не могла написать такое. Для вступления в наследство мне предлагалось не оформлять бумаги, а совершить ряд довольно странных действий, напоминающих поиск клада. Надо было приехать в дом, найти там комод с фотографиями, взять из нижнего ящика свечу и спички, спуститься в подвал, освободить дальнюю стену от мусора и отыскать подземный ход.
  О существовании дома в деревне Чёрное я знал, но до сегодняшнего вечера никогда в нём не был. Дед умер давно, а вот бабка надолго его пережила, оставаясь до последних дней здоровой и крепкой. Причину её смерти так и не установили. Во всяком случае, так сказал мне отец, приехав с похорон. Он тогда сильно устал, был хмур и неразговорчив. Несколько дней ходил как в воду опущенный. А потом попал под поезд.
  Или не попал - а бросился?
  Я приехал в деревню к вечеру. Два часа на электричке от Москвы, полчаса ходьбы через поле. Нынешний сентябрь выдался по-летнему тёплым, и я с удовольствием шагал, вдыхая полный грудью свежий воздух с ноткой осенней горечи. Настроение было прекрасным. Я собирался осмотреть дом, прибраться, переночевать и наутро вернуться в Москву. Инструкции, изложенные в письме, я хотел выполнить из чистого любопытства, но был уверен, что никакого подземного хода не найду.
  Наследство это мне было не нужно. Жить в деревне я не собирался, а продать старый дом не представлялось возможным. Я был просто рад выпавшей возможности вырваться из города и подышать свежим воздухом.
  Дом был старый, рассохшийся и покосившийся. Он тонул в густой изумрудной траве. Запылённые окна слепо глядели на дорогу. Подойдя к крыльцу, я поймал себя на том, что мне не хочется открывать дверь. Казалось, что я разрыл могилу и теперь собираюсь открыть гроб.
  Ощущение было мимолетным. Я отогнал его и вошёл.
  Фотография обнаружилась над комодом, как и обещало мне загадочное письмо. Точнее, две фотографии - бабки и деда. У деда были чётко очерченные скулы, набрякшие веки и тяжёлый, немигающий взгляд. Я не сразу понял, что от лица бабки мой взгляд словно что-то отталкивает, и я снова и снова встречаюсь глазами с дедом.
  Тогда я не придал этому значения.
  Возле крыльца валялось несколько чурок. Я наломал в саду веток, и с их помощью растопил печь. Сходил за водой на деревенский колодец, и поставил греться старый закопчённый чайник.
  В подвале пахло гнилью и плесенью. Дальний угол был завален какими-то тряпками. При свете фонаря я разбросал их, и не смог сдержать возглас изумления - в земле блестел окованными краями деревянный люк. Письмо не обмануло - подземный ход действительно существовал.
  Фонарик я взять с собой не осмелился, оставил его в подвале возле люка. В письме было написано чётко - никаких электрических фонариков, никаких керосиновых ламп, только свеча. Казалось, что, нарушив инструкцию, можно упустить какую-то тайну.
  Ход был широким, удобным, но неожиданно длинным. Едва я спустился туда, под землю, остатки моего хорошего настроения улетучились. Свеча горела плохо, трещала, было сыро и холодно. Я осторожно двинулся вперёд.
  Когда свет от открытого в подвале люка перестал до меня доходить, свеча неожиданно погасла. Я тратил спичку за спичкой, но никак не мог её зажечь. Навалилась тьма - плотная, вязкая, тяжёлая. Мне стало по-настоящему страшно.
  Не повернул назад я тогда из какого-то ослиного упорства. Пробирался на ощупь, с трудом подавляя рвущуюся наружу панику. Мне казалось, что стены сходятся, потолок оседает, во тьме шепчутся голоса, и что-то шелестит возле лица. Я шёл долго, слишком долго, плохо осознавая происходящее. Мне хотелось только одного - увидеть свет. Когда стало казаться, что я никогда его не увижу, что навсегда похоронен здесь, под землёй - моя рука ткнулась в твёрдое дерево люка.
  Откинув люк, я выбрался наружу. В первый момент, после подземной тьмы, мне показалось, что здесь очень светло. Стояла ночь, небо было в тучах, но какое-то сияние разливалось вокруг. Странно - я спускался в подвал засветло, и теперь понимал, что не мог идти более получаса. Было холодно - гораздо холоднее, чем должно было быть в эту тёплую осень. Голые ветви деревьев тянулись к небу. Я вспомнил, как шёл через поля - попадавшиеся тут и там деревья ещё не начинали сбрасывать листву, ведь стояло самое начало осени.
  Вокруг простиралось кладбище, столбиками стояли надгробные памятники. Я бездумно пошёл вперёд - страшно не было, дышалось легко после тесного подвала, и на душе царила умиротворённость. Впереди, возле одной из могилок, дрожал крохотный огонёк. Я подошёл к нему и сел рядом. Вспомнив, что до сих пор держу в руке свечу, зажёг её. И совсем не удивился, увидев, что с могильной плиты на меня смотрит портрет моей бабки. Черты лица её здесь были как будто яснее, чётче, чем на фотографии над комодом. Но всё равно в них таилось нечто неуловимое - и казалось, что портрету чего-то не хватает.
  Лицо бабки притягивало взгляд. Я всматривался в него всё пристальнее, чувствуя, как кружится голова и расплывается мир перед глазами. Наверно, это были последствия пережитого под землёй. Я устал, и мне явно не мешало отдохнуть. Но сначала надо было понять, что происходит.
  Картинка сменилась. Я сидел возле могилы с погасшей свечой. Кажется, я отключился. Может, всё-таки заснул от стресса? Но разве люди засыпают вот так, мгновенно, на холодной траве?
  Вокруг было темно, дул холодный ветер. Я поднялся и огляделся. И увидел, что со стороны, противоположной той, откуда я пришёл, ползёт плотная, плотнее воздуха, непроницаемая тьма. Тьма, словно вырвавшаяся из-под земли.
  С восприятия будто скинули вуаль. Я стал видеть чётче, слышать лучше, чувствовать запахи.
  Одна за другой гасли на небе звёзды. Вздымалось цунами тьмы, и на гребне белели барашки. Стоило приглядеться - и барашки превратились в глаза и клыки исполинской твари.
  Я рванулся и побежал.
  Какая-то часть сознания твердила мне, что я так и не выбрался из туннеля. Что я лежу там, в узком проходе, на холодном земляном полу, задыхаясь и галлюцинируя от нехватки воздуха. И никто не придёт за мной, и никто не спасёт.
  Я бежал так, как не бегал никогда в жизни. Мне казалось, что тьма настигает, тянется ко мне щупальцами, хочет схватить, поглотить, растворить в себе. Сердце стучало, готовое вырваться из груди, лёгкие подкатывали к горлу, и казалось, что я вот-вот упаду замертво.
  Это закончилось так же резко, как и началось. Я обнаружил, что стою возле железнодорожной станции, освещённой неяркими фонарями - и никто меня не преследует.
  К станции подходила электричка. Я запрыгнул в неё с радостью и облегчением - здесь был свет, тепло, даже люди...
  Но, войдя в вагон, я понял, что ничего ещё не кончилось.
  Свет моргнул и погас. Меня ослепило тьмой - но почти сразу стало светлее. За окнами электрички по-прежнему была ночь, но теперь тьма не была непроглядной, в ней как будто разливалось сияние. Сияние странного, фиолетового цвета.
  Я пошёл вперёд по вагону. У дальнего края отчётливо виделась спина одинокого пассажира. Приближаясь к нему, я напрягся, опасаясь увидеть что-нибудь не то - мне уже стало понятно, что происходит нечто странное, и реальность может непредсказуемо меняться. Но нет, это было лицо обычного человека - спящего человека - грубое, скуластое, очень усталое и какое-то напряжённое.
  Такое же, как у деда на той фотографии.
  Электричка остановилась. Лязгнули двери, открываясь, и механический голос неразборчиво пробормотал: "Станция "Чёрное"".
  Я вернулся туда, откуда бежал. Видимо, отсюда не так-то просто уехать.
  Электричка всё стояла с открытыми дверями, словно ожидая, когда я выйду. Похоже, мне не удастся уехать отсюда, пока не разберусь со всей здешней жутью.
  Я со вздохом сошёл на станцию. Двери тут же лязгнули за спиной, закрываясь. Электричка унеслась в ночь, в Москву.
  Платформа была пуста. Дверь старенького вокзала оказалась приоткрыта - мне помнилось, что днём, когда я приехал сюда в первый раз, она была намертво заперта. Подойдя к двери, я осторожно протиснулся внутрь. Внутри было темно и пусто, пахло пылью, со стен обвалились куски штукатурки и кирпичи. Не успел я загрустить от вида этой разрухи, как понял, что слишком уж хорошо вижу в кромешной тьме.
  Я облокотился на стену, поднял голову и обомлел. На меня смотрел огромный, до потолка портрет моей мёртвой - или всё-таки нет? - бабки. Смотрел пристально и сурово, так, словно это был и не портрет, а живое лицо. Впервые черты лица не расплывались, а виделись ясно и отчётливо - насупленные брови, длинный и кривой нос, как у заправской бабы Яги, узкий подбородок, плотно сжатые губы. Тёмный платок на голове, слегка сползший и открывший седые волосы, расчёсанные на пробор.
  Я так обалдел, что не сразу понял - портрет не высечен на стене, а висит в воздухе, начертанный тонкими нитями фиолетового цвета. Неестественного цвета, мёртвого.
  Это не могло быть реальностью. Я спал и видел кошмар... или сходил с ума?
  На стене, которая только что казалась монолитной, проявилась небольшая дверь. Проскользнув под сияющими линиями портрета - они обдавали холодом - я подошёл к дверце и открыл её.
  За дверью простиралось поле. Бескрайнее поле, уходящее за горизонт - совершенно незнакомое. Шелестела трава под ветром, и горели в ночном небе звёзды - крупные, яркие, южные звёзды - в Подмосковье таких не бывает. Из океана травы поднимались покосившиеся бетонные столбы, и кое-где на их вершинах тлели маленькие - как свечи - огоньки.
  Я вышел в тёплую ночь, вдохнул полной грудью воздух, пахнущий пылью - и успокоился. Было такое ощущение, что я наконец оказался дома, в безопасном месте - может быть, впервые за всю свою жизнь.
  Я пошёл вперёд. И чем дальше я шёл, тем больше слабело чувство уютного покоя и защищённости. Пройдя несколько столбов, я зачем-то обернулся назад, туда, где должен был остаться вокзал и станция.
  Лучше бы я не оборачивался.
  Вокзала не было, станции тоже. Была степь, и в ней, за несколько километров от меня, закручивалась спиралью тьма, поглощая пространство. Я бросился бежать, но тьма стремительно раскрутилась - и накрыла волной.

***


  Глаза резанул свет. Я проснулся, судорожно хватая ртом воздух. Вокруг было тепло, светло и шумно. Я сидел на жёсткой скамье электрички, несущейся в Москву.
  Значит - всё это был сон? Заброшенный вокзал, злое лицо мёртвой бабки, степь под звёздным небом, волна тьмы - всё это мне привиделось?
  Люди ходили между сиденьями, разговаривали, смеялись. Я чувствовал себя как никогда реальным. Чувство непрочности мира, преследовавшее меня ранее, наконец исчезло. Я был уверен, что на этот раз точно проснулся.
  Но сойдя на московском вокзале, я понял, что ничего ещё не кончилось.
  Город был тёмен и как будто залит водой. Огни светили тускло, расплывались, мерцали. Народу было мало - слишком мало для московского вокзала не самым поздним вечером. Люди шли чересчур медленно, опустив головы и не глядя друг на друга. Звуки казались приглушёнными, словно шли сквозь слой ваты.
  Подойдя к метро, я понял, что не смогу спуститься под землю.
  Мне оказалось, что там я обнаружу не светлые просторные залы, полные людей, а узкий и бесконечно тёмный подземный ход, ведущий на старое кладбище.
  Я развернулся и пошёл обратно к вокзалу, чтобы взять такси.
  Таксист - я сел в первую попавшуюся машину - посмотрел на меня неприязненно, но везти не отказался. Когда он вырулил с привокзальной площади, я спросил, старательно глядя в сторону:
  - Вам не кажется, что сегодня как-то темно? И фонарей мало?
  Он покосился на меня и ответил - так тихо, что я едва услышал:
  - Тьма - в глазах смотрящего.
  По моей спине пробежал озноб. Не часто таксисты выдают подобные реплики. Что он хотел сказать - что тьма во мне?
  Пока мы ехали по тёмному городу, я думал о том, что могу предпринять. О том, какова причина творящейся чертовщины. Всё это было как-то связано с бабушкой. Но ведь она была при жизни вполне обычным человеком. Обычные люди после смерти не насылают видения на других.
  Правда, я мало знал о жизни бабушки. Отец не любил о ней говорить.
  Неужели отцу показали то же самое - и оттого он прыгнул под поезд? Ну уж нет, прыгать под поезд я не хотел. Я был слишком молод, впереди была вся жизнь... Должен был быть другой выход.
  Я старался как можно точнее припомнить текст письма, с которого всё началось. Не только слово 'дом' встречалось там, но и слово 'наследство'. Только теперь я задумался о том, что это могли быть разные вещи. Дом я получал и так, а для получения наследства предлагалось спуститься в подвал со свечой. Я сделал это - и навлёк на себя разные ужасы. Смутно припоминались мне легенды о кладах, которые мог обрести лишь тот, кто выдержит испытания и не испугается призраков. Может, и здесь было что-то в этом роде?
  В конце концов, с чего бы бабушке желать зла своему внуку? Ничего плохого я ей не делал. Хорошего, впрочем, тоже - но ведь это не причина меня убивать?
  Когда я вышел возле своего дома, такси рвануло с места так, что завизжали шины. Я поднял голову - и не увидел ни одного освещённого окна.
  Это было уже слишком.
  Я обернулся посмотреть на другие дома, опасаясь увидеть, что и в них не горят окна
  Домов не было. Почти сразу за моей спиной, закрывая небо, закручивалась спиралью тьма.
  Оставалось только два варианта - бежать прочь или... не бежать. Я уже дважды сегодня убегал - и это не помогало.
  Я повернулся и пошёл тьме навстречу.

***


  Утро сверкающее, ясное. Ночью ударил мороз - слишком рано для наших краёв - и с деревьев опали листья. Я иду по золотому ковру, с удовольствием вдыхаю свежий морозный воздух.
  Я вижу - вокруг мертвецы.
  Живые мертвецы.
  Вот эта девушка, легко выпорхнувшая из подъезда - завтра попадёт под машину. Вот этот парень, идущий ей навстречу, упрямо наклонив голову - через год перережет себе вены. Вот этот крупный мужик с портфелем, спешащий на работу... проживёт ещё 30 лет и скончается от инфаркта. Ему повезло, он будет жить долго... но всё равно умрёт.
  А я нет.
  Я буду жить столько, сколько захочу, а потом...
  А потом часть моего сознания будет жить в другом, молодом теле.
  Ниже моего сердца бьётся второе, чёрное. Вечное, неумирающее - как сама Тьма.
  Тьма, которую берегла под сердцем моя бабушка. Бабушка, чьё сознание живёт теперь во мне. Я читаю её память, как свою собственную.
  Я вижу: вся её жизнь была подчинена одной цели - сохранить и донести до потомка свой дар, свою маленькую тьму под сердцем. Тьму, которую она пыталась передать своему сыну, моему отцу. Он струсил, испугался - он всегда был трусом - и предпочёл броситься под поезд, а не стать носителем великого дара. Я не повторил его ошибки.
  И получил награду, равной которой нет.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"