На первой и четвертой страницах обложки - репродукции картин Заслуженного художника России Нелли Евгеньевны БАРАНЧУК.
Ткаченко К.И.
Мария Голубая. Сказка-предвесть
К.И. Ткаченко - М. Ракель-инфо - стр.
ISBN
Об авторе
Ткаченко Кира Ивановна родилась в 1929 году.
Окончила Московский Полиграфический институт, редакционно-издательский факультет. Работала по специальности в Тюменском книжном издательстве, на Омской студии телевидения, в "Новостях недели", на телестудии Южно-Сахалинска занимала должность заведующей детской редакцией.
В 60-тые годы была разъездным корреспондентом "Литературной России". Ездила по национальным округам России, публиковала очерки о малых народах Севера.
Печаталась в "Детгизе" и издательстве "Современник", переводила национальных прозаиков.
В последние годы пишет православную прозу.
УДК
ББК
ISBN Оформление ООО "Ракель-инфо", 2010 г.
Авторское вступление
Мы плыли с ним на лодке с дырявым дном, поочередно вычерпывая воду, позади остались наши преследователи - завидовские браконьеры. Скорость передвижения на аварийной посудине была минимальной, и только к позднему вечеру мы дошлепали, наконец, до деревни.
В дырявой лодке находились двое счастливцев: я и Саша Соколов - мой любимый друг и коллега по "Литроссии", решившие поменять скудную редакционную зарплату и служебный гнет на нищенские, но вольные хлеба и безграничную творческую свободу.
Лето 1972-го. Совсем рядом горят торфяники, но дымная мгла не достигает нашей деревни, поглощаемая прохладой Московского моря. Мы молоды и свободны, и можем, наконец, писать, что хотим. Саша начал "Школу дураков", а я...
Я повстречалась с ней на берегу.
Событие, которое определило появление моей гостьи - Книги, показалось сразу чем-то сверхъестественным.... Какой-то незнакомый мальчик бежал мне навстречу, оставляя на мокром песке странные следы: выходило так, что он двигался пятками вперед. Что за дела? Не веря своим глазам, я оглянулась по сторонам, пытаясь понять, есть ли здесь кто ещё, кроме меня и мальчика, но берег был пуст и других следов больше не было
Вернувшись с прогулки, я поспешила за объяснениями к Пелагее Яковлевне - хозяйке небольшого сарайчика, который мы с Сашей сняли на лето. Удивительно, но она, не долго думая, сразу же ответила:
- Это тебе предвесть.
- Какая еще предвесть?
- Жизнь поменяется.
- Как? - не поняла я.
- Не знаю, поживешь - увидишь...
Мне не пришлось долго ожидать. На следующий день я уже сидела за рассохшимся деревянным столиком и писала. Писала свою Книгу, свою "Марию Голубую". К тому времени меня нельзя было назвать новичком в литературе, я писала и издавалась, но здесь оказался совершенно другой случай - не я писала Книгу, а Книга писала меня. Моя рука покорно следовала за внутренним голосом, с любопытством и удивлением созерцая невиданные и неведомые мне ранее картины.
Задумываться было некогда. Строчки неслись, как скорый поезд. Мы жили с Книгой душа в душу всё, то прекрасное и счастливое лето. Мы тянулись друг к другу и понимали друг друга с полуслова.
Довольно непростая манера, которую предложила Книга, оказалась необременительной, а вполне естественной. Играючи мы путешествовали во времени, меняли прошлое на будущее, реальное на ирреальное.
Лето закончилось и ушло, но осталась Книга, единственная связь с ним, теперь уже не любимым другом, а только с "коллегой" и наш бесконечный, нескончаемый внутренний диалог, который оказался запечатленным в этой книге. Не могу не признаться, что я тогда с трудом вышла из депрессии, а Книга впала в кому. Кома продолжалась целых сорок.
Вывели ее из комы старинные друзья: Алексей Ломунов, сохранил рукопись, давняя подруга, писатель Алина Чадаева написала предисловие, а редактор Светлана Солопова помогла справиться с нерешительностью, внушив уверенность в успехе.
Теперь она - моя Книга - перед вами, дорогой читатель.
И да любите друг друга...
Кира Ткаченко.
Глава I
Но мысли вот-вот перепутает сон,
Гонитель порядка и связности...
Пётр вышел из дома.
Ранее утро, роса на траве, нежаркое солнце...
- Хорошо! - потянулся Пётр. - Освежительно, по холодку в самый раз прогуляться.
- Майка, - позвал, - Майка, где ты, негодная?
- Здеся, - откликнулась коза, выпрастывая рогатую голову из кустов ивняка.
- Да Сашка всю ночь стихи читал какого-то Пастернака, я думала, что про овощи, а это про любовь.
- Ладно, собирайся, не на веревке же тебя тащить в такие дивные места? А то и потащу! Легко!
- Мне и здесь неплохо, питание отличное: пожую листочки, погрызу кору, а там, смотри, и в огород залезу, огурчиками молодыми похрущу, только они ещё малы - одни пупырки, и никакого вкуса.
- Пёс с тобой! - ругнулся Пётр, - Да и то, правда - не по зубам козьим волшебство. Вам бы, рогатым, только день и ночь жвачку жевать. Ты как хочешь, а я пошёл.
Коза не возражала, не очень-то нужно с такой пьянью, как Петька, общаться на виду у всей деревне. Кому неизвестно, что коза скотина независимая.
Идет Майка по улице, рога за спину гордо закинула, наблюдает. Вон Моська Красалымова с бабкой Полей на лавочке сидят и за Барсиком следят, чтобы он птичку на рассвете дня не схавал.
- Вот ненормальные, - рассуждает коза. - Всё равно всех не спасёшь, сам не зевай.
Это правильно коза заметила, но и у Полюшки, и у кошки её сердца жалостливые. Не согласны они, чтобы "пузо неласковое" - этот кот-живодер, жизнь молодую у воробышка отнял.
- Кыш, кыш! - кричит бабушка Поля и палкой машет, отгоняя птенчика, что клюет беззаботно крошки, рассыпанные под окном. - Ишь, - ругает кота, - арестантская морда, как нацеливается!
Кот, не обращая внимания на крики хозяйки, подкрадывается все ближе и ближе, готовый схватить добычу. Тогда старуха громко командует:
- Муся, давай!
Моська бросается вперёд, едва успев остановить сына в его смертельном для жертвы прыжке. Перепуганный птенец в ужасе шарахается от брякнувшего рядом кота и, взмахнув крылышками, улетает к вящей досаде Барсика.
Бабка с кошкой идут домой чаёвничать, а коза Майка продолжает свою прогулку, мысленно споря с такими идеалистками как Поля Красалымова и её полосатая подружка:
- Моська, говорят, одну картошку трескает, от мяса и молока отказалась, постницей сделалась, а для чего? Желает сто лет прожить на такой пище? Да и Поля туда же: "чем еда плоше, тем здоровье лучше". От ихнего занудства у Петьки крыша поехала - пьёт и не закусывает, а домашним своим советует поскорее убраться в Царство небесное...
Мир живёт себе и живёт, ни о чем таком особенном и не мечтает, в своём царстве, в своём государстве, а того не знает, что рядом протекает иная жизнь, там всякое бывает, как в сказке, а в сказке без небывалого не обойдёшься.
Шла по дороге Мария, утомилася и спать захотела, прилегла на сыру землю, видит сон - подходит к ней Осип Прекрасный и плачет.
- Почто плачешь Осип?
- Ключи от рая в море бросил.
- Ключи от рая?!
- Вот какая беда!
И тут из-за высокой горы раздался голос:
- Ау, матушка, как жить будем? Без ключей, неужто никто из нас Царствия Небесного не наследует, - это Пелагея Красалымова, мать Петьки хозяйка Муськи, откликнулась на страшную новость...
* * *
В деревне сейчас тихо - дачников осталось мало, а деревенские сплошь старьё да инвалиды, по-домам сидят да помалкивают не то, что в былые времена. На улицу никто и не высовывается, разве, что к машине продуктовой сбегают отовариться: теперь все на покупном живут, коз да коров на мясо сдали, лопают сосиски с колбасой. А раньше в молодые годы! Ого! Чуть что - в проулок, за поворот. Там сокровенная земля, там Горки Едимновские, там оборачивайся, кем хочешь: можно козой, можно волком, можно царем, можно и скоморохом, а можно и лебедью белоперой...
По правде сказать, никаких горок в Горках Едимновских нет - место ровное, один пригорок небольшой над Волгой, где раньше церковь стояла. Так почему же "едимновские" эти горки, которых нет на самом деле? Почему они единственные на всей тверской земле? Секрет. И нет ключа, чтобы тайну раскрыть, разве, что попросту догадаться: есть на земле ещё одна Волга под названием "Нуичтожь", ещё одни Сумы - они же "Монтесумы", есть и гора "Кайлас" - копия стопроцентная Горок Едимновских, волшебная гора. На этой волшебной горе с одной стороны - ЯВЬ, с другой - НАВЬ.
На явной стороне живут по-людски: пьют, едят, спят, любят, целуются, детей рожают. Там, где навь, там все по-другому устроено: люди по небу летают, как птицы, по воде пешком ходят, сквозь стены слышат, ведают, о чем трава поёт, и звериную речь понимают...
На явной стороне проживают обыкновенно: ходят ногами по земле, по воде плавают, сквозь стены не слышат, обличьями не меняются, будущего не предсказывают, и сны вещие им не показывают.... Где навь, там всё наоборот: трава поет, звери глаголют, люди вещие сны видят.
Хозяева той волшебной местности - вестники-предвестники. Они, хотя и редко, все-таки захаживают на противоположную сторону горы, раскрывают её секреты. Простому жителю, например, могут сообщить, что он не такой, каким себя знает, а волк или коза, или лебедь, или пирожок ни с чем...
* * *
Коллега:
- С какой дури вы, уважаемый автор так стараетесь? Всё-то вам надо обосновать, концы с концами связать, чтобы во всем был порядок: и герои ваши не шастали, где попали, а были привязаны ко времени и месту действия, соответственно историческим свидетельствам. О чём сейчас задумались? Двух страничек не хватает? Наплюйте. Не вспоминайте, не вписывайте, оставьте, как есть. Это даже хорошо - пустые страницы, их тоже пронумеруйте, они тоже денег стоят, хотя... Вот, надо же! - мысль гениальная в голову пришла - чистейший абсурд. Вижу перед собой книгу, чистую, не замаранную типографским шрифтом. Книга без букв, как песня без слов - вокализ. Здорово! Никто до этого раньше не додумался - никакой ответственности. Насобираю побольше чистых страничек, переплету и - в Стокгольм, на Нобелевскую. Могу для пущей магии над бессловесным пространством пальцем помановать и точку поставить. Почище "Черного квадрата" - одна крохотная точка на белом.
Эй, читатель, обрати внимание, у твоего автора уши в пыли. Я знаю, что говорю, мы с ним в красалымовском курятнике произведения сочиняли, надоел он, помнится, своим бормотанием бессвязным, почти церковно-славянским. Я тогда своих "Дураков" писал; она - "Марию" непонятно почему "голубую", восхваляла бабку Полю, умудренную сказительницу - осколок древней мудрости, Махатму здешних мест. Свидетеля.
- Ты, ирод, не обзывайся, я тебя с того света слышу, из-за Горок Едимновских. Придумал, слово-то какое! - Махатма.
Зачем же, Александр Всеволодович, так старушку пугать? - Ей ваша образованность, как козе гармонь.
Пётр из-за прясел откликнулся:
- Пустое дело, матушка, ждать у огорода овощ. Лошади моторные отказали, на одном цилиндре давеча из Безбородова едва доплёлся. Гуляли мы тамо. Он - с лесоводихой. Я - с врачихой, зубным техником. Мне зубы нужны стальные, чтобы камни небесные грызть...
- Откажись!
- Не могу. Сашку надо учить. У него зубы слабые, скалить может, а рвать - нет. От козьего молока вся зубная крепкость.
- Козы-то скотина нечистая, у них рога и копыта раздвоенные, как у дьявола, нечистью лесною доены. Не ходи, сынок, с лесоводихой, у неё шерсть на лядвах щипцами завита.
- Трепло худое вы, мама родная, Пелагея Яковлевна. Русским языком говорю: учить квартиранта буду, в егеря его произведу. Лидка уже слово в кадрах замолвила. Пошли, коза!
И коза откуда-то взялась, в ушах у неё - серьги! Розовые, с камушками. Никто и не заметил, как это продавщица Милка в настоящую-то козу обернулась, да и выбегла из-за прилавка на Петькин призыв. И что в нём нашла? Нынче жизнь у продавщицы - гуляй, не хочу: из хлебных буханок хлев сложен, белыми калачами двор вымощен, печенье да конфеты "мусором" зовутся, метёт их Милка веником прямо на улку, не жалеючи. Одними сладостями и питается, оттого, говорят, молоко у неё в грудях с малиной...
- Страм какой! - ужаснулась Пелагея Яковлевна.
- Темная старушка, необразованная. Нарушаете нормы литературной речи, это же фривольно, некрасиво, бестактно. Зачем же так нашу гордость, сексапильность совершенную оскорблять?
- Уйдешь по грудь в песок сыпучий, в избе песчаной будешь жить, уши и очи песком засыплет, - пророчествовала Пелагея.
- Мы согласны в "скворечнике" жить, - кивнул головой Пётр и позвал:
- Сашка! Размещайся. Свет проведу, камин поставишь. Не замерзнете втроём. Под койку гармонь задвину. Песни будем играть. "Чудный месяц плывет над рекою, всё в объятьях ночной тишины..."
Лёг на койку, ноги - в песке, всё помещение песком засыпано, по самые колени.
- Грязно жить больно хорошо - отдыхаешь! Из окна смотреть - Волга видна. Один берег зимний, другой - летний...
- Как так? Разве бывает, чтобы и лето, и зима в одно время?
- Избирательная память, - проважничал Сашка слегка научно.
- Ау, матушка, - всхлипнула ясновидящая
- Опять влезла, - возмутился Пётр Красалымов, - всю душу выела святая эта, ни дает покоя, куда бы ни спрятался от неё, в какое бы время не схоронился.
- Ах ты, сынок, сынок, пирожок ни с чем, не ведаешь, что время никуда не движется. Стоит. Это только люди вкруг него мечутся, бегают туда-сюда. Вот и я сейчас забежала в него, в молодые свои годы.
- Ой, ой, ой, помираю! Конь молодой трехлетка взбесился, кинулся скакать по пашне.
Красалымовых молодка, двадцать пять лет от роду, соху из рук выпустила, животом тяжелым ударилась о землю:
- Соседушки, помираю!
Подняли её с земли. Поля песок изо рта выплюнула, побежала коня догонять, трехлетка зубы оскалил, а зубы-то не конские, страшные! Он ими - хвать Полю за бок. Бежала она от коня, бежала-бежала да и упала, скинула ребёночка-то. Пять лет детей не было. В Питере у докторов лечилась.
- Вылечишь ли, барин?
- Вылечу, ещё семнадцать родишь.
- Слышь, Миколай, доктор сказал - семнадцать рожу.
- На кой нам семнадцать?! Тридцать рублей получаю, "углы" снимаем. В Петрограде знамение было: через пять лет войне случиться. Мировой. Ливорюция будет. Слово-то, какое: "ливорюция", неслыханное, наподобие: "антихрист". Кум Савелий спичками вычислил число 666, получилось - "Ленин".
- Тятеньке-свёкру денег послать?
- Пошли. Ты расписки складывай, жена. Как отделяться будем, покажем. Наша доля поболе всех...
- Сказывают: Ленин объявился. Во!
- Царица Небесная, спаси и сохрани!
- Привезли?
- В телятнике! На Финлянский.
- Кашемировый платок мой куда задевался? Не знаешь? Три рубля платила. В огурцах турецких.
- На койке висит, раззява, не видишь, что ли? Собралась на Ленина смотреть? Скажу тебе, Поля, не бабье это дело. Сидела бы лучше дома.
- Вот ещё - дома! Да вы, мужики, без нас - никуда. Мы вам жизнь поворачиваем правильно.
- Народу-то, народу! Ау, Миколай не угнаться... Попёр, как лось. Мужчины, не давите так локтями. Пропустите. Не слыхать мне, что говорит энтот Ленин. Он китаец что ли? Глаза косят и нос коротенький. Разговор барский, картавый, как у нашего барона Корн, Миколая Дмитрича.
- Уймитесь, сударыня, слушать мешаете!
- Я не мешаю, а вот ты, кобель, озоруешь - всю грудь исщипал. Миколай, подь сюда!..
- Не слышит, помер давно. Все померли. Теперь одни с Петькой живем. Ногу сломала. На одной кожице висела, а теперь и руку повредила. На все воля Божия, может хрящик нарастет.
Читал мужик мой, Царство ему Небесное, Святое писание, там сказано, что времена наступят адские - матеря, будут деток своих во чреве убивать, чтобы не рожать. Страсти какие, Миколай, это же грех смертный. Должно быть, ты неправильно читаешь, не может этого быть!..
Я как Петеньку родила, больше уж не рожала, Господь не благословил. А вот ребятушек чужих много приняла, как из Питера вернулась, и хохлов, и латышей - много их тогда в наш лесхоз нагнали. Тяжело жилось им, но рожали. Ко мне приходили, просили: "Прими ребёночка, тетушка Поля". Принимала. Куда денешься? До больницы далеко, можно и не успеть. Потом все удивлялись, мол, твои детки все здоровые, а у докторов, случается, и помирают. С войны мои все вернулись, никого не убило. Вон, какие толстущие сейчас ходят.
В революцию хозяин вызвал Миколая и говорит:
- Езжай в свою деревню от греха подальше, ведь у тебя семья.
Дом ставили с десятью рублями. Спросили у тятеньки-свёкра, где наша доля, мы ведь им немалые деньги из Питера отсылали.
Озлился свёкор на нас очень:
- Тут вашего ничего нету!
- Как нету? А расписки?
- Расписки в нужник снесите!
Так мы ни с чем и остались.
Как помирать стал, призвал нас:
- Полюшка, красное солнышко, облегчение сделай, три дня на двор не хожу.
Сама его дерьмо голыми руками выковыривала.
Свекрови говорю:
- Вы, маменька, почему отступились? Ведь он вам муж.
- Груз большой, сердце не терпит.
Я ему глаза закрыла, как помер.
Свекровь потом у меня в избе три года жила, всё под себя ходила, я ей и припомнила:
- А не грузно ли мне, маменька, за вами досматривать?
Так вот и получается, что за грузы-то мне Господь жизнь дает...
Гляди-ко, галка в избу залетела, должно, душа чья-то. Миколай? Ты ли это?
- Я.
- С того света? Как же тебя ко мне пустили?
- Тебя, горемычную, утешить. Тяжко женщине без помощника.
- Ох, тяжко. Одни дрова сокрушат...
На Часах Времени - двадцатый век, семидесятые годы.
Место действия - Горки Едимновские. Разговор автора с коллегой.
Коллега:
- Нахальней, минуя приемчики "толстых", "куприных", "аксаковых". Я в курсе твоих затруднений, мы же с тобой, когда переживали то замечательное лето на Волге, обговаривали этих стариков и старух, думаю, что вполне можешь довериться Петру Николаевичу, пусть вводит новое действующее лицо. Понимаю, руки чешутся поиграть с категориями, но сейчас это никого не интересует, в моде прямое действие. Итак, пиши:
- Идёт по берегу... Местоимение убрала?.. Молодец. Теперь продолжай по тексту: "девушка в синем платье по дороге"... А куда ей деться? Кто она такая?
- Это же Маша Поднебесиных. Старая любовь.
- Откуда взялась?
- Из прежних времен. С ней Петька клевера мял на лугу.... Какие клевера были до войны! А какая морковь!? Вилами копали. Что характерно - без химии...
Пётр:
- Маш, ты что? Уходишь? Обиделась насчет клеверов? Так ведь ничего не было, я же тебя пальцем не тронул. Машенька, посидим? Говоришь, времени нет? Пёс с ним с этим временем! Сашка говорит, его вообще нет. Так что нечего жалеть о прошлом. Бери меня с собой, девушка дорогая, дорогой потолкуем.
- Нельзя тебе, Петенька, со мной.
- А ты куда, на танцы?
- Неодетый ты!
- Как неодетый? Я же в форме.
Глянул на себя - гол: ни брюк, ни тужурки егерской. На теле - листья лопушиные, сухими прутиками прошитые, ноги - в тине.
Шмелиное царство, да моркови цветущей царство, да огурцов, листьев прохладных царство, синего воловика, сухой полёвицы, резной гвоздики на лугах государство.
Злой зверь пчела-работница. Кто работник без жала, тот пустой работник. Защиты ему нет. Каждый хочет украсть наработанное кем-то чужое добро. У пчел есть и мёд, и жало.
Мир людской - царство звериное, государство пчелиное: борьба да убийство - все работают.
Всякая тварь земная на человека равняется. Человек убивает - тварь ест друг друга. А ну, перестаньте, люди! - мир остановится. Кончится работа - жало отпадет, хищники упразднятся.
У цветов жала нет. Рвёт их, кто захочет, плоды едят, листья жуют... Из тысячи семян одно, наработанное, прорастёт и - ладно, и хорошо.
Человек и зверь к Богу лишь грядут, а они - уже Божии.
Быть бы человеку цветком безгрешным: цвести, плоды растить, всего-то делов!
Коллега:
- Это опять я, не удивляйся. Пребуду с тобой, пока правильно не вырулишь.
Стою и разговариваю, поменялись ролями, теперь я - учитель, я - известная мировая величина, а ты кто? Надеялась на талант - сундучок с драгоценностями, ну и владей им сама! Я в известное тебе время поживился, извлёк кое-что. Мне можно, ведь я - имитатор, я так исказил эти нетленные ценности, что их никто не узнал. Без дураков... вернее, с целой их школой. Если бы читатели догадались, что стекляшки, им подсунутые, - настоящие бриллианты, не продал бы ни строчки.
Держу в памяти один "камушек", рука не поднялась, чтобы загнать за определенную мзду, хотя в деньгах всегда нуждаюсь, несмотря на гонорары...