Толкунов Дмитрий Романович : другие произведения.

Хоррор на Си

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Краткий обзор СИшного хоррора (произведений, указанных в этом жанре). Остапенко Ю., Малицкий С., Демченко Е., Дачевский В., Новак И., Рашевский М., Булатникова Д., Сиромолот Ю., Маковецкая М., Shapiro M., Губер В., Дочь Такасуэ, Лопырев А., Az, Полухин Р., Королев С., Шимберев В., и др. Всего 27 рассказов.


   Итак, почитал я опусы наших авторов, и охватил меня беспричинный хоррор за наш, простите каламбур, отечественный хоррор. То ли и впрямь, в нашей расейской жизни полно ужаса и дряни на каждом шагу, так что и пугаться нам нечего, то ли на Западе просто ловчее и бесстыднее научились юзать архетипы, -- но впечатление от прочитанного, скажу честно, удручающее. Понятно, авторы хотят, чтобы было как лучше, но вот беда (сам через это прошел): все, что приходит в голову пишущему в столь популярном жанре как хоррор или фэнтези, уже когда-то было а) написано, б) им же самим -- т.е. автором -- прочитано! До 90-х хоррор к нам не попадал, был Булгаков, Гоголь, "Русская романтическая проза" и А.Толстой со своими упырями и их семьями. Потом хлынула "переводчина", Кинг в невероятных объемах, чуть меньше -- Лавкрафт (который сейчас, увы, сделался идолом большинства и, стало быть, опопсел). И вот, начитавшись всей этой переводчины (пишущий эти строки -- не исключение), люди, имеющие талант и любящие (хочется верить) этот жанр, начинают писать. Писать, не задумываясь, что все это уже было. Были вампиры, призраки, оборотни, маньяки, монстры из космоса, из-под земли, из воды, родовые проклятия, роковые книги, заброшенные замки-призраки и т.п. Были также и необычные, парадоксальные (и ужасные :-)) ситуации (ср., хотя бы Дж. Кольера!), что в западном литературоведении называются amazing или whimsy stories. Впрочем, я отвлекся, те, кому интересно, сами обо всем прочитают (благо, в И-нете все есть).
   Итак, вот мои отзывы. Прошу авторов не обижаться, я не сомневаюсь, что большинство из них -- люди способные и талантливые, просто нужно серьезно, как теперь говорят, разобраться в теме. Почитать критику (лучше западную, напр. "Пляску смерти" Стивена Кинга, "Сверхъестественный ужас в литературе" Г.Ф. Лавкрафта и пр.). Научиться отделять попсу ( в т.ч. и англоманию от руссофильства с нашими грязными подъездами, водкой и матом, которые пугают, но не так, как того хочет автор хоррора). Благо, белых пятен на картах полно.
   NB.
   Некоторых может удивить лаконичность моих замечаний, но я принципиально не касаюсь таких вещей, как язык, стилистика и пр., так как очень многие рецензенты, как я посмотрю, преуспели в этом превосходно. Посему я не трачу на это время, а касаюсь исключительно сюжета (коль скоро оный имеется в наличии).
   Ну, поехали...

Остапенко Юлия

Люблю тебя мёртвой

  
   Несомненно, написано под влиянием песенок развеселой группы "Король и Шут" ("Ели мясо мужики..." и проч.). Монолог от первого лица -- изъюзано, тема мертвой возлюбленной (да и вообще мертвого героя, о котором читатель/зритель сперва думает, что он живой) -- очень распространен (от рассказов Р.Метесона до фильмов "Шестое чувство" и "Другие"). "Психологицкие" рассуждения (типа: Ты не нужна мне любой. Ты нужна мне только такой) попахивают переводным хоррором из сборников вроде "Зловещие мертвецы" (авторов не называю, ибо 15% из всего сборника сильно смахивают на этот рассказ).
   Общее впечатление: где-то когда-то уже было. 2
  

Малицкий Сергей

Собеседование

  
   Общее впечатление: где-то когда-то уже было. Тема домов-призраков, обладающих своей волей -- одна из самых используемых в хорроре (взять, хотя бы, недавно показанный по 1-му каналу фильм "Красная Роза" про дом-призрак). Более подробно см. книжку С. Кинга "Пляска смерти" (Dance macabre), где подобная тема разжевана донельзя. Знание древних текстов похвально (цит.), но не более. Оценка 3
  

Gott

Хитросплетение судеб

  
   Один из образцов того, что можно было бы назвать "калиостровщиной". Примеров не привожу, имя им -- легион. Не оригинально (рассуждения старого мага-мистика-мистификатора и пр.). Наличие исторических персонажей в хорроре за всю свою историю было удачно лишь один раз: в "Дракуле" Стокера, и то лишь потому, что сам этот исторический персонаж был необычен и оригинален. Слабо. 2
  
  

Демченко Евгений

Доктор Мортимер и его Анатомический Театр

  
   Впечатление: дневник некрофила. "Перлы": Одри Бердслей (что-то среднее между киноактрисой Одри (Odri) Хепберн и художником Обри (Obrey) Бердслеем), эпизод с осатаневшей кошкой старушки (= такому же эпизоду из "Заводного апельсина" Берджесса. Сопадение?), священник из нищенствующего ордена (монах?). Экзотика: иллюзорные кадавры (фр. cadavre -- труп, а не какой-нибудь там ревенанат или вервольф!!!), доктор Мортимер (не из "Собаки Баскервилей" случаем? А где же песик Тоби?).
   Слабо. 2.
  

Дачевский Виктор Эдуардович

Выедки

  
   "Корпорация "Бросайте курить"" +дешевые ужастики США про подростков, которые договариваются с нечистой силой (хотя бы кинговский "Иногда они возвращаются..."). Никак!
  

Илья Новак

Боевульф жив

  
   Боевульф -- Беовульф! О как, и никак не меньше! Помнится, имя славного героя эпоса, столь любимого проф. Дж.Р.Р., было использовано в дешевом американском фильме с участием изрядно обрюзгшего К. Ламберта, и переведено как "Био-волк" (видимо, существуют еще и не био-волки, а какие-нибудь, скажем, социо-, психо- или иные!). Но речь не о том.
   Рассказ сразу же приводит на память незабвенного HPL и его "Ультарских кошек". И "Золотой полдень" Сапковского. Этим все сказано. 2
  
  

Рашевский Михаил Владимирович

Хозяйка

  
   Затянутый пересказ анекдота про мертвяков "А чего нас бояться-то?..", насыщенный описанием девочек (с попками, грудками и пр.), монстрюков и расейских погостов с голодными детишками-покойниками, Хозяйками (одну, Медной горы хозяйку помню, у Бажова, так это почти Галадриэль, токмо на русский манер) и, самое главное, Призраком Любви (прямо АРИЯ, где этот самый призрак качается в зеркалах).Фантастика, да и только. И ведь не страшно. 2
  
  

Булатникова Дарья Александровна

Шеметовское болото

  
  
   Бр-р! не от страха, а от того, насколько затаскана эта ghost-story с отсылкой на "Локиса" Мериме и с финальным снятием масок! Рекомендую прочитать (или если читали, перечитать) рассказ "Хейвшемские вампиры" из сборника "Они появляются в полночь". Желаю побольше оригинальности. 3
  

Сиромолот Юлия Семёновна

Мак и Маруак

  
  
   Без комментариев. Отсылаю к "Пляске смерти" Кинга.
  

Маковецкая Марина Александровна

Мать-Родильница

  
  
   Омерзительно. Фу! А потом, нечто подобное уже было (ср. некоторые серии X-files и кое-каких иных дочерних сериалов). Magna Mater на расейской почве не катит никак! А выводы насчет Бога -- вы уж простите меня -- просто глупо звучат. 2
  

Shapiro Maksym Anatolyevitch

Колобок

  
   Кол о бок -- это круто! Афанасьев с Проппом Вам руки целовали бы! А про Печку, на которой Иван-Дурак дрых, никакого хоррора нету?
   Кар-р-р!

Губер Виктор

Нечто в моем шкафу

  
  
   Рассказ человека "прошедшего через две 'горячих точки' и совершившего более тридцати прыжков с парашютом... несколько лет назад провалившегося под лед и лишь благодаря холодному рассудку оставшегося в живых" шибко смахивает на прекрасный шедевр Стивена Кинга "И пришел Бука..." с его шкафами, шелестами, мокрым шлепаньем и Букой, таящимся там. Ай-яй-яй! Страшно! (стыдно) 2
  

Дочь Такасуэ

Одинокая луна в Сарасина

  
   Очень милый кайдан. Оригинально. Стилизация неплохая. Экзотично. Прим.: роккуроби, а не Рокурокубай (см. Большой японско-русский словарь, Т. 1, под ред. акад. Конрада). 5+
  

Лопырев Артём Владимирович

Серые призраки

  
  
   Можно понять патологическую неприязнь русского человека к блюстителям порядка, превратившую их в серых призраков (интересно, прапорщики в армии все превращаются в Черного Прапора, или они делаются Зелеными Дедами?). Забавно (я не о рассказе). 2
  

Лопырев Артём Владимирович

Холод

  
   "Ведь я умер еще тогда, восемнадцать лет назад". Г. Лавкрафт, "Холодный воздух". Тема холода -- переизъюзана. Оборотни в белых халатах -- тоже. 2.
  

Az

Месть

  
  
   Что-то ну очень личное -- и ну очень пафосное. Не верю. Слабо. Для внутреннего пользования.
  

Az

Семеро

  
   Ретев Небуб, он жу Бубен Ветер. Анаграммами автор балуется. А еще, помимо мстительности, описанной в пред. рассказе, он: ленив, похотлив, завистлив и пр. плюс ко всему одержим. Не любит инородцев (интересно, какой национальности Ретев Небуб -- араб, эвенк, ительмен?). Сильное влияние Пелевина.
   НИКАК.
  

Полухин Рашид Александрович

Читательское стадо

  
  
   Хоррор, прям жуть. И писать не хочется, на фиг, ежели тиражи -- всего десятками тысяч.
  
  

Валентин

Смерть вампира

  
  
   НИКАК. NB.: Перевести на английский (можно машинным переводом) и послать Анне Райс до востребования. Вампир Лестат живее всех не-живых и не-мертвых. 2

Королев Степан

Красотка

  
  
   "Собирайся, скажет, пошли" (КИНО). Смерть в образе юной девушки уже была (см. сб. "Тайна магии", рассказ "Добро пожаловать, леди Смерть"). Описание прелестей и трусиков-стрингов отвратно, вы уж меня простите. Лучше бы поромантичнее, а то Lady Death смахивает на дешевую б...ь по вызову, уважаемый Стивен Кинг, пардон, Степа Королев. -1
  
  

Цапков Валерий Владимирович

Дело о гибели пионеров

  
  
   Хоррор-не хоррор, а пелевинщиной попахивает (безотносительно к захлебнувшемуся в сортире пионеру). Только рассказ, мнится мне, не на своем месте.
  
  

Шимберев Василий Борисович

Задание глупое, но интересное...

  
  
   Чтой-то всех потянуло на канализацию и "мрачный" юмор? У одного пионеры в говне захлебываются, у другого -- перспективные корреспонденты? -1
  
  

Гаврюченков Юрий Фёдорович

На болотах Петрополя

  
   Пелевин+Хармс+переводные сборники ужасов нач.-сер. 90-х гг. Оценка 2

Вихрь Сергей

Случай в замке Лиссвиль

  
  
   Одно то, что в рассказе задействован "Некрономикон" безумного ал-Хазреда (да упокоит Аллах его мятежную душу!) и сцена в спальне, шибко смахивающая на эпизод из одноименного фильма (режиссер Брайан де Пальма), заслуживает "самой высшей" оценки. То есть: 0.
  

Кононов Дмитрий Вячеславович

Охота

   Да где же это, простите, видано, чтобы мальчик (это ведь у убиваемого мальчика "маленький член твердеет против воли хозяина"? Или у девочки?) поправлял прическу (наверное шиньоны всякие и пр.)? Вспоминается анекдот: метро. Час пик. Входит бабка. Все места заняты. Упитанный мальчик уступает место. "Ой, какой хороший мальчик", умиляется старуха. "Ну что Вы!" -- пацан сама скромность. "У, какой хороший", не унимается бабка. "Жи-ирный такой!" Слабо! 2
  
  

Маляров Вячеслав

Удушливый Запах Орхидей

  
  
   Без комментариев. Автор, вероятно, обожает Герберта Уэллса и голливудские ужастики 50-60-х гг. слабо!
  

Андрюшин Владислав Викторович

Племя Синоев

  
  
   Рекоменданция: почитайте Клайва Баркера, если еще не читали. И попробуйте писать СВОЕ! Без обид, ладно?
  
   Уф-ф! Ужасов прочитано ужасно много!
   Пора подвести итоги.
  
   Первое впечатление: хоррор себя изжил -- и у них (на Западе), и у нас.
   Второе: напугать обычными средствами (клыки, щупальца, слизь, говно и пр.), да еще шаблонно использованными (типа: с ее клыков стекала алая кровь, пачкая чистую белизну ее погребального одеяния) НЕВОЗМОЖНО. Хоррор ради хоррора не катит.
   Отсюда:
   Хоррор, имхо, должен стать элементом, инструментом в произведении, только тогда он сможет сыграть свою "ужасную" роль и сделать произведение поистине вкусным: а так, молотый перец в чистом виде -- гадость препакостная. Зато если умело добавить в блюдо!..
   Приведу несколько примеров из нашей современной лит-ры: супруги Дьяченко ("Баскетбол" -- не хоррор, но страшно: помаленьку начинаешь догадываться, кто такие Мэл и Лю!), Лукин ("Приснившийся" -- тема сна-хоррора: а вдруг и впрямь не сон, а вдруг дойдет!, ср. Лавкрафт, "Призрак в лунном свете" -- вот уж страшно так страшно), Ю. Максимов ("И поднялось терние..." -- отличное использование саспенса, ряд бытовых деталей только способствует нагнетанию тревожной, "саспенсной" атмосферы, смутные "ужастиковые" аллюзии, и -- раз! -- финал: не страшный (т.е. без крови и монстров), но поистине ужасный).
   И еще: уж коли хотите нагнести страху, делайте это по-своему, так, как ощущаете сами. Не надо лавкрафтовских рассуждений: Вы спрашиваете, почему я поседел раньше времени? и т.п. Не нужно подробных описаний монстра или маниака (шерсть дыбом, клыки наружу, эрегированный до невозможного фаллос и т.д.). Полунамек, тень, запах, шорох, -- но так, как это увидели бы вы -- и обделались бы со страху! Вот тогда читатель поверит, попрется и заорет от страха, который вы смогли ему подать. А от всего вышеперечисленного (щупалец, какашек, клыков, окровавленных пеленок и памперсов) может стошнить, -- но и только.
   Так что -- семь раз мерьте, прежде чем резать (кромсать, грызть, рвать, пожирать, ха-ха).
   Иначе, -- не катит.
   Хау. Я все сказал.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"