Толмачёва Галина : другие произведения.

Личины богов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    сюр

  ЛИЧИНЫ БОГОВ
  сюрреалистическая сцена в одном действии
  
  Действующие лица
  
  Практикующий МАГ немолодой, слегка сутулый
  ПЬЯНИЦА классический, запущенный
  СТАРУШКА собирательница бутылок с кошелкой и клюкой
  ПЁС рыжий, с ошейником, какой носят 'металлисты'
  МОЛОДОЙ человек приятной наружности, хозяин Пса
  ОЧАРОВАШКА наивная и прехорошенькая
  
  Действующие сно-сущности
  
  СНОВИДЕНИЕ-МЕЧТА
  КЛОНОКОТ из ночного кошмара
  
  Действие первое
  
  Старый, неухоженный парк.
  
  По краям сцены - две скамейки. Рядом - обшарпанные урны. Справа на переднем плане, чахлый кустик с блеклыми цветочками, окруженный неровным кругом камушков. За левой скамейкой, в глубине сцены - раскидистый вяз, чей ствол раздваивается в виде лиры; за ним - дорожка и озеро на заднем плане.
  В центре в глубине сцены - древний указатель. Стрелка 'аттракционы' - дорожка за вяз, в дальнюю левую кулису. Стрелка 'выход' - мимо правой скамейки в правую кулису, ближнюю к зрителю. Стрелка 'музей' - по диагонали через сцену, между скамейками, в левую кулису, ближнюю к зрителям. В преддверии музея на переднем плане слева - неработающий фонтан, в середине его чаши - мраморный сокол с выбоиной в крыле, край чаши обломан.
  Нищета. Запустение. Временами в шелест листвы и чириканье птичек врываются гудки далеких машин, рев грузовиков. Город теснит Парк, он близко. Намусорено - фантики, пакетики от дешевых орешков, шприцы и проч. При определенном освещении два ствола вяза с пышной листвой будут напоминать огромные настороженные уши. Правая скамейка совсем ветхая, из нее торчит гвоздь, одна доска слегка подломлена.
  
  Явление первое
  ПЬЯНИЦА и МАГ
  
  На левой скамье сидит, покачиваясь, ПЬЯНИЦА, держа огрызок рогалика.
  МАГ в черных брюках, ярком джемпере с треугольным вырезом, в котором виднеется белоснежная рубашка и пижонский галстук. В руке - папка с пухлой диссертацией, в другой руке - лупа. Пригнувшись, МАГ рассматривает в лупу старый фонтан, пытаясь расшифровать тусклые иероглифы на потертом исцарапанном камне. Обходит его, садится на корточки, вновь встает:
  
  МАГ (задумчиво) Боги молчат. Покореженный камень не выдает тайны. Зато публика расстаралась увековечить себя в глупейших надписях.
  
  В это время слева, от аттракционов, вдоль кромки озера идет прехорошенькая ОЧАРОВАШКА. Одета модненько, на плечах легкий газовый шарфик.
  
  Явление второе
  Те же и ОЧАРОВАШКА
  
  Она идет медленно. Ее пушистые волосы золотит солнце. На миг она задержалась в овальной 'раме' раздвоенного вяза, и МАГУ, случайно поднявшему в этот момент голову, кажется, будто он видит картину. ОЧАРОВАШКА подняла голову, улыбаясь солнцу. Добрела по дорожке вдоль кромки озера до указателя и, держась за него, вытряхивает камешки из туфельки. МАГ смущен прекрасным видением.
  
  МАГ Сударыня, Вы, не в курсе, как работает музей? В какой день недели он открыт?:
  ПЬЯНИЦА (развязно подхватывает) А с-ска-ажите-ка, сикоко сичас г-гик (доглатывает бублик) -градусов?
  ОЧАРОВАШКА Не знаю, понятия не имею, я тороплюсь!
  ПЬЯНИЦА (торжествующе, вытаскивая из внутреннего кармана плаща недопитый портвейн) А я з-знаю! (смотрит на этикетку) двадцать д-ва! (Допивает).
  ОЧАРОВАШКА Ах, отстаньте!
  МАГ Я не хотел Вас обидеть!
  
  ПЬЯНИЦА кладет бутылку под скамью, нагибаясь, и, заодно, чтобы уж движение не пропало даром, ложится прикорнуть на скамеечке, закрывает глаза и всхрапывает.
  
  МАГ в отчаянье, ОЧАРОВАШКА вот-вот скроется, а он хочет задержать ее! Он поднимает голову к небу, производит магические пассы, шамански разводя руками, и вокруг вдруг темнеет, налетает вихрь, кружатся обрывки бумажек, слышны отдаленные раскаты грома.
  МАГ (нараспев, медитативным, будто издалека, не от него идущим голосом, словно бы неслышимым ни пьянчужке, ни прелестной девушке, а слышимым лишь деревьям и невидимым сущностям)
  
   Ты отвернулась от меня - о небо! -
   Стань пленницей шатра из синих туч -
   В порыве ветра мой порыв ты встретишь!
  
  ПЬЯНИЦА(бормочет сквозь сон) цик-клон: клон н-надвигается (поеживается, сворачивается калачиком, его старые брюки коротки, под ними - дырявые носки.)
  Ветер срывает шарфик с плеч уходящей девушки и несет его по сцене, Маг ловит шарфик и с поклоном возвращает испуганной владелице.
  
  ОЧАРОВАШКА Спасибо! (Завязывает шарфик, разворачивает легкую куртку, которая была у нее перекинута через сумочку, лихорадочно натягивает.) Побежала! Небо хмурится!
  МАГ Подождите! Не надо уходить, облака разойдутся!
  
   Заклинаю духов атмосферы
   Сущностей, танцующих в лучах
   Свет любви развеет все химеры,
   В сердце - Ты, а Солнце - в небесах!
  
  Он делает пассы, и все заливается веселым солнечным цветом. ПЬЯНИЦА продолжает спать. ОЧАРОВАШКА удивлена, встряхивает головой, улыбается недоверчиво.
  
  ОЧАРОВАШКА О-ла-ла! Что это?!
  МАГ Это - для Вас!
  ОЧАРОВАШКА Забавное совпадение. А что у вас в руках -устройство для разгона туч?
  МАГ Сие обычная лупа. Я хочу расшифровать надпись на фонтане. Повелев украсить его двумя богами, графиня попросила высечь на мраморе загадочное древнее изречение, но край чаши обломан, мрамор испорчен.
  ОЧАРОВАШКА Старый бедненький сокол - бог? Мне всегда было жаль этого каменного однокрыла: В детстве я клала семечки на край чаши, чтобы он склевал ночью, пока мне не сказали, что соколы не едят семечек.
  МАГ Этот сокол - сам Ра - бог Солнца.
  ОЧАРОВАШКА О какой графине вы говорили? Здешний музей расположен в доме графов:
  МАГ Тумановыхъ. Несколько веков парк и прилегающие угодья были их поместьем. А потом над Тумановыми сверкнул меч революции - кто-то успел убежать, кто-то отправился рыть Беломорканал. В здании же устраивали: приют, типографию, агитпункт, а потом - музей.
  ПЬЯНИЦА (храпит) хр-р-хрюи-и-хр-р
  ОЧАРОВАШКА Там стоят пузатые высокие вазы, а на стенах картины:и еще охотничьи трофеи:
  МАГ Меня интересует другое. Молодая графиня увлекалась магией. В ее библиотеке сохранились любопытные манускрипты.
  (Во время его рассказа где-то у озера мелькает вдалеке старушечья фигура в старомодной шляпе).
  ОЧАРОВАШКА Значит, вы все же там были?
  МАГ Признаюсь да: Я стал расспрашивать Вас о музее лишь мечтая привлечь ваше внимание. Видите ли, даже самые мудрые, в определенных обстоятельствах становятся немного смешными: я вел себя глупо?
  ОЧАРОВАШКА Я тоже: Глупо гулять в парке одной. Но подруга не смогла пойти со мною, как договаривались. А мне захотелось глянуть на новые аттракционы. Я даже на чертовом корабле покаталась: Музыка, весело:
  МАГ Сто лет назад здесь тоже были качели, дорожки для езды на велосипедах, фонарики на деревьях. Играл оркестр. В озере плавали лебеди, возле скамеечек расхаживали павлины.
  ОЧАРОВАШКА Правда?
  МАГ Здесь собирались важные гости, толкующие о тайнах левитации, эликсире бессмертия и философском камне, а вечером устраивались фейерверки.
  ОЧАРОВАШКА Прелесть!
  МАГ Если Вам интересно, я могу показать Вам свою диссертацию по магии. Она у меня с собой!
  ОЧАРОВАШКА По магии? Я еще не видела таких умных диссертаций!
  МАГ Присядем на скамеечку, да?
  ОЧАРОВАШКА Ну, если на минуточку: Что-то ноги устали.
  
  Они садятся на скамейку, но, увы, скамейка сломана. Садясь, Маг чуть не порвал брюки, а доска громко хлопнула.
  
  МАГ О: осторожнее!
  ОЧАРОВАШКА Моя атласная юбка: Здесь какие-то гвозди!
  МАГ Да, гвоздь торчит: Доска проломана. Безобразие
  ОЧАРОВАШКА Не расстраивайтесь так. Подумаешь, противная скамейка попалась:
  МАГ Согласен. Плевать на нее. Найдем другую, прогуляемся:
  ОЧАРОВАШКА Честно говоря, я немного тороплюсь. Здесь в парке вообще мало нормальных скамеек. Все переломано. Я обязательно почитаю вашу диссертацию когда-нибудь потом. Сейчас даже на пенек не присядешь, сырость.
  МАГ Но старина-вяз уже распустил миллионы своих листочков: здесь так красиво!
  ОЧАРОВАШКА Мне тоже нравится древний вяз. Но не стаскивать же пьяницу с единственной целой скамейки в парке.
  МАГ Я могу сделать так, что алкаш сам уйдет!
  ОЧАРОВАШКА Сам? Сам он уйдет, когда проспится.
  
  ПЬЯНИЦА громко храпит
  
  МАГ Пассами и заклинаниями я могу вызвать из лабиринта снов призрачные грезы, которые покажутся ему совершеннейшей явью, и он потянется за ними. Смотрите же.
   Скорлупка-мысль по волнам сновидений
   Плывет упорно к острову мечты
   Но сможешь ли ты, пленник наваждений,
   Ступив на берег, обонять цветы?
   Так пьяница, хлебнув во сне вина,
   Не чуя вкус, выходит в явь из сна.
  
  В то время, как он читает и разводит руками, углы сцены уходят в тень, свет становится призрачным, стелется дымок из-за кустарника, и является СНОВИДЕНИЕ-МЕЧТА, принявшая в данный момент черты официанта с подносом. На подносе экзотические фрукты, рябчик, благородное шампанское со сверкающей серебром этикеткой. Яства официант подносит к самому носу ПЬЯНИЦЫ.
  
  Явление третье
  Те же и СНОВИДЕНИЕ-МЕЧТА
  
  ОЧАРОВАШКА Ветерок налетел. И тени: странные тени от вяза: А почему ПЬЯНИЦА зашевелился?
  МАГ Он видит услужливого малого в белой рубашке с бабочкой - официанта. А главное: поднос с рябчиком, фруктами и шампанским. Но что это? Вот незадача! Я, признаться балбес!
  ОЧАРОВАШКА Алкаш махнул рукой и отвернулся. Почему?
  МАГ Этот пролетарий не поверил в официанта. Слишком красивый сон. Перестарался! Исправим (щелкает пальцами, приказывая СНОВИДЕНИЮ измениться).
  
   Пускай нальет стакан тебе буфетчик
   Сорокоградусной: Соленый огуречик
   Во сне подаст, с хвостом селедки - хлеб,
   Нас Случай балует, но всякий Случай - слеп:
  
  Сокол посреди чаши чуть освещен сбоку и, кажется, с горделивым спокойствием посматривает на происходящее. Листва дерева-лиры сливается вверху с темнотой.
  Понятливый официант сдирает и сует в карман свой кис-кис, всклокочивает волосы на голове... Достает прямо из салата пальцами две половинки огурца, 'склеивает их, подкидывает огурец на ладони, с удовольствием нюхает его, кладет хвост селедки на хлеб, достав из кармана чекушку наливает стакан, взяв стакан и блюдечко с закуской подносит их ПЬЯНИЦЕ:
  ПЬЯНИЦА реагирует на огурец и чекушку моментально, тянет руку, икнув, падает со скамьи. Ползет, оглядывается, встает.
  
  ОЧАРОВАШКА Ах, получилось, получилось! (хлопает в ладоши)
  ПЬЯНИЦА Э: Т-ты куда?
  
  МАГ снисходительно делает жест из разряда пассов, веля СНОВИДЕНИЮ-МЕЧТЕ удалиться. Официант вместе с призрачными яствами исчезает
  
  ПЬЯНИЦА Г-где? Гд-де я? А?
  
  МАГ и ОЧАРОВАШКА усаживаются на скамью в тени романтического дерева и принимаются болтать.
  
  МАГ Вот: первая страница:
  ОЧАРОВАШКА У вас оказывается много рисунков. А это что за странный кит с гребнем?: Кажется, похожий есть на крае чаши фонтана, но его плохо видно, здесь он четче.
  ПЬЯНИЦА Ушёл.. Н-ну и хрен с ним:
  МАГ Нун - божество водного хаоса и космоса. Мог наказывать людей, замысливших зло против Ра. Я срисовал с края чаши... Эта образина опять идет к скамейке! Сейчас он у меня получит!
  ОЧАРОВАШКА Не связывайтесь!
  ПЬЯНИЦА Из-звините:(роется под скамейкой, удостоверяется, что бутылка пуста) Из-звините (садится на скамейку, с краешку)
  МАГ Он Вам мешает!
  ОЧАРОВАШКА Нисколько. Рассказывайте дальше: Значит, Нун:
  
  ПЬЯНИЦА тем временем кладет голову на руку, видимо, пытаясь досмотреть сон. Всхрапывает через некоторое время.
  
  МАГ Скорее всего. Так его представлял скульптор. Говорят, скульптор был влюблен в графиню, но безответно. Она перессорилась со всеми своими поклонниками и мечтала найти того, кого любила в прежней жизни.
  ОЧАРОВАШКА И она нашла его, нет?
  
  ПЬЯНИЦА клонится все ниже, ложится на скамейку, его ноги слегка толкают ноги ОЧАРОВАШКИ
  
  МАГ Он толкает Вас! Давайте я пересяду на Ваше место..
  ОЧАРОВАШКА Пожалуй! (встает)
  
  ПЬЯНИЦА меж тем тут же устраивается поудобнее, продолжает храпеть.
  
  ОЧАРОВАШКА Похоже, он мечтает опять увидеть ту самую бутылку. Неужели его ничто не интересует кроме этого?
  МАГ Сейчас проверим! Вызову ему танцовщицу!
  ОЧАРОВАШКА Правда?
  
  МАГ производит пассы, говорит:
  
   Как волны притяжением луны
   Желаньем сновидения полны
   Оформись же, греховное желанье,
   И помани надеждой обладанья!
  
  Явление четвертое
  ПЬЯНИЦА, МАГ, ОЧАРОВАШКА и СНОВИДЕНИЕ-МЕЧТА.
  
  Вновь появляется СНОВИДЕНИЕ-МЕЧТА - официант переоделся танцовщицей, она танцует и манит пьянчугу. У нее стройные ноги в черных чулочках и звездочки из фольги на грудках. ПЬЯНИЦА отгоняет худосочную прелестницу, как надоедливую осу.
  
  ОЧАРОВАШКА Ему опять что-то не нравится! Но как странно пляшут тени на траве!
  МАГ (делая знак танцовщице удалиться) Все время приходится делать поправку на подсознание этого субъекта!
  
   Мы ценим худосочных балерин,
   Но истинный соблазн - не Нефертити:
   Соседка пышная наш взор к себе манит,
   Ее приход за солью к нам - событье.
  
  Щелкает пальцами, опять мигает свет, 'танцовщица' напяливает за кустом высокий бюст, снимает черные чулки, отчего ноги кажутся толще, надевает засаленный халат. И вот из дыма выходит тяжелой походкой полногрудая тетка, похожая на кастеляншу провинциальной гостиницы или работницу довлатовской овощебазы. Ляжки и попа толсты, талию найти трудно, зато грудь поистине великолепна. На Соседке засаленный халат, красные домашние тапки. Верхние пуговицы расстегнуты. Она встает перед ПЬЯНИЦЕЙ, не делая никаких завлекающих жестов, а лишь уперев руки в боки и выставив свое богатство. ПЬЯНИЦА тянется к ней, хватается за полу халата.
  Халат расстегивается. Соседка беззвучно хохочет и хлопает ПЬЯНИЦУ по рукам. Под халатом обнаруживается, что Соседка в байковых штанах и дешевом мощном бюстгальтере.
  Соседка позволяет ПЬЯНИЦЕ расстегнуть бюстгальтер. Руки у того трясутся, застежка не поддается. Соседка встает, движется. ПЬЯНИЦА падает со скамьи, на коленях ползет с закрытыми глазами и все тянет вверх руки, воображая, будто расстегивает бюстгальтер. Так он, заглюченный, проползает несколько метров. А МАГ творит пассы, и СНОВИДЕНИЕ-МЕЧТА исчезает:
  
  ОЧАРОВАШКА и МАГ победно плюхаются на скамью, усаживаясь поудобнее. ОЧАРОВАШКА мило поводит плечиками, хохочет.
  
  ОЧАРОВАШКА Ха-ха: Неужели он так пополз за этой невидимой соседкой?
  МАГ О, да! Но хватит о нем. Видите ли, графиню сумел очаровать знаменитый гипнотизер-ирландец. Он был красив и нравился женщинам:
  ОЧАРОВАШКА Ах, он опять возвращается!
  МАГ Но Туманова была крайне мнительной: этот пьяница начинает мне надоедать!
  
  Идиллия длилась недолго. ПЬЯНИЦА так и не проснулся - ощупью находит скамейку и ложится на нее, сперва калачиком, а затем опять пихается ногами, на сей раз толкая МАГА, который безуспешно сопротивляется этому..
  Сон ПЬЯНИЦЫ неспокоен: он рисует руками мощные формы Соседки. Сокол на фонтане будто становится ярче. Вокруг головы у него круг света словно диск, каким украшали своего бога египтяне.
  
  ОЧАРОВАШКА Значит, она решила, что любовник гипнотизирует ее? И как она отомстила? С помощью магии? Давайте просто погуляем, и Вы расскажете!
  МАГ Подождите! (ему надоело отпихивать от себя Пьяницу) Этот жалкий человечек имел неосторожность разозлить меня!
  ОЧАРОВАШКА Вы опять придумаете ему волшебное сновидение?
  МАГ О, нет, на сей раз нет! Я нашлю на него кошмар, который он не забудет долго!
  
  Он опускает голову. На сцене темнеет. На сей раз МАГ играет в с темными силами, он выхватывает кусок самой Бездны. Пожалуй, он не прав. Он заигрался, но девушка столь мила, что он забыл об осторожности. Показаться смешным в ее глазах - вот чего он боится больше, чем когтистой лапы Тьмы:
  
  У МАГА вздуваются вены на шее - он вспомнил свои обиды, и, подняв голову, глухо и ровно начинает говорить:
  
   Из Хаоса, из Древней Тьмы
   Оформись Ужас на мгновенье -
   Перепугай того, кто мнил
   Себя счастливым в опьяненье!
  
   Пусть наваждение придет
   По переулкам подсознанья,
   Толпятся клоны у ворот
   И ждут всего лишь приказанья
   Ворваться в безмятежный сон:
   Так появись из мрака клон!:
  
  Тени, тени обступают сцену, будто когти Тьмы тянутся к ней.
  Свет испуганно отступает, вообще с этого момента солнышко меняется - его лучи, даже когда выглянут, уже не будут того прежнего беззаботно-розового оттенка, как раньше.
  
  От куста внезапно отделяется сно-кошмар - высокий, черный, мохнатый, закутанный в черную дырявую накидку, свисающую с расставленных когтистых лап.
  Сно-кошмар идет не спеша (он на ходулях). У него две кошачьи головы с горящими красными глазами. Красный цвет глаз единственный нарушает черноту этого исчадия Бездны. Кошачьи головы расположены одна над другой (так у двухголового человека в музее восковых фигур). Лицо артиста спрятано за нижней маской.
  
  Явление пятое
  ПЬЯНИЦА, МАГ, ОЧАРОВАШКА и КЛОНОКОТ
  
  ОЧАРОВАШКА почему-то мне стало очень страшно! Вяз раньше был мирный, а теперь тени веток его будто скребут землю возле скамейки. Что Вы сделали?
  МАГ Вызвал одно из страшилищ, которые мучают нас во снах. Обычно мы забываем их. Пьяница, даже если он совсем не суеверен, должен испугаться.
  
   Когда беспечный пленник грез
   Во сне услышит рев угроз -
   Спасенье от когтей ища,
   В явь побежит он, трепеща!
  
  КЛОНОКОТ встает над ПЬЯНИЦЕЙ угрожающе машет лапами, тянет головы, чтобы потереться об него. ПЬЯНИЦА в полном ужасе, крича, сваливается со скамьи, машет судорожно руками, вскакивает и убегает влево.
  
  Явление шестое
  МАГ и ОЧАРОВАШКА
  
  ОЧАРОВАШКА Ой, как он быстро убежал, бедный! Он так вопил! С ним ничего не случится?
  МАГ Он прочухается наконец и поклянется себе больше не засыпать где попало. А потом пойдет за пивом, если у него остались деньги. Так давайте сядем поболтаем о чем-нибудь.
  
  МАГ и ОЧАРОВАШКА садятся на скамью. Девушка наклоняет голову, слушая.
  
  ОЧАРОВАШКА Вы хотели рассказать о любовниках графини: и о своей диссертации.
  МАГ Да, диссертация: Знаете, на самом деле это не так уж интересно. Настоящее волшебство скучней дифференциальных уравнений. Хотя как раз уравнения бывают весьма интересными, но сейчас мне почему-то не хочется думать о них:. и вообще думать. Хочется лишь смотреть на пятна солнца в листве, слушать птиц и дальние гудки, кажется я никогда не был так счастлив. В моей жизни не будет более счастливого мгновенья! И все потому, что рядом - вы. Когда вы слабо касаетесь моей руки своими нежными пальцами, я чувствую, что наши души тоже соприкасаются, и так славно им вместе! Они будто поют, и я слышу нежную музыку. Я не вам не наскучил?
  ОЧАРОВАШКА Нет-нет, мне интересно. Правда, я ничего такого не слышу. Вот воробышки чирикают...
  МАГ Вы - прекрасны. То: П-подождите:(привстав, вслушивается)
  ОЧАРОВАШКА Что там?
  МАГ Странно. Вы не слышите шаги?
  ОЧАРОВАШКА Шаги? Чьи?
  МАГ Мягких кошачьих лап, но слишком тяжелых для обычной кошки. Они торопятся. Не слышите?
  ОЧАРОВАШКА Не слышу!
  МАГ Так: Слишком много ошибок за последние пятнадцать минут.
  ОЧАРОВАШКА Да что случилось?
  МАГ Я вызывал самое недолговечное из кошмарных сновидений - клона. Они обычно неповоротливы - память о хозяине, от которого они произошли, мешает им стать самостоятельными. Но я еще ни разу не видел двухголового клона. К тому же этот оказался котом, а коты чрезвычайно хитры и властолюбивы. Египтяне поклонялись кошкам и даже самого бога Ра иногда изображали в виде огромного кота.
  ОЧАРОВАШКА Он был похож на Ра?
  МАГ Не больше, чем похож на солнце лунный диск, закрывающий его во время затмения. Сно-сущности подобны метеоритам из льда - они летят и, сгорая в атмосфере, пугают или веселят людей. Крайне редко бывает, чтобы лед долетел до земли: но и тогда он тает. Однако, если это случится, на его таянье потребуется время. Солнцу тоже надо помогать. Я все же надеюсь, что вызвал нестабильное чудовище, поэтому оно, рассыпаясь на составные части, вскорости уползет во тьму.
  ОЧАРОВАШКА Вы подозреваете, оно еще не уползло?
  МАГ(неохотно) Для страховки я должен был произнести еще одно заклинание, возвращающее кошмар на место.
  ОЧАРОВАШКА Отчего же Вы не произнесли его?
  МАГ Пьяница слишком быстро убежал: Ах, нет, не поэтому. Сказать честно, я в тот момент смотрел на Вас и забыл обо всем.
  ОЧАРОВАШКА Почему вы смотрели на меня?
  МАГ Потому что жгучая тоска иссушает мою душу как суховей пришедший из пустыни, и встают миражи там, где должны были вставать турбины плотин:
  ОЧАРОВАШКА Я слышу крик!
  МАГ К сожалению. Итак... (Вскакивает, простирает к небу руки, задумывается.)
  
  ПЬЯНИЦА появляется с криком, прячется под скамью, за ним идет сно-кошмар.
  
  ОЧАРОВАШКА Боже, что это? Ушастая Тень с четырьмя огоньками, словно один черный кот несет другого на закорках! Я боюсь, спасите!!! (Забирается на скамейку).
  
  Явление седьмое
  Те же, ПЬЯНИЦА и КЛОНОКОТ
  
  КЛОНОКОТ уже освоился в Реальности (МАГ вызвал на редкость жизнеспособную сно-тварь, и теперь сам поражен этим), при его появлении сно-эффектов почти не наблюдается, да и ПЬЯНИЦА, который был 'заказан' Чудовищу, уже проснулся (глаза у него открыты), а, значит, преследование незаконно.
  Это весьма тревожит МАГА.
  Кошмар надо вернуть в Страну Снов, пока не поздно!
  
  МАГ
  
  Вернись во Тьму, откуда вышел ты:
  Паук надолго не оставит сети!
  Ты - нежить, ветер рвет твои черты -
  Реальный мир исчадью Бездны светел:
  Вернись во Тьму!!!
  
  (Во время произношения им заклинаний и проведения пассов, сно-кошмар задумывается, МАГ, воспользовавшись этим, начинает проводить вкруг него кусочком мела линию окружности)
  
  КЛОНОКОТ задумывается, слегка отступает, корчится, но не исчезает, и четыре глаза его по-прежнему злобно горят. ПЬЯНИЦА выползает из-под скамейки с другой стороны, слева, и удаляется по-пластунски.
  МАГ пассами загоняет КЛОНОКОТА в рисованный круг. КЛОНОТОТ, побаиваясь пассов, отступает, но, поняв в чем дело, уже почти стоя в замкнутой черте, выставляет ногу с ходулей. МАГ толкает эту ногу во внутреннюю область круга, но сно-кошмар не уступает: ему понравилось в Яви, он не хочет уходить!
  Он ворчит недовольно и глухо. МАГ пихает его еще раз, и КЛОНОКОТ падает. В руке МАГА оказывается ходуля, а КЛОНОКОТ успевает вывернуться и на сей раз 'заступить' за круг передней когтистой лапой.
  Возвращая себе устойчивость, сно-кошмар хватает другую свою ходулю так, как хватают шпагу. Теперь КЛОНОКОТ гораздо ниже ростом, чем раньше. КЛОНОКОТ и МАГ фехтуют. МАГ показывает чудеса храбрости ради любимой, которая с волнением наблюдает за ним.
  И вот ходуля-шпага КЛОНОКОТА ломается. МАГУ удается загнать сно-кошмар в круг. Он корчится, ощупывает ладонями незримую стену, пытается вырваться...
  
  МАГ достает пустую бутылку из-под скамьи, произносит
  
  Тварь виртуальная мечтает быть в Реале!
  Но мой удар в сно-мир тебя направит,
  Уйди тропой зеркальной, призрак-зверь,
  Пусть Бездна за тобой захлопнет дверь.
  
  Круг словно вспыхивает ярко-оранжевым (неровный круг может быть заранее намечен чем-нибудь бенгальским, а ходуля в руках МАГА, при определенном ее устройстве, может сработать как зажигалка).
  КЛОНОКОТ съеживается, словно бы становясь меньше. Свет пульсирует, МАГ произносит заклинание, в котором есть слова 'Да избави нас от зла! Аминь.' на квэнья:
  
  Владыка снов в немыслимой дали
  На чьей ладони звезды мирозданья,
  Свое прощенье нам, прошу, пришли,
  И оживи мечты своим дыханьем.
  Будь радость грез вовек благословенна
  И пусть кошмары убегут от нас
  Аламэ тулеа усахтиэнна*
  Мал аам этэлехта уллькулло. НАсие.
  
  Наступает полная тьма, и КЛОНОКОТ исчезает. В потемневшей бутылке горят четыре пойманных огонька. Освещение становится прежним.
  Плащ КЛОНОКОТА валяется на земле.
  
  Явление восьмое
  ОЧАРОВАШКА и МАГ наедине
  
  ОЧАРОВАШКА Ой, вы заключили его в бутылку! Запечатали перстнем, словно джинна! Но как он мечется и сверкает глазенками!
  МАГ Ему не нравится свет.
  ОЧАРОВАШКА Как Горлуму, который прятался в тоннелях?
  МАГ Примерно.
  ОЧАРОВАШКА А что с ним будет дальше?
  МАГ Эта тварь растает и вернется во тьму, едва иссякнет ее энергия.
  ОЧАРОВАШКА Я все равно боюсь этого ночного кошмара. Он будто следит за мной. Вдруг он мне приснится?
  МАГ Ерунда. Мы можем закинуть его в озеро, раз Вы боитесь.
  МАГ бросает бутылку и она громко плюхается в воду. ОЧАРОВАШКА между тем берет дырявую накидку кошмара - остатки экипировки КЛОНОКОТА и двумя пальчиками бросает в урну. Идет легкий дымок.
  ОЧАРОВАШКА Ах, она стала туманом!
  МАГ Она всегда была лишь туманом! (швыряет одну ходулю в озеро, а другую, закатившуюся под скамейку, забывает).
  ОЧАРОВАШКА Вы здорово сражались! Я увидела вас совсем другим: я-то считала вас скучным ученым, который корпит над колбами с хромым вороном на плече, а вы - отважный воин.
  МАГ(смущен) Может, присядем?
  ОЧАРОВАШКА Да, пожалуй.
  МАГ Глядя на этот старый вяз, я все вспоминаю графиню. Бедняжка решила, что приход новой власти - это наваждение, и вела себя так, будто находится во сне. Спрашивала дорогу у деревьев, разговаривала с птицами: по слухам ее заперли в сумасшедший дом, и там она пыталась готовить какие-то снадобья из лекарств.
  ОЧАРОВАШКА Как это грустно!
  МАГ У вас красивые волосы и добрый голос. Можно поцеловать Вашу руку?
  ОЧАРОВАШКА Я стесняюсь как-то: Это все так странно.
  
  МАГ бережно берет ее руку, подносит к своим губам.
  
  ОЧАРОВАШКА Ах, какой вы:
  МАГ Продолжайте! Хотели сказать - смешной? Да. Стал таким, едва увидел Вас.
  ОЧАРОВАШКА Ну не могли же вы так быстро влюбиться в самом деле?
  МАГ Если вы увидите мерцающий изумруд на горе щебенки, разве не броситесь к нему, забыв обо всем, разве не очаруетесь им мгновенно?
  ОЧАРОВАШКА Ну, не знаю, насчет того, чтобы броситься. Я бы оглянулась: вдруг рядом владелец изумруда?
  
  Оба невольно оглядываются. На чаше фонтана лежит луч света и невольно возникает впечатление, что парочка оглянулась на каменного сокола, которого маленькая ОЧАРОВАШКА пыталась приручить в детстве, 'кормя' семечками.
  
  МАГ Ваше сердце занято?
  ОЧАРОВАШКА Нет, уже нет. Я совсем недавно пережила разочарование и депрессию.
  
  Из-за кулис справа незаметно появляется СТАРУШКА, собирающая бутылки. Она одета убого и старомодно, один раз она уже показывалась вдали, когда МАГ в первый раз заговорил о графине, но тогда освещение было иным и бедность наряда СТАРУШКИ не столь бросалась в глаза. Она не смотрит в сторону воркующий парочки. А те, увлеченные разговором, не замечают ее. Мало ли нищих бродит по парку!
  СТАРУШКА действует незаметно, словно сливаясь с пейзажем (эти старушки незаметны даже тогда, когда одеты живописно, ибо наш глаз не желает отмечать негатив).
  
  Явление девятое
  МАГ, ОЧАРОВАШКА и СТАРУШКА
  
  Впечатление, что СТАРУШКА принялась искать бутылки и банки из-под напитков еще за сценой. Она добросовестно шарит по углам. СТАРУШКА в азарте собирательства. Здесь музыка (Вивальди, Паганини) стихает настолько, что слышно погромыхивание бутылок в кошелке. Углядев, что под кустиком, окруженном камушками, валяется бутылка, СТАРУШКА роется под ним. Она собирает бутылки весьма естественно. Рассматривает их подслеповатыми глазами, покряхтывает. В урны она заглядывает с неугасающей в сердце бомжа надеждой: вдруг там найдется что-нибудь ценное, кроме стеклотары?
  
  МАГ Депрессия:. Мой разум тоже как будто помрачен черными думами. Я не могу понять когда началось это: Быть может, диссертация? Я пишу диссертацию, разгадываю магические свитки. Вот, например, полустертая надпись на фонтане (Встает, подходит к фонтану, ОЧАРОВАШКА заинтересованно идет за ним. МАГ, указывая на буквы, кладет диссертацию в чашу:)
  ОЧАРОВАШКА (нагибаясь и рассматривая) Да, тут есть какие-то значки:
  МАГ Я расшифровал всего несколько слов: солнце, диск, разговор, разум: но не могу связать их в одно изречение.
  ОЧАРОВАШКА Ах, как можно жить день и ночь все время о чем-то думая, думая. Я бы не вынесла. У меня-то мысли простые: вот сейчас я, например, думаю, что хорошо бы купить к чаю зефиру в шоколаде, и что завтра в институте отменили одну лекцию - это здорово!
  МАГ О, да. Ваши мысли как легкие кораблики скользят по глади Времени. А мои ныряют в пучины:. Пучины: я только что чуть не вспомнил что-то важное: Но что?
  
  СТАРУШКА не прячется, но, тем не менее, МАГ с Девушкой не замечают ее. А она выуживает совсем рядом с их скамейкой, из урны, в которой сгорела накидка Чудовища, две бутылки. Эти бутылки оказываются слишком грязные, словно от копоти. Сперва СТАРУШКА обтирает их о траву, но грязь не отходит.
  Тогда она плетется к озеру и бережно отмывает бутылки там. Выливает из них воду, отряхивает и вдруг замечает еще бутылку, лежащую на дне...
  
  ОЧАРОВАШКА(она невольно отвлекает МАГА в тот момент, когда он уже готов был обернуться на СТАРУШКУ) Вы заглядываете в пучины Времени? А гадать по руке Вы умеете? Погадайте мне:
  МАГ Не верьте рекламным объявлениям. На самом деле гадать вредно. Старайтесь пореже это делать.
  ОЧАРОВАШКА Но надо ведь знать о возможных опасностях, или на жениха погадать: Мне интересно, например, когда я выйду замуж? (протягивает МАГУ свою руку)
  МАГ У Вас чудная рука благородной формы. Не давайте ее тому, в ком Вы сомневаетесь. Скажите, стали бы Вы делать сильное облучение рентгеном, просвечивание без нужды?
  ОЧАРОВАШКА О, нет, я бы побоялась?
  МАГ Так почему же Вы не боитесь просвечивать душу у всяких проходимцев?
  
  СТАРУШКА уже успела подтащить бутылку своей клюкой к берегу. Пока МАГ разглядывает ладонь девушки, она осматривает бутылку подслеповатыми глазками и замечает лишь, что там что-то есть. Это надо бы вытряхнуть...
  
  ОЧАРОВАШКА Но Вы же не проходимец, нет?
  МАГ Поэтому я и не хочу гадать Вам. Подождите:. Странно(трет лоб): я вижу что-то нехорошее:
  ОЧАРОВАШКА (она сидит так, что заслоняет СТАРУШКУ у озера, возящуюся с бутылкой) Что-то с моей ладонью? Плохие линии?
  МАГ Нет, Ваша рука не при чем! Нун: Кит с гребнем плывет и ныряет глубоко и выплескивает воду и ил на берег!
  ОЧАРОВАШКА Какой кит? Откуда?
  МАГ Сегодня все против меня!
  
  МАГ встрепенулся, будто проснувшись, оглядывается, бросает взгляд вглубь сцены... поздно! Пробка не некоторое время поддавалась, но СТАРУШКА это преодолела (в деле открывания бутылок она профессионал не хуже МАГА)
  МАГ спешит от фонтана к СТАРУШКЕ... Поздно!! Раздается гром, свет вспыхивает, гаснет и опять вспыхивает. КЛОНОТОТ выбрался из бутылки!
  
  СТАРУШКА Батюшки, что деется! (крестясь, в ужасе убегает, гремя кошелкой.)
  
  Явление десятое
  МАГ, ОЧАРОВАШКА и КЛОНОКОТ
  
  КЛОНОКОТ ревет, припоминая МАГУ обиды, и враги вновь бросаются друг на друга.
  Дерутся, катаются по земле, музыка стонет и громыхает, свет то гаснет, то вспыхивает, а ОЧАРОВАШКА в панике бегает вокруг дерущихся, не зная, что делать и как помочь МАГУ.
  Тут события разворачиваются следующим образом: Сно-кошмар космат, горбат, и на самом деле наверху его, на месте сросшихся кошачьих голов, спрятана (возможно, просто наклеена 'липучками') вторая кошачья шкура, что-то вроде мохнатого черного кимоно, но одеваемого задом наперед. МАГ, пытаясь побороть сно-кошмар и бросившись на спину его, должен надеть на голову верхнюю кошачью маску и всунуть руки в мохнатое кимоно-2, когда же КЛОНОКОТ, в свою очередь, бросится на спину МАГУ, он завяжет это кимоно так, чтобы яркий пуловер МАГА и его галстук не были видны. Как уже упоминалось, брюки у МАГА черные, теперь же он становится полностью одет в черное. По законам сцены, МАГ теперь как бы уходит вглубь и должен стать более пластичным, гибким, чтобы привлекать прежнее внимание.
  Кимоно при этом завязывается так, чтобы одна завязка была короткой, а другая длинной и свисала сзади наподобие хвоста. Кимоно, словно смирительная рубашка, одето задом наперед, для удобства переодевания нашить липучки.
  Задача ОЧАРОВАШКИ - 'ввязываться' в драку таким образом, чтобы помешать зрителю раньше времени понять суть происходящего. В самые рискованные моменты свет мигает. Таким образом в ходе драки МАГ оказывается в кошачьей шкуре и маске.
  По поверьям африканских племен, для того, чтобы превратить человека в животное, на него надо надеть шкуру и заставить питаться, как зверя, тогда шкура со временем прирастет.
  Но МАГ в пылу схватки не замечает подвоха...
  МАГ думает, что он победил, он ликует. В пользу его победы говорит то, что красные адские огни, горевшие в масках, гаснут. Теперь это просто маски. У МАГА маска с большими прорезями для глаз, даже скорее полумаска, чтобы максимально сохранить мимику и выражение лица актера. Уши высокие, широко раздвинутые, по форме напоминают купы дерева-лиры. В то же время есть что-то общее с масками знаменитого японского театра.
  Раньше КЛОНОКОТ являлся исчадием тьмы, душа его была куском Хаоса, теперь он стал обычным сновидением и бросается прыжками прочь, в Страну Снов. МАГ смирил бурю мрака, грозящую свету, но какой ценой? - Он сам стал черным котом. Правда душа его осталась прежней - это главное, он по-прежнему а может и более, чем раньше добр, привязчив, жаждет ласки, но в нем не осталось человеческого высокомерия.
  МАГ не сразу понимает, что облик его изменился. Он не замечает, что, прогоняя чудовище, мяукал и фырчал. Впоследствии он уже говорит обычным голосом. Но ОЧАРОВАШКА слышит лишь мяуканье, мурлыканье и фырчанье. МАГ лишился речи, его теперь понимает лишь он сам и зритель.
  Празднуя победу над КЛОНОКОТОМ, он расхаживает, грациозно подпрыгивая, вокруг ОЧАРОВАШКИ и пытается опять приударить за ней, похвастаться и рассказать о своей победе...
  
  Явление одиннадцатое
  МАГ, ставший котом, и ОЧАРОВАШКА
  
  МАГ Мяур-р, ха-ха-ха! Вы видели, как он драпал? Этот кусок дырявого тумана, который наконец истаял, как ему и должно! Теперь-то эта тварь потушила адские огни! Я применил к ней ее же приемы! Я смог стать сильнее, и кусачей, и вероломнее, чем она, стать хитрее и изворотливее, я победил! Ур-рь-мя! Видели, как он драпал? (встает на четвереньки, показывает, вспрыгивает на скамейку и прыгает оттуда к ногам ОЧАРОВАШКИ, становясь на колено и прижимаясь лицом к ее юбке.)
  ОЧАРОВАШКА Что это? Куда скрылся маг? Какой-то приблудный бродяга-кот, прыгая за солнечными зайчиками, выводит рулады! А та тень с четырьмя глазами исчезла: но и мой друг исчез! Может он решил, что я слишком глупа для него?
  МАГ Почему Вы так странно смотрите на меня? Ведь я показал себя мужчиной, разве не так? Я и сам не ожидал от себя - ученого сухаря - таких подвигов. Мрр-мау!(идет на четвереньках вслед за отступающей ОЧАРОВАШКОЙ и трется об ее юбку)
  ОЧАРОВАШКА Да нет у меня ничего, что ты мурлычешь? Какой нахальный бродяжка! Колготки порвешь! (чуть-чуть отталкивает 'кота' кончиком туфельки)
  МАГ Вы: оттолкнули? ЗА ЧТО? Почему?
  ОЧАРОВАШКА Какое-то странное животное. Так грозно мяучет. Почему-то я побаиваюсь его, как странно.
  
  И тут раздается заливистый и задорный словно крик петуха, собачий лай.
  
  МАГ настораживается, шипит. Внезапно бросается к вязу, залезает на него и фырчит оттуда.
  
  Явление двенадцатое
  МАГ, ОЧАРОВАШКА и ПЁС
  
  Со стороны аттракционов выбегает из левой кулисы ПЁС. Он появляется быстро, весело и тут же с азартом принимается облаивать шипящего на вязе кота. Он ярко-рыже-коричневый, лоснящийся довольством. Увидев девушку, вовсю по-собачьи улыбаясь, дружелюбно расшаркивается(весело облаивает), а ОЧАРОВАШКА испуганно отступает к скамье...
  Маски псу не требуется. Он должен лишь уметь изображать радость жизни, непосредственность и по-американски скалить зубы в улыбке. Когда ему весело он может подпрыгивать и быть непосредственней, чем пьяный африканец. На нем могут быть рыжие модные сапожки (а ля Эдичка Лимонов), рыжая замшевая курточка, и обязательно белая широкая футболка с изображением большущей рыжей собачьей морды. Эта футболка заменяет артисту маску. У него могут быть прибамбасы вроде мужского браслета, перстней, серьги в ухе (в левом). Обязательно ошейник, полуперчатки 'шипастые' (такие носят 'металлисты'). На голове Пса прическа: волосы медно-рыжие, напомаженные, но не гребешком, а разделены на две половины, вроде как уши торчком и на концах флажочками....
  
  ПЕС Хау-гау! Гау-хау! Хау-хау-рргу? Гу-агр-р-р-хау-гу?
  МАГ Миак-кадо-дао-мау! Фрр-ру-дзи-ямяо-мау!
  ОЧАРОВАШКА Боже, такая псина и без намордника! (забирается на скамью с ногами)
  Вслед за весело лающим Псом, выходит его хозяин с поводком в руке. МОЛОДОЙ человек очень мил, у него широкая, открытая улыбка. Одет обычно - джинсы, светлая рубашка. Возможно даже белые брюки. Похоже он 'выгуливает' иностранца (а может просто дружок у него такой бестолковый - панк чокнутый). Причем иностранец из тех бестолковых счастливых идиотов, которые в нашей ментальности не понимают ни бельмеса, относятся, как к папуасам, и тем не менее исполнены искренней и наставительной к нам любви.
  У ПСА может быть камера на шее (тогда он наставляет ее на кота, когда лает, на ОЧАРОВАШКУ, на обломок костыля). Порой слезящийся, влажный 'собачий' взгляд появляется при надевании очков с черной кругленько оправой и толстыми, увеличивающими глаза, стеклами. Такие очки подчеркнут непохожесть ПСА и усилят ощущение сюра от его ужимок и прыжков.
  
  Явление тринадцатое
  Те же и МОЛОДОЙ человек с банкой пива в руке
  
  МОЛОДОЙ Дик, к ноге! Спокойно, Дик! Не бойтесь его! Этот лохматый дурачок совершенно безобиден!
  ПЕС носится от вяза к скамейке.
  ОЧАРОВАШКА Да? Вы уверены?
  МОЛОДОЙ Он просто играет, здоровается с Вами. Дик, сидеть! (пьет пиво)
  ПЕС садится на корточки под вязом-лирой и весело смотрит по сторонам.
  МОЛОДОЙ Ошалел от природы. Давно в парке не был. (ставит банку на скамью) Позвольте Вам помочь (подает обе руки ОЧАРОВАШКЕ, помогая той спрыгнуть со скамейки).
  ОЧАРОВАШКА Спасибо!(спрыгивает)
  МОЛОДОЙ Сейчас я Вас познакомлю с Диком, и он будет знать, что Вы - своя. Дик, смирно! Дай лапу!
  ПЁС подает лапу ОЧАРОВАШКЕ, она жмет ее.
  ОЧАРОВАШКА Правда славный!
  МОЛОДОЙ Мы гуляем уже два часа: и съели пять мороженных на двоих. А сейчас я бы хотел горячего кофе с пышками в кафе у выхода. Может Вы составите нам компанию?
  ОЧАРОВАШКА Не знаю: ( прихорашивается, поправляет прическу. С плеч девушки сам собой, без всякого наколдованного ветерка, падает газовый шарфик.)
  МОЛОДОЙ (быстро поднимает шарфик, подает...) Прошу
  Слышна незатейливая мелодия любви. Розовый свет.
  ОЧАРОВАШКА Благодарю:
  МОЛОДОЙ То не ваш котик в ветвях? Он будто смотрит на Вас. Дик напугал его.
  ОЧАРОВАШКА Не мой!
  МОЛОДОЙ Здоровый котяра. Дик, не трогай! (ПЕС отбегает от вяза) С Вашей фигурой можно не бояться потолстеть от пышек! Не любите пышки, мы угостим вас бутербродами.
  ОЧАРОВАШКА Ну, в общем-то пышки я люблю.
  МОЛОДОЙ Замечательно! А кофе там более-менее крепкий. Я пью без сахара. Сахар отдаю Дику. Правда, друг? Дик будет охранять Вас! Пойдемте, мы с Диком умеем вести себя прилично!
  ПЁС замечает обломок ходули КЛОНОКОТА.
  Костыль вызывает у него замешательство, невольный страх, ПЁС даже чуть подвывает. Он оглядывается(псы-медиумы).
  ПЕС В-вр-вау! (подбирает костыль, осматривает как диковину)
  ОЧАРОВАШКА Ах, Вы уверены, что Ваш Дик поймет это правильно?
  МОЛОДОЙ Он чрезвычайно тактичный! Почти такой же, как я! Мы будем преданно смотреть Вам в глаза и всячески высказывать свое обожание!
  ОЧАРОВАШКА Представляю эту картину: В принципе можно и зайти: в кафе: если ненадолго.
  МОЛОДОЙ Прекрасно! А сегодня недурная погода, хотя и переменчивая. Я рад, что удалось уговорить Вас. Дик что ты принес? Беги вперед1 (бросает палку далеко в правую кулису, где выход, чуть ли не в зал (так что зрители невольно шарахаются, словно в них сейчас запустят обломком от ночного кошмара).
  ПЁС посмотрев на МОЛОДОГО, как на идиота, бежит за палкой.
  ПЕС Хау-гау-у! (убегает)
  ОЧАРОВАШКА Он правда смешной! (уходит с юношей, лишь раз оглянувшись на слезающего с дерева кота).
  Все затихает - и лай вдали, и музыка Любви.
  
  Из кулисы, куда ушли влюбленные и убежал ПЁС, выходит ПЬЯНИЦА с пирожком с капустой, завернутыми в обрывок промасленной бумаги, и бредет к своей скамейке.
  
  Явление четырнадцатое
  МАГ и ПЬЯНИЦА
  
  МАГ (недоуменно оглядывая себя) Странно. Зачем вдруг шум ветвей мне оказался дороже суеты и разговоров? Задумался я, слушал облака: и душу вдруг охватил торжественный покой и полусон, - без суетливых мыслей докучливых, честолюбивых глюков, идей настырных. Вдруг: впервые: приятно впитывать тепло и думать ни о чем. Чей это хвост, однако? (пытается поймать свой хвост).
  ПЬЯНИЦА, удобно развалясь, устраивается на скамейке. Достает из кармана наливку, морщась, закусывает пирожком.
  ПЬЯНИЦА В-весна!
  МАГ (ловя хвост) Мне надо их поймать - воспоминанья - ведь был же я другим милльоны лет назад, ведь, право, не могло так быть, чтоб вечность не было меня на свете: Я был, конечно! Смутно помню красавицу, в которую влюбился до безумья: припоминаю врагов своих: Я, верно, был ученым: (подходит к фонтану): Сейчас же я умнее во сто крат, а главное - я во сто крат блаженней. И вижу: Вижу (горделиво идет по сцене)
  ПЬЯНИЦА Э-эх! (берет банку пива, допивает)Весна! К-коты:
  МАГ :те формулы, что носятся в пространстве (подпрыгивает, словно ловя что-то в воздухе)
  ПЬЯНИЦА К-коты х-хулиганят:.(Бросает промасленную бумагу - то ли в урну, то ли в кота, неясно, но не дотягивается, зато валится на скамейку, валя и банку с пивом, которая катится по земле) Концерт: концерти: концентрируют: (Засыпает. Он спит так же, как и в начале спектакля.)
  МАГ :.и на невидимых скрижалях написаны те формулы чудные, но лень запоминать их мне: пускай их, носятся! Зачем запоминать? Гораздо интересней идти и впитывать усами все звуки, шорохи и ВИДЕТЬ, ВИДЕТЬ: Вот (подходит к фонтану):на чаше надпись помню: значки такие я видел у жреца во храме, когда мы с ним рука об лапу шли: Иль нет, не так: он шел почтительно за мной: (идет задумчиво)
  
  Звучит 'Фауст'.
  
  Явление пятнадцатое
  ПЬЯНИЦА, МАГ и СТАРУШКА
  
  СТАРУШКА приходит из правой кулисы. Кошелка ее повешена на руку, в которой она держит клюку, и уже не звенит - бутылки сданы. СТАРУШКА подбирает пустую банку из-под пива. Проходит и мимо фонтана. МАГ почтительно идет за ней, вернее, за ее кошелкой с едой.
  СТАРУШКА (оглядываясь на сокола, ворчливо) Все смотрит, смотрит:
  Она присаживается на скамейку, и доска громко хлопает! СТАРУШКА встает, оглядывает юбку, замечает гвоздь и проломленную вторую доску.
  МАГ Я что-то вспомнить должен: странная хозяйка: она напоминает что-то мне, и эта чаша с сонным изваяньем словно бы клекот издает, - клекочет, и я вижу надпись, хоть смысл ее постичь ленюсь уже:
  
  СТАРУШКА, положив кошелку на землю, аккуратно выправляет проломленную доску. Потом бредет к кусту, берет самый большой камень (вокруг куста кружок из камушков) и забивает гвоздь на той доске, которая приподнималась и хлопала.
  МАГ задумчиво следит за ней.
  СТАРУШКА кладет камень обратно, удобно садится на столь легко, без всякой магии починенную скамейку. Она достает из кошелки газетку, выкладывает на нее пару сосиску, беляш, пластиковый стакан ряженки.
  И тут СТАРУШКА замечает кота. Ей жалко бедняжку. Она выковыривает кусочек мяса из беляша и манит...
  
  СТАРУШКА Кис-кис-кис! Иди сюда, бедняжка! Черный-то какой! Или я уже и вижу плохо:
  МАГ (подходя) Вглядевшись в солнца диск, ты потеряешь зренье, а, вслушавшись в речения богов, ты потеряешь разум! Так вот, что было написано на чаше!!
  СТАРУШКА На вот тебе кусочек беляша! Да и съешь малехо сосисочки-то! Ах ты бедный, изголодался!
  МАГ Она сама бедна, а угощает. Какие боги ей руководят? Иль, может быть, напрасно за многими богами я бежал и магии, напрягши ум, учился? Напрасно. Когда один есть Бог, превыше всех, и жалость ведома Ему лишь в полной мере. О, как я страдаю! Прозренья свет парчою золотой меня окутывает словно тайной. И я, быть может, в собственной душе, найду еще для возрожденья силы. Ведь если эта нищая старуха последним делится со мной, то, может, и милосердный Бог все ж не оставит несчастную униженную душу и выведет ее к сиянью света, который никогда не ослепит. Того, что не слепит, лишь утешает. Смирил гордыню я! О, я теперь смиренен:
  СТАРУШКА Кушай ты, не мяучь так жалобно:.
  МАГ (читает 'Отче наш' на квэнья, языке эльфов, языке многих героев Толкина, которые являются воплощением светлого волшебства, светлых сил. В трудную минуту МАГ повторяет молитву, данную людям Иисусом Христом, и припоминает ее большею частью на волшебном языке. СТАРУШКА будет вторить ему, вплетая обыденность в волшебство)
  
  АтарЕмма менЕлдеа
  На айрэ есселиа
  Араниэлья на тулуа
  На кАрима индомелиа
  Кеменде сиве менелде
  Амен, анта сира ильауреа массамма
  
  (Когда МАГ, читая, доходит до слов: 'Хлеб наш насущный дай нам на сей день:' СТАРУШКА прерывает его, и он переходит на язык, понятный зрителю)
  СТАРУШКА Где живешь-то ты, бедный? Все вкруг сокола, небось, ходишь. Да, оставляют тут ему булочку, крошат, хоть если совсем голодный пожевать можешь. А иногда и целые булочки оставляют, так и я один раз взяла голодная была, в больнице то плохо кормят и скучно там сбегаю я оттуда, прости меня Господи, и брожу вот пока не отвезут обратно. А сокола сколько помню словно все жалеют, его что такой он обломанный побитый давно уж он такой: Устал он, и солнце нам светить устало неразумные мы слишком а вот смотри опять вышло и засияло дожила до весны ты бабка опять дожила:. И вот всегда так - были взрослыми, разрушали
  МАГ :.и остави нам долги наши:
  СТАРУШКА :.надписи вырезали:.
  МАГ :.и избави нас от лукавого:.
  СТАРУШКА - гордыню тешили а стали детьми -пришли и повинились, хлебушка накрошили
  МАГ Хлеб наш насущный даждь нам днесь:
  СТАРУШКА :и так всегда
  МАГ (продолжает молитву опять на квэнья, дойдя до слов: но избави нас от лукавого:)
  
  Сиуэмме апсэнт тиэн и ууккарэр
  Эммен
  Аламэ тулеа усахтиэнна
  Мал ам этэлэхта улькулло.
  
  СТАРУШКА Во веки веков:
  
  Аккорды Баха.
  
  МАГ (кротко склоняет голову перед старушкой и, словно прошлогодний черный лист, опадает сно-личина, спадает маска с его лица:, когда он говорит) Аминь!
   Занавес
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"