Тонина Ольга Игоревна : другие произведения.

Борнхольмский инцидент или тайна гибели миноносца "Тигр"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.72*6  Ваша оценка:


   Ольга Тонина
  
   Борнхольмский инцидент или тайна гибели миноносца "Тигр".
  
   "Каждый раз, когда я читаю устав, я нахожу в нем новые страницы"
   Капитан 2 ранга Насреддинов
  
   Можно, конечно же, посмеяться над эпиграфом данной статьи, однако это суровая правда жизни, подкрепленная многочисленными практическими примерами. Особенно весело это правило действует по отношении к науке, именуемой историей. Если взять несколько источников информации, описывающих одно и то же событие, то обнаружиться такое количество противоречий, что захочется провести детективное расследование "возникшего уголовного дела", и попутно безжалостно попинать историков, указав им на то, что "алиби" у них отсутствует, и они "соучастники преступления", именуемого "фальсификация истории".
   В качестве примера такого расследования, рассмотрим один из эпизодов, происшедших в Балтийском море накануне начала Второй Мировой войны, в изложении нескольких различных источников, ну и проведем "зачистку "истории", и историков, которые эту "историю" создали.
  
   Источник первый:
   http://3reih.ru/index.php
  
   Три цитаты из первого источника:
  
   "...Немецкие военно-морские силы еще до объявления войны начали активные перемещения, устанавливая минные заграждения, и своевременно заняли боевые позиции. Активные движения немецкого флота в последние недели перед началом войны привели к ряду неприятных инцидентов, не связанных с боевыми потерями. Так 25 августа все немецкие корабли перешли на военное положение и в целях маскировки ночью ходили без огней. В эту ночь эскадренный миноносец "Макс Шульц" в темноте протаранил ветерана испанского похода миноносец "Тигр" (спущен на воду в 1929 г.), входивший в состав 6-й флотилии миноносцев. После столкновения "Тигр" быстро затонул. Потери экипажа составили 2 человека погибшими. Трагедия произошла в 2 ч. 30 мин. у датского острова Борнхольм (54 55 N, 16 O). Эсминец "Макс Шульц" был поврежден..."
  
   "...30 августа 1939 года "Буря" (Burza), "Молния" (Blyskawica) и "Гром" (Grom) покинули свои базы. Согласно планам польского командования, эти корабли, сведенные во флотилию "Пекин" (кодовое название операции), могли бы нарушать торговое судоходство Германии, базируясь на порты Англии..."
  
   "...Начиная с 1 сентября 1939 г. началось методичное уничтожение польского флота. Единственным заслуживающим внимания эпизодом был морской бой 2 сентября польских кораблей с немецкими эсминцами. События разворачивались следующим образом:
   В первый же день войны, сразу после появления немецких самолетов-разведчиков над Гдыней, "Гриф" был быстро приведен в боевое состояние и вышел в море. В 17.30 немецкая авиация обнаружила и атаковала его. Хотя по самолетам стрелял весь польский флот, летчикам из 4.(St)/Tr.Gr.l86 и IV(St)/ LG1 удалось повредить самый крупный польский корабль - минный заградитель "Гриф". Корабль получил повреждения - не смертельные, но требовавшие ремонта. Минзаг ввели в плавучий док, расположив таким образом, чтобы он мог стрелять из своих 120-мм орудий. Ему вместе с эсминцем "Вихер" и при поддержке орудий береговой обороны на следующий день удалось выдержать артиллерийскую дуэль с немецкими эсминцами "Зенкер" и "Маас" и даже повредить один из них. Немецкие эсминцы, выставив дымовую завесу отошли. 3 сентября один Ju-87B и 11 Ju-87C из 4./TGrl86, ведомые капитаном Гуго Блатнером, потопили эсминец "Вихер" и минзаг "Гриф".
  
   Какую информацию можно почерпнуть из данных цитат?
   Составим перечень событий:
   1. 25 августа 1939 года корабли немецкого флота перешли на военное положение.
   2. 25 августа 1939 года в 2 часа 30 минут миноносец "Тигр" затонул у острова Борнхольм от столкновения с немецким эсминцем "Макс Шульц". "Макс Шульц" получил повреждения
   3. 30 августа 1939 года 3 польских эсминца - "Буря", "Молния" и "Гром" покинули польскую базу в Гданьске и направились в Англию.
   4. Четвертый польский эсминец - "Вихер" по каким-то причинам не был отправлен в Англию и был потоплен 3 сентября 1939 года.
  
   Источник второй:
   С.В. Трубицын "Миноносцы и эскортные корабли Германии (1926-1945)"
   http://torpedoboat.narod.ru/01.html
  
   Цитата:
   "Тигр" погиб 25 августа 1939 года, когда немецкий флот перешел на военное положение и ночью корабли ходили без огней. Командир нагонявшего эскадру эсминца "Макс Шульц" не сориентировался в обстановке и столкнулся с миноносцем "Тигр", который затонул в 2 часа 30 минут у острова Борнхольм, в точке с координатами 54R55'N, 16R?О. Потери экипажа составили 2 человека."
  
   Итак, второй источник информации подтверждает пункты 1 и 2 из нашего перечня событий. Однако продолжим "читать устав" дальше и обратимся к третьему источнику, на предмет поиска "новых страниц в уставе".
  
   Источник третий:
   http://militera.lib.ru/db/halder/index.html
  
   Франц Гальдер "Военный дневник"
   "27 августа 1939 года (воскресенье) 2-й день мобилизации.
   4-й обер-квартирмейстер [докладывает]:
   2. Военно-морские силы: эсминцЫ затонулИ в результате столкновения (175)...
  
   (175) Речь идет о немецком миноносце "Тигер", который 25 августа во время учебных занятий вблизи острова Борнхольм был таранен и затонул. -- Прим. нем. изд."
  
   Как мы видим, третий источник информации, только частично подтверждает пункт 1 из нашего перечня событий, причем не от имени Гальдера, а от имени немецкой редакции, издавшей его дневник после войны - 25 августа затонул "Тигр". А пункт 2 перечня событий, третий источник информации никак не подтверждает! Ни у Гальдера в дневнике, ни в примечаниях немецкой редакции нет упоминания названия корабля - виновника гибели "Тигра"!
   Кроме того, в дневнике Гальдера данная запись сделана 27 августа, а не 25 августа! Командованию Кригсмарине не хватило 48 часов, чтобы разобраться в причине гибели миноносца "Тигр"? При наличии 118 свидетелей с миноносца "Тигр" ( Экипаж "Тигра" 120 человек - 2 погибших = 118) и 308 человек с экипажа "Макса Шульца"? С учетом того, что катастрофа произошла максимум в 15 милях от побережья Германии? При такой организации службы, Гитлер уже в 1939 году отстранил бы гросс-адмирала Редера от командования ВМС Германии!
   Кроме того - Гальдер пишет: "эсминцЫ затонулИ" - то есть затонуло как минимум два эсминца, ибо они (эсминцы) упомянуты во множественном числе! Фюреру доложили об эсминцАХ! Генеральный штаб - это не та организация, где на совещаниях обсуждают газетные сплетни. Поэтому будет правильным, дополнить наш перечень еще одним пунктом:
  
   5. 27 августа эсминцы затонули в результате столкновения и один из затонувших эсминцев вероятнее всего немецкий.
  
   Итак, у нас появилась "новая страница в уставе"! Продолжим чтение дальше и обратимся к еще одному источнику.
  
   Четвертый источник:
   http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2004_05/index.htm
  
   С.В.Патянин "Эсминцы типа "Леберехт Маас"
   "23 августа 1939 года германский флот получил приказ на развертывание в рамках готовящегося нападения на Польшу. Эсминцы приняли боезапас, и вышли на позицию в Западную Балтику. Там они имели контакт с польскими эсминцами "Гром", "Блыскавица" и "Бужа", совершавшими переход в Англию, но, поскольку война еще не была объявлена, корабли разошлись в море. В ночь на 27 августа на "Шульце" возникли неполадки в котлах. Устранив неисправность, он догнал соединение, но в 2.24 в темноте протаранил миноносец "Тигер", который спустя 40 минут затонул. Эсминец также получил повреждения носовой части, и его отбуксировали в Штеттин на ремонт, продолжавшийся около месяца."
  
   Что мы видим? А видим мы, что чем дальше в лес, тем страньше и страньше, а партизаны все больше и больше! И странности эти такие:
   1. В период между 23 августа 1939 годы и 27 августа 1939 года 3 польских эсминца совершали переход в Англию, и при этом контактировали с немецкими эсминцами.
   2. Миноносец "Тигр" затонул не 25 августа, а 27 августа, и не в 2.30, а в 3.04!
   Оформим эти странности в виде еще двух пунктов нашего перечня событий, и соберем обновленный перечень воедино, расставив пункты событий в хронологическом порядке:
   Перечень событий:
   1. 25 августа 1939 года корабли немецкого флота перешли на военное положение.
   2. 25 августа 1939 года в 2 часа 30 минут миноносец "Тигр" затонул у острова Борнхольм от столкновения с немецким эсминцем "Макс Шульц". "Макс Шульц" получил повреждения
   3. В период между 23 августа 1939 годы и 27 августа 1939 года 3 польских эсминца совершали переход в Англию, и при этом контактировали с немецкими эсминцами.
   4. 27 августа эсминцы затонули в результате столкновения и один из затонувших эсминцев вероятнее всего немецкий.
   5. Миноносец "Тигр" затонул 27 августа, в 3.04.
   6. 30 августа 1939 года 3 польских эсминца - "Буря", "Молния" и "Гром" покинули польскую базу в Гданьске и направились в Англию.
   7. Четвертый польский эсминец - "Вихер" по каким-то причинам не был отправлен в Англию и был потоплен 3 сентября 1939 года.
  
   Попробуем проанализировать полученные сведения.
   1.В наличии имеется две даты гибели миноносца "Тигр".
   2. В наличии имеется две даты перехода польских эсминцев в Англию.
   3. В наличие имеется 2 эсминца, затонувших 27 августа.
   4. В наличии имеется поврежденный немецкий "Шульц", и не ушедший в Англию польский "Вихер"
   5. В наличии имеется факт контакта немецких эсминцев с польскими ориентировочно в период между 23 и 27 августа 1939 года.
  
   Как видим, на первый взгляд события противоречат друг другу. Ну а если большинство указанных событий является правдой? Может такое быть? Попытаемся рассмотреть условия, при которых возможно максимальное совпадение событий из нашего перечня.
   Начнем с логики. Какой смысл командованию польских ВМС оставлять один из эсминцев в базе, а 3 других, отправлять в Англию? Никакого. То есть правильнее было бы отправить все 4 эсминца.
   Союзный договор между Англией и Польшей подписан 25 августа 1939 года. Отсюда следует, что до подписания договора, Польша не могла отправить свои эсминцы в Англию, так как Англия не была ее союзником. Значит немецкие и польские эсминцы контактировали в период между вечером 25-го и 27 августа. Причем, согласно дневника Гальдера, уже 25 августа 1939 года: "Польша. Введено военное положение. Гражданская администрация эвакуирована из Катовице и Познани. Занятия в школах прекращены. Все легковые автомашины реквизированы. Воззвание об организации местной противовоздушной обороны. Англичане и французы покидают Польшу.". То есть поляки готовились к войне, и самое время было отправить эсминцы в Англию.
   Заметим, что 25 августа в 15.00 (за 1 час 30 минут) Гитлером был отдан приказ о наступлении, которое должно было начаться 26 августа в 4.30 утра. В 20.00 того же дня - 25 августа, приказ о наступлении на Польшу был отменен. Однако не все подразделения этот приказ получили, так например группа диверсантов под командованием обер-лейтенанта Герцнера утром 26 августа 1939 года захватила перевал Яблунковский и несколько часов удерживала его. Не получили приказа и некоторые из подразделений абвера, действовавших в Верхней Силезии.
   Могли ли немецкие эсминцы, находящиеся в море не получить приказ о переносе срока начала военных действий? Вполне вероятно. По крайней мере, даже если и получили, то меры по затемнению на них не отменяли - в обоих случаях потопления "Тигра" - все происходило в полной темноте, при отключенных навигационных огнях.
   Теперь вернемся к полякам. Как грамотно проскочить Балтийское море - сферу действий германского флота, если война вот-вот начнется? Естественно, что лучше всего это делать ночью, и желательно без навигационных огней. В этом случае действия немецкой авиации практически невозможны, а действия подводных лодок и надводных кораблей противника значительно затруднены.
   Однако, оба потопления "Тигра" приходятся именно на ночь! Именно в то время, когда полякам, лучше всего покидать Балтийское море. Логично предположить, что в ночь с 25 на 26, или в ночь с 26 на 27 четыре польских эсминца, шедшие без огней, и направлявшиеся в Англию, пересекли курс немецкой эскадры, в результате чего произошла серия столкновений кораблей в результате которого, затонул "Тигр", получили повреждения немецкий "Макс Шульц" и один, или два польских эсминца. После этого инцидента польские корабли вернулись в Гданьск, а немецкие занялись буксировкой "Макса Шульца".
   При таком раскладе, все становится достаточно легко объяснимо. И события выглядят примерно так:
   В ночь с 25 на 26 или с 26 на 27 четыре польских эсминца отправляются в Англию. Возле Борнхольма один польский эсминец в темноте таранит немецкий "Тигр". Сразу после столкновения он сдает машинами назад, и выдергивает нос из "Тигра". Через несколько минут либо этот же польский эсминец, либо другой попадает под таранный удар немецкого "Макса Шульца". Командир "Макса Шульца" сдает полный назад и исчезает в темноте. Далее поляки волокут своих поврежденных собратьев обратно в Гданьск, а немцы разбираются со своими "проблемами".
   Поляки, вернувшись домой, приступают к спешному ремонту поврежденных эсминцев, но успевают отремонтировать только один. И 30-го августа, они второй раз отправляются в Англию, но уже втроем, без "Вихера".
   Немцы занимаются буксировкой "Шульца" и пытаются разобраться с тем, кто и кого таранил ночью. Считая повреждения "жертвы" "Шульца" "несовместимыми с жизнью", или из опасения разозлить фюрера, докладывают, что польский эсминец тоже затонул, дабы счет в данном инциденте был равным "1:1". Так сказать ничья, причем небоевая, ибо войны еще нет. Поскольку все это происходит очень тонкий и взрывоопасный момент времени, и обе страны, а также Англия и Франция находятся на грани войны, то и поляки и немцы решают не раздувать происшедшее, и попридержать до более спокойной обстановки.
   Если предположить, что все произошло в ночь с 26 на 27 августа, то вполне вероятно, что немцы просто физически не успевают провести детальное расследование происшедшего и докладывают фюреру предварительные выводы.
   Ну а дальше всем становиться не до этого - начинается война. После войны начинается правка истории победителями. Поскольку Польша, становится "жертвой" агрессии", то сообщать читателям о том, что свои эсминцы она заблаговременно, за несколько дней до начала войны направила в Англию, для борьбы с германским торговым судоходством, как то весьма некомфортно, ибо это не красит "жертву агрессии", а наоборот выставляет Польшу агрессивной. Соответственно историки вычеркивают первую попытку похода польских кораблей в Англию, оставляя только вторую - 30 августа, что в глазах читателя делает поведение Польши более миролюбивым - дескать она отправила корабли в "самый последний момент".
   "Убийцей" немецкого "Тигра" делают немецкий же "Макс Шульц", но забывают при этом подправить время столкновений и время утопления "Тигра" - поэтому столкновение происходит и в 2.24 и в 2.хх, но в первом случае "Тигр" уходит на дно в 3.04, а во втором в 2.30.
   Что касается раздвоенности даты гибели "Тигра" 25 и 27 августа, то это, либо попытка историков отодвинуть события гибели "Тигра" дальше от даты перехода поляков, либо "Тигр" по каким-то причинам действительно затонул 25 августа, а 27 августа 1939 года, произошло столкновение польского "Вихера" и немецкого "Макса Шульца". При этом, "Макс Шульц" с развороченным носом, первоначально приткнулся на мелководье у Бронхольма, и был полностью оставлен собственным экипажем до наступления светлого времени суток, и, по сути, затонул. С наступлением утра, немцы разобрались в ситуации, посадили экипаж обратно, и заделав полученные пробоины начали буксировать корабль в Германию. Но доклад фюреру, о том, что "эсминцы затонули в результате столкновения" (немецкий и неизвестный, предположительно польский) уже прошел.
   В любом случае, можно смело утверждать, что первое столкновение между польскими и немецкими боевыми кораблями произошло в ночь с 26 на 27 августа 1939 года. Столкновение было не боевое, а физическое, но в результате него польский эсминец "Вихер" и немецкий эсминец "Макс Шульц" получили серьезные повреждения. И произошло это за 4 дня до официального объявления Германией войны Польше.
 []

Немецкий миноносец "Тигр"

 []

Польский эсминец "Вихер"

 []

Немецкий эсминец "Макс Шульц"


Оценка: 6.72*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"