Откуда появились блондинки, или "Харди-гарди герлс" (Hurdy Gurdy Girls)
Шарманка является струнным инструментом, который производит звук похожий на звуки волынки. Непрерывный звук получается под действием вращающегося колеса, передающего через шатун воздействие на струны. Внешне похожа на скрипку. Изменение мелодии достигается заменой шатуна, воздействующего на струны. По одной из версий, инструмент был завезен во Францию украинскими казаками, участвовавшими в Тридцатилетней войне, по другой версии, изобретен на Иберийском полуострове в 11-м веке, по другой версии, его придумали мавры.
Шарманка быстро обрела популярность в Европе. Так, английский указ 1651 года гласит, что: "музыканты шарманок должны обладать лицензией, мужчины и женщины, слушающие шарманку должны вести себя и разговаривать прилично, непристойности и вульгарности запрещаются". И это не удивительно - для игры на шарманке требовалось лишь уметь крутить ручку - никаких нот и прочего. В 17-м и 18-м веках в шарманки переделывали старые гитары и лютни, Гайдн написал для нее 2 концерта, Моцарт один или два музыкальных отрывка, а Шуберт намекнул о шарманке в "Der Leiermann".
Гравюра из коллекции Курта Рейхмана (Kurt Reichmann)
Однако была и другая сторона жизни шарманки. В 1820 годах, обедневшие от бесконечных разделов земельных наделов немецкие крестьяне из Гессена, изготавливали деревянные метлы и продавали их в окрестных городах. Было обнаружено, что товар идет лучше, когда рядом с продавцом под мелодию шарманки танцуют нанятые девушки. Данную "инновацию" подхватили вскоре и торговцы другими товарами. Появились и первые "шарманщики-сутенеры" (soul-merchants), которые нанимали девушек из бедных семей и обещали их родителям проявлять заботу о девушках и справедливо делиться заработками во время путешествия по городам Европы. В Англии девушек называли "Hurdy-Gurdy girls"(девочки-шарманки) или "Hessian Broom Girls" (гессенские метлы-девочки).
Однако больше прижилось первое прозвище - "харди-гарди герлс", ибо под их танцы торговали уже не только метлами, но и другими товарами. Вскоре "харди-гарди" пересекли океан и оказались в Америке, Австралии. Добрались шарманки и гессенские девочки и до России ( Я не имею ввиду Аликс - последнюю жену последнего российского императора! - прим. Авт.), однако ввиду консервативности русской монархии и подданных Российской Империи, "танцы с метлами" не прижились, да и своих торговцев было полно - про "коробейников" даже песни сочиняли. В самой Германии, после ликвидации раздробленности, в 1865 году ввели законы, запрещающие вовлекать в разврат молодых девушек и "шарманщики" очень скоро вымерли как класс. Равно как и "харди-гарди герлс", ставшие в некотором роде предтечей, так называемых "плечевых" проституток.
Однако в Америке с ее демократическими принципами, бороться с развратом государство не стало, ибо умело считать деньги, и решило, что кочующие "харди-гарди герлс" помогут снять проблему нехватки женского населения (в некоторых районах Соединенных Штатов, численность мужского населения достигала 90% а женского около 10 %). Особенно остро проблема нехватки женщин стояла в районах охваченных "золотой лихорадкой", или переживающих промышленный бум. Известно например, что в 1865 году в Баркервилль из Сан-Франциско убыла группа музыкантов и танцовщиц. То есть в 1865 году в Сан-Франциско были "харди-гарди герлс". Или "Рейнлэндерсы"(выходцы с Рейна) (Rhinelanders), как их еще именовали некоторые американцы.
В 1870-х годах, редактор одной из газет Запада дал высокую оценку деятельности "блуждающих дочерей с солнечных берегов Одера, Эльбы, и Рейна":
"Большинство из них были веселым эскортом ковбоев или горняков, заставляя их платить за выпивку. Не все девочки салунов были проститутками, последними становились те, кто оступился или сломался в результате лишений, злоупотреблений наркотиками, алкоголем и муками совести".
Нотыпесни "The Hurdy-Gurdy Girls"
. Газета "Sentinel" дает нижеследующее описание "харди-гарди-герлс" (HURDY GURDY DAMSELS):
"Есть три типичных описания указанных "леди": честные голландские девушки-иммигрантки, дочери бедных родителей, обычные девушки, выдающие себя за тех и других. У каждой группы, прибывшей в Америку есть свой босс-сутенер - "Boss Hurdy". Этот человек эксплуатирует девушек, пока они не принесут ему 1000 процентов от его расходов на их перевозку из Европы и содержание.
Девушки получают несколько уроков танцевального искусства и униформу, состоящую обычно из красного пояса, хлопковой набивной юбки, красной шапочки, напоминающей турецкую феску, что обеспечивает достаточное единообразие и весьма гротескный вид. Лишь немногие из девушек говорят по-английски, однако они достаточно быстро осваивают местные ругательства и вульгаризмы, которые используют без разбора на все случаи жизни.
"Харди" стиль отличается от других танцевальных стилей. Со стороны он напоминает колокол в движении. Во время танца женщина стремиться поднять ноги как можно выше. Та, которая поднимает ноги до головы и выше, считается лучшей танцовщицей в своем ремесле."
"Hurdy-gurdy girls" в Канаде, во времена "золотой лихорадки" 1850-х годов.
В виду нехватки женского пола мужчины относились к девушкам с уважением, и как правило покупали им подарки. Кроме того, клиентам салуна продавали билеты на танец стоимостью от 75 центов до 1 доллара. Половину прибыли девушки обычно отстегивали владельцу салуна. Со своей стороны владелец салуна делился с ними прибылью от проданного клиентам алкоголя, которые продавался по завышенным "ресторанным" ценам. Танцы были повременные - каждый танец длился от 5 до 15 минут. За ночь девушки успевали отплясать до 50 танцев, что позволяло заработать достаточно много денег. Стиль танца был разработан специально так, чтобы как можно быстрее утомить партнера. Нога сгибалась в колене и поднималась вверх, а затем многократно распрямлялась и сгибалась в воздухе. Кроме того танцевали галоп, варсовьен (varsouvienne), вальс, мазурку, до-си-до или шутише (do-si-do, or a schottische).
Четыре девушки составляют типичный "харди-гарди", плюс два или несколько музыкантов. Часто многие коллективы составлялись из супружеских пар, и в этом случае они кочевали вместе с детьми. "Харди-гарди" путешествовали из лагеря в лагерь, оставаясь, пока их танцы приносят прибыль. Некоторые из девушек в итоге выходили замуж за горняков. В качестве одежды в моде были длинные облегающие юбки (без нижних юбок) с разрезом, сапоги, чулки, короткие майки и блузки с большим декольте. Многие девушки красили волосы.
BonnieAretheHurdies, O!
Бонни являются "харди", O!
Немецкими харди-гарди, O!
Тот час, что я провел,
Мы танцевали "харди", O!
Прошлым летом мы провели здесь с ней
Фрау Германия-харди, O!
И в самом деле я знаю, как шотландец,
Они были Бонни-харди, O!
Они покинули эту гору с большим золотом,
Танцевали умные леди с горняками, O!
Сверкают их белокурые "сметанные" головы,
В памяти они остаются навсегда, O!
Bonnie are the hurdies, O!
The German hurdy-gurdies, O!
The daftest hour that ere I spent,
Was dancin' wi' the hurdies, O!
Last summer we had lassies here
Frae Germany-the hurdies, O!
And troth I wot, as I'm a Scot,
They were the bonnie hurdies, O!
They left the creek wi' lots o' gold,
Danced frae oor lads sae clever, O!
blessin's on their 'sour kraut' heads,
Gif they stay awa for ever, O!
Как отмечается в песне "Бонни ли Hurdies, O!" - девушки пришли родом из континентальной Европы. "Немецкие" харди-гарди (шарманка) девочки. Собственно говоря именно отсюда, именно от "харди-гарди герлс", а не от Мэрилин Монро идет мода на блондинок, и крашеных блондинок. Именно в 1850-х годах, во времена "золотой лихорадки", с наплывом белокурых арийских, тьфу... голландско-немецких девушек в Америку, и зародилось увлечение блондинками. Их подражательницы, красили волосы в светлый цвет, чтобы походить на немок-голландок. С течением времени образ блондинки-"харди-гарди" трансформировался и стал ассоциироваться с образом мега-секс-мечты. Именно девушки-шарманки с их танцами и определенной недоступностью, при тотальном воздержании, породили у мужчин моду на блондинок. "Вот она... белокурая, танцует рядом, задирает красивые ноги, но переспать с ней нельзя (не по карману)...". Остальное - дело фантазии и длительного воздержания. Мэрилин Монро лишь удачно проэксплуатировала образ, созданный за 100 лет до того, как о ней услышали в мире.
Что же касается "харди-гарди", то с течением времени они сошли со сцены, ибо необходимость в них была лишь на начальном этапе освоения той или иной территории. Как только быт налаживался, их вытесняли более цивилизованные методы досуга - салуны, бордели, парлор-хаусы, "коровники" и "шпаргалки". Но их имя стало нарицательным, как для определенного класса борделей-салунов-танцзалов, так и для девушек-проституток, которые в них работали.