Перевооружение: (1923-1933 гг) 10-105-мм, 2 ТА-500-мм, Экипаж: 257 человек (14 офицеров, 243 матроса). в военное время 273.
"Ниобе" заложили 30 августа 1898 года на верфи А.Г. Везер в Бремене, как Kreuzer Neubay "В" (вновь строящийся крейсер "В") спустили на воду 18 июля 1899 года. Речь во время церемонии произнес обер-бургомистр Бремена доктор Раули. 25 июня 1900 года крейсер вышел в море на испытания, в тот же день его зачислили в списки кораблей военно-морского флота. После испытаний 22 августа выведен в резерв для устранения замеченных недостатков. 11 апреля 1901 года возвращен в состав действующего флота. В этот же день командиром крейсера становится капитан 3 ранга Р. Шеер, будущий командующий флотом Открытого моря. До этого Р. Шеер был командиром 1-й флотилии миноносцев. В составе этого соединения "Ниобе" принимал участие в маневрах. В июне Р. Шеер сдал командование крейсером. Для корабля началась "придворная" служба -- несколько походов в охранении яхты "Гогенцоллерн".
В сентябре 1901 года крейсер "Ниобе" в составе 2-й разведывательной группы, принимает участие в осенних маневрах германского флота. Учения прервали для проведения морского парада и показательных учений по поводу встречи кайзера с русским царём Николаем II в заливе Путцигер-Вик (Пуцкий залив) между полуостровом Хела и западным побережьем Пруссии. 11-12 сентября состоялась встреча кайзера с русским царём Николаем II и визит китайских принцев.
11 сентября, в 9 ч. утра император Вильгельм II на яхте "Гогенцоллерн" в сопровождении крейсера "Ниобе" и нескольких миноносцев вышел в море навстречу русскому императору. Около 14 ч. императорская флотилия показалась в виду кораблей германского флота. Впереди яхты шли крейсер "Ниобе" и миноносцы, затем яхта "Гогенцоллерн", на которой находились оба императора, далее следовал русский крейсер "Светлана" и императорская яхта "Штандарт". Замыкал эскорт новый русский крейсер "Варяг". При входе флотилии в залив Путцигер-Вик стоявшие в ней корабли расцветились флагами и произвели салют, в то время как обе императорские яхты и русские крейсера медленно прошли мимо них и встали на якорь. Позднее в тот же день оба императора посетили "Курфюрст Фридрих Вильгельм", "Кайзер Вильгельм II", "Кайзер Вильгельм дер Гроссе" и броненосный крейсер "Виктория Луиза". Вечером на кораблях устроили иллюминацию. Рано утром 12 сентября корабли флота снялись с якоря и ушли в море, где, разделившись на две эскадры под командованием вице-адмирала принца Генриха Прусского и вице-адмирала фон Арнима, в присутствии обоих императоров в течение всего дня производили двухсторонние маневры со стрельбой холостыми зарядами. Затем весь флот построился в две кильватерные колонны и возвратился на якорную стоянку к полуострову Хела. На другой день обе эскадры опять вышли в море, где снова маневрировали, произведя встречное сражение и снова со стрельбой. Учения закончились 15 сентября роспуском части учебного флота. С октября 1901 по апрель 1902 года проходил ремонт на верфи в Вильгельмсхафене.
Визит кайзера Вильгельма II в Ревель. Русские и германские корабли на рейде. Слева направо: броненосец "Ретвизан", броненосец "Победа", бронепалубный крейсер "Ниобе", броненосный крейсер "Принц Генрих", императорская яхта "Гогенцоллерн"
В 1902 г. корабли кайзеровского флота были распределены между четырьмя эскадрами: активной (1-й), резервной (2-й), Дальнего Востока и Американской. В состав 1-й (активной) эскадры под командованием вице-адмирала принца Генриха Прусского и при младшем флагмане контр-адмирале фон Притвиц-унд-Гаффоне входили линкоры "Кайзер Фридрих III" (флагманский), "Кайзер Вильгельм II" (флагманский корабль младшего флагмана), "Кайзер Вильгельм дер Гроссе", "Кайзер Барбаросса", "Кайзер Карл дер Гроссе", "Курфюрст Фридрих Вильгельм", "Вейсенбург", "Бранденбург", "Баден" и "Вюртемберг"; броненосные крейсера "Виктория Луизе", "Принц Генрих" и "Фрейя"; крейсера "Амазоне", "Ниобе", "Хела" и "Нимфе".
Для подготовки к осенним маневрам 1902 года, 1-я эскадра, к которой специально для ведения разведки присоединили флагманский корабль 1-й флотилия миноносцев лёгкий крейсер "Ниобе", 8 июля отправилась в заграничный поход к берегам Норвегии. Манёвры 1902 г. прошли без особых происшествий и закончились 18 сентября в Вильгельмсхафене. По завершении учений состоялся запланированный парад кайзера в заливе Яде. Он, оставшись весьма довольным манёврами, сигналом поздравил флот по случаю награждения командующего флотом адмирала фон Кестера высшей прусской наградой -- орденом Чёрного Орла. После окончания манёвров 18-го сентября флот распустили по портам постоянного базирования. Период времени до ноября 1902 г. прошёл в обычных походах и учениях одиночных кораблей, за которыми с 24 по 28 ноября последовали походы в составе дивизий линкоров, а в начале декабря всей 1-й эскадры. В них приняли участие броненосные крейсера "Виктория Луиза" и "Принц Генрих", а также лёгкие крейсера "Ниобе", "Амазоне" и "Ариадне".
С апреля 1903 года "Ниобе" снова флагман 1-й флотилии миноносцев, командование крейсером принял капитан 3 ранга Ф. Хиппер. Во втором полугодии 1903 г. состоялся первый большой заграничный поход в Венесуэлу. В 1903 г. целью учебных походов линкоров 1-й эскадры выбрали Атлантический океан. Корабли эскадры начали подготовку к учебному походу в Атлантику и к берегам Испании. Длительный учебный поход линкоров 1-й эскадры к берегам Испании протекал с 10 мая по 10 июня. 10 мая 1-я эскадра покинула устье реки Эльба, 14 мая прошла мыс Юсхант, 19 мая после проведения учений разведывательной группы у португальского побережья вошла в бухту Понтеведра (севернее Виго). Оттуда принц Генрих Прусский нанёс визит испанскому королю в Мадрид. В обратный путь эскадра отправилась 30 мая. 3 июня она прошла Дувр и 5-8 июня, обогнув мыс Скаген, вошла в пролив Каттегат. Здесь к эскадре присоединилась 1-я флотилия миноносцев. Её командир корветтен-капитан Хиппер держал свой брейд-вымпел на флагманском корабле флотилии лёгком крейсере "Ниобе". По возвращении служба в составе Разведывательных сил флота.
Во 1904 г. из состава соединения разведывательных кораблей вывели лёгкий крейсер "Ниобе", и ввели крейсер "Гамбург". "Ниобе" зачислили в состав крейсерской эскадры (Kreuzergeschwader) восточной Азии, и вскоре корабль ушел к новому месту службы.
В 1906-1908 годах крейсер базируется на Циндао. Из этого порта крейсер совершает поход в полинезийские, японские и китайские воды. 31 января 1909 года "Ниобе" выходит в море и начинает переход в Германию. Его заменяет новейший крейсер "Эмден". 21 марта крейсер "Ниобе" прибыл в Киль. 31 марта "Ниобе" исключили из списков флота и вывели в резерв.
В 1910 году на крейсер направили старшего лейтенанта графа фон Люкнера, в годы первой мировой войны командира парусного рейдера "Зееадлер". В августе 1914 года крейсер мобилизован и превращен в корабль береговой обороны. В сентябре 1915 года экипаж корабля сократили и крейсер передали в распоряжение Морской инспекции, в 1916 году разоружили.
В последние военные годы выполнял различные вспомогательные функции: был плавказармой в Вильгельмсхафене и штабным кораблем, в январе 1919 года исключен из списков флота. По условиям мирного договора вновь вошел в состав флота, правда, по-прежнему находясь в резерве и не имея вооружения. 24 июня 1925 года исключен из списков флота и продан Королевству сербов, хорватов и словенцев -- будущей Югославии. Корабль передали без вооружения, а в 1925-1926 годах отремонтировали на "Дойче Верфь" в Киле. 7 августа 1926 года после прохождения испытаний состоялась церемония передачи корабля новому владельцу и 3 сентября по прибытии в порт Тиват его переименовали в "Далмацию".
Командование флота этой страны решило использовать его в качестве учебного корабля, подвергнув модернизации. Нос таранного типа, заменили на более современный скошенный, было установлено новое вооружение: 6х1- 83,5-мм универсальных орудий завода "Шкода", 4х1 47-мм орудия, 2х1 15-мм пулемета "Збройовка". Крейсер получил имя "Долмация". Его часто можно было видеть в средиземноморских портах. Экипаж называл его "Тетя Джела". В 1931 г. на крейсере была смонтирована новая система управления огнем.
05.04.1941 г. на борт "Долмации" пришла радиограмма о начале войны. Рано утром 06.04.1941 г. корабль вышел в море. Вскоре начались атаки итальянской авиации. Крейсер отбивался вместе с эсминцами "Дубровник", "Белград"и"Загреб". При этом выяснилось, что в борьбе с пикировщиками более удачны 47-мм орудия и тяжелые пулеметы, а 85-мм орудия не эффективны.
Под ударами Вермахта начался развал Югославии. 10.04.1941 г. было провозглашено независимое хорватское государство. На флоте началось деление личного состава по национальному признаку. Некоторые корабли ушли к англичанам в Александрию, а основная часть попала в руки итальянцев. На "Долмации" 17.04.1941 г. подняли итальянский флаг. Старый крейсер был переименован в "Каттаро" и переквалифицирован в канонерскую лодку. Новые хозяева дополнили вооружение корабля 20-мм орудиями "Бреда" и "эрликонами" испанского производства. Часть 47-мм орудий пришлось снять: к ним не было боеприпасов. В итальянском флоте корабль использовался как учебный для артиллерийской школы в порту Пола, а также для охраны адриатических конвоев и обстрелов побережья в местах сосредоточения югославских партизан. В 1943 г. после выхода Италии из войны корабль снова сменил флаг, на этот раз на немецкий.
Первоначально корабль хотели назвать "Зента" или "Зниам". Вероятнее всего, потому что среди немецких офицеров, находившихся на Средиземноморском театре боевых действий, было много австрийцев, которые хотели бы дать кораблю имя "Зента" в честь австро-венгерского крейсера времен первой мировой войны. Но во время хождения документов по штабам это название изменилось на "Зниам" в честь одного из германских городов, хотя официального утверждения так и не последовало. 6 декабря 1943 года корабль официально назвали "Ниобе" и он вошел в состав германского флота в качестве плавучей зенитной батареи.
Экипаж корабля был смешанным и состоял из немцев и хорватов. Сначала корабль охранял адриатические конвои, а 13.11.1943 г. вошел в состав боевой группы, сформированной для проведения операции "Herbstgewitter", целью которой была высадка на прибрежных островах, контролируемых югославскими партизанами. Первая фаза операции прошла удачно, острова захватили, и началась подготовка ко второму этапу операции -- высадке на острове Корцула. В ночь с 17 на 18 декабря крейсер, сопровождаемый миноносцами: ТА-20, ТА-22, выходит в море из Полы. В назначенной точке отряд встречается с миноносцем ТА-21. Но высадка была отложена, так как партизаны высадились на другом острове, немцы приняли это за начало большого наступления и отменили операцию. Два миноносца пошли вперед, с крейсером остался только ТА-20. Видимость была плохой, на море стоял туман. Все это усугубилось штурманской ошибкой, и 19.12.1943 г. в 19 часов старый крейсер сел на мель у побережья острова Силба (44 гр. 19м 21с N, 14 гр. 19м 42с О). Эсминец "ТА-20" (бывший "Аудаче") не смог оказать действенную помощь. Были вызваны буксиры из Триеста и Фиуме, но тем временем партизаны сообщили о севшем на мель крупном военном корабле англичанам. В ночь на 22 декабря британские торпедные катера "МТВ-298" и "МТВ-276" атаковали неподвижный крейсер. В корабль попало две торпеды. Было убито 17 человек, а 16 получили ранения. Одна из торпед уничтожила буксир "Паренсо" (в прошлом австро-венгерский "Т-161") со всем экипажем. Экипаж покинул полуразрушенный крейсер, и его вскоре захватили партизаны. В 1947-1952 годах корпус корабля-ветерана разобрала югославская фирма "Бродоспас".