Тонина Ольга Игоревна : другие произведения.

Операция "Манна" (Operation Manna)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Ольга Тонина
  
   Операция "Манна" (Operation Manna)
  
   An airplane skims over the land
   The low country called Holland
   Country of hunger, persecution, and sorrow
   In the streets people gaze at the sky
   An airplane circles around
   The pilots drop their food!
   People cry, people cheer to the skies
   Food, food, food!
  
   Самолет скользит над землей
Страну низин называют Голландией
Страну голода, преследований и горя
На улицах люди смотрят на небо
Самолет летает кругами
Пилоты сбрасывают еду!
Люди плачут, люди радуются небесам
Еда, еда, еда!
  
  
    []
  
   С 1940 года, когда Голландия была оккупирована Германией по конец 1944 года, большинство голландцев (за исключением евреев) жили вполне спокойно и не хуже немцев. Даже помогали Германии добровольцами, служившими в различных легионах СС. Однако в конце 1944 года положение населения на территории Голландии, начало стремительно ухудшаться - успехи Советской Армии, освободившей территории СССР, а также часть Восточной Европы, лишили Третий Рейх и его приспешников основных источников поставки продовольствия. Лидеры Третьего Рейха стали уменьшать нормы снабжения населения продовольствием, как на территории Германии, так и на территории оккупированных стран. Вместе с потерей источников продовольствия, Германия к концу 1944 года потеряла и все источники поставки нефти, а также часть источников поставки угля. Положение еще более ухудшилось, когда "Nederlandsche Spoorwegen" (голландские национальные железные дороги) выполнили призыв голландского правительства в изгнании к забастовке на железной дороге. На действиях немцев это никак не сказалось - они просто сократили поставки продовольствия в Голландию, и использовали железнодорожный транспорт исключительно для перевозки военных грузов. В сочетании с холодной погодой, из-за которой замерзли голландские каналы, это привело к возникновению на территории Голландии тяжелой ситуации. Поставки продовольствия из нейтральных стран - Швеции и Швейцарии частично разрядили ситуацию, но только на время. В апреле ситуация в Голландии вновь стала угрожающей. И голландская королевская семья обратилась к союзникам за помощью для своих соотечественников. К тому времени Канадская армия освободила значительную часть территории Голландии, но около 120000 немецких солдат отрезанных в западной части страны, отказывались сложить оружие. Для ликвидации данной группировки союзникам не хватало войск. В то же время среди 3,5 миллиона голландцев возникла угроза голода. Ян Вроувенфельдер (J. Vrouwenfelder), живший в то время в Гааге вспоминал: "Я стоял в очередях часами, чтобы получить хоть какое-то количество соленых эндивий (endive) или бобов. Всегда чувство голода ... А еды было все меньше и меньше. Не осталось ничего, даже не в черном рынке. Сахарная свекла, из которой мы сделали первый сироп, а затем пекли какое-то печенье из остатков, стала дефицитом. Последней доступной пищей, поддерживающей многих людей стали жареные луковицы тюльпана". У перепуганных голландцев даже родился термин "Hongerwinter" - "Голодная Зима".
   Однако дело было не так мрачно, как рисуют сами голландцы. Многие голландские женщины, жившие в городах, отправлялись на велосипедах за 80-100 километров от города в сельскохозяйственные районы и приобретали там продовольствие. Поэтому голландский голод - вызван больше безразличным отношением голландцев друг к другу, чем реальным состоянием дел. Продовольствие было на фермах, но отсутствовало в городах. То же было и с топливом - люди спиливали деревья в парках, воровали шпалы трамвайных путей. У немецких оккупационных властей не было сил и времени на изъятие продовольствия у голландских фермеров и распределение среди голландских же горожан. Сами же голландцы не смогли для этой цели организоваться. Газета "Дайр Стрэйтс" (Dire Straits) так описывает жизнь в голландских городах: " ... не было бродячих кошек, мусорные ящики были пустые ..."
   На встрече с Верховным главнокомандующим Объединенными вооруженными командующий генералом Дуайтом Д. Эйзенхауэром, принц Бернард попросил американцев начать переговоры с немцами о временном перемирии, во время которого на территорию западных Нидерландов можно будет доставить по воздуху продовольствие для голодающего населения. Не имея (да и не желая тоже!) полномочий на ведение переговоров с немцами, Эйзенхауэр передал своему политическому руководству просьбу принца Бернарда. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль встретился с принцем Бернардом, выслушал его, но отнесся к его идее очень скептически, считая, что сейчас не тот момент, когда нужно останавливать боевые действия - нужно двигаться вперед, и добивать Германию, а не заключать перемирие, которое позволит немцам укрепить оборону и подтянуть резервы. Президент США Франклин Д. Рузвельт узнав о просьбе принца Голландии, занял "нейтральную" позицию, сказав, что переговоры с немцами возможны, при условии, что в них будет участвовать и советская сторона. Рузвельт лукавил не по-детски - он прекрасно понимал, что Сталин не пойдет на перемирие - советские войска уже находились недалеко от Берлина.
   Тем не менее, Эйзенхауэру было поручено проработать возможность снабжения голландцев продовольствием по воздуху. Он в свою очередь приказал коммодору авиации Эндрю Геддесу (Air Commodore Andrew Geddes) приступить к планированию воздушной операции по оказанию помощи голодающим. Для участия в операции планировалось привлечь три группы британской бомбардировочной авиации под командованием маршала авиации Артура Харриса, а также три авиакрыла из 8-й воздушной армии США. 23 апреля 1945 года начальник штаба генерал Джордж К. Маршалл по поручению Эйзенхауэра обратился к немцам, с вопросом о временном перемирии в Нидерландах. Сообщения были переданы через BBC и Radio Orange 24 апреля 1945 года. Немцев известили о том, что союзники намерены осуществить небоевые вылеты для поставки продовольствия в Нидерланды.
   Получив радиосообщения, рейхскомиссар Зейсс-Инкварт (Reichskommissar Arthur Seyss-Inquart), гауляйтер Нидерландов, встретился с голландскими представителями для определения зон сброса продовольствия и организации системы его распределения среди населения. Кроме того, он сообщил Верховному командованию обще-союзных экспедиционных сил (Supreme Headquarter Allied Expeditionary Force (SHAEF)) о том, что такие переговоры могут начаться. На переговорах в Ачтервельде (Achterveld) представители союзников представили план Геддеса немцам. Однако Зейсс-Инкварт сообщил, что не обладает необходимыми полномочиями для заключения перемирия. Однако это было больше сказано для проформы - советские войска уже штурмовали Берлин, и даже идиотам было ясно, что война закончится в ближайший месяц без всякого перемирия, поэтому представители союзников известили гауляйтера о том, что операция начнется на следующий день.
   Операция получила достаточно циничное название - "Манна" (Operation "Manna"). Циничное, потому, что евреев, которых Бог во время исхода из Египта снабжал манной спускаемой с небес, к тому времени в Голландии не осталось - большинство из них либо эмигрировали, либо отправлены в концентрационные лагеря. Британские ВВС начали операцию утром 29 апреля 1945 года. 29 апреля BBC объявило: "Бомбардировщики Королевских ВВС только что покинули свои базы в Англии, чтобы доставить продовольствие для голландского населения, проживающего на оккупированной врагом территории".
   Первый тестовый вылет совершил "Ланкастер" FM 212 "Bad Penny", так как о нем говорили "Bad Penny" всегда возвращается". Его экипаж состоял из семи человек. Пятеро канадцев были из провинции Онтарио. После первого успешного вылета Геддес начал полномасштабную операцию с использованием самолетов 1-й, 3-й и 8-й авиагрупп. Группа бомбардировщиков "Ланкастер" пролетела на малой высоте и сбросила продовольствие в заданном районе. Обстрела с земли не было, ибо районы сброса выбирались в тех местах, где отсутствовали немецкие войска и гарнизоны. Сброс продовольствия в районе Лейдена, Гааги, Роттердама и Гауды производился самолетами "москито" из 105-й и 109-й эскадрильи РАФ. В первом вылете участвовало 242 "Ланкастера" и 8 "Москито". Они сбросили 535 тонн продовольствия и предметов снабжения. В состав груза входили: мука, сыр, сухие яйца, горох, морковь, сигареты.
  
    []
  
   Вспоминает Кеннет Е. Дэви: "26 апреля 1945 еще никто не знал, что война завершится через 15 дней. 186-й эскадрилье ВВС, базирующейся в Стрейдихолл (Stradishall) около Кембриджа была поставлена задача доставка продовольствия голландцам, которые умирали от голода. Немцы так же понимали, что конец войны близок, и через Красный Крест согласились разрешить пролет самолетов, для сбрасывания продовольствия в оговоренное "окно" времени, продолжительностью один час, 28 апреля 1945 года.
   Было решено задействовать 350 "Ланкастеров", что означало прохождение над "целью" не менее 6 бомбардировщиков в минуту. Мы подробно обсудили, как лучше добиться поставленной задачи, и как лучше упаковать груз - тушенку, солонину, картофель, муку, сушеные овощи, молоко, сахар, масло, чай, сыр, дрожжи, шоколад, табак и т.д. Парашютов для сброса грузов не было. Мешков для упаковки тоже не хватало. 27-го апреля был проведен пробный сброс мешков по 25 кг с высоты 1000 футов. Мешки с грузом при падении на землю лопнули, картофельное пюре размазалось по земле, пакеты с мукой "взорвались" как бомбы, окутав места падения груза белыми клубами "дыма", консервы разлетелись по окрестностям. Следующие пробные сбросы груза с высот в 900, 800 и 600 футов привели к такому же результату. Только сброс с 500 футов дал какие-то положительные результаты - груз более-менее оставался цел, но упаковочный мешок разрывался. Было решено использовать два мешка - один в одном. Для укладки 25-кг мешков в бомбоотсеки оружейники приспособили контейнеры, вмещавшие 1250 кг зажигательных бомб. Однако помимо трудностей самой загрузки, была и еще одна проблема - дефицит 25-ти кг мешков которых требовалось огромное количество...
   Полет до Роттердама проходил на высоте 1000 футов, в десяти минутах от города нам пришлось спуститься еще ниже, и мы оказались опасно окружены десятками самолетов, направлявшихся к той же цели.
   Сброс груза происходил на ипподром Роттердама, в небе было не протолкнуться от самолетов, а внизу на поле ипподрома, не взирая на запрет голландской полиции, метались люди. Потом мы узнали, что некоторые из них были убиты падающими мешками. Из выступлений сотрудников голландского посольства мы узнали, что в Голландии, в то время примерно по 1000 человек в день умирают от голода.
   Когда груз был сброшен, я увидел, что кто-то выложил на земле белыми простынями надпись: "GOD BLESS YOU RAF". От этого сообщения у меня и у многих глаза по возвращении домой были мокрыми от слез".
  
    []
  
   "Ланкастеры" производили полеты на малой высоте от 500 футов и ниже (150-120 метров), и на малой скорости. Груз сбрасывался без парашютов. Один канадский летчик вспоминал: "Я пролетел над мельницей, и видел, как стоявший там человек махал мне рукой". Хвостовой стрелок сержант Кен Вуд вспоминал: "Люди были повсюду - на улицах, на крышах, высовывались из окон...". Флайт сержант С.Гибсон запомнил крышу какого-то голландского дома, на которой было написано "Спасибо Томми!" (Thank you Tommy). Семнадцатилетний Арни де Йонг записал в своем дневнике: "Нет слов, чтобы описать эмоции которые мы испытали на вторую половину дня воскресенья. Более 300 "Ланкастеров", пролетели на малой высоте над городом. Один даже снизился до 70 футов. Им махали все жители и даже немецкие зенитчики. Никто не остался внутри домов, все выбежали на улицы и размахивали кусками ткани и флагами. Какой праздник! Все возбуждены и веселы. Война закончится очень скоро!"
    []
  
   30-го апреля 1945 года произошла вторая встреча немцев и союзников. Зейсс-Инкварт согласился на перемирие, и увеличить к 2-му мая 1945 года количество зон сброса до десяти. Тогда же, 30-го апреля, 484 Ланкастеров сбросили еще 1000 тонн продовольствия в пяти оговоренных зонах на территории Голландии.
   Американцы из-за плохой погоды начали вылеты 1 мая. "Их" операция получила Operation "Chowhound". В течение 1-3 мая 400 бомбардировщиков "В-17" сбрасывали по 800 тонн продовольствия в районе Амстердамского аэропорта в Шипхоле.
  
    []
   Американский бомбардировщик B-17 сбрасывает продовольствие во время операции "Chowhound"
  
   Вспоминает командир "В-17" из 493-й бомбардировочной группы Миллер: "Мы подошли к цели на высоте 400 футов, было видно, как люди махали нам флагами, и даже выложили на земле из цветов надписи: "Спасибо парни!" ("Thanks Boys") и "Большое спасибо!" ("Many Thanks"). Нам рассказывали, что голландцы последнее время живут плохо, и из-за недоедания и голода перестали рождаться дети. Причина этого в том, что военные действия союзников перекрыли дороги, по которым к голландцам поступало продовольствие....
   3-го мая 1945 года мы сбрасывали груз над Амстердамом с высоты в 300 футов. Полет продолжался 3 часа. Это был опасный вылет, и он мог стать последним - мы прошли всего в 5-ти футах над куполом колокольни в Гааге. Но все обошлось..."
  
    []
   Тербрегген (Terbreggen) (к северу от Роттердама)
  
   Всего за время проведения операций "Манна" и "Chowhound", закончившихся после капитуляции Германии - 8 мая 1945 года было сброшено 6680 и 4000 тонн продовольствия, соответственно. Английская и американская авиация совершила 3298 (145 вылетов "Москито" и 3156 вылетов "Ланкастеров") и 2268 вылетов соответственно. Англичане работали над городами: Валкенбург (Valkenburg), Дуиндигт (Duindigt), Юпенбург (Ypenburg), Тербрегге (Terbregge), Парк Де Твее Хеуувелс (Park De Twee Heuvels) и Гауда (Gouda), американцы в Шипхоле (Schiphol), Вогелензанге (Vogelenzang), Бергене (Bergen), Хилверзуме (Hilversum) и Утрехте (Utrecht). Однако для распределения его среди населения, с учетом бестолковости организации сбора и доставки, и попыток спекуляции потребовалось до десяти дней. Кроме того, более организованные и дисциплинированные немцы забрали много продовольствия себе. Потери союзной авиации составили три самолета - две машины разбились в результате столкновения, одна погибла от пожара.
   Каков же практический результат операций "Манна" и "Чоухаунд"? 11 000 тонн продовольствия - 11 000 000 кг на 3 500 000 человек - то есть примерно по 3 килограмма продовольствия на 1 человека на 10 дней - или по 300 грамм в сутки. При нормальной организации распределения продовольствия этого вполне могло хватить для поддержания населения. Но его не хватило из-за отсутствия организованности и дисциплины среди самих голландцев. Не были правильно использованы и внутренние ресурсы сельского хозяйства Голландии. Поэтому за последний месяц Второй Мировой войны в Голландии от голода умерло около 20 000 человек.
  
  
  
  
   Использованы материалы:
  
   http://home.clara.net/heureka/lincolnshire/avro-lancaster.htm
   http://www.lancastermuseum.ca/
   http://www.lancastermuseum.ca/command.html
   http://www.raf.mod.uk/history/rafhistorytimeline1945.cfm
   http://www.aircrew-saltire.org/lib030.htm
   http://en.wikipedia.org/wiki/Operations_Manna_and_Chowhound
   http://militaryhistory.about.com/lr/operation_manna-chowhound/439514/1/
   http://www.avro-lancaster.com/
   http://www.ww2aircraft.net/forum/stories/
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"