БАЛЛОНЕТ, часть аэростата или дирижабля (нежесткого),--матерчатая оболочка, предназначенная для заполнения воздухом и помещающаяся внутри оболочки аэростата или дирижабля. Баллонет служит для поддержания неизменяемости внешней формы оболочки, а также для предупреждения излишней потери газа через клапаны во время подъема аэростата или его полета. Вследствие уменьшения атмосферного давления при подъеме или вследствие увеличения tгаз, содержащийся во внешней оболочке аэростата или дирижабля, стремится расшириться и вытеснить часть воздуха из Б. При спуске, когда давление атмосферного воздуха увеличивается, а также при уменьшении t, газ сжимается, и для поддержания внутреннего сверхдавления, необходимого для сохранения внешней формы оболочки, в целях предупреждения образования на ней лонжи (впадины), в Б. нагнетается воздух. Сферические аэростаты обычно не имеют Б.; аппендикс (см. Аэростат) остается открытым, и через него газ при расширении может выходить в атмосферу. В привязном аэростате баллонет образуется нижней частью внешней оболочки аэростата и диафрагмой (перегородкой) из прорезиненной ткани. Когда аэростат наполнен весь газом, диафрагма плотно прилегает к оболочке; при автоматическом наполнении баллонета воздухом, что происходит через улавливатель 8 и рулевой мешок 7 (см. Аэростат, фиг. 2), диафрагма поднимается и отделяет собой пространство, равное по объему приблизительно 1/3 объема всей оболочки аэростата. Когда газ в оболочке расширяется, он производит давление на диафрагму и тем самым вытесняет воздух из Б.; т. о. достигается автоматическая регулировка необходимого сверхдавления в оболочке и сохраняется газ в ней, который при отсутствии Б. вышел бы через автоматический клапан в атмосферу.
В дирижаблях (мягких и полужестких) внутри оболочки помещается один или несколько Б.; сечение Б. 3 чаще всего образуется двумя круговыми сегментами; нижний сегмент (см. фиг.) образован самой оболочкой 1, дуга верхнего сегмента 2несколько больше, чем нижняя, и сшита из более легкой, но столь же газонепроницаемой ткани, что и материя оболочки. Поверхность диафрагмы соединяется с каждой стороны оболочки по одному из ее меридианов; Б. оканчивается поверхностью сферического конуса или поверхностью имеющей форму тора. В больших дирижаблях в целях уменьшения опрокидывающих моментов от переливания воздуха внутри Б. при наклоне продольной оси (при тангаже) дирижабля в Б. устраиваются перегородки 4. Наполнение Б. воздухом производится через шланг, идущий из оболочки в гондолу дирижабля, и происходит при помощи установленного в гондоле вентилятора, работающего от главного или специального маломощного мотора. Выпуск воздуха из Б. -- через специальные клапаны в оболочке и Б. Объем Б. -- в зависимости от максимальной высоты, которой дирижабль должен достигнуть статически, при выбрасывании всего балласта (см.) и при потреблении всего горючего,--приблизительно определяется по формуле: V=W(P-Pо)/Pо , где V--необходимый объем Б. в м3, W--объем оболочки, Ро -- давление воздуха у земли в ммрт. ст., Р-- давление воздуха на требуемой высоте; эта формула -- при неизменяющейся tгаза и воздуха. Практически объем Б. берут несколько больше, измеряя его в м3 цифрой, выражающей в кг полезный груз воздушного корабля.