АНТАНТА МАЛАЯ, группировка трех государств: Румынии, Чехо-Словакии и Ююславии (см. карту), созданная для защиты незыблемости мирных договоров, навязанных Антантой побежденным гос-вам -- Австрии, Венгрии и Болгарии--после окончания войны 1914--1918 и оформивших политич. существование гос-в А. м. Вопрос о создании А. м. подняла еще на Версальской конференции Югославия, учитывая в будущем угрозу со стороны Венгрии. Договор между Югославией и Чехо-Словакией (14 августа 1920), заключенный с целью помешать перевороту в Венгрии, был первым. За ним последовал договор между Румынией и Чехо-Словакией (23/IV 1921) с целью защиты Трианонского договора(см.) о разделе Австро-Венгрии. Эти договоры обязывают стороны не заключать договора с третьей державой без предварительного сообщения другой стороне. Договор между Румынией и Югославией (7/VI 1921) предусматривает нападение не только Венгрии, но и Болгарии и защиту постановлений не только Трианонского договора, но и договора в Нейи (см.) о дележе Болгарии. Все три договора А. м. дополнены соответствующими воен. конвенциями. В А. м. предполагалось тогда же включить Польшу. Румыния, входящая в состав А. м., 4/Ш 1921 заключила с Польшей военный союз, направленный против РСФСР (15/1 1931 продлен на 5 лет). До 1921 взаимоотношения между Польшей и Чехо-Словакией носили враждебный характер в связи с вопросом о разграничении Тешенской Силезии. Чехо-Словакия соблюдала нейтралитет в продолжение Польско-советской войны. Начиная с 1921, между Польшей и Чехо-Словакией был заключен ряд договоров, сблизивших эти страны. С Югославией Польша заключила соглашение 9/Ш 1922. Однако несмотря на создавшиеся тесные отношения Польши с Румынией и Югославией она формально в А. м. не вошла. 31/VIII 1922 в Мариенбаде договор 1920 между Чехо-Словакией и Югославией был возобновлен, но соглашения между Чехо-Словакией и Польшей не были ратифицированы. А. м. входит в состав системы политич. и военных союзов, созданной франц. империализмом в целях укрепления своей гегемонии в Европе. С момента своего образования А. м. находится под все усиливающимся влиянием Франции. В 1922 А. м. поддерживала Францию на Генуэзской конференции. В планах войны Франции с Германией в первые годы после войны (до 1926) А. м. имела большое значение. В конце 1923 Франция предоставила значительные воен. кредиты на закупку вооружения во Франции: 400 млн. фр. Польше, 300 млн. фр. Югославии, 100 млн. фр. Румынии. В дальнейшем помимо окружения Германии А. м. предназначается для борьбы с Италией и итальянским влиянием в южной части Балканского полу о-ва. Закреплением франц. влияния в А. м. явились договоры, заключенные Францией с Чехо-Словакией (25/1 1924), гарантийный--с Румынией (10/VI 1926) и с Югославией (11/XI 1927). Все усиливающаяся роль Франции в подготовке интервенции против СССР с учетом растущих франко-итальянских противоречий обусловливает содержание военных конвенций, заключенных между гос-вами А. м. в 1929. Конвенция между Чехо-Словакией и Югославией устанавливает количество сил, к-рые первая должна сосредоточить на венгерской границе в случае итало-югославского конфликта независимо от поведения Венгрии. Подвоз боевых средств из Чехо-Словакии в Югославию обеспечивается путем образования коридора вдоль границы между Австрией и Венгрией, к-рый заденет и территорию Австрии. Чешско-румынская конвенция имеет в виду взаимную поддержку двух договаривающихся гос-в всеми вооруж. силами против Венгрии. Если же одна из договаривающихся сторон подвергнется нападению третьей державы (т. е. в случае войны против СССР или Германии), обе стороны мобилизуют часть сил против Венгрии с целью обеспечения своего тыла. Югославско-румынская конвенция имеет в виду также войну против СССР, причем Югославия обязуется поддержать Румынию, перебрасывая в Румынию реорганизованные остатки бывшей врангелевской армии, частью находящиеся на территории Югославии. Во всех воен. договорах предусматриваются совместные действия против Болгарии в том случае, если последняя предпримет какие-либо меры, которые гос-ва А. м. по их оценке сочтут враждебным актом. В мае 1932 возобновлена военная конвенция между тремя гос-вами А. м. Встречи руководящих политических и военных деятелей гос-в А. м., Польши и Франции за 1930, конференции А. м. в июне 1930 по политическим и воен. вопросам, воен. торжества в Белграде 6 ноября 1930, на к-рых руководящие воен. деятели А. м. разработали подробный план тесного воен. сотрудничества между собой, поездки франц. генералов в страны А. м. и Польшу характеризуют усиление военной подготовки А. м. Все гос-ва А. м. входят в Лигу наций и обеспечивают в ней поддержку Франции. Они должны были войти в состав Пан-Европы (см.) согласно франц. плану, с к-рым Бриан выступил перед капиталистич. державами. Франция ведет широкую пропаганду идеи не только военного, но и хозяйственного и политического объединения держав А. м. и Польши и дальше--балтийских лимитрофов, направленного против врагов франц. империализма. В последние годы все больше и больше выявляется роль А. м. как орудия в подготовке Францией интервенции против СССР. Для этой цели принимаются меры к подавлению сопротивления угнетаемых классов в странах А. м.
Фашизируются Югославия и Румыния. Обостряется преследование компартий во всех странах А. м. При бесспорном преобладании влияния Франции на А. м. следует отметить связи гос-в А. м. с Италией. Между Чехо-Словакией и Италией 5/VII 1924 был подписан в Риме на 5 лет договор о мерах к сохранению положения, установленного договорами, заключенными в Сен-Жермене, Трианоне и Нейи. Между Румынией и Италией 16/IX 1926 был подписан в Риме на 5 лет договор о взаимной политической и дипломатической поддержке в случае давления извне на каждую из договаривающихся сторон. Взаимоотношения между Югославией и Италией носят обостренный характер. Наоборот, хорошие отношения между Италией и Венгрией были укреплены договором от 5/IV 1927, заключенным на 10 лет, по содержанию аналогичным Итало-чехо-словацкому и Итало-румынскому договорам.
О численности вооруженных сил, к-рыми могут располагать государства А. м. во время войны, можно судить по численности их населения, считая, что вооруж. силы в среднем составят 10% населения:
Чехо-Словакия, имеющая сильно развитую военную промышленность, представляет собой "арсенал и склад снаряжения для Польши и Румынии против СССР" (XI пленум ИККИ). Югославия приобретает значение как страна транзита для перевозок воен. имущества из Франции в Румынию. Прот-ки А. м. в Центральной Европе--Австрия (условно), Венгрия и Болгария--фактически полуразоружены и могут участвовать в войне более или менее активно только при поддержке других крупных держав. В период обострения англо-французских противоречий после войны 1914--18 англ. дипломатия одно время поддерживала Венгрию (попытка реставрации Габсбургов в 1921), стремясь укрепить свое экономич. положение во всех Придунайских странах; в Будапеште она хотела поместить "Дунайскую комиссию", к-рая окончательно нашла себе место в Румынии (Галац); Англия захватила судоходство на Дунае вопреки Франции. В 1930--31 частью венгерских аграриев, связанных с франц. империализмом, была выдвинута идея экономическ. соглашения между Австрией, Венгрией и Чехо-Словакией, что привело бы к расширению не только экономич., но и военно-политич. значения блока А. м. Эта идея приняла форму французского плана (Тардье) образования "Придунайской экономической федерации", включающей кроме стран А. м. Австрию и Венгрию. Этим планом франц. империализм стремится усилить свою гегемонию в Европе, изолировать Германию и вместе с тем расширить весь антисоветский блок европейских гос-в А. м. в Центральной и Юго-вост. Европе.--План Тардье является новым этапом в подготовке интервенции против СССР, о чем открыто говорят его сторонники. Создание придунайского блока облегчило бы для франц. империализма решение ряда военных задач, связанных с подготовкой интервенции (транспортный и продовольственный вопрос в Центральной Европе). Оно облегчило бы франц. концерну Шнейдер-Крезо, руководителю военной пром-сти в странах А. м., направлять развитие этой пром-сти. Однако этот план крайне обостряет экономич. противоречия между Германией и Францией и не разрешает противоречий между Италией и Францией несмотря на попытки последней подкупить Италию компенсациями финансового характера. План придунайского блока обостряет противоречия между рабочим классом и буржуазией вследствие создаваемой им угрозы СССР, а также вследствие попыток франц. империализма усилить капиталистич. гнет и фашизацию стран Центральной и Юго-восточной Европы.
Лит.: Д а ш и н ь с к и й С. и Р а д о п о л ь с к и й Я., Подготовка войны против СССР, М.--Л., 1929; Л е к л е р Жан, Франция в антисоветском блоке, М.--Л.,1929;М ou s s e t A., La Petite Entente, P., 1923; С о s m a A., La Petite Entente, P., 1926; M a с h г а у R., The Little Entente, L., 1929.