Статья из Военной Энциклопедии 1932-33 г.г. : другие произведения.

Бомбометание. Часть 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Теория бомбометания.
   Теория Б. изучает две задачи: 1) определение в пространстве (относительно цели) точки, при сбрасывании из к-рой при данной высоте, скорости полета и курсе бомба должна попасть в цель; 2) приведение самолета на определенном режиме полета, высоте и курсе в точку, в к-рой бомба должна быть сброшена для того, чтобы она могла попасть в цель. Первая задача -- определение момента сбрасывания -- решается при помощи различных по конструкции прицельных приборов, вторая--маневрированием самолета, выполняемым аэронавигационными методами. Определение точки (момента) сбрасывания бомбы. Существует четыре метода определения точки сбрасывания бомбы: 1) по углу прицеливания, 2) временной способ, 3) синхронный способ, 4) по принципу пристрелки.
   1. О п р е д е л е н и е т о ч к и с б р а с ы в а н и я бомбы по у г л у п р и ц е л и в а н и я производится с помощью прицела, на котором установлен рассчитанный для условий, в к-рых выполняется Б., угол прицеливания. Величина этого угла в свою очередь определяется или с помощью баллистических таблиц или механическим построением векторного треугольника. Угол прицеливания, как показано в разделе "Аэробаллистика", зависит от высоты полета Н, воздушной (технич.) скорости самолета v, силы и направления ветра и и баллистич. качеств бомбы. Поэтому бомбардир для отыскания угла прицеливания по таблице должен знать высоту полета, воздушную скорость самолета, баллистич. качества бомбы и путевую скорость (см.) на том курсе, на котором он будет сбрасывать бомбы. Высота полета и воздушная скорость определяются бомбардиром по показаниям высотомера и указателя скорости; баллистические качества бомбы известны ему до полета, путевая же скорость находится непосредственным измерением. Простейшим приемом нахождения путевой скорости является промер "базы". Для этого самолет на пути следования к цели становится в плоскость ветра с тем же курсом, с каким предположено бомбардировать цель; бомбардир визирует любой неподвижный земной предмет, находящийся на линии пути самолета, под двумя различными углами (рис. 8) и замечает время, протекшее между этими двумя визированиями. Углы визирования обычно выбираются так, чтобы расстояние (база), пролетаемое самолетом за интервал времени между двумя визированиями, было равно высоте полета Н или определенной части этой высоты. Зная пройденное расстояние и время полета, можно определить путевую скорость w. Однако наиболее точное определение путевой скорости достигается методами аэронавигации, которые и имеют наибольшее применение в настоящее время. Получив все указанные величины, бомбардир отыскивает в аэробаллистич. таблицах (см. табл. 3) страницу, соответствующую баллистич. качествам данной бомбы и данной технич. скорости самолета, и на ней по выбранной высоте для метания бомбы и полученной путевой скорости находит угол прицеливания (он же -- угол сбрасывания бомбы)
    []
    []
   Из приведенной таблицы видно, что при данных баллистических качествах бомбы, воздушной скорости v = 37 м/ск, высоте полета H = 1 000 м и путевой скорости 42 м/ск угол прицеливания равен 30 град 35 минут. Указанную величину бомбардир устанавливает на визире или прицеле и, направив самолет строго на цель, ждет появления последней под установленным углом. В момент визирования цели под этим углом он сбрасывает бомбу (рисунок 9).
    []
   Пользоваться аэробаллистическими таблицами в форме книжки в полете чрезвычайно неудобно, поэтому современные прицелы снабжаются таблицами, нанесенными на специальные валики. Например на прицеле Герца книжка заменена роликовой таблицей (рис. 10).
    []
   Последняя представляет снаружи ящичек с застекленным верхом и окном с надписью "высота". Через стекло видны три валика, на к-рьгх нанесены таблицы; валики связаны между собой зубчатками. Барашком а (в окне "высота") бомбардир устанавливает высоту полета, барашком б устанавливает на нижнем валике отмеченное секундомером время прохождения базы (у прицела Герца база равна половине высоты, см. Прицелы бомбардировочные), после чего указатель автоматически отметит на верхних валиках искомый угол прицеливания.
   Определение угла прицеливания построением в е к т о р н о г о т р е у г о л ь н и к а схематически изображено на рис. 11. Для простоты изложения допустим, что самолет находится неподвижно в точке А, а земля с целью и воздушным пространством движется навстречу самолету. В этом случае сброшенная бомба в момент разрыва будет наблюдаться с самолета под углом отставания  [], сброшена же она должна быть в момент визирования цели из точки А под углом прицеливания  [] . Следовательно за время полета бомбы цель переместится на расстояние СD. При действительном бомбардировании это будет пройденный путь самолета за время падения бомбы. Задача нахождения точки сбрасывания бомбы прицелом сводится к построению векторного треугольника при помощи отдельных элементов прицела, как показано на рис. 11.
   []
   С увеличением воздушной скорости самолета увеличивается угол прицеливания  []
. Увеличение угла достигается перемещением движка е на соответствующее деление шкалы воздушной скорости v. Величина ветра учитывается перемещением движка ж по шкале ветра U. Влияние высоты учитывается перемещением визира А вдоль стойки h, наклоненной под углом отставания. Так как угол отставания изменяется в зависимости от воздушной скорости самолета и баллистич. качеств бомбы, то наклон стойки h изменяется в необходимых пределах. Шкала ветра U связана шарнирно со шкалой воздушной скорости v и шкалой путевой скорости w. Такое соединение позволяет совмещать шкалу U с направлением ветра, т.е. позволяет определить точку сбрасывания бомбы при полете в любом направлении относительно ветра. Представителем таких прицелов является прицел Вимперис (рис. 12), схема которого и была приведена на рис. 11.
    []
   Главнейшим недостатком нахождения точки сбрасывания бомбы по углу прицеливания является необходимость заблаговременного определения путевой скорости, которая к моменту бросания бомбы может незаметно для бомбардира измениться.
   2. О п р е д е л е н и е т о ч к и с б р а с ы в а н и я бомбы в р е м е н н ы м способом в основном сводится к следующему. Пусть для простоты рассуждения (рисунок 13) самолет находится неподвижно в точке А, а цель вместе с земной поверхностью движется навстречу самолету. Бомбардир имеет специальный реверсивный секундомер (у которого при втором нажатии стрелка движется в обратную сторону) с дополнительной шкалой и подвижным указателем на ней. На шкале нанесены времена падения бомбы с различных высот, причем деления обозначены высотами. Бомбардир устанавливает подвижной указатель на ту высоту, с которой он производит сбрасывание бомбы, и выводит самолет на боевой курс. При визировании цели в точке а бомбардир пускает секундомер. При визировании цели в точке б секундомер покажет время, необходимое для постоянного углового перемещения цели на выбранный нами угол. Измерение указанного времени представляет собой не что иное, как определение в скрытой форме путевой скорости по базе аб. Это время зависит от высоты полета и путевой скорости самолета. В точке б бомбардир, нажимая секундомер, заставляет стрелку двигаться в обратном направлении. Стрелка изменяет направление движения и в момент нахождения цели в точке в совместится с подвижным указателем на шкале. Это и есть момент, в который должна быть сброшена бомба. Если продолжать следить за секундомером, то при правильном прицеливании стрелка последнего придет в положение 0 в момент нахождения цели в точке г, т. е. в момент разрыва бомбы. Угол аАб выбирается таким образом, чтобы расстояние аб было всегда больше расстояния вг, но равно бг. Основным недостатком временного метода является необходимость значительного прямолинейного пути перед моментом сбрасывания бомбы, что является невыгодным с точки зрения поражения огнем зенитной артиллерии. В практическом приложении временной метод имеет ряд вариантов.
    []
   3. С и н х р о н н ы й м е т о д представляет собой дальнейшее усовершенствование временного способа. Он позволяет определять угол прицеливания, измеряя путевую скорость при весьма малой базе непосредственно перед самым сбрасыванием бомбы. Схема синхронного прицела изображена на рис. 14. Горизонтальный винт вращается часовым механизмом с постоянной скоростью. Вследствие этого муфта с визиром С двигается также с постоянной скоростью, заставляя проходящий через визир С и неподвижный визир А луч визирования скользить своим концом по земле с постоянной же скоростью. Воздействуя на часовой механизм, можно изменить скорость движения визира С так, что конец визирного луча будет двигаться со скоростью цели. С часовым механизмом связана точка б, которая выдвигается вперед при увеличении скорости работы часового механизма и двигается назад при увеличении этой скорости, устанавливаясь всегда на направлении луча прицеливания, если только скорость визира С поддерживается пропорциональной скорости цели. Синхронный метод позволяет учитывать изменение угла прицеливания при неожиданных изменениях скорости полета, благодаря чему является наиболее точным в настоящее время. В практическом применении синхронный метод, выразился в создании целого ряда весьма сложных бомбардировочных прицелов.
    []
   4. М е т о д о п р е д е л е н и я т о ч к и с б р а с ы в а н и я бомбы по п р и н ц и п у п р и с т р е л к и был осуществлен в прицеле Сикорского в 1914. Достоинство метода заключается в том, что он позволяет производить прицельное метание при отсутствии каких-либо данных о баллистике сбрасываемых бомб. Пусть условно (рис. 15) вместо самолета движется ему навстречу вместе с земной поверхностью и воздухом цель. Сбрасывается первая пристрелочная бомба, и по ней определяют угол отставания  [] . Этот угол устанавливают на прицеле визиром b. Так как угол прицеливания неизвестен, то на прицеле устанавливается при помощи визира какой-либо угол прицеливания  [] . С указанным углом сбрасывается вторая бомба. Предположим, что угол прицеливания был взят слишком большим и получился недолет, благодаря чему цель в момент разрыва бомбы (точка В) оказалась в точке С. Для получения правильного угла прицеливания  [] визир а необходимо сдвинуть назад на величину аа1=bb1. Прицел Сикорского был устроен так. обр., что при перемещении визира b в какую-либо сторону визир а автоматически перемещался на ту же величину в обратную сторону, тем самым сразу устанавливая правильный угол прицеливания  [] .
    []
   Приведение самолета в точку сбрасывания бомбы. Существует два основных вида Б.: 1) с горизонтального полета и 2) с пикирования. По технике выполнения маневра Б. делится на: 1) бомбометание в плоскости ветра, 2) бомбометание с боковым ветром по заданному направлению, 3) бомбометание с боковым ветром по произвольному направлению.
   Основным методом Б. по неподвижным целям с горизонтального полета следует считать Б. с боковым ветром по з а д а н н о м у н а п р а в л е н и ю . Основная схема выполнения маневра этого метода заключается в следующем. 1) Перед полетом на карте крупного масштаба или фотоплане с изображением цели через заданную точку прицеливания п р о ч е р ч и в а е т с я п р я м а я линия, соответствующая наиболее выгодному с тактической точки зрения направлению подхода к цели. Прочерченная линия должна одновременно пройти через один из хорошо видимых на местности ориентиров. Удаленный от точки прицеливания не более чем на 2--3 км при высоте бомбометания 1 000--2 000 м и 3 -- 4 км при высоте бомбометания 2 000--5 000 м, он расположен относительно цели со стороны предполагаемого подхода к цели. Если же ориентиры расположены так. обр., что, подходя к цели, бомбардир будет их видеть за целью, то удаление их от точки прицеливания может колебаться в пределах от 1 до 10 км. 2) В ы б и р а е т с я п о к а р т е п р и с т р е л о ч н а я т о ч к а , удаленная от цели на 30--50 км, и через нее проводится линия, параллельная прочерченной через цель .На этой линии также отмечаются ориентиры. 3) На маршруте к району пристрелки определяется в е к т о р в е т р а и уточненный вблизи самого района наносится на ветрочет. 4) О п р е д е л я е т с я у г о л у п р е ж д е н и я для путевого угла (см. Аэронавигация), соответствующего направлению полета по заданному направлению.5)Прицел п о в о р а ч и в а е т с я вокруг своей вертикальной оси на угол сноса, который равен полученному углу упреждения. Для этого необходимо, чтобы установка прицела допускала повороты, к-рые измеряют в градусных величинах. 6) Вычисляется компасный к у р с для компаса летчика и сообщается последнему. 7) После указанного летчик ведет самолет (рис. 16) в район пристрелки, подходя к нему с заданного направления, а бомбардир вычисляет и устанавливает на прицеле или угол прицеливания или исходные данные для построения этого угла, смотря по конструкции прицела.
    []
   8) Подведя самолет к району пристрелки, летчик, пользуясь ориентирами, отмеченными на карте, разворачивает самолет на данный ему бомбардиром компасный курс, а бомбардир, наблюдая в прицел, повернутый на угол сноса, за точкой прицеливания, уточняет направление полета, сообщая о необходимых исправлениях курcа летчику.
    []
   Уточнение курса производится следующим образом. Пусть (рис. 17) самолет, изображенный в точке 1, выведен на заданное направление атаки и ему придан рассчитанный бомбардиром курс. Следя за целью в прицел, повернутый на угол сноса, найденный до выхода на боевой курс, бомбардир в большинстве случаев будет видеть, что цель приближается не прямо навстречу, а с некоторым сносом, что означает, что самолет движется не в направлении на цель, а уклоняется с заданного направления в сторону, например в точку 2. Для вывода самолета на цель необходимо повернуть прицел параллельно наблюдающемуся направлению движения цели и земных предметов (сносу), как показано в точке 2, а затем изменением курса самолета добиться направления прицела в цель, как показано в точках 3 и 4.
   Точка, в к-рой самолет должен быть развернут на заданное направление, называется т о ч к о й р а з в о р о т а на боевой курс, а длина пути, проходимого самолетом по заданному направлению от точки разворота до момента сбрасывания бомбы, носит название "боевой путь". Удаление от цели точки разворота на курс при современных скоростях полета колеблется в пределах 2--3 км при высоте Б. 1000--2 000 м и в пределах 3--4 км для высот 2 000--5 000 м.--9) Определив момент бросания, бомбардир бросает п р и с т р е л о ч н у ю бомбу и, не меняя курса, ожидает ее разрыва, оценивает при помощи прицела отклонение разрыва бомбы от точки прицеливания, вносит соответствующие поправки в установку исходных данных на прицеле и, продолжая полет без изменения курса, бросает вторую пристрелочную бомбу в любую вторую пристрелочную точку, лежащую на направлении полета (рис. 16). Оценив при помощи прицела величину отклонения второй пристрелочной бомбы от пристрелочной точки, снова вносит исправления в установку данных на прицеле, но уже только на половинную величину наблюдающегося отклонения (при третьей пристрелочной бомбе поправка должна быть равна одной трети измеренного отклонения и т. д.). Опыт показывает, что практически достаточно ограничивать пристрелку двумя бомбами.-- 10) После пристрелки самолет направляется в район цели, маневр выхода на к-рую выполняется аналогично выходу на пристрелочную точку. Сбросив бомбу на цель, самолет, не дожидаясь разрыва, должен сразу же изменить курс, высоту и режим полета, чтобы выйти из сферы зенитного огня. При этих условиях продолжительность боевого курса колеблется в пределах от 20 до 40 ск. для высот 1000--2 000 м и 40--60 ск. для высот 2 000--5 000 м.
   Б. с г о р и з о н т а л ь н о г о п о л е т а н а п р о и з в о л ь н о м к у р с е может быть выполнено только с прицелами, определяющими угол прицеливания по временному или синхронному принципу. Техника выполнения сводится: 1) к определению в полете всех характеристик полета, влияющих на величину угла прицеливания (за исключением путевой скорости); 2) к выходу на совершенно произвольный по направлению боевой курс, для к-рого бомбардир лишь приблизительно знает угол сноса. Т. обр. боевая наводка на цель заключается полностью в определении угла сноса и уточнении курса самолета на самом боевом курсе приемом, указанным выше в п. 8. Исправление (уточнение) курса при этом способе Б. приходится делать не один раз, а два, а иногда и три раза (рис. 18), вследствие чего длина боевого курса получается значительно большей, чем при Б. по заданному направлению. При Б. с произвольного курса неприменима пристрелка, вследствие чего меткость рассматриваемого способа ниже, чем при Б. с заданного направления. Преимущество метода Б. с произвольного курса заключается в возможности Б. по целям, не обозначенным на карте, по целям движущимся и при Б. с малых высот.
    []
   Б. с г о р и з о н т а л ь н о г о п о л е т а в п л о с к о с т и в е т р а является самым элементарным по технике выполнения. Схема его такова: 1) в полете аэронавигационными методами определяются направление и скорость ветра, если для определения угла прицеливания конструкция прицела требует знания этой скорости; 2) по карте в полете через цель и пристрелочную точку прочерчиваются прямые, указывающие направление ветра, и отмечаются ориентиры, расположенные вблизи этих прямых; 3) самолет направляется к пристрелочной точке, разворачивается на боевой курс, пользуясь отмеченными ориентирами; 4) произведя пристрелку, самолет направляется к цели и выполняет метание, как указано в п. 2. Если надежных ориентиров, указывающих направление полета в плоскости ветра вблизи цели нет то выход на боевой курс производится при помощи вспомогательного курса. Вспомогательный курс прокладывается через точку разворота на боевой курс под углами 90 град., 45 град. или 30 град. к направлению ветра. Длина его берется равной 500- 1000 м.
   Выход на боевой курс помощью вспомогательного курса обычно производится по следующей схеме-- 1) Для вспомогательного курса вычисляется компасный курс.--2) Прицел поворачивается вокруг своей вертикальной оси на угол, несколько меньший намеченного угла разворота со вспомогательного на боевой курс.--3) Самолет выводится на вспомогательный курс, пользуясь для этого ориентирами местности, или при полном отсутствии ориентиров или невозможности получения их с карты просто разворачивается на найденный курс вспомогательного направления на расстоянии 2-- 3 км от цели.--4) Разворот на боевой курс производится в тот момент, когда линия визирования, направленного в сторону прицела, перекроет цель (рис.19, 20).--5)После разворота прицел устанавливают параллельно оси самолета; бомбардир уточняет направление полета, наблюдая за приближением цели в прицел.
    []
    []
   Б. с п и к и р о в а н и я дает хорошие результаты при пикировании под углами 60--80 град. с высот от 300 до 1 000 м. Преимуществами этого вида Б. являются быстрота его выполнения и громадная свобода маневра бомбардировочного самолета непосредственно перед сбрасыванием, что уменьшает уязвимость атакующего огнем зенитной арт-ии. Схема атаки заключается в подходе к цели против ветра на произвольном режиме, возможно даже зигзагообразно и с изменением скорости. Вблизи точки сбрасывания, определяемой вначале грубо на-глаз, летчик переводит самолет в горизонтальный полет и, наблюдая за целью через простейший визир, установленный на заданный угол пикирования, "переваливает" самолет в пике в тот момент, когда цель попадает на перекрестие, или мушку визира. В дальнейшем на пике летчик прицеливается через прицел, установленный параллельно оси самолета, беря поправку (упреждение) на кривизну траектории бомбы (рис. 21).
    [] Смотри далее. Бомбометание. Часть 3
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"