Статья из Военной Энциклопедии 1932-33 г.г. : другие произведения.

Бомбометание. Часть 3

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Ошибки бомбометания.
   По отношению к бомбе самолет играет примерно ту же роль, что орудие для снаряда. Положение самолета и режим полета в момент сбрасывания бомбы предопределяют начальные условия падения бомбы, а следовательно являются основными факторами, влияющими на меткость метания. Неизбежные погрешности в определении положения самолета и режима полета в момент метания, а также разнородность баллистических качеств бомб вызывают случайные и постоянные ошибки.
   С л у ч а й н ы е о ш и б к и появляются без определенного порядка и происходят то в ту то в другую сторону; они бывают то большие, то меньшие, то положительные, то отрицательные относительно среднего результата. Они изменяются при сбрасывании каждой бомбы при каждом новом заходе.
   П о с т о я н н ы е о ш и б к и происходят всегда в одну и ту же сторону и имеют определенную величину для данного метания. Случайные ошибки являются причиной рассеивания бомб относительно средней траектории (кучность, или "полигонное рассеивание"), постоянные ошибки являются причиной смещения всего пучка траекторий всего полигонного рассеивания относительно центра цели. Как ошибки случайные, так и ошибки постоянные создают погрешности в прицеливании по дальности (ошибки по дальности) и по направлению (боковые ошибки). Последние примерно вдвое больше первых.
   Главнейшие причины с л у ч а й н ы х о ш и б о к по д а л ь н о с т и в порядке их значимости таковы.
   1. П р о д о л ь н а я ( к и л е в а я ) к а ч к а с а м о л е т а ("болтанка") вызывает качание линии прицеливания у прицелов с необеспеченной вертикалью приблизительно в пределах от + - 0,5 град. до +- 1,5 град., что зависит от типа самолета. Во время болтанки размахи качки могут доходить до 2,5--3 град.. Килевая качка заставляет кроме того меняться скорость самолета, что помимо изменения начальной скорости полета бомбы влечет уход пузырькового уровня, а следовательно и линии прицеливания у прицелов с полуобеспеченной вертикалью на + - 0,5 град.-- +-1 град. от вертикали. В общей сложности на каждую тысячу метров высоты продольная качка при отсутствии болтанки для прицелов с необеспеченной вертикалью может дать отклонение бомбы в +- 25 м, для прицелов с полуобеспеченной вертикалью (пузырьковые)--отклонение в +-17 м. Ошибки по дальности прямо пропорциональны высоте полета.
   2. К о л е б а н и я с к о р о с т и п о л е т а (в среднем от+-1,5 до +-2 м/сек) дают следующие отклонения бомбы для различных высот: 1000 м-- +-27 м, 3 000 м--+-45м, 5 000 м-- +-63 м.
   3. К о л е б а н и я в ы с о т ы по л е т а дают большие отклонения бомбы только при малых высотах полета. На бреющем полете отклонение достигает +-30 м.
   Главнейшей причиной появления с л у ч а й н ы х б о к о в ы х о ш и б о к является н е у ч т е н н ы й с н о с с а м о л е т а (незамеченная бомбардиром неправильность направления полета), обычно достигающий на практике +-10 град.; дает боковые отклонения бомбы на высоте 1000 м-- +-80 м, на высоте 4000 м-- +-170 м. Ошибки от неучтенного сноса являются следствием бортовой качки, рыскливости (см.), а также остаточного скольжения самолета после разворота при выходе на боевой курс. При гироскопическом прицеле эта ошибка уменьшается более, чем вдвое.
   П о с т о я н н ы е о ш и б к и по д а л ь н о с т и получаются в результате следующих главнейших причин.
   1. Н е п р а в и л ь н о о п р е д е л е н н а я с к о р о с т ь п о л е т а дает смещение центра полигонного рассеивания относительно цели для 1000-- +-60 м, а для 4 000 м-- +-130 м.
   2. З а п а з д ы в а н и е р е ф л е к с а б о м б а р д и р а влечет за собой ошибку в среднем на 15--20 м для всех высот. Эта ошибка в большой степени зависит от конструкции бомбосбрасывателя, а при синхронных прицелах, производящих сбрасывание замыканием тока, эта ошибка исчезает вовсе.
   3. О ш и б к и в о п р е д е л е н и и в ы с о ты могут достигнуть +- 4 --+- 5% высоты, если не вводить в показания высотомера поправок. Эти ошибки дают смещение центра кучности приблизительно на +-40 м для всех высот от 1 000 до 5000 м.
   П о с т о я н н ы е о ш и б к и б о к о в ы е зависят почти исключительно от остаточного скольжения самолета после разворота на боевой курс, если этот курс мал, режим полета не успевает восстановиться и если все развороты на боевой курс совершались в одну и ту же сторону. Эти ошибки присущи для прицелов с полуобеспеченной вертикалью и вызывают смещение центра кучности для высоты от 1 000 до 4000 м в 15--30 м. При метании с прицелами с необеспеченной вертикалью, при крене самолета или сваливании прицела из-за неправильной его установки получается смещение центра кучности на 17 м на каждую 1000 м высоты и на каждый градус крена самолета или наклона прицела. Смещение центра кучности происходит в сторону крена или наклона прицела.
   Случайные ошибки гл. обр. вызываются недостатками применяемой материальной части (прицела, самолета, измерительного прибора, бомбосбрасывателя и т. п.); от тренированности экипажа самолета они зависят лишь в той степени, в какой экипаж следует точности показаний приборов. Уничтожение случайных ошибок должно вестись по линии улучшения качеств материальной части и повышенной тщательности ухода и обращения с ней.
   Постоянные ошибки могут быть учтены и уничтожены экипажем бомбардировочного самолета следующими действиями: а) введением инструментальных поправок при определении угла прицеливания (поправки на температуру, давление воздуха, превышение цели над уровнем аэродрома, запаздывание рефлекса бомбардира и т. п.), б) тщательным измерением путевой скорости, в) пристрелкой 1--2 пристрелочными (пробными) бомбами, бросаемыми по вспомогательной (пристрелочной) точке. Пристрелка определяет все оставшиеся не учтенными постоянные ошибки. Определение отклонения центра полигонного рассеивания от центра цели будет тем точнее, чем точнее были взяты ранее все необходимые поправки. Если бы положение центра полигонного рассеивания относительно цели могло быть определено точно, можно было бы внести соответствующие исправления в остановку прицельных данных и добиться совмещения центра полигонного рассеивания с цен-тром цели, т. е. получить наиболее благоприятные условия для поражения. Однако т. к. по наблюдению разрывов только 1--2 пристрелочных бомб нельзя точно определить центр полигонного рассеивания, последний на практике и после пристрелки остается смещенным в сторону (на некоторую неизвестную для бомбардира величину) от центра цели.
    []
   Эта остаточная после пристрелки постоянная ошибка не может уже быть определена бомбардиром, а потому приобретает характер ошибки случайной. Складываясь с другими случайными ошибками, Она дает рассеивание большей кучности, называемое б о е в ы м р а с с е и в а н и е м , которое характеризует меткость.
    []
   При сбрасывании первых пристрелочных бомб это рассеивание резко уменьшается, мало изменяясь при дальнейшем увеличении числа пристрелочных бомб, благодаря чему практически более двух бомб для пристрелки применять нет необходимости. В результате пристрелки двумя бомбами центр боевого рассеивания почти совпадает с центром цели.
    []
   Величина остаточной пристрелочной ошибки в большой степени зависит от экипажа самолета (слетанность, соблюдение режима полета, точность наблюдения разрывов, тщательность внесения всевозможных поправок и т. д.). Эта величина зависит также и от системы прицела, позволяющего с большей или меньшей точностью оценивать отклонения бомбы от цели. Т. к. величина пристрелочной ошибки влияет в конечном итоге на меткость Б., то последняя естественно также является нек-рой функцией от квалификации экипажа самолета и совершенства прицела. Действительно площадь рассеивания, определяющая меткость, у посредственных экипажей получается почти в 3 раза больше площади рассеивания хороших экипажей, а рассеивание, получаемое с прицелами с гироскопич. вертикалью, меньше в 6--10 раз площади рассеивания прицелов с необеспеченной вертикалью.
   Боевое рассеивание, характеризующее меткость Б., как правило имеет форму овала, растянутого поперек направления полета. По америк. данным при метании с гироскопич. прицелами эллипс рассеивания приближается к кругу. Кучность (полигонное рассеивание) и меткость (боевое рассеивание) иллюстрируются рис. 22, 23 и 24.
   Действительно, производя ряд заходов на цель одиночным или одиночными самолетами и заставив все эти самолеты сбросить свои бомбы в цель залпом при одном и том же угле прицеливания, выполнив при этом возможно точнее и однообразнее все условия бомбардировочного полета, мы увидим, что отдельные точки сбрасывания не будут совпадать, а под влиянием случайных ошибок расположатся на различных расстояниях вокруг истинной (средней) точки сбрасывания. В результате этого разрывы бомб покроют на земле (рис. 22) площадь, называемую полигонным рассеиванием (кучность). Бомбы каждого залпа, вылетев практически почти из одной точки пространства, под влиянием разнородности баллистич. Качеств опишут пучок траекторий и дадут на земле рассеивание, называемое "техническим". Технич. рассеивание входит как причина одной из случайных ошибок в полигонное рассеивание, но по величине в десятки раз меньше его.
   Если одиночные самолеты для сбрасывания своих залпов произведут самостоятельное определение и установку углов прицеливания, то после сбрасывания ряда залпов мы получим боевое рассеивание без пристрелки. Рис. 23 показывает, что в этом случае благодаря неизбежным "постоянным" ошибкам в определении углов прицеливания полигонные рассеивания отдельных самолетов не совпадут, а разместятся на большем или меньшем расстоянии друг от друга и от цели. Проведя пристрелку одной или двумя бомбами, можно достигнуть значительного уменьшения постоянных ошибок и тем самым добиться значительного уменьшения боевого рассеивания, т. е. повышения меткости (рис. 24).
   Прогресс техники Б. можно иллюстрировать изменением диаметра круга, в к-ром ложатся все 100% бомб, бросаемых с высоты 2000 м хорошим экипажем: диаметр 490 м--франц. бомбардировочная авиация в 1924; 263 м--америк. бомбардировочная авиация в 1924 с прицелом Вимперис марки КШ; 119 м--америк. бомбардировочная авиация в 1926 с синхронным гироскопическим прицелом. 50% из всех указанных выше бомб соответственно легли в круг радиус к-рого (вероятное радиальное отклонение) равен 107, 58, 15 м.
   Лит.: Я к о б с о н Р. Т., Сборник заданий по бомбометанию, ч. 1, 1932; В а в и л о в Н. В., Краткий курс бомбардирования для летчиков-разведчиков и истребителей, М.--Л., 1929; Прицел для бомбометания типа АП-2, М., 1925; Б у р а к о в А. и К и с е л е в С, Техника и методы выполнения ночного бомбардировочного полета одиночным самолетом, "Вестник воздушного флота ", 1931, 4; M у с с е л и у с Б., Бомбардировочная атака эскадры в море, там же, 2; А н т ю ш е в С, Об ошибках при бомбометании, там же, 5--б; Н и к о л ь с к и й M. H., Лекции по курсу бомбометания, Москва,
   1929. К. Трунов и Б. Карташев.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"