Trailer Travel : другие произведения.

Отель на колесах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.02*15  Ваша оценка:

  Уважаемые читатели!
  Эту книгу меня сподвигнула написать ситуация, сложившаяся у нас в России на рынке кэмперов. Мне очень хотелось дать наиболее полную информацию об этой малознакомой теме для большинства людей и рассказать обо всех достоинствах этого прекрасного изобретения человечества, называемого "ДОМ НА КОЛЕСАХ" (кэмпер, трейлер, автодом). Я решил поделиться своими знаниями, опытом и технической документацией, приобретенными за долгое время знакомства с данной техникой. Надеюсь, что многим помогу разобраться в данной теме, так как ни одного аналогичного издания на сегодняшний день я не видел, а вопросов у людей просто масса. Сразу хочу сказать, что я являюсь "технарем", а не писателем, поэтому прошу строго меня не судить. Искренне надеюсь на новую информацию по данной теме от специалистов и людей "с головой и руками", которую обязательно приму к сведению и поделюсь с другими интересующимися (обязательно со ссылкой на автора). Все отзывы и предложения прошу присылать мне на почту autotrailer.travel@gmail.ru
  
  С уважением,
  Михайлов О.Б. 2012 год СПб
  
  
  
  Введение
  
  
  В наше нелегкое время у людей остается все меньше и меньше времени и денег на отдых. Бытовые проблемы и ограниченные финансовые возможности превращают жизнь в беспросветную рутину и если не изменить такое положение вещей, то ситуация может стать критической, так как человеку просто жизненно необходим отдых.
  Но если нет загородного дома, как, собственно, и денег на него, а любая задрипанная "хибара" без каких-либо удобств стоит не меньше миллиона рублей (цена в Питере за 2012 год), то со временем вопрос об отдыхе встает особенно остро. Отдых же в российских кэмпингах и домах отдыха "кусается" не меньше зарубежных поездок. Так что же делать?
  Загнивающий, но расчетливый Запад на этот вопрос для себя ответил уже давно. Этот ответ можно увидеть в любом более-менее крупном заграничном городе в пятницу вечером в виде "рек" автодомов и трейлеров, заполняющих трассы во всех направлениях, особенно в Германии.
  "Там" люди умеют считать деньги гораздо лучше нас (извините, если кого-то обидел) и уже давно просчитали все прелести домов на колесах, а прелестей этих много. Многие сейчас скажут, что "там" - это не "здесь". Согласен, но согласитесь и Вы, что "наши" люди всегда и все приспосабливают под "наши" реалии, при этом получается очень даже здорово. Голову нужно только приложить и немного руки. Многое уже придумано, сделано и проверено на практике, но, если кто-то придумал что-то лучшее, - пожалуйста, напишите о ваших достижениях на мою почту и в следующем выпуске книги я это обязательно опубликую с ссылкой на Вас (чужой славы мне не надо). Адрес моей электронной почты находится в начале книги в разделе "предисловие".
  А пока давайте немного разберемся, что же такое дома на колесах, и какие они бывают.
  Автодома бывают на базе машин (как легковых, так и грузовых), а так же на собственной базе, то есть раме. Существуют еще жилые модули, но это отдельный разговор.
  Большинство наших людей считают, что автодома на базе микроавтобусов удобнее, чем прицепы. Это утверждение верно далеко не всегда. К тому же, автодом намного дороже трейлера (в три-четыре разатрейлера), а содержание его намного хлопотнее. Автодом на базе машины, по сути своей, состоит из того же самого трейлера, который установлен на автомобиль. Машина же требует технического обслуживания неизмеримо большего, чем трейлер, причем даже если Вы пользуетесь ей очень редкои значит, выходить из строя она будет чаще обычного. А что касается современных машин, то там все еще хуже, так как современная техника вся основана на электронике, в которой проводка полностью состоит из очень тонких ювелирных соединений, со временем начинающих окисляться. Из вышесказанного следует, что одно: электроника начинает "глючить", что создает серьезные проблемы с ремонтом из-за нестандартной высоты данной техники (около от трех метров), а сервисов с данной высотой ворот кочень сожалению мало. Мои предположения недавно подтвердил один из представителей московских официальных дилеров по продаже автодомов, который в течение недели искал, где ему поменять сцепление у кэмпера на базе FIAT DUCATO. При весе почти в пять тонн и высотой 325 см эта проблема встала настолько остро, что, в конце концов, мой знакомый был вынужден арендовать у грузового предприятия "яму", а слесаря приглашать от официальных дилеров FIAT. Догадайтесь, во сколько ему это обошлось.
  Исходя из вышенаписанного, рекомендую даже небедным людям до покупки приглянувшегося им автодома узнать хотя бы один адрес сервисной станции и ее уровень, где он сможет в случае чего обслуживаться. Несмотря на то, что техника новая, случается всякое.
  Продолжение еще печальнее, так как ремонт автодома - это не совсем то же самое, что и ремонт обычного микроавтобуса из-за электрических схем, которые завязаны с электроприборами жилого модуля. Но вся проблема в том, что этих специализированных электрических схем-то практически ни у кого и нет, так как первые хозяева их давно потеряли, а на обычных сервисных станциях их никогда и не было. В интернете схем также нет (искал лично три месяца), а у официальных дилеров, торгующих новыми автодомами, электросхемы есть только на новые модели брендов, которые они представляют. Например, в Питере есть только один официальный дилер, торгующий новыми автодомами фирмы "ADRIA" - это "Бавария-Авто". Соответственно, и электросхемы у них только данного бренда. Есть еще одна фирма, занимающаяся ремонтом и продажей разнообразных кэмперов, но там такие цены, которые Вас точно не обрадуют. В свое время мне понадобилась электросхема трейлера "HOBBY" , которую я все-таки нашел через пять месяцев поисков и то случайно, а больше мне, в плане находок электросхем, за пять лет похвастаться нечем.
  Далее. По незнанию многие считают, что взяв автодом на базе машины, они весело поедут отдыхать в леса, к озерам и т.д. ... Снова ошибка. И не одна.
  1) Самые удобные кресла для передвижения - это автомобильные, а вовсе не те, которые стоят в автодомах. Автомобильных там только два передних сидения, включая водительское, а остальные - это плоские подушки, расположенные друг к другу под углом 90 градусов. А теперь попробуйте сесть на стул, выпрямите спину под прямым углом и так посидите хотя бы часик. Лично я один раз так прокатился - до сих пор ощущения помню. Даже сидя на обычном стуле диване гораздо удобнее. К сведению самых хитрых: лежать во время движения в автодоме категорически запрещено правилами, к тому же это действительно опасно. Исходя из вышесказанного, задумайтесь над тем, не станет ли пыткой для Ваших родных и близких такой выезд на природу (тем более дальнее путешествие).
  2) Еще одно дополнение: высота "алькова" (спальник над кабиной) всего 60 см (минус 10 см на матрац) и находится он на высоте 130 см от пола и 90 см от находящегося рядом сиденья ,. вот Вот и попробуйте туда залезть при общей высоте потолка 190см, . к К тому же для людей с боязнью маленьких пространств, как моя девушка, это совершенно более чем не комфортно. Исходя из вышесказанного докладываю, что эта "штука" хороша только для детей или взрослых спортивного телосложения. Масса моих знакомых имели аналогичные автодома и все перешли или на джипы с жилым кунгом или на трейлера. Пишу я все это для того, чтобы Вы не повторяли моих ошибок и не тратили массу денег впустую. Свежие автодома на базе микроавтобусов хороши для людей, ,имеющих мешок денег (старые автодома я не рассматриваю, так как из-за границы их не привезти. Спасибо нашей таможне).
  Очень хороши автодома на базе грузовых джипов с закрепленным на них жилым модулем. Такая техника напрямую предназначена для любых труднодоступных мест, но они рассчитаны на трех человек и таких удобств, как в обычном кэмпере, там нет (душ, туалет), к тому же, там очень мало места. Цена на такую технику также впечатляющая и под силу только очень обеспеченным людям.
  Для практичных же людей, умеющих считать деньги, трейлер остается прекрасным решением как:
  свой домик для путешествий;
  свой дачный домик (поставленный на участок к знакомым или к одинокой бабушке за тысячу рублей в месяц), на котором, при необходимости, можно уехать путешествовать;
  свой дачный домик на море (по аналогичной схеме);
  гостевой домик;
  временный домик при строительстве капитального дома;
  домик для охраны.
  При этом все "домики" с хорошей комплектациейне только сделаны "под ключ" и, включая все городские удобства с евроремонтом и встроенной мебелью с фасадами из натурального дуба (в приличных комплектациях), а . при При необходимости же их легко можно продать или заменить на другой, причем с минимальными денежными потерями. Для людей, живущих недалеко от Санкт-Петербурга, могу посоветовать безопасный, недорогой и очень комфортный отдых в кэмпингах дружественной нам Финляндии: отдых в пятизвездочном кэмпинге для домов на колесах без учета количества людей стоит в районе 12 евро в сутки, но можно найти и дешевле.
  Недорогим же вариантом для любителей озерно-лесного, дикого отдыха с комфортом также остаются привозные трейлера (длиной не более 450 см плюс прицепное устройство) начала 90-х годов (при тщательном выборе профессионалов, они еще долго послужат Вам). Небольшой профилактический сервис ,, сделанный Вами, значительно увеличит срок их службы. Текущий ремонт также не расстроит Вас, к тому же случается он крайне редко и заключается в окислении электроконтактов, замене затвердевшей смазки и забравшихся, куда не нужно, насекомых. Разумные цены, доступность и наличие запчастей и ремонта делают европейские кэмперы очень привлекательными для большинства населения РФ.
  3) Мощность двигателя автодома должна быть не менее 90 лошадиных сил для бензиновых моторов и не менее 75 лошадиных сил для дизелей (исключение составляют автомобили с понижающей передачей), иначе не хватит мощности при движении на приличном подъеме и по лесным дорогам. При езде по разбитой дороге скорость должна быть не более 7 км/ч. Если данное ограничение скорости не соблюдать- , то Вы можете раскачаете раскачать крепления мебели, вплоть до ее падения, и резко увеличите вероятность протечек между стыками панелей. Для проезда по лесным дорогам очень рекомендовал бы обзавестись колесными "цепями", которые легко снимаются-надеваются и резко повышают проходимость машины без перегазовок.
  4) Большинство автодомов имеет "альков", то есть спальник над кабиной, который резко понижает маневренность автомобиля между деревьями и требует специальных навыков при такой езде. При ударе же углом алькова о дерево, даже небольшом, возможно нарушение герметичности соединений панелей, из которых состоит автодом и, как следствие, протечки.
   Дело в том ,что производители а/домов расчитывают эксплуатацию кэмперов только по трассам, а для буераков они изначально не прдназначены , хотя и могут быть адаптированы к Российским особенностям эксплуатации ,но только после спецподготовки и соблюдая определенные предосторожности.
  Теперь об особенностях путешествий с трейлером.
  Если максимальная масса Вашей машины плюс максимальная масса трейлера больше 3500 кг необходима категория В-Е, для тех, у кого нет "грузовой" категории с прицепом. Если в ваших правах открыты категории В, С и Е, то больше сдавать ничего не надо. Для остальных автошколы делают категорию за один-два месяца. Стоимость от 17 до 30 тысяч рублей "под ключ" (недешево, но один раз на всю жизнь разориться можно).
  Что касается страха многих перед ездой с прицепом, то это напрасно. Лично я учился так: за 1500 рублей взял напрокат на сутки трейлер (хотя можно было бы взять напрокат и простой прицеп за 300 рублей), выделил на обучение одно воскресение, зацепился и поехал. Через 3 часа катания я почувствовал себя достаточно уверенно, а к вечеру уже легко делал полный разворот на двухполосной дороге и выкручивал "восьмерку". Главное, это не делать резких движений, не торопиться - и все получится (ходить Вы тоже когда-то не умели, а теперь не остановишь). Так что Не не так страшен черт, как его малюют.
  P.S. Только что поступила информация, что в новых правилах, вышедших в 2012 году, видоизменили текст, убрали пункт 8 из экзаменационных билетов (касающийся уточнения категории), но по сути эта часть правил осталась почти без изменений (выписку из старых и новых ПДД я занесу в раздел "Дополнительные материалы"). Существует еще "Международная Венская конвенция", которая регламентирует всеобщий порядок (то есть до 3500 кг общей сцепки) и разъяснения по данному вопросу генерала В.Н.Кирьянова к старому образцу ПДД (Указание ДОБДД МВД России от 02.02.2009 г. Љ 13/5-16), который так же ссылается на положении Конвенции о дорожном движении (Вена 8 ноября 1968 года). Очень рекомендую распечатать все эти документы (они выложены в конце книги в параграфе "Дополнительные материалы") и возить всегда с собой для более "легкого" общения с представителями ГИБДД.
  
  
   Корпус
  
  
  У большинства автодомов и трейлеров из Европы жилой отсек является не чем иным, как облагороженным термофургоном. Стены жилого отсека состоят из термопанелей, представляющих трех-четырехслойный "бутерброд", включающий в себя алюминий, пенопласт, фанеру и, у скандинавских производителей, в дополнение еще один тонкий утеплитель. На крышу используют аналогичный набор, только вместо алюминия применяют пластик. В некоторых современных кэмперах пластик также используют для наружной обработки стен, взамен алюминия. Пол сделан по аналогичной схеме, то есть фанера, пенопласт и снова фанера с водоотталкивающей обработкой. Соединение потолочных и стеновых панелей, усиленных с торцов деревянными брусками, между собой обеспечивается алюминиевыми профилями, специальной мастикой, сохраняющей эластичность десятилетиями, и саморезами и скобами. При всей кажущейся игрушечности корпус достаточно прочный и термоустойчивый к перепадам температур. Все вырезанные проемы в стенах и потолке для окон и люков также усиливаются вклеенными деревянными брусками, но в данном случае герметичность достигается только уплотнительными резинками, а для люков вместо резиновых уплотнителей используется обычный герметик, который, в отличие от мастики, не выдерживает десятилетий и дает трещины при высыхании. Как следствие, начинаются протечки, которые, правда, легко и без последствий устраняются.
  Теперь, когда Вы знаете конструкцию трейлера, Вам будет проще понять излишние опасения дилетантов, охающих при виде отпотеваний или даже легких протечек около люков или под окнами.
  Одного стандартного туба герметика и потраченных полутора часов личного времени достаточно для обработки всех окон и люков в трейлере, что гарантирует Вам полное спокойствие на ближайшие семь-восемь лет. Герметизация окон достигается путем отгибания резиновых уплотнителей и закладывания туда герметика с обеих сторон, после предварительного просушивания. С люками все то же самое, с той лишь разницей, что люки и отдушины сначала нужно раскрутить и просушить, потом заложить герметик, а закручивать через 30 минут, и то без фанатизма (чтобы не выдавить герметик).
  Если же кто-то не хочет ни с чем возиться, что ж, у богатых свои привычки. Самый маленький (до четырех метров) и дешевый новый трейлер без ничего и с мебелью, покрытой пластиком, а не из дерева, с штатным запасом воды десять литров и без душа стоит от 460 тысяч рублей. А тот, который Вам понравится (метров от 5-5,5 в натуральном дереве, с хорошим запасом воды, с душем и горячей водой) потянет уже на 870 тысяч рублей. И это только нижняя планка. Но самое смешное то, что лет через десять у большинства из них начнутся те же самые проблемы, в том числе с протечками. Аналогичный пяти-семилетний трейлер обойдется примерно в 550-600 тысяч рублей. А такой же с малой эксплуатацией и в хорошем состоянии без пробега по РФ около 250- 270 тысяч рублей. Сделайте свой выбор.
  
  
  
  Рама
  
  
  Рамы у всех трейлеров, которые я видел, сделаны из оцинкованной стали. Ржавые рамы, про которые меня часто спрашивают, я не встречал, если не считать легкого налета на срезах (возможно, речь шла о совсем старых или "убитых" трейлерах). Зато видел гнутые рамы (50-70 см от прицепного устройства) перед грузовым отсеком. Обычно такое происходит от неправильного расположения груза в кэмпере или от явного перегруза. Слышал, что один весельчак взял напрокат трейлер, установил сзади большой морозильник, прицепил к джипу и поехал поохотиться, а заодно и порыбачить. Возвращался он через лес, да и скорость была точно не 5-7 км/ч (джип, наверное, был хороший), да не пустой, а с убитым лосем и с добрым уловом рыбы. В общем, когда он приехал через неделю отдавать трейлер, там у всех работников фирмы дар речи пропал. Там не только рама была согнута, но и днище сзади оторвано, разошлись швы между панелями, оторвалась половина мебели и еще многое, многое другое. Потом этот трейлер шесть месяцев собирали и склеивали, а затем очень неплохо продали (трейлер-то 2003 года был). Мне эту историю рассказал один из работников той фирмы. Да и я сам имел счастье видеть кэмперы после аренды "аккуратным семейным людям" (по их уверению). Печальное зрелище. К сожалению, что потом-то их продают наивным людям с заверениями о "девственности" этих трейлеров. Года-то свежие, соответственно и ценник не копеечный. Не знаю, кто как, а я бы все-таки без пробега по российским просторам брал. Так оно надежнее.
  
  
  
  Подвеска
  
  
  Подвеска в трейлерах простейшая. Внутри колесной балки располагаются торсионы, которые, как говорят мастера, могут регулироваться по высоте и жесткости. В большинстве кэмперов есть амортизаторы. Тормоза закрытые, барабанного типа. Тормозные колодки практически вечные (даже не слышал, чтобы их кто-то когда-то менял). Сами тормоза "накатного" типа плюс ручной (горный) тормоз. "Накатный" тормоз - это одна из самых простейших систем, которые я когда-либо встречал.
  При торможении автомобиля трейлер по инерции пытается "накатиться" на тормозящую машину, при этом естественным образом происходит движение тормозного штока, который и приводит в движение (разжимает) тормозные колодки и тормозит трейлер.
  
  
  
  Прицепное устройство
  
  
  Суть прицепного, надеюсь, понятна всем - это крепко, но подвижно соединить автомобиль с буксируемым объектом. В нашем случае, с трейлером. На автомобиль крепится форкоп, который оборудован металлическим шариком диаметром 50 мм. В свою очередь, на трейлере установлена ответно-запорная часть, закрепленная на раме. Есть стандартные системы, которых вполне достаточно для небольших поездок, но для дальних путешествий я однозначно рекомендую прицепное с системой стабилизации хода. Более старые системы (до 1994 года) выпускала фирма "westfalia", на более свежих выпусках фирму-производителя я не увидел, но это уже не имеет значения. По своему смыслу, все эти системы имеют сходное назначение:
  1) дополнительное (и очень надежное) крепление к форкопу автомобиля;
  2) зажим шарика форкопа снизу, который дает плавный ход трейлера (трейлер не "бросает") на неровных дорогах и особенно на повышенных скоростях (более 60 км/ч);
  3) разрешение движения на дорогах Европы со скоростью 100 км/ч (с обычным прицепным - 70 км/ч).
  Стоит такое дополнение (новое) около 1000 евро. Так что вещь стоящая, во всех отношениях, и если Вы любитель дальних поездок, то при возможности постарайтесь выбрать трейлер с таким дополнением. Будете довольны.
  
  
  
  Отопление Вентиляция Кондиционирование
  
  
  В автодомах Европы встречаются два основных вида отопления:
  1) Обычная газовая печка фирмы "TRUMA".
  Надежная, проверенная десятилетиями и очень экономичная техника. Баллон 10 литров хватает на две-три недели зимнего использования с учетом отопления и около пяти недель для проживания летом, с учетом использования плиты и холодильника (он тоже может работать на газе, без электричества). Данная система устанавливается на 98% всех европейских кэмперов. В отличие от того, как думают многие, в данной печке нет прямого контакта нагреваемого воздуха с пламенем, поэтому выжигание кислорода в кэмпере при его отоплении исключено.
  Модификации данной печки заключаются в системах поджига:
  А) ручной (пьезоэлектрический);
  Б) автоматический (от двух пальчиковых батареек);
  В) автоматический 12 Вольт (от бортовой электрической системы для автодомов на базе машин).
  Также в приличных комплектациях стоит система "TRUMA VENT". Заключается она в том, что сзади печки устанавливается вентилятор 12 или 220 Вольт, в зависимости от комплектации, "гоняющий" теплый воздух по всему трейлеру, включая сидения, кровати и туалетно-душевую комнату. Вентилятор на малых оборотах работает абсолютно бесшумно и его не слышно даже во сне. В небольших трейлерах система обдува не обязательна, а вот в кэмперах длиною свыше 420 см она была бы очень кстати, так как иначе будут оставаться непрогретые зоны в начале и конце трейлера. Также вентиляция способствует лучшему прогреву нижней части кэмпера и более равномерному распределению прогретого воздуха по всему трейлеру (весь жар не поднимается наверх, соответственно, легче дышится). Потребление же электричества для зимней вентиляции традиционно мизерно: не более 35 Ватт при напряжении 220 Вольт (при 12-Вольтовой системе еще меньше). Допустимая температура комфортного проживания при стандартной системе обогрева до -15 градусов (при установке предпалатки с системами подогрева и дополнительным утеплением до -30 градусов). Кстати, шкафчик для одежды, в основном расположенный над печкой, служит не только по своему прямому назначению, но еще является сушилкой. Так что в прохладное время одеваться будете только во все теплое.
  На больших оборотах вентилятор немного слышно, но вентиляция при этом такая, что пыль отовсюду выдувает. Этим иногда пользуются в жаркие дни для создания снизу искусственной вентиляции воздуха, хотя по многочисленным отзывам естественной циркуляции воздуха при открытых окнах и люках вполне хватает. За свою многолетнюю практику я столкнулся с кондиционером в трейлере только один раз и то, по словам владельцев, они им почти не пользовались. Я сам плохо переношу жару, но даже при температуре +32 градуса, находясь в трейлере с открытыми люками и окнами с отражающими накидками, чувствовал себя вполне комфортно. Поэтому советовать кондиционирование могу только для путешествий в особо жаркие страны или любителям холода.
  2) В скандинавских странах достаточно часто встречаются тосольные системы отопления (такие, как "PRIMUS").
  При данных системах нагрев происходит посредством автономной печи с электронным программированием (аналогичной автомобильной, типа "WEBASTO"), только работающей на газе "ПРОПАН-БУТАН". На базе этих систем существуют варианты:
  А) шланги с дефлекторами, в которых курсирует нагретый тосол, обогревающий кэмпер, расположены по всему диаметру автодома;
  Б) трубки с нагретым тосолом, расположенные под первым слоем фанеры, образуют теплый пол.
  Оба варианта часто комплектуются системой подогрева воды (путем прохождения через емкость с водой нагретых тосольных трубок).
  Данные системы комплектуются электронным программируемым блоком для установки температуры и времени работы. Такие системы отопления гарантируют комфортное проживание при температуре -30-35 градусов. Неприятные новости заключаются в том, что ни сервиса, ни запчастей на данную технику у нас пока нет, а вышеназванная автономная система "PRIMUS" вообще снята с производства в 1991 году. Стоимость же автодомов с данными системами в Скандинавии очень высокая: в 1,5-2 раза выше стоимости обычных трейлеров. Это информация к размышлению. Выводы сделайте сами.
  
  
  
  Газовая плита
  
  
  Плиты в автодомах - обычного типа, как и дома, только чуть меньше и обязательно с газ-контролем (как и все газовые приборы во всех кэмперах), так что даже при задувании огня Вы никогда не отравитесь газом. Газовых конфорок бывает две или три. Все сделано просто и надежно. Единственный нюанс, возникающий через пятнадцать-двадцать лет, заключается в загустевании смазки ручек, регулирующих газ, что может привести к подтеканию газа из воздухозаборников, находящихся рядом с ручками (круглые отверстия). Для устранения проблемы нужно снять лицевую панель под плитой и раковиной (семь саморезов, пять ручек, три гайки на "13" и одну на "14" у "HOBBY 545"), открутить запорные гайки газовых ручек, убрать старую и положить новую "графитовую" смазку. Затем все собрать. Все очень просто. Если сомневаетесь в своих способностях, то загоните после покупки свой автодом на сервис и за 4-5 тысяч рублей Вам проверят всю газовую аппаратуру.
  Возвращаясь к первоначальной теме, хочу добавить, что в приличных трейлерах сделана электровытяжка (при длительном проживании - очень полезная вещь).
  
  
  
  Холодильник
  
  
  А теперь хорошая новость. В кэмперах холодильники работают от:
  1) 220 Вольт (везде);
  2) 12 Вольт (только на базе автомашин или по спец. заказу в трейлерах);
  3) газа "ПРОПАН-БУТАН" (везде).
  Да-да, фирма ELECTROLUX уже давно разработала и успешно выпускает несколько десятилетий это чудо техники. Когда я первый раз узнал об этом - у меня был шок, настолько это было неожиданно и не укладывалось в голове. Расход газа просто мизерный, а работает как обычный холодильник. В автодомах на базе машин холодильник может работать на ходу от 12 Вольт, а вот с трейлерами дело обстоит сложнее, но не безнадежно. Все дело в том, что для работы холодильника от 12 Вольт нужен отдельный силовой провод как в машине, так и в трейлере, из-за большой силы тока для нагревательного тена холодильника. Поэтому, если Вы хотите иметь работающий на ходу холодильник, то замените синий провод в проводке трейлера (идущий к холодильнику) на провод с сечением от 1,5 мм. В машине также следует заменить провод, идущий на задние противотуманные фонари (именно от этого провода сделано внутреннее питание трейлеров, если оно предусмотрено), при этом проверив "маму" на трейлере (далеко не во всех проводках есть токоведущий провод на внутреннюю 12-вольтовую электрификацию кэмпера). Если данного токоотведения нет или замена провода проблематична, следует кинуть параллельный провод к питанию холодильника. На этом данная проблема будет решена.
  Есть еще одна особенность, которую недавно рассказали: при температуре выше +25 градусов необходимо развернуть кэмпер холодильником на теневую сторону или он перестанет работать, а при дальнейшем повышении температуры установить под нижнюю вентиляционную решетку холодильника два-три микровентилятора, например, от компьютера.
  Вот, собственно, и все.
  
  
  
  Предпалатка
  
  
  Великолепная вещь, если Вы используете кэмпер стационарно в качестве летнего или гостевого домика, а также при остановках в путешествиях от трех суток и более. При установленной предпалатке Вы получаете малогабаритную квартиру со всеми удобствами плюс шикарную светлую веранду больше самого трейлера. Например, HOBBY 545 имеет предпалатку около 14 метров, а именно: 5,5 метров в длину, 2,5 метра в ширину и 2,5 метра в высоту. Судите сами.
  Предпалатки бывают:
  1) летние (из обычной плотной ткани);
  2) зимние (из плотного прорезиненного брезента).
  Зимние предпалатки рассчитаны на круглогодичное использование в течение долгих лет. Наличие огромных окон верандного типа выгодно отличают предпалатку от обычной туристической палатки. При стационарном использовании кэмпера с предпалаткой в Европе их часто обсаживают вьющимися растениями, цветами и подстриженными кустиками (получается просто сказочно). Для удобства делают легкий каркасный пол, стелют ковровое или резиновое (резиново-пластиковое) покрытие или вообще используют естественный травяной покров. Стоимость новых предпалаток в Европе колеблется от 700 евро (летние) и от 1200-2000 евро (зимние), а б/у 250-500 евро. Также хочется добавить, что из любой предпалатки можно сделать тент с боковыми стенками или без таковых. А еще к любой предпалатке дополнительно можно прикрепить другую аналогичную предпалатку или тент и тогда получается ТАКОЕ...!!!
  Для отопления предпалаток используют инфракрасные газовые или спиртовые обогреватели, а также (наше изобретение) возможно отопление с помощью автомобильных автономных обогревателей как жидкостными, так и воздушными термофенами. Вариант с помощью автономных обогревателей хорош еще и тем, что в цепочку обогреваемых площадей можно включить сам трейлер и пространство под его днищем.
  
  
  
  Биотуалет Душевая кабина
  
  
  Биотуалеты делятся на две основные группы - это переносные и стационарные.
  Вся разница между ними лишь в том, что стационарные биотуалеты опорожняются снаружи и имеют немного большую емкость биомассы. Также в стационарных биотуалетах применяется электрослив, а в переносных - ручной спуск. Для слива в обоих типах биотуалетов может применяться дезодорация.
  Принцип биотуалетов прост до безобразия: в емкость для биомассы заливается от 40 до 100 грамм, в зависимости от окружающей температуры, зеленой или синей жидкости для биотуалетов и добавляется два литра воды. В среднем, стационарный биотуалет следует перезаряжать каждые пять дней, если им пользуется семья из трех человек. Лучше использовать фирменные жидкости, такие как THETFORD (они более качественные). Одна бутылка синего или зеленого данного наполнителя стоит около 600 рублей, столько же стоит и розовая жидкость для дезодорации. Их хватает примерно на два месяца (при средних температурах) постоянного использования. Очень экономично.
  Отдельные душевые кабины - это не часто встречающаяся "опция", так как подразумевает богатую комплектацию, к тому же встречающуюся только в свежих кэмперах. Но даже для тех, у кого есть деньги на такую роскошь, не будет большой радости узнать преобладающие размеры таких душевых кабинок: 60 на 60 см (для сравнения: минимальный размер домашних кабинок 80 на 80). И еще, большинство кабинок угловые, то есть один из углов срезан. Размеры можете себе представить.
  Взяв во внимание вышеизложенное, рекомендую присмотреться к совмещенным туалетным комнатам по нескольким причинам:
  1) такие варианты встречаются гораздо чаще (даже среди трейлеров конца 80-х годов, таких как HOBBY);
  2) размеры совместных кабинок гораздо больше (до 850 на 1100 см);
  3) даже если туалетная комната не предусмотрена для душа - в большинстве случаев это можно исправить путем замазывания всех швов и стыков герметиком, а также завешивания полиэтиленовой пленкой по форме круга (можно купить в любом хозяйственном магазине). При установке самой душевой лейки и дополнительных емкостей для воды также особых проблем возникнуть не должно. Надо сказать, что трейлера с фирменными установками горячего водоснабжения, не говоря уже о душе, встречаются далеко не часто, в соотношении 1: 20 , а то и реже (недешевое удовольствие даже для "ихних" граждан). После 1997 года трейлеров со штатными установками горячей воды стало значительно больше, но и стоить они стали также дороже.
  Установок для нагрева воды также много:
   1) фирменная газовая установка от 5 до 10 литров, в основном фирмы TRUMA (стоимость от 1000 евро плюс недешевая установка);
   2) фирменная электрическая установка TRUMA 220 Вольт от пяти до десяти литров (стоимость от 280 евро плюс установка);
   3) фирменная электрическая установка TRUMA 12 Вольт, достаточно слабая (стоимость от 260 евро плюс установка);
   4) фирменные системы отопления с функцией нагрева воды типа PRIMUS (о плюсах и минусах этих систем уже писалось в разделе "Отопление").
  Все вышеперечисленные системы имеют двойную разводку по кэмперу (шланги для горячей и холодной воды), а также соответствующие краны "как дома", в отличие от стандартной "однотрубной" разводки только для холодной воды.
  Хотя большинство трейлеров и не имеет изначально горячей воды, ее можно установить самому следующими способами:
   а) установить в туалетной комнате проточный, накопительный или проточно-накопительный водный нагреватель, продающийся у нас за 3-4 тысячи рублей (который сразу комплектуется и краном, и душевой лейкой);
   б) установить в трейлере или в грузовом отсеке дачную емкость для воды с нагревающем элементом 220 Вольт (50 литров стоимостью 1780 рублей). Сам видел в хозяйственном магазине.
   в) для стационарного использования можно выбрать емкость побольше, чем в пункте "б" (вплоть до 200-литровой бочки, в которую врезают нагревательный тен). А дальше следует удлинение одного провода электронасоса, одного водоподающего шланга и утепления самой бочки (например, мин. ватой). Правда, при этих вариантах вся вода в трейлере будет теплой, но думаю, что для большинства это не проблема.
  Немного хлопотно, зато сколько потом удовольствия, не говоря уже об экономии финансов.
  
  
  
  Электропитание
  
  
  В кэмперах обычно стоят две параллельные проводки на 220 и на 12 Вольт. Часть энергопотребителей, например, у HOBBY 545, питаются от напряжения 12 Вольт: подсветка кухни, освещение туалетно-душевой комнаты, вытяжка и водообеспечение трейлера, в том числе электроспуск в стационарном туалете, а также иногда вентиляция печки и холодильник, работающий в данном варианте только при заведенном двигателе автомобиля.
  От внешнего подключения к розетке 220 Вольт запитано основное освещение всевозможных групп сидений и спальных комнат, холодильник, вентиляция печки (в большинстве кэмперов) и все 12-Вольтовые вышеперечисленные системы, которые включаются через понижающий преобразователь (ручной или автоматический). Также в любом кэмпере предусмотрены электроавтоматы (пробки), а пару раз я встречал даже электросчетчики, но это, скорее, исключение, чем правило. Переходник для наружного подключения 220 Вольт можно купить в любом магазине, торгующим инженерной электрикой (проводами, электроавтоматами и т.п.).
  
  
  
  Какой трейлер выбрать
  
  
  Я здесь не буду описывать весь гигантский выбор кэмперов для людей с мешком денег - это не моя аудитория, а я - не их консультант. Мои советы для тех, кто считает деньги. Для начала скажу, что имея в своем распоряжении обычный ВАЗ можно смело покупать небольшой трейлер на двух-трех взрослых и одного ребенка (а приложив руки, можно комфортно разместить и двоих детей).
  Возьмите тех. паспорт или свидетельство о регистрации на Ваш автомобиль и посмотрите на две графы: "Масса без нагрузки" и "Разрешенная max масса".
  "Масса без нагрузки" автомобиля должна быть больше "Разрешенной max массы" трейлера (иногда фирма-производитель дает свои нормативы по максимальной массе прицепа). Например, у ВАЗ 2107 "Масса без нагрузки" 1060 кг,а у большинства небольших трейлеров (которые я описывал) "Разрешенная max масса" ограничивается 1000 - 1050 кг. Так что если Вы не собираетесь ехать в горы или карабкаться по полному бездорожью, то ВАЗ вас выручит и здесь.
  Из трейлеров я бы рекомендовал ADRIA, HOBBY, KNAUS и практически всю остальную Германию. А вот голландские кэмперы старше 10 лет я бы брать не стал, потому что со слов немецких коллег: "...они сделаны не так качественно...", а немцам доверять можно. Про английские и американские трейлера я почти ничего не знаю, так как не имел с ними дела, зато несколько раз слышал про "свое" оборудование, которое здесь не ремонтируют из-за отсутствия мастеров и запчастей, а также индивидуального "разъема" (соединения с автомобилем, который не достать) и 110-Вольтовой системой энергоснабжения у "американцев".
  
  
  
  Всеми любимый "ТАНДЕМ"
  
  Очень часто встречался с людьми, фанатично ищущих "тандем", но когда спрашивал: "...почему именно его?", то внятного ответа не получал, кроме "...а он мне нравится...". Всякая вещь хороша на своем месте и за адекватные деньги ("тандем" не исключение). "Тандем" - это такой же трейлер, который может быть длиннее (а может и нет) обычных "одноосников" и шире на 18 см, а также тяжелее на 350 - 400 кг. Касаемо цены, то он, соответственно, дороже, начиная с покупки "там" и заканчивая таможенной очистки здесь. При его перегоне идет значительный перерасход топлива, даже если его буксировать мощным джипом (например, V8 объемом 5700 см), причем в данном случае и размеры и вес уже чувствуются "очень даже". На пароме снова перерасход средств из-за превышения длины "сцепки" (если больше 12 метров - в полтора раза дороже, то есть около 1000 евро с учетом "эконом-класса"). В результате всех этих переплат, конечная цена увеличивается на 700 - 1000 евро, по сравнению с аналогичным "одноосником".
  Резюме: "тандем" имеет смысл с тремя группами сидений и если Вам нужно расселить человек пять взрослых и пару детей для стационарного проживания. В остальных случаях это явный перерасход денежных средств. Хотя, у богатых свои привычки.
  
  
  
  Системы антиугона
  
  
  Честно говоря, за всю жизнь ни одного раза даже не слышал, чтобы воровали кэмперы. Возможно, мне просто повезло. На Западе иногда ставят сигнализации автомобильного типа, но это крайне редко. Иногда ставят запорные системы на ответно-запорную часть (прицепное), что тоже случается нечасто. В России иногда применяются аналогичные системы, но в русской интерпретации. Например, на прицепное надевают кусок трубы диаметром около 200 мм, делают в ней отверстие 15 мм (под дужку замка) и закрывают с захватом прицепного амбарным замком с длинными душками. Этого вполне хватает. Для тех, кто использует трейлер стационарно и оставляет его надолго без присмотра могу предложить более капитальный вариант:
  после установки трейлера нужно поднять его на штатных домкратах ("лапах", расположенных на каждом из углов), установленных на автодоме. Далее с кэмпера снимаются колеса, а колесную балку приковывают цепью с замком к кольцу в забетонированной яме. Вместо копания ямы можно взять ручной бур (для установки столбов) и пробурить из одной точки два тоннеля под углом 45 градусов. После этого взять две арматурины, опустить в вырытые тоннели, приварить обе арматурины к небольшому кольцу и забетонировать конструкцию. Теперь все будет закреплено намертво.
  
  
  
  Внимание МОШЕННИКИ
  
  
  Обманов в данной сфере присутствует так же много, как и везде. Начиная от изменения (завышения) годов выпуска на финских и шведских трейлерах, а также на некоторых европейских кэмперах, до продажи хорошо закамуфлированного "утиля" и обмане при заказе с предоплатой. Теперь обо всем подробнее.
  Завышение года выпуска практикуется в тех случаях, когда нет возможности доподлинно его проверить (или эта информация кому-то неизвестна). Например, было весело смотреть на HOBBY, выставленный приколистом из Москвы, 1984-89 года выпуска по модельному ряду, как кэмпер 1994 года. Или также прибавил настроения один смоленский шутник, омолодивший свой голландский трейлер, как минимум, лет на десять (интересно, как это пропустила смоленская таможня?). Или продавец таким оригинальным образом "информировал" о дате продажи, а о дате изготовления покупателям нужно было догадаться самим (такое тоже часто бывает).
  Особенностью "омоложения" также страдают практически все финские и шведские трейлера (KAFI, KABE и др.). Данная техника сделана во всех скандинавских традициях, то есть очень качественно, добротно и с богатой комплектацией, но и стоит она в 1,5 - 2 раза дороже (что вполне справедливо). Когда же я вижу данную технику у нас в продаже по цене 250-280 тысяч рублей 1995-97 годов выпусков, то мне становится просто смешно, так как реальная их СЕБЕСТОИМОСТЬ (после соответствующей растаможки по данному году выпуска) будет тысяч на 100 - 120 дороже, не говоря уже о конечной цене. А данная цена соответствует скандинавским автодомам 1988-91 годов выпуска, что, собственно, отвечает действительности.
  Но ведь покупают, несмотря на то, что даже внешне по качеству и по модельному ряду данные трейлера 1995-1997 годам выпуска не соответствуют. Дело в том, что большинство фирм, изготавливающие кэмперы, меняют модельный ряд, а с ним внешний вид и покраску (цвет) один раз в три-четыре года, поэтому зайдя на специализированные сайты, методом простого сравнения можно, пусть и с небольшой погрешностью, но выяснить истину.
  Что касается европейских кэмперов, то на них, в абсолютном большинстве, набит VIN-номер, как и на всех автомобилях, состоящий из 17 знаков, где 10-й знак соответствует году выпуска (на HOBBY это 11-й знак). Есть еще одно исключение, о котором мне известно, - это трейлеры LMC, где вместо VIN-номера набивают только несколько цифр, которые не говорят ни о чем. Год выпуска в данных трейлерах не определяется - можно выяснить только модельный ряд, говорящий о годе выпуска с погрешностью полтора-два года в обе стороны.
  Всю возможную информацию для помощи Вам я размещу в конце книги.
  Я понимаю, что советским людям всегда хочется верить в то, что с возрастом они начинают разбираться во всем, даже если они этот вопрос никогда не изучали. А еще всегда очень хочется "Канарейку за копейку, чтобы пела и не ела". Давайте, несмотря на соблазны, честно посмотрим на ситуацию: хорошая качественная вещь не может быть дешевой, хотя бы потому, что ее "там" Вам дешево никто не продаст, а если даже перекупщику один раз в год, редко чаще, улыбнется удача и он купит кэмпер на 500 евро дешевле среднего ценового уровня его предыдущих покупок, то Вы об этом не узнаете. Большие скидки и низкие цены на общем фоне могут говорить в основном о низком качестве или криминальном происхождении товара. Для большинства продавцов схема современной продажи кэмперов выглядит примерно так: за границей покупается кэмпер ниже среднего качества, а иногда просто хлам, привозится в Россию, растомаживается по возможно нижней планке (со своими хитростями, но без криминала), далее он отдается в "профессиональные" руки приезжих умельцев, которые его натирают, моют и "склеивают". А дальше Вы видите красивые фотографии, далеко не всегда данного кэмпера, в интернете по приемлемым ценам. Но на этом все не заканчивается и особенно в данном виде махинаций. Можно отметить, что некоторые регионы здесь выделяются больше остальных.
  К примеру, Вы выбрали себе достойный кэмпер, созвонились с владельцем или с представителем фирмы, которые все радужно Вам обрисовали и пригласили воочию убедиться в правдивости их слов, зачастую предупредив, что тянуть с приездом не стоит, так как есть еще и другие претенденты. С переполняющими чувствами Вы приезжаете к месту базирования мечты (хорошо, если это находится рядом, а не за 2000 км), а там стоит средней паршивости прицеп, совершенно в другом состоянии, а иногда вообще не тот, который Вы видели на фотографии, и на Ваш вопросительный взгляд и справедливый вопрос: "Какого хрена?", следуют варианты развития событий:
   а) прилично одетый молодой человек вежливо объясняет, что он никакой не "Вася", с которым Вы говорили по телефону, а его зовут "Федя" и он ни о какой договоренности ничего не знает. С "Васей" он также связаться не может (так как "Вася" заболел, уехал в Антарктиду и, ко всему прочему, у него "почему-то" отключен телефон);
   б) продавец рассказывает увлекательную историю о каком-то "сумасшедшем" туристе, который, пока Вы ехали, примчался и, не торгуясь, несмотря на отговоры продавца, купил как раз этот трейлер (удивительно, как Вы с ним не встретились!);
   в) продавец рассказывает о "досадном упущении" своего помощника, который "совсем забыл" поменять фотографии с уже проданного трейлера, а он, продавец, его не проконтролировал. Этого нерасторопного негодяя он, понятное дело, непременно накажет, а Вам в связи с данным казусом, сделает "хорошую" скидку на любой оставшийся кэмпер.
  При этом, во всех случаях, Вам рекомендуют не расстраиваться и "присмотреться" к тому, что осталось, так как оставшиеся прицепчики не так уж плохи, как может показаться с первого взгляда (из серии: "Не верьте глазам своим"). Рассчет простой: раз уж приехал, тем более издалека, то возвращаться с пустыми руками обидно и накладно (дорога-то денег тоже стоила и времени потраченного жаль), так может хоть что-то возьмет. В крайнем случае, Вам предложат привезти трейлер под заказ, скорее всего, с предоплатой. А если Вы согласитесь, то это уже точно повод для серьезного беспокойства и тема для отдельного рассказа.
  Несколько месяцев назад от своего друга услышал занимательную историю. На него через знакомого вышел человек, который искал себе хороший кэмпер, причем выбрал именно DETHLEFS, хотя его предупреждали, что это не лучший вариант, и попросил помочь с подбором данной техники из-за границы. Человека сразу предупредили, что за неделю это не делается, так как быстро только кошки родятсяхорошие трейлеры по адекватным ценам рядами "там" не стоят, и поэтому времени понадобится не меньше трех-четырех недель с учетом доставки и растаможки. Человек сказал, что все понимает, но понял, видимо, недостаточно глубоко, так как решил параллельно предпринять действия по поиску самому, хотя опыт в данном деле имел нулевой. Он стал усиленно общаться на разных форумах и быстро почувствовал прилив опыта и знаний в области автодомов (специалисты в любой области хорошо знакомы с подобной ситуацией). На одном из форумов он познакомился с фанатом кэмперов TABBERT, который пообещал привезти ему такой кэмпер (великолепный выбор, только очень дорогой), причем 1995 года выпуска, 520 см в длину и за 230 тысяч рублей, что является полным бредом, так как стоимость данного кэмпера в приличном состоянии будет не меньше 300 тысяч рублей и это в лучшем случае. Через десять дней человек с извинениями снял заказ на DETHLEFS, а еще через неделю позвонил встревоженный ростом цены на 30 тысяч у своего нового знакомого из-за "неожиданных" осложнений с TABBERT-ом. Человеку все объяснили и предупредили, что если он сейчас же не предпримет шаги по изменению ситуации, то данное увеличение цены будет не последним, так как впереди предстоит переезд через границу, растаможка и оформление в ГИБДД, где, судя по развитию ситуации, непременно возникнут новые "непредвиденные" осложнения и, соответственно, резкое увеличение цены. Человек не захотел конфронтации и сказал, что попытается все урегулировать с помощью переговоров и взыванию к "совести" мошенника. После этого человек больше не перезванивал, и, как закончилась данная история, я не знаю, хотя нетрудно себе представить. Не забывайте, что Вам, честным покупателям, могут противостоять профессиональные мошенники без зачатков совести, зато с отработанными схемами обмана.
  Убедительно советую заказывать кэмперы только в крайнем случае и у людей, завоевавших твердый авторитет честных торговцев (ведь при разбирательстве даже в суде понятие "хороший трейлер" может трактоваться весьма по-разному, так как он не новый и "следы эксплуатации" быть просто должны. Только вот какие они?). Если же срочности нет, то покупать следует те трейлера, которые уже привезены, растаможены и прошли постановку со снятием в ГИБДД, то есть такие, которые Вы можете посмотреть, пощупать, проверить и т.д.
  При значительном удалении желаемого трейлера от Вашего дома рекомендую обзвонить всех ваших родственников, знакомых (а те в свою очередь, своих родственников и знакомых) и за бутылку хорошего коньяка, скорее всего, найдется человек, который по работе периодически бывает в той области, а то и вообще живет там или где-то рядом. Вот он-то и сможет первично осмотреть желаемый кэмпер. Если же Вам удастся в тех краях найти эксперта по трейлерам (стоимость в Питере около 1,5 тысяч рублей за выезд), то будет вообще великолепно. В обоих случаях будет гораздо дешевле, чем ехать самому.
  
  При осмотре рекомендую обращать внимание, в том числе, на запах внутри кэмперов. Запах сырого дерева или гнили свидетельствует о серьезных проблемах с данным трейлером (сгнивший пол или множественные очаги гниения усиления каркаса). Наличие запаха дезодорантов также должно насторожить Вас. И вообще, в хорошем трейлере не должно пахнуть ничем. Наличие или отсутствие потертостей на мягкой мебели и фасадах расскажут о частоте использования кэмпера и аккуратности хозяев (набор сопроводительной документации является аналогичным показателем).
  А в остальном, как и в любом деле нужен специалист, потому что невозможно взять и передать через книгу весь опыт. Как, например, передать читателю цвет легких (светлых) подтеков и отпотеваний, встречающиеся практически в любом кэмпере около люков, вытяжек и под окнами, которые опасности вообще не представляют, при необходимости легко удаляются и являются практически нормой, с учетом возраста трейлера (совсем идеальные трейлера до десяти-двенадцати лет при аккуратной эксплуатации). А вот темно-коричневые и черные протечки в местах соединений панелей кэмпера - это действительно плохо. Но все это узнается из практики, а это время и деньги. Еще хотелось бы посоветовать наилучшее время для покупки кэмперов - это осень и зима. В эти сезоны и выбрать можно спокойно и торг немного получше. Человек же, решивший взять себе хороший трейлер уже в мае-июне, в большинстве случаев, обречен на провал, так как очередь в эти месяцы у авторитетных продавцов на качественные кэмперы растягивается месяца на два, а то и больше. Хотя и хиленькие трейлера в эти месяца тоже покупают, в основном, из-за невысокой цены. В конце лета, правда, их новые хозяева, сильно матерясь, пытаются избавиться от "счастливой" покупки. В очередной раз подтверждение, что "быстро только кошки родятся".
  
  
  
  Полезная информация
  
  
  Чтобы отдыхать и жить спокойно - купите в охотничьем или военном магазине маскировочную сетку и натяните ее над Вашим кэмпером (можно вместе с предпалаткой и автомобилем). В вечерние и ночные часы разнообразные "неспокойные" люди Вас просто не увидят.
  
  Если в Вашем трейлере нет душа - не беда. Купите (я покупал в магазине О"КЕЙ) переносной летний душ стоимостью 350 рублей или сделайте сами. Он состоит из полиэтиленового черного мешка на десять-двадцать литров с заливной крышкой, наполняемого водой, и шланга с душевой лейкой. Вместо кранчика часто используется зажим (типа прищепка), который пережимает шланг. Такое приспособление вывешивается на солнце и через двадцать-тридцать минут душ готов к употреблению.
  
  Чтобы утеплить трейлер и значительно удлинить его "жизнь" умные люди наклеивают снизу на его "родное" дно еще один слой пенопласта. Сам два раза видел такое "чудо" на трейлерах, пригнанных на нашу таможню (днище на них было как новое). Для людей "с руками" рекомендую взять клей-герметик из серии ТИТАН (стоимостью 126 рублей) и ПЕНОПЛЕКС с "пазовым" соединением (хватит и 3-х сантиметров). После просушки проклейте все днище, причем особо тщательно промажте и проклейте все четыре угла и 10 см по всему наружному периметру, т.к. там стекает вода. Если все сделаете "на совесть", то к этому вопросу больше не вернетесь.
  
  
   При установке трейлера для длительной стоянки с предпалаткой часто в комплекте с предпалаткой отсутствуют верхние и нижние пологи (со временем они просто теряются). Верхние пологи вставляются в паз алюминевого профиля, идущего по боковым стенкам и крыше в месте стыков панелей. Они используются для полной герметизации соединения в месте стыковки предпалатки к трейлеру. Нижний полог так же вставляется в паз алюминевого профиля, идущего по низу трейлера (есть не у всех). Он служит для исключения поддувания под трейлером внутрь предпалатки.
  Восстановить пологи достаточно легко : возьмите плотный полиэтилен (или аналогичный непромокаемый материал) шириной 60 см.
  длина для нижней части - длина вашего трейлера (при зимней эксплуатации - по всему периметру трейлера для сохранения тепла)
  длина для верхней части - длина вашего трейлера плюс 5 метров (для боковых стенок до земли).
  Перед изготовлением пологов во избежании ошибок лично убедитесь в наличии на вашем трейлере данных алюминевых профилей (на HOBBY есть на всех) и соответствие рекомендуемых размеров вашим пазам . Далее купите эластичный провод (общим диаметром с изоляцией 3-4 мм) в магазине инжинерной электрики длиной равной сумме длин верхнего и нижнего пологов вашего трейлера. Отмерьте от края заготовленной полосы для пологов 5-6 см и проведите линию. На проведенную линию по всей длине полога приклейте (можно местами) купленный провод, затем сложите вдвойне полосу (линия сгиба по линии приклеенного провода) и склейте (или спаяйте утюгом) сложенные вместе части полиэтилена. Осталось только вставить в паз алюминевого профиля на трейлере наш новый полог и наслаждаться тишиной и спокойствием.
Оценка: 7.02*15  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"