Трипольский Владимир Иванович : другие произведения.

О Русскости И Необходимой Идеологии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для осмысления русской национальной идеи, русской национальной идеологии важно исходить не из неких абстрактных пожеланий, но из реалий русского этногенеза и истории. Русские - ведущий и титульный этнос более крупной этногенетической общности суперэтнического порядка. По территории проживания в Европе и Азии, по тому, что русские и все остальные народы составляют некое целое, оправданное этногенетически и исторически, эту общность правильнее назвать "русско-евразийская". Поэтому всякая национальная идеология в границах всей России должна учитывать названные этногенетические особенности.

  
  Отклик на статью "О некоторых аспектах идеологии Русского Мира" Андрея Сошенко на Русской Народной Линии.
  
  http://ruskline.ru/special_opinion/2015/03/o_nekotoryh_aspektah_ideologii_russkogo_mira/#comments
  
  Идеология национального значения исходит из национальной идеи. Что такое национальная идея? Некая концепция принципов жизни, её обустройства на основании опыта предыдущих поколений, наших современных представлений и наилучших пожеланий нашим будущим потомкам, считают одни. Философы идут дальше, наделяя национальную идею признаками обобщённого национального самосознания, смыслами существования и исторического предназначения. Есть и радикальные понимания "Эта идея непримирима, бескомпромиссна, груба, фанатична, аморальна. Она руководствуется только тем, что в интересах вида. Этими признаками отличается каждая большая национальная идея..." (украинский националист Донцов Д.И.)
  
  "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему,.. (Бытие 1:26) И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (2:7)".
  И дано было человеку право выбора между добром и злом, стремлением к духовному идеалу и падением в бездну греха, возвышающим богочеловеческим и низменным земным. Творец призывал человека к жизни вечной, не насилуя его воли. Одухотворяя земные народы идеями высшего предназначения. И вот когда Воля Божья соприкасалась с волей человека, рождалась искра национальной идеи. Её внутреннее наполнение, цели и задачи определялись народным культурно-духовным опытом, пониманием стратегической духовной цели и постановкой тактических задач исполнения. Национальная идея решалась в трудах и заботах о хлебе насущном, моральных и нравственных установках, молитвенном подвиге.
  "Моральное существо никогда не может освободиться от власти божественной идеи, являющейся смыслом его бытия, но от него зависит носить ли её в сердце своём и в судьбах своих как благословение или как проклятие" - Соловьёв В.С. "Русская идея".
  
  Для осмысления русской национальной идеи, русской национальной идеологии важно исходить не из неких абстрактных пожеланий, но из реалий русского этногенеза и истории. Русские - ведущий и титульный этнос более крупной этногенетической общности суперэтнического порядка. По территории проживания в Европе и Азии, по тому, что русские и все остальные народы составляют некое целое, оправданное этногенетически и исторически, эту общность правильнее назвать "русско-евразийская". Поэтому всякая национальная идеология в границах всей России должна учитывать названные этногенетические особенности. Сегодня мы говорим "Русский Мир" и 27 млн. наших не русских соотечественников тайно и явно против очередной волны идеологической русификации. Завтра они по нашему примеру будут обустраивать свои миры: татарский, осетинский, чеченский и прочие. И будут правы по-своему. Что неизбежно приведёт к ещё большему национальному обособлению в границах проживания. Усилению привычных национальных разделительных линий, обострению отношений, нарастанию разрушительных процессов на русско-евразийском пространстве. Сегодня наши взаимоотношения строятся на дуальной близости "МЫ-ОНИ", завтра перейдут в разряд взаимоисключающей дилеммы "СВОИ-ЧУЖИЕ".
  
   Православие без сомнения наше духовное обоснование, стратегическая духовная цель существования. Русских в России 80%, из них по некоторым оценкам около 70% считают себя православными, из этого числа 12-15% воцерковлены. Будем реалистами. Православие возвращается в нашу жизнь. Мы входим в Церковную ограду, учимся быть православными. Наше православное самосознание только приходит в себя после долгой зимы атеизма советского периода, очищается от мусора прошлого. Нам самим нужна помощь и поддержка в утверждении основ Веры. Рядом с нами большинство тех, кто о православии имеет смутное представление. Прибавьте к ним более 25 млн. мусульман и иных. Можно заявить о ведущей роли Православия, не забывая при этом соблюсти межнациональные и межконфессиональные приличия, присовокупив "в содружестве и духовном соработничестве с христианами, мусульманами, буддистами и прочими".
  
  Всякая национальная традиция имеет своим основанием сохранение культурно-духовных ценностей. Но идея не может не учитывать этногенез, его развитие, особенности. Мало заявить "Мы стоим на охранительных позициях всего светлого и ценного, заложенного нашими предками, в том числе и советского периода, в частности - сталинского периода, как противоречивого..."
  Кстати, почему авторы новых концепций не хотят осознавать того факта, что ведь это большевики и прочие их союзники по революционному движению сделали всё, чтобы успешное в своём эволюционном развитии государство Российская Империя рухнула. Это они в течение полутора десятков лет подрубали устои самодержавия и вели предательскую агитацию в самые сложные периоды России в русско-японскую и Первую Мировую войны. Не будь их преступных действий, Россия смогла бы принять участие в параде победителей ещё в далёком 1917. Народ тем самым сохранял десятки миллионов жизней, фашизм как идеология не имел основ, национал-социализация Германии лишалась будущего. Так как эти радикальные идеологии глушились на корню.
  
  Заявлять мало, нужно понимать, что не просто Россия, а сформировавшееся в течение нескольких веков русско-евразийское этногенетическое поле ещё недавно "советский народ", пространство в границах Российской империи-СССР на просторах Северной Евразии с его социально-экономическим развитием и есть цивилизация. РУССКО-ЕВРАЗИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Поскольку это название наиболее полно учитывает этногенез и историю, географические особенности, национальное наполнение. Оно даёт нам уже в названии учесть прошлое и дать надежду на общее будущее не только народов России, но и тех, кого сегодня называют общим безликим "постсоветское пространство". Россия же это название государства, которое было до недавнего времени Советским Союзом, ещё раньше Российской Империей, а также Московской Русью, Киевской Русью. То есть, на каждом новом этапе социально-экономического развития название менялось. Не изменились этногенетические условия, русский этногенез эволюционно развивался от простого этнического к суперэтническому русско-евразийскому сложному.
  
  "Русский Мир", "русская цивилизация" милые нашему русскому уху и сердцу, изначально сбрасывают со счетов ближнее зарубежье (Прибалтику, Кавказ, Среднюю Азию, Молдавию), но и не дают надежды десяткам народов России сегодняшней. Наша особость как цивилизации в многоцветьи культур и языков, в содружестве всех религий, в соработничестве всех народов. Только тогда мы одно тело, общий дом, самодостаточная цивилизация среди других, русско-евразийская целостность в этносфере людей.
  Мы не просто "Россия ни Запад, ни Восток" во всём его безличии. Мы особый мир Русской Евразии, с учётом первичности и ведущей роли русских и незаменимой ценности других евразийских народов.
  
  Национальная идея - это в первую очередь энергетический сгусток наших мыслеформ и чувств. Наше глубоко внутреннее эмоциональное, выраженное в слове и одухотворённое высшим светом Божественного. Волевое усилие народа стремящееся воссоединиться с Волей Бога. Поэтому идеология нового времени должна продолжить ту, что была до 1917 г. То есть, Православие остаётся высшей формой духовного развития на пути к Богочеловеческому. Однако, в сложившихся условиях этногенетической дезинтеграции русско-евразийского пространства, социально-экономического переформатирования из единого государства (СССР) в несколько суверенных и дальнейшей их интеграции в ЕврАзийский Экономический Союз, идея особого Русского Мира изначально подстёгивает разрушительные процессы. Заранее сужая русско-евразийское до русского, она даёт нашим не русским сродственникам, соработникам, союзникам, согражданам повод усомниться в нашем понимании их значения в нашей жизни.
  
  Всемирный Русский Народный Собор лишь поставил жирную запятую в определении русскости. Было слегка подмечено участие славян, финно-угров и других в сложении русского этноса. Но нет окончательной картины развития русского этногенеза. А уж о том, что русские создали в соработничестве с другими народами Северной Евразии новое суперэтническое русско-евразийское в последнем слове и намёка нет. Как же мы собираемся жить дальше, не понимая того, что с нами произошло в прошлом? Не имея даже представления об этногенезе?!
  Почему мы знаем своих предков, родовые корни, этнические истоки и не пытаемся понять общей картины русско-евразийского этногенеза? Такое отношение больше похоже на поведение современных водителей: научился управлять авто, зачем себя утруждать знанием того, что в нём внутри! Но ведь народ это не бездушная машина, а живой организм. Требующий знания и должного понимания процессов в нём происходящих. Тут народного умельца не вызовешь. Хотя почему бы и нет, вызвали же на Украину европейцев с американцами. Так "наладили" аж всем вокруг тошно.
  
  Если уж быть корректным и точным, то национальность определяется по родителям. Если кто-то из них русский, то дети имеют право называть себя русскими. И всё же необходимо понимать, в таком случае у ребёнка есть право выбора. Характерный пример из родословной Иоанна Васильевича Грозного. Его далёкий предок темник Мамая, татарин, ушёл на север из Крыма, женился на русской женщине. Один из его сыновей Олекса был крещён в Киеве, стал родоначальником в роде Глинских. Второй Сын Скидарь "собрал стадо коней и верблюдов и ушёл в степь". Каждый из них имел право выбора. Отец Елены Глинской женился на сербиянке, но русские корни, православное воспитание давали детям основание называться русскими, уважая свои татарские и сербские истоки.
  
  Что делать тем, у которых нет этногенетических корней? Как быть, если они живут в России, воспитываются в русской культуре, общаются на русском языке. Одни через кровнородственные связи, брачование "прилепляются" к русскому этническому телу, входя тем самым в русский этногенез своими потомками. Другие остаются культурными ассимилянтами. Армяне армянами, татары татарами. Они могут принять православие, но будет справедливо назвать их за это русскими? Не будет ли такая "национализация" выглядеть предательством по отношению к их предкам, которые вряд ли заслужили таких перемен в потомках. Если людей устраивает подобная культурная ассимиляция, если у них есть желание, пожалуйста. Но когда мой друг (отец его башкир, мать татарка) во время переписи записался русским... Нам, конечно, всем было приятно, только никто его не понял. И не одобрил. Не лучше ли понимая значение культурной ассимиляции честно служить России. Как служили многие: грузины, евреи, немцы и прочие. Оставаясь при этом самими собой, соучастниками общего процесса.
  
  Без сомнения, Православие сыграло в становлении русского народа наиважнейшую роль. Русское самосознание формировалось под влиянием православных традиций. Православная Вера стала стратегическим духовным целеполаганием русского народа. Но православный грек оставался греком даже на Руси. А крещёный иудей остаётся евреем по своим кровнородственным истокам. И не нужно ничего выдумать, русскости от этого не прибавится. Наше этногенетическое или как модно сейчас говорить "национальное", в наших предках. И религия не вправе сего отменить. У неё совершенно иные задачи. Поэтому пусть православный священник занимается душой человека, независимо от его этнической принадлежности. А этнолог объясняет суть национальной идентификации. Не религия или атеизм определяют национальность, и не гражданство, как это принято на западе. Тем более, что мы видим, как французское гражданство не добавляет французскости мигрантам. Будем справедливы и почтительны к нашим предкам.
  
  Не следует забывать, что русский этнос в 17-20 вв. был на пике пассионарности, имперских амбиций. Стесняться этого не нужно. Состояние естественное, также себя чувствовали англичане, турки, австрийцы. Много раньше все другие. В периоде зрелости этнос расширяет территории обитания за счёт рядом живущих народов, создаёт суперэтнос и государство по типу империи. Что логично в этногенетическом и историческом плане. В ходе этих сопряжённых процессов происходила русификация в самом широком смысле слова. Она подразумевала взаимную ассимиляцию, этногенетическую через кровнородственные связи и культурную. Нельзя думать, что русские облагодетельствовали других. Эти другие народы Северной Евразии дали русскому народу гены, обычаи, культурные традиции, слова. Это они в том числе формировали русскую ментальность в первую очередь, на низовом уровне. А после она проявлялась в труде и битвах, любви к Отечеству и прорывах науки и культуры. Православное духовное окормление облагораживало, придавало целеустремлённости, обязывало целеполаганием Богочеловеческого.
  
  В этом долгом и трудном развитии русские невольно становились законодателями традиций формирующегося мира. Невозможно угодить всем. Но русские избежали до 20 века бессмысленных кровопролитий по типу европейских. Да и сложность русского этногенеза от того, что в нём приняли участие около двухсот народов, не могла не отразиться на взаимоотношениях внутри государства. Роль их была важна, эпоха диктовала свои стандарты. Русификация оправдывала имперские устремления. Имперское передавалось другим. И всё же отношения между русскими и остальными не были равны. Да и не могли быть.
  
  Чтобы избежать обвинений, много не требуется - уяснить процесс развития этногенеза и его сопряжение с историей. Понимание этой сложности избавит от непростых отношений. Русский Мир - это наше русское этногенетическое общее, разделённое в трёх государственных образованиях под название Россия, Украина и Беларусь. Русский Мир - субэтническое разнообразие в великороссах, малороссах, белорусах, поморах Русского Севера, казаках евразийских степей, сибиряках Западной и Восточной Сибири, новороссах Левобережья Днепра, русинах Закарпатья. А также в русских диаспорах ближнего и дальнего зарубежья. Отрицать невозможно, так давайте наберёмся смелости признать свершившийся этногенетический, исторический факт. Русский Мир - это единый русский народ, связанный великим множеством кровнородственных связей, общей культурой и языком, Православным окормлением. Но мы вынуждены будем признать: сегодня русские могут быть католиками и протестантами, атеистами и мусульманами. Русские могут жить вне России, при этом оставаясь русскими в силу кровнородственных связей. Не забывая при этом бесчисленное множество таких связей с народами Северной Евразии.
  
  Поскольку термин "Русский Мир" не отвечает сложившейся этногенетической и исторической реальности. Сужает наше настоящее русско-евразийское пространство до границ узко национальных. Не учитывает периоды развития русского этногенеза и его трансформацию в русско-евразийское. То наиболее верным, на наш взгляд, будет название "Русско-Евразийский Мир". Как отмечалось выше оно учитывает развитие как этногенеза, так и сложившиеся исторические реалии - ЕврАзийского Союза. Оставляя широко открытыми двери для наших сегодняшних и бывших сограждан. Давая им надежду на равноправные отношения, нам добавляя уверенности в нашем будущем. И для всех понимания происходящего, общего целеполагания.
  
  Пора перестать играть в терминологию, тем более, что для этого неподходящее время. Империи создаются народами на пике их пассионарности, энергетического подъёма, который обеспечивается возрастом ведущего этноса, мощным процессом смешения его с другими народами, демографическим взрывом. Всё это в прошлом, как ни прискорбно признавать. В русском этногенезе энергетический спад, русский этнос древнерусской генерации 9 века в периоде старения. (Желающих возразить можно отправить к расчётам великого Д. И. Менделева, который сто лет назад сделал прогноз о шестистах миллионах русских на начало 21 века. И сколько нас? Едва 150 миллионов по всему миру наберём). На старение указывает также разделение русского этногенетического поля на три рукава - собственно русский, украинский, белорусский. Если мы хотим продолжить, то на подходе казаки, сибиряки, новороссы. Тут нужны не заклинания по типу "Русский народ - это духовно- и государствообразующая нация" или такое бездарное "Этнически русский может быть по сути не русским, и абсолютно не русский этнически человек может быть абсолютно русским." Давайте уж определимся чем отличается жеребец от кобылы. Не нужны нам такие европейские нетрадиционные определения. Как бы после такого развратного мультикультурализма не лишиться всего нажитого нашими предками.
  
  Имперский период закончился. После распада общего государства русско-евразийское пространство реструктурируется в союзном содружестве государств. Где совершенно иной тип отношений, нежели в империи. Другие национальные приоритеты, социальные и экономические задачи. Время Российской Империи (как и Британской, Османской, Австро-Венгерской) безвозвратно ушло. Впереди имперское будущее Китая, Великого Арабского Халифата, возможно Мексиканских Штатов. Но и у нас задачи поменялись, хотя русско-евразийский этногенез и пространство остаются основой для будущего центра, одного из нескольких, многополярного мира. Сохраним наше русско-евразийское, обеспечим будущее потомкам. Замкнёмся в узко национальном, потеряем всё и останется Россия в границах Великого Княжества Московского от 15 века.
  
  Поэтому новая идеология должна учитывать как русский этногенез и историю, так и его евразийское продолжение 17-20 веков. Не игра слов должна определять концепты идеологии. Нам надо думать не о том, насколько Россия "мононациональна", не по империи вздыхать, страдая словно барышник по утерянной выгоде. Русские переживают период великого рассеяния, социально-экономической катастрофы, этногенетического катаклизма. Необходимо учиться жить в новых условиях, а чтобы жить, нужно понимать происходящие изменения. Русские только тогда могут быть гарантами общего благополучия и процветания, когда оставят бесплодные мечтания о прошлом имперском величии и займутся реальным делом. Впереди трудное время смещения эпицентра русско-евразийского этногенеза со Средне- Русских возвышенностей, из Волго-Окского междуречья на Южный Урал. Если социально- экономическое переустройство из имперского монолитного в ЕврАзийское совершается и обнадёживает новым экономическим и политическим Союзом. То этногенетическое может преподнести большие сюрпризы. Ослабление древнерусского эпицентра этногенеза сопровождается разрушительными процессами в Поднепровье. Сегодня Украина, к завтрашнему дню созревает Беларусь. После полымя может перекинуться и на центральные регионы России, места исконного обитания русских. Признаки будущих изменений налицо: в Беларуси - белоруссизация, в России -европеизация. И что делать будем?
  
  Демократия, порождённая европейским этногенезом и историей, сложилась лоскутами партийной системы. Мы примерили этот красивый демократический костюмчик. Мало того, что фасон устарел, материал изъеден нетрадиционной молью. Он ещё и жмёт в плечах "европейскими ценностями". Но мы пока терпим, хотя заказ уже есть. Имя ему народовластие. При сильном Государе и консервативном центре там всегда есть место правым либералам и левым социалистам (в российской действительности коммунистам). Такая триада, с ней и три представительных партии, наиболее устойчивая политическая конструкция. Которая успешно может отразить всё разнообразие социального спектра. Прошли необузданные 1990-е с их партийным многообразием, госдумовскими посиделками, неразберихой. Общество перестроилось из унифицированного советского "рабочий класс, крестьянство и интеллигенция" в многослойное, взаимопроницаемое, адекватное времени сообщество. Способное много и полезно трудиться. Его необходимо совершенствовать, но не ломать.
  
  Интеллигенция возникла в Европе как слой образованных людей. Российская интеллигенция, изначально европейская по словам поэта Жуковского, превратилась в яркий феномен современности не только у нас в России, но и в мире. Переболела миссианством и мессианством, и в массе своей находится в хорошем состоянии. Она уже не противостоит бездумно власти, сознавая меру своей ответственности. Революционная молодость закончилась, общество ожидает от неё большего, чем офисно-планктонное прозябание. Не пора ли отрабатывать здесь и сейчас, не гнушаясь местными зарплатами и неустроенностями? Пришло время долги Отечеству возвращать. Технико-технологическими прорывами, культурными идеями, духовным подвигом. Менее образованные народ и общество помогут.
  
  В мире сформировались десять пространств - этногенетических, исторических центров многополярного мира. Первые его "кирпичи" положены - Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР - БРИКС, составляют фундамент будущего миропорядка. Каждое из этих государств представляет те самые пространства. Есть идеология в Китае, Арабо-Исламском мире, обязана быть и у нас. В нашем варианте она должна учесть особенности русско-евразийского развития. Такая идеология может стать прообразом общеевразийской идеологии будущего. Мы не имеем права исходить из частных национальных интересов, возвращаясь к русскому национализму прошлого. Вариации которого нам уже предлагают некоторые "особо одарённые", подсовывая понятия "белый человек", "русские - это европейский народ" и т.д. Ориентируя снова стать "задворками Европы". Нет, друзья, нам не нужна "Европа от Лиссабона до Владивостока" утверждающая германский Drang nach Osten в новом культурно-политическом варианте. Нам нужна Евразия от Тихого океана до Атлантического. Где русские и Россия подтверждают свою ведущую роль в созидании нового мирового порядка под названием МНОГОПОЛЯРНЫЙ МИР. Русские в полном смысле народ евразийский. В некотором роде штучный экземпляр. Мы не европейцы и не азиаты, нам уготована этногенетическая и историческая роль объединителя народов. Как политического, так и этногенетического. Русскими закладываются основы большого евразийского будущего. Констатация этого факта не повод для гордыни, готовиться надо к трудной и долгой работе. В Северной Евразии находятся четыре мощнейших эпицентра этногенеза, которые должны в будущем упорядочить через русский этногенез этногенетическую структуру Евразии. Ещё выплеснутся людскими потоками Китай и Арабо-Исламский мир и прекратят своё существование. Будут меняться климат и условия жизни. На смену нам придут потомки, долгие столетия эпицентры русско-евразийского этногенеза будут работать как хорошо сотворённый вечный двигатель, в чём была доля нашего труда. Наша идеология должна быть достойна нашего будущего: от русского через русско-евразийское к великому евразийскому.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"