Трипутин Дмитрий Николаевич : другие произведения.

О композиции романа Гузели Яхиной Дети мои

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   "Дети мои" - второй роман молодой, но уже известной писательницы Гузели Яхиной. Первая книга "Зулейха открывает глаза" принесла автору звание лауреата литературной премии "Ясная Поляна" и попала в шорт-лист наиболее значимых российских литературных премий - "Большая книга" и "Русский Букер". Роман "Зулейха открывает глаза" переведен на многие языки и стал бестселлером.
   Новый роман Гузели Яхиной "Дети мои" об истории поволжских немцев, призванных на поселение в Россию Екатериной II в XVIII веке. Манифест ко всем иностранцам начинался словами: "Дети мои! Принимаю вас под отеческое крыло наше!.." Начало этой фразы и послужило названием нового романа.
   Действие произведения разворачивается в начале ХХ века в немецкой колонии Гнаденталь расположенной в Саратовской области на берегу Волги.
   Автором предпринята первая в российской литературе серьёзная попытка переосмыслить трагические судьбы немцев Поволжья.
   После выхода в свет романа "Дети мои" Гузель Яхина дала несколько интервью, в которых рассказывала о работе над произведением, и о том, каких результатов хотела достичь. Оказалось, что в её планы входило создать роман не похожий на первый - "Зулейха открывает глаза",несмотря на его популярность. При этом новый роман "Дети мои" должен был содержать несколько уровней, гармонично переплетающихся и не мешающих восприятию друг друга. Основной уровень должен описывать трагическую историю жизни простого школьного учителя, который встретил свою любовь, но потом остался один с ребёнком на руках. Второй уровень этнографический - охватывающий быт, традиции и культуру поволжских немцев. И, наконец, исторический пласт, описывающий вождя страны и динамику развития политической ситуации в Советском Союзе.
   В результате сюжет романа может показаться, на первый взгляд, сложным и несколько запутанным. И, наверное, поэтому иногда может создаваться впечатление, что заявленные темы не раскрыты автором полностью.
   Далее предпринята попытка упорядочить и упростить подход к восприятию произведения, выделив в нём отдельные структуры.
  
   Если рассмотреть композицию романа, с точки зрения особенностей построения сюжета, можно выделить две линии, которые тесно переплетаются и являются сквозными.
   Основная сюжетная линия, конечно, посвящена главному герою - шульмейстеру Якобу Ивановичу Баху и перипетиям его жизни.
   Для колонии Гнаденталь можно выделить отдельную сюжетную линию. В ней формируется этнографический пласт, посвященный культуре немцев Поволжья.
   В начале повествования обе линии полностью сливаются до тех пор, пока главный герой - Якоб Бах не покинет колонию.
   Но и перебравшись жить на другой берег Волги, шульмейстер постоянно посещает Гнаденталь. Внимательно наблюдая за коллизиями и перипетиями жизни обитателей колонии, Якоб Бах выносит собственные обобщенные суждения о происходящих в мире событиях.
   Так постепенно вырисовывается третий пласт повествования - историко-политический.
   Четыре главы из тридцати посвящены описанию жизни и деятельности вождя страны - "отца народов". Эти главы, а также соответствующие комментарии автора, можно отнести к несюжетным вставкам, помогающим создать историко-политический пласт произведения.
   Кроме того, если рассмотреть структуру основной сюжетной линии романа, абстрагируясь от времени, места действия и присущей данному произведению специфики коллизий, получим традиционную схему драматического сюжета: "экспозиция - коллизия - перипетии - кульминация - развязка".
   С таких позиций композиция романа, в части особенностей построения сюжета, включая несюжетные элементы, выглядит уже достаточно простой.
   Можно провести параллели и найти общие черты с известными произведениями других авторов, особенно если рассматривать фабулу в чистом виде, но вряд ли особенности построения сюжета заслуживают столь пристального внимания.
   Здесь, по-моему, уместно привести высказывание известного литературоведа-теоретика Г.Н. Поспелова. В статье "Сюжет и ситуация" он подчеркивает: "Сюжет - не содержание литературного произведения, сюжет есть его форма. Это не предмет художественного изображения, а лишь его средство".
  
   Интересен и необычен язык, которым написан роман. С первых строк чувствуется некая сказочная атмосфера в описании, казалось бы, совершенно обыденных обстоятельств жизни главного героя. В изображении его быта и привычек. Постепенно ощущение нереальности происходящего нарастает.
   И когда Якоб Бах отправляется на другой берег Волги, встречается с отцом Клары, а позже и с ней самой, уже открыто появляются элементы фэнтези и мистики.
   Полуфантастическая реальность созданная в романе Гузели Яхиной напоминает миры сказок Эрнста Гофмана. Якоб Бах, как и герои новелл или сказок Гофмана живет в двух мирах - сказочном и реальном.
   Фактически роман написан на стыке двух жанров, казалось бы, несовместимых: жесткий реализм и сказка. Это создаёт совершенно особую атмосферу произведения. Тем более что образы персонажей даны ярко и метафорично, тщательно прописаны детали.
   Но в какой-то момент я задал себе вопрос: "уместно ли описывать жестокие страдания целого народа с использованием приёмов и образов, характерных для сказок и фэнтези?"
   Ведь тут и гротескный образ "отца народов", и откровенно сказочный персонаж горбуна Гофмана, и сказки шульмейстера Баха, которые воплощаются в реальность, и многое другое...
   Подходящих примеров в отечественной литературе я не нашёл.
   Но при этом, чисто субъективно, роман не вызывает отторжения и чтение приносит лишь положительные эмоции.
   По-видимому, литературный критик "Медузы" Галина Юзефович,тоже задавалась этим вопросом. Смысл одного из её высказываний в статье посвященной роману Гузели Яхиной "Дети мои" заключается в том, что изображение революции и сопутствующих ей событий в стиле фэнтези вполне допустимо.
   Для себя я нашел ответ в искренней и открытой любви Гузели Яхиной к своим героям и особенно к Якобу Баху. Как читатель замечаю, что это чувство передаётся и мне. И после прочтения нескольких страниц судьба главного героя уже не безразлична. В итоге книга "затягивает" и от неё трудно оторваться.
   Я обнаружил лишь один приём автора, который, на мой взгляд, не соответствует общей специфике романа. Иногда повествование обрывается в тот момент, когда герои пребывают в наиболее затруднительном или почти безвыходном положении и начинается описание историко-политических событий. Как говориться "На самом интересном месте". Но ведь этот приём всё-таки больше соответствует беллетристике, легкому чтению, а не столь серьёзному произведению. Видимо автор решил немного подстраховаться, чтобы надёжнее удерживать внимание читателя.
   Следует отметить, что роман "Дети мои" далеко не однозначно встречен критикой. Первое на что многие обращают внимание - это жанровые особенности произведения и художественные приемы, использованные автором. Нередко его сравнивают с первым романом "Зулейха открывает глаза", который более реалистичен и полнее соответствует общепринятым канонам жанра.
   Действительно роман "Дети мои" выстроен нетрадиционно и написан несколько необычным языком. Но именно отличительные черты и особенности позволяют ему, выделится из ряда других произведений.
   Причём выделиться, на мой взгляд, в самом положительном смысле.
   В одном из интервью Гузель Яхина рассказала, что стремилась построить роман "Дети мои" таким образом, чтобы каждый читатель мог найти в нём что-то близкое именно ему. Что-то такое, что будет ему по душе. По-моему это ей вполне удалось.
   Ведь благодаря непривычным аллюзиям и неожиданным параллелям роман "Дети мои" столь интертекстуален, что буквально насыщен скрытыми смыслами. А какие это будут смыслы, зависит уже от читателя, его фоновых знаний и предыдущего опыта.
  
   Заслуживают внимания и рассуждения Гузели Яхиной о взаимопонимании отцов и детей. Отцов родившихся до революции и не рассказывающих детям о былых тяготах и трагедиях она назвала молчащим поколением. Автор ставит вопрос - правильно ли поступают родители, ограждая детей от такой информации?
   Но очевидно, что взаимоотношения отцов и детей далеко не основная проблема из тех, что подняты в романе. Также очевидно, что создание фэнтезийной атмосферы в произведении не является некой абстрактной самоцелью автора, а имеет тщательно выверенную смысловую нагрузку.
   По-моему нереальная, сказочная атмосфера романа призвана, главным образом, подчёркивать абсурдность и неуместность описанных событий. С точки зрения элементарных норм гуманизма, да и обычной житейской логики такого просто не могло, и не должно было происходить. Но мы знаем, что происходило.
   Гротескный образ вождя шагающего среди карликов, мистический облик реформатора Гофмана, поистине страшные описания бойни и нерождённых телят, как и множество других деталей, подчёркивают несоответствие описанных событий здравому смыслу.
   Это несоответствие может и не бросаться в глаза при изучении сухих исторических фактов, но ярко и выпукло представлено в романе.
   Поэтому, на мой взгляд, основная идея романа "Дети мои" в том, чтобы предостеречь нас от повторения в будущем описанных в произведении событий.
   Не возьмусь утверждать, что Гузель Яхина ставила перед собой именно такую задачу. Но, по-моему, особенности принципов построения этого серьёзного и многопланового произведения позволяют сделать такой вывод.
   Очевидно, что выход романа Гузели Яхиной "Дети мои" - значимое литературное событие. И, что не менее важно - в литературу пришел новый, талантливый и самобытный автор, к результатам творчества которого невозможно относиться равнодушно.
  
  
  
  ___________________________
   Поспелов Г.Н. Сюжет и ситуация // Он же. Вопросы методологии и поэтики. Сборник статей. М., 1983. С.173
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"