В последнее время средства массовой информации огромное количество времени и внимания уделили календарю майя, который вроде бы заканчивается в 2012 году.
Этот, в общем-то малозначительный факт трактуется в том смысле, что вымершая народность якобы предвидела, что после 2012 года наступит конец света и потому продолжать вести календарь в несуществующее будущее смысла нет.
Но ведь могло быть и так, что ввиду схода народа майя с исторической арены, вести дальнейшее расписание зим и лет стало просто некому. Или просто не хватило сил для того, чтобы запечатлеть вычисленное в камне. Или соответствующий камень пока не обнаружен или не расшифрован... В общем, вариантов множество.
Но даже в самом трагическом случае - типа да, 2012 год - это конечная точка, завершение пятитысячелетнего цикла и вообще нечто грандиозное, мы должны понимать, что конец чего бы то ни было, всегда означает начало чего-то другого.
Маркс, например, говорил, что с наступлением коммунизма предыстории человечества закончится. Но почему-то никто не воспринял этих слов с ужасом и трагическим закатыванием глаз.
Возможно потому, что далее Маркс сказал, что с наступлением коммунизма начнется подлинная история нашей цивилизации.
И так было всегда. Закончилась эпоха Древнего мира, началось Средневековье. Закончилось Средневековье, наступило Новое время. И так далее.
В этом смысле поверить майя очень соблазнительно. Потому что получается, что они предсказали на 2012 год смену эпох. (Между нами - давно пора)
И чрезвычайно интересно заглянуть в будущее, чтобы заранее узнать: а что такое хорошее нас там ждет?
И вот тут спешу сообщить радостную весть. Раз уж мы придаем такое большое значение пророчествам, которые майянские жрецы высекли в камне, то у России есть огромное преимущество. Дело в том, что тексты майя научился читать наш, русский ученый Юрий Кнорозов.
Ключ к дешифровке он обнаружил еще в 1952 году, а последнее путешествие в Мексику совершил в 1997 году. За эти десятилетия, будучи человеком трудолюбивым и ответственным, он перевел так много текстов майя, что специалисты называют их количество "бесчисленным".
Кнорозову удалось опубликовать первые результаты. Но они вызвали активное отторжение не только за границей, что обычно объясняют ходом холодной войны, но и в России. Причины последнего непонятны.
У Кнорозова вышло несколько небольших по объему сугубо профессиональных книжек издательства Академии наук. В частности "Древняя письменность Центральной Америки" (1952 год), "Письменность древних майя (Опыт расшифровки)" (1955 год), "Машинная дешифровка письма майя" (1962 год) и т.п.
То есть с одной стороны публикации вроде бы были, но с другой - малым тиражом и для специфической аудитории. В результате все огромное наследие великого русского ученого до сих пор фактически находится под спудом и неизвестно широкой публике.
К счастью, автору настоящей книги удалось раздобыть текст, имеющий многозначительный заголовок: "Пророчество Диэрры". Не совсем понятно, что означает слово "Диэрра". Возможно, это имя некого майянского Нострадамуса. Или, вполне вероятно, обозначение какого-то знаменитого в среде майя оракула - аналог дельфийского оракула в Греции.
В любом случае, ключевым словом в названии является "пророчество".
Вот его мы и рассмотрим насколько сумеем подробно.
1. Первая фраза пророчества такова:
"Все люди будут жить в маленьких городках".
Поскольку мы склонны любые пророчества толковать в черном свете, можно предположить, что Диэрра предрекает: "крупные города вымрут". И население уцелеет лишь в небольших.
Кстати, если посмотреть статистику деторождения и смертности, то легко установить закономерность: в городах, где численность свыше 50 тысяч человек, количество смертей на каждую 1000 населения превышает рождаемость. То есть эти города - своеобразные фабрики смерти. Прирост численности здесь происходит только за счет приезжих.
В небольших же городках, еще сохраняется позитивное соотношение рождаемости и смертности.
То есть, без всяких войн и катаклизмов, при сохранении тенденции, которая в настоящее время вполне оформилась, коренное население крупных городов действительно вымрет. И фразу "Понаехали тут" произносить будет некому, так как все станут приезжими.
С другой стороны в данной строке пророчества можно увидеть и нечто жизнеутверждающее.
Дело в том, что все крупные города возникли в эпоху индустриализации для нужд крупной промышленности.
Когда строились мощные заводы-гиганты, для их обслуживания требовались десятки тысяч рабочих, которые должны были жить где-то в непосредственной близости.
При создании таких промышленных монстров, как АвтоВАЗ или КАМАЗ, возводили даже новые города - Тольятти и Набережные Челны. Практически все население этих городов трудилось на заводе.
Но уже сейчас современные производства становятся автоматизированными, и для обслуживания их не требуется чрезмерное число работников. Более того, административный и инженерный персонал вообще может жить вдали от завода, а все свои функции выполнять через Интернет. Непосредственно же в цехах достаточно иметь дежурную смену высококвалифицированных наладчиков, которые могли бы вмешаться в действие станков в случае какого-либо сбоя.
В настоящее время жить в небольшом городке считается не престижным. Экономически это выражено в том, что здесь нет высокооплачиваемой работы. И амбициозные молодые люди стараются уехать.
С другой стороны жизнь в крупном городе имеет ряд неустранимых проблем. Во-первых, это плохая экология. Во-вторых, постоянные транспортные проблемы (пресловутые пробки). В-третьих, большие сложности в случае каких-либо аварий и пожаров. Согласитесь, эвакуировать людей из горящего небоскреба значительно сложнее, чем из здания небольшой этажности.
В целом комплекс проблем больших городов приводит, как уже говорилось, к тому, что смертность в них превышает рождаемость.
2. Вторая фраза пророчества: "Матка питает пять городов".
Эта фраза кажется весьма загадочной, до тех пор, пока мы не обратим взор в историю. Оказывается, подобная концепция группировки небольших городов в некие блоки с единым центром уже разрабатывалась и получила название "Город-сад".
Данные из Википедии:
"Впервые идея города-сада была описана в книге "Города-сады будущего", написанной английским социологом-утопистом Эбинером Говардом (книга была впервые опубликована в 1898 году).
Говард считал, что современный (на момент написания книги) город изжил себя. Критике подвергался хаотичный, ничем не ограниченный, рост промышленного города, его антисанитария, и, в более общем смысле, антигуманность.
В качестве альтернативы Говардом были предложены небольшие города, сочетающие лучшие свойства города и деревни.
В соответствии с описанным в книге проектом численность населения нового города должна была составлять 32 тысячи жителей. Города должны были образовывать более крупные группы с единым центром. Общее население такого "созвездия" городов должно было составлять порядка 250 тысяч жителей.
Сам идеальный город Говарда представлял собой структуру из концентрических круглых зон. В самом центре такого города находится парк, его окружает жилая зона, состоящая из малоэтажной застройки с приусадебными участками. Радиус зоны с жилой застройкой должен был составлять примерно один километр. На периферию выносилась промышленность и сельхозугодья".
Идея Говарда многим понравилась, и были сделаны неоднократные попытки воплотить ее в жизнь. Более того, подобные города-сады строили в целом ряде стран. В частности, в Великобритании, в России, Германии, Бельгии и Испании.
Но ко второй половине XX века классическая концепция города-сада потеряла популярность. Люди не спешили переселяться в предлагаемые дома. Причина уже названа: в небольшом поселении не было высокооплачиваемой работы.
Но в те времена не было и столь широкого использования Интернета.
Так что возможно, идея города-сада еще ждет своего воплощения.
Но вернемся к тексту Диэрры.
Итак, "Матка питает пять городов".
С учетом концепции города-сада, в этой фразе Диэрры рисуется некое сообщество городов (пяти), расположенных вокруг центра (матки).
Раз центр "питает", значит там расположены региональный банк и склад МЧС на случай неурожаев или стихийных бедствий.
Кроме этого (учитывая тот факт, что города изначально возникали, как торговые центры), в "матке" предполагается наличие крупных супермаркетов и площадей, где проходят различного рода ярмарки. В том числе сельскохозяйственные.
Здесь же разумно разместить центральный стадион, крупные концертные и выставочные залы, региональный музей, театр и Университет.
Завершая тему города-сада, хочется отметить следующее: разработчики этой идеи шли от чистой теории. Они рисовали схемы своих городов и их "созвездий" так, словно все постройки должны были возникать на чистом, ровном словно лист бумаги пространстве. Без учета ландшафтных особенностей.
Еще одним недостатком "идеального" города, разработанного англичанином Эбинером Говардом, является то, что он слишком однороден. Типовые, лишенные индивидуальности домики, построенные по скучным окружностям, монотонные городские пейзажи, без неожиданностей, без фантазии... без жизни.
В то же самое время, в России не только города, но и деревни строили, идеально вписывая их в ландшафт. Главная деревенская улица повторяла изгибы реки, возле которой возводилась деревня, и каждый поворот открывал взгляду новую панораму, никогда не повторяющуюся, живую, яркую, постоянно обогащавшую жителя новыми впечатлениями.
Скажем больше! В древней Руси (обычно этот период называют домонгольским), ярко осуществлялась идея Диэрры. Причем роль "матки" выполнял монастырь, обладающих многочисленными службами и богатыми земельными угодьями.
Монастыри в древней Руси играли поистине выдающуюся роль. Причем не только культурного центра.
Да, при монастыре всегда были школы, больницы. Здесь имелось богатое собрание книг, живописные мастерские.
Но кроме того, на обширных монастырских землях отрабатывались передовые технологии выращивания сельскохозяйственных культур. Здесь разводили лучшие породы скота. При монастырях возводили винокурни, строили цеха по переработке сельскохозяйственной продукции.
То есть фактически это был полигон, где на практике отрабатывались новейшие технологии.
В результате, все окрестное население не просто приходило в монастырь на молитву (идеологическая обработка), но имело возможность получать здесь:
1. образование,
2. медицинскую помощь,
3. кредиты на обустройство, например, новой общественной мельницы или кузни,
4. знания о новых технологиях, повышающих отдачу земель,
5. элитные семена, возможность улучшить породу собственных сельхоз. животных.
И плюс к этому - знания об окружающем мире. Монахи-странники путешествовали из города в город, останавливались в монастырях, где их рассказы записывали и доводили до сведения всех желающих.
Ученый историк МалкольмБарбер (UniversityofReading), сообщает, что "Целиком такие комплексы до наших дней не сохранились. Однако еще несколько столетий назад они были широко распространены по всей Европе".
Заметьте, не только по всей Руси, но и "по всей Европе".
Вообще говоря, это понятно. Раз существует нечто эффективное, полезное для всех, оно естественным образом должно получать широкое распространение.
МалкольмБарберутверждает, чтоблагодаря такой организации дел "часто оживали целые районы".
Разумеется, в настоящее время единственный монастырь, каким бы крупным и богатым он ни был, не справится с ролью центра конгломерата небольших городов.
Но в целом идея строительства такого рода "созвездий" городов с центром-маткой, выглядит разумно. И, более того, она уже доказала свою эффективность на практике.
Так что, думается, к мнению Диэрры стоит прислушаться.