Аннотация: Статья с соответствующими иллюстрациями опубликована в интернет-издании "Секретные материалы XX века". История с покорением Атлантического океана в одиночку на резиновой лодке, довольно известная. Тем более, что Бомбар написал очень увлекательную книгу о своем путешествии. В детстве я прочитал ее с громадным восторгом. Став взрослым, начал понимать, что, по-видимому, французский доктор местами весьма существенно слукавил. Поговорим, в том числе, и об этом.
Владислав Трушников
Ален Бомбар: триумф несгибаемого духа
В середине прошлого века была опубликована жуткая статистика. Те, кто после кораблекрушения оказывались в спасательных шлюпках, гибли в течение всего лишь нескольких дней даже в условиях благоприятной погоды. Всего в мире - более 50 тысяч человек ежегодно. Молодой французский врач Ален Бомбар решил в корне изменить ситуацию, действуя самым радикальным из всех возможных методов.
Спустить шлюпку на воду просто, если судно тонет медленно и в тихую погоду. На практике эти два условия сочетаются редко. При сильной качке заедают тросы талей, с помощью которых шлюпки подвешены к шлюпбалкам. Но даже не это становится главной проблемой! В большинстве случаев корабль погружается с креном. Те спасательные средства, которые находятся на борту, задравшемся кверху, использовать невозможно. Они оказываются абсолютно бесполезными. Шлюпки на противоположном борту косо повисают в воздухе. Корабль продолжает крениться, оседает на них и переворачивает.
В качестве наилучшего средства спасения Бомбар предложил надувные резиновые лодки. В силу того, что надувались они автоматически, их можно было запросто выбросить в море в каком угодно количестве. Люди надевают спасательные жилеты, прыгают за борт и плывут к таким лодкам. Испытание, конечно, не из приятных, но, по мнению Бомбара, именно оно дает максимальные шансы на спасение. Он не уставал доказывать, что так называемая комфортабельная посадка в традиционные шлюпки - не более, чем иллюзия, которую навязывают из корыстных побуждений.
Как это обычно бывает, толстосумы - владельцы судов и судостроительных компаний - к доводам неутомимого разума оставались глухи. Настала пора доказывать свою правоту личным примером.
Зарождение грандиозного замысла
Бомбар действовал очень рассудительно и последовательно. Переходя от слов к делу, он сначала в штормовую погоду на моторной резиновой лодке добрался из французской Булони до британского Фолкстона, а затем вернулся тем же путем. По проливу Па-де-Кале - это восемьдесят километров в одну сторону. Первый опыт был признан вполне успешным, и вскоре по чертежам Бомбара изготовили надувную резиновую лодку без мотора и с прямым парусом. По сути это была туго накачанная плоскодонка с деревянной кормой и деревянным настилом на дне. Длина этой лодки составляла 4 метра 60 сантиметров, а ширина - 1 метр 90 сантиметров. Отважный француз заявил, что именно на ней собирается пересечь Атлантический океан.
Свое необычное плавательное средство Бомбар назвал "Еретичкой". Первая ересь заключалась в том, что судостроители и моряки предложенную на их суд посудину считали полностью непригодной для такого плавания. Ересь вторая была куда серьезнее. Обычный врач без каких-либо ощутимых заслуг и регалий покусился на всеобщую убежденность в том, что человек не может выжить, питаясь только ресурсами моря, и что нельзя пить соленую воду. Выполнив множество опытов в Океанографическом музее Монако, Бомбар пришел к выводу, что морская вода вовсе не вредна, как принято думать, и, если пить ее в умеренном количестве, она спасет организм от обезвоживания в первые дни. Рыба содержит в себе пресную воду, которую можно извлекать обычной соковыжималкой. Кроме того, в рыбе находятся все необходимые для питания химические элементы, а чтобы не заболеть цингой вследствие дефицита витамина С, необходимо дополнять рацион планктоном.
В кубическом метре воды в двести раз больше жизни, чем в кубическом метре земли. Подчеркивая этот постулат, Ален много раз спрашивал у окружающих: "Как можно умирать от истощения, плавая в таком богатейшем бульоне?"
Пробные маршруты недалеко от берега
И снова Бомбар проявил осмотрительность и осторожность. Он не бросился покорять Атлантику сразу, сломя голову. Сначала нужно было подыскать компаньона и провести с ним несколько пробных путешествий. Таким человеком оказался яхтсмен из Панамы Джек Палмер.
25 мая 1952 года, выдвинувшись из Монако, вдвоем они преодолели триста пятьдесят километров за семнадцать дней и прибыли на остров Менорка. Однако ко времени следующего отплытия Палмер не явился. Бомбар расценил этот поступок как потерю мужества и самообладания.
В августе, двигаясь на лодке вдоль марокканского побережья, Ален Бомбар добрался из Танжера до Касабланки, а затем после четырехдневного перерыва преодолел за десять дней еще полтысячи километров и прибыл в Лас-Пальмас на Канарских островах. В пути ему удалось наловить морских лещей. Длина одной такой рыбины - около пятидесяти сантиметров, а весит она три-четыре килограмма. Бомбар был сыт, не страдал от жажды и пребывал в прекрасном расположении духа. В хорошем состоянии оставалась и "Еретичка", несмотря на то, что вместе с хозяином побывала в шквалах.
Больше промежуточных стоянок не будет. Впереди - Атлантический океан!
Бомбар бросает вызов Атлантике
Простившись с женой и новорожденной дочерью, "потерпевший кораблекрушение" утром 19 октября отправился в главное путешествие своей жизни.
Попутный ветер, которого пришлось ждать пятнадцать дней, стих уже к вечеру. На второй и третий день то же безветрие, а на четвертый - разразился шторм. Несколько часов пришлось шляпой вычерпывать воду из лодки, и океанская вода пропитала абсолютно все. Насквозь промокли брюки, рубашка, свитер, куртка, но их все равно приходилось носить, не снимая. Особенно ночью - чтобы не замерзнуть. Оказалось, что даже влажная одежда продолжает сохранять тепло тела.
В четверг, 23 октября, усилился ветер и лопнул парус. Бомбар прикрепил к рее новый, но уже через полчаса яростный шквал сорвал его одним порывом и унес. Пришлось обычными нитками и такой же обычной иголкой зашивать тот, что порвался.
Бомбар из принципа не взял удочки и сети. Из ножа и весла соорудил гарпун, а крючки - из костей золотистой макрели, которую удалось поймать 25 октября. Бомбар перестает пить морскую воду. Теперь у него были и пища, и питье в виде рыбьей пресной воды, и наживка.
26 октября в дневнике появилась первая тревожная запись: "Не удалось определить долготу".
27 октября, на восьмой день плавания, у Бомбара день рождения. Исполнилось двадцать восемь лет. В свой праздник одинокий человек посреди океана без подарка не остался. Позади лодки тянулась леска с привязанным к ее концу крючком, на который была нанизана летучая рыба. В этот день буревестник - большая птица, чей размах крыльев достигает двух метров - бросился на приманку, а Бомбар, не растерявшись, быстро подтянул леску и свернул ему шею. После строгой рыбной диеты мясо птицы показалось самым изысканным лакомством.
28 октября сломался браслет часов, которые заводились автоматически от движения руки. Ален прикрепил их булавкой к свитеру на груди, но поскольку сидел почти неподвижно, они остановились. Теперь определять собственное местоположение стало совсем сложно.
Ночью в темноте летучие рыбы натыкались на парус и падали в лодку. Каждое утро таковых оказывалось от пяти до пятнадцати. Пара лучших шла в пищу, остальные - приманка. Двух часов рыбной ловли вполне хватало, чтобы обеспечить себя едой на весь день.
Днем все время приходилось думать о том, как устроиться поудобнее. Находиться в одном положении быстро становилось невыносимым. Ноги болели и затекали, вспухали лодыжки. Все это заставляло постоянно менять позу. Непривычная пища, соль, которая была везде по всей лодке, и постоянная сырость привели к появлению болезненных прыщей, которые со временем распространились по всему телу.
В ночь с 29 на 30 октября Алену захотелось посмотреть, как рыбы отреагируют на электрический свет. В темноте под звездным небом луч фонаря устремился в глубину. И вдруг сильный толчок заставил любопытного экспериментатора схватиться за борт лодки. Внизу была акула! Несколько раз она ткнулась мордой в дно лодки, а когда Бомбар выключил фонарь и замер от страха, принялась бить хвостом по воде, обдавая того брызгами с ног до головы. К счастью, вскоре она уплыла.
2 ноября случилось событие, которое по силе переживаний превзошло даже встречу с акулой. Из-за неосторожного движения слетела за борт надувная подушка. Заметил ее Бомбар лишь тогда, когда она уже оказалась в сотне метров позади. Спустив парус и бросив плавучий якорь, он нырнул и поплыл к ней. Бомбар хорошо плавал и через несколько минут схватил подушку. Каково же было его изумление и ужас, когда, поплыв обратно, он увидел, что лодка убегает и ему не удается к ней приблизиться! Пловец бросил подушку и перешел на кроль, напрягая все силы. Вначале ему удалось сократить расстояние между собой и лодкой, но дальше сил хватало лишь на то, чтобы не отставать. Догнать ее он уже не мог.
И вдруг "Еретичка" замедлилась! Из последних сил Бомбар смог до нее добраться и перевалиться через борт. По его мнению, плавучий якорь, он же - водяной парашют, сначала почему-то не раскрылся, а затем каким-то чудесным образом у него распутались стропы. Сегодня сложно сказать, насколько вся эта история со сказочным торможением лодки близка к действительности. Во всяком случае, со слов Бомбара, до конца путешествия плавать он больше так и не отважился.
В последующие дни акулы навещали путешественника все чаще. Позднее он утверждал, что лупил их веслом по голове и тем самым отпугивал, а 6 ноября даже умудрился привязанным к веслу ножом распороть акуле брюхо от хвоста до самой головы.
В первых числах ноября подкралась самая главная проблема, которая всю прежнюю деятельность молодого французского врача поставила под большой вопрос. Длительное поедание сырой рыбы не могло пройти даром.