Тсаис Селке : другие произведения.

К вопросу о социальном поведении, о социальной зрелости и о социальной значимости особи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    После размышлений о окончательном варианте "Манифест Человека Социального", а также основываясь на некоторых вопросах поднятых в ходе дискуссий, я пришёл к выводу, что необходимо определится в вопросах социальной зрелости и значимости индивида, как свойства индивидуальной модели виртуальной действительности. Как мы можем определить понятия, такие важные для понимания нами социального значения индивида, не выдумывая, не фантазируя, а изучая мир вокруг нас? Социальная зрелость определяется легко, как только Коэффициент Социального Самосознания Индивида становится больше единицы. Понятно, что сюда не будут включены те, кому социум не предоставил шансов проявить себя.

  Социум - способ самоорганизации некоторых форм жизни на планете Земля. Основной целью самоорганизации является повышение индивидуальной защищенности каждой из индивидуальных форм жизни составляющих рассматриваемый социум (пчелы, муравьи, люди). Задача самоорганизации выполняется в результате выбора такого способа сосуществования, который обеспечивает согласование действий всей совокупности индивидуальных форм жизни таким способом, что со стороны внешнего мира, деятельность всех видов социальных организмов, можно рассматривать как действие новой индивидуальной формы жизни (муравейник, улей, государство). Такая организация в природе связана с специализацией и организационной и функциональной иерархией всех связей индивидуальных его представителей внутри социума. У муравьёв, особенности специализации выражены более ярко нежели у пчёл. Скорее всего это связано с способом питания. Летающие насекомые имеют очень важное преимущество, они способны использовать для питания очень большие территории но и затрачивает энергии существенно больше нежели наземные насекомые, по этой причине они нуждаются в энергетически эффективном питании (топливе) . Именно таковым и является перга и мёд, возможно это самое энергетически выгодное питательное вещество изобретённое в ходе эволюции. Скорее всего именно это обусловило тот наблюдаемый факт, что у пчёл самая низкая специализация, все они и работники, и защитники и уборщики. В отличии от муравьёв, где есть и рабочие и солдаты и своего рода "повара" кормящие всех. Весьма вероятно, что различие в степени специализации обусловлено именно тем фактом, что в отличии от муравьёв пчёлы всегда подвергается опасности из за производимого ими продукта - мёд. Пчела, в силу своих малых размеров не может быть источником пищи для медведя и тем не менее он нападает и разрушает улей. Иными словами, пчёлы эволюционировали в постоянной высокой и случайной агрессии среды обитания. При таком варианте выживали лишь те виды,что обладали максимальной универсальностью функций и взаимозаменяемости. Предположим, что были некие пчелы, которые имели своеобразных "поваров", особей которые вырабатывали питание например из пыльцы. Они с большой вероятностью погибали при разрушении улья колонии, что сразу сказывалось на количестве колонии после атаки. Пчёлы есть, а кормить нечем.. Такой универсализм в специализацией в сообществах людей присущ пожалуй кочевым племенам разбойникам. Они всегда находятся в условиях риска, поскольку не могут себе позволить освободить для "домоседства" неких "специалистов" и следовательно должны поддерживать некий средний уровень специализации для всех. Таким образом мы можем сформулировать, что есть истинный социум с точки зрения природы.
   Истинный социум представляет собой способ организации индивидуальных форм жизни возникающий для повышения защиты каждой особи посредством согласованных и целенаправленных действий всех членов социума, со стороны, результаты этой деятельности выглядят как целенаправленное действие одного цельного организма. Выживаемость этого образования тем выше, чем шире применяется универсализм функций отдельной особи. Специализация в большинстве случаев представляет собой один из способов дополнительных затрат энергии системы для выполнения неких специфических функций. В самом общем случае универсализм более выгоден поскольку не сопряжён с дополнительными энергетически затратами и обеспечивает полную взаимозаменяемость. Ведь из набора необходимых способностей, эволюционно остаётся лишь набор наиболее важных свойств (как и набор самых необходимых органов чувств для каждой формы жизни).
   Если попытаться провести некую классификацию существующих в природе социальных организаций, по эффективности применения энергии окружающей среды и соответственно по нагрузке на среду обитания, то можно выделить три основные их типы: симбионт, муравейник, улей. Названия выбраны на основании тех механизмов сосуществования индивидуальных форм жизни которые мы можем выделить по характерным признакам. При анализе мы будем также основываться на особенностях присущих различным типам социума создаваемого гуманоидами. За основу классификации возьмём три важных свойства социальных организмов:
  1 - способ осуществление связи индивидуальных форм в целое;
  2 - тип иерархии, на основе которой строятся механизмы функционирования этого целого;
  3 - способ потребления избытка энергии создаваемой совместными усилиями;
   Рассмотрим эти вопросы подробнее.
  
  Тип социума - "Симбионт".
  
   Широкое применение такого механизма сотрудничества в природе, от отдельных клеток, и лишайников до мира флоры и фауны, позволяет определить основную закономерность такого рода "социализации".
  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B7
   Поскольку симбионты обычно представлены разными видами, то способ их питания может различаться. Но основное правило определяющее "отношения " такого рода заключается в максиме: - "Ты - мне, я - тебе". Те же лишайники, как симбиоз гриба и водоросли, растёт в строгой пропорции, в зависимости от благоприятности внешних условий. Исходя из этого, мы можем предположить, что формирование социума впоследствии разумных, началось на этой основе. Во всяком случае, уже на достаточно высоком уровне социальной организации - племя, мы видим именно социум симбионт. С этой точки зрения весьма интересна информация о организации некоторых племён индейцев охотников и собирателей Северной Америки, до их геноцида вновь прибывшей популяцией. Так, связь в племя осуществлялась на основе воспитания с детства у мальчиков и у девочек двух различных типов социального поведения. Фактически формировалась определённая обобщённая модель виртуальной действительности, которая позволяла построить стабильную иерархию из равных и формировать социальный тип поведения. Это осуществлялось таким образом, что после достижения пятилетнего возраста, мальчиков забирали из "материнского шатра" и они, до своего совершеннолетия жили отдельно от стоянки племени в лагерях, которые были предназначены для обучения будущих охотников, воинов и граждан племени. С определённого возраста, подростки должны были обеспечивать себе питание самостоятельно и в случае неудачи на охоте, они оставались без еды. Естественное стремление мальчиков к конкуренции, получало способ практической реализации, при этом всякую свою победу или неудачу "виновник" должен был воспринимать без проявления лишних эмоций, ни одна чёрточка на лице не должна была выдавать эмоций мальчика, ни радости ни горя. Такое отношение индейцев к эмоциям содержит в своей основе весьма глубокое знание психологии человека. Человек, существо социальное по воспитанию, а по своей природе, он "волк одиночка". Эмоции, всегда проявление внутренней природы, реакция на действительность на основе личностной оценки. Испытывать радость, если рядом некто испытывает горечь неудачи, весьма не этичное поведение. Умея подавлять свои эмоции, Вы готовите почву для осуществления дружеских отношений в мире внутривидовой конкуренции. В случае высокого уровня агрессии среды обитания, эмоциональная привязанность и связь заинтересованных в одном деле людей, которая называется дружба, играет решающую роль.
   С первым пунктом, основы сотрудничества в социуме (способ осуществление связи индивидуальных форм в целое) весьма тесно связан второй пункт (тип иерархии, на основе которой строятся механизмы функционирования этого целого). Социум симбионт классического типа (малые социальные группы) характеризуется высокой степенью однородности виртуальной модели действительности, что значит - однозначно определённое мировоззрение по общим вопросам устройства мироздания, по главным вопросам связанным с этикой и эстетикой социальных отношений. При этом важную роль в воссоздании социума такого типа играют ритуалы и традиции. Ритуалы воспринимаются как акты необходимого насилия над индивидом с целью воспитания социального самосознания, а традиции, своего рода неформальные законы, со временем они превращаются в бумажные (формальные) законы. Способы воспитания и социальной ориентации молодёжи практически исключают антагонизмы в поведении особей. Обязательность следовать тем или иным решениям совета старейшин, является следствием отсутствия разумных (с точки зрения индивида) альтернатив поведения. Есть совокупность связанных прошлым, настоящим и будущим индивидов и есть внешний, агрессивный мир. Эргономика поведения проявляется в стремлении избежать конфликтов внутри группы. Поскольку все особи приблизительно равны по уровню видение мира, то в рамках обобщённой модели виртуальной действительности будет легко согласится с решениями принятыми старейшинами выработанными опять же в рамках этой модели мира. В социумах симбионтах лидерами становятся те, кто проявляет в первую очередь заботу о общем, а в последнюю о себе. И демократия в таком обществе является естественным продолжением существующих уже отношений - равные по знаниям, по видению мира и по возможностям индивиды, всегда смогут договориться, если альтернативой является остаться один на один с внешним миром. Поддержание иерархии основывается на реальном авторитете власти, а не на фантазиях сочинителей в виде баллад о победах царей над драконами. С другой стороны такого рода социум - жесток, он не терпит слабых, больных и старых. Смысл сосуществования в том, что каждый может принести равную пользу своей деятельностью. Соответственно и распределение избытка совместного продукта происходит по принципу рациональности. Если после общей удачной охоты, при окончании распределения основанного на поощрении тех кто особо отличился, и равном распределении между остальными, то в первую очередь дополнительную поддержку получат вдовы, жены и дети тех, кто погиб. В последнюю - те кто остался один без детей и близких родственников. Это увы не первобытный коммунизм, а скорее уж примитивный социализм.
  Подведём итоги:
  1 - способ осуществление связи индивидуальных форм в целое;
   Поскольку у человека нет программ социального поведения на уровне генетики, естественным для замены является построение однородной обобщённой модели действительности. Замкнутость модели обеспечивает некое религиозное учения из которого выводятся понятия этики, эстетики и морали. Самый важный закон в таких сообществах - закон внутри человека - его мораль.
  2 - тип иерархии, на основе которой строятся механизмы функционирования этого целого;
   Тип иерархии - естественная демократия равных с открытым выбором лидеров. Лидер по представлениям того времени тот, кто общее благо ценит более своего благополучия и жизни.
  3 - способ потребления избытка энергии создаваемой совместными усилиями;
   Рациональное и равное по значимости для социума распределение, без поощрения накопительства и посредничества.
  
  Тип социума - "Муравейник".
   Основная особенность этого типа социума в оторванности индивида от власти и широкая специализация. Специализация в природе применяется лишь в том случае, если является энергетически выгодной. Так, медоносные муравьи, например сamponotus inflatus, живут в Австралии есть подобные виды и в Мексике. С одной стороны, ведь хранение избытка высокоэнергетической пищи всегда является рискованным, появляется много желающих на лёгкую наживу, с другой, особенности климатических условий (естественная агрессия среды обитания) делают такой способ существования конкурентно способным. Поскольку написано об муравьях достаточно много, нет смысла пересказывать всё здесь. Мы перейдём сразу же к ответу на важные вопросы, характеризующие социум гуманоидов этого типа.
  1 - способ осуществление связи индивидуальных форм в целое;
   В природе, "клеем" социальных организмов являются генетически встроенные программы поведения. Всякий муравей "отшельник" обречён на бессмысленную гибель, никак не связанную с полезностью для вида в целом. В социуме людей, клеем для такого рода иерархической организации является культ страха перед высшими силами, всячески поддерживаемый как в религиозных виртуальных моделях действительности таких сообществ так и в светских, связанных непосредственно с властью. Особое значение теперь придаётся переадресации авторства всех важных решений к третьей, высшей силе (божеству). Это способ неявной манипуляции сознания, успешно применяется и в наше время.
  
  2 - тип иерархии, на основе которой строятся механизмы функционирования этого целого;
   Типы иерархии такого рода сообществ весьма подобны, независимо от уровня технологического развития - классическое единовластие. Лидер не выбирается, а назначается случайно, после чего включаются механизмы наследования прав по династии (появляются рождённые "управлять" и рождённые "пахать"). Энергию для осуществления управления обеспечивает весь социум в совокупности. Чем больше особей включает такой социум, чем он социально неоднороднее, тем проще им управлять и тем жёстче в нём преследуются всякие "ереси". Весь потенциал заложенный в возможности самоорганизации при повышенном уровне агрессии среды обитания, перенаправляется в область межличностных отношений в иерархии народ - элита. Элита играет роль недостающей агрессии среды обитания и действует она поэтому также стихийно и жестоко.
  
  3 - способ потребления избытка энергии создаваемой совместными усилиями;
   Избытки обобщённого продукта социума изымаются (если надо даже насильно) и перераспределяются в слое элиты и в слое "рабов" приближенных к ней. Все остальные должны рассчитывать на симбиотические отношения "ты, мне - я, тебе". Именно эта тенденция явно прослеживается в идеях Конфуция. Для таких сообществ характерен стихийный практицизм и принцип классового деления на основе специализации. Идеальная с точки зрения полной реализации всех идей таких сообществ - кастовая система.
  
  Тип социума - "Улей".
  
   Основное для таких сообществ характерна максимально возможная универсализация. Каждый из индивидов, от самого рождения включается в процесс обучения, для получения определённых необходимых навыков и знаний. В природе, такого рода социальные организмы возможны, если агрессия среды обитания постоянно на высоком, но случайном уровне (кому захочется отведать медку, не обращая внимания на укусы пчёл). Дальнейшая специализация в таких сообществах уже дело способностей индивида и его желания заниматься неким избранным делом.
  
  1 - способ осуществление связи индивидуальных форм в целое;
   В природе такого рода связь осуществлена на уровне генетики. В сообществах людей, главным склеивающим сообщество элементом, является обязательность принятия обобщённой модели действительности всеми и без колебаний. Обычно, максимальный эффект достигается за счёт введения в культуру социума элементов шовинизма "Мы Спартанцы!", "Если не Мы, то кто?" Очень важны для таких сообществ моральные установки выраженный как некий обязательный всем кодекс чести.
  2 - тип иерархии, на основе которой строятся механизмы функционирования этого целого;
   Поскольку в идеальном случае, все действуют в рамках одной виртуальной модели действительности, то при равных возможностях, лидеры выбираются открыто и демократично. Соответственно и способ управления основан в основном на авторитете лидера. Страх индивида состоит не в ожидании наказания за ошибки, а в самом представлении, что ОН, не смог оправдать доверие. Для таких сообществ характерно постоянное стремление индивида к совершенствованию.
  
  3 - способ потребления избытка энергии создаваемой совместными усилиями;
   В идеале, сообщества такого типа, оставляют за индивидом право брать из общего произведённого продукта лишь некий оптимальный минимум. Всё остальное тратится во благо сообщества, а решают, что же является благом уже все в форме референдума. Основные моральные качества необходимые для существования такого сообщества - любовь к труду, отрицание излишнего комфорта и приятие общих проблем на более высоком уровне значимости нежели своих собственных.
  
   После столь краткого но подробного описания идеальных типов социальных организмов строимых гуманоидами, заметим, что в чистом виде они реализуются весьма редко. Я например, могу выделить два типа сообществ всем хорошо известных достигших уровня Цивилизация. Западная демократия является синтезом сообществ типа "Муравейник" и "Симбионт". Ныне ушедшая Советская цивилизация, являлась в идеале её построения сообществом типа "Улей", но с экспортом типа осуществление связи индивидуальных форм в целое и типа иерархии, на основе которой строятся механизмы функционирования этого целого от сообщества типа Тип социума - "Муравейник". Что в итоге и привело к лёгкости, с которой была осуществлена перестройка и развал.
  
   Итогом приведённых здесь рассуждений будет основной вывод, относительно ценза социальной зрелости индивида. Охарактеризовать социальную зрелость особи можно по следующим характеристикам.
  
  1 индивидуальная виртуальная модель действительности в основных вопросах согласуется полностью с официальной обобщённой моделью действительности. (А именно эта обобщённая виртуальная модель действительности в своей основе строится антисоциальная);
  
  2 поведение индивида в социуме регулируется в основном моралью, а не бумажными законами;
  
  3 коэффициент социального самосознания индивида, выражается в виде соотношения (социальное сознание)/(эгоизм);
  
  
   Тем кто не чужд математики, предлагаю попытаться выразить приведённые выше свойства в виде простых математических формул связанных с энергией. Например, почему не принять как Коэффициент Социального Самосознания Индивида КССИ = (минимальная заработная плата)/(получаемая заработная плата)?
  
  
  Т.С.
   22 Августа 2018
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"