Туров Валентин Алексеевич : другие произведения.

Биармия и угрофинны

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Уралорусы
  Согласно данным языкознания, в период верхнего палеолита и мезолита далекие предки угро-финнов составляли единую крупную этнолингвистическую общность. По нашему мнению, эта общность в то время включала в себя и предков индоевропейских народов. Об этом свидетельствуют сходные черты в языках. Был единый урало-русский язык. По мнению большинства языковедов, прародина уральцев находилась между Уралом и средней Волгой. Некоторые исследователи в Финляндии, Эстонии и Венгрии считают, что уральские народы жили также и на обширной территории к западу, до Балтийского моря. По мнению венгерского ученого П. Хайду, древняя прародина уральцев находилась в бассейне Средней Оби и в районе истоков Печоры. Заселение Вычегды, Печоры, Прионежья и Карелии в эпоху мезолита шло со стороны Волжско-Окского междуречья и Прикамья, с территории Биармии ледникового периода. В это время в обширном регионе Биармии (от Печоры до нижней Волги) обитали родственные племена - уралорусы. Как отмечают археологи, памятники эпохи мезолита, найденные на Вычегде и Печоре, имеют сходные черты с памятниками Прикамья и Поволжья. Мы бы хотели отметить, что после окончания последнего ледникового периода (около X тысячелетия до н.э.) из Биармии начался постепенный выход народов, по мере осушения земли.
  Раннеуральцы и раннеалтайцы
  В 6 - 4 тысячелетии до н.э. из праязыка уралорусов начинают вычленяться раннеуральский и раннеалтайский праязыки. Раннеуральский впоследствии породит народы финно-угорской группы языковой семьи, а раннеалтайский послужит прародителем народов тюркской языковой семьи, монгольского и тунгусо-маньчжурского языков. Про две вычленившиеся из единого древа - ствола этноязыковые ветви на тот период еще нельзя было сказать, что это выделились этносы угро - финнов и тюрков. По преобладающей совокупности культурно - языковых традиций бореалы обеих ветвей оставались еще русами. Но они уже получили векторы развития: один в направлении этногенеза протоугро - финнов, другой - прототюрков. Напомним, что праарии выдвинулись в направлении Южного Хайрата, также оставаясь на территории Биармии.
  Освоение Северной Сибири
  В эту эпоху (VII-VI тысячелетия до н.э.) идет заселение Северной Сибири, где климат "наконец-то становится вполне сносным". Вооружившись новейшими орудиями - составными орудиями с микролитами, луками и стрелами, человек из Биармии - Перми Великой отправился осваивать новые пространства на востоке Евразии. Примерно в IV тысячелетии до н.э. по всей Сибири распространились лук и стрелы. Около шести тысяч лет назад на территории Томской области появились первые образцы искусства и письменности в виде наскальных рисунков, развитие древних писаниц Урала - Биармии. Такой вид письменности получил название петроглифы. В районе Писаных скал создан музей петроглифов Азии.
  Выдвижение народов в северном направлении
  Выдвижение народов из Биармии происходило и в северном направлении. На рубеже V и IV тысячелетий до н.э. предки самодийцев выдвинулись в тундру, таким образом, выделившись из общности народов Биармии. Как отмечают лингвисты, в V - IV тысячелетиях до н.э. выделились предки ненцев, нганасан, селькупов и некоторых других народов. В V - второй четверти III тысячелетия до н.э. возникла верхневолжская этнокультурная общность. И все же, население раннего неолита принадлежало к единой уральской этнолингвистической общности. Однако уже начинают появляться признаки выделения будущих предков угро-финнов. С ними соотносят памятники раннего периода чужъяельской культуры. Как подчеркивают исследователи (Савельева и другие), на этнической карте в энеолите появляются признаки выделения финно-угорских племен. Со II тысячелетия до н.э. происходило складывание этнокультурных областей, началось выделение отдельных союзов племен. Через некоторое время после своего выделения из единой уралорусской семьи появляются прафинно-волжская (предки марийцев, мордвы, возможно, некоторых других народов) и прапермскую общности. В I тысячелетии до н.э. на основе последней возникли прибалтийско-финская (предки финнов, карел, эстонцев и некоторых других народов) и пермская (коми, коми-пермяки, удмурты) общности. В начале II тысячелетия произошло выделение и формирование угорского праязыка. В этот период происходят климатические изменения, вследствие которых граница степи сдвигается на север. Происходит передислокация угорских племен: часть из них сдвигается на юг, где усиливаются (возможно, и восстанавливаются) их связи с жителями Южного Хайрата - праиранцами, и переходит, возможно, под влиянием последних, от присвающего к производящему хозяйству - животноводству и земледелию. Что нам кажется очень сомнительным, так как праарии в это время были больше скотоводами. Из-за нового потепления на рубеже II и I тысячелетий до н.э. граница тайги и лесостепи сдвинулась к северу примерно на 300 километров. Область расселения угров стала непригодной для комплексного животноводческо - земледельческого хозяйства. Одна часть угорского населения (предки венгров) перешла к кочевому животноводству, а другая (предки хантов и манси) переселилась на Север, в оставшиеся пригодными для земледелия районы (Северный Хайрат - северная часть Биармии), и сохранила комплексное хозяйство. Несколькими столетиями позже, начиная с VII века до н.э., наступило похолодание, и тайга вновь достигла своих прежних южных границ, проходящих по современной Пермской области. В этот же период началось движение венгров на юг, а во время великого переселения (V век н.э.) они были увлечены на запад.
  Языковое древо угро-финнов
   Лингвисты отмечают связи древних уральцев с индоевропейской и тюркской языковыми семьями, выявляют параллели между уральскими и юкагирскими, чукотско-камчатскими, эскимосско-алеутскими языками. Отмечаются четко лингвистами и языковые следы угорско-праиранских культурно-исторических связей.
  Интересную гипотезу выхода народов из Биармии приводит С. Клименко, который говорит прямо: "Как выглядели гипербореи? Взгляните на финнов - это их прямые потомки, слегка смешанные с Арийской Расой".
  Почему же так разительно отличаются от них "северные народы" тундры? Да потому именно, что уже тысячелетия живут в тундре, где открытая всем ветрам местность, холод, недостаток пищи. Поэтому они стали приземистые, сузились глаза для защиты от ветра, поземки, от избытка отраженного от снега солнечного света. Так что к монголоидам северяне никакого отношения не имеют (кроме якутов, долганов, чукчей, коряков, которые пришли на север с юга гораздо позднее).
  Различие языков у этих народов объясняется перемещениями народов, заимствованием языков (особенно у бесписьменных народов) и культуры. А таких примеров много уже на нашей исторической памяти (чего стоит только один пример распространения на громадной территории тюркского языка!).
  Так что языковое "древо" не всегда соответствует древу происхождения народов. К тому же ветви этих "дерев" часто переплетаются друг с другом и в такой ситуации трудно определить главный "ствол"...
  К прямым потомкам людей доисторической Европы Л.Н. Асанов относит басков (Испания) и народы угро-финской группы. Остальные народы современной Европы свои языки развивали на основе пришедших индоевропейцев, которые в свое время также вышли из Биармии и за время миграции потеряли некоторую связь со своим праязыком и приобрели новые традиции и культуру.
  И совсем не зря единое для всех индоевропейцев слово "мужчина" произносится как "ман" или "мен", Ман - один из древнейших богов Биармии.
  Арии и угро-финны
   О связи древних ариев с современными угорско-финнскими народами свидетельствует тот факт, что имена этих народов, несмотря на то, что их считают "не индоевропейцами", имеют ярко выраженный ведический смысл. Так и хочется имя "саамы" произвести от имени священного напитка "сомы", имена ненецких родов ваянов и яров сравнить с именами славянских родов ванов и белояров. Ханты-мансийцы это есть последователи первого человека в Ведах Индии - Мана.
  В карело-финском эпосе "Калевала" говорится об одном острове Рутья (видимо, его имя происходит от Рудры или Рода).
  Анализ словарного состава финских языков, проведенный А.А. Шахматовым, доказывает, что предки финнов, как западных и восточных, "находились под сильным влиянием еще трех других языков: во-первых, - балтийских, во-вторых, славянских и, в-третьих - иранских".
  Причем А.А. Шахматов отмечает наиболее значительное влияние иранских языков. И самое главное, заимствования иранских языков в финских "восходят к эпохе праиранской - эпохе арийской (когда древнеиндийский и иранские языки составляли еще единое целое)".
  При этом А.А. Шахматов отмечает, что финны жили исконно в бассейне рек Ока и Волга, то есть на территории древней Биармии. А мы бы еще добавили, что угро-финны это и есть древнейшие жители Биармии - потомки уралорусов, оставшиеся на ее территории после выхода других племен.
  Монография Академии наук, посвященная народам Приуралья и Поволжья отмечает, что в свою очередь из финно-угорских (пермских) языков в иранские, в частности в осетинский, попали слова, обозначающие серебро, молодой хвойный лес и другие. Согласно уже сложившейся историографической традицией, Веда ассоциируется с северными удмуртами, потомками древнейшего населения Биармии (пермянами).
  Об общих корнях индоевропейских и финских народов говорит, возможно, и такой факт, как название "Страны блаженных". Финны, например, называют ее "Сарайас" - северный дом, а древние индусы - "Джарайас".
  По нашему мнению, ошибочным является мнение некоторых исследователей, что "контакты финно-угров с арьями (или, как их называют некоторые ученые, обще-индоираниами) протекали примерно во второй половине II тысячелетия до н.э. и длились до скифского времени, началом которого признают VII век до н.э.". Все наши доводы мы постарались показать выше. Часть исследователей утверждает, что некоторые восточно-уральские финно-угры были двуязычны. А это свидетельствует о высокой степени культуры нарождающихся финно-угров.
  
  
  Градация финно-угорских народов
   Н.М. Карамзин, ссылаясь на Тацита, пишет о соседственных с венедами финнах, "которые жили издревле в полунощной Европе". "Лейбниц и Шведские Историки согласно думают, что Норвегия и Швеция были некогда населены ими - даже самая Дания, по мнению Горация. От моря Балтийского до Ледовитого, от глубины Европейского Севера на Восток до Сибири, до Урала и Волги, расселялись многочисленные племена Финнов. Не знаем, когда они в России поселились; но не знаем также и никого старобытнее их в северных и восточных ее климатах. Сей народ, древний и многочисленный, занимавший и занимающий такое великое пространство в Европе и Азии, не имел Историка, ибо никогда не славился победами, не отнимал чуждых земель, но всегда уступал свои".
  
  Существует у исследователей следующая градация финно-угорских народов:
  1. Угорская - венгры, вогулы и остяки (ханты и манси);
  2. Финно-пермская:
  - пермская - удмурты (вотяки), коми (коми и коми-пермяки);
   - восточно-финская - марийцы (черемисы) и мордва (эрьзя и мокша);
   - западная финская - карелы, эстонцы и суоми (финны).
  Г.В. Вернадский определяет их область как район от Финского залива к средней Волге. К востоку пермские и угорские племена он помещает далеко за Уральские горы. Он же называет финнов аборигенами Северной Руси, причисляя славян к пришельцам. По нашему мнению, древние жители Биармии были предками как финнов, так и славян. Только славяне - венеды имели более южный - окраинный ореал расселения после выхода из Биармии.
  Именно, как пишет Г.В. Вернадский, финско-угорские погребения имели вид теперешних русских погребений: с невысоким могильным холмиком. Похороны состояли в погребении, случаи кремации чрезвычайно редки. Труп заворачивали в саван, который был изготовлен из бересты. Финно-угорское жилище того времени представляло из себя низкую деревянную хижину, возведенную над вырытым убежищем.
   Иокимовская летопись перечисляет народы, которые послали послов к варягам с просьбой о приходе на княжение Рюрика: Гостомысл, "видя конец живота своего, созва вся старейшины от словен, руси, чуди, веси, мери, кривич и древович...". Обратим внимание, что на втором месте стоит племя руси, причем в одном ряду с угро-финнами? Ничем не выделяясь от них? Д. Иловайский считал эту "русь" местным племенем. Заметим, что ни в "слове о полку Игореве", ни в Ипатьевской летописи нет полян, словен, вятичей, а есть только русичи. "Слово о полку Игореве" есть, кроме русичей, пятнадцать племен и народов: венедици (венеды), готы (тетрасикты), греки, деремала, касоги, латины, литва, ляхи (поляки), морава (чехи), немцы, овары, половцы, угры (венгры), хинова (китайцы), ятвязи (литовцы). То есть был один народ, который был русичами. Это еще раз свидетельствует, что в Биармии жил единый народ - уралорусы, которые позднее стали называться русичами.
  В.А. Чивилихин так определяет деление угро-финнов:
  - чудь, включавшие в себя эстов и угро-финские племена Прионежья и Северной Двины;
  - веси - угро-финские племена, заселявшие крайний север средневековой Руси до побережья Белого моря;
  - - кривичи - славяне, занимавшие пространство от Немана до Волги;
  - мери - угро-финские племена, обитавшие на территории нынешних Владимирской, Ивановской, Ярославской и Костромской областей.
  Угро-финны и другие
  Финно-угорская ведическая традиция является существенной частью общеведической традиции. Финно-угры, как и славяне, стоят у истоков Вед. В "Книге Коляды" прародитель финнов Ильм вместе с богом Солнца выводит предков белой расы с Северных островов. Также в этой книге (и в русских былинах) утверждается родство финнов с венедами (прародительница марийцев богиня Мари, дочь Святогора, выходит замуж за прародителя венедов-индов Вана). Имеют финноугры, считают некоторые исследователи, родство и с атлантической расой (через Плейону-Пленку и Черномора), с желтой и красной расами (через Мана). Этим объясняются глубинные связи культуры и некоторые особенности расового типа финно-угров.
  
  Большинство исследователей согласно с выводом, что предков славян называли венедами. "От них произошли не только славянские, но и, по сути, все народы Европы". "Хроника Фредегара" (самая ранняя и знаменитая историческая летопись, VII век) сообщает о неких вождях, перешедших через Карпаты, преодолевших Дунай и Рейн. Их называли франками. Слово это произошло от имени одного из потомков Приама (властителя легендарной Трои), - Франсиса (Франсуа). Русы и франки - представители одного рода, начало которому, как считает часть исследователей, было положено потомками Приама. Здесь мы хотели бы заметить, что франки первоначально были так же славянским племенем, и правили ими приверженцы православной веры - хранительницы Северной традиции Меровинги. В старинных источниках территории современной Финляндии, Балтии, нынешних Ленинградской, Новгородской, Псковской областей называются Старой Франкией. Удивительным образом совпадают названия на территории современной Франции (Новой Франкии) и в Старой Франкии - славянской восточной Европе (территории Биармии): река Шелонь течет под Новгородом, и Шалонь - во Франции, в Тверской области имеются Алаунские высоты, а во Франции - Каталаунские поля. Очевидно, что и часто упоминаемая в крестьянских легендах средневековой Франции Магония имеет в своей основе Ма+га, или, что часто встречается обратное Га+Ма. А это ничто иное, как Биармия. Именно из Магонии, говорится в легендах, прибывают "окруженные облаками корабли".
  Финны
  Очень важную информацию об выходцах из Биармии дает карело-финский эпос "Калевала". Его главный герой - Вяйнемейнен или по-нашему Ваня - ман, получил свое имя от древнего бога ариев Ваня (Вяйне - Ваяня и мейнен - муж). Он прародитель людей Лапландии. Когда один из более юных богатырей - Ейкахайнен, "тощий молодой лапландец", "юноша дряной лапландский" - попробовал оспорить право старшинства у Вяйнемейнена, тот ему резко ответил, что его не было когда первые выходцы из Биармии осваивали эти земли. Вяйнемейнен олицетворяет первопоселенцев в этих краях, что указывает о неправильном понимании прародины ариев некоторыми исследователями, помещающими ее на Кольском полуострове. Еукахайнен же представляет племя, пришедшее на эти земли позже. Кстати, название "Финляндия" изначально звучало как "Винд - ланд" и означает "земля венедов". Сами себя финны называют "суоми". Как отмечает А.А. Абрашкин, в Скандинавию они мигрировали из приуральских областей (Биармии - Перми Великой). И лишь поселившись в Виндланде - Финляндии, получили от своих соседей имя "финны".
  Г.В. Вернадский называет их "феннами". Он пишет о том, что финны были чрезвычайно бедны, в то же время сам себе, противореча, пишет об археологических находках уже в конце неолита в Финляндии металлических орудиях, вплоть до железных. А вспомним древний род офеней, живший уже в наше время на территории Костромской и Ярославской областей?
  Руси
  Финское название России - "Венайа" (о чем свидетельствуют пограничные столбы в Ленинградской области) - родственно и имени Вяйне ("страна Вяйне" в "Калевале" называется Вяйнела), и имени "венеды". Согласно текстам рун, Лапландия также называется Рутья - именем, которое нам напоминает о том, что финны - выходцы из Русены, Биармии. В западно-финских языках, та страна, которую мы называем Швецией, зовется Руссией.
  Норманисты производят имя "русь" от финского "руотси" - "гребцы". Один из персонажей "Калевалы" - Руотус, что подтверждает, что - это Рус. У него у единственного в деревне есть баня, а русские и баня понятия неразделимые. Руотуса просили предоставить баню, где лапландская девушка должна была родить будущего короля Карелии, что служит подтверждением о пребывании русских в составе верховных правителей страны. Отказ жены Руотуса пустить роженицу является проявлением большой политики. Ребенок должен заменить на троне Вяйнемейнена, поэтому "русская партия" не хочет способствовать его рождению и, следовательно, к перевороту в стране. Но они не прибегают и к насилию. Отстраненный от власти Вяйнемейнен с обидой уплывает из страны. Очевидно, что с ним страну покинули и многие руотусы. Так финны и стали называть их "гребцами" (руотси).
  А русский исследователь А.Ф. Гильфердинг писал: "Западные и северные соседи Балтийских славян.... Обозначали их теми же именами, какими и всех вообще Славян, т.е. Вендами или Виндами".
  Латыши
  О единстве древних жителей Биармии с выходцами из нее свидетельствует и тот факт, что, по мнению Н.М. Карамзина, латыши являлись также потомками венедов - финнов, жителей Биармии. А управлял латышами в древности "северный Далай-Лама, главный судия и Священник Криве". А последователи этого северного Далай-Ламы стали именоваться кривичами - одним из племен славян. И, вполне вероятно, что учение буддизма и тибетского Далай-Ламы есть продолжение и развитие древней веры, вынесенной прежде выходцами их Биармии на Тибет.
  Выход угро-финнов в западном направлении
  Исследования археологов показывают, что примерно 10 тысяч лет назад после таяния ледника началось продвижение выходцев из Биармии в западном направлении. Так, по мнению московских археологов, на территории Московской, Ивановской и Ярославской областей появились племена, позднее положившие начало финно-угорским племенам меря и балтам. Об этом свидетельствуют названия рек Воря, Кончура, Вондига и Веля. Направление на восток у этих древних племен мыслилось как главная ось сакрального пространства. Это четко просматривается на размещении святилищ Радонежья. Так урочище Могильцы (относимое к царству мертвых, или владениям Чернобога, - миру пращуров) располагается строго на восток от Радонежа (царство Белбога).
  
  По мнению части исследователей, освобождение северо-запада России от ледника сопровождалось изменением нагрузки на земную кору, в результате происходили разрывы земной коры и образование глубоких расселин. Так, в частности, объясняют образование Ладожского озера. Именно временем схода мощного ледника считают исследователи начало повторного освоения северо-западных районов Биармии, которая начала свое расширение до Скандинавского полуострова. Напомним, что до XXI тысячелетия до н.э. (начало обледенения) эти районы составляли часть Биармии. Первых поселенцев на Ладожском озере после оледенения, по крайней мере, по дошедшим до нашего времени сведениям, называли "кирьялами". По мнению части лингвистов, оно произошло от слова "гирья", что в прибалтийских языках означало "горы". Викинги называли эту землю "Кирьялаботн", что, как считают эти лингвисты, означает "Страна кирьялов, живущих у основания заливов". Однако мы считаем ошибочным мнение, что люди гор - кирьялы получили свое название от небольшой возвышенности Северного Приладожья от Приозерска до Питкяранты над окружающей территорией. По нашему мнению, кирьялы были уралорусами -выходцами из Уральских гор, которые поселились у основания заливов Балтийского моря, которое в это время без сомнений включало в себя и Ладожское озеро. И не правы те исследователи, которые выводят биармское имя Кирилл из греческого языка. По нашему мнению, Кирилл это и есть человек гор, или человек - гора. Впоследствии кирьялы образовали финно-угорские племена водь и весь. Но они не были прибалтами, которые еще не дошли до своей Прибалтики, а также жили в единой семье уралорусов на территории Биармии. Да и викингов еще тогда не было.
  Автохтоны Биармии
  В монографии Академии наук России, посвященной народам Поволжья и Приуралья, пишется что коренные жители Волго-Камья (Биармии) с незапамятных времен имели скотоводство и земледелие. Так что не правы некоторые исследователи, утверждающие, что только приход (возвращение) славян в эти края положил начало земледелию и скотоводству. Да и археологические памятники древних культур (начиная с Ананьинских, возможно, что и Абашевских) доказывают верность нашей версии. Так что, еще не было "Древнего" Рима, да и "Древняя" Греция только становилась, а в Биармии уже было все, вплоть до парадных секир, но об этом ниже. Однако, лесные промыслы, особенно охота и бортничество, долгое время - пока сохранялись обширные лесные массивы - продолжали занимать не последнее место в их хозяйственной деятельности.
  Составители монографии отмечают, что остается неясным вопрос о первоначальной территории формирования пермских народов. Одни исследователи, опираясь на археологические материалы, видят их далеких предков в носителях ананьинской и сложившихся на ее основе ряде археологических культур железного века, занимавших обширную территорию, охватывающую бассейны рек Камы, Вятки, низовья Белой и средней Вычегды. Другие ограничивают их прародину сравнительно небольшим пространством к северу от верховьев Камы и Вятки, включая среднее течение Вычегды. Но для нас главное заключается в том, что пермские народы были автохтонным населением Биармии, которое осталось на своей родине после выхода из нее других племен.
  До нынешних времен у жителей Биармии в каждой деревне имеются опытные люди, обладающие специальными, в том числе и магическими знаниями, получеными по наследству и сохранявшимися в тайне. Повитуха у автохтонного населения Биармии (коми-пермяков) называется бабитчысь, гогинь, сравним с древней богиней Баба, которая была началом всего живого. Знахарь - ним видзысь буквально переводится как имя охраняющий, сравним имя видящий - вещий. Для приобретения колдовской силы знахарь должен был опуститься в три омута, что явно говорит о нашем водном истинном источнике информации. Так как автохтонное население западной части Биармии (финны, коми, пермяне и другие) подверглись ранней христианизации, то наиболее полно можно проследить обычаи и жизнь автохтонов Биармии на ее восточных и северных народностях.
  Страна городов Биармии
  Древнейшее поселение человека обнаружено на территории Барсовой горы (15 километров от города Сургута, Ханты-Мансийский национальный округ, Восточный Урал). Археологические исследования обнаружили здесь, в различных временных пластах, около 3000 жилищ, объединенных в поселения и городища. Кроме того, найдены могильники, святилища и многое другое. Самые древние исследованные свидетельства относятся к V тысячелетию до н.э. Это то время, когда не было не Египта, не Шумер, не говоря уж о Греции и Риме. Барсова гора по-прежнему хранит свои тайны. Российская наука оказалась не в состоянии открыть и половину из них. Шведские, финские и венгерские археологи произвели раскопки и вывезли за пределы России "десятки возов археологических находок". Дальнейшая судьба этих бесценных материалов неизвестна. Впоследствии из древней стоянки, а вернее не только из нее одной, выросло крупное княжество самобытного мирного сибирского народа - ханты.
  Слово "манси", как и "ханты", в переводе означает "человек". Когда русские впервые столкнулись с манси и хантами, они не различали эти два народа и в источниках XII века их называли "югрой". Часть исследователей выводит слово югра как юг -а - ра (южные арии). Позднее, приблизительно с XIV века, русские переняли коми-зырянское название манси - "вогулы", имеющее происхождение от речки Вогулки, на которой была расселена значительная группа манси. Как считает часть исследователей, хантов стали называть "остяки", производное от "ась-ях" - народ реки Ась (Обь). По нашему мнению, название остяков произошло от приветствия древних шаманов "Ось", что означало принадлежность к потомкам Посвященных в гиперборейскую магическую культуру. Этнические общности манси и хантов сформировались в результате смешения древних племен охотников и рыболовов Урала и пришедших с юга скотоводов лесостепи - угров. Именно поэтому их еще называют обскими уграми. Значительная часть угорских племен позднее покинула Урал, включившись в поток Великого переселения народов, и была ассимилирована ими, другие задержались в лесостепях Южного Урала дольше и в конце IX века н. э. пришли в Паннонию под именем венгров.
  Образ жизни таежных охотников и рыболовов, предков хантов и манси, сложился еще в эпоху неолита и бронзы и развивался лишь в каких-то элементах.
  На протяжении нескольких тысячелетий манси и ханты выработали оптимальные формы жизни и культуры, которые помогали им выжить в суровых условиях северных широт. Для пришельцев с запада Урал представал бескрайними просторами свободных земель. На самом деле они давно были освоены и поделены на охотничьи и рыболовные угодья. Охота была как пассивной (с помощью различных ловушек - от петель и ям до самострелов), так и активной, когда охотник, вооруженный луком, сохранившим свое значение в некоторых районах вплоть до начала XX века, или ружьем, преследовал зверя.
  Лес обеспечивал человека всем необходимым для поддержания жизни. Продукты охоты и оленеводства давали пищу, материал для изготовления зимней одежды. Переносное жилище - чум - на зиму покрывалось шкурами, а в летнее время - берестяными покрышками. Бересту снимали продольными полосами во время весеннего сокодвижения, сворачивали в рулоны и тщательно вываривали в воде или ухе для придания мягкости, после чего сшивали в огромные полотнища.
  Для хранения продуктов и зимней одежды строят специальные амбарчики, которые у манси называются "сумьях", у хантов и коми - "лабаз". Это домик на столбах, с крышей и незаметной дверью-щитом. Скрытые среди деревьев, они внешне напоминают избушки на курьих ножках из русских волшебных сказок, которые могли появиться в фольклоре славян, проживавших среди финно-угров с глубокой древности. В качестве опор для лабаза используются стволы растущих рядом деревьев, обрубленные на высоте 1,5-2 м, чтобы мелкие грызуны или медведь не смогли разорить припасы. Забраться в лабаз помогает лесенка в виде бревна с зарубками-ступенями, которую кладут рядом.
  Летнюю одежду предки шили из самотканого полотна. Если русские крестьяне специально ткали полотно изо льна, то ханты и манси добывали волокна из стеблей крапивы. И памятью о единой прародине являются сказки многих народов мира об исцеляющей одежде из крапивы. Одежда - рубахи и штаны у мужчин, и платье на кокетке и отрезное ниже талии у женщин - богато декорировалась. Такие платья шьют и теперь, зачастую вручную, с соблюдением традиционных правил кроя.
  Рыбу ловят круглый год, едят свежей, мороженой, жарят на палочках наподобие шашлыка палочках (у выходцев из Биармии появляется, за неимением рыбы, шашлык из мяса), заготовляют впрок, подсушивая и подвяливая. Зимой сушеная рыба спасает от голода не только людей, но и собак, а рыбная мука служит приманкой для оленей и одним из основных стимулов для их обучения ходить в упряжке. Раньше из кожи крупных рыбин шили плащи, обувь, кошельки и сумки. Рыбью чешую и внутренности часами вываривали, в результате получался клей, который использовали при изготовлении луков и в хозяйственных целях. В специально вытопленном и заготовленном впрок рыбьем жире сохраняли ягоды - морошку, чернику, голубику, клюкву и бруснику. Некоторые исследователи отмечают, что учитывая скудность пищевых ресурсов на Урале и Западной Сибири, можно было бы предположить, что одним из продуктов собирательства для жителей края станут грибы. Но нет. Ханты и манси никогда не считали их пищей для людей, оставляя белкам и оленям, чтобы те нагуляли жир. Единственный гриб, который признают некоторые ханты и манси, - это мухомор. Его галлюциногенное воздействие на человека используется в ритуальных целях.
  Одна из загадок, которую задали исследователям древние обитатели Урала и Сибири, связана с развитием гончарного дела. Далекие предки на протяжении бронзового и железного веков изготовляли огромное количество керамической посуды, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Однако пришедшие сюда русские поселенцы уже не застали этот промысел. Таежные охотники и рыболовы перешли на деревянную и берестяную посуду, а для термической обработки пищи и воды использовали металлические котлы, которые выменивали или покупали у соседних народов. Область религиозных традиций оказалась еще более консервативной. Неудивительно, что современный процесс национального возрождения этих народов в значительной степени строится на возрождении религиозных традиций. До сих пор у них сохранилось специфическое отношение к медведю. Его считают священным животным. В домах большинства живущих в тайге хантов медвежья голова со шкурой и сейчас хранится на самом почетном месте или в священной нарте (сани). В случае удачной охоты на медведя устраивается праздник, который, по описаниям этнографов, раньше мог длиться несколько дней, собирая всех родственников и соседей. На нем люди выражали свое почтение медведю, танцевали, исполняли специальные медвежьи песни, сценки из жизни, высмеивающие человеческие пороки и слабости - трусость, хвастовство, глупость и лень.
  Большинство божеств, которым с глубокой древности поклоняются, являются персонифицированными объектами и явлениями природы и связаны с хозяйственной деятельностью таежных охотников и рыболовов. Человек создавал священные места для божеств и духов покровителей, молился и совершал жертвоприношения в их честь. В центре культового места обычно находится священный сумьях или лабаз - дом, в котором "живет" бог. Так как люди представляют себе жизнь богов похожей на свою, вместе с богом часто помещают и его супругу. Существуют отдельные священные места богинь, наиболее чтимой из которых является Калтащ-эква (или Сорни-эква) - Золотая женщина, жена или сестра верховного бога-творца Торума. Еще в древности эта югорская богиня была известна не только в Сибири, но и в Европе. Первые сведения, собираемые европейцами о "дивьих" народах Урала и Зауралья, содержали больше вымысла, чем точных фактов. Слухи о почитании народами Урала и Зауралья изображения Сорни-эквы, породили многочисленные легенды о "Золотой бабе" - статуе из чистого золота, которой поклонялись местные народы. На европейских картах XV-XVI веков ее изображали в образе Юноны, сидящей на троне. Кунгурская летопись пишет о ней как о "богыне древней", которая "нага с сыном на стуле седящая, приемлюще дары от своих". Подношения ей, как и другим почитаемым богам, были богатыми. В обмен на меха предки манси и хантов получали изделия восточных мастеров - драгоценное оружие и великолепные изделия из серебра: блюда, кубки, чаши. На родине своего производства эти предметы роскоши давно исчезли. В дебрях же западносибирской тайги и Приуралья они приобрели новую, сакральную функцию, бережно передавались из поколения в поколение, хранились на священных местах, благодаря чему дошли до наших дней. И в этом смысле ханты и манси сделали неоценимый подарок мировой художественной культуре.
  Зарубежные представители уральской языковой семьи - это оленеводы саамы, проживающие на севере Норвегии, Швеции, Финляндии, а также финны, венгры и эстонцы. Географически они оказались отрезаны от "родственников", проживающих на Урале, но некоторые элементы культуры, быта и языка свидетельствуют о некогда существовавшем единстве. Например, корни названий числительных и некоторых предметов, связанных с домом и основными хозяйственными занятиями, совпадают у марийцев и финнов, хантов и венгров. Саамы, чтобы отличать своих оленей от чужих, ножом делают точно такие же отметки на их ушах, как ханты и манси. Многое в отношении к оленю является сходным у этих трех народов, разделенных тысячами километров. Можно себе представить, какую радость испытывали исследователи - финны и венгры, обнаружившие своих далеких языковых родственников на Урале, а следовательно, и возможную историческую родину. Среди ученых, посвятивших свою карьеру, а порой и жизнь изучению финно-угров Урала в XIX - начале XX века, финны Кустаа Фредерик Карьялайнен, Матиас Кастрен, Август Алквист, Арвид Генетц; венгры Антал Регули, Карл Папай, Бернхард Мункачи, Йожеф Папай и многие другие.
  Есь Всевышний
  Бог, Небесный Отец, Всевышний - именовался у остяков Есь. Кеты и до сего времени хранят это Имя. Его хранят и языки мира: есть (русские), "est" (латин.), "ez" (этруск.), "is" (англ.) и т. д. Все эти слова служат обозначению определенного бытия. О нем говорится и в книге Бытие.
   Имя ЕСЬ выражает - Тот, Кто Есть. Единственный, Кто может сказать Я ЕСМЬ, не солгав. Кельты Всевышнего в древности называли Есус. Он - Есю сын, грядущий спасти мир. Есуса изображали и распятым (повешенным на древе), и побеждающим древо. В этом случае у Него в руках был топор - знак Тора - Одина (Три -Единого). Римляне, ведя войну с "варварами", обнаружили такие изображения и пытались их истолковать. Им не было ничего неизвестно о предсказаниях Северной Традиции (веры гиперборейцев). Они именовали Есуса "гневный" (античный писатель Лукиан). Сами кельты, поклонявшиеся Есусу, называли Его Добрый Бог, Белый Бог. А также - Господь Богов. Это последнее созвучно привычному "Господь Бог". Такое именование представляет сокращение уподобившегося тавтологии: Бог - Он, есть Господь верующий в Него. А величание Господь Богов говорит о высшей божественности. Русские старообрядцы до сих пор почитают ересью "добавление еще И" к ведомому от века имени сына Божия. Они употребляют исконное начертание Исус (Есус). Некоторые северные старообрядческие общины сохранили древнейшие молитвы, обращенные к Сыну Божию, где подчиненно перечисляются и двенадцать низших богов, коим Он есть Господь. Малоазийский миф хатов также повествует о Естусе, Сыне Бога, освобождающем от владычества Змия глаза и сердце Отца.
  На территории Перми Великой существует древнее изложение, что у каждого человека три сущности: птица - мысли; лошадь - тяга к труду и путешествиям (освоению нового пространства) - физическое тело; собака - тяга к своему дому (родине) - душа. Сравним это с древними религиями.
  Не менее чем Сын Еся остяками почитался Дух Еся. Он именовался Дох (Дых) Всевышнего. Дох Еся кеты уподобляют птице. И мысли Доха - знания - изображались как стая птиц. Причем изображение каждой напоминало трезубец. На самом деле в древности то, что сейчас понимается как трезубец, изображало полет сокола в полете.
   Птичьи перелеты на юг остяки объясняли тем, что там суждено родиться Матери Бога. В западных землях Севера Ее именовали То-Мем, в восточных Тиу - Мама. Жрецы остяков и саами совершали каждый год ритуал "странствия на юг", чтобы поклониться Матери Бога (возможно на берега реки Кама, о чем будет ниже). Славянам было известно предсказание об Огненной Марии задолго до того, как святой Иоанн Богослов на Патмосе начертал бессмертное: "И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце" (Откр 12:1).
   Перед нами унаследованный от гиперборейцев исконный Триглав Севера: Отец, Сын и Дух. Даже у инков бог Инти означает "Три - в - Одном".
  По коми-пермяцки знающий (знахарь) называется тидись, а колдун - туи.
   Ведение гиперборейцев было принесено хатами, переселенцами, в земли будущей Палестины. Его хранили жрецы великой Хеттской империи. Мадианитяне наследовали его от хеттов. Часть этого древнейшего Знания перенял у мадианитского волхва Моисей. Первая книга Моисеева - Бытие - говорит о сотворении мира в шесть дней. А кетская Традиция учит о шести уровнях Бытия.
   У кетов: уровень первый - Свет Еся. Книга Бытие: день первый - сотворение света.
   У кетов: уровень второй - Хоседем, обитающая на скале посреди воды. Книга Бытие: день второй сотворение воды и тверди.
   У кетов: уровень третий - Бальне (Черемуховый Жезл), Белеген, Торет - покровители растительного царства, обитателей лесов и вод. Книга Бытие: день третий - сотворение растительного мира, моря и суши.
   У кетов: уровень четвертый - планеты и звезды (они есть срезы корней Мирового дерева). Книга Бытие: день четвертый - сотворение солнца, луны и звезд.
   У кетов: уровень пятый - духи родов различных птиц и зверей, с такими духами различных родов живого и сегодня общаются шаманы. Книга Бытие: день пятый - сотворение животного мира.
   У кетов: уровень шестой - связи и отношения человека: с другими людьми, с миром, с животными и растениями. Книга Бытие: день шестой - сотворение человека и поставление его владыкой над остальными творениями.
   Книга Бытие говорит о Покое Господа в седьмой день. Кетская Традиция учит, что у человека семь душ, причем если шесть из них соотносятся с шестью уровнями Бытия, то седьмая - независима, самоосновна, проста, вечна и пребывает в совершенном Покое.
   В седьмой главе книги Бытие описывается Потоп, гибель живого, спасение немногих в ковчеге. Кетская Традиция сохранила память про ряд Потопов. "Землю споласкивало", но каждый раз люди и звери спасались на своеобразном ковчеге - плавучих торфяных островах.
   Главные атрибуты Бога в Моисеевом Пятикнижии - гора и огонь. Центральные метафоры мистического Предания остяков - гора Еся и огонь Еся. У Е.П. Блаватской - горы огня и металла. УРАЛ!
   В книге Исход "И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что мне сказать им? Бог сказал Моисею: Я Есмь Тот, Кто Есть (Сущий)" (Исх 3:13, 14).
   В Евангелие от Иоанна пишется, что когда израильтяне пришли к Иисусу и спросили его кто Он, то Он ответил: "Я Есмь.
  
  По мнению Угрина, традиционное северное жилище - яранга, оставаясь неизменной на протяжении десятков тысяч лет, абсолютно точно повторяет геометрию пирамид с той существенной разницей, что яранга - это не одна, а две пирамиды, поставленные одна на другую. Причем макушка верхней пирамиды упирается в вершину нижней. Такая конструкция, по словам Угрина, создает две энергетические воронки, аналогичные тем, которые получаются в зеркалах Козырева. С помощью этих энергетических воронок, считает Угрин, излечиваются психофизические расстройства и параличи.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"