Тверская Елена : другие произведения.

Мироныч

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  МИРОНЫЧ
  
  Было так: позвонила Юлька.
  -К нам едет Мироныч.
  -Как Мироныч? Владимир Миронович?
  -Да, ребята с того берега задумали пригласить его в гости в Америку,
  все складываются, и он приезжает через две недели. Вы "in"?
  -Мы "in".
  Все - это бывшие выпускники 91-й школы города Москвы, Мироныч - наш бессменный учитель математики Владимир Миронович Сапожников. Во времена, когда мы кончали школу, он казался нам вполне пожилым дяденькой, а было ему тогда 35 лет.
  И он приехал. Невысокого роста, лысый, полноватый, как был. В первый момент показалось, что мы, ученики его, изменились больше, чем он; потом разглядели - чуть медленнее двигается, побольше морщин. Вот голос не изменился: четкий, чуть растягивающий слова, с ударением на каждом слове:
  
  Зна-аешь, как быстро подсказать ученику маткласса на экзамене, если он неправильно решает задачу? Сказать ему тихонько: -"Ты что, дурак?"
  
  В солнечный калифорнийский выходной все собрались, был арбузник в парке - человек пятьдесят, с супругами и детишками. Мироныч поговорил с каждым, вспомнил всех в каждом классе, рассказывал о школе, об учениках, явно был рад успехам.
  Он преподавал математику больше 40 лет. На моей памяти он пропустил в школе ровно два дня занятий - когда умерла его мать. Он был для нас такой же частью школы, как лестница с обкатанными перилами, как кабинет математики, как мел, который вечно крошился, но не кончался. Он был причина и цель нашего прихода в эту школу - Учитель математики. В нашем матклассе учились ребята талантливые, способные и обыкновенные, математику после 3-х лет у Мироныча знали все. У нас просто не было другого выхода - так он об'яснял, так спрашивал, такие давал задания. Об'яснения Мироныча каким-то образом попадали, минуя органы чувств, прямо нам в мозг. Он учил нас рассуждать, доводить решение задач до логического конца.
  Мы считали его "странным", строгим и занудным. Мы считали само собой разумеющимся, что в его жизни ничего больше не существует, кроме школы, да разве что, еще игры в шахматы по вечерам на московском бульваре. Мы не подозревали, чего стоило ему в 70-е и 80-е отстаивать в школе свои понятия о том, как должны проходить уроки. Но школа для многих из нас до сих пор сливается в памяти с Миронычем: с его пронизывающим, хитро оценивающим взглядом, блеском его ранней лысины в лучах весеннего солнца и голосом, в котором, кажется, звучат насмешка и любопытство одновременно:
  
   Ты существуешь в природе? Ты процветаешь?
  
  
  ----
  ----
  Здесь приведены запавшие в память высказывания Владимира Мироновича на уроках, собранные его учениками, математиками и нематематиками.
  
  ---
  Садись, Боровина, двойка. Хорошая оценка, хорошая девочка...
  ---
  За скобки вынести можно, это из магазина - нельзя...
  ---
  Вы меня сейчас об этом что? -не спрашивайте. Я сейчас что делаю? -на вопросы отвечаю.
  ---
  Ты так, Липовский, собираешься решать эту задачу? Ну, теперь я спокоен за наши границы...
  ---
  Видишь, как я молчу, ни слова не говорю.
  ---
  Я сейчас с вами веду не диалог, а что? - рассказываю.
  ---
  Клинов, ты не оправдаешься, и ты прекрасно это знаешь.
  ---
  Ученик - еще не человек. За эту парту человек не влезет, но ученик же сидит!
  ---
  В восьмом класе вы должны быть еше ма-аленькими...
  ---
  Мелом-то каждый решит, а вы в уме...
  ---
  Уравнения бывают простейшие и какие? - остальные.
  ---
  Сотри, Богатырцев, с доски, успокой мою нервную систему.
  
  Тебя спросят аксиому стереометрии, ты скажешь, попросят доказать - докажешь.
  ---
  Я разрешу разговаривать тогда, когда я разрешу разговаривать.
  ---
  Эти решения говорят, что каникулы у вас - что? кончились, а учебный год -что? не начался.
  ---
  Ты сидишь на первой парте по обману учителя...
  ---
  Ты говоришь или молчишь? Я хочу тебя допросить до конца.
  ---
  Чтобы получить 3 надо что? - решить 5 задач, а чтоб получить 5, надо решить их правильно.
  ---
  Ты нам хорошо рассказал, как не надо рассказывать...
  ---
  Говори, Ходулко! Вот Шварцман молчит громче, чем ты разговариваешь.
  ---
  Вот, Захолдин, он вертится, но он будет Президентом Академии Наук. А ты, Шварцман, на что рассчитываешь? На то, что женишься и возьмешь фамилию жены?
  ---
  Про Киреева.
   Киреев ученик какой?- гениальный.
   Тут приехала комиссия из РОНО, стали контрольные работы учеников проверять. Я вижу, они на работе Киреева поставили 2-ку. Я им говорю: вы работу Киреева неправильно проверяете. Работу Киреева надо как проверять? Сначала поставить 5, потом сесть и попытаться разобраться в предложенном Киреевым оригинальном решении.
  Ну, комиссия прочла все еще раз, переправила отметку на 5 и уехала.
  ---
  На контрольной : Эта задача посвящается Кирееву!
  ---
  Крид, ты что же, меня не боишься? Так нельзя! Учителя надо бояться.
  Нет у тебя ни стыда, ни зависти.
  ---
  Малкович, ты не сделала домашнее задание? Ты что, больная девочка?
  ---
  Хорошо, когда в школе можно сказать что-нибудь и никто тебя закладывать не пойдет. Сам.
  ---
  Гениальность у тебя, Апухтин, пройдет и настанет - что? Нормальная жизнь.
  ---
  Э-эх, Ганкина! Пока ты эту задачу решала, в тебе новое боролось с косностью и рутиной. Косность и рутина победили.
  
  Мы в уме ничего делать не будем, у нас его все равно - что? - нету.
  ---
  Хуторской, девочки на тебя так смотрят, я ИМ завидую!
  --
  (В Калифорнии, в универсальном магазине) Смотри, какие у этой девушки за кассой умные глаза! Если ей правильно об'яснить, она могла бы в математический класс поступить.
  ---
  А Лазаревский теперь в Хьюстоне живет. Хороший человек, а как попался.
  ---
  Ученик теперь пошел какой? Образованный. Работать стало как? Сложно.
  ---
  Он теперь зарабатывает столько, что на математике об этом рассуждать бесполезно, можно только на астрономии.
  ---
  Вот меня вызвали кое-куда и говорят: "Вы, Сапожников, на Израиль работаете."
  А я им говорю: 'Почему, на Израиль, мои ученики везде живут, я на весь мир работаю."
  ---
  Вы живете своей жизнью, а я - вашей.
  -------------------------------------------------------------------------------------
  
  
  Сегодня сообщили - Владимир Миронович умер.
  Он умер от рака, дома. С ним кто-то был из учеников, кто сказал, что за 15 минут до смерти Мироныч решил 2 задачи. Вообще, он прекрасно понимал, что умирает. Работал до последнего. Он поставил себе задачу выпустить 11-й класс и заставлял себя жить. За 5 дней до смерти Мироныч принимал экзамен. На экзамен его несли на руках. Учитель принял экзамены, закончил учебный год и умер. Довел решение до логического конца.
  
  
  Светлая Вам память, Мироныч.
  
  06/21/04
  
  * Все фамилии учеников изменены.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"