Учитель Александр Ефимович : другие произведения.

Ганнибал

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Очерки загробной жизни


Ганнибал

Киносценарий

Очерки загробной жизни

   Эпизод 1. Северная Африка. 19 октября 202 г. до н. э. Битва при Заме
   Сцена 1. На пустынной равнине сталкиваются в клубах песка, поднятого копытами коней, два отряда нумидийской конницы: Софака, союзника карфагенян, и Масанассы, союзника римлян. В роли нумидийцев можно снимать современных туарегов: всадники закутаны в синие плащи, их лица закрыты до глаз черными платками. На фоне батальной сцены идут титры:
   Северная Африка. 19 октября 202 г. до н. э. Битва при Заме - последнее сражение Второй Пунической войны
   Сцена 2. Общий вид центральной части сражения: перед рядами карфагенской пехоты идут 80 слонов. Ганнибал - на спине одного из них в центре. Римляне построены не в шахматном порядке, как обычно, а колоннами. При приближении слонов, колонны римлян расступаются, пропуская слонов между ними. Один за другим слоны начинают падать в волчьи ямы, закрытые настилом из досок и засыпанные сверху песком, заранее подготовленные римлянами на поле сpажения,.
   Сцена 3. Вид с командирского слона на расступающиеся колонны римлян. Внезапно камера проваливается вместе со слоном под землю. Полная тьма. В темноте летят звезды. На этом фоне идут титры:
   Ганнибал - карфагенский полководец
   Ганнибал в возрасте 9 лет
   Гамилькар Барка - отец Ганнибала
   Гисгон - карфагенский сенатор
   Публий Корнелий Сципион Африканский - римский полководец
   Луций Корнелий Сципион Азиатский - брат Публия
   Марк Порций Катон Старший - римский сенатор
   Тит Квинкций Фламинин - римский полководец
   Квинт Петилий - народный трибун
   Тиберий Семпроний Гракх - народный трибун
   Антиох третий Великий - селевкидский царь
   Артаксий - полководец Антиоха иранского происхождения
   Зариадр - отец Артаксия
   Прусий первый - царь Вифинии
   Эвмен второй - царь Пергама
   Формион - философ
   Аристон - агент Ганнибала
   Элишева - рабыня Публия Сципиона
   А также: нумидийские, римские, карфагенские, армянские и селевкидские воины, финикийские, родосские, вифинские и перегамские моряки, римские и карфагенские сенаторы, тирские жрецы, карфагенские, римские и гортинские граждане, римские магистраты и ликторы, вифинские послы, карфагенские рабы
   Эпизод 2. Карфаген. Сенат. Мир
   Сцена 4. Зал заседаний карфагенского сената. Сенаторы сидят на скамьях, расположенных полукругом. Слева и справа от трибуны каменные рельефы с изабражениями верховных богов Карфагена: Баал Хамон и Танит Пней-Баал. На трибуне Публий Сципион.
   Публий: Мои условия таковы: карфагенянам предоставляется владеть городами в Ливии, какие были во власти их и раньше, до объявления войны римлянам, владеть землею, исконни им принадлежавшею, вместе со стадами, рабами и прочим достоянием. С этого же дня карфагеняне освобождаются от неприязненных действий, будут жить по собственным законам и обычаям, не содержа у себя римского гарнизона. Карфагеняне обязаны возместить римлянам все потери, причиненные во время перемирия, возвратить пленных и перебежчиков за все время войны, выдать римлянам все военные суда, за исключением десяти трехпалубных, равно как и всех слонов; не объявлять войны без соизволения римлян ни одному из народов ни за пределами Ливии, ни в самой Ливии, возвратить Масанассе дома, землю, города и прочее имущество как самого царя, так и его предков в тех пределах, какие будут им указаны, в течение трех месяцев кормить римское войско и выдавать ему жалование, доколе из Рима не прибудет решение касательно этих условий. Карфагеняне обязуются уплатить десять тысяч талантов деньгами в продолжение пятидесяти лет, внося ежегодно по двести эвбейских талантов. В обеспечение договора карфагеняне обязаны дать сто заложников, каких укажет римский военачальник, возрастом не моложе четырнадцати лет и не старше тридцати.
   Громкий ропот в зале. На трибуну поднимается Гисгон.
   Гисгон: Эти условия неприемлимы! Народ Карфагена не потерпит такого унижения! Не пал еще неш великий город! Война продолжается ...
   В этот момент Ганнибал выбегат из зала и силой стаскивает Гисгона с трибуны.
   Ганнибал: Когда я стоял у ворот Рима, вы не прислали мне ни гроша! Я смолчал тогда, теперь ваша очередь молчать! Война проиграна!
   Крики из зала: Ганнибал, ты нарушил закон!
   Ганнибал: Мне ли знать ваши законы? Девяти лет от роду я покинул Карфаген, а вернулся сорокапятилетним.
   Эпизод 3. Карфаген. Предвыборное собрание
   Сцена 5. Ганнибал стоит на трибуне перед толпой на площади.
   Ганнибал: Настало время положить конец власти своекорыстной олигархии. Это они оставили мою победоносную армию в Италии без всякой поддержки. Полная победа над Римом была уже у меня в руках, а теперь вы сами видите, до чего мы дошли по их милости. Всенародно избранные суффеты должны стать независмы от сената, а совет ста четырех должен избираться народом, а не назначаться неизвестно кем.
   Одобрительные возгласы толпы.
   Эпизод 4. Сельская местность в окрестностях Карфагена. Сцены мирного труда
   Сцена 6. Виноградник. Рабы собирают виноград. Они топчyт виноград ногами в каменном бассейне, из которого сок стекает вниз по трубке в меньший резервуар.
   Сцена 7. Сбор маслин в оливковой роще. Собранные маслины давят на маслиничном прессе. Оливковое масло стекает в резервуар.
   Сцена 8. Жнецы жнут серпами пшеницу на бескрайнем поле. Осел вертит каменный жернов, из-под которого по желобу сыпется мука.
   Эпизод 5. Карфаген. Порт.
   Сцена 9. Вереницы носильщиков загружают в корабли амфоры с вином и оливковым маслом, мешки с мукой, тюки сушеных фиг и т. д.
   Эпизод 6. Рим. Заседание сената.
   Сцена 10. Сенаторы сидят на скамьях, расположенных подукругом. Патрицианская часть сенаторов (меньшинство) в белых тогах с пурпурной каймой. Справа от трибуны - алтарь богини победы, Виктории, с золотой статуей крылатой богини, стоящей на шаре с пальмовой ветью в руке. На трибуне карфагенский посол.
   Посол: Я рад сообщить, что карфагеняне досрочно закончили выплату военной контрибуции в десять тысяч эвбейских талантов серебром. Карфаген выполнил все свои обязательства по мирному договору от консульства Гнея Корнелия Лентула и Публия Элия Пэта. Поскольку наши заложники в Риме служили гарантией выполнения условий договора с нашей стороны, народ Карфагена просит вас, господа сенаторы, вернуть их на родину.
   На трибуну поднимается Марк Порций Катон (в плебейской тоге) и с театральным жестом молча вынимает из складок тоги огромную фигу.
   Катон: Вот как выглядит настоящая цена щедрости карфагенян.
   Многие сенаторы встают, чтобы получше рассмотреть диковинный плод.
   Катон продолжает: Может ли италийский крестьянин соревноваться с такими плодами? Вся Италия завалена карфагенской продукцией. Тысячи крестьян разорены. Недалек тот день, когда некому будет служить в наших легионах. Карфаген должен быть разрушен! Мы не можем отпустить карфагенских заложников, пока злейший враг римлян, Ганнибал, занимает высшую должность в Карфагене. Я требую выдачи Ганнибла в обмен на освобождение заложников.
   Публий Сципион (в патрицианской тоге): Уймись, Марк, оставь в покое этого великого человека.
   Катон, повышая голос: Карфаген должен быть разрушен!
   Эпизод 7. Карфаген. Дом Ганнибала
   Сцена 11. Ганнибал сидит за столом и что-то пишет. Входит мальчик со свитком папируса.
   Мальчик: Господин, тебе письмо из Рима.
   Ганнибал разворачивает свиток, читает и затем начинает комкать папирус.
   Ганнибал, глядя в пространство и ни к кому не обращаясь: Спасибо, Публий. (мальчику) Прикажи слугам собирать вещи, Мы срочно уезжаем.
   Мальчик: Куда, господин?
   Ганнибал: Там видно будет...
   Эпизод 8. Карфаген. Площадь.
   Сцена 12. Глашатый с возвышения зачитывет народу, собравшемуся на площади, указ сената.
   Глашатый: Сенат объявляет Ганнибала сына Гамилькара вне закона. Его дом подлежит сносу, и имущество - конфискации.
   Крики из толпы: Это конец! Ганнибал, где ты? Что же теперь будет?
   Многие плачут.
   Эпизод 9. Финикия. Тир. Пророчество
   Сцена 13. Весельный карабль под парусом приближается к острову, соединенному с берегом дамбой, на котором расположен финикийский город Тир - метрополия Карфагена.
   Сцена 14. Корабль пришвартовывается к берегу в оживленном торговом порту. Ганнибал сходит на берег и углубляется в лабиринт улиц.
   Сцена 15. Храм Мелькарта - верховного бога Тира. В глубине храма, в полумраке стоит статуя бога, перед ней жертвенник с неугосимым огнем. Ганнибал становится на колени перед жертвенником. К нему подходит жрец.
   Жрец: О чем ты желаешь вопросить бога, чужестранец?
   Ганнибал: Где мне суждено умереть?
   Жрец уходит за статую и через некоторое время возвращается с запечатанной навощеной табличкой в руке, которую он передает Ганнибалу.
   Ганнибал раскрывет табличку и читает: Странник, в ливийской земле вечный покой обретешь.
   Ганнибал (про себя): Так значит мне суждено вернуться на родину!
   В храм входит группа селевкидских воинов. Один из них обращается к Ганнибалу: Ганнибал, великий царь Антиох приветствует тебя в своих владениях и просит тебя принять участие в его походе на Армению.
   Эпизод 10. Армения. Поход Артаксия и Зариадра
   Сцена 16. Вереница македонских гоплитов идет горной тропой. Ганнибал, Артаксий и Зариадр едут верхом.
   Ганнибал: Что собой представляет противник?
   Артаксий: Александр Великий никогда не был в Армении, пройдя ее стороной, а после его смерти этой сатрапией завладел бактриец Оронт. Царь Антиох осадил его потомка Ксеркса в его столице Арсамосате в сотом году.
   Ганнибал: Когда это?
   Артаксий: Здесь принято вести счет лет от воцарения основателя династии, Селевка, в Вавилоне. Так вот, тогда Ксеркс удержался и даже получил в жены дочь царя Антиоха, но теперь царь решил вернуть себе эту сатрапию. Там правит некий Гидарн. Поскольку македонской власти там никогда по-настоящему не было, армяне не знают правильного боевого порядка, и вряд ли окажут серьезное сопротивление.
   Ганнибал: Если не засядут в крепости, как прежде. Надо вынудить их принять открытое сражение.
   Тем временем селевкидская армия начинает спускаться в долину, где расположился лагерем противник.
   Зариадр: Да вот, взгляните, и вынуждать не надо - сами тут, как тут!
   За перевалом в долине, пересеченной ручьем виден лагерь противника. Спускаясь в долину, гоплиты начинают строиться фалангой: это восемь рядов тяжеловооруженных воинов со щитами в полный рост и семиметровыми копьями - сариссами. Противник приходт в движение: слышен зов рожка, вперед выдвигаются серпоносные колесницы и всадники. Когда селевкидская фаланга дастаточно спустилась в долину, на нее во весь опор начинают мчаться серпоносные колесницы. В каждой колеснице экипаж из двух воинов: возницы и вооруженного копьем бойца. Колесницы пересекают ручей, крупным планом летят брызги воды из-под колес, бешенно вращаются серповидные сабли, прикрепленные к осям колесниц. Наткнувшись на частокол копий лошади со ржанием встают на дыбы. Гоплиты несколько подаются назад, но сохраняют строй. Из-за фаланги на остановившиеся колесницы налетает селевкидская конница. Всадники колют колесничих. Набежавшие легковооруженные пелтасты вскакивают на колесницы и, сбросив колесничих, разводят их в стороны. Фаланга переходит в наступление. Не дождавшись фронтального удара этого чудовища, нестройная толпа воинов противника разбегается, бросая оружие.
   Эпизод 11. Армения. Основание Артаксаты.
   Сцена 17. Ганнибал и Артаксий едут верхом по живописной долине, в центре которой расположен холм.
   Артаксий: Вот прекрасное место для основания моей новой столицы.
   Ганнибал: У тебя, я вижу, далекоидущие планы.
   Артаксий: Все зависит от того, как обернется дело с войной против Рима, которую затевает Антиох. Скажи мне, Ганнибал, ведь у тебя есть опыт градостроительства?
   Ганнибал: Да, мне приходилось этим заниматься в Испании.
   Сцена 18. Ганнибал смотрит, прищурившись, через грому - римский теодолит, показывая рукой землемеру с шестом отойти правее. Землемер втыкает шест в землю, и солдаты протягивают канат между шестом и громой. К Ганнибалу подходит вестник.
   Вестник: Ганнибал, царь Антиох приглашает тебя в Эфес.
   Эпизод 12. Кария. Эфес. Библиотека.
   Сцена 19. В зале эфесской библиотеки идет лекция философа Формиона о военном искусстве. Каменные ниши в стенах полны свитками папируса. Слушатели сдят на скамьях, а лектор стоит у грифильной доски и чертит на ней какие-то сложные схемы. Среди слушателей в первом ряду сидят царь Антиох и Ганнибал.
   Формион: И вот, построившись клином, воины прорывают центр противника его острием!
   Антиох: Что скажешь, Ганнибал, какова стратагема?
   Ганнибал: Видывал я много сумасшедших стариков, но такого сумасшедшего, как Формион, не встречал ни разу.
   Сцена 20. После того как все расходятся, Антиох и Ганнибал остаются в библиотеке одни.
   Ганнибал: Царь, тебе необходимо как можно скорее заключить союз с Филиппом, пока Тит Фламинин не предложил ему мир на самых выгодных условиях. Тогда ты останешся один на один с Римом, а этого нельзя допустить. Кроме того, у меня сохранились кое-какие связи в Карфагене, и я могу попробовать послать туда своего человека, чтобы склонить карфагенян к союзу с тобой.
   Антиох: Кто этот человек?
   Ганнибал: Аристон, тирский гражданин.
   Эпизод 13. Карфаген. Здание сената.
   Сцена 21. Ночь. По лабиринту темных, узких улочек пробирается посланец Ганнибала, Аристон. Он выходит к зданию карфагенского сената, приклеивает к его стене воззвание Ганнибала к народу, и убегает.
   Сцена 22. Утро. Большая толпа собралась возле здания сената.
   Крики из толпы: Ганнибал призывает нас к войне против Рима в союзе с Антиохом! Смерть Риму! Ганнибал, веди нас в бой!
   Группа сенаторов расчищает себе дорогу сквозь толпу и поднимается на крыльцо сената. Один из сенаторов срывает воззвание и рвет его в клочья. Сенаторы заходят в здание.
   Эпизод 14. Эфес. Палестра.
   Сцена 23. Ганнибал раздевается в гимнастическом зале и тачинает натирать тело оливковым маслом. В зал входят Публий Сципион с братом Луцием, прибывшие в Эфес для переговоров с Антиохом.
   Ганнибал: Публий!
   Публий: Ганнибал!
   Ганнибал и Публий дружески жмут друг другу руки и обнимаются.
   Ганнибал: Хочешь померяться силами?
   Публий: Ты же знаешь, что я всегда рад сразиться с тобой.
   Публий сбрасывает тогу и тунику, натирает тело маслом и встает в борцовскую стойку. Публий и Ганнибал начинают борьбу.
   Сцена 24. Ганнибал и Публий сидят, погрузившись по пояс в воду в горячем бассейне в клубах пара. За спиной Публия сидит на краю бассейна, обнимая его за плечи, голая девушка лет 15.
   Публий: Что, хороша? Или ты предпочитаешь мальчиков?
   Ганнибал усмехается.
   Публий: Твоя, между прочим, соотечественница. Я взял ее в Новом Карфагене.
   Ганнибал: Ма шмех, ялдати? (как тебя зовут, детя мое?)
   Элишева: Элишева, адони (Элишева, мой господин).
   Публий: Скажи мне, Ганнибал, кого ты считаешь величайшим полкoводцем?
   Ганнибал: Александра.
   Публий: А кого вторым?
   Ганнибал: Пирра.
   Публий: Ну а третьим?
   Ганнибал: Себя.
   Публий: А если бы я не разбил тебя при Заме?
   Ганнибал: Тогда бы я считал первым себя.
   Публий окунается с головой в воду.
   Эпизод 15. Эфес. Царский дворец.
   Сцена 25. Ганнибал подходит к закрытым дверям одной из комнат дворца. У дверей два стражника скрещивают перед ним копья.
   Ганнибал: Пропустите меня к царю.
   Стражник: У царя секретное совещание. Тебя не велено туда пускать.
   Сцена 26. Двери открываются и из них выходит Антиох в окружении придворных. Ганнибал подходит к нему.
   Ганнибал: Царь, мне надо с тобой поговороть.
   Ганнибал и Антиох отходят в сторону.
   Ганнибал, раскрывая ладонь с застарелым шрамом от ожега: Ты видишь царь этот шрам? Когда я еще был ребенком не старше девяти лет, отец мой Гамилькар, отправляясь из Карфагена в Испанию командовать войском, принес жертвы Зевсу Всеблагому Величайшему.
   Эпизод 16. Карфаген. Храм бога Эль Эльйон.
   Сцена 27. Гамилькар Барка с девятилетним Ганнибалом входят в храм финикийского бога грозы, Эль Эльйон. Перед статуей бога - алтарь с неугасимым огнем.
   Ганнибал: Отец, возьми меня с собой в Испанию!
   Гамилькар: Возьму, если ты дашь мне то обещание, которое я хочу услышать.
   Ганнибал: Я обещаю все, о чем ты попросишь!
   Гамилькар подводит сына к алтарю, берет его за руку и кладет ее ладонью на огонь. Ганнибал вскрикивает.
   Гамилькар: Повторяй за мной: Клянусь пока я жив никогда не вступать в дружбу с римлянами.
   Ганнибал, корчась от боли: Клянусь пока я жив никогда не вступать в дружбу с римлянами.
   Эпизод 17. Эфес. Царский дворец.
   Сцена 28. Антиох и Ганнибал в той же позе, что и в сцене 26.
   Ганнибал: Эту клятву, данную отцу, я хранил до сегодняшнего дня столь ревностно, что никто не вправе усомниться в постоянстве моих мыслей на склоне дней. Так что, если ты задумаешь оказать римлянам какую-нибудь дружескую услугу, то правильно сделаешь, если скроешь это от меня; если же соберешься воевать с ними, то обманешь самого себя, не поставив меня во главе этого дела.
   Эпизод 18. Лидия. Магнезия. Военный лагерь.
   Сцена 29. Антиох с Ганнибалом обходят ряды селевкидской армии, выстроенной в две фаланги: одна состоит из македонских наемников, вооруженных семиметровыми сариссами, другая - из греческих ополченцев, союзников Антиоха, с трехметровыми копьями.
   Антиох: Как по-твоему, хватит их для римлян?
   Ганнибал: Пожалуй хватит, как бы жадны римляне не были.
   Антиох: Ты, я вижу, не веришь в победу. Я назначаю тебя командиром моего финикийского флота.
   Эпизод 19. Памфилия. Эвримедон. Морской бой.
   Сцена 30. В море у устья реки весельные карабли выстроены в две боевые линии. Это финикийский флот Антиоха под командованием Ганнибала и флот Родоса, союзника римлян.
   Титры: Июль 190 г. до н. э. Сражение при Эвримедоне
   За бортами родосских кораблей на длинных наклонных шестах висят на цепях полыхающие жаровни. При приближении к кораблям противника моряки отпускают цепи, и жаровни падают на палубы селевкидских кораблей. С горящих кораблей прыгают в море матросы. Только флагман Ганнибала маневрируя между снарядами, зигзагом уходит в открытое море.
   Эпизод 20. Крит. Гортина.
   Сцена 31. На стене Булевтерия (городского совета) высечены знаменитые Гортинские законы. На их фоне Ганнибал обращается к членам городского совета Гортины.
   Ганнибал: Граждане славного города Гортины, как молящий о защите я припадаю к вашему алтарю с просьбой об убежище. Я пришел к вам не с пустыми руками. В знак доброй воли и полного к вам доверия я помещаю все свое достояние в вашем храме Артемиды. Вот оно.
   Рабы вносят амфоры, наполненные серебрянными монетами.
   Сцена 32. Ганнибал наблюдает как рабы устанавливают бронзовые статуи атлетов во дворе его дома в Гортине.
   Эпизод 21. Рим. Сенат.
   Сцена 33. Заседание римского сената. На трибуне Луций Сципион.
   Луций: Антиох наголову разгромлен на суше и на море. Его флот уничтожен при Эвримедоне, а армия разбита при Магнезии. Потери противника составляют 50.000 человек, римляне и наши союзники - родосцы и царь Эвмен - потеряли 500 человек.
   Марк Катон с места: Прежде чем требовать триумфа, отчитайся для начала на что пошли 3.000 талантов, полученных тобой от Антиоха.
   Луций: Пожалуйста, отчет готов, пусть секретарь принесет его.
   Секретарь сената вносит большой свиток папируса и передает Луцию. Луций разворачивает свиток, но не успевает начать читать. К трибуне выходит Публий Сципион, отбирает у Луция свиток и рвет его на куски, которые он бросает в зал.
   Публий: Можешь собрать и прочесть, если тебе интересно, Марк! Хотел бы я знать, кто отчитается за 15.000 талантов контрибуции, выплаченной Антиохом в казну?
   Катон: Ты ответишь за это, Публий! По твоей милости Ганнибал ушел у нас прямо из рук и нашел убежище на Крите. Карфаген должен быть разрушен!
   Эпизод 22. Крит. Гортина.
   Сцена 34. Ганнибал у себя дома читает, сидя за столом, письмо.
   Ганнибал: Ты многим рискуешь, Публий, спасая меня раз за разом. Римляне тебе этого не простят.
   Сцена 35. Ганнибал наблюдает, как во дворе его дома рабы валят бронзовые статуи и разрубают их пополам тапорами. Из статуй сыпятся на землю серебрянные монеты, которые рабы сгребают лопатами в амфоры.
   Сцена 36. Члены Гортинского городского совета в сопровождении римских послов входят в храм Артемиды. Рабы переворачивают амфоры, оставленные там Ганнибалом. Под тонким слоем серебрянных монет там оказываются камни.
   Член совета: Хитрый пуниец!
   Эпизод 23. Мраморное море. Морской бой.
   Сцена 36. В виду скалистого берега корабли в море выстроены в две боевые линии: флот царя Вифинии, Прусия, и флот царя Пергама, Эвмена.
   Титры: Бежав с Крита, Ганнибал нашел убежище в Вифинии, у царя Прусия
   Сцена 37. Борт вифинского флагмана. У борта стоят Ганнибал и Прусий.
   Ганнибал: Прежде всего, надо выяснить, на каком корабле находится царь Эвмен.
   Сцена 38. От линии вифинских кораблей к пергамской линии подплывает лодка под белым флагом. В лодке стоит вестник.
   Вестник кричит: Послание царю Эвмену от царя Прусия!
   К лодке приближается флагман пергамского флота. Вестник передает свиток папируса из лодки на борт флагмана, и лодка тотчас возвращается.
   Сцена 39. Борт пергамского флагмана. Царь Эвмен ломает печать и разворачивает свиток. Это - чистый лист папируса. Эвмен пожимает плечами и бросает папирус за борт.
   Сцена 40. Сразу три вифинских корабля устремляются к пергамскому флагману с целью взять его на абордаж. Пергамский флагман разворачивается и на полной сокрости спасается бегством в направлении берега. Тем временем вифинские корабли приближаются к пергамским. Установленные на них баллисты начинают метать глиняные сосуды на корабли противника.
   Сцена 41. Борт одного из пергамских кораблей. На палубу падает глиняный сосуд и с треском разбивается. Из его осколков выползает клубок ядовитых змей. Моряки с удивлением смотрят на это "биологическое оружие". Еще один сосуд падает на палубу, а за ним - третий, змеи с шипением заполняют палубу. Моряки в ужасе начинают прыгать за борт.
   Эпизод 24. Рим. Форум. Народное собрание
   Сцена 42. Форум полон народа. На ростре - народный трибун Квинт Петилий. Остальные девять трибунов стоят перед рострой. За ней в креслах с гнутыми ножками сидят курульные магистраты: квесторы, эдилы, преторы и консулы.
   Квинт Петилий: Сын его, взятый в плен, был возвращен ему без выкупа, да и во всем прочем Антиох чтил Сципиона так, будто бы в его только власти были и мир, и война с Римом. В провинции был он для консула не легатом, а диктатором, и если он туда и отправился, то лишь затем, чтобы Греции, Азии, всем восточным царям и народам внушить то, в чем в Испании, Галлии, Сицилии и Африке уж давно уверились: что один человек -- и глава, и опора владычества римского, что Сципион осеняет собой государство, владычествующее над всем земным кругом, что мановенье его может заменить и постановления сената, и повеленья народа.
   На ростру поднимается Публий Сципион.
   Публий: Народные трибуны и вы, квириты! Ныне годовщина того дня, когда я счастливо и благополучно в открытом бою сразился в Африке с Ганнибалом и карфагенянами. А потому справедливо было бы оставить на сегодня все тяжбы и ссоры. Я отсюда сейчас же иду на Капитолий поклониться Юпитеру Всеблагому Величайшему, Юноне, Минерве и прочим богам, охраняющим Капитолий и крепость, и возблагодарю их за то, что они мне и в этот день, и многократно в других случаях давали разум и силы достойно служить государству. И вы, квириты, те, кому это не в тягость, пойдите также со мною и молите богов, чтобы и впредь были у вас вожди, подобные мне. Но молите их об этом, лишь если правда, что оказывавшиеся вами мне с семнадцати лет и до старости почести всегда опережали мой возраст, а я своими подвигами превосходил ваши почести.
   Ростру окружают ликторы.
   Ликтор Публию: Публий Корнелий Сципион, повелением народных трибунов ты арестован.
   Тиберий Гракх: Veto! (Я запрещаю!)
   Ликторы расступаются, и Публий со всей толпой поднимается на Капитолийский холм.
   Эпизод 25. Вифиния. Крепость Либисса ("Ливийская"). Исполнение пророчества.
   Сцена 43. Прусий и Ганнибал подъезжают верхом к крепости на вершине горы.
   Прусий: За неоценимые услуги, оказанные тобой Вифинии, я дарю тебе эту крепость. В ней ты будешь чувствовать себя в полной безопасности.
   Ганнибал: Как она называется?
   Прусий: Ливийская крепость.
   Ганнибал: Так вот оно, в чем дело...
   Прусий: Что?
   Ганнибал: Нет, ничего. Спасибо.
   Эпизод 26. Кампания. Литерн. Вилла Сципиона. Смерть Публия.
   Сцена 44. Публий лежит в горячей ванне. На полу, положив голову на край ванны, сидит плачущая Элишева. Публий поднимает бритву.
   Публий: Прощай Ганнибал, скоро увидимся.
   С этими словами он перерезает себе вены и опускает руки в воду. Вода окрашивается кровью.
   Сцена 45. Могила Публия Сципиона. На надгробном камне латинская надпись:
   P. Conelius P.f. Scipio cos. imp.
   Ingrata patria, ne ossa quidem habebis
   (Публий Корнелий сын Публия Сципион, консул, император.
   Неблагодарная родина, даже и костей не получишь)
   Эпизод 27. Рим. Дом Тита Фламинина
   Сцена 46. В триклинии возлежат на ложах Тит Фламинин и вифинские послы. Возде каждого ложа - столик с явствами.
   Тит: Я слышал, что царь Прусий основал новую столицу.
   Один из послов: Да, Прусу. Ганнибал помогал ему в градостроительстве.
   Послы тревожно переглядываются, поняв, что сболтнули лишнего.
   Эпизод 28. Вифиния. Пруса. Царский дворец. Тронный зал.
   Сцена 47. На троне сидит Прусий в окружении придворных. Перед троном - Тит Фламинин со свитой римских солдат.
   Тит, приветствуя Прусия римским салютом: Римский сенат и народ приветствуют царя Прусия, друга и союзника римского народа. Как нам стало известно, враг римлян, пуниец Ганнибал находится сейчас в Вифинии. Сенат требует его выдачи.
   Прусий: Выдать вам Ганнибала было бы нарушением законов гостеприимства. Но вы ведь и так ведете себя в Вифинии как у себя дома. Ищите его сами. Найдете, и он - ваш.
   Эпизод 29. Вифиния. Крепость Либисса. Смерть Ганнибала
   Сцена 48. Ночь. Вереница римских воинов поднимается на холм, на вершине которого находится крепость.
   Сцена 49. Ганнибал спит у себя в спальне. Входит мальчик с маслянным светильником и будит его.
   Мальчик: Господин, римляне окружают дом.
   Ганнибал: Поди, проверь потайной выход.
   Мальчик уходит и через некоторое время возвращается.
   Мальчик: Он тоже занят, господин!
   Ганнибал: Тогда пожалуй я сниму, наконец, тяжелую заботу с плеч римлян, которые считают слишком долгим и трудным дождаться смерти ненавистного им старика. Принеси вина.
   Мальчик уходит и возвращается с чашей вина. Ганнибал берет у него чашу, открывает сферическую крышку перстня у себя на пальце и высыпает хранящийся там яд в вино.
   Ганнибал: До встречи, Публий!
   С этими словами Ганнибал выпивает яд. Экран постепенно меркнет. В наступившей полной тьме летят звезды. На их фоне идут финальные титры:
   Ганнибал - покончил собой в 183 г. до н. э.
   Гамилькар Барка - погиб в Испании в 228 г. до н. э.
   Гисгон - судьбы неизвестна
   Публий Корнелий Сципион Африканский - умер в 184 г. до н. э., возможно покончил собой
   Луций Корнелий Сципион Азиатский - после смерти брата был арестован. В 184 г. до н. э. проиграл выборы цензоров Катону Старшему. Умер в 183 г. до н. э..
   Марк Порций Катон Старший - избран цензором в 184 г. до н. э. Умер в 149 г. до н. э. в самом начеле Третьей Пунической войны, к которой призывал всю жизнь
   Тит Квинкций Фламинин - умер в 174 г. до н. э.
   Квинт Петилий - судьбы неизвестна
   Тиберий Семпроний Гракх - женился на дочери Публия, Корнелии. Реформаторы Тиберий и Гай Гракхи были их сыновьями
   Антиох третий Великий - убит в 187 г. до н. э. в Эламе при попытке ограбить храм
   Артаксий - после Апамейского мира в 189 г. до н. э. провозгласил независимость Великой Армении
   Зариадр - тогда же стал царем Софены
   Прусий первый - умер в 182 г. до н. э.
   Эвмен второй - получил по Апамейкому миру большую часть западной Малой Азии
   Формион - судьба неизвестна
   Аристон - судьбы неизвестна
   Элишева - жена Публия, Эмилия (сестра Эмилия Павла), дала ей свободу
   Время пребывания Ганнибала в Армении неизвестно, так же как и точное время селевкидского завоевания Армении. Связь между этими двумя событиями - авторский домысел. В фильме использованы отрывки из "Истории" Полибия (в переводе Ф. Г. Мищенко), "Ганнибала" Непоса (в переводе Н. Н. Трухиной), "От основания города" Тита Ливия (в переводе А. И. Солопова) и "Тита Фламинина" Плутарха (в переводе Е. Пастернака).

КОНЕЦ

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Перевод
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"