Учитель Александр Ефимович : другие произведения.

Как войти в историю?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Как войти в историю?

   Для этого необходимо соблюдение одного или нескольких из трех условий: 1) сохранение непрерывной традиции переписывания (в любой форме: перепечатывание, перезагрузка и т. д.) рукописей, 2) использование для письма материала, не подверженного вторичному использованию или разрушительному воздействию времени, 3) сухой климат, при котором сохраняются органические материалы.
   Первое условие соблюдено для культур древней Греции (начиная с классической эпохи), Рима, Индии, Китая, евреев, отчасти Ирана эпохи Сасанидов. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, что сохранился достаточно большой литературный корпус. Плохо, что процесс переписывания - неизбежно селективный, и большая часть литературного наследия в этом процессе утеряна. Смена религии действует в этом отношении особенно деструктивно - от зороастрийского Ирана не сохранилась полностью даже их священная книга Авеста. Но самое главное - утеряны все архивы, поскольку текущую документацию никто не утруждал себя переписывать. Социально-экономическую историю в этих условиях восстановить почти невозможно, да и о политической, без протоколов заседаний всякого рода власть имущих учреждений, сведения дошли крайне тенденциозные. Что мы знаем о внутреннем устройстве и политической истории сотен городов-государств древней Греции за пределами Афин? До нас не дошло ни одного внутри-спартанского документа, и все, что мы знаем о древней Спарте - это про- и анти-спартанская пропаганда, написанная в Афинах.
   Второе условие соблюдено для всей клинописной цивилизации Передней Азии с конца 4-го до конца 1-го тысячелетия до н. э. Глиняные таблички невозможно использовать вторично (в отличие от камня или металла), и от времени им ничего не делается. Сохранилось практически почти все, что было написано - миллионы (без преувеличения) документов! Мы знаем меньше, чем хотелось бы, лишь из-за случайного характера археологических находок. Но главная проблема - это все же именно обилие материала. От одной только эпохи 3-й династии Ура, продолжавшейся около ста лет, дошло около миллиона клинописных табличек. Сколько человек в мире знают шумерский язык и готовы посвятить жизнь разбору этого моря документов, чтобы все это хоть как-то систематизировать? Ко всему прочему, многие большие архивы были раскопаны нелегально, и таблички оттуда расползлись по всему миру - попробуй теперь их заново собрать в архивные папки! Но, в любом случае, мы сегодня знаем об отношениях городов-государств Лагаша и Уммы в 27-м в. до н. э. больше, чем об отношениях Рязани с Москвой в 14-м в. н. э.
   Третье условие соблюдено для Египта. Разумеется, свитки папируса достаточно хрупки и легко горят, но, по крайней мере, климат Египта предотвращает их гниение. Чем дальше во времени, тем меньше папирусов сохранилось, но все же мы знаем об истории и культуре Египта несравненно больше, чем о соседних странах. Египет вообще - настоящая кладезь древних рукописей, причем не обязательно египетских. В Элефантине в Верхнем Египте найден единственный архив арамейских документов ахеменидской эпохи, на пелене египетской мумии сохранился единственный литературный текст на этрусском языке, в деревне Оксиринх в Дельте найдена единственная сельская библиотека греческих рукописей эллинистической эпохи, в монастыре Наг Хаммади найдена единственная раннехристианская библиотека гностических рукописей, в каирской генизе (хранилище старых рукописей при синагоге) найден единственный архив еврейской средневековой общины. И это - далеко не полный список.
   Всем остальным повезло гораздо меньше. От карфагенской литературы не осталось ровным счетом ничего. Так же как и от литературной традиции всех стран пост-хеттской и до-эллинистической Малой Азии (Лидии, Ликии, Карии, Фригии и др.), до-римской Италии, минойского Крита и микенской Греции. В двух последних случаях экономические документы было принято писать на глиняных табличках, поэтому об обществе и экономике микенской Греции известно, как ни странно, больше, чем о классической эпохе, зато о политической истории той же микенской Греции неизвестно ничего. От остальных упомянутых культур остались только немногочисленные и краткие надписи на камне, как правило, надгробные. И это еще не самый худший результат: от цивилизации долины Инда сохранились одни только каменные печати с надписями, слишком краткими, чтобы их можно было бы расшифровать.
   Прогнозы на будущее удручающие. С одной стороны, обнадеживает, что возможности хакеров позволяют взлом электронных архивов в ходе самих событий, не дожидаясь положенного законом срока рассекречивания документов. С другой стороны, сам перевод архивов с бумаги в электронную форму не позволяет надеться на их рассекречивание: по истечении положенного срока (30 или 50 лет) там ничего не будет, а электронные файлы никто не рассекретит никогда - их просто сотрут. Страшно подумать, что произойдет, если традиция перезагрузки компьютеров будет когда-либо прервана - бумажные архивы да конца 20-го в. сохранятся во все том же Египте и в штате Юта с похожим климатом. А от всей остальной нашей цивилизации не сохранится никакой информации, кроме надписей made in China на пластмассовых игрушках.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"